3 сообщение об экологических катастрофах вызванных разливом нефти в воде и на почве

Обновлено: 02.07.2024

Типы и причины экологических катастроф

Если природные катастрофы из-за стихийных бедствий известны в истории человечества давно (извержение Везувия, погубившее город Помпеи), то техногенные (антропогенные) катастрофы — явление последнего столетия и результат деятельности людей.

По масштабам экологические бедствия делят на глобальные и локальные.

Глобальная экологическая катастрофа — гипотетическое происшествие, которое может привести к гибели всего живого на планете. Изменение климата, которое все чаще вызывает стихийные бедствия, может привести к реальному планетарному кризису. Если средняя температура Земли повысится на 1,5°C относительно доиндустриального уровня, это приведет к исчезновению многих видов животных и растений, сотни миллионов людей испытают дефицит воды из-за засухи, часть прибрежных территорий затопит океан, лесные пожары истребят места обитания зверей, птиц и насекомых.

ООН: пожары 2021 года — лишь начало серьезных последствий потепления

Семь выводов доклада об изменении климата

Локальные экологические катастрофы затрагивают ограниченную территорию. К ним относятся природные и техногенные катастрофы, которые вызывают гибель или серьезное нарушение одной и более местных природных систем.

Великий смог, 5 декабря 1952 года

В декабре 1952 года Лондон окутала едкая желто-черная дымка. В первые недели смог унес жизни 4 тыс. горожан. В следующие месяцы эта цифра выросла до 12 тыс., а последствия для здоровья (хронические заболевания сердца и дыхательной системы) получили 100 тыс. человек.

Смог был проблемой Лондона, так как дома и фабрики топили углем низкого качества, с примесями серы. Морозным днем 5 декабря погодные условия сложились так, что холодный воздух оказался ниже теплого и выбросы заводов, автомобилей и домохозяйств не рассеялись, а остались на уровне земли. Туман и дым образовали смог, который из-за безветрия продержался до 9 декабря. Тысячи людей отравились, но не могли добраться до больниц: из-за плохой видимости встал транспорт. Пожилые люди и дети, страдавшие респираторными заболеваниями, а также курильщики умирали от удушья.

После Великого лондонского смога в Британии начали вводить меры по отказу от угольного отопления.

Гибель Аральского моря, 1960-2007 годы

Соленое бессточное озеро было четвертым по площади среди озер мира. Но высохло за 40 лет на три четверти в результате сельскохозяйственной деятельности.

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

Трагедия в Мексиканском заливе показала, как человек своими руками может в течение нескольких недель уничтожить природу с помощью природы. Пока ВР экстренно ищет деньги на восстановление акватории Мексиканского залива, а власти США решают, что делать с бурением на шельфе, мы предлагаем вспомнить 10 крупнейших разливов черного золота на воде в истории человечества.

1.В 1978 году танкер Amoco Cadiz сель на мель неподалеку от побережья Бретани (Франция). Из-за штормовой погоды спасательную операцию провести было невозможно. На тот момент эта авария была крупнейшей экологической катастрофой в истории Европы. Подсчитано, что погибли 20 тыс. птиц. В спасательных работах принимали участие более 7 тыс. человек. В воду вылилось 223 тысячи тонны нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Нефть распространилась также на 360 километров побережья Франции. По мнению некоторых ученых, экологическое равновесие в этом регионе не восстановилось до сих пор.

2. В 1979 году произошла крупнейшая в истории авария на мексиканской нефтяной платформе Ixtoc I. В результате, в Мексиканский залив вылилось до 460 тыс. тонн сырой нефти. Ликвидация последствий аварии заняла почти год. Любопытно, что впервые в истории были организованы специальные рейсы по эвакуации морских черепах из зоны бедствия. Утечку остановили лишь через девять месяцев, за это время в Мексиканский залив попало 460 тыс. тонн нефти. Общая сумма ущерба оценивается в $1,5 млрд.


3. Также в 1979 году произошел крупнейший в истории разлив нефти, вызванный столкновением танкеров. Тогда в Карибском море столкнулись два танкера: Atlantic Empress и Aegean Captain. В результате аварии в море попало почти 290 тыс. тонн нефти. Один из танкеров затонул. По счастливому стечению обстоятельств, катастрофа произошла в открытом море, и ни одно побережье (ближайшим был остров Тринидад) не пострадало.

4. В марте 1989 года нефтяной танкер "Экссон Валдез" американской компании Exxon сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. Через образовавшуюся в судне пробоину в океан вылилось свыше 48 тысяч тонн нефти. В результате пострадало свыше 2,5 тысяч квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Район аварии был труднодоступным (туда можно добраться только по морю или на вертолётах) что сделало невозможным быструю реакцию служб и спасателей. В результате катастрофы около 10,8 миллионов галлонов нефти (около 260 тыс. баррелей или 40,9 миллионов литров) вылилось в море образовав нефтяное пятно в 28 тысяч квадратных километров. Всего танкер перевозил 54,1 миллиона галлонов нефти. Было загрязнено нефтью около двух тысяч километров береговой линии.

5. В 1990 году Ирак захватил Кувейт. Войска антииракской коалиции, образованной 32 государствами, разбили иракскую армию и освободили Кувейт. Однако, готовясь к обороне, иракцы открыли задвижки на нефтяных терминалах и опорожнили несколько нагруженных нефтью танкеров. Этот шаг был предпринят для того, чтобы затруднить высадку десанта. До 1.5 млн. тонн нефти (различные источники приводят разные данные) вылилось в Персидский залив. Так как шли боевые действия, с последствиями катастрофы некоторое время никто не боролся. Нефть покрыла примерно 1 тыс. кв. км. поверхности залива и загрязнила около 600 км. побережий. Для того, чтобы предотвратить дальнейший разлив нефти, авиация США разбомбила несколько кувейтских нефтепроводов.

6 В январе 2000 года крупный разлив нефти произошел в Бразилии. В воды бухты Гуанабара, на берегу которой расположен Рио-де-Жанейро из трубопровода компании "Петробраз" попало свыше 1,3 миллиона литров нефти, что привело к крупнейшей за всю историю мегаполиса экологической катастрофе. По мнению биологов, природе потребуется почти четверть века, чтобы полностью восстановить экологический ущерб. Бразильские биологи сравнили масштабы экологического бедствия с последствиями войны в Персидском заливе. К счастью нефть удалось остановить. Она прошла по течению четыре срочно построенных заградительных барьера и "застряла" лишь на пятом. Часть сырья уже удалили с поверхности реки, часть разлилась по вырытым в экстренном порядке специальным отводным каналам. Оставшиеся же 80 тысяч галлонов из миллиона (4 млн. литров), попавших в водоем, рабочие вычерпывали вручную.

8. В августе 2006 года потерпел аварию танкер на Филиппинах. Тогда оказались загрязнены 300 км побережья в двух провинциях страны, 500 гектаров мангровых лесов и 60 га плантаций водорослей. Пострадал и морской резерват Таклонг, на территории которого обитали 29 видов кораллов и 144 вида рыб. В результате разлива мазута пострадали около 3 тысяч филиппинских семей. Танкер "Солар 1" (Solar 1) компании Sunshine Maritne Development Corporation, был нанят для перевозки 1800 т мазута филиппинской государственной компании "Петрон" (Petron). Местные рыбаки, которые раньше за день могли выловить до 40-50 кг рыбы, сейчас с трудом ловят до 10 кг. Для этого им приходится уходить далеко от мест распространения загрязнений. Но даже эту рыбу невозможно продать. Провинция, которая только что вышла из списка 20 беднейших регионов Филиппин, похоже, на долгие годы опять возвращается в нищету.

9. 11 ноября 2007 года шторм в Керченском проливе стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день затонули четыре судна, еще шесть сели на мель, получили повреждения два танкера. Из разломившегося танкера "Волгонефть-139" в море вылилось более 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находилось около 7 тысяч тонн серы. Росприроднадзор оценил экологический ущерб, причиненный в результате крушения нескольких судов в Керченском проливе, в 6,5 миллиарда рублей. Ущерб только от гибели птицы и рыбы в Керченском проливе оценивался приблизительно в 4 миллиарда рублей.


Экологические последствия разливов нефти. Справка

Экологические последствия разливов нефти носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе.

Экологические последствия разливов нефти носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе.
Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность вод плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света.

Агентство США по Охране окружающей среды (US Environmental Protection Agency) следующим образом описывает эффект разлива нефти. Через 10 минут после того, как в воде оказалась одна тонна нефти, образуется нефтяное пятно, толщина которого составляет 10 мм. С течением времени толщина пленки уменьшается (до менее 1 миллиметра), в то время, как пятно расширяется. Одна тонна нефти способна покрыть площадь до 12 квадратных километров. Дальнейшие изменения происходят под воздействием ветра, волн и погоды. Обычно пятно дрейфует по воле ветра, постепенно распадаясь на более мелкие пятна, которые способны удаляться на значительные расстояния от места разлива. Сильные ветры и штормы ускоряют процесс дисперсии пленки.

Международная Ассоциация нефтяной индустрии по сохранению окружающей среды (International Petroleum Industry Environmental Conservation Association) указывает, что во время катастроф не происходит одномоментной массовой гибели рыб, пресмыкающихся, животных и растений. Однако в средне- и долгосрочной перспективе влияние разливов нефти крайне негативно. Разлив тяжелее всего бьет по организмам, обитающим в прибрежной зоне, особенно обитающим на дне или на поверхности.

Птицы, которые большую часть жизни проводят на воде, наиболее уязвимы к разливам нефти на поверхности водоемов. Внешнее загрязнение нефтью разрушает оперение, спутывает перья, вызывает раздражение глаз. Гибель является результатом воздействия холодной воды. Разливы нефти от средних до крупных вызывают обычно гибель 5 тысяч птиц. Очень чувствительны к воздействию нефти яйца птиц. Небольшое количество некоторых типов нефти может оказаться достаточным для гибели в период инкубации.

Если авария произошла неподалеку от города или иного населенного пункта, то отравляющий эффект усиливается, потому что нефть/нефтепродукты образуют опасные "коктейли" с иными загрязнителями человеческого происхождения.

По данным Международного исследовательского центра спасения птиц (International Bird Rescue Research Center), специалисты которого занимаются спасением пернатых, пострадавших от разливов нефти, люди постепенно учатся спасать птиц. Так, в 1971 году экспертам этой организации удалось спасти лишь 16% птиц, ставших жертвами разлива нефти в заливе Сан-Франциско – в 2005 году этот показатель приблизился к 78% (в том году Центр выхаживал птиц на островах Прибылова, в Луизиане, Южной Каролине и в ЮАР). По данным Центра, для того, чтобы отмыть одну птицу, требуется два человека, 45 минут времени и 1,1 тысяч литров чистой воды. После этого вымытой птице требуется от нескольких часов до нескольких суток обогрева и адаптации. Кроме того, ее следует кормить и оберегать от стресса, вызванного шоком от покрытия нефтяной пленкой, тесным общением с людьми и пр.

Разливы нефти приводят к гибели морских млекопитающих. Морские выдры, полярные медведи, тюлени, новорожденные морские котики (которые выделяются наличием меха) погибают наиболее часто. Загрязненный нефтью мех начинает спутываться и теряет способность удерживать тепло и воду. Нефть, влияя на жировой слой тюлений и китообразных, усиливает расход тепла. Кроме того, нефть может вызвать раздражение кожи, глаз и препятствовать нормальной способности к плаванию.

Попавшая в организм нефть может вызвать желудочно-кишечные кровотечения, почечную недостаточность, интоксикацию печени, нарушение кровяного давления. Пары от испарений нефти ведут к проблемам органов дыхания у млекопитающих, которые находятся около или в непосредственной близости с большими разливами нефти.

Рыбы подвергаются воздействию разливов нефти в воде при употреблении загрязненной пищи и воды, а также при соприкосновении с нефтью во время движения икры. Гибель рыбы, исключая молодь, происходит обычно при серьезных разливах нефти. Однако сырая нефть и нефтепродукты отличаются разнообразием токсичного воздействия на разные виды рыб. Концентрация 0,5 миллионной доли или менее нефти в воде способна привести к гибели форели. Почти летальный эффект нефть оказывает на сердце, изменяет дыхание, увеличивает печень, замедляет рост, разрушает плавники, приводит к различным биологическим и клеточным изменениям, влияет на поведение.

Личинки и молодь рыб наиболее чувствительны к воздействию нефти, разливы которой могут погубить икру рыб и личинки, находящиеся на поверхности воды, а молодь – в мелких водах.

Влияние разливов нефти на беспозвоночные организмы может длиться от недели до 10 лет. Это зависит от вида нефти; обстоятельств, при которых произошел разлив и его влияния на организмы. Беспозвоночные чаще всего гибнут в прибрежной зоне, в отложениях или же в толще воды. Колонии беспозвоночных (зоопланктон) в больших объемах воды возвращаются к прежнему (до разлива) состоянию быстрее, чем те, которые находятся в небольших объемах воды.

Растения водоемов полностью погибают, если концентрация полиароматических углеводородов (образуются в процессе сгорания нефтепродуктов) достигает 1%.

Нефть и нефтепродукты нарушают экологическое состояние почвенных покровов и в целом деформируют структуру биоценозов. Почвенные бактерии, а также беспозвоночные почвенные микроорганизмы и животные не в состоянии качественно выполнять свои важнейшие функции в результате интоксикации легкими фракциями нефти.

От подобных аварий страдает не только животный и растительный мир. Серьезные убытки несут местные рыбаки, отели и рестораны. Кроме того, с проблемами сталкиваются и иные отрасли экономики, особенно те предприятия, деятельность которых нуждается в большом количестве воды. В случае, если разлив нефти происходит в пресном водоеме, негативные последствия испытывает на себе и местное население (например, коммунальным службам намного сложнее очищать воду, поступающую в водопроводные сети) и сельское хозяйство.
Долговременный эффект подобных происшествий точно неизвестен: одна группа ученых придерживается мнения, что разливы нефти оказывают негативное воздействие на протяжении многих лет и даже десятилетий, другая – что краткосрочные последствия крайне серьезны, однако за достаточно короткое время пострадавшие экосистемы восстанавливаются.

Ущерб от крупномасштабных разливов нефти подсчитать достаточно сложно. Он зависит от многих факторов, таких, как тип разлитых нефтепродуктов, состояния пострадавшей экосистемы, погоды, океанских и морских течений, времени года, состояния местного рыболовства и туризма и пр.

Тушение пожара на плавучей буровой установке Deepwater Horizon в Мексиканском заливе.

По их словам, технология использования таких фильтров уникальна, а сами они сделаны на основе фукусовых водорослей — самых устойчивых в мире.

Разработка принадлежит Южному научному центру РАН совместно с Мурманским морским биологическим институтом. Как утверждает один из исследователей, кандидат биологических наук Олег Степаньян, несколько десятков килограммов фукусовых водорослей, расположенных в воде определённым образом, могут утилизировать несколько тонн нефтепродуктов.

Барьер для мусора, созданный Бояном Слатом.

Самое время вспомнить самые крупные экологические катастрофы, произошедшие в океане. Ведь все они так или иначе были связаны с нефтью.

После этой аварии были приняты три международные конвенции, утверждены законы и правила, регламентирующие спасательные работы в подобных случаях. Но более всего общественность впечатлили экологические последствия катастрофы. Только на побережье Корнуолла погибло 20 тыс. кайр и 5 тыс. гагарок — 90% популяции птиц этих районов. Сосчитать численность погибших рыб, крабов, морских ежей, угрей не представлялось возможным.

С гибнувшего судна с помощью вертолётов сняли экипаж, а сам танкер раскололся на три части и затонул. В Ла-Манш вылилось 240 тыс. тонн нефти. От неё пострадало всё побережье Бретани. Последствия удручающие: морской живности было убито больше, чем когда-либо до этого. Погибли устричные плантации, десятки тысяч рыб и птиц, обитавших в прибережном регионе.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в 1979 г.

По подсчётам экологов, всего в воду попало 500 тыс. тонн нефти. На мексиканские пляжи было выброшено 6 тыс. тонн, на побережье Техаса — 4 тыс. тонн. 120 тыс. тонн нефти опустилось на дно Мексиканского залива.

В итоге почти полностью были уничтожены популяции крабов и птиц. Погибло очень много морских черепах. Некоторым биологическим видам потребовались годы, чтобы восстановить численность популяции.

Разлив нефти в Мексиканском заливе в 1979 г.

19 ноября судно затонуло окончательно, расколовшись на две части. В океан попало свыше 70 тыс. м ³ нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более 1 тыс. км, что нанесло местной флоре и фауне огромный ущерб.

Для Европы этот разлив нефти стал самым катастрофическим за всю историю. Ущерб оценили в 4 млрд евро, для ликвидации последствий аварии было привлечено 300 тыс. волонтёров. Позже экологи провели исследование и выяснили, что у испанских рыбаков, принимавших участие в очистке побережья, наблюдаются генетические нарушения и заболевания лёгких.

Взрыв платформы в Мексиканском заливе в 2010 г.

20 апреля 2010 г. на нефтяной платформе, принадлежащей British Petroleum и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв. Погибло 11 человек. Из скважины на глубине 1,5 км в море вылилось около 5 миллионов баррелей нефти. 75 тыс. км ² Мексиканского залива оказалось покрыто нефтяной плёнкой — это 5 % его площади. От загрязнения пострадали все штаты, имеющие выход к заливу — Луизиана, Флорида, Миссисипи, Алабама.


Разлив нефти угрожал 400 видам животных, в том числе китам и дельфинам. Экологи находили сотни мёртвых черепах и тысячи птиц. Также была зафиксирована вспышка смертности китообразных на севере Мексиканского залива.

Разливы танкеров и нефтепродуктов являются одной из причин загрязнения окружающей среды. Одним из последствий этого является то, что масляные пятна вызывают у животных заболевание и делают их не способными плавать и даже убивают их. Очистка и утилизация разлива нефти очень сложны и утомительны, а зачастую невозможны. Могут потребоваться годы, чтобы очистить океан или море. Десять крупнейших в мире танкерных и нефтяных катастроф, измеряемых количеством выпущенной нефти, представлены в этом топе.

10. Амоко Кадис

Американский нефтяной танкер "Amoco Cadiz" 16 марта 1978 года столкнулся со скалой на побережье Бретани (Франция), и разбился на три части. Приблизительно 223 000 тонн сырой нефти утекло в море.

9. Кастильо де Беллвер

6 августа 1983 года танкер испанской государственной компании "Elcano" был разбит на две части и загорелся примерно в 100 км от южноафриканского города Кейптаун. На борту находились 252 000 тонн сырой нефти. Единственной контрмерой было распространение диспергатора. Примечательно, что в течение 24 часов после инцидента черный дождь выпал неподалеку.

8. Новрузское нефтяное месторождение

10 февраля 1983 года танкер столкнулся с нефтяной платформой. Поскольку в то время произошла первая война в Персидском заливе между Ираком и Ираном, примерно через месяц иракские вертолеты обстреляли платформу, что привело к разливу нефти. Только в сентябре того же года техники смогли закрыть дыру из-за продолжающейся войны. Результат: разлито 260 000 тонн сырой нефти.

7. Атлантическая Императрица

Атлантическая императрица была греческим нефтяным танкером, который столкнулся 19 июля 1979 года с другим греческим полностью загруженным нефтяным танкером в 18 милях от острова Тобаго в Карибском море и затонул. Атлантическая Императрица отплыла из Саудовской Аравии в Техас, США. В результате чего в Карибском бассейне было разлито 287 000 тонн сырой нефти.

6. Ixtoc I

3 июня 1979 года буровая компания в южной части Мексиканского залива спровоцировала крупнейший разлив нефти за всю историю. В течение девяти месяцев отток сырой нефти и газа не прекращался до тех пор, пока скважина, наконец, не могла быть закрыта. В результате топливо загорелось и нефтяная платформа была разрушена. Подсчитано, что в общей сложности просочилось от 400 000 до 1 400 000 тонн.

5. Разлив нефти в Мексиканском заливе

Разлив нефти в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года был вызван утечкой природного газа, что в итоге привело к взрыву, в результате которого одиннадцать человек погибли. Платформа затонула через два дня. После того, как приблизительно 672 000 тонн достигли моря, разлив нефти был остановлен 16 июля 2010 года.

4. Lakeview Gusher

3. Разлив нефти в Персидском заливе

2. Разлив нефти в дельте реки Нигер

К сожалению, разливы нефти - обычное явление в дельте реки Нигер. Причины постоянного загрязнения нефтью связаны с авариями на танкерах и трубопроводах. Другие причины включают саботаж, воровство и добычу нефти, которые также способствуют разрушению экосистемы. Трубопроводы и танкеры часто уклоняются от проверки и технического обслуживания и являются одной из причин выброса приблизительно 2 000 000 тонн сырой нефти.

1. Нефтяная катастрофа в Западной Сибири

Эта катастрофа на сегодняшний день является самой большой загрязненной нефтью территорией суши и самым большим количеством нефти в мире. Несколько разливов нефти и аварий на трубопроводах и конвейерах являются причинами крупных разливов нефти. Всего в окружающую среду приходится поступление 15 300 000 тонн в год.

Читайте также: