Сообщение на тему северная частушка

Обновлено: 02.07.2024

Отвечает Екатерина Дорохова, этномузыколог,
заместитель директора Государственного центра русского фольклора

Отвечает Екатерина Дорохова, этномузыколог,
заместитель директора Государственного центра русского фольклора

Частушка — это интересный синтетический жанр, в котором соединяются инструментальная игра, пение и танец.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Рождение нового жанра тесно связано с вхождением в русскую культуру гармони. Этот инструмент пришел из Германии — тоже примерно в 60-е годы XIX века — и очень быстро завоевал популярность в народе.

Я люблю тебя, милёночек,
За губки алые,
Только ты меня не любишь
За глаза лукавые.

Поскольку частушки пели, импровизируя, то сами исполнители, как правило, и становились их авторами. Часто удачные словесные находки подхватывали и другие частушечники.

Частушка – жанр русского фольклора, сложившийся на рубеже XVII–XVIII вв. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. В них необычайно ярко проявляется народное словотворчество. Они издавна сопровождают народные торжества. Частушки – часть фольклора и важный элемент истории. Обычно частушки представляют собой четырехстишие, но встречаются варианты с двумя и шестью строками.

ВложениеРазмер
chastushki-kartoteka.docx 22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга

197345, СПб, ул. Туристская, д.18, корп.2, литера А

для детей старшего и подготовительного возраста

ГБДОУ № 52 Приморского района

Варнакова Юлия Николаевна

г. Санкт-Петербург, 2020 г.

Цель: Формирование эстетических нравственных идеалов, приобщение детей к русскому народному творчеству.

Задачи: Приобщать детей к истокам народного творчества, формировать устойчивый интерес к народным традициям, устному творчеству.

Частушка – жанр русского фольклора, сложившийся на рубеже XVII–XVIII вв. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. В них необычайно ярко проявляется народное словотворчество. Они издавна сопровождают народные торжества. Частушки – часть фольклора и важный элемент истории. Обычно частушки представляют собой четырехстишие, но встречаются варианты с двумя и шестью строками.

Дранникова Н.В. (г.Архангельск)
Традиции скоморошества и северно–русская частушка

Во-первых, нами выделены частушки–скоморошины, восходящие к творчеству скоморохов. Их объединяет особая смеховая функция изображения нелепости и абсурда окружающего мира и соответствующая ей типология веселого человека, игреца.

Во-вторых, это частушки-жалобы, содержащие в себе обращение к покойнику, рассказ о сиротстве и жизни на чужой сторонушке. Они генетически соотносятся с причитаниями. У этих частушек возникла дополнительная поминальная функция.

В-четвертых, это частушки, близкие плясовым частым песням, с доминирующей в них функцией ритмической музыки.

В-пятых, это тексты, восходящие к мещанской среде и перенявшие эстетику городского романса. Обосновывая концепцию полигенезиса частушки, остановимся на связи ее со скоморошеством. Тексты, созданные скоморохами и продолжателями их традиций, отличаются особым стилем, основанным на иронии алогизме, различного рода гиперболизации, а в сюжетном плане – на специфических смеховых ситуациях.

Генетическая близость обозначенной частушечной разновидности глубже просматривается с двумя жанрами народной поэзии, продолжившими традиции скоморошьей эстетики: песнями особого комического содержания и приговорами дружки на свадьбе. Весь исследуемый поэтический материал мы разделили на 4 группы. Их типологические параметры доказывают генетическую роль скоморошества в жанрообразовании частушки.

1. Песни-небылицы и частушки–небылицы. Мир в них дается в перевернутом виде, содержание основывается на алогизме, нарушении привычного взгляда на окружающий мир, например:

Экий миленький невострый Заблудился на печи. Вышло солнце на восток, А милашка выпал на шесток. (Л.А.А. [3] , №501)

2. Песни и частушки особого комического содержания, в которых стилеобразующей доминантой является ирония. В их художественную ткань входят гиперболы, элементы гротеска, а на уровне текста – общие смеховые формулы: старого мужа, размонашившегося монаха и др.

Для выделенных текстов свойственна гиперболизация различных видов. Одни из гипербол восходят к ритуальному архаическому смеху, другие сформировались позднее и представляют собой одну из черт средневековой поэтики. В первом случае гипербола лишена комизма и связана в своем происхождении с ритуальными формами смеха:

Меня маменька рождала, Мать-земелюшка дрожала. Я от маменьки родился, Сорок сажен откатился. (Елеонская [4] , с.40, №426)

Новое в фольклоре прорастает из традиции.

Пляшучись меня мать родила, Да со похмелья бабка выбабила, Окупали в зеленом вине, Окрестили во царевом кабаке. (Русские народные песни Карельского Поморья [5] , с.84, №90).

Во втором случае гипербола содержит в себе комический эффект и может входить в состав пародии.

3. Третью группу составляют активно бытующие до сих пор корильные тексты о деревнях:

Русома – воровка, Кеба – колотовка (сплетница), Резя – городок, Чулоса – чулок. (Л.А.А., №508).

Содержательный аспект третьей группы близок по своей сути обычаю давать прозвища деревням и представителям коренных фамилий в ряде районов Беломорья. Корни его уходят в глубокую древность, когда у человека наряду с официальным именем было еще одно – уличное.

4. Особо нами выделяются скоморошьи зачины – своеобразная сло комбинаторика, способная переходить из песни в песню. Они послужили моделью для образования словесно-комбинаторных частушек:

Я стояла на плоту, Мыла шелкову фату. Фыта фальминка фанташу, Я тебя перефоршу. (Л.А.А., №25).

А мы пить будем и гулять будем, А смерть придет – помирать будем. Смерть пришла – дома не застала, А застала в кабаке, да с бутылочкой в руке (Л.А.А., №278).

Гиперболу второго типа отличает чрезмерность, утрированность:

Кабы кус калача – Подавилась бы я. Кабы рюмку винца – Захлебнулась бы я. (ФА ПМПУ, Печора, №456).

Поэтика скоморошества строится по принципу зеркального отражения традиционной. Особое наполнение в ней получает образ печи. Печь архаически считалась сакральным местом деревенской избы, в некоторых северно-русских вариантах свадебного обряда невеста обязательно должна была причитать у печного столба. Печь была связана с культом предков и особо почиталась. В частушке печь зачастую входит в состав пародии:

Как на печке монах Размонашился. К монашенке подсел – Распоясался. (Симаков [8] , с. 634, №3258).

Частушки-скоморошины генетически связаны еще с одним жанром, происхождение которого возводят к искусству скоморохов, – приговорами дружки на свадьбе. Прослеживаются соответствия в функциональном плане, стиле, ритмике, образной системе. Среди различных функций дружки особенно выделяется функция балагура, весельчака.

Уж ты, старая свекровушка, Сиди и не ворчи. Тебе отведено местечко – Грызть калены кирпичи. (Л.А.А, №982).

В заключение отметим, что нами был проведен анализ распространения песен – и частушек – скоморошин в различных районах Архангельской области и Карелии, территориально и исторически тесно связанных друг с другом [10] . Большая степень распространения песен – и частушек – скоморошин приходится на Карельский берег Белого моря, Мезень и Печору.

Результаты анализа также показывают, что частушки-скоморошины оставляют примерно 6-7% от общего частушечного массива и распространены там же, где и песни – скоморошины.

Суммарная же характеристика свидетельствует о том, что в XIX в. продолжалось активное угасание жанра: частушек-скоморошин приблизительно в два раза меньше, чем песен.

    Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994. С.54. Там же. Личный архив автора статьи Н.В.Дранниковой. Сборник великорусских частушек / Под ред. Е.Н.Елеонской. М., 1914. Русские народные песни Карельского Поморья / Под ред. Н.П.Колпаковой, сост. А.П.Разумова, Т.А.Коски, А.А.Митрофанова. Л., 1971. Фольклорный архив Поморского международного педагогического университета им. М.В.Ломоносова. Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики (Исследования по эстетике устно-поэтического канона). Л., 1989. Симаков В.И. Сборник деревенских частушек Архангельской, Вологодской, Вятской, Олонецкой, Пермской, Костромской, Ярославской, Тверской, Псковской, Новгородской, Петербургской губерний. Ярославль, 1913. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии / Труды ЭО ОЛЕАЭ. Кн.5. 1878. Ч.2. С.75. Анализ проводился по следующим источникам: Ефименко П.С. Материалы по этнографии…: Русские народные песни Карельского Поморья…; Песни Печоры / Изд. подг. Н.П.Колпакова, В.Ф.Соколов, Б.М.Добровольский. М.; Л., 1963 (Памятники русского фольклора); Печорские былины и песни / Зап. и сост. Н.П.Леонтьев. Архангельск, 1979; фольклорный архив МГУ им. М.В.Ломоносова; фольклорный архив ПМПУ им. М.В.Ломоносова (г.Архангельск); личному архиву Н.В.Дранниковой.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.


Оглавление

  • От автора
  • О частушке как жанре русского фольклора
  • История возникновения частушки
  • Деревенская частушка
  • Различные названия частушки
  • О языке и поэтическом стиле частушек

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Частушки северных деревень предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

История возникновения частушки

Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII и первой половине XIX веков, но они не убедительны.

В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре.

Если экономическая сторона жизни сельского населения России могла быть более или менее точно исследована статистическим методом и могла быть соответственно понятна, то духовный быт нашего крестьянского мира — его настроения, взгляды, мировоззрение — до сих пор является для большинства так называемой интеллигенции в большей степени terra incognita.

Точных методов для обследования духовной жизни народа не существует. Наконец, крестьянская масса далеко не однородна и далеко не настолько консервативна, чтобы ее настроения могли надолго фиксироваться в каких-либо устойчивых и определенных формах.

Настроения, как и мировоззрение народной массы, меняются в зависимости от форм ее экономического быта, от той или иной причастности ее к общечеловеческой культуре, а также от рамок ее правовых норм и взаимоотношений.

Эти настроения настолько сложны, разнообразны и в то же время неустойчивы, что только непосредственное наблюдение и изучение народной жизни может дать ключ для более или менее правильного их понимания. Разумеется, это последнее удается далеко не многим.


Выполнила: обучающаяся 10 класса Агибалова А.

Частушка – особый жанр русского фольклора, живое наследие предков

Частушка русская любима народом, её с удовольствием слушают и ещё поют, и пока она жива – жив народ.

В. Богомолов

Введение

С ростом грамотности устное народное творчество стало изменяться. Среди его многочисленных жанров любимым в народе остаётся частушка! Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно- музыкального творчества. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое отношение и внимание.

Цель проекта: исследовать частушки как особый тип народной поэзии, доказать значимость частушек для русского народа.

Актуальность: на сегодняшний день фольклор претерпел существенные изменения, уже не создаются былины, исторические песни, сказки, но есть жанры, которые модифицировались, это частушки, они выжили, существуют. Очень важно постоянно фиксировать те примеры, которые есть, так как жанр на грани исчезновения. Необходимо проявлять еще больше внимание молодого поколения к прошлому, уважать прожитую жизнь старшего поколения, учиться у него умению веселиться, достойно скрашивать невзгоды, и на фоне всего этого частушка выступает, как хорошее средство воспитания молодежи.

Гипотеза: частушка – поэтический экспромт, живое наследие предков, отражающее мимолетное переживание человека в данную минуту.

Задачи:

  • изучить историю создания и особенности построения частушек;
  • произвести комплексный анализ собранных частушек с точки зрения лингвистики и литературоведения: - тематика и содержание, - стиль, тип речи, связь между предложениями, - морфология, - синтаксис, - словообразование, - изобразительно - выразительные средства языка, - рифма и ритм;
  • доказать значимость русской частушки для человека.

Предмет исследования: Русские частушки и их виды.

Объект исследования: Поэтическое содержание частушек.

Первое появление частушек как жанра

Частушка – особый жанр русского песенного творчества. Никого она не оставит равнодушным. В частушке отражается наша национальная история, не забываются вечные человеческие темы.

  • одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты-скоморохи ещё в XVII-XVIII веках;
  • другие исследователи убеждены, что частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины XIX века.

Вторая точка зрения кажется более убедительной прежде всего потому, что литература (и древняя в том числе) использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют, кроме частушки.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила её названием, определяющим её характер или прямо указывающим на место её рождения.

Частушка возникла на стыке между городом и деревней. Первые частушки были запи­саны в уездных городах, бойких селах, расположенных на больших дорогах, в местах строительных работ, куда стекалось много народу. Именно здесь, на стыке города и деревни, где пришли в самое тесное соприкосновение, столкнулись в известном смысле две противоположные культуры - традиционная фольклор­ная песня и книжная поэзия, - и возникла частушка. Затем частушки распространяются в большие города и маленькие села, начинают создаваться и бытовать повсюду.

Процесс формирования

Самые первые частушки исполнялись только во время молодежных вечеринок. Ими сопровождались пляски и танцы. Затем частушки стали бытовать и в других условиях. Первоначально частушки сочинялись главным образом юношами. Затем инициатива в их создании все более и более переходила к девушкам. С конца 19 в. частушка становится и по созданию, и по бытованию преимущественно женским жанром фольклора.

Классификация частушек

Частушки необычайно разнообразны по своему содержанию. В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка – жанр молодежный. Поэтому неудивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

По своей ритмике частушки разнообразны. Ритм зависит от музыкального наигрыша, под который они исполняются, обусловлен видом пляски, которую они сопровождают.

Содержание исследованных частушек позволяет выделить шесть основных тем:

Размеры частушек

Первоначально частушки не имели строго определенного размера. Наряду с четырехстрочными возникали многострочные — в 6, 8, 10 и 12 строк. Затем постепенно стала господствующей четырехстрочная частушка. Интересно отметить, что часть многострочных частушек впоследствии переделалась в четырехстрочные. Исследования показывают, что по своим поэтическим истокам, генетически, частушки наиболее тесно связаны с традиционными народными песнями, и прежде всего - песнями частыми: плясовыми, игровыми и хороводными.

Средства поэтического стиля частушек

Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония, юмористический подтекст. Поэтический синтаксис частушек отличают простота и краткость. В частушках, как и в традиционных песнях, довольно широко употребляются вопросы и обращения.

Отличие частушки от старых лирических песен

Частушки богаты не только бытовым, но и конкретным социально-историческим содержанием. И в этом они существенно отличаются от традиционных лирических песен, которые главное внимание уделяли бытовой тематике. Отличаются частушки от старых лирических песен и по своему основному эмоциональному тону. Если основной эмоциональный тон старых лирических песен был грустный, минорный, то для частушек более характерен тон мажорный. Преобладающее место в них занимают настроения бодрости, активного жизнеутверждения. С особой силой эти мотивы бодрости и жизнеутверждения сказались в частушках плясовых, шуточных и юмористических.

Лингвистический анализ

Частушки – текст, характеризующийся лаконичностью, смысловой законченностью. В основном они состоят из двух осложненных простых предложений:

Паровоз пары пускает,

По дороженьке бежит.

В Красной армии служить.

Изредка из одного предложения:

Мы с подружкой дружно жили

Из окна в окошечко,

Одного вдвоем любили,

Есть тексты, представляющие собой сложноподчиненное предложение

Хорошо гармонь играет,

Если б я играть умела,

Заменила бы его.

Связь между предложениями чаще параллельная, что позволяет сказать о стихотворности частушек. Вторая часть текста (3, 4 строчки) движет текст, конкретизирует первую часть, внося новую информацию. Имеется несколько частушек, в которых первые две строки не связаны по смыслу с остальными.

Они выполняют функцию зачина, так как основное содержание раскрывается в 3 и 4 строчках.

На дубу сидит ворона,

В перестройку посылаю

Основной тип речи – повествование, хотя в некоторых частушках содержится описание или элементы описания внешности или характера лирического героя.

У миленка моего

На носу веснушки.

Напишите про него

Частушки – текст разговорного стиля и предполагают неофициальное общение людей в быту. Лексика частушек многообразна и выразительна. Обилие разговорных и просторечных слов, наличие устойчивых сочетаний, эмоциональность выражений подчеркивают словесную ценность каждой частушки. Тексты частушек насыщены историзмами, разговорными и просторечными словами, образными выражениями, заслуживающими толкования.

Морфологический анализ текстов

Морфологический анализ текстов показал многообразие использованных в частушках частей речи: глаголов ( утекло, решили, любила, исчезло, купить, достать, голодать, объявили, поднимаются… ); местоимений (ко мне, у мово, мому, у нас…); имен существительных ( перестройка, депутаты, народ, магазин, пенсия, здоровье, туристы …); междометий (ох, ой, ах); частиц (только, вон, бы, уж, неужели); полных и кратких прилагательных (узкая, большой, тяжелая, дефицитные, хороши, трудна, глубоку …); наречий ( подскочило невзначай, разденут догола, жили веселее, будет завсегда… ); имен числительных ( на восьмом десятке, двести зрител ей, двадцать лет, сорок пять… ); слов категории состояния (не жалко, не видно, можно, стыдно). Реже используются причастия (голодающий народ, заработанные денежки). Данные части речи показывают на разговорный, эмоциональный текст частушек.

Синтаксический анализ текстов

Синтаксический анализ текстов показал преимущество простых осложненных и сложноподчиненных предложений. Простые предложения осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами. По цели высказывания предложения в основном побудительные и повествовательные, реже – вопросительные. Эмоционально окрашенные. Есть предложения с прямой речью, диалог, неполные предложения.

Может, вместе мы возьмемся

И порядок наведем,

Кой с кого за это спросим

И к ответу привлечем.

(простое повествовательное предложение, осложнено вводным словом и однородными членами).

А еще попросим вас

Провести бы газ для нас,

Чтоб деревню все любили,

Из нее не уходили. (сложноподчиненное предложение)

Словообразовательная характеристика частушек

С точки зрения морфемики, можно заметить много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (беленькой, песочек, милёнок, Россиюшка, головушка, Ниночка, икорочка, водичка, корочка, хлебушка, козоньку, перестроечка, детушек, сторонушка, судьбинушка, спинушка , годики , вороненочка, дровишек, прибауточек, коечка, старушкам …); слова с разговорными суффиксами (милка, мужик, старухам, ухажёр…); прилагательные оценочного значения (аккуратненький, тоненький, проклятую, чудесны…).

Выразительные средства языка

Богато используются в частушках выразительные возможности языка. Как было сказано ранее, в частушках много обращений, междометий, частиц, кратких прилагательных, предложений с прямой речью, предложений с однородными членами, которые оживляют частушки.

В магазине все исчезло:

Песок, сахар и мука.

Из-за этой перестройки

Силы нет у мужика. (однородные члены)

Ах, соперница моя,

Из травы не видно.

Кабы стоила меня,

Не было б обидно (обращение, частица)

Ах, бывало, милый спросит:

А теперь я не услышу

Его ласковы слова. (прямая речь)

Кроме того, создавать образы частушечных сюжетов помогают

- сравнения:

Врозь фашисты побежали

Через балки, через рвы.

Словно зайцы, наступали,

Удирали, словно львы.

- эпитеты (в беленькой рубашке, жизнь тяжелая, милая сторонушка, от тяжелого труда, в проклятую войну, годы молодые, милая подруга);

- антитеза:

Мама, чаю, мама, чаю

Из большого чайника.

Я не выйду за простого -

Выйду за начальника.

- олицетворения:

Эх сторонушка родная,

Нас приветливо встречают

Все озера и поля.

- лексический повтор:

Дома строят, дома строят.

Хорошо и дешево.

Хорошо - то хорошо,

Да ничего хорошего.

Ритмическая структура частушки

Своеобразна частушка и по своей ритмической структуре, по организации стиха в ней. Под влиянием литературной поэзии (ее четырехстрочных строф-куплетов) в частушке закрепилась и стала основной четырехстрочная форма. В отличие от традиционной лирической песни, в частушке обязательна рифма. В этом тоже обнаруживается влияние литературной поэзии. В частушках можно встретить самые разнообразные рифмы:

парные

Дровами чтобы не топить,

Надо газ нам проводить.

С газом – свет, тепло, уют

В каждый уголок придут.

перекрёстные

Не тебя ли, гармонист,

Любят все девчоночки!

опоясывающие

Меня милый провожал,
У меня платочек взял;
Как платок я отдала, —
Крепко рученьку пожал.

Однако в подавляющем большинстве случаев рифмуются только четные строки.

Прислал милый письмецо,

«Ох, как скучно без тебя,

Наличие в частушке рифмы в четных строках, с одной стороны, делит ее на две части, подчеркивает ее композиционную двухчастотность, а с другой — объединяет все ее строки в одно ритмически цельное произведение.

В нашей школе среди обучающихся 5-11 классов был проведён опрос о значимости русской частушки в современном обществе. Всего было 72 респондента. Анализируя ответы, выяснено следующее: на первый вопрос

Мы видим, что частушка как уникальный жанр русского фольклора, к сожалению, постепенно исчезает, уходит из нашей жизни.

Заключение

Представленный анализ показал богатство содержания, эмоциональную выразительность частушек. Частушки - это не просто тексты. За ними стоят живые исполнители, яркие личности. Их жизненный опыт не должен уйти. Необходимо, чтобы частушки звучали, чтобы не исчез этот уникальный фольклорный жанр. Радоваться и грустить, жить насыщенной жизнью – вот чему учат нас частушки. В них – история нашей страны, рассказанная через лирические переживания наших предков.

Читайте также: