Святые киево печерской лавры сообщение

Обновлено: 02.07.2024

📌 1 000 лет назад они пришли в пещеры на склонах киевских гор, чтобы начать новую жизнь. Их пищей были хлеб и вода, но они дышали Святым духом и смиренно принимали волю Спасителя.

📌 Их оружием были молитва и пост, они сражались с лукавым, создавая новую Русь. С тех пор и сегодня все они наши заступники перед Господом. Их нетленные мощи - бесконечный источник благодати.

📌 Их молитва - величайшая защита от напастей, болезней и искушений.

Памяти преподобных Киево-Печерских отцов, почивающих в Ближних пещерах

Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. Мощи прп. Марка Гробокопателя

Ближние пещеры Киево-Печерской лавры. Мощи прп. Марка Гробокопателя

В целом сонм русских Киево-Печерских старцев разных веков поражает своим изобилием. Это воистину рать духовная, наши небесные защитники, по земной кончине своей продолжающие духовное стояние за Русь на Небесах.

Годом основания Киево-Печерского монастыря принято считать 1051 год, когда, по мнению большинства исследователей, преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, составляющих часть нынешних Дальних пещер. Позднее к преподобному Антонию примкнул монах Феодосий. Оба святых являются родоначальниками всего русского монашеского подвижничества.

Мощи преподобного Антония Печерского пребывают под спудом. Считается, что основатель обители сам не пожелал открыть свои честные мощи для обретения

Ближние пещеры. Автор Абрахам ван Вестервельд, 1651 год

Ближние пещеры. Автор Абрахам ван Вестервельд, 1651 год

В Ближних (Антониевых) пещерах почивают святые мощи семидесяти трех подвижников Православия (а в Дальних, Феодосиевых, – сорока восьми; Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV вв.)

В 1760 году над Ближними пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским (известно, что святителю принадлежит Второй канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября).

Крестовоздвиженский храм и колокольня у Ближних печер Лавры

Крестовоздвиженский храм и колокольня у Ближних печер Лавры

О протяженности лаврских пещер ходят легенды. Много говорят и пишут о подземных ходах, связывающих Лавру с другими монастырскими пещерами Киева, Чернигова, и чуть ли не Псково-Печорской и Почаевской обителями. Действительно, общая длина существующих под Лаврой подземелий огромна. Но с остальными подземными обителями Руси Лавру связывает все-таки лишь преемственность традиции иноческого пещерножительства. Лаврские подземелья делятся на четыре вида: собственно пещеры, которые служили жилищем подвижников, иноческим кладбищем и местом паломничества; потайные ходы под окружающими монастырь крепостными сооружениями; хозяйственные погреба, имеющие порой много камер-отделений и этажей; инженерные коммуникации – отопительные и водоотводные каналы.

К моменту октябрьского переворота 1917 года и водворения безбожной власти в Ближних и Дальних пещерах Лавры паломники могли увидеть 118 гробниц с почивающими в них мощами святых. Современный поэт так пишет о Ближних пещерах:

Где покоятся Авраамий трудолюбивый,
чудотворец Исаия да Пимен постник, цвет благовонный,
да Сильвестр, да Нифон, епископом Новгородским бывый,
мученик Кукша, а также Макарий, помнящи “времена оны”;
а подале – Феофил, Алексий, Сириг Мелетий,
Ефрем-евнух, умная голубица,
словом Божиим питашеся паче,
нежели брашном;
Спиридон, незлобия крин, и Никодим победотезоименитый,
Илия Муромский, непреборимый воин,
в руце имущий от оружия язву, и другие братья,
также Лука эконом, Элладий, Сисой, Онисим…

Нетленные мощи Ильи Муромца в Ближних пещерах

Нетленные мощи Ильи Муромца в Ближних пещерах

Помимо лаврских подвижников, в Собор Преподобных Печерских входили некоторые святые, чья земная жизнь не была связана с Лаврой, но чьи мощи оказались здесь при разных обстоятельствах. Это вызвано тем, что почитание Печерских святых всегда было тесно связано с лаврскими пещерами как местом подвига и пребывания мощей большинства преподобных.

Следует учесть, что к 1917 году были забыты некоторые святые, чьи мощи упоминались на планах пещер XVII века, но затем оказались сокрыты. Редко вспоминают и об отмеченном в летописях факте погребения в пещерах святого епископа Дионисия Суздальского, постриженника Лавры.

В ХХ веке совершилось причисление к лику святых целого ряда других лаврских подвижников: святых митрополитов Петра Могилы, Павла Тобольского, Филарета (Амфитеатрова), Владимира (Богоявленского), преподобных Досифеи, Феофила, Парфения, Паисия, Алексия, Ионы Киевского, Паисия Величковского и Кукши Одесского, из которых первые четверо почивают в Лавре, а остальные, кроме двух последних, – в пределах Киева.

Печерские подвижники. Роспись Троицких ворот, главного входа Лавры

Печерские подвижники. Роспись Троицких ворот, главного входа Лавры

Понятно желание прославить на одной иконе всех наиболее почитаемых киевских святых. Глава святого князя Владимира с 1630-х по 1930-е годы действительно находилась в Лавре. Здесь же с XVIII века хранится и перст святого архидиакона Стефана. В конце XIX века было выдвинуто предположение, что одна из пребывающих в пещерах мироточивых глав принадлежит святому Клименту, папе Римскому, и принесена в Лавру в древнерусское время.

Таким образом, в целом Собор Печерских преподобных насчитывает к сегодняшнему дню более 160 имен подвижников, по житиям которых можно изучать историю Православия от Рождества Христова до 1960-х годов, подвизавшихся от Иерусалима до Петербурга и от Рима до Сибири.

Повесть временных лет на глаголице

Повесть временных лет на глаголице

И вновь тишина тишин разлилась в подземье – венцом молчанья.
Поклонился гробам живым Дионисий с волненьем в жилах
и затворил уста – аж до дней скончанья,
потому что прибавить ни слова он был не в силах.

Да и ведь поразмыслим, братие: впрямь, глаголать нелепо,
коль слуховым осязал ты славу Господню зреньем.
Вот таким, речет Патерик, удостоен был умудреньем
во святой горе киевской отец Дионисий Щепа,

Илья Муромец не только победитель врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании

Покоится в пещерах и Илья Муромец сын Иванович (память 19 декабря/1 января) – самый известный и самый загадочный герой русского эпоса и русской духовной истории. Это не только персонаж многих былин и сказаний и олицетворитель ратного подвига, победитель непобедимых дотоле врагов Земли Русской, но и воин духовный, стяжавший свет Христов в монашеском делании. Илья Муромец, по прозвищу Чоботок (есть предание, что в одном из боев он одолел врагов своей обувкой), жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Православная церковь причислила монаха Илию к лику святых в 1643 году.

Реконструкция по черепу преподобного Ильи (Муромца)

Реконструкция по черепу преподобного Ильи (Муромца)

Почитая память преподобных Киево-Печерской Лавры, православные поют:

Не многобурное море,
но пещера святая являет ваша мощи,
аки бисерие драгое, угодницы Божии,
и обогащаете чудес излиянии всех к вам со верою приходящих,
яко отсюду превозносят Господа хвалами вовеки…

Настоятель Киево-Печерской Лавры Захария (Копыстенский) в 1620-х годах самовольно включил имена некоторых издавна чтимых Киево-Печерских святых в праздничную Минею наряду с именами общецерковных святых. Наследник Захарии, святитель Петр (Могила) добивался соборного признания местночтимых Киевских подвижников всей Константинопольской Православной Церковью. В 1643 году, по его заказу, прибывший в Киев Константинопольский иеромонах и патриарший экзарх Мелетий Сириг составил "Стихиры и канон молебный к преподобным отцам Киево-Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим" [1]. Служба была составлена по образцу службы всем преподобным отцем, в подвизе поста просиявших, составленной преподобным Феодором Студитом. Основная часть этой службы посвящена святым Киево-Печерской Лавры, а имена не-печерских святых полностью сосредоточены в 9-й песне канона и стихирах (2-й на Господи, воззвах и Хвалитных). Начиная с 1866 года служба несколько раз публиковалась в изданиях Киево-Печерской Лавры (Служба преподобным отцам Печерским и всем святым, в Малой России просиявшим, напечатанная из акафистов с каноны, Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1866). Однако, об установлении соответствующего праздника и употреблении этой службы в богослужении суточного круга в ту эпоху сведений нет.

Официальное празднование Собору всех преподобных отцов Киево-Печерских - без упоминания иных святых "в Малой России просиявших" - было установлено в 1872 году, когда в Киево-Печерской Лавре был устроен храм этого посвящения. Освящение храма состоялось на второй Неделе Великого поста, отчего и празднование приурочили к этой дате. С этого времени в Лавре оформилась богослужебная традиция не опиравшаяся на творение Сирига. В качестве праздничной службы "на ходу" совмещали службы Соборам преподобных Дальних и Ближних Пещер. В XX веке такую совмещённую службу стали фиксировать письменно - одна версия была составлена отцом Спиридоном (Письменным) для употребления в Киевском Троицком Ионинском монастыре, другая - отцом Поликарпом (Линенко) для Лавры. Последняя, под названием "Службы собору преподобных и богоносных отцев наших Печерских", была в 2007 году опубликована в новом издании Минеи Печерской [2] и получила распространение в обителях Киева [3].

В Соборе прославляются:

  • Прпп. отцы в Ближних Пещерах (память 28 сентября)
  • Прпп. отцы в Дальних Пещерах (память 28 августа)
  • Свт. Пахомий Романский (+ 1724, память 1 апреля (Укр.), 14 апреля (Румын.))
  • .

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Егда́ снидо́сте во гро́бы и саме́х себе́ заключи́сте,/ тогда́, стра́сти умертви́вше плотски́я,/ спогребо́стеся Христу́, Богоно́снии,/ и диа́вольския в подзе́мных разруши́сте огра́ды,// сего́ ра́ди А́нгели венцы́ с Небе́с ва́м подаю́т.

Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

Отцы́ всечестни́и,/ ли́че Богокра́сный,/ чуде́с мно́гих исто́чницы, ми́ро источа́ющии,/ сокро́вища краснобога́тная Госпо́дня, в земли́ сокрове́нная,/ не преста́йте, мо́лим вы́, о на́с моли́тися ко Го́споду, да зове́м ва́м:// ра́дуйтеся, всему́ ми́ру свети́льницы.

Использованные материалы

[2] "Въ Недѣ'лю 2-ю Вели́кагѡ Поста́. Слу́жба собо́ру преподо́бныхъ и богоно́сныхъ отцє'въ на́шихъ Пече́рскихъ", Минея Печерская, К.: КПЛ, 2007, т. 2, с. 5-33.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

В самом центре Киева находится большой монастырь — Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется… под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, — пещерным.


Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.


Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (Мощи — это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. — Ред.) киевских святых — от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.
Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси…

Святые викинги


Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна



Святой равноапостольный князь Владимир

Антоний — отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот — шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного
времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!
Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство — даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.
Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков — монах-славянин. По всему видно — местный. Только сильно загорел на южном солнце.
И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.
На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.
В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.


Преподобный Антоний Печерский
Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…
Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества — Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.
Потом зашел в свою келью — и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.
Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.





Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли — Община.
— Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, — громко произнес Дионисий.
— Воистину воскрес Христос! — неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.
Так кто же сказал, что монахи — все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, — Киево-Печерском патерике — немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…
Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку,
сам готовил себе лепешки.
Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.
Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли — вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Вся правда об Илье Муромце

Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, — это куда ближе от Киева… Точно неизвестно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко — Муромец.


Илья Муромец
Когда-то он славно сражался — все тело в ранах. Но никогда не было в нем злобы и жажды крови. Славе великого ратника и воинским чинам он на старости лет предпочел смиренное служение монаха. Теперь у него новое поле боя — собственная душа…
В наши дни нам немного известно о реальной жизни великого богатыря. Одно можно сказать точно: еще при жизни славился он не только военными подвигами, но и монашескими добродетелями — смирением, молитвой. Недаром после кончины его стали почитать как Божьего угодника, а чуть позже причислили к лику святых как преподобного Илию Печерского, или же Илию Муромца.
В советские безбожные годы старались лишний раз не упоминать о том, что у былинного богатыря был реальный прототип, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Но именно тогда начались научные исследования, которые позволили подтвердить церковное предание.
Реконструкция внешности, исследование прижизненных ран, сложные анализы на определение возраста мощей… Все это подтвердило: действительно, преподобный Илия Муромец жил в XI-XII веках, действительно, он был выше всех современников — 177 сантиметров. Таким ростом сейчас не удивишь, но в то время средний рост был не более 165 см. Да и телосложение было у Илии весьма могучим.
Более того, как и говорится в былинах, Илия действительно долгое время не мог ходить — страдал болезнями ног. Зато потом прославил себя в битвах, о чем свидетельствуют многочисленные раны. Преподобного Илию на иконе изображают как монаха, опершегося на меч. Воин-богатырь, ставший воином духа.



Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Первый мученик революции

Читайте также: