Субкультура контркультура подготовить сообщение
Обновлено: 30.06.2024
Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры, обладающих своей системой норм и ценностей, отличающих группу от большинства членов общества. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство.
Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по:
- этапам жизненного цикла (культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых)
- профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.).
Примером официальных субкультур в бывшем СССР были пионерская организация и комсомол.
Иновационно-авангардные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой. В этом случае возможно введение разного рода санкций, запретов в отношении представителей той или иной субкультуры.
Особое внимание в культурологии уделяется анализу молодежных субкультур.
Современные молодежные субкультуры проанализированы С.А. Сергеевым. К ним относятся:
- романтико-эскапистские (хиппи, индианисты, толкиенисты, с некоторыми оговорками – байкеры и диггеры);
- гедонистическо-развлекательные (мажоры, попперы, метросексуалы, готы, рокеры, музыкальные субкультуры);
- анархо-нигилистические-экстремистские (или радикально-деструктивные) – битники, панки, скинхеды;
- криминальные – преступная субкультура, хакеры.
Ценности субкультуры не означают противостояния открытого противостояния официальной культуре, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Если противоречия обостряются и субкультура протестует против традиционных ценностей, возможен её переход в область контркультуры.
- отождествляется с молодежной культурой 60-х годов ХХ в., отражающей критическое отношение к современной культуре;
- используется для обозначения комплекса социально-культурных установок и ценностей, противопоставленных официальной, господствующей культуре (характерных не только для молодежи, но и для других социальных групп и субкультур).
Контркультура – это своеобразная ценностная революция в культуре. Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практических установок – процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христианской Церкви и Римской империи. История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных принципов.
Не только религиозная, но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от официальных канонов, идет ли речь о мировоззренческих, этических или эстетических установках. Контркультурными были движения киников в античности, движение романтиков в конце просветительской эпохи в Европе.
Реферат по проблемам социальной работы с молодежью на тему:
5 курса факультет психологии
Проверила: проф. Родионов В.А.
1. Понятие субкультуры. 3
2. Понятие контркультуры. 4
3. Понятие молодежной культуры. 6
Список литературы. 9
1)Понятие субкультуры
Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую группу, компактную, сравнительно небольшую и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков[6]. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству. Эти специфические признаки обычно порождены относительно изолированным существованием этой группы.
Отличия субкультуры закрепляются в особых чертах поведения, сознания, языка, то есть том, что называют ментальными различиями.
Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален. Где-то преобладает тенденция сближения с базовой культурой, а где-то стремление к еще большему размежеванию.
Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры, ответвлением которой они являются.[5]
Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Так же, как и в случае с "контркультурой", понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Вместе с тем понятие "контркультура" чаще применяется в отношении групп, способных дать четкое определение и обоснование занимаемой ими позиции, тогда как представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур.
В современном мире различными субкультурами выступают:
- подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;
- криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр.), создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды;
Таким образом, понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхэды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности.
2. Понятие контркультуры
Этимология понятия контркультуры подсказывает нам, что мы имеем дело с неким противопоставлением культуре. А поскольку культура — это определенная традиция, то контркультура есть противодействие культурной традиции.
В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах:
· во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре;
Контркультура обычно бывает вызвана кризисным состоянием общества, дегуманизацией общественных отношений. Эта дегуманизация проявляется в принижении значимости отдельной личности, бюрократизации, отчуждении человека от общества (от политики, труда, культуры), кризисом и потерей авторитета системы образования и воспитания.
Примерное соотношение между культурой и контркультурой схематично можно изобразить следующим образом:
1. Государственная структура; правовые
учреждения; экономическая система.
2. Политические и идеологические доктрины.
3. Система образования и воспитания
1. Отрицание всех старых структур власти,
судопроизводства, экономики. Анархизм.
2. Отказ от политики и идеологии.
Деполитизация и деидеологизация.
3.Отказ от старой системы образования;
отрицание всякой системы в образовании и
4. Нетрадиционное искусство: поп-, рок-,
панк-искусство (музыка, танцы, живопись и т.п.).
5. Нетрадиционные формы религии:
мистика, восточные культы и т.д.
3.Понятие молодежной культуры
Этот термин используется учеными и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде. Разные исследователи неодинаково подходят к содержанию, пытаясь интерпретировать термин в зависимости от контекста. Но даже такое разнообразие в подходах позволяет увидеть некоторую общность взглядов применительно к отдельным элементам данного феномена.
Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:
- молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;
- вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);
- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы. [2]
По направленности интересов М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные - различные фанаты;
- защитники окружающей среды.[6]
Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество
- такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.
3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации -семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру.[2]
Список использованной литературы:
1. Гуревич П.С. Культура и контркультура. // Свободная мысль. - 1994. - №11. - С. 86.
2. Левикова С.И. Молодежная субкультура. М.,2004
3. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. Школа, 1999.
4. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. —М.: Высшее образование, 2005. — 566 с.
Суть термина
Молодежные субкультуры имеют несколько разновидностей, и формируются на демографической, национальной, географической, профессиональной и иных основах.
Виды субкультур
В списке субкультур имеется несколько видов:
По музыкальным предпочтениям
Представители отдельных субкультур зачастую отдают предпочтение разной музыке. Готам нравится – готик-метал, маталлистам - хэви-метал и его виды, панкам – панк-рок, растаманам – регги, эмо – пост-хардкор и так далее.
Спортивные субкультуры
Футбольные болельщики также причисляются к ряду особой спортивной субкультуры. Более организованной группой они стали на рубеже 70-80 годов ХХ века.
По стилю
В числе субкультур, выделяющихся по стилю обычно отмечают: Visual kei, милитари, тедди-боев, кибер-готов, модов, стиляг, фриков. Все они имеют собственные отличительные признаки в имидже.
По общественным убеждениям
В списке субкультур есть и выделяющиеся по общественным убеждениям: битники, SHARP-скинхеды, RASH-скинхеды, стрейт-эджеры, анархо-панки, яппи, неформалы, нью-эйндж, хаппи.
По хобби
Люди, которых объединяет общее специфическое хобби и сопутствующая атрибутика тоже причисляют себя к одной из субкультур. Речь может идти о таких сообществах: байкеры, реконструкторы, геймеры, бибои, ролевики и так далее.
По хулиганскому поведению
Больше всего опасений у обычных граждан вызывают представители именно этих субкультур, схожих хулиганским и вызывающим поведением: ультрас, высокоорганизованные любера, руд-бои, футбольные дебоширы, и гопники.
По другим признакам
Существует немало молодежных субкультур, объединенных иными увлечениями. В их числе отаку – люди, обожающие и хорошо разбирающиеся в аниме и различной манги. Также довольно примечательны фурри, являющиеся поклонниками антропоморфных существ и причисляющие себя к фурри-фэндому.
Молодежные субкультуры и их роль в современном обществе
Изначально представители таких групп всячески противопоставляли себя большинству и неохотно принимали в свои ряды новичков. Сейчас в этом плане свободы гораздо больше. В советском союзе их назвали неформальным объединением молодежи. К ним относились с неодобрением и опаской, но сейчас субкультуры уже не кажутся чем-то необычным, пугающим и нездоровым.
Они уже не считаются чем-то категорически негативным, и даже несут определенную пользу обществу. Теперь люди, которые раньше замыкались в себе, боясь оказаться непонятыми, могут легко найти друзей по интересам, какие бы безумные увлечения их не интересовали.
Членами различных субкультур зачастую становятся подростки, желающие выразить протест взрослым, и если их выбор падает на гопников и эмо, то это может привести к проблемам.
Список субкультур
Список субкультур довольно обширен. Рассмотрим самые популярные из них. Итак, примеры субкультур
Хиппи
В одежде хиппи преобладают этнические элементы, насыщенные цвета. Зачастую носят длинные волосы, увлекаются восточными религиями, медитациями. Согласно их убеждениям, люди должны быть свободными, и достичь этого можно изменив душу.
Скинхеды
Образ типичного скинхеда: выбритая голова или короткие волосы, темные футболки или рубашки, темные куртки, высокие ботинки.
Довольно известный пример субкультуры. Обычно к ней относятся подростки с ярко выраженным акцентом на личные переживания, возвышенную дружбу и любовь, романтизм. Ориентируются на духовные идеалы в виде честности, искренности, верности. Появилась в Британии в 80-х годах ХХ века.
Популярная атрибутика: значки на одежде, сумках, обуви, а также крупные украшения, очки в яркой оправе. В имидже преобладают черный и розовый цвет. Черный символизирует отверженность и депрессию, а розовый – отрицания мрачной реальности. Эмо зачастую ранимые и депрессивные, имеют склонность к суициду (культивируемой искусственно или реальную).
Главные аспекты имиджа: преобладание в одежде черного цвета, металлические украшения, готическая символика (черепа, кресты, пентаграммы и так далее). Макияж используют и женщины, и мужчины (белая пудра, черная подводка для глаз).
Панки
Типичный образ: яркие волосы, закрепленные в ирокез. Зачастую носят куртки-косухи, пятнистые джинсы, кеды, тяжелые ботинки. Пользуются декоративной косметикой. Известные атрибуты субкультуры: браслеты, ошейники с шипами, серьги.
Растаманы
Предпочтительные цвета – красный, зеленый, желтый, музыка – регги, прическа – дреды. Считают, что гашиш и марихуана должны быть позволены населению на официальном уровне, участвуют в различных демонстрациях.
Геймеры
Гопники
Впервые этот термин появился в 80-х годах минувшего века. Им характеризовалась молодежная субкультура, которая не гнушалась выходками криминального характера, вызывающим и нахальным поведением. Особенности рядового гопника: желание вселить страх, унизить, доминировать. По мнению множества исследователей, к гопникам можно отнести существенную прослойку современных молодых людей.
Ролевики
Взаимоотношения между разными субкультурами
Субкультура – это весьма распространенное явление, делится на виды, каждый из которых имеет свои особенности и отличия. Как и прочие культурные явления, субкультуры образовались в культурно-насыщенной среде. Случилось это в начале ХХ столетия, в период перенасыщения обществом различными идеями и философскими течениями. В современном мире нельзя заявить, что субкультуры автономны и никак не связаны с прочими. Им приходится взаимодействовать, и в их отношениях нередко появляются конфликты.
Некоторые субкультуры откровенно заявляют о неприязни к мировоззрению друг друга. Это называют субкультурным антагонизмом. Речь может идти о музыкальных субкультурах и, соответственно, конфликты возникают в результате разности предпочтений. Ситуация стала особо заметной, когда в обществе начали пользоваться популярностью многие музыкальные направления, существенно отличающиеся по звучанию и стилю. Каждая из субкультур полагает, что их жанр лучше и имеет глубину, в отличие от прочих.
Напряжение, возникающее между сторонами может привести к противостоянию участников. Каждая субкультура старается честь свои негласные правила. Зачастую они даже не предписаны, а проявляются интуитивно. В схожих ситуациях представители разных субкультур могут действовать совершенно противоположно, в зависимости от своего мировоззрения, мотивации. Любое объединение придерживается собственной системы ценностей, и, естественно, считает мнения прочих неформальных групп не совсем правильным или вовсе абсурдным. В случае стычки в подобной ситуации сложно договориться. Например, скинхеды не считают зазорным добиваться собственной правоты, идя путем физического насилия. В то же время эмо совсем не склонны к насилию и могут даже пожертвовать жизнью, чтобы доказать истинность собственных убеждений.
Основная задача общества заключается в признании того, что субкультура – часть общей культуры. Вовсе не обязательно применять привычные радикальные меры, пытаясь доказать значимость своего мнения и собственную правоту. Многие родители беспокоятся, узнав, что их дети становятся частью какой-либо субкультуры, но если речь идет о безобидных видах, вроде тех, которые проявляются в том или ином стиле одежды, позвольте подростку проявить свою индивидуальность. Многие молодые люди пытаются выразить протест, примкнув к той или иной группе – покажите им, что вы на одной стороне с ними и противостоять друг другу нет нужды.
Контркультура – это разновидность культуры, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и демонстративно отвергает её нормы и ценности. Обычно яркие и мощные контркультуры возникают в периоды социально-политических кризисов. Они могут проявляться в разных формах: новых течениях в искусстве, социальных движениях, идеологиях и учениях.
Контркультура конфликтует с доминирующей культурой, и именно в этом конфликте обычно заключается её суть.
В основе контркультуры, как правило, лежит нонконформизм – несогласие с чужими ценностями, взглядами и убеждениями. При этом она может принимать как созидательный, так и разрушительный характер. В неблагополучных социальных слоях обычно возникают разрушительные контркультурные движения. Если же контркультура исходит от интеллигенции, как правило, она носит созидательный характер и способна обогатить доминирующую субкультуру.
Примеры контркультуры из жизни
В качестве примеров рассмотрим несколько ярких и масштабных субкультур, которые примечательны не только своей известностью, но и тем, что оказали существенное влияние на мировую историю:
Стоит отметить, что все перечисленные примеры контркультур объединяет одно – они все являются протестом против норм и ценностей доминирующей культуры. При этом могут подразумеваться как конкретные нормы и ценности, так и вообще любые.
Признаки контркультуры
Любая контркультура обладает ярко выраженными признаками, поскольку её представители сами стараются подчеркнуть свою принадлежность к уникальной и независимой культуре. Данное стремление проявляется в необычном поведении, манере общения и особенностях внешнего вида. Представители субкультур обычно предпочитают определённые жанры музыки, отрицая прим этом другие стили (это отрицание часто сопровождается необоснованной критикой).
Контркультурам свойственны следующие признаки:
- ярко выраженный нонконформизм;
- собственные нормы, ценности и взгляды, противоречащие традиционным;
- специфическая внешность представителей;
- особые манеры поведения и общения;
- особый стиль жизни, собственные цели и стремления;
- низкая толерантность к традиционным ценностям;
- высокий уровень конформизма внутри контркультуры.
Как правило, контркультуры (как и все субкультуры) аполитичны. Однако их основная идея и цель часто заключается в отрицании определённых политических тенденций (глобализация), систем (авторитаризм) и прочих социально-политических обстоятельств (военные действия, торговые войны).
Причины появления контркультуры
У каждой контркультуры есть собственные причины появления, однако можно выделить несколько общих причин, свойственных всем субкультурам и контркультурам:
- Доминирующая культура построена на устаревших нормах и ценностях. Очевидный пример – движение за права чернокожих в США. В середине 20-го века расизм, закреплённый на законодательном уровне, выглядел просто дико.
- Потребность в самоутверждении. Молодые люди нуждаются в том, чтобы чувствовать себя особенными и ощущать свою причастность к чему-то важному, революционному, судьбоносному. Контркультуры позволяют им удовлетворить эту потребность.
- Нонконформизм. Представители контркультур в большинстве своём являются подростками и молодыми людьми не старше 25 лет. Именно в этом возрасте людям свойственен максимальный уровень нонконформизма – нежелания подчиняться традиционным правилам и нормам (независимо от того, насколько они плохи или хороши).
Функции контркультуры
Для своих носителей контркультуры решают большое количество разных задач, но основная их цель – обновление культурных норм и ценностей. Поэтому в качестве основных функций рассматривают способы влияния контркультуры на традиционную культуру. Выделяют такие функции как:
- Заместительная. Постепенное ограничение, вытеснение и замещение принципов, норм и ценностей традиционной культуры.
- Деструктивная. Разрушение традиционных ценностей и заполнение образовавшейся пустоты новыми.
- Революционная. Естественное обновление культурных ценностей, достигаемое за счёт популярности субкультуры.
Изменения, принесённые контркультурой, могут быть как положительными, так и отрицательными. Их характер обычно связан с тем, в каком социальном слое возникла субкультура, а также с тем, какие события послужили причиной для её формирования.
Заключение
Контркультура – это субкультура, противопоставляющая себя доминирующей культуре. По сути, она представляет собой ответ на традиционные нормы и ценности, которые по каким-то причинам не устраивают часть населения. Эти причины могут быть объективными (устаревшие законы, напряженная социально-экономическая обстановка) или субъективными (молодёжный нонконформизм, стремление к самоутверждению). Обычно контркультуры возникают в кризисные периоды и оказывают существенное влияние на доминирующую культуру.
Читайте также: