Сообщение о высоцком монастыре

Обновлено: 01.07.2024

Устроение Высоцкого монастыря относится к 1374 году. В том году, как повествует летопись, благочестивый Серпуховский князь Владимир Андреевич "занимался строением Серпухова". Он огородил город дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах. Об основании обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года. Согласно ей, желая украсить свой город монастырем, Владимир Андреевич призвал в Серпухов преподобного Сергия и просил его привести с собой и начальника для новой обители, ученика своего, знакомаго князю преподобного Афанасия. Святые пешком проделали путь и были с радостью встречены князем. По обозрении местности, они избрали место в версте от города, на месте "Высоком" на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия. По прошествии нескольких дней святой Сергий возвратился в свою обитель, поставив Афанасия настоятелем нового монастыря.

С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду. Новый монастырь "Пречистой на Высоком" стал одним из девяти лично основанных преподобным Сергием, одним из новой волны общежительных обителей, преобразивших духовный образ Руси в эту поворотную эпоху.

Серпуховское удельное княжество в 1456 году было присоединено к Москве, но Серпухов оставался значительным городом. Свою значимость сохраняла и обитель.

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь
Будучи опорным пунктом на Оке в обороне от набегов крымских татар, Серпухов нередко принимал государей, князей и бояр вместе с их дружинами в XVI-XVII веках. Пребывание государей, войсковые сборы и близость татарской угрозы оставили след в истории Высоцкого монастыря. Так, в 1570 году царь Иоанн Грозный проживал с опричиной в Александровской слободе, откуда два раза приезжал в Серпухов "на берег". В этом году царь дал архимандриту Высоцкому Агапиту с братией льготную грамоту на то, чтобы не взимались пищальные деньги с лавок крестьян Высоцкого монастыря. В 1571 году, когда Москва была сожжена ханом Девлет-Гиреем, от татарского вторжения претерпел великие бедствия и Высоцкий монастырь. В следующем 1572 году он получил льготную грамоту, по которой освобождался от уплаты дани на пять лет. Из этой грамоты узнаем, что большая часть строений и церквей в монастырских селах и деревнях была тогда выжжена неприятелем. Перечень в вышеуказанной грамоте сожженных церквей и дворов свидетельствует, насколько разоренная татарами обитель нуждалась тогда в попечении и помощи царя, а также и о том, как обширны были ее владения. Неприятель выжег большую часть строений и келий внутри монастырской ограды, но нужно полагать, что все каменные церкви уцелели, хотя были, вероятно, разграблены. Монастырь окружала в то время деревянная тыновая ограда, так как каменная, существующая и поныне, была устроена позже, в XVII веке. В вышеупомянутой грамоте упоминается, что нашествие в 1571 году татар было при "бывшем архимандрите Агапите", судьба которого неизвестна.

Последующие набеги Девлет-Гирея были отражены, но восстановление монастыря потребовало долгого срока. В 1576 году, как видно из Вкладной монастырской книги, архимандритом состоит Иосиф Чудовской, полагающий ей основание. С этим временем совпадали часто приезды "на берег" государей или их приближенных и вместе с тем происходило возобновление и устройство монастырских церквей. В 1574 году был последний приезд Иоанна Грозного в Серпухов. В 1584 году по его кончине и воцарении царя Феодора Иоанновича, новый царь пожаловал монастырю льготную подтвердительную грамоту за подписью дьяка Андрея Арцибашева. Серпуховский поход 1598 года, показавший мощь русских сил крымским послам, во многом способствовал укреплению позиций Бориса Годунова в сложной обстановке его утверждения на троне. Пребывание близ стен Высоцкого монастыря щедрого государя, каковым желал слыть Годунов, а также его двора, воевод и бояр, отразилось во Вкладной книге того времени значительными вкладами. Среди вкладчиков монастыря встречается фамилия князей Воротынских.

Хозяйство монастыря

В Высоцком монастыре сразу же по его основании начал формироваться организационно-хозяйственный уклад по образцу Свято-Троицкого монастыря, который, в свою очередь, следовал древнейшему примеру общего жития Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. Для каждого насельника строго обязательным было деятельное послушание и отсутствие личной собственности. Для общих нужд в особых помещениях размещались трапезная, хлебопекарня, амбары, кладовая и прочее. Именно в общежительных монастырях после векового татарского плена началось быстрое возрождение церковной жизни, ибо совместный труд, значительно увеличивая достаток, давал возможность сооружения и благоустроения храмов. В 1555-1556 гг. у Высоцкого монастыря было 4 погоста, 89 деревень, 3 починка, селище. В них находилось 393 монастырских двора, 419 пашенных крестьян и 10 дворов пустых.

В 1542 году Высоцкий монастырь получил при архимандрите Киприане от великого князя Иоанна Васильевича Грозного жалованную и несудимую грамоту, по которой утверждались за ним права исключительного суда над крестьянами своих вотчин и на добывание железной руды на своей земле, а также охранялись монастырские леса от произвольной порубки. Этой грамотой монастырь освобождался также от произвола и насилия со стороны наместников и разной земской власти, которые, по словам архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского), приезжая в монастырские имения, распоряжались в них не лучше баскаков, что и вынудило монастыри испрашивать несудимые и жалованные грамоты. По вышеуказанной грамоте, в приписке от того же года за подписью дьяка Шершеня Билибина, к монастырю приставлялся пристав для собирания дани - "Васюка Титов сын Недюрева". В 1551 году следует опять грамота от великого князя Иоанна Васильевича, вызванная жалобой со стороны архимандрита Высоцкого монастыря Паисия на поставленного при монастыре царского пристава, а также отчасти и потребностью пользоваться монастырской землею для добывания железной руды. По этой грамоте старый пристав Василий Титов отставлялся, и место его было предоставлено "сотником" Иосифу и Луке Ильиным, детям Протопопова, а также разрешалось копать вновь железную руду на монастырской земле. Однако, одним из основных источников дохода монастыря были вклады - дары добровольных жертвователей, в том числе людей знатных и богатых. Так, Высоцкий монастырь в числе вкладов получал не только деньги, но и породистых лошадей, зерно, предметы домашнего и церковного обихода. Один из первых наиболее состоя- тельных вкладчиков князь П. И. Горчаков в течение ряда лет (1570, 1582, 1592, 1595 гг.) пожертвовал вклады на общую сумму свыше 140 рублей. Из них деньгами - 35 рублей, остальное - лошадьми, хлебом, пчелиными ульями, одеждой, иконами и церковной утварью.

В середине XVI века привилегии церкви были в некоторой степени ущемлены. Так в 1555 -1556 гг. были отписаны земли у Высоцкого монастыря. Отписывались "погосты и деревни, и починки спорные", а также те, которые монастырские власти "ставили наново на царя и великого князя лесех". В поместную раздачу 23 детям боярским пошли 2 погоста, 51 деревня, 2 починка, пустошь с 2042 четвертями пашни. Были установлены размеры посошного письма, как для поместных земель, так и для монастыря. В соответствии с царским указом дьяки Угрим Львов и Юрий Сидоров "за помещиками" пометили доброй земли по 800 четвертей, средней - по 1000 четвертей, за монастырем соответственно 600 и 700. У помещиков оказалось 2 сохи с четвертью, у Высоцкого монастыря 2 сохи с полусохою. В 1649 году монастырь потерял одно из своих владений "сельце Мироносицкое", пожертвованное ему его основателем, которое было приписано посаду города. Так как это село было очень большое и его жители большей частью занимались торговлей, то эта потеря не ослабила его благосостояния, потому что все земли приписанных к посаду мироносицких торговых людей были оставлены за монастырем. Из Вкладной книги видно, что усердие жителей "сельца" к монастырю затем еще продолжалось, так как от них поступали в него вклады. Но из грамоты 1748 года Императрицы Елизаветы Петровны следует также и то, что между монастырем и его бывшими крепостными, и затем посадскими торговыми людьми "сельца", происходили неудовольствия из-за землевладения, так как эти последние не желали еще расставаться со своими прежними правами на землю и продолжали произвольно ей пользоваться, и что Высоцкий монастырь имел по этому поводу с ними тяжбу, закончившуюся решением в его пользу. По вышеупомянутой грамоте 1748 года, в которой подробно перечисляются все владения Высоцкого монастыря, можно судить об их значительности, а также и разбросанности. При учреждении штатов, в начале правления Императрицы Екатерины II, в Серпухов был откомандирован в 1763 году подпоручик Михаил Темяшев для составления описей монастырей, их имущества и владений. В составленной им описи отражены сведения о монастырских храмах и зданиях, а также о всех живущих в нем. Кроме того, в описи перечисляются предметы ризницы, иконы с их окладами и украшениями, книги и монастырские вотчины. Опись Темяшева дает обширные сведения, освещающие картину быта и состояния Высоцкой обители середины XVIII века.

Монастырские здания в то время не имели благоустроенного вида. Большинство церквей и всех строений в монастыре было покрыто тесом и приходило в ветхость. Башня и стены в одном месте осели, дали трещины и требовали ремонта. В описи Темяшева упоминается, что монастырь владел тогда находящейся близ него сосновой и дубовой рощей, а также мельницей и лесопильней; при чем он сообщает, что эти последние существовали "для единой монастырской надобности, в оброк наперед сего отдаваны не были", что не совсем справедливо, так как монастырь сдавал их в аренду в первой половине XVII века, но неудачно, потому что оброчных денег не получал. Мельница арендатором не ремонтировалась и разрушалась, и затемдолго пустовала, пока после тяжбенных сложных дел монастырь не заполучил ее обратно во владение. За пользование мельницей монастырь платил весьма значительную по тому времени сумму в воеводскую канцелярию. Впоследствии мельница, как и многие другие владения монастыря, перешла в частные руки.

В монастыре, как значится у Темяшева, уже существовала в 1763 году больница, устроенная графом Г. И. Головкиным и при ней церковь во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Также сообщается, что в 1760 году на монастырской земле купцом Кисельниковым была устроена суконная фабрика, за которую тот должен был вносить в монастырь арендной платы 60 руб. в год. Опись Темяшева дает нам сведения и о составе братии монастыря и приписанных, а потому проживающих в нем лиц, а также о том, сколько полагалось им в год жалованья и хлебного продовольствия. Таким образом узнаем, что в 1763 году архимандрит монастыря Иннокентий и некоторые из братии были польской национальности. Состав насельников обители: архимандрит, пять иеромонахов и шесть монахов. Белое духовенство: один священник, три диакона, дьячок, просвирник и церковник. Кроме того, при монастыре проживали 57 человек приказных и разных монастырских служителей, один "недоросль из дворян" и 22 человека инвалидов - штаб-, обер- и унтер-офицеров, рядовых и прочих чинов, звания и имена которых перечисляются в вышеупомянутой описи.

При утверждении штатов монастырь лишился большей части своих земель и всех вотчин. Что же касается монастырского бора, тянувшегося вдоль реки Нары и села Мироносицкого к городу, то он отошел от монастыря в 1792 году, когда, по распоряжению Московского Главноуправляющего князя А. Прозоровского, была отчислена в казенное ведомство и сосновая роща соседнего Владычного монастыря. О боре, принадлежавшем Высоцкому монастырю, имеются сведения, что он существовал еще в 1817 году. Впоследствии этот бор был вырублен и место это было занято огородами. Земля, находившаяся во владении монастыря на рубеже XIX-XX вв., составляла около 10 десятин. В 18 верстах в округе он владел землей площадью около 150 десятин, покрытой мелколесьем.

С 1766 года монастырь получил во владение 6 десятин земли с покосом, на берегу р. Оки, в четырех верстах от своих стен. В Москве на Пятницкой улице монастырь владел подворьем, которое было дано ему вкладом С. И. Колтовского в 1677 году и перестроенного затем в 1884 году. До этого же года монастырь владел мельницей на Клязьме, которая затем была продана. Помимо доходов с вышеуказанных земель и недвижимости, монастырь содержался на проценты с капитала, доходов от часовен и на средства, которые отпускались ему из казны по штату. Эти последние составляли сумму 711 рублей и 72 коп. По штату полагалось в нем быть монашествующих 12 человек: архимандрит, казначей, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона и 4 монаха. Находилось же в нем 25 человек: архимандрит, казначей, 5 иеромонахов, 4 иеродиакона, 2 монаха и 12 послушников. Средства из казны распределялись так: на жалование настоятелю и братии - 483 р. 56 к., на церковные потребы - 11 р. 40 к., на ремонт церквей и содержание ризницы –114 р. 28 к., на содержание конюшни - 22 р. 84 к., на отопление - 25 р. 40 к. и на вино, рыбу, пиво - 54 р. 24 к. При Высоцком монастыре в начале XX века была школа для мальчиков.

Высоцкий монастырь имел в городе часовни: Первая, на реке Наре, каменная и ветхая, построена по монастырским сведениям в 1771 году. Вторая часовня, во имя Иверской Божией Матери, построена в 1853 году на новом Тульском тракте. При ней имелись две каменные келии. Близ этой часовни, на прежней Тульской дороге, находилась старая часовня. Земля, на которой она была построена, пожертвована императрицей Екатериной II. Здание этой часовни низкое, квадратное с одной маленькой главой. Иконы из нее были перенесены в часовню на новом Тульском тракте и заменены другими, более новыми, хотя и были между ними некоторые XVIII века. Напротив этой часовни, на правой стороне (к Туле) бывшей дороги, на каменном постаменте помещался литой чугунный придорожный памятник, стерегущий въезд в Серпухов со стороны Тулы в виде изображения всадника - св. Георгия Победоносца, побеждающего змея.

История святой обители

Преподобные Никон Радонежский, Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий и князь Владимир Андреевич Храбрый. Миниатюра Вкладной книги Высоцкого монастыря

Устроение Высоцкого монастыря по времени совпало с коренными преобразованиями в жизни Древней Руси эпохи Куликовской битвы и служения миру Преподобного Сергия Радонежского. В истории Отечества этот период ознаменовался укреплением объединяющей роли Москвы и пробуждением национального сознания. Русь начала сбрасывалас себя оковы татарского плена и, возрастая в православном достоинстве под влиянием заходящей славы великой византийской культуры, вступала в блестящую эпоху "Русского Возрождения". Рождение монастыря, волею Божию, желанием и усердием благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича произошло в 1374 году (по н. ст. - в 1373 году). В том году, как повествует летопись, князь "занимался строением Серпухова". Он огородил его дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к Преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах, своей вотчине. В то время уже велико было благоговейное уважение и почитание Преподобного, и слава о его иноческих подвигах, о святой его обители далеко разошлась по Руси. К Преподобному Сергию прибегали князья русские за советами и благословением во всех трудных случаях жизни и в своих ратных начинаниях.

Хорошо знали они и его достойных, любимых учеников, и из рассадника иночества приглашали их в свои вотчины для основания новых обителей.

Об основании святой обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года:

"Серпуховской князь Владимир Андреевич, управлявший и городком Радонежем, на земле которого стоял монастырь преподобного Сергия, пожелал украсить свой стольный город возграждением монастыря и послал к преподобному Сергию, приглашаяего прибыть к нему для благословения и совета на устроение в Серпухове обители и просил его взять с собою в начальника обители ученика своего, знакомаго князю (подвижника и сотрудника), Афанасия. Жаль было Сергию отпустить от себя одного из любимых учеников, но исполняя желание боголюбиваго князя, он отправился с Афанасием в пределы Серпуховские: путь совершили пешком. С великою радостью встретил Владимир святых пришельцев, и, после обозрения местности, избрали они место для будущей обители в версте от города, на одном возвышении, которое носило название "Высокое" и стояло на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия, "дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие во крове Ея жити монахи Ея чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе".

Преподобный Сергий одобрил желание князя, и, когда расчищено было избранное место для обители, поросшее лесом, св. Сергий стал на колени, воздел руки к небу и произнес следующую молитву:"Се Царю вышних в триех Ипостасех единый Боже, Отче, Сыне и Дусе святый! Твоя есть земля исполнение ея, концы земнии в Твоих руках, Господи призри на место сие благодатию Твоею, посли помощь свыше и благословение и сотвори оное в прибежище любящим Тя, и обучение монашеское в нем. Устрой подвизающим ангельский данный образ; даждь служащим Тебе и работающим и живущим вседушно на месте сем образ Твой и подобие в душе и теле еже сотворил еси и создал руками Твоими соблюдати, непрестанно хвалити Тя в псалмех и песнех духовных присно и величати Царицу Небесну. Пречистую Деву Богородицу Марию и вся святыя Твоя сподоби люди Твоя живущия и приходящия. Господи, имя Твое святое да славится день и нощь во веки веков. Аминь!".

Окончив молитву, преподобный Сергий обратился к Афанасию со следующими словами: "Вселюбезный Афанасий, духовное чадо мое! Послушай меня старца, что скажу тебе. Благодарю Господа Бога, что Он много обрадовал меня твоими богоугодными подвигами: во все время, пока ты был при мне, ты ни разу не оказал непослушание не только мне, но и братии; поистинне я вижу в тебе мужа совершеннаго и монаха благоискуснаго. Умоляю любовь твою, останься здесь и живи на месте сем, ибо ты можешь устроить обитель и собрать постничествующую (братию). Дело это возлагается на тебя по всей справедливости; благоверный князь Владимир просит тебя о том и желает, чтобы ты потрудился здесь во имя Господне".

Князь Владимир со своей стороны усердно просил Афанасия потрудиться в строении обители и обещал дать монастырю все средства к его устройству. Афанасий сказал, обращаясь к преподобному Сергию: "Вселюбезный мой отче! Не прогневайся на меня, что будет говорить худой раб твой. Кто такое я недостойный! Как разлучусь я с тобою преподобный! Кто здесь будет мне новоначальному наставником и учителем! Кому прибегну я в скорбях и страстных движениях души? От кого приму утишение или облегчение! Как воспою песни или вознесу молитвы Господу Богу на этой земле пустынной и мне незнаемой! Если молитва твоя не поможет мне, я никак не могу выдержать здешняго жития и бытность воителем и житием, ибо я не достиг такой меры совершенства". Говоря это, Афанасий горько плакал. Преподобный Сергий успокоил своего ученика и сказал ему, чтобы он уповал на Бога и Пресвятую Богородицу и что при этом уповании он, как гора Сионская, не подвижется, тогда в труде богоугодном будет помогать ему Господь. Афанасий с любовью и послушанием принял утешительное слово своего учителя, и они, пробыв вместе несколько дней в Серпухове, расстались. Св. Сергий пошел в свой монастырь, благословив Афанасия остаться в Серпухове для устроения новой обители".

Так в 1374 году был основан монастырь "Во имя Богоматери в честь Ее Зачатия, и дабы славилось Имя Божие и Пресвятыя Богородицы". С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.

Общежительные монастыри, хранившие образ христианской общины апостольских времен, несли миру особую пользу. Именно эти обители в начале объединения русских земель вокруг Москвы являли собою наглядный пример совместного жития в любви, единомыслии и экономическом единстве, по проческому слову царя Давида, "се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе" (Пс.132, 1). Из монашеской среды опыт совместной христианской жизни переносился в семью, на церковный приход и таким образом приводил к осознанию наиболее сложной формы общежития - государства. Больших трудов стоило Церкви введение повсеместно строгого общежительного (киновийного) уклада. Из старых обителей многие еще долго продолжали держаться особножительства. Потому-то в подтверждение Евангельских слов Спасителя, "но вливают вино ново в мехи новы" (МФ. 9, 17), главными носителями общежития на Руси явились новые монастыри. Их основателями стали святитель Московский Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и их единомышленники, в большинстве своем, ученики Преподобного Сергия, ученики его учеников и собеседники.

Всего 90 монастырей дал Русской земле от своей Троицкой обители Преподобный Сергий, девять из которых он основал сам, и в их числе задуманный Серпуховским князем Владимиром Андреевичем монастырь "Пречистой на Высоком".

Серпуховской Высоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского.

Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов.

Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком полу-чивший название Высоцкого. Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший. Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции. Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой. Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец. Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители. С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г. он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г. в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований. Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг. вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г. воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

В Серпуховском Высоцком мужском монастыре со времени его основания в 1374 году до момента закрытия в 1931 году было 83 настоятеля; имена их следующие:

Афанасий Старший (1374-1382), Афанасий Младший (1382-1395), Никита (1395-1414),Андроник, Александр, Савва, Евфимий, Иосиф, Пимен, Иосиф, Феодосий, Иона, Сергий, Иосиф, Тарасий, Алиппий, Тарасий, Геннадий.

Далее следуют архимандриты: Фаддей, Игнатий (1468), Маркелл, Мартирий, Лаврентий, Михаил, Илия, Михаил, Власий, Герасим, Борис, Геннадий, Спиридон, Иосиф, Евсевий, Дионисий, Иона, Антоний, Киприан (1542), Паисий (1551), Агапит (1571), Иосиф Чудовской (1576) Кирилл, Паисий, Феодосий (1601), Александр, Иосиф (1614-1618), Иосиф, Иона (1621), Антоний (1624- 1632), Дионисий, Иов, Леонид (1652), Пафнутий (1657), Герасим, Зосим (1660), Иосиф (1686), Герасим (1702- 1737).

Все вышеперечисленные архимандриты настоятельствовали до 1737 года и имена их приведены, в том порядке, как были записаны в монастырском синодике.

В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. При монастыре была церковно-приходская школа для мальчиков. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году наПравославную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные до ныне гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. До ареста архимандрита Пантелеимона в 1931 году, в Покровском храме совершались богослужения.

10 апреля 1991 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского древняя обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Первым настоятелем возрождаемого Высоцкого мужского монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов).

В декабре 1998 года в связи с рукоположением настоятеля Высоцкого мужского монастыря архимандрита Иосифа в сан епископа, иеромонах Кирилл был назначен исполняющим обязанности настоятеля монастыря.

26 марта 1999 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвел настоятеля Высоцкого монастыря иеромонаха Кирилла в сан Игумена с возложением на него наперсного креста.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской, назначен настоятелем (игуменом) Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской обл. с освобождением от обязанностей настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни.



Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским. В то время в Серпухове княжил двоюродный брат святого благоверного князя Димитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Он пожелал украсить стольный город святой обителью и попросил помощи в этом богоугодном деле у своего духовного отца — преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на преклонные годы и зимнее время года великий подвижник откликнулся на просьбу и пешком, в сопровождении любимого ученика Афанасия, пришел в Серпухов. Место для монастыря было выбрано на берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку, на одном из холмов. Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию правед-ной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г. был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком получивший название Высоцкого.


Высоцкий мужской монастырь

Ludvig14" >

Утром: в будни — с 05:30, в выходные и праздничные дни — с 07:30. Вечером: при рядовой службе — до 19:00, при всенощном бдении — до 20:00

Первым настоятелем монастыря был Афанасий — один из любимых учеников преподобного Сергия. Сегодня в Серпуховском монастыре проживают 10 насельников, а его игуменом является Преосвященнейший Роман. Ежегодно сюда приезжают тысячи паломников, чтобы покаяться и очистить душу, а также найти успокоение в стенах обители.

Высоцкий мужской монастырь

Явление первообраза

Высоцкий мужской монастырь

Исцеление страждущих

Благая весть быстро распространилась по всей России, и в Серпухов стали стекаться богомольцы, желающие исцелить от пагубной болезни себя или своих близких. А многие шли сюда, чтобы отблагодарить Владычицу за выздоровление. В Серпухове, при храме Александра Невского, было создано братство трезвости. По воскресеньям там проводили молебны, которые заканчивались морально-религиозными беседами.

Судьба иконы

Высоцкий мужской монастырь

Расписание богослужений в Высоцком мужском монастыре

Сам монастырь открыт для прихожан в будние дни с 05:00, а в праздники — с 07:30. Закрывается он при рядовой службе в 19:00, а при всенощном бдении — в 20:00. В 21:00 проводятся вечерние молитвы для паломников. Точное расписание работы монастыря можно посмотреть на официальном сайте.

Услуги

Высоцкий монастырь приглашает паломников на несколько дней, большие группы принимаются только по предварительной договоренности. Также монастырь предоставляет еще ряд услуг для своих прихожан.

Высоцкий мужской монастырь

Требы

Экскурсии

Для паломнических групп братия монастыря проводят экскурсии. Они знакомят прихожан с архитектурой и достопримечательностями святыни, а также с ее историей. Экскурсии проводятся после утреннего молебна. Их предварительно заказывают в иконной лавке.

Высоцкий мужской монастырь

Иконная лавка

На территории монастыря работает иконная лавка, где представлен большой выбор святынь. Там можно приобрести иконы, молитвенные пояса, свечи, декоративные изделия, акафист, святое масло и др. Их можно заказать онлайн на официальном сайте Высоцкого монастыря.

Проживание и питание

Для паломников в монастыре есть отдельный корпус, где можно пожить на протяжении нескольких дней. В колокольне открыта чайная. Там продаются горячие напитки, закуски и монастырская выпечка. А полноценно покушать можно в столовой, которая расположена в паломническом корпусе.

Паломнический корпус

Как добраться

Из Москвы до Серпухова можно доехать несколькими способами. Удобнее и быстрее всего — добираться на электричке. Электрички ежедневно отправляются с Курского вокзала и прибывают на ж/д вокзал Серпухова.

Еще до Высоцкого монастыря легко доехать на такси. Популярные службы Серпухова — Такси-Сервис, Стоянка Такси, Максим и др.

Читайте также: