Сообщение о вокальной музыке 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

В европейских странах в прошлые столетия наиболее значительные музыкальные произведения звучали в церкви. Это была духовная музыка , обращённая к Богу. Предназначалась она для сосредоточенной и строгой молитвы.

Совсем другая музыка звучала во дворцах вельмож, аристократических домах. Лёгкая, приятная на слух, она наполняла нарядные комнаты мелодичным звучанием, украшала жизнь благородных господ. От латинского слова camera – комната – и произошло это название – камерная музыка .

Относительно небольшой размер помещений повлиял и на состав исполнителей, и на образный строй музыкальных произведений. Ансамбль из нескольких музыкантов звучал негромко, деликатно, и потому мог передать самые тонкие нюансы настроений, эмоций и чувств.

Исполнение небольших камерных вокальных или инструментальных сочинений изначально предполагало довольно узкий круг слушателей. Но практика светского музицирования со временем менялась. С XIX века камерные произведения стали исполнять в концертных залах. Количество слушателей увеличилось, но особая душевная чуткость, доверительный тон музыкального высказывания сохранился.

Вокальная музыка - это синтез (взаимосвязь) музыки и литературы. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусства . Вокальная музыка — это музыка, в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами, с сопровождением или acappella .

Жанры вокальной музыки: (основные) Песня Романс Кантата Оратория Опера

ПЕСНЯ —это исток, вершина музыки . Песня – неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Песня без слов называется – вокализ . Вокализ – от латинского ( vocalis ) – звучащий, поющий.

РОМАНС — это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение . Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание. В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания. Романс – от испанского слова ( romance ) - романский. В средневековой Испании слово означало светскую песню на романском языке, то есть испанском, в отличие от церковных, которые пелись на латинском языке.

КАНТАТА – от итальянского слова ( cantare ) – петь . Кантата – достаточно большое, чаще всего многочастное произведение, предназначенное для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Кантата родилась в конце XVI века в Италии. В ней передаются очень значительные для всех людей мысли и чувства.

ОРАТОРИЯ – от латинского слова ( oratoria ) – красноречие. Оратория – большое многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и симфонического оркестра. Жанр оратории зародился в конце XVI века в Риме. Оратория – музыкальное представление, в котором разворачивалась история на религиозную тему. В XVIII столетии появилась оратория нерелигиозного, а светского содержания.

ОПЕРА – от итальянского слова ( opera ) – сочинение, труд. Опера – драматическое музыкальное произведение, где все герои поют. Опера появилась в Италии, в мистериях , то есть духовных представлениях, в которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой ступени. В конце XVI века попытки ввести в такие сочинения одноголосное пение ( монодию ) вывели оперу на тот путь, на котором её развитие быстро пошло вперёд.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания . На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр регтайм . Впоследствии , ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Гимн Российской Федерации Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена ! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля ! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой ! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу даёт наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда ! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой ! Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не существует единого, четкого определения музыкального жанра, постольку существует великое множество его классификаций.

Нередко приходится слышать о разделении музыки на народную и композиторскую, народную и классическую, классическую и эстрадную, классическую и современную и т.д. При этом все вышеперечисленные жанры подразделяются, в свою очередь, на вокальные и инструментальные.

Музыкальный жанр – это концепт, включающий в себя разнородные явления, начиная с песни, танца и марша и заканчивая оперой, балетом и симфонией.

В некоторых случаях понятие жанра тесно сближается со стилем. Ведь чтобы определить жанр какого-либо музыкального произведения, нужно, как и при определении его стиля, выделить набор определенных черт, позволяющих причислить это музыкальное произведение к какой-то конкретной группе произведений и отграничить от других групп.

И в случае определения жанра, и в случае определения стиля музыкального произведения, обычно учитываются и оцениваются такие составляющие музыкального языка, как музыкальная форма (строение музыкального произведения), его метроритмические и темпоритмические особенности, присутствие или отсутствие определенных интонаций, ладогармонические и фактурные особенности и целый ряд других. Но при определении стиля, помимо перечисленных, большую роль играют агогика, характер артикуляции и штрихи.

Невозможно перепутать, например, оперу, которую принято относить к вокальному жанру, с балетом, который относится к инструментальному жанру. Но зато и балет, и оперу объединяет то, что они относятся к театральным музыкальным жанрам.

Говоря о театральных жанрах, приходим к определению жанра через функциональность. С древних времен музыка выполняет в человеческом обществе определенную роль. Уже тогда, на заре человечества, песня (вокальный жанр) и ритуальный танец (инструментальный жанр) сопровождают человека на протяжении всей жизни. С древности ведет свое происхождение и марш (преимущественно, инструментальный жанр), который сопровождает самые значимые события: ритуальные жертвоприношения, свадьбы, военные походы, торжества и похороны.

Песню, танец и марш также принято причислять к жанрам. Д. Кабалевский называл их тремя китами музыки. В свете такой классификации, любое музыкальное произведение (или отдельные его фрагменты и части, если это крупная форма), независимо от того, вокальное оно или инструментальное, рассматривается с точки зрения принадлежности его либо к песенному, либо к танцевальному, либо к маршевому жанру.

Для вокальной музыки, конечно, больше характерна песенность, но это вовсе не означает, что в инструментальных произведениях песенность не может присутствовать. Например, существуют, как вокальные, так и инструментальные баллады, романсы, арии и т.д.

Итак, к вокальному жанру относится, прежде всего, песня. Можно сказать, что из песни вырастает само понятие вокальный жанр.

Невозможно перечислить все произведения, относящиеся к данному жанру. Только народных песенных жанров великое множество. Это и колыбельные, и свадебные, и застольные, и трудовые, и, в конце концов, воровские песни.

Баллады и романсы – яркие примеры вокально-инструментального жанра. Существует также ансамблевая вокальная музыка: мотеты, канты. Особенно популярна такая музыка становится в эпоху Возрождения.

К вокальным жанрам относятся произведения, написанные для хора. В Средние века хоровая музыка обслуживала, в основном, нужды церкви. Основные хоровые жанры: хоралы, кантаты, оратории.

В эпоху барокко зарождается и продолжает развиваться и доныне один из важнейших вокальных жанров – опера.

Песенный или вокальный жанр в настоящее время живет и развивается в современной эстрадной музыке.

Танец и марш относятся к инструментальным жанрам.

Танцев, так же, как и песен, великое множество. Вальс, мазурка, полька, полонез, контрданс, котильон и другие историко-бытовые танцы были неотъемлемой частью балов XIX века. А в эпоху барокко из еще более старинных танцев начали формироваться важнейшие жанры инструментальной музыки – сюита и старинная соната. Тогда же появляются кончерто grossi.

Позднее, в классическую эпоху, возникают инструментальные жанры, дожившие до наших дней: камерная соната, концерт и симфония. В произведениях этих жанров используются песенные, танцевальные и маршевые темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не существует единого, четкого определения музыкального жанра, постольку существует великое множество его классификаций.

Нередко приходится слышать о разделении музыки на народную и композиторскую, народную и классическую, классическую и эстрадную, классическую и современную и т.д. При этом все вышеперечисленные жанры подразделяются, в свою очередь, на вокальные и инструментальные.

Музыкальный жанр – это концепт, включающий в себя разнородные явления, начиная с песни, танца и марша и заканчивая оперой, балетом и симфонией.

В некоторых случаях понятие жанра тесно сближается со стилем. Ведь чтобы определить жанр какого-либо музыкального произведения, нужно, как и при определении его стиля, выделить набор определенных черт, позволяющих причислить это музыкальное произведение к какой-то конкретной группе произведений и отграничить от других групп.

И в случае определения жанра, и в случае определения стиля музыкального произведения, обычно учитываются и оцениваются такие составляющие музыкального языка, как музыкальная форма (строение музыкального произведения), его метроритмические и темпоритмические особенности, присутствие или отсутствие определенных интонаций, ладогармонические и фактурные особенности и целый ряд других. Но при определении стиля, помимо перечисленных, большую роль играют агогика, характер артикуляции и штрихи.

Невозможно перепутать, например, оперу, которую принято относить к вокальному жанру, с балетом, который относится к инструментальному жанру. Но зато и балет, и оперу объединяет то, что они относятся к театральным музыкальным жанрам.

Говоря о театральных жанрах, приходим к определению жанра через функциональность. С древних времен музыка выполняет в человеческом обществе определенную роль. Уже тогда, на заре человечества, песня (вокальный жанр) и ритуальный танец (инструментальный жанр) сопровождают человека на протяжении всей жизни. С древности ведет свое происхождение и марш (преимущественно, инструментальный жанр), который сопровождает самые значимые события: ритуальные жертвоприношения, свадьбы, военные походы, торжества и похороны.

Песню, танец и марш также принято причислять к жанрам. Д. Кабалевский называл их тремя китами музыки. В свете такой классификации, любое музыкальное произведение (или отдельные его фрагменты и части, если это крупная форма), независимо от того, вокальное оно или инструментальное, рассматривается с точки зрения принадлежности его либо к песенному, либо к танцевальному, либо к маршевому жанру.

Для вокальной музыки, конечно, больше характерна песенность, но это вовсе не означает, что в инструментальных произведениях песенность не может присутствовать. Например, существуют, как вокальные, так и инструментальные баллады, романсы, арии и т.д.

Итак, к вокальному жанру относится, прежде всего, песня. Можно сказать, что из песни вырастает само понятие вокальный жанр.

Невозможно перечислить все произведения, относящиеся к данному жанру. Только народных песенных жанров великое множество. Это и колыбельные, и свадебные, и застольные, и трудовые, и, в конце концов, воровские песни.

Баллады и романсы – яркие примеры вокально-инструментального жанра. Существует также ансамблевая вокальная музыка: мотеты, канты. Особенно популярна такая музыка становится в эпоху Возрождения.

К вокальным жанрам относятся произведения, написанные для хора. В Средние века хоровая музыка обслуживала, в основном, нужды церкви. Основные хоровые жанры: хоралы, кантаты, оратории.

В эпоху барокко зарождается и продолжает развиваться и доныне один из важнейших вокальных жанров – опера.

Песенный или вокальный жанр в настоящее время живет и развивается в современной эстрадной музыке.

Танец и марш относятся к инструментальным жанрам.

Танцев, так же, как и песен, великое множество. Вальс, мазурка, полька, полонез, контрданс, котильон и другие историко-бытовые танцы были неотъемлемой частью балов XIX века. А в эпоху барокко из еще более старинных танцев начали формироваться важнейшие жанры инструментальной музыки – сюита и старинная соната. Тогда же появляются кончерто grossi.

Позднее, в классическую эпоху, возникают инструментальные жанры, дожившие до наших дней: камерная соната, концерт и симфония. В произведениях этих жанров используются песенные, танцевальные и маршевые темы.

Читайте также: