Современные требования к кадрам сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Профессиональный HR-консалтинг помогает компании наладить все кадровые процессы с максимальной продуктивностью, обнаружить недостатки в работе персонала и распределении обязанностей, которые могут быть незаметны для руководителей, разработать эффективную систему адаптации и мотивации персонала. Многие вопросы можно решить только после проведения независимого кадрового аудита и ассессмент-центра с участием профессиональных консультантов.

Гост

ГОСТ

Подготовка кадров - это формирование у работников навыков, необходимых для того, чтобы применить полученные ими в школе, колледже или институте теоретические знания на производстве.

Предпосылки к формированию новых требований к подготовке кадров в условиях современности

В постоянно меняющемся мире непрерывно происходят изменения в социальной, экономической, технической и производственной сферах, что влечет за собой выдвижение новых требований к подготовке кадров.

К числу таких изменений относятся:

  • образование постиндустриального общества, а также весомое увеличение уровня взаимодействия между странами потребовало от специалистов толерантности, коммуникабельности, технологической и информационной культуры, социальной мобильности, гибкости мышления;
  • активный экономический рост, повышение конкурентности, изменения в области занятости населения, практически полное исчезновение неквалифицированных профессий определило такие требования как необходимость постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, проходить переподготовку, быть профессионально компетентным, мобильным и конкурентоспособным;
  • появление масштабных проблем, решение которых видится только в сотрудничестве с другими странами, поставило задачу обладать системным, глобальным, технологическим, информационным, проективным, планетарным мышлением и мировоззрением;
  • часто и достаточно динамично меняющиеся сферы экономики, социума, технологий и производства, вызывающие потребность принимать четкие и быстрые решения, проводить самоанализ и анализ своей работы, предполагают наличие таких качеств, как ответственность, оценка себя, самостоятельность в профессиональной деятельности, рефлексия и креативность;
  • развитие предпринимательской сферы, частной работы, формирование рынка труда, а также оказание влияния на кадры спросом и предложением, сформировало для кадров требования быть способными к предпринимательской деятельности, предприимчивости, конкурентоспособности, иметь свой собственный стиль осуществляемой деятельности, навыки к самосохранению в области профессии.

Структура личности в соответствии с современными требованиями к подготовке кадров

В связи с новыми требованиями к подготовке кадров, педагоги и психологи пытаются определить какими чертами должна обладать личность, чтобы соответствовать заявленным требованиям. К числу таковых Зеер Э.Ф. относит:

  • в отношении профессиональной направленности кандидат должен обладать определенными психофизиологическими особенностями, у него должны быть интересы, установки, ожидания, мотивы, а также он должен быть готов к взаимодействию, нацелен на рост в карьере и успех, надежен, ответственен;
  • в профессиональную компетенцию входят умения, знания и навыки, соответствующие профессии, а также квалификация, компетентность в области права и социологии, конкретная компетентность по определенной профессии, а также умения и знания, которые относятся и к другим профессиям;
  • в число важных для профессии качеств входят наблюдательность, внимательность, решительность, креативность, самоконтроль, контактность, самостоятельность, а также интеллект, соответствующий требованиям социума и профессии, навыки планирования, способности к диагностике, самоконтролю, мобильности и другие;
  • в число значимых для профессии физиологических и психических профессиональных свойств входят нейротизм, энергетизм, реактивность, координация зрения, экстравертность, а также общие особенности, такие как глазомер, быстрота реакции, сноровка рук, стрессоустойчивость, выносливость, координация действий и прочие.

Готовые работы на аналогичную тему

Когда происходит профессиональное развитие и формируются особенности каждого качества личности, они действуют все вместе и интегрируются между собой, что в последствие порождает становление объединенных качеств в соответствующей профессии - ключевых квалификаций, обеспечивающих качества мобильности, профессиональной конкурентоспособности, продуктивности деятельности, а также способствующих карьерному росту, повышению уровня профессиональной деятельности, росту и др.

Ключевые компетенции

Определение “ключевых компетенций” появилось в 1990-м году. Его ввела Международная организация труда для определения требований к подготовке кадров. В наше время в большей степени подлежат применению пять следующих компетенций:

  1. Коммуникативная компетенция. Подразумевает что кандидат должен владеть техниками письменного и устного общения на нескольких языках, обладать знаниями в области компьютерного программирования, а также уметь использовать систему Интернет.
  2. Социальная компетенция. Она состоит в наличии способности быть ответственным в профессии, принимать важные решения и заниматься их реализацией, проявлять взаимосвязь личных интересов и потребностей общества и производства, быть толерантным.
  3. Специальная компетенция. Состоит в подготовленности быть самостоятельным профессионалом, творчески подходить к реализации профессиональных задач, объективно оценивать себя и результаты своей работы.
  4. Информационная компетенция. Заключается в обладании некой информационной базой, в умении применять информационные технологии, а также несколько раз проверять и оценивать любую информацию.
  5. Когнитивная компетенция. Ее смысл состоит в готовности постоянно повышать уровень своего образования, проходить повышение квалификации, переучиваться, если того потребует профессия, проявлять свой потенциал в работе, получать новые знания и навыки, развиваться, делать лучше свою компетенцию в определенной профессии.

Стоит подчеркнуть, что такие компетенции формируются не только при подготовке кадров, но и в общем образовании.

Аннотация. Статья посвящена вопросам, связанным с поведением работника и требованиями, которым он должен соответствовать. Как правило, на каждой работе существует свой регламент поведения, который может отличаться не только различных отраслях, но и внутри предприятий и фирм одной отрасли. Но несмотря на это на рынке труда сегодня существуют базовые требования, которые предъявляются каждому работнику без исключения.

Современные требования к персоналу

Аннотация.Статья посвящена вопросам, связанным с поведением работника и требования, которым он должен соответствовать. Как правило, на каждой работе существует свой регламент поведения, который может отличаться не только различных отраслях, но и внутри предприятий и фирм одной отрасли. Но несмотря на это, на рынке труда сегодня существуют базовые требования, которые предъявляются каждому работнику без исключения. Ключевые слова: требования к персоналу, способности персонала, личностные качества персонала, трудовой потенциал работника.

Для первой группы крови

Для второй группы крови

Для третьей группы крови

Для четвертой группы крови

Рис. 1. Соотнесение конфликтности человека с его группой крови

Федорова Е. Е.

В одном документе совместили все направления работы с персоналом:

  • документационное обеспечение;
  • обеспечение персоналом, оценку, аттестацию и развитие персонала;
  • организацию труда и оплату работы персонала;
  • корпоративную социальную политику;
  • операционное и стратегическое управление.

Кажется, что это усложняет работу — столько разных направлений. Однако все они взаимосвязаны. Без знания основ кадрового делопроизводства, понимания принципов документооборота, требований трудового законодательства, умения читать нормативно-правовые акты невозможно выполнять функции по управлению персоналом.

Чтобы развиваться в профессии и выстраивать карьеру, чтобы эффективно руководить, объективно оценивать ситуацию в коллективе, корректировать процессы управления персоналом, необходимо владеть всеми этими знаниями.

Раздел II профстандарта


В конце статьи есть шпаргалка

В таблице мы видим варианты обобщенных трудовых функций с подробным описанием основного функционала для каждой. Как правило, это пул задач целого подразделения — отдела кадров, отдела по работе с персоналом или объединенного департамента. И это зона возможного роста. Вы можете оценить:

  • на какую должность можно претендовать уже сейчас в зависимости от имеющейся квалификации;
  • каких знаний или навыков не хватает, чтобы получить повышение или сменить участок работы в линейном направлении. Например, стать специалистом по подбору персонала или по обучению и развитию.

Первый столбец содержит буквенный код для каждой обобщенной трудовой функции. Это, скорее, техническая информация, нам она не так важна. Работать мы будем со вторым и последующими столбцами. Там есть наименование обобщенной трудовой функции и указание на уровень квалификации, который ей соответствует.

Профстандарт № 559 предполагает три уровня квалификации. Рассмотрим каждый.

5-й уровень квалификации

Документационное обеспечение (код А) — ведение организационной и распорядительной документации, составление документов по учету и движению кадров, представление отчетов в госорганы.

Если вы только пришли в профессию, следует начать с кода А. На практике встречаются ситуации, когда в профессию приходят сразу на следующий уровень, просто потому что хотят развиваться в управлении персоналом, минуя стадию кадрового делопроизводства. Это может привести к сложностям в работе и ошибкам, так как система работы с персоналом строится на базовом понимании законодательства, изучить который можно на 5-м уровне.

Пути развития

    . На этом этапе вы познакомитесь с действующим трудовым законодательством, освоите кадровое делопроизводство, практику ежедневной работы кадровика. Узнаете об ответственности и штрафах, о других проблемах, которые могут возникать на участке, и научитесь эффективно решать кадровые задачи. Кроме того, вы получите представление о том, как работать в специальных программах для ведения кадровой документации, составлять отчеты — в наше время это одни из ключевых навыков.

На начальном уровне специалисты по КДП получают в среднем 20 000–40 000 руб. в месяц. Однако если вы научитесь грамотно вести документооборот в полном объеме, то ваш доход может увеличиться до 60 000–70 000 руб. и выше.

6-й уровень квалификации

Здесь мы видим сразу несколько направлений. Это связано с тем, что по факту они все находятся на одной ступени, имеют одинаковые требования по уровню образования, но выполняют разные функции: обеспечение персоналом, оценка и аттестация, развитие, организация труда и оплаты персонала, организация корпоративной социальной политики.

Предположим, что первый уровень — документационное обеспечение работы с персоналом — вы освоили хорошо, а вот по второму — деятельность по обеспечению персоналом — есть опыт и знания только в администрировании документооборота. А процедуры по поиску, привлечению, подбору и отбору персонала еще не освоены.

Пути развития:

Обратите внимание: 6-й уровень квалификации предполагает наличие высшего образования.

Повысить квалификацию вам поможет курс Оптимизация работы кадровой службы. Повышение квалификации для руководителей. Опыт практиков и реальные инструменты для работы управляющего специалиста.

7-й уровень квалификации

Этот уровень предполагает операционное управление персоналом и подразделением, а также стратегическое управление персоналом организации. Это должности руководителя или директора по персоналу. Без управленческой подготовки здесь не обойтись: важно не просто знать, как управлять персоналом, но и решать бизнес-задачи, понимать специфику функционирования организации в целом, выстраивать систему работы с персоналом как с одним из ключевых ресурсов компании.

Пути развития

Как правило, такая подготовка требует комплексного подхода, проработки навыков:

Для освоения 7-го уровня квалификации необходимо пройти специализированные обучающие курсы. Чтобы поддерживать и повышать управленческие компетенции, рекомендуем регулярно смотреть тематические вебинары, читать деловую литературу, статьи, следить за новыми программами обучения.

Уровень дохода работников на этой позиции начинается от 80 000 руб. в небольших организациях и может достигать нескольких сотен и даже миллионов руб. в крупных организациях и корпорациях.

Профстандарт: характеристики обобщенных трудовых функций

Здесь подробно расписано, как могут называться должность и профессия на каждой из ступеней, какие требования к образованию, обучению, практическому опыту такого работника, есть ли особые условия допуска к работе или иные характеристики.

На основании этих данных можно понять, что именно входит в должностные обязанности такого специалиста, а главное — что он должен знать и уметь. Даже если вы уверены, что ваша квалификация выше, есть смысл себя проверить: вы точно всем этим владеете и все это помните?

Бывает, что, поднимаясь на уровень выше, специалист теряет что-то из тех знаний, умений и навыков, которыми редко пользуется из-за специфики работы на конкретном месте. В таких случаях есть смысл периодически проходить короткие курсы повышения квалификации, семинары и вебинары. Это полезно еще и тем, что базовый для кадровиков 5-й уровень предполагает знание трудового законодательства, которое регулярно изменяется.

Даже если вы перешли на руководящую должность, рекомендуем периодически освежать знания по предыдущим уровням квалификации. Что-то новое ежегодно появляется в каждой сфере. Нужно быть в курсе происходящего, держать руку на пульсе.

А бывает, что человек с высшим образованием работает на 5-м уровне, но у него другая специальность. В этом случае необходимо пройти программу повышения квалификации или программу профессиональной переподготовки в области поиска и подбора персонала и получить удостоверение или диплом соответственно.

Пройти обучение по программе профессиональной переподготовки невозможно, если у вас нет высшего или среднего специального образования.

Или, предположим, у вас есть желание развиваться по горизонтали: хочется сменить направление деятельности или расширить перечень компетенций. Например, у вас опыт только в оценке персонала, а вам хочется заниматься еще и подбором. В таком случае изучаем п. 3.4 профстандарта № 559 и смотрим, какие навыки необходимо дорабатывать, а какие у вас уже есть.


Резюме

Профстандарт поможет вам оценить, какие знания и навыки у вас уже есть, и определить зону развития: наименования должностей, функционал на позициях, которые находятся на более высоких уровнях квалификации (раздел II). Вы поймете, какие пути достижения нужной квалификации существуют — и выберите себе подходящий (раздел III). А еще вы можете спланировать продвижение в должности на долгосрочный период, вплоть до 7-го уровня квалификации и руководящей позиции.

Профстандарт — действительно удобный инструмент в построении карьеры и грамотном подборе обучения как для себя, так и для сотрудников вашей организации. Взяв его за основу, можно подбирать себе обучение в сфере кадров, которое будет по-настоящему полезно, прорабатывать необходимые компетенции и развиваться в профессии.

Читайте также: