Сообщение о жизни и деятельности одного из великих естествоиспытателей и план

Обновлено: 02.07.2024

Владимир Вернадский родился в Санкт-Петербурге 28 февраля (12 марта по новому стилю) 1863 года в либерально-дворянской семье.Владимир Вернадский был троюродным братом известного русского писателя Владимира Короленко.

В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:

живое;
биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);
косное (абиотическое, образованное вне жизни);
биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);
вещество в стадии радиоактивного распада;
рассеянные атомы;
вещество космического происхождения.

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.
Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

1. Биография К. Линнея
2. Его классификация
3. Другие достижения
4. Влияние К. Линнея на науку
Источник: энциклопедия


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Великие естествоиспытатели"

Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы поговорим о великих естествоиспытателях.

Знания о природе добыты трудами очень большого числа учёных-естествоиспытателей, живших в разное время и в разных странах. Среди этих учёных есть великие, которые внесли в науку огромный вклад.

С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня.


Интерес человека к природе возник в глубокой древности. Ещё первобытные люди начали собирать сведения о растениях и животных.

Например, о том, какие растения съедобны, о повадках животных, на которых приходилось охотиться. Со временем накапливалось все больше и больше сведений о разнообразии растений и животных нашей планеты. Необходимо было привести в порядок все знания о разнообразии организмов. Так как учёным разных стран было трудно понимать друг друга, — одни и те же растения и животные назывались у них по-разному.

В XVIII в. великий шведский учёный Карл Линней привёл в систему все знания о разнообразии организмов. Он разделил природный мир на три царства: минеральное, растительное и животное.

Совокупность особей, сходных по строению, Линней назвал видом. Вид — это наименьшая единица классификации организмов. Растения, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но при половом размножении могут давать плодовитое потомство.

Линней установил, что соседние категории связаны не только сходством, но и родством: чем дальше расположены категории друг от друга, тем меньше степень их родства.

Все организмы он распределил по группам, то есть предложил классификацию организмов. Она была принята учёными всего мира.

Особи, которые происходят от общего предка и имеют сходное строение и жизнедеятельность, относят к одному виду. Родственные виды объединяют в роды, роды ― в семейства, семейства ― в порядки, порядки ― в классы, классы ― в отделы, а отделы — в царства.

Основным принципом объединения организмов в одну категорию является степень их родства. Поэтому чем далее они отстоят друг от друга по своим родственным связям, тем большую таксономическую группу они образуют.

Наиболее существенными и неизменяемыми частями растений, по мнению Линнея, являлись их органы размножения.

Линней дал каждому виду растений и животных название, состоящее из двух слов, причём на латинском языке, понятном учёным разных стран. Например, липа европейская на латыни читается как Tilia Europaea.

Царство животных было разделено Линнеем на шесть классов: млекопитающие, птицы, амфибии, рыбы, насекомые, а также черви, к которым были отнесены все остальные беспозвоночные.

Сейчас приведение организмов в систему является основной задачей одного из разделов биологии — систематики.

В XIX в. жил и работал великий английский учёный Чарлз Дарвин.

Он был убеждён, что растения и животные не всегда были такими, какими люди их видят сейчас, что они изменяются с течением времени, постепенно приспосабливаясь к разнообразным условиям жизни на Земле.

Вьюрки очень похожи друг на друга, однако все они представлены тремя родами: земляные, древесные и славковые.


Представители рода земляных вьюрков гнездятся в засушливой зоне и кормятся на открытых местах, древесные — гнездятся в засушливой зоне и кормятся на деревьях, а славковые — занимают разные местообитания.

Роды включают в себя несколько видов. Главный признак, по которому различают виды вьюрков, — это строение клюва.

Так, на цветках кактуса питается кактусовый земляной вьюрок, у которого длинный клюв и расщеплённый язык.

У большого земляного вьюрка толстый массивный клюв, отлично справляющийся с крупными семенами. Дятловый древесный вьюрок получил своё название за прямой, как у дятла, клюв, которым он долбит древесную кору, ползая вверх и вниз по стволу. Отсутствие длинного языка он восполняет кактусовой иглой или веточкой, удерживая её в клюве и выковыривая насекомых из отверстия в коре, которое он выдолбил.

Различия в предпочтении пищи Дарвин объяснил тем, что параллельно с изменениями окружающей среды вьюрки адаптировались к месту своего обитания. Он заключил, что все вьюрки произошли от одного предка, но каждая из пород адаптировалась, чтобы легче добывать своё пропитание.

Эта мысль поразила учёного: ведь если такие изменения затронули вьюрков, то почему они не могут затронуть все организмы живой природы?! Значит, окружающая среда — основной фактор, который влияет на различия между популяциями близких видов.

В Австралии Дарвина заинтересовали сумчатые и яйцекладущие. Эти примитивные животные оказались в Австралии в изоляции. И Дарвин понял, что изменение условий обитания влияет на изменения целых популяций.

Учёный сумел объяснить, как это происходит: в природе выживают те организмы, у которых признаки приспособленности к окружающим условиям проявляются хотя бы чуть-чуть сильнее, чем у других. Если эти признаки организмы передают по наследству, то в их потомстве тоже выживают более приспособленные.

Так постепенно и появились боярышник с его колючками, цапля с её длинной шеей, крот с лопаторасширенными передними лапами, кузнечик зелёного цвета и все другие современные виды растений и животных.

Огромный вклад в науку внёс русский учёный Владимир Иванович Вернадский.

В неё входят сами организмы и среда их обитания. Учение о биосфере имеет особое значение для развития экологии, для охраны природы нашей планеты.

Именно Вернадский стал основателем биогеохимии — нового научного направления. В его основе лежит учение о биосфере, которое основывается на роли живого вещества в геологических процессах.


Биосферу Вернадский определял, как область жизни, включающую и живые организмы, и среду их обитания. На границы и развитие биосферы влияют различные факторы:

вода в жидком состоянии.

Прежде всего, Вернадский определил пространство, которое охватывает биосфера Земли, — вся гидросфера до максимальных глубин океанов, верхняя часть литосферы материков и нижняя часть атмосферы. Это границы распространения жизни на Земле.

Эту среду, в которой сосредоточена жизнь, могут ограничивать высокие и низкие температуры воздуха, минеральные вещества, несовместимые с жизнью, и чрезмерно солёная вода. Облик Земли, её атмосфера, осадочные породы, ландшафты — все это результат жизнедеятельности живых организмов.

Особую роль в становлении облика нашей планеты Вернадский отводил человеку. Он представил деятельность человечества как стихийный природный процесс, истоки которого теряются в глубине столетий.

В биосфере можно выделить следующие основные компоненты:

косное (неживое) вещество,

неживое биогенное вещество,

Живым веществом Вернадский назвал совокупность живых организмов, населяющих нашу планету. Это главная сила, преобразующая поверхность планеты, основа формирования и существования самой биосферы.

Под косным веществом учёный понимал такие вещества биосферы, в создании которых живые организмы не участвуют. Это, например, газы, твёрдые частицы и водяные пары, выбрасываемые вулканами, гейзерами.

Неживое биогенное вещество образовано живым веществом современной и прошлых геологических эпох (ископаемые остатки организмов, нефть, уголь, газы атмосферы, осадочные породы и др.).

Биокосное вещество создавалось одновременно и живыми организмами, и косным веществом (например, почва, вода обитаемых водоёмов, глинистые минералы).

Одна из основных заслуг Вернадского состоит в том, что он впервые обратил внимание на роль живых организмов как мощного геологического фактора, на то, что живое вещество выполняет в биосфере различные функции. Благодаря этому обеспечивается круговорот веществ и, как следствие, целостность биосферы и её устойчивое существование.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с некоторыми учёными естествоиспытателями, которые внесли огромный вклад в естественные науки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Великие естествоиспытатели.pptx

«Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда.



АРИСТОТЕЛЬ (384-322гг. до н.э.)

АРИСТОТЕЛЬ (384-322гг. до н.э.)

КАРЛ ЛИННЕЙ (1707-1778гг.) ЖАН БАТИСТ ЛАМАРК (1744-1829гг.)

КАРЛ ЛИННЕЙ (1707-1778гг.) ЖАН БАТИСТ ЛАМАРК (1744-1829гг.)

ФИЗМИНУТКА

ЧАРЛЬЗ ДАРВИН (1809-1882гг.)

ЧАРЛЬЗ ДАРВИН (1809-1882гг.)

ВАВИЛОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1887-1943гг.)

ВАВИЛОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1887-1943гг.)

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ (1845-1916гг.)

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ (1845-1916гг.)

Ученый Годы жизни Вклад в науку Аристотель 384-322 до н.э. Основатель биологи.

Ученый Годы жизни Вклад в науку Аристотель 384-322 до н.э. Основатель биологии, впервые обобщил биологические знания Карл Линней 1707-1778 Создал классификацию живых организмов Чарльз Дарвин 1809-1882 Создал эволюционное учение Николай Иванович Вавилов 1887-1943 Определил центры происхождения культурных растений Илья Ильич Мечников 1845-1916 Основоположник иммунологии, создал теорию происхождения многоклеточных организмов

ОТВЕТЫ: 1.Г 2.Е 3.А 4.Б 5.Д 6.В

ОТВЕТЫ: 1.Г2.Е3.А 4.Б5.Д6.В

§ 7 прочитать, пересказать, ответить на вопросы после §; в рабочей тетради на.

§ 7 прочитать, пересказать, ответить на вопросы после §; в рабочей тетради на печатной основе стр. 22-24 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Что нового я узнал(а) на уроке Какие у меня возникли трудности на уроке Где м.

Что нового я узнал(а) на уроке Какие у меня возникли трудности на уроке Где можно использовать полученные знания РЕФЛЕКСИЯ

Выбранный для просмотра документ Доклады.docx

Аристотель (384—322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 367 г. отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, вплоть до смерти Платона , был участником Академии платоновской. В 343 был приглашен царём Македонии воспитывать его сына. В 335 вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу).

Аристотель стал одним из основателей науки, впервые обобщив биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он назвал "общественным животным, наделенным разумом". Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни. Он сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого и неживой материи.

В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Впервые система животных была разработана в 4 в. до н. э. Аристотелем, который описал более 450 форм, разделив их на 2 большие группы: -животных, снабженных кровью (позвоночные, по современным представлениям); -бескровных (беспозвоночные, в современном понимании). Животные с кровью, в свою очередь, были разделены им на группы, приблизительно отвечающие современным классам. В отношении беспозвоночных система Аристотеля была менее совершенна. Так, из современных типов он более или менее правильно выделял лишь членистоногих.

Умер в Халкиде на Эвбее, куда бежал от преследования по обвинению в преступлении против религии.

«Происхождение видов путём естественного отбора – труд Чарльза Дарвина, опубликованный 24 ноября 1859 года, являющийся одним из наиболее знаменитых трудов в истории науки и основополагающим в сфере эволюционного учения.

Вавилов Н.И. (1887—1943 гг.) – выдающийся русский биолог, основатель генетики, известнейший растениевод, один из основателей отечественной сельскохозяйственной науки. Будущий великий советский биолог родился в весьма зажиточной по тем временам семье. Его отец был достаточно состоятельным купцом, что обеспечивало Николаю Ивановичу получение великолепного образования. Получив коммерческое образование, будущий выдающийся биолог не стал работать по специальности, поскольку не испытывал стремления к купеческой деятельности. Юношу больше интересовал растительный и живой мир России, изучению которого он намеревался посвятить свою жизнь.

Николай Иванович поступает в Московский сельскохозяйственный институт, окончив который в 1911 году, был оставлен на кафедре частного земледелия, где активно изучал растительный мир, совмещая научную и преподавательскую деятельность. Позже был назначен руководителем всесоюзного института растениеводства (более известный как ВИР). За более чем 20 лет практической деятельности, под руководством выдающегося учёного было осуществлено несколько десятков научных экспедиций, целью которых являлось изучение богатого растительного мира России и зарубежных стран.

Вклад Вавилова в биологию сложно переоценить. Занимаясь изучением растительного мира, учёный явил миру несколько тысяч новых растений, ранее неизвестных человечеству. В научно-исследовательском учреждении ВИРе создана коллекция из более чем 300 000 образцов растений.

В 1965 году благодарные потомки учредили золотую медаль за выдающиеся заслуги в области сельского хозяйства, носившую имя великого биолога.

Родился в деревне Ивановка Харьковской губернии в семье гвардейского офицера, помещика Ильи Ивановича Мечникова. Детство Ильи прошло в имении отца Панасовке, где у него пробудились любовь к природе и интерес к естественным наукам, который формировался под влиянием студента-медика, домашнего учителя старшего брата Льва. В 1856 году Илья Мечников поступил сразу во 2-й класс харьковской гимназии, которую окончил с золотой медалью в 1862. Еще гимназистом Мечников посещал лекции по сравнительной анатомии и физиологии в Харьковском университете, читал естественнонаучную литературу.

Мечников создал первую русскую школу микробиологов, иммунологов и патологов; активно участвовал в создании научно-исследовательских учреждений, разрабатывающих различные формы борьбы с инфекционными заболеваниями; ряд бактериологических и иммунологических институтов России носит имя Мечникова. Памятник Мечникову напротив Пастеровского института в Харькове.

Презентация по биологии

Что изучает биология? Назовите основные признаки живого

Что изучает биология? Назовите основные признаки живого

Что изучает биология?
Назовите основные признаки живого
Что общего в строении тел всех живых организмов?
Какие вещества относятся к неорганическим?
Какие вещества относятся к органическим?
Назовите главные части клетки
Почему клетку считают живой системой?
Какие методы изучения природы вы знаете?
Какие увеличительные приборы вы знаете?

С древних времен в человеческом обществе всегда были люди, которые пытались понять мир, в котором живут

С древних времен в человеческом обществе всегда были люди, которые пытались понять мир, в котором живут

С древних времен в человеческом обществе всегда были люди, которые пытались понять мир, в котором живут.
Первые попытки изучения природы и живых организмов предпринимали первобытные люди.

Долгое время люди собирали факты, описывали явления, пытались найти между ними связи

Долгое время люди собирали факты, описывали явления, пытались найти между ними связи

Долгое время люди собирали факты, описывали явления, пытались найти между ними связи. Они изучали Солнечную систему, строение почвы, минералов, горных пород, тело человека и многое другое.

Люди применяли знания о том, в какое время цветут и плодоносят те или иные растения, чем питаются животные

Люди применяли знания о том, в какое время цветут и плодоносят те или иные растения, чем питаются животные

Люди применяли знания о том, в какое время цветут и плодоносят те или иные растения, чем питаются животные. Основными методами были наблюдение и описание. Таким образом накапливались сведения о растениях, животных, грибах.

С возникновением и распространением письменности о живых организмах собралось огромное количество материала

С возникновением и распространением письменности о живых организмах собралось огромное количество материала

С возникновением и распространением письменности о живых организмах собралось огромное количество материала. Пришло время привести в порядок разрозненную информацию, собрать воедино то, что уже известно.

Великие естествоиспытатели Ученые

Великие естествоиспытатели Ученые

В древние времена среди ученых-натуралистов были те, кто посвятил свои труды изучению живой природы

В древние времена среди ученых-натуралистов были те, кто посвятил свои труды изучению живой природы

В древние времена среди ученых-натуралистов были те, кто посвятил свои труды изучению живой природы.

384-322 гг.до н.э.
основатель биологии как науки

Аристотель первым попытался систематизировать информацию о природе, то есть классифицировать и распределить по категориям или группам животных и растения

Аристотель первым попытался систематизировать информацию о природе, то есть классифицировать и распределить по категориям или группам животных и растения

Аристотель первым попытался систематизировать информацию о природе, то есть классифицировать и распределить по категориям или группам животных и растения.
Он определил все живые организмы в систему, в которой на низшей ступени стояли просто организованные организмы, выше - более сложно устроенные животные.
Например, он выделил группу животных, которые на сегодняшний день представляют собой тип членистоногие. К ним относят современных насекомых, ракообразных и пауков.
Долгое время многие ученые пользовались системой Аристотеля, но шло время, материал обогащался новыми описаниями, мореплаватели открывали новые земли, привозили с собой до этого неизвестные растения. Система Аристотеля уже не могла помочь ученым ориентироваться в многообразии живых организмов.

Учеником и последователем Аристотеля был

Учеником и последователем Аристотеля был

Учеником и последователем Аристотеля был Теофраст.

372-287 гг. до н. э.

К тому времени ученые других стран также делали открытия, описывали новые растения и животных, давали им названия

К тому времени ученые других стран также делали открытия, описывали новые растения и животных, давали им названия

К тому времени ученые других стран также делали открытия, описывали новые растения и животных, давали им названия. Но возникала путаница. Как вы думаете: почему?

Каждый ученый называл растения и животных по-разному, на своем языке или так, как было удобно

Каждый ученый называл растения и животных по-разному, на своем языке или так, как было удобно

Каждый ученый называл растения и животных по-разному, на своем языке или так, как было удобно. Выявлялись различия в описании.
В зависимости от условий и местности размеры растений могли быть различны, окраска шерсти животных также могла варьироваться.
Все это привело к тому, что ученые не могли понять друг друга. Выход из данной ситуации нашел Карл Линней. Он предложил давать названия животным и растениям на одном языке, который будет понятен всем ученым. Таким языком оказалась латынь.

Карл Линней 1707 - 1778 гг. Дал двойные названия растениям и животным

Карл Линней 1707 - 1778 гг. Дал двойные названия растениям и животным

Дал двойные названия растениям и животным. Создал классификацию организмов, которая использовалась на протяжении многих лет.

По какой причине международным языком систематики стал латинский? (

По какой причине международным языком систематики стал латинский? (

По какой причине международным языком систематики стал латинский? ( Латынь является предшественницей многих европейских языков. Это язык науки биологии, медицины и др).
- Еще одним очень важным решением Линнея стало его предложение давать живым организмам двойные или бинарные (двусловные) названия.
Например,„ копытень европейский, береза плосколистная, береза карликовая. Системой Карла Линнея мы пользуемся по сей день. Она конечно же изменилась, но основой классификации живых организмов является ядро, которое заложил Линней.

Чарльз Дарвин 1809-1882гг.

Чарльз Дарвин 1809-1882гг.

Он основоположник теории эволюции

Он основоположник теории эволюции

Он основоположник теории эволюции. В своей работе Дарвин изложил и сумел доказать то, что виды на Земле непостоянны и могут изменяться. Полезные свойства, которые возникают у организмов в результате приспособления к среде обитания, могут закрепляться генетически и передаваться из поколение в поколение

В нашей стране также осуществлялась работа по изучению живых объектов

В нашей стране также осуществлялась работа по изучению живых объектов

В нашей стране также осуществлялась работа по изучению живых объектов. Россия всегда была богата талантливыми людьми. Среди них немало ученых-биологов. Все они внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки.

Владимир Иванович Вернадский 1863 - 1945гг

Владимир Иванович Вернадский 1863 - 1945гг

автор учения о биосфере - живой оболочке нашей планеты.

Владимир Иванович Вернадский

Вавилов Николай Иванович - собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений

Вавилов Николай Иванович - собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений

Вавилов Николай Иванович - собрал крупнейшую в мире коллекцию семян культурных растений. Он установил очаги возникновения культурных растений, то есть определил, где был выведен тот или иной сорт культурного растения.

Николай Иванович Вавилов
(1887-19431)

Мечников Илья Ильич (1845-1916) - основоположник иммунологии

Мечников Илья Ильич (1845-1916) - основоположник иммунологии

Мечников Илья Ильич
(1845-1916) - основоположник иммунологии. Определил, как наш организм борется с инфекцией и чужеродными телами, создал теорию происхождения многоклеточных организмов

Павлов Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности

Павлов Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности

Павлов Иван Петрович (1849-1936) - русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Изучал рефлексы.

Почему возникла необходимость создать классификацию живых организмов? 2)

Почему возникла необходимость создать классификацию живых организмов? 2)

1) Почему возникла необходимость создать классификацию живых организмов?
2) По какой причине использовали латынь для наиме­нований растений и животных?
3) В чем заключается вклад Аристотеля в развитие биологии и естественных наук?
4) Как вы думаете, почему системой живой природы Карла Линнея мы пользуемся и сегодня?
5) Кто является автором теории, в которой объясняется многообразие видов растений и животных на Земле?

Читайте также: