Сообщение министра просвещения кравцова

Обновлено: 07.07.2024

МОСКВА, 27 января. /ТАСС/. Качество школьного образования снижается в странах, которые делают упор только на функциональную грамотность, России не следует идти этим путем. Об этом заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов в рамках правительственного часа в Совете Федерации в среду.

"Мы проанализировали те страны, которые участвуют в трех исследованиях. Обратите внимание на Гонконг, который был в 2016 году на четвертом месте, а сейчас - на седьмом с половиной. Или Финляндия, которая всегда славилась хорошим образованием, сегодня снижается. Почему? Потому что в этих странах сделан акцент на смещение образовательной политики в сторону, например, усиления только функциональной грамотности, а не предметных базовых знаний. Мы не должны эти ошибки допускать, мы должны всесторонне развивать школьника: давать и базовые знания, и прикладные знания", - сказал Кравцов.

Кроме того, по словам министра, к снижению качества образования ведет децентрализация управления системы образования.

Сейчас многие школьники после 9-го класса идут в учреждения среднего специального образования, заявил министр просвещения России Сергей Кравцов. В интервью RT на полях ПМЭФ глава ведомства рассказал, как система образования приспособилась к условиям пандемии и сказалось ли это на уровне знаний учащихся. Кроме того, Кравцов отметил положительные стороны Единого госэкзамена и прокомментировал ход проверки учебников по истории, начатой после критики Владимира Путина одного из пособий.

— Как пандемия коронавируса отразилась на качестве обучения школьников за прошедший год? Можно ли говорить, что успеваемость учеников российских школ за рассматриваемый период снизилась или повысилась?

— Во-первых, хочу сказать, что это была вынужденная мера. Главная задача заключалась в том, чтобы сохранить здоровье учеников, их родителей и учителей. Понятно, что были определённые сложности с интернетом, с оборудованием, вообще с технологией. Но в достаточно короткие сроки удалось восстановить контакт учителей со своими учениками. Ещё раз хочу поблагодарить всех учителей за то, что они практически ни на миг не оставили своих учеников.

Хочу сказать, что в целом у России достаточно высокие результаты по международному исследованию PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста. — RT). По качеству начальной школы мы первые в мире. Также по международному исследованию TIMSS (Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования. — RT) Россия входит в пятёрку стран по качеству естественного научного образования. Это два исследования, которые проводятся международной организацией IEA (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений. — RT). В каждом исследовании участвуют более 60 стран.

Министерство просвещения России надеется, что ситуация с распространением COVID-19 в стране позволит начать новый учебный год в.

У нас высокие результаты на международных предметных олимпиадах. Буквально недавно состоялась Азиатская олимпиада, и наша команда по физике взяла первое место. Восемь ребят — наша гордость: они завоевали золото. Задания были очень непростые. Были очень серьёзные команды из Индии, из Китая, но мы выиграли.

— Расскажите о технологии проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России. Отличаются ли механизмы проведения ЕГЭ и результаты оценки российских школьников от тех, которые существуют в других странах?

— Единый государственный экзамен — это массовая оценка учеников 11-х классов. Хочу сказать, что, по мнению ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. — RT), в России существует одна из лучших в мире технологий проведения ЕГЭ. В этом году экзамен сдают порядка 600 тыс. выпускников школ. Не сдают его те ученики, которым не нужен ЕГЭ для поступления в вузы, кто получает аттестаты и идёт в учреждения среднего профессионального образования — в колледжи. Несмотря на этот факт, всё равно порядка 600 тыс. человек сдают ЕГЭ.

Ни в одной стране мира такое количество результатов, работ не обрабатывается в течение недели. У нас уже в течение недели школьники в своих личных кабинетах видят результаты своей работы — видят, как она оценена, и могут подать апелляцию.

Второе — в ЕГЭ в основном творческие задания, которые проверяются методистами, они проверяются деперсонифицированно. Мы считаем, что отход от тестовой части — это правильный шаг, который был сделан в своё время. Это в том числе позволяет развивать методики и сделать обучение более творческим, нежели автоматизированным, когда оценка выносится на основании выбора ответа.


На добровольной основе: ЕГЭ по иностранному языку официально исключён из списка обязательных

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранному языку официально исключён из списка обязательных. Соответствующий приказ.

Также важно, что нам удалось разработать устный экзамен (этого тоже нет в мире) по русскому языку как допуск к экзамену в 9-м классе. Все ученики сдают его. Он также стандартизирован — сделать это было непросто. Экзамен проводится максимально объективно, эта технология уникальна.

Также мы ввели — и это успешно реализуется — опыт сочинений, но уже как допуск к ЕГЭ. Эта процедура тоже стандартизирована — это возможность школьнику излагать свои мысли, анализировать те или иные факты, приводить аргументы. Таким образом, система оценки влияет на те методики и стандарты, которые существуют в школе.

— Согласно данным опросов, большая часть россиян негативно относится к ЕГЭ. Как считаете, можно ли в перспективе рассчитывать, что программа Единого госэкзамена будет пересмотрена или он будет отменён? Показал ли он за время своего существования эффективность? Можно ли считать реализацию этой инициативы оправданной?

— В целом, если говорить о ЕГЭ, это возможность каждому школьнику, где бы он ни проживал — в городе, в сельской местности — объективно продемонстрировать свои знания и на основании этих результатов поступить в тот или иной вуз страны.

Раньше, когда каждый вуз разрабатывал свои задания, система в определённой степени была закрытой. Намного сложнее было молодому человеку понять, какие задания, каков уровень этих заданий, будет ли он соответствовать школьной программе. Поэтому была система так называемых репетиторов из соответствующего вуза, которые целенаправленно готовили школьников за деньги к поступлению.

Сегодня такой ситуации нет. Все образцы заданий доступны, можно их обсуждать, улучшать — мы это делаем. Мы в истории ввели историческое сочинение, в литературе вообще отказались от заданий, когда вписывается правильный ответ. Там просто пишется сочинение и оценивается умение излагать свои мысли, отношение к тому или иному произведению, персонажу, оцениваются творческие способности школьника.

С того момента, как было принято решение (о введении ЕГЭ. — RT) более 15 лет назад, экзамен изменился — и в лучшую сторону. Мы готовы к обсуждению заданий и формата.

— Ранее президент России Владимир Путин заявил, что в одном из просмотренных им учебников по истории не говорилось о значимом сражении Великой Отечественной войны — о Сталинградской битве. После этого вы сообщили о начале проверки учебников по истории. Расскажите о ходе этой проверки и о том, кто принимает в ней участие.

— Действительно, мы провели проверку всех школьных учебников. Все они проходят соответствующую проверку экспертами. Есть федеральный перечень учебников — и с точки зрения школьных учебников вопросов нет. Кстати, я хочу сказать, что не везде в других странах проходит такая серьёзная экспертиза школьных учебников. Экспертиза проходит с точки зрения научных знаний и с точки зрения методики — то есть педагогическая экспертиза.

Мы действительно обнаружили учебник (учебник по истории России и мира под редакцией профессора Олега Волобуева. — RT), он используется — точнее, использовался — в колледжах, в учреждениях среднего профессионального образования. Мы проводили проверку своими силами: у нас есть подведомственное учреждение — институт, который занимается разработкой стандартов, разработкой программ, там работают специалисты, методисты. И принято решение. Уже принят закон, в соответствии с которым учебники, которые используются в учреждениях среднего профессионального образования, будут проходить экспертизу и будет введён соответствующий федеральный перечень учебников для колледжей.

— Существует мнение, что в России растёт запрос на получение высшего образования. Приводит ли это к снижению престижа среднего специального образования? Принимает ли министерство какие-либо меры для популяризации среднего образования? Ведь практики стране нужны не меньше, чем теоретики.

— Хочу сказать, что у нас ситуация в последнее время меняется: уже порядка 60% учащихся 9-х классов поступают как раз в техникумы. В своё время порядка 90% учащихся шли в старшую школу, а в последнее время мы видим тенденцию, когда ребята после 9-го класса поступают в техникум, получают рабочую специальность — и успешны.

Сегодня мы реализуем стратегию развития среднего профессионального образования, которую приняли в прошлом году на заседании коллегии. Её ключевая цель — синхронизация потребностей региональных экономик именно в тех специалистах, которых готовят колледжи. Мы провели анализ всех программ в прошлом году, которые реализуют колледжи, на соответствие региональным запросам рынка труда и выявили порядка 30 программ, которые этому не соответствуют. Сегодня проведена корректировка. Поэтому важно, чтобы именно колледж готовил учащихся под те запросы рынка, которые есть. Это первое.

Второе. Необходимо, чтобы было современное оборудование, условия — и у нас есть соответствующий проект по оснащению колледжей современным оборудованием.

Кравцов Сергей Сергеевич

Учёная степень/учёное звание:
Доктор педагогических наук, доцент.

Трудовая деятельность:
– учитель математики в школе № 176 города Москвы;
– аспирант Института информатизации образования, научный сотрудник, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Института управления образованием Российской академии образования;
– помощник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
– директор Федерального центра тестирования;
– директор Института управления образованием Российской академии образования;
– заместитель директора, директор Департамента регионального развития, директор Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки Российской Федерации;
– руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
– Министр просвещения Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года № 39).

Министр просвещения Сергей Кравцов — об итогах 2021 года, идеальной школе и реформах в подготовке педагогов

Регионы должны оперативно (в ближайшие два месяца) подготовить документы для проведения ремонта школ. Ускорить процесс потребовал Владимир Путин. Плановый ремонт 700 школ в год президент посчитал недостаточным. Как правительство будет решать эту задачу, в интервью "Вестям" рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.

– По всей стране прошли школьные выпускные, а это значит, что ребята сдали все экзамены и ждут своих результатов. Сергей Сергеевич, каковы предварительные итоги? Повлияли ли пандемия коронавируса и переход на дистанционное обучение на формат и результаты ЕГЭ?

Выпускники школ из-за пандемии в этом году сдают только один обязательный ЕГЭ - по русскому языку, а также предметы по выбору,необходимые для поступления в вуз. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов в беседе с ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума рассказал, какие изменения в экзамене будут в 2022 году, за каким трендом сегодня будущее в образовании и чем родителям заниматься с детьми на летних каникулах.

В Рособрнадзоре рассчитывают провести ЕГЭ и ОГЭ в следующем году в штатном режиме, а новые правила этого года, которые пришлось принимать из-за коронавируса, при нормализации эпидобстановки отменят. Какие новшества ждут учеников? Как их мотивировать после дистанционки? Об этом в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 1" рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.

Министр просвещения РФ Сергей Кравцов - о каникулах, школьной соцсети и снижении нагрузки на учителей

Могут ли продлить учебный год на лето? Чем цифровая образовательная среда отличается от дистанционного обучения? Когда снимут бюрократическую нагрузку на учителей? На вопросы читателей "Российской газеты" ответил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Как будут учиться школы во втором полугодии? Когда пройдет ЕГЭ и ОГЭ? Что будет с зарплатами учителей и платой за обучение в педагогических вузах? На самые острые вопросы читателей "Российской газеты" ответил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин 26 января 2022 года провел совещание с членами Правительства в режиме видеоконференции.

Перед Президентом с докладом выступил Министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов. Свое выступление он начал с перечисления количества построенных в России школ, детских садов и сколько еще построят. Это приятные события и необходимы для населения. Министр это говорит с особой гордостью.

Но в реальной жизни остается еще много проблем. Например, есть уже новые школы, с прекрасным оборудованием, а работать некому, нет учителей.

А есть у нас в России еще такое, что построенная школа и оборудованная школа уже два года стоит и ждет своих учеников и учителей. А они продолжают ютиться в старой и ветхой школе. А почему? А потому что нет денег (или желания) у губернатора выкупить новое здание у застройщика. Такая проблема возникла в Курганской области. Губернатор же на докладе у Президента сказал, что школа еще строится.

Еще Сергей Кравцов рассказал Президенту и членам Правительства о том, сколько будет отремонтировано школ. До 2024 года планируется много сделать по ремонту и оснащению школ не только в городах, но и в сёлах.

И опять в реальной жизни возникают проблемы с ремонтом и строительством школ. Из-за инфляции выделенных на ремонт и строительство денег не хватает, чтобы сделать по проекту, поэтому возникает остановка работ. Из-за проблем в законодательстве нельзя что-то отменить, нельзя средства перераспределить. Это наказуемо - нецелевое использование средств. Некоторые руководители рискуют и нарушают закон из благих намерений. Но придется за это отвечать.

Знаю такой случай, директор школы при капитальном ремонте школы часть средств пустил на начало ремонта подведомственного детского сада. Хотел использовать силы строительной бригады рационально. Но начались бесконечные проверки средств и документации, что отняло много сил и здоровья. Всё обошлось.

Капитальный ремонт школы и детского сада огромными усилиями директора школы были сделаны за год. Честь и хвала таким руководителям.

Министр просвещения доложил Президенту, что проблемы третьих смен в школах будут решены в следующем году. Потребность мест в детских садах будет полностью решена к 2024 году.

С. Кравцов рассказал, что все школы будут оснащены современным оборудование, в том числе, компьютерным, для полноценного обучения таким предметам, как физика, химия, генетика, биология, робототехника, электроника и др.

Для улучшения качества образования будет проводиться профессиональная переподготовка учителей. Начато масштабное обновление в программах педагогических вузов. В них открываются технопарки универсальных педагогических компетенций, в том числе и с оборудованием, которое будет в школах.

Опять Сергей Сергеевич рассказывал о межшкольных "технопарках-кванториумах", в которых учащиеся проводят исследования междисциплинарного характера. Такие технопарки еще будут открывать в большом количестве.

Я не знаю, в чем польза технопарков и как они связаны со школами? В моём понимании это идёт как дополнительное образование. Чем там конкретно заняты дети? Это для ребенка бесплатно или сколько-то стоит? Сколько детей там занимается на постоянной основе? Какие есть результаты? Работая в школе, я не увидела связи технопарком со школьным образованием.

Министр просвещения сказал, что в стране открыто много школьных спортивных клубов. К 2024 году такие спортивные клубы будут в каждой школе. Открыты школьные театры, их будут продолжать открывать в школах.

Все изменения, происходящие в образовании, вызовут у молодых специалистов интерес к школам, больше будет поступающих на школьные профессии.

Извините, возможно, мне нельзя давать свою оценку такой уверенности и воодушевлению министра просвещения, но мне кажется, что он совсем не понимает почему выпускники выбирают ту или иную профессию. Разве только прекрасное оборудование привлекает в школу?

Идут в определенную профессию по разным причинам. И будущая зарплата намного важнее, чем современный оснащенный кабинет.

Про зарплаты педагогов С. Кравцов ничего не сказал. Чтобы использовать современное оборудование, у учителя должно быть свободное время для изучения и подготовки материалов на нем. Но на учительскую зарплату, которая сейчас существует, не прожить, учителя будут искать дополнительный заработок, поэтому для современного оборудования времени не останется.

Пишите, что Вы думаете о дальнейшем развитии образования. Сбудутся ли все мечты и желания нашего министра просвещения С. С. Кравцова? Что Вам известно про строительство и ремонты школ? Какое оборудование поступает в школы?

Сергей Кравцов.

2020 год стал самым необычным в истории образования. Однако, несмотря на трудности, в нём было и немало позитивного. О том, что удалось, а также о планах на 2021-й рассказал министр просвещения Сергей Кравцов.


В числе важных решений 2020 года — выплаты в 5 тыс. рублей учителям за классное руководство, снижение бюрократической нагрузки на педагогов. Учителя избавлены от большого количества отчетов: местным органам управления образованием рекомендовано сократить список необходимых для заполнениями учителями документов до четырех. Мы приняли программу об организации воспитательной работы. Со следующего года в десяти пилотных регионах в школах появятся советники директоров по воспитательной работе с дополнительной ежемесячной оплатой в 15 тыс. рублей.

— Какие самые большие трудности пришлось преодолевать?

В этом учебном году подавляющее большинство школ с сентября работали в очном режиме, полностью закрывались на карантин не больше 2-3% школ и около четверти работают в смешанном формате.

— Что показали Всероссийские проверочные работы, которые провели в начале учебного года?

— Никакой критической ситуации диагностика не выявила. Повезло, что дети уходили на домашнее обучение в четвертой четверти, когда школьники в основном повторяют пройденный материал и нет большого количества новых тем, как это могло быть в другой период. Поэтому мы увидели по результатам ЕГЭ, что баллы сопоставимы с прошлым годом. Разработана программа помощи школьникам на основе диагностики, каждая школа получила свои результаты, методические рекомендации, чтобы при необходимости соответствующую работу в начале года провести. Чтобы снять беспокойство, которое, возможно, есть у родителей.

А в этом учебном году подавляющее большинство школ с сентября работали в очном режиме, полностью закрывались на карантин не больше 2-3% школ, около четверти работают в смешанном формате.

Сергей Кравцов.

— Не так давно говорили о том, что у нас появится аналог Zoom, платформы для онлайн обучения, а также соцсеть с образовательной тематикой.

Еще раз хочу подчеркнуть, что мы никогда не откажемся от классической системы образования, от общения ученика с учителем.


— Министерству просвещения теперь переданы педагогические вузы. Будут ли изменения в подготовке учителей?

— Безусловно. В этом году впервые средний балл ЕГЭ в педагогические вузы вырос. Вы знаете, что всегда в педагогические вузы шли с невысокими баллами. Что бы мы ни говорили, какие бы проекты ни реализовывали, качество образования зависит от качества подготовки учителя. Поэтому мы рады тому, что в педагогические вузы пошли более подготовленные и мотивированные ребята. Со следующего года в 3 раза увеличим финансирование на развитие науки во всех 33 педагогических вузах. На это будет выделено почти 500 млн рублей. Это анализ того, каким должен быть учитель, изучение возрастной физиологии, того, какими должны быть подходы у современного учителя в работе с молодым человеком, какой должна быть система подготовки в педагогических вузах. Есть мнение, что педагога должны готовить классические университеты, а потом — доучивать до учителя. Мы видим, что не всегда это работает. Например, человек может быть прекрасным учёным-математиком, гением, но не у всех получается изложить математику ребятам так, чтобы они ее поняли. Учитель должен знать не только предмет, но и методику его преподавания. Уметь работать с детьми, их родителями. Если неподготовленный учитель придет в класс, то результат мы можем получить обратный. А на учителя смотрят, на него равняются. Поэтому наша задача — чтобы в педагогическом вузе (даже если туда пришли ребята с невысокими баллами) будущим учителям дали хорошую предметную и методическую подготовку, практику, научили работать с ребятами. Вот это те задачи, которые мы уже решаем и будем решать в следующем году.

В соответствии с поручением президента, принято очень важное решение о допуске студентов 4 курса педвузов к работе учителями. Сегодня молодые ребята могут сразу прийти в школу. Но их надо сопровождать, развивать наставничество. Поэтому мы будем расширять границы педагогических вузов и стараться сделать из них лучшие университеты.

В идеале учиться должно быть так же интересно, как играть.

— В новых СанПиНах для школ и садов прописано, сколько дети могут пользоваться электронными образовательными средствами. Даже в старших классах это не более 35 минут, в 5-9 классах — 20-25 минут, в младшей школе — 10 минут, а непрерывно — вдвое меньше. А мы все время говорим о развитии цифровой среды. Как это увязать, чтобы дети совсем больными из школы не вышли?

— Действительно, очень важно соблюсти баланс здоровья, и психологического в том числе, и разумного использования цифровых технологий. Для этого и есть требования врачей, чтобы максимально обезопасить детей. Информационные технологии должны быть только во благо ребенка. Здоровье школьников — один из наших приоритетов.

Государственный выпускной экзамен — это не такая строгая форма итоговой аттестации, как ЕГЭ. Выпускники, которые не собираются поступать в высшие учебные заведения, фактически напишут контрольные работы по русскому языку и математике у себя в школе.

— Будет ли меняться содержание заданий ЕГЭ? В прошлом году многие очень переволновались и получили меньше баллов из-за химии, куда включили сложные задания.

— Не соглашусь. По химии результаты сопоставимы с прошлым годом. Да, задания были изменены на более прикладные, практико-ориентированные, а не просто основанные на заучивании теории. Поэтому те ребята, которые готовились, сдали. У нас каждый год такие вопросы возникают. Нужно очень внимательно ознакомиться с демонстрационными заданиями, которые опубликованы на сайте ФИПИ. Рособрнадзор ведет большую программу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. В демоверсиях есть примеры заданий, в том числе тех, которые будут в едином государственном экзамене этого года. Поэтому каких-то серьезных изменений здесь в ЕГЭ нет. Напомню, что сроки проведения ЕГЭ — это июнь и одна неделя в июле как резервные дни для тех, кто не сможет сдать ЕГЭ в июне. ЕГЭ фактически выбирают те, кто идет в вузы или готовится получить аттестат с отличием или медаль. Им в 2021 году нужно сдать только один обязательный экзамен — по русскому языку. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году проводиться не будет.

Сергей Кравцов.

— Как будут проходить выпускные экзамены для тех, кто не идет в вуз?

— Государственный выпускной экзамен — это не такая строгая форма итоговой аттестации, как ЕГЭ. Выпускники, которые не собираются поступать в высшие учебные заведения, фактически напишут контрольные работы по русскому языку и математике у себя в школе. Это необходимо, чтобы получить аттестат. Государственные выпускные экзамены, в отличие от ЕГЭ, пройдут в конце мая.

В планах создание школы мирового уровня с новым подходом к преподаванию. Нам нужна не только современная инфраструктура, но и новая философия школы.

— Что еще вы хотели бы изменить в школьном образовании?

— В планах создание школы мирового уровня с новым подходом к преподаванию. Нам нужна не только современная инфраструктура, но и новая философия школы. Что у нас есть сейчас? Проверочные работы, ОГЭ, ЕГЭ, мы про каждую школу — с точки зрения обучения — представляем её уровень. Мы даже подошли к решению очень непростого вопроса воспитания в школах. Но это не всё. Школа — это определенная среда. Как она должна быть организована? В следующие четыре года будет построено 1910 школ. Мы хотим сопровождать их не только на этапе строительства — от технического задания до лицензии, — но и в том, какие методики станут использоваться, как будут подготовлены учителя. Раньше были экспериментальные школы, где отрабатывались новые методики. Сейчас это не очень подходящее слово, хотя идея была правильная. Наверняка и сейчас есть интересные педагогические находки, методики, которые можно было бы попробовать применить с согласия учителей и родителей.

Читайте также: