Сообщение о творчестве современного российского скульптора

Обновлено: 04.07.2024

Российские скульпторы

Михаил Константинович Аникушин (1917-1997)
российский скульптор, автор памятника Александру Пушкину в Петербурге.
• К 90-летию со дня рождения

Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902)
российский скульптор.
• Биография Антокольского

Владимир Александрович Беклемишев (1861-1920)
российский скульптор ("Как хороши, как свежи были розы", "Деревенская любовь", памятники Ермаку, С. П. Боткину).

Александр Николаевич Бурганов ( 1935 )
российский скульптор.

Зиновий Моисеевич Виленский (1899-1984)
советский скульптор.

Сергей Михайлович Волнухин (1859-1921)
российский скульптор (памятник Ивану Фёдорову в Москве), учитель А. С. Голубкиной, Н. А. Андреева, С. Т. Конёнкова, В. Н. Домогацкого.
• Биография Волнухина

Самуил (Фридрих) Иванович Гальберг (1787-1839)
российский скульптор, ученик И. П. Мартоса.

Илья Яковлевич Гинцбург (1859-1939)
российский скульптор ("Мальчик, собирающийся купаться", "На качелях", памятник Н. В. Гоголю в Сорочинцах).

Анна Семёновна Голубкина (1864-1927)
российский скульптор.

Василий Иванович Демут-Малиновский (1779-1846)
российский скульптор.
• Биография Демут-Малиновского

Александр Павлович Кибальников (1912-1987)
советский скульптор (монументалист и портретист).
• Биография

Пётр Карлович Клодт (1805-1867)
российский скульптор, литейный мастер, автор знаменитой скульптурной группы "Укротители коней" на Аничковом мосту в Петербурге.
• Биография Клодта

Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006)
российский скульптор.

Михаил Иванович Козловский (1753-1802)
российский скульптор, рисовальщик, представитель классицизма ("Аполлон с зайцем", "Бдение Александра Македонского", "Спящий Амур", "Геркулес на коне").
• Биография Козловского

Сергей Тимофеевич Конёнков (1874-1971)
российский скульптор ("Стрибог", "Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин", "Освобожденный человек").

Василий Петрович Крейтан (Вильгельм Фердинанд Кретан) (1832-1896)
российский скульптор, участник "бунта четырнадцати", один из учредителей "Артели художников".

Всеволод Всеволодович Лишев (1877-1960)
российский скульптор, народный художник СССР.

Матвей Генрихович Манизер (1891-1966)
российский скульптор.

Иван Петрович Мартос (1754-1835)
скульптор, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве.

Сергей Дмитриевич Меркуров (1881-1952)
российский скульптор-монументалист, народный художник СССР.
• От посмертных масок до памятников вождям

Михаил Осипович Микешин (1835-1896)
российский скульптор, рисовальщик, иллюстратор (памятники "Тысячелетие России" в Новгороде, Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве).
• Биография Микешина

Георгий Иванович Мотовилов (1884-1963)
российский скульптор.

Лев Давидович Муравин (1906-1974)
советский скульптор-монументалист.

Николай Степанович Пименов (1812-1864)
российский скульптор, сын скульптора С.С. Пименова ("Парень, играющий в бабки", "Мальчик, просящий милостыню").

Степан Степанович Пименов (1784-1833)
российский скульптор, отец скульптора Николая Пименова.
• Биография Пименова

Виктор Александрович Синайский (1893-1968)
российский скульптор.

Иван Иванович Теребенёв (1780-1815)
российский скульптор, рисовальщик, гравер.
• Биография Теребенёва

Фёдор Петрович Толстой (1783-1873)
российский медальер, скульптор, рисовальщик, акварелист, гравер, живописец.
• Биография Толстого

Павел (Паоло) Петрович Трубецкой (1866-1938)
российский скульптор ("Московский извозчик", портрет Л. Н. Толстого, "И. И. Левитан").

Владимир Ефимович Цигаль ( 1917 )
российский скульптор, народный художник СССР.

Альберт Серафимович Чаркин (1937-2017)
российский скульптор.

Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) (1887-1941)
российский скульптор.

Леонид Владимирович Шервуд (1871-1954)
российский скульптор, сын архитектора В.О. Шервуда.

Федот Иванович Шубин (1740-1805)
российский скульптор.
• Биография Шубина

А.Бурганов. Письмо. Бронза
А .Балашов. Сергеев А.Ф
В.Тишин. Юдифь
А.Вагнер. Врата
А.Голубев. Курсант
Л.Ельчанинова. Марина Цветаева
И. Черноглазов. Ненастье идет
А.Ковальчук. Мамонты зимой
А.Ковальчук. Памятник А.Зиновьеву
А.Ковальчук. Памятник Оболенскому-Ноготкову
А.Ковальчук. Памятник ПетруI
Г.Красношлыков. Убегающий Рим

С.Олешня. Атаман войска Донского Степан Ефремов
М.Переяславец. Портрет художника В.М. Сидорова
М.Смирнов. РУЧНОЙ МЯЧ
П.Тураев. Пенальти.
Н.Филатов. Скульптор Эрьзя
А.Хмелевской.Мои три ангела
В.Юсупов. Мишка

Не обойден стороной и жанр ню, хотя здесь меньше открытий и звучит он достаточно традиционно, пусть и с толикой идущего еще с советских времен кокетливого маньеризма. Таковы женские торсы К.Куликова (бронза), Е. Ротанова (камень), В. Трояновского (мрамор), П. Фишмана (дерево), Н.Цыциной (бронза).

Не менее трагична и овеществленная в камне судьба мыслителя А. Зиновьева (автор — А. Ковальчук), проделавшего путь от диссидента-антисоветчика до одного из последних бастионов национальной самобытности.

Как наши современники представлена поэтически трогательная и серьезная Марина Цветаева у скульпторов Л. Ельчаниновой и Т. Дмитриевой, монументально возвышенная Анна Ахматова в питерском памятнике Г.Додоновой, открыто и беззащитно – Вячеслав Клыков у А. Шишкова в памятнике на Прохоровом поле (2007).


Первые скульпторы появились В Египте приблизительно за тридцать веков до н.э.
В России в допетровское время скульптура служила исключительно религиозным целям. Православная церковь не одобряла изваяния человеческих фигур и профессия скульптора была не востребована.
При Екатерине II, благодаря основанию Академии Художеств, появились первые профессиональные русские скульпторы.
При императоре Николае I скульпторы были очень востребованы и получали крупные правительственные заказы.

Фортуна Камень

г. Москва, ул. Старокачаловская, дом 1Д

(5 минут от метро Бульвар Дмитрия Донского)

пн-пт с 10:00 до 18:00

cб с 10:00 до 16:00

Звоните пожалуйста перед визитом!


Современные скульпторы по граниту и мрамору

Красота и свойства мрамора и гранита не могли оставить равнодушными художников и скульпторов во все времена.

Энергетика и возможности камней безграничны – они способны вдохновлять на свершения. С мрамором и гранитом работали великие мастера, шедеврами которых мы можем наслаждаться и поныне.

Но, все же, начиная обзор работ современных скульпторов по граниту и мрамору, невозможно не вспомнить восхитительные шедевры мастеров прошлого, умевших видеть красоту, спрятанную в бесформенной глыбе, открывать внутренний мир камней, создавать свою тайную историю…

Секреты великих статуй

К примеру, долгое время мы были уверены, что древнеримские и древнегреческие скульптуры, создаваемые из белого мрамора, были бесцветными. И только сравнительно недавно ученые доказали факт раскрашивания античных статуй в довольно широкую цветовую гамму. Просто со временем, под действием света и воздуха, краски выцвели.

Восхищает застывшая чувственная красота Данаиды – дочери царя Даная.







Да, и знаменитая Венера Милосская изначально была создана с руками. Правой рукой богиня придерживала свои ниспадающие одежды, а в левой держала яблоко. Но, при грубой транспортировке древней статуи, обнаруженной на греческом острове Милос, руки откололись, оставив богиню в том виде, в котором мы сегодня ее и лицезреем.

Потрясающие высокохудожественные мраморные надгробия, созданные знаменитыми итальянскими скульптурами.



Однако, вернемся к мастерам современности.

Чудеса современной скульптуры

Гранит и мрамор используются повсеместно, что обусловлено такими факторами, как легкость обработки, долговечность и великолепная эстетическая составляющая. Эти камни дружелюбны и в то же время строги. Не зря именно они украшают храмы и гробницы, тронные залы и площади, из них созданы легендарные памятники и дворцы.

И сегодня эти камни остаются королями созидания, поражают удивительной реальностью современных скульптур.

Так, произведения непревзойденного мастера портретной скульптуры француза Филиппа Фаро отличает тонкое внимание к мельчайшим деталям, ярко выраженная реалистическая направленность.


Получив ученую степень в искусстве резьбы по дереву, Филипп создавал изящную мебель, а затем стал заядлым путешественником, изучая культуру стран Африки, Азии, Карибского бассейна. В итоге этот опыт стал решающим в его последующих работах в портретной живописи. Переехав жить в США, скульптор, начав с моделирования голов из глины и небольших фарфоровых статуэток, стал создавать памятники из камня и бронзыПосмотрите, какие удивительные фигуры рождают руки мастера, умеющие оживлять камень, как поразительно объемно ему удается передать нюансы человеческих эмоций.




Лондонский скульптор Майкл Джеймс Талбот, вдохновленный греческой мифологией, создает необычные, удивительно выразительные скульптуры – удлиненные силуэты прекраснейших женщин. Порой он творит, соединяя в своих работах прекрасные женские тела и удивительные абстрактные формы.














Скульптуры, украшающие города мира

К сожалению, о современных мастерах, работающих с камнем, знают немногие. А между тем, современные скульпторы приложили руку и фантазию к довольно известным проектам, украшающим города земного шара.

Так, во многих городах мира установлена серия скульптур итальянца Лоренцо Куин, изображающая женщину, удерживающую земной шар лентой из ткани.


Американец Марк Ньюман занимается скульптурой вот уже 20 лет, советуя начинающим скульпторам практиковаться в рисовании от руки.

Согласитесь, скульптуры Ньюмана впечатляют глубиной человеческих эмоций и выразительностью поз.




Признан крупнейшим мастером современности и скульптор из Британии – Генри Мур. Его работы не только хранятся во многих музеях, но и украшают известные площади и главные сооружения Европы – здания Парламента в Лондоне, офис ЮНЕСКО в Париже. Оригинальное творчество мастера не перестает волновать умы людей.

Скульптор стремился, чтобы его творения сливались с природой, казались вечными, естественными, словно стояли веками, меняясь лишь под напором стихий.





Творчество российских скульпторов

Говоря о российских скульпторах, нельзя не вспомнить о мощном таланте таких мастеров советской эпохи, как Дмитрий Цаплин и Георгий Попандопуло.

Дмитрий Цаплин – крестьянский самородок, создавший свой, особый метод работы с камнем и свою скульптурную школу. Работы Цаплина завораживают особой простотой, нарочитой грубостью, своеобразной формой, которую мастер ощущал каким-то магическим, врожденным чутьем.


Жаль, что своеобразная манера мастера была далеко не всем близка и понятна, а сам скульптор жил в своем времени и пространстве, так и оставшись одиноким до самого конца.

Георгий Попандопуло – человек, о котором говорили, что он до краев наполнен добротой. Георгий Николаевич стал известен, как скульптор анималист, а впоследствии занимался еще и парковой скульптурой.

Почерк современного скульптора Владимира Буйначева узнаваем по традиционным русским образам. Мастера отличает бережное отношение, стремление сохранить индивидуальность камня, приблизиться к сокровенным тайнам существования форм в пространстве.



Обладающий яркой художественной индивидуальностью скульптор Виктор Корнеев с его тонким пониманием канонов классической скульптуры и обостренным чувством пластики.







Георгий Франгулян – мастер, работающий в различных жанрах, в зависимости от ощущений, настроения, возможности выразить свою идею.

Стараниями Георгия Вартановича был создан мраморный монумент Борису Ельцину в Екатеринбурге, а также надгробие на Новодевичьем кладбище из белого мрамора, синей византийской мозаики и красного порфира.

И если создавать застывшую красоту люди начинали, используя самые примитивные инструменты, то современные технологии и вовсе позволяют творить чудеса, а возможности скульпторов не ограничены.

Необычные проекты в современной скульптуре и архитектуре

Не заметить эти скульптурные и дизайнерские шедевры категорически невозможно.

К таким, необычным проектам можно отнести творение итальянских скульпторов Silvio Santini, Paolo Grassi и Mario Fruendi, создавших модель Cadillac Coupe de Ville выпуска 1952 года из цельного блока каррарского мрамора. Вес блока 70 тонн.

Мрамор использует в своих работах и дизайнер из Канады – Jingu Kim. Например, создавая каменные стулья.



А ведущий дизайнер Великобритании – Lee Broom, используя такое свойство каррарского камня, как полупрозрачность, изготовил декоративные светильники.


Идея создания такой необычной мебели, как мраморная полка, которую выпилили из цельного куска мрамора из Каррары, принадлежит промышленному дизайнеру Marc Newson.



А эти вазы необычной формы, выполненные из цельного куска мрамора, созданы ирако-британским архитектором и дизайнером Zaha Hadid и представлены итальянской компанией Citro.


Как видите, возможности гранита и мрамора, равно, как и фантазия людей, не признают границ, норм и правил. И люди научились открывать миру внутренний мир, душу и вековое звучание каменных глыб.

Скульптура меняет наше представление о среде. Она апеллирует к подсознанию, чувствам и памяти, удивляя богатой формой или строгой идеей. Вдохновляя или шокируя.

Первый из них — открытое голосование на странице конкурса . Выбрать понравившийся проект можно до 22 июня. Следующий этап — голосование компетентного жюри. Ключевые критерии оценки арт-объекта — соответствие современным трендам, органичная интеграция и эстетика минимализма новой арт-инсталляции.

Произведения художников украшают не только музейные залы и частные дома, но парки и города по всему миру. Современная скульптура поражает воображение изобретательностью и экстравагантностью . Напомним 12 имен, чье искусство вызывает эмоции и артлаверов, и случайных прохожих.


1 Константин Бранкузи





2 Альберто Джакометти

По теме: Дизайнер Диего Джакометти — младший брат самого дорогого скульптора в мире






3 Генри Мур

Мур обобщал. Создавал свои композиции из камня, бронзы, железобетона, терракоты, дерева и свинца, части которых были скреплены струнами или медной проволокой. Интересовался в равной степени древним искусством (греков, этрусков, майя) и производными органического мира (костями, раковинами, камнями). Его увлекали пещеры, вымытые подземными потоками и человеческие эмбрионы; углубления, зияющие пустоты, дыры.

Мур и его жена Ирина Радецкая проявляли большой интерес к России. Дочери Мэри читали русские книги, а гостями их красивого поместья Перри-Грин были Мстислав Ростропович и Евгений Евтушенко.

Мур был всегда внимателен, он тщательно следил за судьбой всех своих работ и знал местонахождение каждой. А в 1977 году скульптор основал собственный фонд, который успешно функционирует до сих пор.

Читайте также: