Сообщение об одной из организационно правовой форме бизнеса на выбор

Обновлено: 11.05.2024

Выбор организационно-правовой формы во многом обусловлен совокупностью субъективных возможностей предпринимателя и объективной действительностью.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Правильно выбранная организационно-правовая форма предприятия может дать учредителям дополнительные инструменты для осуществления своих планов по развитию и защите бизнеса. Чаще всего регистрируют общества с ограниченной ответственностью (ООО), закрытые акционерные общества (ЗАО) и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (ИП). Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от тех задач, которые предстоит решать предпринимателям.

Наиболее популярной формой коммерческого юридического лица у представителей среднего и малого бизнеса является общество с ограниченной ответственностью, которое обладает рядом преимуществ по сравнению с другими организационно-правовыми формами коммерческих организаций. Например, в отличие от других юридических лиц, общество с ограниченной ответственностью может состоять из одного учредителя – физического лица. Став учредителем такого ООО, а также генеральным директором, предприниматель сможет полностью контролировать свой бизнес.

Но представители малого бизнеса чаще всего выбирают статус индивидуального предпринимателя. Обычно это деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания и прочих услуг, оказываемых населению. Индивидуальным предпринимателям предоставлено больше свободы в обращении с денежной наличностью. Учет у индивидуального предпринимателя проще и не требует глубоких познаний в области бухгалтерского учета. Но в случае банкротства ИП отвечает всем своим личным имуществом.

Плюсы и минусы ПБОЮЛ

(предприниматель без образования юридического лица)

  • Упрощенная процедура регистрации и прекращения деятельности.
  • Меньший перечень необходимых документов и чуть меньше беготни по инстанциям.
  • Упрощенная форма учета и отчетности, меньший перечень налогов. Государство заявляет об этом, но есть ситуации, в которых учёт и отчётность ООО практически не отличаются от того же при регистрации ПБОЮЛ. Например, при схожем виде деятельности традиционная система налогообложения ПБОЮЛ мало, чем отличается от системы налогообложения ООО на кассовом методе.
  • Бухгалтерский учет отсутствует — индивидуальные предприниматели ведут книгу учета доходов и расходов, а также представляют квартальный отчет о доходах и расходах.

В жизни часто бывает так, что некоторые предприятия – юридические лица просто отказываются работать с ПБОЮЛ.

Плюсы и минусы ООО (общество с ограниченной ответственностью)

Плюсы:

  • Ответственность ограничена суммой вклада. В сравнении с ПБОЮЛ, где предприниматель несёт полную ответственность по долгам своим личным имуществом, здесь учредитель рискует лишь в пределах стоимости внесенных им вкладов в уставной капитал общества.
  • Можно в любое время выйти из общества.

ЗАО (Закрытые акционерные общества)

  • максимальное количество участников ЗАО – 50 физических и юридических лиц;
  • минимальный уставный капитал – 100 МРОТ.

ОАО (Открытые акционерные общества)

  • максимальное число участников ОАО неограничено;
  • возможны дополнительные выпуски акций для увеличения оборотных средств общества. Это позволяет привлечь значительные финансовые средства, распыленные среди мелких акционеров.
  • минимальный уставный капитал 1000 МРОТ;
  • акционеры ОАО имеют право продать свои акции любым лицам без согласия других акционеров.

Если вы планируете организовать бизнес совместно с несколькими партнерами, отношения между вами стабильные и доверительные, при этом вы не хотите усложнять структуру и желаете избежать излишних рисков – наиболее оптимальной формой деятельности будет ООО. Если вы заботитесь о стабильности будущего предприятия, независимости его от воли отдельного учредителя, планируете создать четко регламентированную управленческую структуру с разделением полномочий - выбирайте форму АО. Если круг акционеров АО будет ограничен и его увеличение нежелательно, создавайте ЗАО. Если вы планируете привлекать значительные финансовые ресурсы от большого числа акционеров, а в дальнейшем предприятию будет нужно дополнительное финансирование, и при этом имеется возможность сформировать уставный капитал в размере 100 000 руб., необходимо выбирать форму ОАО.

© 2010 — 2022 Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан. Справочно-информационный портал государственных и муниципальных услуг работает в тестовом режиме. Информация на Портале размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации. Если вы обнаружили неточности в размещенной информации, просьба оперативно сообщить об этом оператору Портала.

Информация об ошибках будет оперативно передана в ведомство, разместившее информацию.Обращаем ваше внимание на то, что оператор Портала не несет ответственности за некорректную информацию, размещенную на Портале.

От выбора организационно-правовой формы зависит порядок регистрации, сумма госпошлины, налоговая нагрузка. Елена Галичевская, эксперт сервиса Контур.Компас, провела сравнительный анализ, который поможет сделать верный выбор.


1. Статусные различия ИП и ООО

Индивидуальный предприниматель — физическое лицо, выступает от своего имени. Бизнес ведет единолично. Если собственных средств для развития не хватит, то привлечь сторонних инвесторов ИП не сможет. Кроме того, ИП не является привлекательным партнером для больших компаний, в том числе из-за того, что часто используют специальные налоговые режимы, не предполагающие уплаты налога на добавленную стоимость.

Общество с ограниченной ответственностью — юридическое лицо, функционирует от имени учредителей. Бизнес может вестись как одним лицом, так и несколькими участниками-учредителями. Количество учредителей может быть до 50 человек и каждый из них влияет на управление компанией. Для крупных контрагентов ООО, которые уплачивают НДС, довольно привлекательны как деловые партнеры.

ИП проще зарегистрировать, поскольку пакет документов меньше, чем у общества. Государственная пошлина — всего 800 рублей. ИП может не иметь печати и не открывать расчетный счет, а также не формирует уставный капитал.

  • если учредитель один — Устав и решение об учреждении общества;
  • если участников двое и более — Устав и протокол о создании общества, договор об учреждении ООО.

Обществу также придется уплатить государственную пошлину в размере 4 000 рублей и открыть счет в банке. Что касается печати, то с 2015 года ее можно не применять, если только федерльное законодательство не предусматривает иного. Но если ООО решит работать с печатью, то сведения об этом нужно включить в устав.

Создание ООО предполагает внесение средств в уставный капитал. Учредители сами определяют его размер, но минимально должно быть 10 тысяч рублей (ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

3. Ограничения на виды деятельности

  • производить алкоголь и торговать алкоголем, за исключением пива;
  • осуществлять страховую и банковскую деятельность;
  • открывать инвестиционные фонды;
  • оказывать услуги ломбарда;
  • производить лекарственные препараты;
  • быть туристическим оператором.

Компаний эти правила не касаются, и они могут вести любую деятельность. Главное, чтобы это не противоречило законодательству.

4. Налоговый режим

При выборе системы налогообложения нужно учитывать такие особенности: вид деятельности; с кем планируется работать — с гражданами или юрлицами; какой будет структура доходов и расходов; есть ли планы расширять бизнес.

  • Общая, или основная система налогообложения (ОСНО).
  • Упрощенная система налогообложения (УСН).
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) (с 2022 года этот спецрежим отменяется).
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  • Патентная система налогообложения (ПСН).

Компании выбирают из первых четырех. Патент могут приобретать только индивидуальные предприниматели, организации на этом режиме работать не могут.

От выбора системы налогообложения полностью зависит налоговая нагрузка.

5. Отчетность

Налоговая отчетность, которую ООО и ИП обязаны сдавать, зависит не от формы собственности, а от системы налогообложения, которую они применяют.

Бухгалтерский учет и отчетность обязательны только для ООО. ИП вправе не вести бухучет и не сдавать бухгалтерскую отчетность. Решение вести учет ИП может принять самостоятельно, тем самым обеспечит себе контроль над финансово-хозяйственными ресурсами. И в любой момент сможет предоставить достоверную информацию о состоянии бизнеса. Это важно, к примеру, при работе с банком и заключении крупных контрактов. К тому же, ИП может применять упрощенные варианты учета и сдавать упрощенную отчетность.

Что касается работников, то отчетность во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС), а также расчеты 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ сдают и ООО, и ИП.

Кассовая дисциплина проще у ИП. К примеру, они могут не оформлять кассовые документы приходные, расходные ордера, кассовая книга, но есть исключение —документы, которые подтверждают выплату зарплаты расчетно-платежные и платежные ведомости.

6. Распределение прибыли

ИП принадлежит все, что он заработал. Причем, средства можно расходовать прямо со счета по корпоративной карте или переводить на личную карту физлица. Главное — вовремя платить налоги и взносы.

Участникам общества доступ к денежным средствам не так прост, но довольно популярен механизм выплаты дивидендов. Их выплачивают из чистой прибыли компании после уплаты налогов и сборов. Распределять дивиденды можно не чаще раза в квартал. С них удерживается и перечисляется в бюджет НДФЛ по ставке 13 %.

7. Как выбрать юридический адрес

ИП юридический адрес не нужен: его регистрируют по месту прописки гражданина. Обществу потребуются документы об аренде помещения (или о собственности на него). Допускается указать домашний адрес учредителя, но это нежелательно. Нужно помнить, что регистрация по массовому адресу может вызвать подозрения деловых партнеров или налоговиков. При этом адрес может быть вполне легитимным, к примеру, его предоставит арендодатель (бизнес-центр).

8. Наем работников

Трудоустраивать могут как ИП, так и ООО. Независимо от того, где работает нанятый сотрудник, у ИП или в организации, его права одинаковы. Трудовое законодательство обязывает каждого работодателя создать нормальные условия труда, заключить трудовой договор, выплачивать причитающиеся компенсации, уплачивать страховые взносы за сотрудников.

9. Ответственность и риски

ИП — статус физического лица, это значит, что по своим обязательствам он отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Исключение составляет лишь та собственность, которая в соответствии со ст. 24 ГК РФ не может быть взыскана с владельца.

Участники ООО несут имущественную ответственность в пределах своей доли в уставном капитале. Уголовной ответственности юрлицо не подлежит, но руководителя общества (участников, главбуха и других) могут привлечь. Например, за умышленное уклонение от уплаты налогов (ст. 199 УК РФ). ИП отвечает по уголовным статьям тоже как гражданин: так, за уклонение от уплаты налогов применяются санкции по статье 198 УК РФ. При этом порог суммы неуплаченных налогов, когда ответственность наступает, тоже различается: для ИП — от 900 тыс. рублей, для общества — от 5 млн рублей.

Административная ответственность регулируется КоАП РФ. Варианты наказаний для организаций существенно выше, чем для их должностных лиц. ИП несут административную ответственность как должностные лица. Так, например, за нарушение порядка применения кассовой техники ИП заплатит от 3до 4 тысяч рублей (ст. 14.5 КоАП РФ), с организации за те же нарушения взыщут от 30 до 40 тысяч.

Нужно отметить, что после изменения закона о банкротстве ситуация с мерой ответственности уже не так однозначна. Например, учредители общества могут попасть под субсидиарную ответственность и отвечать по долгам общества всем своим имуществом. Напротив, процедуры личного банкротства для физических лиц делает невозможным применение к ИП субсидиарной ответственности.

10. Как закрыть

Закрыть ИП просто: нужно уплатить госпошлину и подать заявление в налоговую инспекцию или МФЦ. В 2019 году размер госпошлины — 160 рублей. ИП закроют в течение 5 рабочих дней, если заявление подано в налоговую, или через 8 рабочих дней, если в МФЦ. Если остались долги, то их нужно выплатить.

  • самостоятельная ликвидация;
  • банкротство.

Решение о ликвидации ООО принимает общее собрание участников. Уведомить инспекцию нужно в течение 3 рабочих дней после принятия решения. Нужно создать ликвидационную комиссию или назначить уполномоченное за ликвидацию лицо. Сформировать и утвердить ликвидационный баланс, выявить кредиторов.

Обе процедуры требуют времени, но в банкротстве участвует еще и арбитражный суд с конкурсным управляющим. В среднем на закрытие ООО уходит от 3 до 5 месяцев.

Гост

ГОСТ

Представление об организационно – правовой форме

Перед началом деятельности, руководитель будущей фирмы должен решить какая именно организационно – правовая форма будет у предприятия. Организационно – правовая форма определяет количество законодательных ограничений и привилегий для предприятия и руководителя. Данная форма предполагает не только наличие ограничений, но и преимуществ. Выбирая или отклоняя, какую-либо форму, руководитель учитывает взаимоотношения с будущим предприятием, конкурентами и партнерами. Смотря на форму предприятия, партнеры и конкуренты выстаивают отношения с ним. Государственные структуры также учитывает форму предприятия с правовой точки зрения.

Организационно – правовая форма определяет уровень ограничений, штрафных санкции со стороны государства. Если предприятие представляет малую форму или микро фирму, то к ней применяется щадящая форма взысканий. Если предприятие крупное, то меры воздействия могут быть увеличены.

Самое главное для руководителя – выбрать правильную форму. В противном случае, предприятие может работать менее эффективно или убыточно. Рассмотрим условия выбора организационно – правовой формы.

Условия выбора организационно – правовой формы

  1. Сфера деятельности будущего предприятия
  2. Финансовая обеспеченность руководителя
  3. Состояние социально – экономической системы
  4. Предпочтение руководителя в выборе некоторых форм

Руководитель, планируя создать предприятие, уже изначально представляет его форму. Многое зависит от ресурсов, в основном финансовых, которыми обладает руководитель для организации собственного бизнеса. Рассмотрим более подробно организационные формы предприятий, представленных в современной социально – экономической системе.

Организационно – правовые формы

  1. Индивидуальное предпринимательство с ограниченной ответственностью
  2. Крестьянского (фермерского) хозяйства
  3. Акционерное общество

Готовые работы на аналогичную тему

Существуют и другие формы предприятий, но представленные наиболее распространены. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Индивидуальное предпринимательство

Данная организационно – правовая форма наиболее распространена в российском экономическом пространстве. Это наиболее предпочтительный вариант организации собственного бизнеса. Он требует малых финансовых вложений на начальном этапе, достаточно прост в управлении, сопровождается малыми штрафами со стороны государства в случае нарушения. Данная форма хороша в том случае, если руководитель не планирует развивать свой бизнес до более крупных масштабов. Она хороша для новичков.

Общество с ограниченной ответственностью

Данная форма может быть выбрана руководителем или группой руководителей. Особенностью данной формы является наличие уставного капитала, который служит гарантией для партнеров. Каждый руководитель из группы вносит в уставной капитал свой вклад по мере сил и возможностей. В том случае, если приходиться возмещать ущерб от деятельности общества, то учредители отвечают только уставным капиталом, а не своим имуществом как предприниматель. Одним из ключевых недостатков данной формы являются высокие штрафы за различные нарушения.

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Данная форма предпочтительна для руководителей, которые занимаются выращиванием фруктов, овощей и крупных животных. В последнее время таким предприятиям предоставлены различные льготы и преимущества. Эти хозяйства создаются инициативными работниками на месте бывших колхозов. Работники сами выращивают продукцию и реализуют ее. На государственном уровне, интерес к таким предприятиям очень высок потому, что они обеспечивают городских жителей продуктами местного производства. Недостаток данной формы состоит в том, что она подходит не всем.

Акционерное общество

Данная форма характеризуется тем, что ее уставный фонд делится на получившиеся количество акции и распространяется среди участников. Контрольный пакет акции, дающий право управления находится в руках руководителя. Если пакет продается, то право руководства переходит к приобретателю. Данная форма довольно распространена. Она позволяет эффективно руководить предприятием и привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Недостаток данной формы – это высокий уровень мошеннических действий, распространенных в данной форме.

Читайте также: