Сообщение о картине сурикова степан разин

Обновлено: 05.07.2024

Васи;лий Ива;нович Су;риков (12 (24) января 1848, Красноярск — 6 (19) марта 1916, Москва) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской Академии художеств.

История создания картины

Царит покой, природа безмятежна,
Ладья бесшумно по реке плывет.
Сидит пред нами атаман задумчив,
Какая дума Разина гнетет?

На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него – казаки: кто на веслах, кто спит, кто выпивает, кто играет на музыкальном инструменте.

В раздумьях Разин о путях- дорогах,
Нахмурив брови, в думы погружен.
Тяжёлый взгляд, мы чувствуем тревогу,
Покоя он душевного лишен.

Фигура Разина расположена в центре картины, поэтому привлекает к себе главное внимание зрителя; ничто не отвлекает от нее, вокруг только вода и небо. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и золотистого отблеска солнечного света, покрывающего гладь реки. Картина Сурикова выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.

Решенье принял: с войском на столицу
" Сумею - ли Москву я захватить?!"
Однако знаем планам тем не сбыться,
Казнённым предстоит Степану быть.

На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него – казаки: кто на веслах, кто спит, кто выпивает, кто играет на музыкальном инструменте. Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу; на носу – гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете.

Фигура Разина расположена в центре картины, поэтому привлекает к себе главное внимание зрителя; ничто не отвлекает от нее, вокруг только вода и небо. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и золотистого отблеска солнечного света, покрывающего гладь реки. Картина Сурикова выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.

Скидки и подарки

Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.

История создания

Суриков и его жена

Искусствоведы склонны полагать, что для прототипом Разина стал ученый Иван Тимофеевич Савенков или его сын Тимофей Иванович. Возможно, что для создания этюдов Суриков использовал портреты и отца, и мальчика.

Исследователь А. Демкин полагал, что в картине Суриков отразил свои переживания. Первый эскиз полотна был создан в 1887 году еще до смерти жены Василия Ивановича. Художник изобразил Степана Разина с персидской княжной, которая была срисована с Елизаветы Августовны — супруги Суриковой. Герои стояли во главе флотилии суден, готовясь к походу.

Но после смерти жены Василий Иванович решил изменить концепцию картины. Он нарисовал один челн, убрал княжну и сделал Разина задумчивым. Некоторые исследователи полагают, что на окончательном варианте Степан срисован с самого Сурикова.

Полотно было представлено на очередной выставке передвижников. Сам художник был недоволен своей работой. Он долго не мог подобрать раму для холста. Светлый оттенок сливался с красками неба, темный выглядел лучше.

Детали картины

Если внимательно изучать полотно Сурикова, можно предположить, что время суток — раннее утро. На это указывает синевато-розовый оттенок реки и неба. Паруса наполнены ветром, но вокруг корабля царит спокойствие.

Но пейзаж достаточно обманчив и если приглядеться к людям, станет понятна тревожная атмосфера.

У Разина напряженная поза, нахмуренное лицо и тяжелый отрешенный взгляд. Он о чем-то размышляет, думает и это полностью овладело им. Вокруг него одни соратники, но это не уменьшает тревогу. Он подпер голову рукой и слушает песню кобзаря. Ничто не может отвлечь его от тяжелых дум. Настроение героя передается и зрителю, заставляя его чувствовать тревогу.

На картине изображен персидский князь. Он тоже мрачен, смирился со своей судьбой и понимает: его конец предрешен. Разин же готов еще сражаться. Суриков отразил на картине пренебрежение атамана к богатству. Охотничьи трофеи просто валяются на полу, дорогие ковры тоже лежат просто так. Такие детали отражают основную суть личности Разина — он не хотел обогатиться. Степан стремился к свободе и независимости, он хотел привести народ к другой жизни.

Смысл полотна

На счету Сурикова немало удивительных картин. Разин изображен задумчивым и угрюмым. Художник решил показать атамана с необычной стороны. Вокруг него находится дружина, она гребет, и их судно идет по волнам Волги, но самого Степана не радует. Веселится только один участник, и то только потому, что очень пьян.

Если внимательно посмотреть на картину, можно придумать над чем размышляет Разин:

  1. Способы сделать русский народ счастливым.
  2. Судьба сподвижников.
  3. Тоска по персидской княжне.

Наблюдательный зритель может увидеть на водной глади круги. Возможно, на картине запечатлен момент после того, как Разин выбросил княжну за борт, поэтому гребец в красной рубахе так смотрит на воду.

Изначально Суриков задумывал картину в духе романтизма, но из-за смерти жены он сменил планы. Это одна из последних работ художника и она далась ему очень тяжело. Размер полотна 318 x 600 см.

Surikov-Vasilij-stepan-razin

Всем известна романтическая легенда о том, как предводитель крестьянского восстания атаман Степан Разин бросает в набежавшую волну свою возлюбленную — персидскую княжну. Этим сюжетом заинтересовался Василий Суриков и решил на его основе написать картину. Темы превосходства общественного над личным касались многие художники и писатели. Подумав, Суриков решил отказаться от традиционного изображения избитого сюжета и обратиться к внутреннему миру лихого атамана, чьи раздумья масштабны и грандиозны.

Полотно наполнено свободой, простором, светом. Заря красит мягким светом изображённое бескрайнее пространство, по реке, направляемая сильными гребцами летит большая ладья, пойманная художником в тот момент, когда она похожа на огромную птицу. Главный герой картины — погруженный в глубокие раздумья Степан Разин — изображен в центре картины, фоном для него являются паруса и гребцы.

Видно, что совсем недавно казаки со своим атаманом завладели неплохой добычей. Двое из них празднуют удачный набег, ещё один пьёт вино из чаши, другой устало облокотился на борт ладьи. Их атаман, полулежа на красиво украшенном седле и подперев рукой голову, находится в глубоком раздумье, что очень хорошо видно по его лицу.

Перед написанием этой картины художник выполнил множество этюдов с натуры. Самого Степана Разина Суриков писал с Ивана Савенкова — учёного из Красноярска. Но многие современники художника утверждали, что многие черты лица главного героя идентичны чертами самого Василия Сурикова.


1906 г. Масло, холст. 318 x 600 см Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Огромное 6-метровое полотно – последняя историческая картина художника – изображает эпизод из жизни любимого героя народных былин и песен. Написана виртуозно, но без сложного полифоничного драматизма.

Степан Разин – донской казак и атаман, поднявший на Волге в 1670 году крестьянское восстание, которое переросло в мощную крестьянскую войну, продолжавшуюся примерно год – с весны 1670 по апрель 1671 года. Во власти казаков находились Саратов, Самара, Астрахань. После того как московский патриарх придал Разина анафеме, атаман был захвачен казачьими старшинами и выдан властям. В июне 1671 года в Москве публично казнен.

На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний. Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, погруженный в нелегкую думу, лицо его серьезно, поза выдает напряжение и бдительность. Вокруг него – казаки: кто на веслах, кто спит, кто выпивает, кто играет на музыкальном инструменте. Условно они разделены на 2 части: те, что на корме, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу; на носу – гребцы, объединенные общим делом, напряженные и уставшие. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете.

Фигура Разина расположена в центре картины, поэтому привлекает к себе главное внимание зрителя; ничто не отвлекает от нее, вокруг только вода и небо. Атмосфера утренней тишины передана за счет белой дымки над водой и золотистого отблеска солнечного света, покрывающего гладь реки. Картина выдержана в темноватых тонах и создает впечатление наполненной тревогой.

Читайте также: