Формирование публицистики как жанра сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Цель публицистики - про­па­ган­да оп­ре­де­лён­ных взгля­дов во имя из­ме­не­ния или ук­ре­п­ле­ния су­ще­ст­вую­ще­го со­ци­аль­но- по­ли­тического уст­рой­ст­ва, по­это­му её все­гда от­ли­ча­ют от­кры­тая тен­ден­ци­оз­ность, по­ле­мич­ность и эмо­цио­наль­ность.

У ис­то­ков публицистики как раз­но­вид­но­сти литературы - ора­тор­ское искусство ан­тич­но­сти; многими чер­та­ми она сбли­жа­ет­ся с жан­ром про­по­ве­ди. Наи­бо­лее яр­кий и один из пер­вых пуб­ли­ци­стических жан­ров - пам­флет, сло­жив­ший­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния.

К публицистике от­но­сят­ся и другие га­зет­но-жур­наль­ные жан­ры: фель­е­тон, ста­тья, очерк, эс­се, ре­пор­таж, от­кры­тое пись­мо, про­кла­ма­ция.

Далее исследователь тесно связывает публицистику с политической деятельностью, имея в виду ее социальный аспект. Из этого можно вывести, что основа публицистического текста – случай из социальной жизни, обобщенный до общественно значимого явления. Анализ и обобщение роднят публицистику и аналитику, а отличается она яркой гражданской позицией автора.

История возникновения

История публицистики восходит к временам Древнего мира. Прообразом является ораторское искусство Древней Греции и Рима. Выступления включали в себя приемы риторики, актерского мастерства и психологии. Целью был детальный анализ проблемы и убеждение слушателей.

история публицистики в мемах

Те же черты выражались в жанре проповеди, которая была предтечей публицистики в Средних веках. Также публицистикой можно назвать труды на религиозные темы, которые несли воспитательно-нравоучительную функцию. Однако настоящий публицистический жанр появился в эпоху Возрождения. Это был памфлет – обличительное произведение на социальную тематику. Именно с этого времени публицистика основывалась на случаях из социальной жизни.

история развития публицистики в мемах

Основные черты

Основы публицистики – это осмысление отдельных фактов социальной жизни как представление общественно значимых явлений. То есть, если хочется рассказать о бюрократии, то нужно не абстрактно рассуждать, а начать с частного случая, после все обобщить.

В публицистике журналистика тесно сливается с литературой: фактическое, актуальное содержание принимает художественную форму, что выражается в языке, средствах выразительности. Также имеет большое значение впечатление автора и его осмысление факта.

Главные функции публицистики – экспрессивная (воздействующая) и информативная.

функции публицистики

Виды, жанры и стили

Публицистику можно разделить по тематическим видам: военная, литературная (это расширенная версия отзыва или рецензии, в которой затрагивается не только конкретное произведение, но и современная автору социальная ситуация), политическая, социальная (затрагивает наиболее острые проблемы, но социальный аспект присутствует в любом из видов), философская, сатирическая.

Жанры художественно-публицистических произведений:

язык публицистики, Хантер Томпсон

Язык публицистики сочетает в себе экспрессию и стандарт. Здесь могут присутствовать выражения как публицистического стиля, так и художественного (а этот последний стиль может сочетать в себе все остальные и даже позволять отступления для наилучшего выполнения авторской задачи).

Особенности лексики – сочетание общественно-политических выражений с разговорными и даже просторечными. Могут добавляться авторские неологизмы, переносное значение слов, а также пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты. Интересную и новаторскую публицистику можно встретить в гонзо-журналистике.

Средства выразительности обусловлены функциями. С экспрессивностью связана оценочность, для этого употребляются эпитеты с положительной или отрицательной оценкой. Также могут употребляться метафоры и сравнения, чтобы убедить читателя и передать ему авторскую позицию. Информативность достигается документальностью изложения, выражающимися специальными терминами, профессиональными выражениями.

Особенности

Итак, характеризуют публицистику:

  1. Сочетание экспрессии и информации;
  2. Использование разнообразных стилей языка для более яркого изображения описываемого явления;
  3. Стремление передать аудитории собственную точку зрения на определенную проблему;
  4. Общественный резонанс темы;
  5. Преобладание художественности над срочностью.

Примеры

Эпоха Просвещения в Европе является прекрасным временем для публицистики (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. де Монтескьё).

В России наибольшего внимания заслуживают авторы XIX века. Множество писателей обращалось к публицистике – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен. Критика была не аналитическим, а публицистическим жанром, авторы затрагивали и общественные проблемы (В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев).

пример публицистики

Публицистика времен войны поражает энергичностью, сильным гражданским посылом к единению против врага. Главные авторы – А. Толстой, Н. Тихонов, И. Эренбург, М. Шолохов, К. Симонов, Б. Горбатов, Л. Соболев, В. Вишневский, Л. Леонов, М. Шагинян, А. Сурков, В. Величко.

Так сегодня большинство ученых, опираясь на функционально-стилистическую концепцию В.В. Виноградова[3], выделяют пять стилей русского языка: художественный, научный, официально-деловой, публицистический и разговорно-бытовой.

В данной работе будет рассматриваться публицистический стиль.

Таким образом, публицистический стиль зародился раньше научного, но постепенно, во многом благодаря деятельности Петра I, научный стиль догнал публицистический в своем развитии.

Публицистический стиль (общественно-публицистический, политико-идеологический) выделяется исследователями как один из основных стилей русского литературного языка. Однако проблемы, связанные с описанием публицистического стиля, с определением его места в системе функциональных стилей русского языка, с установлением границ его использования, с анализом его основных функций и тех факторов, которые определяют специфику публицистического стиля, как в практическом, так и в теоретическом плане еще не решены окончательно, что связано, в первую очередь, с общими трудностями в решении вопросов функциональной стилистики.

Публицистический стиль современного русского языка непрерывно развивается и совершенствуется. Между всеми стилями литературного языка происходит широкое и постоянное взаимодействие. Часто элементы одного стиля употребляются в другом. Взаимовлияние и взаимопроникновение стилей составляет отличительную особенность стилистической системы русского языка в настоящее время. Проникая в тот или другой функциональный стиль, элементы иного стиля постепенно теряют свою первичную стилистическую окраску и становятся нейтральными средствами выражения того стиля, в который они перешли. В некоторых случаях эти элементы прочно закрепляются в новом функциональном стиле и становятся нормой языкового выражения, присущей данному стилю.[8]

Изменения, происходящие в публицистическом стиле, связаны с активизацией стилистических процессов, которые были свойственны этому стилю в прошлом, а также с появлением и закреплением новых особенностей (в лексике, фразеологии, синтаксисе и т.п.), вносящих иногда существенные перемены в состав языковых средств данного стиля.

Простота и доступность изложения проявляется также в относительной несложности синтаксических конструкций (проявляющейся даже при употреблении сложных предложений в прозрачности их структуры, легкой членимости и четкости выражения смысловых и грамматических связей), в использовании общеупотребительной лексики и комментировании привлекаемой терминологии.

В публицистическом стиле доля средств и способов достижения экспрессивности оказывается в целом весьма высокой по сравнению с другими функциональными стилями (конечно, кроме художественного и разговорно-бытового). В наше время, когда массовый читатель обладает высоким уровнем образования и культуры, сами средства и характер выразительности оказываются иными, чем несколько десятков лет назад. В том и состоит стилистическое мастерство пишущего, чтобы исходя из требований конкретной коммуникации, выбрать наилучшие в данном контексте языковые средства воздействия на читателя.[10] По мнению А.Н. Васильевой, газета находится в вечном поиске новых средств экспрессии, но повторяемость постоянно превращает их в стандарты.[11] М.Н. Кожина считает, что это происходит вследствие повторяемости тематики и ограниченного круга тем.[12]

Весьма активными в публицистическом стиле являются процессы усвоения им не только элементов стиля художественной литературы, усиливающих эмоциональную напряженность и силу воздействия на читателя, но и разнообразных средств разговорной речи, обладающих большой экспрессивной насыщенностью и элементов научного и официально-делового стилей, которые придают ему логичность, стройность, строгую научную мотивированность изложения.[13]

М.П. Сенкевич утверждает: «Научный стиль неоднороден по своему составу. Различия между разными видами научной литературы обусловлены спецификой описываемых объектов. В научном стиле прежде всего можно выделить такие разновидности, как научно-техническая и научно-гуманитарная литература.

А.Н. Васильева считает: “Газета, журнал пропагандирует те научные знания, которые представляют широкий общественный интерес и имеют общественно полезную направленность. При выборе действуют также критерии мировоззренческой значимости и практической актуальности. Соответственно и публикуемые произведения в одних случаях больше ориентируются на мировоззренческий аспект раскрываемой научной проблемы, в других – на практическое использование открытия. Соответственно и речевое оформление таких произведений должно осуществляться не совсем одинаково.

Популяризация достижений науки сталкивается с двумя родами трудностей: содержательными (как, например, объяснить теорию множеств в логике человеку, не знающему высшей математики?) и языковыми (например, обилие специальной терминологии затрудняет восприятие).

В содержательном плане, кроме основной, научно-проблемной линии, которая обычно абсолютно господствует в собственно научном произведении, в научно-публицистическом произведении гораздо большую активность приобретают следующие содержательные линии:

а) ознакомление читателя с данной наукой в целом;

б) доступное представление методики и технологии исследования;

в) мировоззренческое и политическое осмысление и оценка результатов исследования и исследовательских позиций;

г) оценочное представление творческого труда и личности ученого;

д) представление перспективы развития научной области и общественно значимых практических результатов исследования;

е) практический инструктаж.

Активность этих дополнительных содержательных линий находит соответствующее стилистическое выражение.

В коммуникативном плане, кроме ориентира на определенный уровень знания и интеллекта, который диктуется самим предметом и характером исследования и является господствующим в собственно научном произведении, активное стилистическое влияние оказывают:

а) ориентировка на не осведомленного в специальной области читателя;

б) ориентировка на постоянное поддержание авторского психологического контакта с отдельными представителями читательской массы в целях коммуникации и пропагандистского воздействия.

Таким образом, в настоящей работе рассматривался публицистический стиль, являющийся одним из основных функциональных стилей русского языка.

В работе описана история возникновения публицистического стиля, а также его особенности и специфические черты. Кроме того, исследовалась связь между публицистическим стилем и другими стилями русского языка.

Значение публицистического стиля значительно увеличилось в последнее время с ростом количества и популярности периодических изданий.

1. Бельчиков Ю.А. Стилистика. -М., 1975.-153с.

2. Будагов Р.А. К вопросу о языковых стилях.- М., 1958.-376с.

3. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи: курс лекций по стилист. рус. яз.: изд-во Русский язык.- М.,1982.-197с.

4. Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. – Вопр. языкознания.-М., 1955.- №1.-164с.

5. Ворошилов В.В. Журналистика: Изд-во Михайлова В.А.-СПб.,2001.-446с.

6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1993.-223с.

7. Михайлов М.М. Стилистика русской речи.- Чебоксары, 1968.-198с.

8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- 3-е изд. испр. и доп. –М.:Высш. шк., 1974.-352с.

10. Швец А.В. Публицистический стиль современного русского литературного языка: (О некот. особ. синтакс. строя соврем. газет. речи и тенденция ее развития).-Киев: Вища школа.Изд-во при Киев. ун-те, 1979.-127с.

[1] Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики. – Вопр. языкознания.- М.,1955.- №1.- С.82.

[2] Будагов Р.А. К вопросу о языковых стилях. -М., 1958.- С.67.

[3] Швец А.В. Публицистический стиль современного русского литературного языка: (О некот. особ. синтакс. строя соврем. газет. речи и тенденция ее развития).-Киев: Вища школа.Изд-во при Киев. ун-те, 1979.-С.21.

[4] Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- 3-е изд. испр. и доп. –М.:Высш. шк., 1974. –C.41.

[5] Ворошилов В.В. Журналистика. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2001.-С.13.

[6] Бельчиков Ю.А. Стилистика. -М., 1975.- С.15.

[7] Михайлов М.М. Стилистика русской речи.- Чебоксары, 1968.- С.174.

[8] Швец А.В. Публицистический стиль современного русского литературного языка: (О некот. особ. синтакс. строя соврем. газет. речи и тенденция ее развития).-Киев: Вища школа.Изд-во при Киев. ун-те, 1979.-С.23.

[9] Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1993.-С.187.

[11] Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи: курс лекций по стилист. рус. яз.-М.: изд-во Русский язык,1982.-С.23.

[12] Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1993.-С.186.

[13] Швец А.В. Публицистический стиль современного русского литературного языка: (О некот. особ. синтакс. строя соврем. газет. речи и тенденция ее развития).-Киев: Вища школа.Изд-во при Киев. ун-те, 1979.-С.24.

[14] Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- 3-е изд. испр. и доп. –М.:Высш. шк., 1974. – С.43.

[15] Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1993.-С.188.

Публицистический стиль речи

Способы получения информации изменялись, а принципы и особенности публицистики остались прежними.

Что такое публицистический стиль и его основные функции

Публицистический стиль выполняет 2 основные функции, при этом они в какой-то степени противоречат друг другу:

Характерные черты публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко определить:

Особенности публицистического стиля

В качестве особенностей публицистического стиля речи можно выделить 3 ключевые составляющие, на основании которых строится любой журналистский текст:

Пренебрегать лидом нельзя. Он может быть сенсационным или драматичным, может раскрывать подробности события или кратко описывать новость, может веселить читателя или же бросить ему вызов.

Лид новостной статьи выглядит так:

Жанры публицистического стиля речи

Выделяют 3 жанра публицистического стиля:

Рассмотрим подробнее каждый жанр.

Публицистический стиль речи: информационный жанр

Пример: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе ( например, опрос очевидцев); интервью-расследование; персональное интервью или интервью-портрет.

Публицистический стиль речи: аналитический жанр

Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист выступает не просто в роли посредника между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря своим достижениям, опыту и профессионализму.

Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.

Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.

Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.

Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.

Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.

Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр

Очерк — журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.

Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.

Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.

Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.

Критерии отбора новостей

Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Большое человеческое Вам спасибо и хорошего дня.

Last updated on 27.11.2021

Post navigation

Previous Post

Анализ инаугурационной речи Джона Ф. Кеннеди, краткая биография президента и факты об инаугурации

Next Post

Жанры, отличительные черты и признаки художественного стиля речи (описание и примеры)

Читайте также: