Сообщение о архитектурном памятнике храме соборе и т д православной веры

Обновлено: 04.07.2024

Крушение Западной Римской империи в конце V века положило начало эпохе Средневековья, наиболее ярким архитектурным выражением которой стала готика. Придя на смену романскому, готический стиль был призван подавлять человека своим мрачным величием, подчеркивать его ничтожность. ©


Церковь святой Екатерины в Вознесенском монастыре Московского Кремля / Гравюра Курятникова 1-й половины XIX века

Первые письменные упоминания о церкви в селе Иевлево относятся к 1624 году. Ныне действующий храм был заложен на средства владельцев села Дурасовых в 1812 году и строился в течение трех лет. Предположительно, автором проекта был ученик Василия Баженова Иван Еготов.

Купол храма венчает не типичный для русской архитектуры граненый трибун со шпилем и пинаклями, а фасад здания разделен вытянутыми колоннами и опоясан горельефным фризом с библейскими сюжетами.

Церковь построена в 1789 году на территории усадьбы Михаила Измайлова. Доподлинно не известно, кто автор проекта, но, основываясь на стилистических особенностях, архитектором считают Василия Баженова.

Внешний вид и убранство храма сочетают в себе как готические, так и барочные черты, что придает ему очаровательное своеобразие. Стоящая рядом колокольня, выдержанная в том же стиле, появилась гораздо позднее, в 1830 году.

В 1930-е церковь была закрыта. Возвращена верующим в 1989 году.

По своей архитектуре церковь наиболее близка к готическому стилю. Заложенная как домовая церковь по распоряжению императора Николая I в 1831 году, она была торжественно освящена в 1834-м.

Автором проекта стал немецкий зодчий Карл Фридрих Шинкель, строительством занимался архитектор Адам Менелас, а после его смерти — Иосиф Шарлеман.

Ныне действующий православный храм построен в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 году.

Закладка храма произошла в 1777 году по проекту архитектора Юрия Фельтена. Особенностью проекта является расцветка церкви, как правило, не характерная для готики.

Место для возведения храма по легенде выбирала императрица Екатерина II: якобы именно тут она получила известие о победе в Чесменском сражении. Торжественное освящение храма состоялось в 1780 году. Вскоре после освящения он был передан капитулу ордена Святого Георгия Победоносца.

Храм был закрыт в 1919 году, вновь передан Санкт-Петербургской епархии в бессрочное пользование в 1994 году.

Действующий мужской монастырь Русской православной церкви, первым настоятелем которого считается ученик Сергия Радонежского Григорий Голутвинский. Сейчас комплекс монастыря — это смешение нескольких архитектурных стилей. Необычным элементом являются башни монастырской стены. История их создания уникальна.

В 1775 году императрица Екатерина II посетила Коломну и побывала в монастыре. Восхитившись радушием местных жителей, она осталась недовольна архитектурой старого города. После возвращения в столицу Екатерина отправила в Коломну придворного архитектора Матвея Казакова, который построил в городе несколько административных зданий, а для монастыря — шесть башен и ограду. Вот так в конце XVIII века у православного монастыря появились не свойственные ему архитектурные элементы.

Монастырь был закрыт в 1929 году. Передан в ведение Московской епархии в 1994 году.

Один из самых поздних храмов, созданных в стиле русской готики с элементами барокко, и один из примеров долгостроя.

Строительство церкви на средства промышленников братьев Баташевых началось в 1802 году на месте сгоревшей деревянной церкви. К стадии купола подошли только в 1825 году, в связи со смертью заказчика работы приостановились и возобновились в 1847 году, а главный престол был освящен лишь в 1868 году.

Автор проекта неизвестен, местные краеведы считают, что архитектором мог быть Василий Баженов или же касимовский архитектор Иван Гагин. Помимо необычной архитектуры, храм имеет еще одну особенность — материал. Здание сооружено не из кирпича, наиболее часто использовавшегося в то время, а из белого камня, как древнерусские храмы.

В 1932 году он был закрыт. Сегодня в храме вновь проходятся богослужения.

Собор поставлен на месте Никольских ворот Можайского кремля и частично включил в себя их стены. Строительство собора началось в 1779-м и закончилось в 1812 году. Сооружение представляет собой редкое сочетание русской готики, вписанной в образ классической русской шатровой церкви. Архитектором храма стал ученик Матвея Казакова Алексей Бакарев.

В 1933 году собор был закрыт. С 1994 года в нем возобновились богослужения.
.

Церковь святой Екатерины в Вознесенском монастыре Московского Кремля (на верхнем фото). Возведение началось в 1808 году при участии и по проекту Карла Росси. Строительство было закончено в 1817 году архитектором Алексеем Бакаревым.

Сложный силуэт церкви с обилием башенок и изящный декор стен придавали зданию своеобразную легкость. При этом размеры храма были сопоставимы с Вознесенским собором.

Храм был разрушен в 1929 году.
Православные достопримечательности России
Места духовной силы российского государства и русского народа

Свято-Троицкая Сергиева лавра: здесь Дмитрий Донской получил благословление на Куликовскую битву.

Кирилло-Белозерская обитель — самый большой монастырь в Европе.

Дивеево. Святыня Дивеевской обители — мощи преподобного Серафима Саровского, монастырь называют четвертым уделом Пресвятой Богородицы и полагают, что обитель находится под ее особым покровительством.

Соловецкий монастырь, расположенный на островах в Белом море.

Свято-Николаевский монастырь Русской православной церкви в городе Верхотурье Свердловской области.

Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь является одним из старейших мужских православных монастырей России. Обитель дала известных всему миру святых старцев.

Валаам. Есть версия, что Андрей Первозванный посетил остров Валаам и поставил крест на месте будущего монастыря.

It does not put your membership in peril. And is actually why why I focus on Page, not Schmidt. Attach this mobile phone to laptop or notebook by when using the cable data or via Bluetooth port.
10 Fun Android Games That Are Free download fron okiapk

If you demand a good laugh and you haven't experienced [. ]

The committee discusses and selects the prompt, recruits judges, and prepares the entries for judging.Infested dungeons to carve through.Htaccess and remove these lines to avoid edge case issues.At the same time when a very poor essay is submitted, the student may not get the desired marks.Sherborn High School and looking forward to starting the college [. ]

спонсор

Архив

Август 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Мы на Facebook

Управление

Поддержка

Русское православное зодчество

Существуют два разных отношения к культовым сооружениям: у христиан они вызывают трепет святилища, для обывателей и ученых — имеют значение памятников истории и архитектуры.

Следует также отметить, что многие красивые и богатые храмы были созданы на народные деньги, пожертвованные церковной паствой, и строились артелями народных мастеров, а потому являются подлинными архитектурными и историческими памятниками русского народного зодчества.

Строительство православных храмов в средневековой Руси началось с момента принятия христианства в 988 году и на первых порах велось под руководством мастеров, использовавших многовековые традиции византийского храмостроения. Восточная греко-православная церковь всегда отличалась наибольшей традиционностью. Религиозное по назначению искусство Византии, и в частности храмовое зодчество, было целиком подчинено строгим канонам, сформировавшимся тысячу лет назад.

Критерием каноничности любого произведения искусства считалась мера выражения в нем той или иной истиной вселенской церкви, причем это выражение, по мнению церковных сановников, не должно ни в какой мере зависеть от условий времени и места, то есть от конкретных исторических условий.

Требования культовых функций храмов состояли в том, что должна была быть обеспечена архитектурно-пространственная связь и в то же время проходить граница между сакральной частью храма (святилищем, алтарем) и местом, предназначенным для паствы; должно быть обеспечено место как для религиозной проповеди священнослужителя, так и для какого-либо приобщения к нему верующих, для групповых обрядов так и для индивидуальной молитвы.

На Руси, как правило, они представляли собой целые архитектурные ансамбли, куда входили наряду с культовыми сооружениями жилые здания, общественные и учебные помещения, множество хозяйственных служб. Фактически это были небольшие укрепленные города. Отсюда возникла и еще одна функция церквей и монастырей — как укрепленных и недоступных для врагов (иноземцев, иноверцев, мятежников и разбойников) мест.

В условиях постоянной угрозы нашей страны с востока, юга и запада русские православные монастыри становились укрепленными пунктами, крепостные стены которых были готовы отразить штурм. Таковы были монастыри вокруг Московского Кремля, сначала Никитский и Зачатьевский, Андроников, затем Страстной, Высоко-Петровский, Рождественский, Сретенский и др., равно как и мощная крепость — Троице-Сергиев монастырь, в начале XVII века в течение многих месяцев сдерживавшая осада иноземных захватчиков.

До XVII века на Руси не было традиций создания монументальной скульптуры для увековечивания исторических событий или памяти выдающихся деятелей. Роль таких памятников выполняли архитектурные сооружения и чаще всего — храмы. Таков, например, Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, возведенный как гробница сыгравшего огромную роль в истории нашей страны Сергия Радонежского. Это величественный мавзолей XV века, в котором все особенности архитектурного построения, включая наклонные стены, направлены на то, чтобы подчеркнуть монументальность, незыблемую, вечную устойчивость Руси.

Памятником своей эпохи является величественный башнеобразный объем церкви Вознесения в Коломенском. Здесь содержится композиция из нескольких столпообразных объемов, которую создадут четверть века спустя гениальные авторы Покровского собора на Красной площади в Москве. Ряд особенностей этих храмов: и затесненное внутреннее пространство, и отсутствие фресковых росписей, и относительно скромное убранство иконостасов — все говорит о том, что храмы эти созданы не только для молитв, но и как воплощение народной памяти.

И это вполне естественно. Например, Церковь Вознесения построена в связи с рождением наследника престола сына Василия III — будущего Ивана Грозного, а Покровский собор был призван увековечить своими башнями отдельные героические эпизоды взятия Казани. Обыкновенно каждый храм мемориального характера посвящался празднику того святого, в день поминовения которого произошло то или иное событие. И казанская победа молодого царя, совпавшая с днем Покрова пресвятой Богородицы, дополнила этот традиционный для Руси праздник патриотическим и государственным содержанием.

Однако чаще всего в образности культовой архитектуры происходило невероятное, казалось бы, смешение небесного и земного, религиозных сюжетов и человеческих страстей. Вот поэтому наличествующие в культовой архитектуре религиозные идеи часто довольно уверенно и свободно перетолковываются на вполне светский, земной лад. Кроме того, в образном строе культовых сооружений зодчими (нередко с благословения самих священнослужителей) воплощались и вполне мирские, земные художественные идеи, формы, образы, отражавшие исторически сложившиеся общественные отношения своей эпохи и многообразные функции самих храмов.

Так, исключительно сильный образ храма Вознесения в Коломенском выражает и гражданские идеи возвышения Русского государства. Да и сам храм служил как бы тронным залом царя в его подмосковной усадьбе и даже местом, где он наблюдал военные игры в покер. Жизнеутверждающий и оптимистический образ этого храма передает мощное и энергичное вознесение государственного могущества и народного патриотического духа, мужавшего в битвах и трудах Русского государства.

В культовой архитектуре всегда в большей или меньшей степени сказывается местные, областные, народные, национальные черты, уходящие корнями глубоко в толщу народного искусства, народной архитектуры. В архитектуре христианских стран в культовом зодчестве — особенно на ранних его этапах — проступает более или менее явственно народная основа. Здесь можно вспомнить символику и тематику резных белокаменных рельефов на стенах владимиро-суздальских храмов: рельефы очень далеки от требований христианского канона и воплощают некоторые живущие в народных массах представления о прекрасном.

Уже к XVII веку, учитывая влияние народных вкусов, русская архитектура находит новые, небывалые сочетания многокупольных и шатровых покрытий, создавая целые ансамбли приходских и монастырских церквей, приделов и колоколен. Таковы поразительные по своей живописности ансамбли культовых зданий в Ярославле, например церковь Иоанна Златоуста в Коровниках или церковь Иоанна Предтечи в слободе Толчково. Жизнерадостный образ храма обогащается и цветными коврами изразцов, и причудливыми, почти фантастическими по разнообразию наличниками окон, и обрамлениями порталов из фигурного кирпича и резных белокаменных деталей.

Сказочное богатство форм, любовь к расцвеченному, непростому, замысловатому — это черты живого народного творчества, своеобразно сказавшиеся в церковном строительстве на Руси.

Список используемой литературы:

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

Классицизм был новым направлением в искусстве, установленным на государственном уровне. В церковной архитектуре он, с одной стороны, требовал строгого соблюдения языка форм и пространственно-композиционных решений, с другой – не исключал определенной свободы творческих исканий, что и было широко использовано русскими мастерами. Это, в конечном итоге, несмотря на всю противоположность классицизма русским традициям, привело к созданию величественных и неповторимых по красоте памятников, обогативших и русскую, и мировую культуру.

Становление классицизма в России началось при Екатерине II.

Екатерина II стремилась, вслед за Петром I, перекроить русские традиции по европейским лекалам

Храмы, заложенные в обеих столицах при Елизавете Петровне, достраивались в барочном стиле, однако уже с привнесением в их облик очевидных элементов нового государственного направления в искусстве [3] . Русским императорским двором классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой отныне должна была существовать и развиваться культура отечественная. Так спустя полвека инициативы и задумки Петра I в области архитектуры и искусства находят свое реальное воплощение.

Подспудно, неосознанно новые архитектурные элементы переплетались с самобытными национальными. Обратим внимание: русская деревянная храмовая архитектура в своей строительной основе стремилась к вертикальным формам [12] . Это было обусловлено применением главного строительного материала – дерева, бревна. И такой основной архитектурный модуль, как колонна, столь любимая классицизмом, обеспечивал зрительную (пусть и несколько условную) параллель с внешними элементами национального деревянного зодчества.

Тем не менее классицизм многое существенным образом изменил – не только в облике церквей, но и во всей архитектурной среде.

Традиционные русские города занимали огромные площади из-за крайне разреженной застройки [13] , гармонично включавшей в себя естественный ландшафт с садами, огородами и даже лесными массивами [14] . Все это придавало городу с его витиеватым переплетением улиц, переулков и тупиков неповторимый колорит [15] . При этом именно храмы всегда выступали в качестве градостроительных доминант, по которым можно было отличить главную часть города.

Генеральные же перепланировки [16] русских городов [17] , проводившиеся в соответствии с европейскими градостроительными установками [18] , рационализировали пространство [19] ; при этом существовавшие каменные храмы постепенно растворились среди новых построек, вследствие чего потеряли доминирующее звучание в городской среде. В результате сместились главные ориентиры социально-культурного пространства, в котором формировались жизненные установки человека. Храмы, церковные здания оставались, как и прежде, в качестве доминирующих архитектурных строений только в сельской местности.

Храмовое строительство в Москве в правление Екатерины II было незначительным: в основном проводились ремонтные работы обветшавших построек. В Петербурге строительство все же велось.

Собор Троицы Живоначальной в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре

Собор Троицы Живоначальной в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре

Вскоре после коронации императрица Екатерина II приступила к выбору проекта нового главного собора Александро-Невского монастыря – к тому времени храм из-за ветхости был разобран [20] . В Троицком соборе (1776–1790) Александро-Невской Лавры философские идеи европейских классических построек были воплощены максимально полно. Кроме того, после освящения собора внутри его были размещены полотна европейских художников на библейские темы, что придавало всему внутреннему убранству торжественный и строгий, но одновременно дворцовый вид.

Одним из немногих храмов, заложенных при Екатерине II в Петербурге, стал и Исаакиевский собор (третий по счету). Но из элементов нового стиля в этом соборе, пожалуй, было только одно – отделка стен мрамором. Подобные архитектурные задумки не могли в полной мере удовлетворить вкусы Екатерины, потому строительство двигалось крайне медленно: ко времени восшествия на престол Павла I храм был достроен только до сводов.

Появление новой церковной архитектуры в классическом стиле сопровождалось практически повсеместной перестройкой – в угоду идеям классицизма – уже существовавших храмов. В истории русского храмостроительства подобное в столь широком масштабе происходило впервые. В первую очередь переделка повсюду затронула позакомарное покрытие храмов, которое заменяли простой четырехскатной кровлей, что, естественно, кардинально меняло все архитектурное звучание сооружений. Растесывались старые и прорубались новые окна, удалялся архитектурный убор наличников, достраивались дополнительные портики с колоннами, фасады декорировались монументальной живописью, выполненной в масляной технике на холстах. Подобных примеров десятки; из исторически значимых памятников, которые подверглись перестройке, назовем Успенский собор Владимира, а также Троицкий собор, храм Сошествия Святого Духа и храм преподобного Никона Радонежского в Троице-Сергиевой Лавре [21] . Как указывает историк Е.Е. Голубинский, во времена Екатерины II также были перестроены на западный манер все крепостные башни монастыря, что почти до неузнаваемости изменило весь вид древней обители. Подобные новшества не обогатили общий ее облик, это был яркий пример неорганичного дополнения сооружений одного времени значительными архитектурными элементами другого.

Успенский собор Владимира

Успенский собор Владимира

Новым же храмам, построенным в стиле классицизма, были присущи ясность композиционного решения, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классического канона, тонкая прорисовка деталей, рациональность и эргономичность [28] . Но и церкви в византийских традициях, по прошествии столетий ставших национальными, во многом имеют все перечисленные выше характерные черты.

После смерти императрицы Екатерины II на престол в 1796 году взошел ее единственный сын Павел Петрович [29] . Политику нового императора в отношении Церкви можно охарактеризовать как снисходительную [30] . В павловский период храмостроительство в столице фактически не велось. Стоит обратить внимание на такой факт. Ко времени восшествия на престол Павла третий по счету собор во имя преподобного Исаакия Далматского строился уже 28 лет. Мрамор, заготовленный для его отделки, Павел приказал вывезти и употребить при постройке Михайловского замка [31] . Однако полностью предать забвению строительство собора, заложенного Петром I, было, видимо, неприлично, и Павел приказал при минимуме средств в кратчайшие сроки его завершить [32] , что требовало изменения первоначальных планов, отчего строительство собора вновь затянулось, и освящен он был лишь в 1802 году.

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери

Единственным масштабным храмостроительным начинанием царствования Павла I стал собор в честь Казанской иконы Божией Матери в Петербурге: в 1800 году получил одобрение проект молодого талантливого архитектора А.Н. Воронихина [33] .

После государственного переворота 12 марта 1801 года русский трон занял сын Павла I – Александр [37] . По отношению к Церкви император проводил в основном ту же политику, что и Екатерина II. Но он в значительно больших масштабах вел строительство, в том числе церковное, причем не только в Петербурге, воплощая новые архитектурные замыслы и проекты. Идеи классицизма расцвели как никогда ранее.

27 августа 1801 года Александр I присутствовал при закладке Казанского собора в Петербурге, а спустя десять лет [38] он уже молился во время освящения этого поистине уникального сооружения, ставшего одним из красивейших зданий не только в России, но и в Европе.

Василий Петрович Стасов

Василий Петрович Стасов

Конечно, русский классицизм во всех своих проявлениях был ориентирован на европейскую культуру, но в художественную жизнь вмешался политический фактор, ослабивший классицизм в России, – Отечественная война 1812–1814 годов. После наполеоновского нашествия, разорения городов, глумления над храмами и святынями, и прежде всего Московского Кремля [39] , сам образ европейской цивилизации поблек и перестал восприниматься многими нашими предками с прежним пиететом. Изменились политические ориентиры – и архитектура и искусство эпохи высокого ампира получили новый вектор развития, связанный с прославлением героизма русского воинства, патриотической доблести народа и самодержавия.

Завершает череду петербургских построек времени позднего классицизма строительство двух храмов по проекту В.П. Стасова – Преображенского (1825–1829) [40] и Троицкого (1828–1835) [41] . Обе эти церковные постройки были заложены уже при новых общественно-политических условиях и существенно изменившихся вкусах. В этих храмах автор как будто пытался дать новую интерпретацию формам и философским идеям классицизма через возвращение к традиционному русскому пятиглавию.

Стасов попытался классицизм соединить с традицией: портики и колонны – с русским пятиглавием

По утвердившемуся мнению, постройкой Исаакиевского собора по проекту О. Монферрана (1817–1858; уже четвертого по счету) фактически завершается эпоха классицизма в России [42] . Перед автором встала та же задача, которую пытался решить В.П. Стасов: в классической по духу постройке воплотить традиционное русское пятиглавие. Для Исаакиевского собора были выполнены величественные многофигурные бронзовые рельефы, скульптуры, уникальные входные двери, колонны. Все эти работы – творения лучших мастеров. Исаакиевский собор – это выражение официального понимания Православия в то время [43] .

Что же касается Первопрестольной, то в первой четверти XIX века в Москве храмостроительство было незначительным, что и понятно: по данным государственной комиссии, в Москве в 1812 году было уничтожено 6496 домов из 9151 и 122 церкви из 329 [44] . Масштабные строительные и восстановительные работы начались сразу после освобождения от наполеоновских войск [45] .

Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, архитектор А. Витберг

Проект храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, архитектор А. Витберг

Особое место в московском зодчестве должно было занять возводимое в честь победы над французами внушительное здание храма Христа Спасителя на Воробьевых горах [46] . В своем архитектурном решении это была традиционная постройка в стиле классицизма. Однако в 1826 году строительство храма, начатое в 1817 году, было остановлено указом императора Николая I: за девять лет не появился даже фундамент, хотя средств было потрачено немало. К идее постройки на Воробьевых горах более не возвращались.

В целом Александровская эпоха в культуре характеризуется серьезными внутренними противоречиями. В этот период произошло своего рода столкновение двух направлений – продолжавшегося классицизма и нарождающегося русского ренессанса. Разнородность идей, стилей, исканий, на наш взгляд, является одной из характерных черт архитектуры и изобразительного искусства России этого времени.

[1] Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 452; см.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. Минск, 2005. С. 478.

[2] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1. С. 190; См.: Геллер М. История Российской империи. М., 1997. Т. 2. С. 159.

[3] См.: Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в. // Искусство христианского мира. Вып. 9. М., 2005. С. 252.

[4] Скотникова Г.В. Византийская традиция в русском самосознании. Опыт историко-культурологического исследования. СПб., 2002. С. 65–66, 80.

[5] См.: Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990. С. 266.

[6] Тут необходимо упомянуть многие архитектурные и инженерные новации, примененные Аристотелем Фиораванти при возведении Успенского собора Московского Кремля, или архитектурно-художественные элементы, примененные Алевизом Фрязиным Новым при строительстве Архангельского собора Московского Кремля.

[7] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. М., б.г. С. 50–51.

[8] Лихачев Д.С. Великая Русь. История и художественная культура. М., 1994. С. 347.

[10] См.: Олейников А. Политическая экономия национального хозяйства. М., 2010. С. 26.

[11] См.: Швидковский Д.О. Культура просвещения и русская архитектура второй половины XVIII века // Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 95.

[12] См.: История русского искусства. Т. 5. М., 1960. С. 272–283.

[13] См.: Слюнькова И.Н. Крупнопоместные имения в системе градостроительного переустройства России последней четверти XVIII – начала XIX в. // Архитектура в истории русской культуры. С. 114.

[15] Свидетельства о подобной застройке находим в наименовании улиц и переулков в старой части Москвы, не подвергшихся генеральной перестройке после пожара 1812 года.

[16] См.: Слюнькова И.Н. Крупнопоместные имения в системе градостроительного переустройства России последней четверти XVIII – начала XIX в. С. 116.

[18] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 275.

[19] Делокаров К.Х. Синергетика и познание социальных трансформаций // Синергетическая парадигма. М., 2003. С. 20.

[20] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976. С. 40.

[21] См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 195–203.

[22] Попова О.С. Пути византийского искусства. М., 2013. С. 13; См.: Древнерусское искусство. М. 2012. С. 17; Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 2001. С. 120.

[23] Попова О.С. Пути византийского искусства. С. 21.

[24] См.: Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в. С. 250.

[25] Тарабукин Н.М. Смысл иконы. С. 108.

[26] Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в. С. 249; См.: Попов В.Г. Андрей Рублев. Подвиг иконописания. М., 2010. С. 33–36.

[27] Дудина Т.А., Никитина Т.И. Каменное узорочие Москвы. М., 2006. С. 214; См.: Донской ставропигиальный мужской монастырь. М., 2014. С. 14.

[28] Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 120.

[29] Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 219; См.: Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М., 1997. С. 75.

[30] Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. С. 481; Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 498.

[31] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. С. 306; См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 140.

[32] Исаакиевский собор. СПб., 2004. С. 18; См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 84.

[33] Вереш С.В. Храм – образ вселенной. М., 2010. С. 149; См.: Русское искусство XIX – начала XX века. М., 1972. С. 9.

[34] Памятники архитектуры Ленинграда. С. 304.

[37] Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 233; См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. М., 2010. С. 139; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 77.

[38] Памятники архитектуры Ленинграда. С. 160.

[39] См.: Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. М., 1966. С. 206; Скорнякова Н. Старая Москва. М., 1996. С. 169.

[40] См.: Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. С. 206; Скорнякова Н. Старая Москва. С. 169.

[41] См.: Грабарь И. История архитектуры. Т. 3. С. 536; Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С. 120; Памятники архитектуры Ленинграда. С. 460.

[42] Исаакиевский собор. СПб., 2004. С. 23; Грабарь И. История архитектуры. Т. 3. С. 574; Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 285.

[43] История русского искусства. Т. XVIII. Кн. 2. М., 1963. С. 177.

[44] См.: Катаев Н. Пожар Москвы // Отечественная война и русское общество. Т. 4. М., 1912. С. 148.

[45] Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. С. 206.

[46] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 287; История русского искусства. Т. XVIII. Кн. 2. С. 240; Русское искусство XIX – начала XX века. С. 16.

[47] История русского искусства. Т. XVIII. К. 2. С. 187.


1. Старейшим памятником святому на территории России был монумент Владимиру Великому, установленный в Киеве на Владимирской горке в 1853 году.

Над этим памятником работала целая группа скульпторов и архитекторов – Пётр Клодт изготовил саму статую, Александр Тон работал над пьедесталом, а Василий Демут-Малиновский работал над барельефами к нему.

Фото: Википедия

На установку памятника, идея которого была одобрена императором Николаем Первым, было получено особое благословение митрополита Филарета (Амфитеатрова).

Памятник открыли в 1853 году.

2. Вторым по времени в Российской империи был памятник княгине Ольге, апостолу Андрею, святым Кириллу и Мефодию в Киеве. Изначально он был открыт в 1911 году. Авторами сложной скульптурной композиции были Иван Кавалеридзе, Петр Сниткин и Валериан Рыков.

Фото: Википедия

Однако в 1919 году скульптура святой Ольги была сброшена. Позже на её месте установили бюст Тарасу Шевченко, а боковые фигуры зоколотили досками. В 1923 году остатки композиции демонтировали. Однако в 1996 году памятник был возведён вновь.

3. Памятник Александру Невскому был установлен в Великом Новгороде ещё в 1985 году. Автор памятника Юрий Чернов.

Фото: Артур Виснап

Фото: Артур Виснап

Памятники Александру Невскому есть также в Городце (1993), Санкт-Петербурге (2002), Москве (2005) и других городах.



4. В 1993 году был открыт памятник Ярославу Мудрому в Ярославле (скульптор Олег Комов).

Фото: Википедия

5. В 1999 году в Муроме был установлен памятник Илье Муромцу работы Вячеслава Клыкова.


Есть такой памятник и в Екатеринбурге и даже во Владивостоке. Планировалось открыть памятник этому герою в Брянске.

Памятник Илье Муромцу во Владивостоке

Памятник Илье Муромцу во Владивостоке

6. В 2003 году по случаю 1100-летия упоминания Пскова в летописях там было установлено сразу два памятника княгине Ольге.

Автор памятника в Детском парке – Вячеслав Клыков.

Фото: Денис Конков

Фото: Денис Конков


7. Существует несколько памятников святому Сергию Радонежскому.

Еще в 1988 году памятник работы Вячеслава Клыкова был установлен в Радонеже.

Фото: Википедия

Памятник работы Валентина Чухаркина появился в 2000 в Сергиевом Посаде.

Фото: Википедия

Фото: Википедия

В 2014 году был открыт также памятник Сергию Радонежскому в Черкесске. Есть такие монументы ещё в нескольких городах. Кроме того, в Сергиевом Посаде существует также памятник святым Кириллу и Марии Радонежским.

8. Существует в нашей стране и множество памятников святым Кириллу и Мефодию. В 1992 был открыт, вероятно, самый известный из них – монумент работы Вячеслава Клыкова на Славянской площади в Москве.


Однако теперь эти святые увековечены также в Дмитрове, Владивостоке, Коломне, Мурманске, Самаре, Саратове, Севастополе и Ханты-Мансийске. И это, разумеется, не считая памятников в болгарской Софии и украинском Киеве.

9. В связи с установлением Дня семьи, любви и верности в российских городах появилась цела серия памятников святым Петру и Февронии.

Константин Чернявский создал 9 таких монументов – однотипных, но различающихся небольшими деталями – для разных городов России. (На фото – памятник его работы, установленный в 2009 году в Ярославле).


Общее же число памятников этим святым в разных городах приближается к пятидесяти. Ещё в 2004 году для их установки была объявлена специальная патриаршая программа.

10. В мае 2013 года в Александровском саду в Москве состоялось торжественное открытие памятника святителю Ермогену, патриарху Московскому.


11. Немало в России и памятников святому Георгию. Самые известные — в Москве: на Манежной площади, на Поклонной горе и на Трубной площади.



Памятник Георгию Победоносцу, Поклонная гора. Зураб Церетели, 1995 год.

Памятник на Трубной площади. Открыт в 1994 году. Скульптор А. А. Бичуков. Архитектор А. В. Климочкин.

Памятник на Трубной площади. Открыт в 1994 году.
Скульптор А. А. Бичуков. Архитектор А. В. Климочкин.

Кроме того, памятники покровителю православного воинства установлены в Иваново, Рязани, Моздоке, городе Большеречье Омской области и других городах.

12. 14 октября 2006 года под Омском был освящен памятник святому Николаю Чудотворцу. Шестиметровая бронзовая скульптура установлена на Соборной площади Ачаирского Крестового женского монастыря. Это был третий подобный памятник в России — после Анадыря и Майкопа. Памятники св. Николаю есть также в Москве, Московской области — Голицыно, Дзержинском, Ивантеевке, Можайске, Сергиевом Посаде, Тверской области, Рязанской области, Тамбовской области, Калининграде, Перми, Самаре, Петропавловске-Камчатском, Ейске, Тихорецке, Тольятти, Колывани, на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Малой Курильской гряде. Планируется установить памятник святому в Новороссийске.

Nikola_Achair

Памятник площади Ачаирского Крестового женского монастыря (Омская область)

13. Памятников святому апостолу Андрею Первозванному только в Севастополе — два. А еще — в Феодосии, Москве, Батайске, Абинске, Курильске…

Курильск

14. Памятник святой Татьяне стоит в Томске на Новособорной площади.

student1

15. В Екатеринбурге есть памятник св. Царственным мученикам.

1325250663046

Таков далеко не полный список памятников святым, которые есть сегодня в разных городах.

Читайте также: