Успенский собор рязань сообщение

Обновлено: 02.05.2024

Грандиозное сооружение для своего времени, размеры впечатляют: высота до карниза ~ 28 м, ширина 31 м, длина 45 м, с галереями 41 м в ширину и 56 м в длину; толщина стен может достигать 2,4 метра. Рязанский Кремль прекрасен. Очень приятно, что есть возможность бывать здесь не только днём, но и поздним вечером. Скажем прямо – это большая редкость, когда культовые или музейные объекты доступны после 18.00. Можно побродить по валам, пройтись по площади, заглянуть в Спасо-Преображенский монастырь (который как выяснилось, не запирается допоздна), или спуститься к реке, короче масса вариантов для приятной романтической прогулки под светом фонарей и звезд.
Вероятно, многие любители старины знают о том, как не просто строился главный храм Рязани (предшественник собора рухнул в ночь на 18 апреля 1692 г., из-за инженерных промахов и слабых грунтов); о том, как крепостной архитектор боярина Шереметева Яков Бухвостов, получивший сразу два крупных заказа на строительство – буквально разрывался между подмосковными Уборами и Рязанским Кремлем. Зодчего уже собирались ловить как беглого преступника, заточить в каменный мешок и пытать железом… Шереметеву хватило мудрости не губить талантливого художника.

Описание Успенского собора в Рязанском кремле

О белокаменном резном декоре Успенского собора следовало бы написать отдельную книгу. Резное дело в конце XVII века находилось на очень большой высоте. Все, что некогда было возведено в ранг большого искусства владимиро-суздальскими камнерезами, а затем развито и доведено до виртуозности резчиками Поволжья, Белоруссии и, наконец, Москвы, — все это получило прямо-таки эпическое завершение в белокаменной резьбе рязанского Успенского собора. Конечно, не Бухвостов был ее исполнителем, вернее, не он один, так как участие в резьбе он, несомненно, принимал и, вероятно, даже руководил ею, составлял план ее размещения, может быть, даже рекомендовал мотивы.
Среди создателей Успенского собора кроме Бухвостова упоминаются Никита Иустинов, Герасим Иванов, Иван Парфенов, у которых, вероятно, были еще помощники. Во всяком случае, Бухвостов, Иустинов, Иванов и Парфенов должны разделить славу по созданию декоративной резьбы Успенского собора.
Содержание мотивов резьбы столь богатое, что в кратком очерке трудно их описать. Да, это, пожалуй, и не нужно для общей художественной характеристики резьбы.
Что в ней наиболее поражает? Думается, что прежде всего — разнообразие, но разнообразие не произвольное, а глубоко осмысленное. Всю резьбу можно разделить на четыре рода: растительно-произвольную, стилизованно-цветочную, натурально-растительную и линейно-геометрическую. В первом роде выполнены все картуши на косяках порталов и в тимпанах наличников, а также орнамент нижних частей колонн порталов и наличников. Во втором роде — орнамент верхних отрезков колонн. Частично здесь применен и натурально-растительный орнамент (дубовые листья и виноградные гроздья). В натурально-растительном роде выполнена резьба гирлянд под окнами первого и второго ярусов. Линейно-геометрическая резьба применена в декоре колонок алтарных окон. Но на этом разнообразие резьбы не оканчивается. Участки резьбы, находящиеся ближе к зрителю, выполнены в мелком масштабе и с большей насыщенностью. По мере удаления от зрителя резьба укрупняется и разреживается. На верхних частях колонок второго яруса резьбы нет, на колонках окон третьего яруса она совсем отсутствует и заменена гранными и витыми формами фустов.

Источник:
Г.К. Вагнер, Рязань, М., 1971, с. 29-33

На сегодняшний день Успенский собор является одним из символов современной Рязани. И это не просто так. Успенский собор является самым большим православным собором на территории России. У туристов приезжающих в Рязань Успенский собор занимает одно из центральных мест. Построенный в стиле нарышкинского барокко, Успенский собор является одним из символов рязанской истории. Поэтому в данной мини-статье будет написана краткая история этого величественного сооружения, построенного на территории Рязани.

История Успенского собора в Рязани до 1917 года:

Иоанн Добролюбова в своём описании церквей РязаниА и Рязанской губернии пишет о Успенском Соборе, как о замечательной церкви, которая если и не самая древняя, то самая объёмная.

Иоанн Добролюбов пишет , что строительство собора началось в 1677 году. Инициатором этого строительства стал Рязанский митрополит Иосиф, который просил царя Алексея построить собор на месте зелейной палаты. В 1679 году зелейная палата была очищена и место для строительство собора освободилось.

Успенский собор получился огромным: высота собора (без подклета) до карниза примерно 28 метров, в ширину 31 и в длину 45, с галереями — 41 метр в ширину и 56 метров в длину, а толщина стен — до 2,4 метра.

Успенский собор получился огромным: высота собора (без подклета) до карниза примерно 28 метров, в ширину 31 и в длину 45, с галереями — 41 метр в ширину и 56 метров в длину, а толщина стен — до 2,4 метра.

Новым митрополитом стал Аврамий и он ускорил строительство собора в Рязани. Для более быстрой постройки Аврамий собрал всех каменщиков, чтобы те непрерывно строили собор. О строительстве собора он докладывал и патриарху и российским царям: Петру и Ивану. В докладах Аврамия говорилось о том, что постройка собора почти завершена, но 18 апреля 1692 года постройка обрушилась. В результате чего строительство собора затянулось.

После обрушения, в январе 1693 года для того чтобы спасти положение пришлось позвать зодчего с именем — одного из создателей нарышкинского барокко, архитектора Якова Бухвостова. Торги были объявлены 18 января, и Бухвостов, за которым уже к тому времени числились стены и надвратная церковь Новоиерусалимского монастыря, приехал и выиграл подряд. И начал строить грандиозное здание.

С Бухвостовым и постройкой Успенского собора связана целая детективная история. В том же 1693 году Яков выиграл еще один тендер — у боярина Шереметьева на постройку в селе Уборы церкви. И, естественно, вторую не выстроил в срок. В Рязань приезжали сыщики от боярина, Бухвостов убегал, потом его даже поймали, посадили в тюрьму и присудили бить кнутом, но Шереметев понял, что так он точно не получит церкви, и сам же в скором времени распорядился освободить зодчего. В любом случае, в итоге мы имеем два замечательных шедевра: в Рязани и в подмосковных Уборах. Собор был построен в 1699 году и освящён 15 августа 1702 года.

Спустя 96 лет после постройки собор признали аварийным и он был закрыт на реконструкцию. На реконструкцию собора ушло 69 101 рубль, огромные по тем временам деньги. 15 августа 1804 года Успенский собор в Рязани был снова освящён и в нём возобновились службы.Повторно осветил собор священник Амвросий.

Но спустя несколько десятков лет собор снова пришёл в плохое состояние и в период с 1837 по 1840 год, началась снова реконструкция внешнего вида собора. Были реконструированы кровли, купола соборной церкви.

Чуть позже архиепископ Гавриил обратил внимание на плохое внутреннее состояние собора и в 1854-1857 годах началась реконструкция внутри церкви. Была восстановлена живопись на стенах собора, иконы в церкви были приведены в лучший вид и была построена железная решётка, которая в 1872 году была заменена на чугунную.

Как позже выяснилось постоянные реконструкции собора проходили из-за того, что Успенский собор был построен рядом с засыпанном озером. Сильное и неравномерное сжатие илистого слоя под давлением веса грандиозного сооружения, особенно при смачивании опорного слоя водой-верховодкой (проникавшей вглубь вследствие нарушения системы водоотвода и отсутствия дренажа), и явилось, как установили эксперты, причиной постоянных нарушений статического равновесия собора.

Иоанн Добролюбов в своём описании Успенского собора в Рязани акцентирует внимание на сохранившихся древних артефактах, что ещё раз демонстрирует важность собора для рязанцев в XIX веке.

На момент 1884 года в соборе находились следующие ценные и старинные артефакты:

1. Икона Божьей Матери Феодотьевской. Данная икона датируется 1487 годом и впервые о ней упоминается в городе Феодотьеве. В честь неё, каждый год в церкви проходили праздничные богослужения 2 июля.

2. Икона Божьей Матери Муромской. Она была принесена в Переславль-Рязанский в XIII столетии, глупокопочитаемым у рязанских верующих святым архиепископом Василием Рязанским. Данная икона была очень ценной и одеяние у Божьей Матери было обнесено жемчугом, венец и поля были украшены серебрянно-позолочённым окладом, который был нанесён в 1802 году, во время первой реконструкции собора.

3. Древняя хоругвь. Время неизвестно. На лицевой части древней хоругви была украшена Божья Мать. Она сидела на престола и была окружена двумя ангелами. С задней стороны хоругви по центру был изображён архангел Михаил, справа от него Иоанн Предтеча, который держал на блюде свою голову, покрытую фреской. По левую сторону были изображены князья: Владимир, Борис и Глеб.

4. Плащаница датируемая 1681 годом. Она появилась при митрополите Иосифе.

5. Золотой напрестольный крест, датируемый 1. Он появился при епископе Феодорите.

6. Крест серебряно-позолочённый, датируемый 1655 годом. Появился при митрополите Мисаиле.

7. Золотой патир, датируемый 1672 годом при митр. Илларионе.

8. Серебрянно-вызолоченная чаша, которую верующие наделяли чудесными свойствами. Это было связано с тем, что она смогла уничтожить печать Батыя на иконе Иоанна Богослова. Данная икона принадлежала Богословскому монастырю.

Кроме ценных артефактов, в Успенсоком соборе было множество рукописей, которые имели важную историческую ценность. Одной из таких рукописей была Синодик Кафедрального собора, которая датируется 1631 годом. В ней описывалась датированы имена митрополитов и патриархов Московских, митрополитов Крутицких, епископов Ростовских, Смоленских и Полоцких. А также Великих князей и княгинь Великого Княжества Московского. Также в ней написаны имена всех рязанских князей.

Таким образом до революции Успенский собор был одним из самых почитаемых мест в Рязани.

Стоянка пароходов на Трубеже. На переднем плане пароход И.А. Салтыкова. На заднем плане Успенский собор.

Стоянка пароходов на Трубеже. На переднем плане пароход И.А. Салтыкова. На заднем плане Успенский собор.

История Успенского собора в Рязани после революции 1917 года:

После 1917 г. церковные службы в храме были прекращены. После революции в соборе были собраны многие ценности из разных церквей и монастырей Рязанской епархии. Часть из них была предназначена для хранения в рязанском музее, который тогда возглавлял историк С. Д. Яхонтов. В самом же соборе внутренние росписи на колоннах и стенах были испорчены побелками. Иконы и все церковное имущество новая власть реквизировала.

После себя С.Д. Яхонтов оставил многочисленные воспоминания и в них он не обошёл стороной и ситуации, которая сложилась с Успенским собором:

Одним из инициаторов по сбору средств собора был С. Д. Яхонтов. В своих воспоминаниях он пишет, что в его доме собирались ревнители, в то время как обдумывались условия ремонта здания и икон. Средства на спасение треснувшего собора - 48 тысяч должны быть собраны советом по епархии из добровольных жертв по церквам и в кафедральном соборе. Воодушевление было большое.

Когда советская власть увидела, что дело пошло на лад ГИК нарушил условие: запрещен был сбор по епархии. Помирились и с этим верующие. Но вскоре запрещено было собирать на ремонт и в самом соборе. Представитель комитета запрятан был в тюрьму. С горя Алексеев умер (подрядчик, строитель храма) и о реконструкции фактически можно было забыть. Вскоре и зимний собор был передан под архив.

Но не смотря на все противоречия между новой властью и теми, кто стремился сохранить собор, в скором времени собор признали культурным памятником прошлого, который необходимо было реконструировать, чтобы не допустить обвал здания. Реконструкция собора проводилась в 1953—1956 гг. Научное руководство консервационными работами осуществляли Центральные научно-реставрационные мастерские Министерства культуры СССР (тогда в системе Академии строительства и архитектуры СССР). Производственные работы выполняла Специальная научно-реставрационная производственная мастерская Рязани. Как пишет Е. Михайловский работы по восстановлению церкви проходили трудно, так как здание было в очень аварийном состоянии. Из-за плохого качества грунта при постройке собор получил неравномерную осадку и раскололся на две части. Сквозная трещина проходила в нем с запада на восток. Здание оседало в среднем до 3 мм в сутки.

Для того, чтобы осуществить реконструкцию центральные научно-реставрационные мастерские привлекли имевшиеся к тому времени материалы как о самом соборе, так и о геологическом строении почвы, изучение которой на территории кремля города Рязани было начато еще в 1939 г. Была организована всесторонняя экспертиза. В заключении проф. В. К. Дмоховского на основании данных предварительного гидрогеологического обследования территории было констатировано, что оползней и оседания грунта вокруг собора нет и что грунтовые воды роли в разрушении здания не играют. В экспертных заключениях канд. техн. наук Б. П. Попова и д-ра техн. наук П. П. Ротерта было отмечено, что первопричиной трещин является осадка здания и что нагрузки на подошву основания превышают допускаемые.

Еще до начала консервационных работ удалось составить эскиз первоначального облика собора в конце XVII в.16 (позднее собор получил ряд изменений). Раскрытие творческого замысла построившего собор зодчего, установление точной характеристики архитектурного стиля здания, как и стиля самого мастера, позволяли уверенно находить следы утерянных архитектурных элементов и восстанавливать их.

Фундамент у собора нуждался в укреплении, поэтому консервационные работы в Успенском соборе были начаты именно с этого. Начатые в январе 1953 г. работы велись быстро — в три смены, одновременно на западной, южной и восточной стенах. К октябрю 1953 г. была закончена подводка фундаментов под южной стеной и под половиной западной стены, включая район наиболее опасной трещины. К началу 1954 г. были закончены работы и по восточной стене, тоже до ее половины12. Одновременно с начала 1953 г. было установлено постоянное наблюдение за реперами на здании собора. К концу 1953 г. восточная часть южной стены дала осадку на 6,3 см, а западная — на 5,2 см, после чего осадка полностью прекратилась и здание перешло в состояние статического равновесия.

Консервационные работы на фасадах тоже опирались на данные предварительного изучения здания и общих особенностей его декора. Исследования велись в трех направлениях. Во-первых, было изучено само здание в натуре путем закладки шурфов, осуществления зондажей, подробного описания постройки во всех ее особенностях и путем детального обмера. Кроме того, были систематизированы данные всех публикаций собора и его иконографии. Наконец, были начаты розыски в архивах Москвы, Ленинграда и Рязани, которые выявили подробную картину строительства, а вместе с тем и последующих изменений в соборе в XVIII и XIX вв.

Особую сложность представила консервация и частичная реставрация сильно поврежденной во многих местах высокохудожественной резьбы на архитектурных деталях нижнего яруса. Эти детали, тоже с целью консервации, были в XIX в. покрыты масляной краской, которая служила защитой только при сохранении всего слоя покраски в целом. При местном повреждении в белый камень начала проникать вода, которая, не имея возможности испаряться сквозь пленку окраски, начала разрушать детали резьбы. Во время консервационных работ острыми скальпелями вручную были очищены детали от масляной краски. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы при очистке не повреждалась поверхность белого камня (рис. 50, 51). Перед началом таких работ специально выяснили, не были ли эти детали первоначально окрашены. Оказалось, что никакой характерной для XVII в полихромной окраски детали собора не имели, поэтому они были оставлены белыми, как в большинстве сохранившихся памятников архитектуры того времени.

После очистки поврежденные места реставрировались казеинатом кальция состава 2:1:3 (известь, казеиновый клей, тертый белый камень), который показал хорошую прочность и одновременно способность поддаваться обработке. Для более крупных элементов применялись отливки с добавлением цемента. Подобным же образом укреплялись капители колонн и другие поврежденные части белокаменного декора собора.

Особое внимание было уделено вопросу консервации поверхности белокаменных деталей, как и самих кирпичных стен. Консервация белокаменных деталей была произведена с помощью покрытия их известковым молоком от свежепогашенной извести. По наблюдениям Е. Михайловского, на ряде памятников архитектуры XVII в. этот метод консервации использовался древними строителями.

Как уже было сказано выше, первоначально собор не был окрашен, но имел цвет и фактуру натурального кирпича, поэтому выветрившаяся поздняя окраска стен была очищена, а кирпичи для сохранности покрыты, каждый в отдельности, без швов, перхлорвиниловой краской, подобранной в цвет кирпича. Стена при этом получила живую, отвечающую особенностям натуральной кирпичной кладки поверхность. При окраске стен использовалась смесь следующего состава: перхлорвиниловый лак 60—65%, ПХВ-26 (красная) 30—35%, ПХВ-6 (желтая) около 10%26. Анализ композиционных особенностей собора привел к убеждению, что некоторые кирпичные детали были первоначально покрыты известковой смазкой, что и подтвердилось затем натурными исследованиями. Следы такой обмазки были найдены на больших колоннах фасада, на треугольных выступах между ними, на кирпичных подвесках карниза и т. п.

До конца советской эпохи в соборе не было проведено ни одного богослужения.

Современная история собора:

В 1992 г. собор возвращён Рязанской епархии и вновь освящён 13 июня 1992 г. В этот день преосвященный Симон (Новиков), архиепископ Рязанский и Касимовский, совершил всенощное бдение. На следующий день 14 июня, в праздник Св. Троицы в храме совершена Божественная литургия. К 900-летию Рязани в 1995 г. в храме была завершена реставрация древнего иконостаса.

В настоящее время собор снова нуждается в реконструкции и соответствующий тендер опубликовали на сайте госзакупок.Работы стоимостью 80 млн оплатят из федерального бюджета. Реконструкция пройдет в два этапа и завершится до 29 октября 2020 года. Об этом сообщает информационный портал RZN.info.

Список литературы:

1. Иоанн Добролюбов: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями. Том №1. Информация о соборе находится на 13-16 страницах

Рязанский Успенский собор

Успенский собор Рязанского Кремля построен в 1693—1699 годах зодчим из крепостных Яковом Григорьевичем Бухвостовым. Стилизованное изображение собора является одним из символов Рязани.

Содержание

Сначала Успенским назывался Рождественский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата.

Рязанский Успенский собор

Постройка началась в 1684 году, но в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенный собор рухнул по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом.

В 1693 году строительство возобновилось, вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1699 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия - митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань, Успенский собор не был отделан внутри, иконостас был сооружен в 1701 году.

В 1702 году собор был освящен митр. Стефаном. В XVIII столетии собор стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. По стенам собора пошли трещины. При епископе Симоне (Лагове) в 1800 году встал вопрос о сносе обветшавшего собора и строительстве нового, но было принято решение о возможности ремонта существующего собора.

По окончании восстановительных работ, 15 августа 1804 года собор был вновь освящен. Успенский собор стал местом совершения летних богослужений, в то время как старый Рождественский собор оставался зимним.

Колокольня Успенского собора строилась с 1789 по 1840 год на месте воротной Глебовской башни кремля.

В соборе хранились чудотворные Феодотьевская и Муромская иконы Пресвятой Богородицы.

С 1992 года Успенский собор находится в совместном пользовании Рязанской епархии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

В 2008 году собор окончательно передан епархии, в летнее время в нем проводятся богослужения.

Рязанский Успенский собор

Большой кирпичный шестистолпный пятикупольный собор на подклете. В архитектуре здания, увенчанного пятиглавием, сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII в. стремлением к строгой симметрии наружного объема, с четко выраженной этажностью и завершением фасадов прямым карнизом вместо закомар. Стены неоштукатуренного здания, прорезанные тремя рядами окон, украшены богатым белокаменным декором в духе нарышкинского барокко.

Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов.

Внутреннее пространство храма украшает грандиозный резной иконостас.

Адрес: Россия, 390000, Рязань, Рязанский кремль

В летнее время собор открыт для посещений и в нем проходят богослужения.

Актуальную информацию о богослужениях можно узнать на официальном сайте Рязанской епархии.

Относится к Приходу Христорождественского кафедрального собора города Рязани, включающего также:

Кафедральный Христорождественский собор (зимний, теплый),
Архангельский собор Рязанского кремля (усыпальница рязанских архиереев),
храм Усекновения главы Иоанна Предтечи (домовый храм рязанских архиереев в Архиерейском Доме Рязанского кремля).

Контактная информация:

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Престольные праздники и памятные даты:

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы

14 июня 1992 года - освящение возвращенного Церкви собора (1992 год)

Настоятель: митрополит Рязанский и Михайловский Марк

Старший священник: протоиерей Георгий Булеков

Ключарь: протоиерей Николай Сорокин

Историческая справка:

Успенский собор в Рязанском кремле – главный храм земли Рязанской, летний кафедральный собор Рязанской епархии. Его стилизованное изображение с Соборной колокольней Рязанского кремля является одним из символов города Рязани.

Успенский собор посетили императоры: Александр I (1819 г., 1820 г., 1824 г.); Николай I (1832 г., 1836 г.); Александр II, будучи Цесаревичем (1837 г.); святой страстотерпец Николай II (1904 г., 1914 г.).

В 1929 году Успенский кафедральный собор разделил участь других православных храмов и был закрыт безбожными властями. Внутренние росписи на колоннах и стенах были забелены. Некоторое время в храме действовал планетарий, позже стали проводить музейные выставки. 14 июня 1992 года было вновь совершено освящение собора, но выставки в нем продолжались до 2007 года. Первоначально богослужения совершались всего лишь несколько раз в год, затем - чаще. Сейчас в теплое время года (как правило, с мая по сентябрь) богослужения совершаются в Успенском кафедральном соборе ежедневно. На это время в него переносятся из Христорождественского собора почти все его святыни, включая раку с частицей мощей святителя Василия Рязанского. В холодное время года Успенский собор закрыт для посещения.

Схема проезда:

Читайте также: