Сообщение основные жанры разговорной речи рассказ беседа спор

Обновлено: 30.06.2024

Беседа и ее типы. Характеристика особых черт разговора. Спор как столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Черты рассказа и подходы к выбору его темы. Письмо и записка как формы общения.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.10.2015
Размер файла 21,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

АРГУ имени К. Жубанова

Тема: Жанры речевого общения

Выполнил: Изимов Д.М.

Проверила: Имашева И.А.

Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М. М. Бахтину, который, не употребляя термина “прагматика”, охарактеризовал необходимые прагматические составляющие речевого общения, подчеркнул важность роли адресата предвосхищения его ответной реакции. М. М. Бахтин определил речевые жанры как относительно устойчивые и нормативные формы высказывания, в которых каждое высказывание подчиняется законам целостной композиции и типам связи между предложениями-высказываниями. Диалог он определил как классическую форму речевого общения.

Это жанр речевого общения (диалог или полилог), в котором, при кооперативной стратегии, происходит:

а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;

б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников -- для установления типа отношений;

в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).

Разные виды беседы характеризуются соответствующими видами диалогической модальности.

При обмене мнениями по каким-либо вопросам участники выражают свою точку зрения, руководствуясь социокультурными стереотипами, выработанными веками приоритетами и ценностными ориентирами, общечеловеческими абсолютными истинами и нормами жизни. Поэтому данный вид диалогической модальности называется аксиологической. Иллюстрацией такого типа беседы может быть разговор двух друзей о достоинствах того или иного направления в живописи, о вкусах; полилог о качестве изделий.

Второй тип беседы предполагает душевное “созвучие”, похвалы, одобрение, комплименты, искренние признания.

Третий тип жанра беседы -- праздноречевое общение, в котором участники снимают эмоциональное перенапряжение, упражняются в остроумии, рассказывая анекдоты, делают политические прогнозы, делятся своими заботами, ищут сочувствия, рассказывают шутки и истории. Для этого типа бесед характерна эмоциональная модальность.

В этом жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная стратегия. По целям общения различаются: а) информативный разговор; б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо); в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность -- характерная черта разговора, в отличие от беседы, которая может быть праздноречевым жанром. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; -нет приятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой, разговор.

Инициальная реплика разговора может быть показателем типа разговора. В разговоре первого типа она свидетельствует о заинтересованности говорящего получить нужную информацию. Для этого типа характерно вопросно-ответное реплицирование, причем роль лидера, участника, направляющего ход разговора, играет спрашивающий, с короткими репликами-вопросами, переспросами, уточнениями-вопросами, а роль “ведомого” -- участник, владеющий ' знаниями, с репликами-ответами различной протяженности. Главным условием успешности информативного разговора является соответствие мира знаний адресанта и адресата. Важное значение имеют также коммуникативная компетенция участников разговора, знание ими социальных норм этикета. К коммуникативной компетенции относится умение говорящими выбрать ситуативно уместную форму представления знаний, интерпретацию событий и фактов, нюансы использования косвенных речевых актов, небуквальных выражений.

Раpговоры второго типа, как правило, происходят между участниками, имеющими разные социально-ролевые характеристики, например между отцом и сыном, между соседями, имеющими разный общественный статус. Мотивы разговора выявляются, глаголами: прошу, требую, советую, рекомендую, убеждаю, умоляю, приказываю, настаиваю и т. д. В конфликтном разговоре, основанном на некооперативной стратегии и неумении говорящих соблюдать условия успешного общения, возможны различные тактики отказа в исполнении действия и соответственно тактики воздействия на адресата, системы угроз и наказаний.

Структура данного типа разговора, как, впрочем, и других, определяется не только речевыми правилами введения реплик согласия или отказа, но и поведенческими реакциями участников общения. Эти поведенческие реакции в ведении разговора, ценны не только сами по себе, но и как мотивы включения в диалогическую реплику того или иного языкового элемента, того или иного способа выражения.

Следующий тип разговора -- разговор, направленный на выяснение отношений, -- имеет в своей основе некооперативную стратегию ссоры, конфликта, упреков, перебранки. Здесь нередко вербальной формой выражения агрессии становится насмешка, ирония, намек. Метаязык реплик: “Я такой и считайся со мной таким! То, что я говорю в такой форме, -- значимо”. В качестве негативной оценки выступает гипербола вопросы-отрицания, утверждение-отрицание; например: Ты всегда так; Ты так думаешь?; Так он тебе и сделал! Стратегическую цель может преследовать молчание -- желание прекратить общение.

Спор -- это столкновение мнений, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции.

Cпор - это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения.

Различные точки зрения по тому или иному вопросу тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, -- заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора -- поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения. В зависимости от темы спора возможно формирование эпистемической модальности (в спорах на темы науки, политики) или аксиологической модальности (в спорах о мире ценностей, по вопросам морали и т. п.).

Условиями для начала спора являются:

· Наличие минимум двух сторон имеющих индивидуальный взгляд на предмет спора.

· Наличие разногласий у сторон-спорщиков и личную заинтересованность в разрешении этих разногласий.

· Готовность спорящих к спору и наличии у каждой стороны аргументов различной степени убедительности.

Конструктивным началом в этом жанре речевого общения является подчеркивание собеседниками общности взглядов, общности позиций. Декларация непогрешимости собственного взгляда, наоборот, ведет к коммуникативной неудаче. В теории спора существует правило “презумпции идеального партнера”, которое ставит в центр внимания предмет спора и запрещает затрагивать личные качества партнеров. Выражение несогласия говорящим, изложение его точки зрения, приведение доводов ее истинности целесообразно с использованием так называемых глаголов мнения (считаем, полагаем возможным и т. п.)

Различают следующие виды спора:

Участники спора, приводя различные доводы в защиту своей точки зрения, демонстрируют приверженность истине, а не только свое несогласие. Аргументация, или показ того, что высказывание истинно, имеет много приемов.

По отношению к доводам противника хороший спорщик должен избегать двух крайностей:

1. он не должен упорствовать, когда или довод противника очевиден, или очевидно правильно доказан;

2. он не должен слишком легко соглашаться с доводом противника, если довод этот покажется ему правильным.

Рассмотрим первый случай. Упорствовать, если довод противника сразу "очевиден" или доказан с несомненной очевидностью, неуместно и вредно для спорщика. Ясно, что человек не имеет достаточно мужества и честности и любви к истине, чтобы сознаться в ошибке. В частных спорах излишнее упорство порой доходит до того, что переходит в так называемое "ослиное упорство". Защитник своей ошибки начинает громоздить в пользу ее такие невероятные доводы, что слушателю становится смешно. К сожалению, такое упорство встречается даже и в научных спорах.

Однако, если спор важен и серьезен, ошибочно и принимать доводы противника без самой бдительной осторожности. Здесь, как и во многих серьезных случаях, надо "семь раз примерить и один отрезать". Нередко бывает так, что довод противника покажется нам с первого раза очень убедительным и неопровержимым, но потом, пораздумав как следует, мы убеждаемся, что он произволен или даже ложен. Иногда сознание этого приходит еще в споре. Но довод принят уже, и приходится "брать согласие на него обратно" - что всегда производит неблагоприятное впечатление на слушателей и может быть использовано во вред нам, особенно - нечестным, наглым противником. Поэтому, чем серьезнее спор, тем должна быть выше наша осторожность и требовательность для согласия с доводами противника. Мерила этой требовательности и осторожности для каждого отдельного случая - "здравый смысл" и особый "логический такт". Они помогают решить, очевидно ли данный довод достоверен и не требует дальнейшей проверки или же лучше подождать с согласием на него. Если довод кажется нам очень убедительным и мы не можем найти против него возражений, но осторожность все-таки требует отложить согласие с ним и прежде поразмыслить о нем получше, то мы обычно прибегаем к трем способам, чтобы выйти из затруднения. Начал переходить на личности и пытаться лишь обидеть - считай что проиграл спор.

1. Самый прямой и честный - условное принятие довода. "Принимаю ваш довод условно. Допустим пока, что он истинен. Какие еще доводы вы хотите привести?" При таком условном доводе и тезис может быть доказан только условно: если истинен этот довод, то истинен и тезис.

2. Самый употребительный прием - объявление довода произвольным. Мы требуем доказательств его от противника, несмотря на то, что довод и кажется нам достоверным.

3. Оттягивание ответа.

Это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога. Главная стратегическая линия речевого общения -- солидарность, согласие, кооперация, “разрешение” одному из участников осуществить свою коммуникативную интенцию, которая в основном сводится к информации. Темой рассказа могут быть любые событие, факт, которые произошли с рассказчиком или кем-либо другим. Ход рассказа может прерываться репликами-вопросами или репликами-оценками, на которые рассказчик отвечает с той или иной степенью полноты.

Характерная черта жанра рассказа -- целостность передаваемой информации, обеспечиваемая связностью отдельных фрагментов. В рассказе адресант, интерпретируя реальные события, выступает в роли автора, произвольно, со своей точки зрения, оценивает их. При этом при помощи определенной функциональной перспективы предложений, порядка слов, интонации, вводных и вставных конструкций, частиц, наречий, перифраз (например: И Петя, этот Плюшкин, вдруг расщедрился. ) адресант создает не только эпистемический ориентированный на мир знаний адресата) модальный план рассказа, но и аксиологическую канву повествования (предлагает иерархию ценностных ориентиров, согласуясь о миром социокультурных стереотипов адресата).

Поддержка коммуникативной инициативы рассказчика и заинтересованность слушателей может проявляться в перебивах, репликах-повторах, восклицаниях, не адресованных говорящему.

Тема рассказа и характер реальных событий (страшные, нейтральные, смешные, поучительные) также определяют модальность речи.

Фразеология, идиоматика, аллюзивные прецедентные тексты и “модные” лексемы представляют собой и смысловые блоки, и способ представления себя говорящим как рассказчика.

Этот жанр разговорной речи, так же как и рассказ, является по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации. Кроме того, важный прагматический фактор речи при рассказе “истории” -- память. Этот фактор обусловливает структуру повествования и содержание речи. Характерно, что истории не включают самого адресанта как действующее лицо.

Коммуникативная цель истории -- не только передача сведений о происшедших ранее (в не определенный момент) событиях, но и подведение смыслового итога, резюме, сопоставление с оценкой современных событий и фактов.

B отличие от других видов речевого общения рассказ и история относятся к запланированным видам речи, “разрешенным” участниками коммуникативного взаимодействия. Поэтому коммуникативный успех здесь предрешен в большей степени, но не абсолютно.

Стилистика истории впитала все особенности разговорного синтаксиса: тематическую фрагментарность (“мозаичность”), ассоциативные отступления от “сюжета” повествования, эллиптированные конструкции, вопросно-ответные ходы. Экспрессивность лексических элементов обусловлена культурным фоном ситуации общения, отражает спонтанность, неподготовленность повествования, поэтому в речи обилие конкретизирующих лексем, а также вводных слов, показывающих контроль говорящего над ходом изложения и способом выражения.

Необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей. “Характерный для понятия искренности контекст согласия соответствует этимологическому значению слова: искренний означало “близкий, приближенный, находящийся рядом”. Какой бы модус ни преобладал в письме, сам факт адресации своих чувств-мыслей в письменной форме, предполагающей несиюминутное прочтение, свидетельствует о существовании у автора возможности использовать естественный способ экспликации себя как личности (а это является самым главным прагматическим условием всякого речевого общения).

Регулярность переписки определяется рядом факторов:

а) отношениями между участниками этого вида речевого общения;

б) внешними обстоятельствами переписки;

в) актуальностью для адресата тем;

г) частотностью переписки.

И. Н. Кручинина, анализируя стилистические особенности этого жанра, приходит к выводу о том, что непринужденность отношений с адресатом -- главное условие переписки, а “отсутствие этой предпосылки обычно сразу же ощущается как препятствие для общения И может даже привести к его прекращению.

Записка беседа разговор рассказ спор

В отличие от письма, этот жанр письменной разговорной речи в большой степени формируется общим миром чувства-мысли адресанта и адресата, одинаковой эпистемической и аксиологической модальностью, актуальностью одних и тех же обстоятельств. Поэтому содержание записки обычно кратко, развернутое рассуждение может заменяться одним--двумя словами, играющими роль намека.

Подобные документы

Культура и структура делового общения: общая характеристика и отличительные черты. Спор, дискуссия, полемика, дебаты и прения как специфические жанры деловой коммуникации. Психологические типы участников обсуждений и элементы ситуационного контакта.

курсовая работа [41,8 K], добавлен 09.06.2011

Беседа как явление социальной жизни человека и жанр речевого общения. Дифференциация видов бесед по ряду критериев. Основные принципы организации беседы. Позитивные и негативные модели развития беседы. Формы и виды проявления конфликтных отношений.

реферат [45,7 K], добавлен 25.01.2011

курсовая работа [47,5 K], добавлен 26.12.2012

Культура делового общения: общая характеристика, специфические черты и сферы применения. Особенности устного, письменного, диалогического, монологического, публичного делового общения. Поведение во время совещания, собрания, деловой беседы или дискуссии.

презентация [3,1 M], добавлен 20.10.2013

реферат [14,2 K], добавлен 03.04.2009

Понятие речи и языка. Виды речевой деятельности и их особенности. Функции и свойства речи. Беседа как разновидность диалогического общения. Информативность, понятность и выразительность речи. Язык как иерархически упорядоченная система особых знаков.

контрольная работа [24,9 K], добавлен 11.04.2010

Семиотика как общая теория знаковых систем и ее разделы. Разновидности и функции речи в жизни и деятельности людей. Невербальная коммуникация и ее возможности. Текст и его понимание, cтиль письма и правила деловой переписки, культура речевого общения.

Разговорный рассказ – монологический жанр разговорного стиля речи, небольшой по объему и характеризующий какое-либо событие, как правило, событие из жизни рассказчика. Выделяют рассказ-событие, рассказ-воспоминание, рассказ-пересказ. В рассказе выбирается тема, интересная слушателю. Рассказчик передает событие подробно.

Разговорный рассказ имеет зачин и концовку. В зачине может быть указание на жанр, тему рассказа, роли говорящего и слушающего. Первая фраза (зачин) может принадлежать как рассказчику (Я тебе сейчас такое расскажу; Мне надо тебе кое о чём рассказать; Давай расскажу о моей поездке), так и слушателю (Рассказывай, как у тебя дела; Расскажи, как живёшь; Ты мне не всё рассказал о вчерашней встрече). Концовка представляет собой стандартное предложение (Вот и всё; Такая вот история; Такие вот дела). Основная часть разговорного рассказа обычно соответствует ходу событий, о которых идёт речь. Говорящий сопровождает рассказ выражением оценки к передаваемым событиям.

Спор– это обмен мнениями по какому-либо вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.

Конструктивным началом в споре является акцент на общем видении того или иного явления, предмета.

В зависимости от цели спора выделяют спор ради истины, спор для убеждения противника, спор ради победы, спор ради спора.

Спор как жанр разговорной речи отличается от других споров неофициальностью отношений между его участниками, непринуждённостью общения.

В бытовых спорах возможна смена темы: Давайте лучше поговорим о спорте.

Письменными жанрами разговорной речи являются личное письмо, записка, дневник.

Личное письмо – способ неофициального письменного общения. Письмо позволяет достичь разных коммуникативных целей: сообщить о важных событиях, передать переживания, поделиться впечатлениями о чём-либо, призвать к чему-то, установить контакт с адресатом, сохранить сложившиеся отношения. Этот жанр предписывает использование этикетных формул приветствия и прощания, в остальном же он позволяет проявить свободу. Непринуждённость общения посредством письма выражается в произвольной смене тем, насыщенности эмоционально-экспрессивными выражениями, использовании неполных предложений и т.д.

Запискаотличается от письма краткостью, иногда содержание записки может передаваться в форме намёка.

Как текст письма, так и текст записки может быть исправлен: употреблены более полные, по сравнению с первым вариантом, конструкции; эвфемизмы и т.д.

Дневникотличается от других жанров разговорной речи тем, что его автор и адресат – одно лицо. Этим продиктовано активное использование вопросно-ответного хода, риторических вопросов, вводных слов и предложений, синонимов. Дневниковые записи – творческий процесс. Они помогают человеку оттачивать слог и, безусловно, совершенствоваться.

Беседа как самый распространенный жанр разговорной речи




Разговорный рассказ – монологический жанр разговорного стиля речи, небольшой по объему и характеризующий какое-либо событие, как правило, событие из жизни рассказчика. Выделяют рассказ-событие, рассказ-воспоминание, рассказ-пересказ. В рассказе выбирается тема, интересная слушателю. Рассказчик передает событие подробно.

Разговорный рассказ имеет зачин и концовку. В зачине может быть указание на жанр, тему рассказа, роли говорящего и слушающего. Первая фраза (зачин) может принадлежать как рассказчику (Я тебе сейчас такое расскажу; Мне надо тебе кое о чём рассказать; Давай расскажу о моей поездке), так и слушателю (Рассказывай, как у тебя дела; Расскажи, как живёшь; Ты мне не всё рассказал о вчерашней встрече). Концовка представляет собой стандартное предложение (Вот и всё; Такая вот история; Такие вот дела). Основная часть разговорного рассказа обычно соответствует ходу событий, о которых идёт речь. Говорящий сопровождает рассказ выражением оценки к передаваемым событиям.

Спор– это обмен мнениями по какому-либо вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.

Конструктивным началом в споре является акцент на общем видении того или иного явления, предмета.

В зависимости от цели спора выделяют спор ради истины, спор для убеждения противника, спор ради победы, спор ради спора.

Спор как жанр разговорной речи отличается от других споров неофициальностью отношений между его участниками, непринуждённостью общения.

В бытовых спорах возможна смена темы: Давайте лучше поговорим о спорте.

Письменными жанрами разговорной речи являются личное письмо, записка, дневник.

Личное письмо – способ неофициального письменного общения. Письмо позволяет достичь разных коммуникативных целей: сообщить о важных событиях, передать переживания, поделиться впечатлениями о чём-либо, призвать к чему-то, установить контакт с адресатом, сохранить сложившиеся отношения. Этот жанр предписывает использование этикетных формул приветствия и прощания, в остальном же он позволяет проявить свободу. Непринуждённость общения посредством письма выражается в произвольной смене тем, насыщенности эмоционально-экспрессивными выражениями, использовании неполных предложений и т.д.

Запискаотличается от письма краткостью, иногда содержание записки может передаваться в форме намёка.

Как текст письма, так и текст записки может быть исправлен: употреблены более полные, по сравнению с первым вариантом, конструкции; эвфемизмы и т.д.

Дневникотличается от других жанров разговорной речи тем, что его автор и адресат – одно лицо. Этим продиктовано активное использование вопросно-ответного хода, риторических вопросов, вводных слов и предложений, синонимов. Дневниковые записи – творческий процесс. Они помогают человеку оттачивать слог и, безусловно, совершенствоваться.

Разговорный стиль текста – это стиль, включающий устойчивые выражения, слова, фразеологизмы, клише, которые характерны для устной речи. В художественных произведениях разговорным стилем обычно оформляют диалоги или монологи героев, чтобы придать больше реальности и достоверности.

Разговорный стиль

Особенности разговорного стиля

К особенностям разговорного стиля относятся:

  1. Использование только в неофициальной и непринужденной обстановке (общение друзей, семьи и т.д.).
  2. Главные задачи – обмен информацией, мыслями, впечатлениями.
  3. Делится на письменную и устную речь.
    : рассуждение, описание, повествование.
  4. Жанры: беседа, записка, письмо, разговор, и т.д.

Признаки разговорного стиля речи

Разговорная речь основана на спонтанности и упрощениях высказываний. К основным признакам можно отнести следующие:

Пример разговорной речи:

За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег — это папа готовился к рыбной ловле … И вот началась ловля.

С помощью разговорной речи общаются между собой в обществе. А красота и связность уже зависит от образования человека и его грамотности. Поэтому, речь может быть как приближена к книжной, так и содержать нецензурные выражения. Она не используется при составлении научной литературы, официальных документов.

Отличительные черты разговорного стиля

Разговорный стиль имеет определенные черты, которые отличают его от других книжных стилей:

  1. Употребляется только в диалогах либо монологах.
  2. Эмоциональность, образность, простота.
  3. Нестрогий отбор слов (жаргоны, маты, профессиональные термины, диалектизмы, фразеологизмы), которые используются вперемешку.
  4. Несоблюдение логичности, когда теряется нить разговора и люди резко переходят на другую тему.
  5. Частое употребление вопросительный и восклицательных предложений.
  6. Оценочность, то есть высказывание своего четкого мнения, явное осуждение или поддержка.
  7. Прерывистость речи.

Функции разговорного стиля

Главной функций разговорного стиля речи является обеспечение бытового, повседневного общения между членами общества. Если говорить более конкретно, то это:

  • общение;
  • воздействие;
  • передача информации;
  • дружеские послания (письма, записки);
  • ведение блогов, соц. сетей.

Пример текста разговорного стиля:

Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость — вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения. Мне по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

Если говорить про художественные произведения, то с помощью разговорного стиля речи автор воссоздает определенную атмосферу в тексте, прописывает диалоги персонажей.

Разговорный стиль речи

Выразительные средства разговорного стиля

Подразделяют выразительные средства в лексике и фразеологии, морфологии, синтаксисе, словообразовательные особенности, и порядок слов.

  1. Лексика и фразеология. Используются слова, которые имеют разговорную окраску (шлепнуться, кутерьма, чепуховый), экспрессивно-эмоциональную окраску (бабуся, орать, жрать, святоша, солнышко), фразеологизмы (бить баклуши, водить за нос, вгонять в гроб). Использование абстрактной речи, слов иностранного происхождения, книжной и терминологической лексики, при этом ограничен. Большинство употребляемых слов имеют нейтральную окраску.
  2. Морфология. Часто употребляются глаголы (пойди посмотри что там делают, встал и вышел), личные частицы и местоимения (вот, ну, на, опа), а краткие прилагательные (велика, красива), причастия и деепричастия, наоборот, очень редко. Используются притяжательные прилагательные (Мамина подружка, Васькина ровесница).
  3. Синтаксис. Разговорной речи присущи побудительные и вопросительные предложения, неполные предложения (Пошла поем, Хвалю тебя).
  4. Словообразовательные особенности. Этот пункт связан с оценочностью и экспрессивностью разговорной речи. Употребляются суффиксы различной окраски: ласкательно-уменьшительные (солнышко, лапочка, заинька); со значением неодобрения (холодина, вонище); разговорности (ночевка, кроватка, пошлятина, трудяга, профессорша). Кроме того, используются слова с оценочным значением: прилагательные (толстенный, ушастенький) и глаголы (похудать, поигрывать). Для усиления экспрессии употребляются и удвоенные слова: большой-пребольшой, самый-самый, белый-белый).
  5. Порядок слов – свободный.

Жанры разговорной речи

К устным жанрам разговорной речи относят следующие:

  • Беседа (обмен мнениями, сведениями, шутки);
  • Комплимент;
  • Разговор (в отличие от беседы, имеет целенаправленность – информация, совет или указание, выяснение отношений);
  • Спор (обмен мнениями ради принятия определенного решения);
  • Рассказ (монолог)

К письменным жанрам разговорной речи относят следующие:

С помощью разговорной речи также передают диалоги персонажей в художественном произведении.

Разговорный стиль — это раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая исполь­зу­ет­ся в неофи­ци­аль­ной обста­нов­ке и харак­те­ри­зу­ет­ся сво­бод­ным выбо­ром язы­ко­вых средств.

Выясним, что такое раз­го­вор­ный стиль в рус­ском язы­ке, опре­де­лим его цель, сти­ле­вые чер­ты, жан­ры и спе­ци­фич­ные осо­бен­но­сти, отли­ча­ю­щие его от книж­ных сти­лей. Приведем при­ме­ры исполь­зо­ва­ния раз­го­вор­но­го сти­ля в речи.

Что такое разговорный стиль?

Разговорный стиль исполь­зу­ет­ся в непри­нуж­ден­ной быто­вой и про­фес­си­о­наль­ной речи. Основной его целью явля­ет­ся непо­сред­ствен­ное неофи­ци­аль­ное обще­ние (ком­му­ни­ка­ция), обмен мыс­ля­ми и впе­чат­ле­ни­я­ми собе­сед­ни­ков в быту или на служ­бе. Этот стиль речи реа­ли­зу­ет­ся чаще все­го в фор­ме диа­ло­га меж­ду участ­ни­ка­ми разговора.

Разговорный стиль речи

Пример разговорного стиля речи

Разговорная речь может исполь­зо­вать­ся в фор­ме моно­ло­га, кото­рый затем пере­хо­дит в диа­лог, если слу­ша­тель начи­на­ет зада­вать уточ­ня­ю­щие вопро­сы и инте­ре­со­вать­ся допол­ни­тель­ной информацией.

Разгово́рный стиль — функ­ци­о­наль­ный стиль речи, исполь­зу­е­мый для нефор­маль­но­го обще­ния, в част­но­сти для обсуж­де­ния быто­вых вопро­сов в неофи­ци­аль­ной обста­нов­ке. Для это­го сти­ля харак­тер­но исполь­зо­ва­ние раз­го­вор­ной и про­сто­реч­ной лексики.

Познакомимся с харак­тер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми раз­го­вор­но­го сти­ля речи.

С одной сто­ро­ны, этот стиль речи явля­ет­ся раз­но­вид­но­стью лите­ра­тур­но­го язы­ка. С дру­гой сто­ро­ны, он отли­ча­ет­ся от книж­ных сти­лей (науч­но­го, пуб­ли­ци­сти­че­ско­го и т. д.) сфе­рой упо­треб­ле­ния, сти­ле­вы­ми чер­та­ми и осо­бен­но­стя­ми исполь­зу­е­мых язы­ко­вых средств.

Укажем жан­ры раз­го­вор­но­го сти­ля, с помо­щью кото­рых реа­ли­зу­ет­ся его ком­му­ни­ка­тив­ная функция.

Жанры разговорного стиля

Как уже отме­ча­лось, раз­го­вор­ный стиль уме­стен в сфе­ре быто­вых и про­фес­си­о­наль­ных неофи­ци­аль­ных отно­ше­ний. Его пре­об­ла­да­ю­щая фор­ма — это уст­ная речь, кото­рая реа­ли­зу­ет­ся в жан­ре бесе­ды, теле­фон­но­го раз­го­во­ра, спо­ра, ком­пли­мен­та, поздрав­ле­ния и пр.

Мастера сло­ва упо­треб­ля­ют этот стиль и в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре как сред­ство харак­те­ри­сти­ки персонажа.

Стилевые черты

Для раз­го­вор­но­го сти­ля рус­ско­го язы­ка харак­тер­ны сле­ду­ю­щие сти­ле­вые черты:

  • непри­нуж­дён­ность, неофициальность;
  • экс­прес­сив­ность
  • непод­го­тов­лен­ность
  • сво­бод­ный выбор язы­ко­вых средств;
  • исполь­зо­ва­ние невер­баль­ных средств обще­ния (мими­ка, жесты, реак­ция собеседника).

В отли­чие от пуб­ли­ци­сти­ки, нау­ки, официально-деловой сфе­ры в непри­нуж­ден­ном обще­нии гово­ря­щий не отби­ра­ет тща­тель­но язы­ко­вые сред­ства, а сво­бод­но при­ме­ня­ет весь спектр слов, обо­ро­тов речи, фра­зео­ло­ги­че­ских соче­та­ний, извест­ных ему и вос­тре­бо­ван­ных непо­сред­ствен­но в момент речи.

Особенности языковых средств разговорного стиля речи

Разговорный стиль кар­ди­наль­но отли­ча­ет­ся от книж­ных сти­лей выбо­ром язы­ко­вых средств. Важную роль в его зву­ко­вом оформ­ле­нии игра­ет фоне­ти­че­ская сто­ро­на речи: инто­на­ция, пау­зы, ритм и темп речи, логи­че­ское уда­ре­ние, инди­ви­ду­аль­ное про­из­но­ше­ние зву­ков и слов.

Разговорный стиль речи

В раз­го­вор­ной речи отме­тим быст­рый темп речи, мень­шую тща­тель­ность арти­ку­ля­ции зву­ков, резуль­та­том чего явля­ет­ся неот­чет­ли­вое про­из­но­ше­ние и иска­же­ние (редук­ция) зву­ков. Некоторые сло­ва про­из­но­сят­ся с дру­гим уда­ре­ни­ем, отли­ча­ю­щим­ся от акцен­то­ло­ги­че­ской нор­мы лите­ра­тур­но­го языка:

  • зво́нит, зво́нишь вме­сто звони́т, звони́шь;
  • кухо́нный вме­сто ку́хонный;
  • ба́ловать вме­сто балова́ть;
  • по́няла вме­сто поня­ла́ и т.д.

В непри­нуж­ден­ном обще­нии гово­ря­щие не стре­мят­ся под­би­рать сло­ва и обо­ро­ты речи. Для раз­го­вор­но­го сти­ля харак­те­рен непред­на­ме­рен­ный выбор лек­си­че­ских средств языка.

Такой под­ход обу­сло­вил спе­ци­фи­ку лек­си­ки раз­го­вор­но­го стиля:

На мор­фо­ло­ги­че­ском уровне раз­го­вор­но­го сти­ля отметим

  • нали­чие осо­бых зва­тель­ных форм (Лен, Петь, Саш, Людк);
  • исполь­зо­ва­ние суще­стви­тель­ных с окон­ча­ни­ем (из дому, в отпус­ку) и (дого­во­ра́, бух­гал­те­ра́, плин­ту­са́);
  • упо­треб­ле­ние суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла с нуле­вым окон­ча­ни­ем (пять грамм, ящик ман­да­рин, апель­син,поми­дор);
  • исполь­зо­ва­ние при­ста­воч­ных форм срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чий с суф­фик­са­ми -е, -ей (получ­ше, посме­лей, побыст­рей);
  • пре­об­ла­да­ние гла­го­лов, лич­ных место­име­ний, меж­до­ме­тий, части­цы в каче­стве ска­зу­е­мых (пой­ду ска­жу, сидит пишет, же, ну, вот);
  • отсут­ствие при­ча­стий, дее­при­ча­стий, крат­ких форм прилагательных.

В постро­е­нии фраз и пред­ло­же­ний раз­го­вор­но­го сти­ля чёт­ко про­сле­жи­ва­ет­ся стрем­ле­ние к эко­но­мии язы­ко­вых средств. Это про­яв­ля­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми особенностями:

  • непол­ные предложения;
  • пре­об­ла­да­ние про­стых пред­ло­же­ний над сложными;
  • упо­треб­ле­ние отгла­голь­ных меж­до­ме­тий вме­сто гла­го­лов в каче­стве ска­зу­е­мых (Кошка шмыг из кух­ни. Мальчишка шасть в ого­род!)
  • без­лич­ные предложения;
  • вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные предложения.

В каче­стве иллю­стра­ции при­ве­дем при­мер широ­ко­го исполь­зо­ва­ния в раз­го­вор­ном сти­ле речи непол­ных предложений:

— Вчера купил новый смартфон.

— За сколько?

— Дорого!

— И всё же?

— Коммерческая тайна!

Итак, раз­го­вор­ный стиль обла­да­ет ярким свое­об­ра­зи­ем язы­ко­вых черт, ино­гда выхо­дя­щих за рам­ки нор­ми­ро­ван­но­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. Этот стиль слу­жит убе­ди­тель­ным дока­за­тель­ством того, что в нем могут быть отступ­ле­ния от нор­мы лите­ра­тур­но­го язы­ка из-за упо­треб­ле­ния слов и обо­ро­тов речи со сни­жен­ной, гру­бой, про­сто­реч­ной окрас­кой. Но раз­го­вор­ная речь обра­зо­ван­ных людей явля­ет­ся частью лите­ра­тур­но­го язы­ка, книж­ные сти­ли кото­ро­го свя­за­ны стро­ги­ми нормами.

Разговорный стиль в художественной литературе

В сво­их про­из­ве­де­ни­ях худож­ни­ки сло­ва мастер­ски исполь­зу­ют раз­го­вор­ный стиль речи.

Известный писатель-сатирик М. Зощенко стро­ил свои рас­ска­зы в виде непри­нуж­ден­ной бесе­ды с чита­те­лем. Его герои рас­ска­зы­ва­ют о себе в мане­ре уст­ной раз­го­вор­ной речи, что дела­ет их обра­зы ёмки­ми и выра­зи­тель­ны­ми. Даже не услы­шав голо­са и не полу­чив скру­пу­лез­но­го опи­са­ния внеш­но­сти, чита­тель ярко пред­став­ля­ет себе героя повествования.

И зачем толь­ко доз­во­ля­ют пас­са­жи­рам на тре­тьих пол­ках в Москву ездить? Ведь это же пол­ки багаж­ные. На багаж­ных пол­ках и пущай бага­жи ездят, а не пуб­ли­ка. А гово­рят — куль­ту­ра и про­све­ще­ние! Иль, ска­жем, теп­ло­воз теперь к поез­дам при­креп­ля­ют и ездят после. А меж­ду про­чим — такая серость в ваго­нах допу­ща­ет­ся. Ведь это баш­ку отло­мить мож­но. Упасть вниз. Вниз упа­дешь, а не вверх.

М. Зощенко. Пассажир

Читайте также: