Сколько информации несет сообщение что достали клубок шерсти любой окраски

Обновлено: 07.07.2024

6 Формула Шеннона Если I-количество информации, N-количество возможных событий, р i - вероятности отдельных событий, где i принимает значения от 1 до N, то количество информации для событий с различными вероятностями можно определить по формуле: можно расписать формулу в таком виде: Рассмотрим формулу на нашем примере: I = - (р 1 log 2 p 1 + р 2 log 2 p 2 )= - (0,25 log 2 0,25+0,75 log 2 0,75) -(0,25(-2)+0,75(-0,42))=0,815 бит

9 Применение ЭТ Excel для решения задач на нахождение количества информации Рис. 1. Режим отображения формул Рис. 2. Отображение результатов вычислений

Цели уроков: Сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятных событий и событий с различными вероятностями. Научить находить количество информации, используя вероятностный подход. Создать в Excel информационную модель для автоматизации процесса вычислений в задачах на нахождение количества информации, используя формулу Шеннона.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

Учащиеся должны уметь:

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, карточки-памятки, справочный материал.

Урок 1. Вероятностный подход к определению количества информации. Формула Шеннона

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка цели урока.

  • В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; (Отв.: 3 бит.)
  • Вася получил за экзамен оценку 4 (по 5-бальной системе единицы не ставят). (Отв.: 2 бит.)
  • Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 1 бит.)
  • Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 16 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок.

Первые три варианта учащиеся решают без затруднения. События равновероятны, поэтому можно применить для решения формулу Хартли. Но третье задание вызывает затруднение. Делаются различные предположения. Роль учителя: подвести учащихся к осмыслению, что в четвертом варианте мы сталкиваемся с ситуацией, когда события неравновероятны. Не все ситуации имеют одинаковые вероятности реализации. Существует много таких ситуаций, у которых вероятности реализации различаются. Например, если бросают несимметричную монету или "правило бутерброда".

IV. Объяснение нового материала.

где I – это количество информации, р – вероятность события.

Вероятность события выражается в долях единицы и вычисляется по формуле: р=K/N,

где К – величина, показывающая сколько раз произошло интересующее нас событие, N – общее число возможных исходов какого-то процесса.

Вернемся к нашей задаче.

Пусть К1 – это количество пирожков с повидлом, К1=24

К2 – количество пирожков с капустой, К2=8

N – общее количество пирожков, N = К12=24+8=32

Вычислим вероятность выбора пирожка с разной начинкой и количество информации, которое при этом было получено.

Вероятность выбора пирожка с повидлом: р1=24/32=3/4=0,75.

Вероятность выбора пирожка с капустой: р2=8/32=1/4=0,25.

Обращаем внимание учащихся на то, что в сумме все вероятности дают 1.

Пояснение: если учащиеся не умеют вычислять значение логарифмической функции, то можно использовать при решении задач этого урока следующие приемы:

При сравнении результатов вычислений получается следующая ситуация: вероятность выбора пирожка с повидлом больше, чем с капустой, а информации при этом получилось меньше. Это не случайность, а закономерность.

Вернемся к нашей задаче с пирожками. Мы еще не ответили на вопрос: сколько получим информации при выборе пирожка любого вида?

Ответить на этот вопрос нам поможет формула вычисления количества информации для событий с различными вероятностями, которую предложил в 1948 г. американский инженер и математик К.Шеннон.

Если I-количество информации, N-количество возможных событий, рi - вероятности отдельных событий, где i принимает значения от 1 до N, то количество информации для событий с различными вероятностями можно определить по формуле:

можно расписать формулу в таком виде:

Рассмотрим формулу на нашем примере:

  1. В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; (Отв.: 3 бит.)
  2. Вася получил за экзамен 3 балла (по 5-бальной системе единицы не ставят). (Отв.: 2 бит.)
  3. Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 1 бит.)
  4. Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 16 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 0,815 бит.)

Обратите внимание на 3 и 4 задачу. Сравните количество информации.

Мы видим, что количество информации достигает максимального значения, если события равновероятны.

Можно ли применить формулу К. Шеннона для равновероятных событий?

Мы видим, что формула Хартли является частным случаем формулы Шеннона.

V. Закрепление изучаемого материала.

Задача: В корзине лежат 32 клубка красной и черной шерсти. Среди них 4 клубка красной шерсти.

Дано: Кк=4;N=32

Найти: Iк, I

Решение:

VI. Подведение итогов урока.

Урок 2. Применение ЭТ Excel для решения задач на нахождение количества информации

Пояснение: При решении задач на нахождение количества информации учащиеся не вычисляли значение логарифма, т.к. не знакомы с логарифмической функцией. Урок строился таким образом: сначала решались однотипные задачи с составлением формул, затем разрабатывалась табличная модель в Excel, где учащиеся делали вычисления. В конце урока озвучивались ответы к задачам.

Ход урока

I. Постановка целей урока

Для решения задач на нахождение вероятности и количества информации используем формулы, которые вывели на прошлом уроке:

II. Решение задач.

Ученикам дается список задач, которые они должны решить.

Задачи решаются только с выводами формул, без вычислений.

Решение:

III. Объяснение нового материала.

Задается вопрос ученикам:

1. Какие трудности возникают при решении задач данного типа? (Отв.: Вычисление логарифмов).

2. Нельзя ли автоматизировать процесс решения данных задач? (Отв.: можно, т.к. алгоритм вычислений в этих задачах один и тот же).

3. Какие программы используются для автоматизации вычислительного процесса? (Отв.: ЭТ Excel).

Давайте попробуем сделать табличную модель для вычисления задач данного типа.

Нам необходимо решить вопрос, что мы будем вычислять в таблице. Если вы внимательно присмотритесь к задачам, то увидите, что в одних задачах надо вычислить только вероятность событий, в других количество информации о происходящих событиях или вообще количество информации о событии.

Мы сделаем универсальную таблицу, где достаточно занести данные задачи, а вычисление результатов будет происходить автоматически.

Структура таблицы обсуждается с учениками. Роль учителя обобщить ответы учащихся.

При составлении таблицы мы должны учитывать:

  1. Ввод данных (что дано в условии).
  2. Подсчет общего количества числа возможных исходов (формула N=K1+K2+…+Ki).
  3. Подсчет вероятности каждого события (формула pi= Кi/N).
  4. Подсчет количества информации о каждом происходящем событии (формула Ii= log2(1/pi)).
  5. Подсчет количества информации для событий с различными вероятностями (формула Шеннона).

Прежде чем демонстрировать заполнение таблицы, учитель повторяет правила ввода формул, функций, операцию копирования (домашнее задание к этому уроку).

При заполнении таблицы показывает как вводить логарифмическую функцию. Для экономии времени учитель демонстрирует уже готовую таблицу, а ученикам раздает карточки-памятки по заполнению таблицы.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере задачи №1.

Рис. 1. Режим отображения формул

Рис. 2. Отображение результатов вычислений

Результаты вычислений занести в тетрадь.

Если в решаемых задачах количество событий больше или меньше, то можно добавить или удалить строчки в таблице.

VI. Практическая работа.

1. Сделать табличную модель для вычисления количества информации.

2. Используя табличную модель, сделать вычисления к задаче №2 (рис.3), результат вычисления занести в тетрадь.

3. Используя таблицу-шаблон, решить задачи №3,4 (рис.4, рис.5), решение оформить в тетради.

В коробке лежат кубики: 10 красных, 8 зеленых, 5 желтых, 12 синих. Вычислите вероятность доставания кубика каждого цвета и количество информации, которое при этом будет получено.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу каждого ученика. Оценивается не только практическая работа на компьютере, но и оформление решения задачи в тетради.

VIII. Домашняя работа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вероятностный подход к определению количества информации "Формула Шеннона. Применение ЭТ Excel для решения задач на нахождение количества информации"

Цели уроков: Сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятных событий и событий с различными вероятностями. Научить находить количество информации, используя вероятностный подход. Создать в Excel информационную модель для автоматизации процесса вычислений в задачах на нахождение количества информации, используя формулу Шеннона.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

какие события являются равновероятными, какие неравновероятными;

как найти вероятность события;

Учащиеся должны уметь:

различать равновероятные и неравновероятные события;

создать информационную модель для автоматизации процесса решения задач на нахождение количества информации с помощью прикладных программ.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, карточки-памятки, справочный материал.

Урок 1. Вероятностный подход к определению количества информации. Формула Шеннона

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Постановка цели урока.

В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; ( Отв.: 3 бит.)

Вася получил за экзамен оценку 4 (по 5-бальной системе единицы не ставят). ( Отв.: 2 бит.)

Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. ( Отв.: 1 бит.)

Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 16 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок.

Первые три варианта учащиеся решают без затруднения. События равновероятны, поэтому можно применить для решения формулу Хартли. Но третье задание вызывает затруднение. Делаются различные предположения. Роль учителя: подвести учащихся к осмыслению, что в четвертом варианте мы сталкиваемся с ситуацией, когда события неравновероятны. Не все ситуации имеют одинаковые вероятности реализации. Существует много таких ситуаций, у которых вероятности реализации различаются. Например, если бросают несимметричную монету или "правило бутерброда".

IV. Объяснение нового материала.

где I – это количество информации, р – вероятность события.

Вероятность события выражается в долях единицы и вычисляется по формуле: р=K/N,

где К – величина, показывающая сколько раз произошло интересующее нас событие, N – общее число возможных исходов какого-то процесса.

Вернемся к нашей задаче.

Пусть К 1 – это количество пирожков с повидлом, К 1 =24

К 2 – количество пирожков с капустой, К 2 =8

N – общее количество пирожков, N = К 1 2 =24+8=32

Вычислим вероятность выбора пирожка с разной начинкой и количество информации, которое при этом было получено.

Вероятность выбора пирожка с повидлом: р 1 =24/32=3/4=0,75.

Вероятность выбора пирожка с капустой: р 2 =8/32=1/4=0,25.

Обращаем внимание учащихся на то, что в сумме все вероятности дают 1.

Пояснение: если учащиеся не умеют вычислять значение логарифмической функции, то можно использовать при решении задач этого урока следующие приемы:

Применить таблицу из задачника-практикума под редакцией Семакина И.Г. и др.

При сравнении результатов вычислений получается следующая ситуация: вероятность выбора пирожка с повидлом больше, чем с капустой, а информации при этом получилось меньше. Это не случайность, а закономерность.

Вернемся к нашей задаче с пирожками. Мы еще не ответили на вопрос: сколько получим информации при выборе пирожка любого вида?

Ответить на этот вопрос нам поможет формула вычисления количества информации для событий с различными вероятностями, которую предложил в 1948 г. американский инженер и математик К.Шеннон.

Если I -количество информации, N -количество возможных событий, р i - вероятности отдельных событий, где i принимает значения от 1 до N, то количество информации для событий с различными вероятностями можно определить по формуле:

можно расписать формулу в таком виде:

hello_html_m154f20f4.jpg

Рассмотрим формулу на нашем примере:

В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; ( Отв.: 3 бит.)

Вася получил за экзамен 3 балла (по 5-бальной системе единицы не ставят). ( Отв.: 2 бит.)

Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. ( Отв.: 1 бит.)

Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 16 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. ( Отв.: 0,815 бит.)

Обратите внимание на 3 и 4 задачу. Сравните количество информации.

Мы видим, что количество информации достигает максимального значения, если события равновероятны.

Можно ли применить формулу К. Шеннона для равновероятных событий?

Если p 1 =p 2 =..=p n =1/N, тогда формула принимает вид:

hello_html_732c385d.jpg

Мы видим, что формула Хартли является частным случаем формулы Шеннона.

V. Закрепление изучаемого материала.

Задача: В корзине лежат 32 клубка красной и черной шерсти. Среди них 4 клубка красной шерсти.

Найдем количество клубков черной шерсти: К ч =N- К к ; К ч =32-4=28

Найдем вероятность доставания клубка каждого вида: p к = К к /N=4/32=1/8; p ч = К ч /N=28/32=7/8;

Ответ : I к =3 бит; I=0,547 бит

VI. Подведение итогов урока.

Объясните на конкретных примерах отличие равновероятного события от неравновероятного?

С помощью какой формулы вычисляется вероятность события.

В каких случаях применяется формула Шеннона для измерения количества информации.

В каком случае количество информации о событии достигает максимального значения.

Урок 2. Применение ЭТ Excel для решения задач на нахождение количества информации

Пояснение: При решении задач на нахождение количества информации учащиеся не вычисляли значение логарифма, т.к. не знакомы с логарифмической функцией. Урок строился таким образом: сначала решались однотипные задачи с составлением формул, затем разрабатывалась табличная модель в Excel, где учащиеся делали вычисления. В конце урока озвучивались ответы к задачам.

I. Постановка целей урока

Для решения задач на нахождение вероятности и количества информации используем формулы, которые вывели на прошлом уроке:

р i =K i /N; I i =log 2 (1/p i );

II. Решение задач.

Ученикам дается список задач, которые они должны решить.

Задачи решаются только с выводами формул, без вычислений.

Найти: I о , I п , I к , I щ , I

Найдем общее количество рыбы: N= К о п к щ .

Найдем вероятность ловли каждого вида рыбы: p о = К о /N; p п = К п /N; p к = p щ = К к /N.

Найдем количество информации о ловле рыбы каждого вида: I о = log 2 ( 1/p о ); I п =log 2 (1/p п ); I к = I щ =log 2 (1/p к )

Найдем количество информации о ловле рыбы любого вида: I= p о ∙log 2 p о + p п ∙log 2 p п +p к ∙log 2 p к +p щ ∙log 2 p щ

III. Объяснение нового материала.

Задается вопрос ученикам:

1. Какие трудности возникают при решении задач данного типа? ( Отв. : Вычисление логарифмов).

2. Нельзя ли автоматизировать процесс решения данных задач? ( Отв. : можно, т.к. алгоритм вычислений в этих задачах один и тот же).

3. Какие программы используются для автоматизации вычислительного процесса? ( Отв.: ЭТ Excel).

Давайте попробуем сделать табличную модель для вычисления задач данного типа.

Нам необходимо решить вопрос, что мы будем вычислять в таблице. Если вы внимательно присмотритесь к задачам, то увидите, что в одних задачах надо вычислить только вероятность событий, в других количество информации о происходящих событиях или вообще количество информации о событии.

Мы сделаем универсальную таблицу, где достаточно занести данные задачи, а вычисление результатов будет происходить автоматически.

Структура таблицы обсуждается с учениками. Роль учителя обобщить ответы учащихся.

При составлении таблицы мы должны учитывать:

Ввод данных (что дано в условии).

Подсчет общего количества числа возможных исходов (формула N=K 1 +K 2 +…+K i ).

Подсчет вероятности каждого события (формула p i = К i /N).

Подсчет количества информации о каждом происходящем событии (формула I i = log 2 (1/p i )).

Подсчет количества информации для событий с различными вероятностями (формула Шеннона).

Прежде чем демонстрировать заполнение таблицы, учитель повторяет правила ввода формул, функций, операцию копирования (домашнее задание к этому уроку).

При заполнении таблицы показывает как вводить логарифмическую функцию. Для экономии времени учитель демонстрирует уже готовую таблицу, а ученикам раздает карточки-памятки по заполнению таблицы.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере задачи №1.

hello_html_m75b7a301.jpg

Рис. 1. Режим отображения формул

hello_html_2869a4c7.jpg

Рис. 2. Отображение результатов вычислений

Результаты вычислений занести в тетрадь.

Если в решаемых задачах количество событий больше или меньше, то можно добавить или удалить строчки в таблице.

VI. Практическая работа .

1 . Сделать табличную модель для вычисления количества информации.

2 . Используя табличную модель, сделать вычисления к задаче №2 (рис.3), результат вычисления занести в тетрадь.

hello_html_m72bc7b01.jpg

3 . Используя таблицу-шаблон, решить задачи №3,4 (рис.4, рис.5), решение оформить в тетради.

hello_html_6695579c.jpg

hello_html_6f7ff5f9.jpg

В коробке лежат кубики: 10 красных, 8 зеленых, 5 желтых, 12 синих. Вычислите вероятность доставания кубика каждого цвета и количество информации, которое при этом будет получено.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель оценивает работу каждого ученика. Оценивается не только практическая работа на компьютере, но и оформление решения задачи в тетради.

VIII. Домашняя работа.

2. Доказать, что формула Хартли – частный случай формулы Шеннона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вероятностный подход к определению количества информации 10 класс (профильный уровень)

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ, В УСЛОВИИ КОТОРЫХ СОБЫТИЯ НЕРАВНОВЕРОЯТНЫ

(10 класс, профильный уровень, по учебнику Н.Д.Угриновича)

Ввести формулу для определения количества информации для неравновероятных событий.

развивающая: способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, делать выводы), познавательной активности.

воспитывающая: прививать навыки самостоятельной работы, работы в парах; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению других.

Используемые технологии: проблемного обучения.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация к уроку.

I. Постановка цели урока.

СЛАЙД 1. Учащимся предлагается устно решить задачу:

В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; (Отв.: 3 бит.)

Вася получил за экзамен оценку 4 (по 5-бальной системе единицы не ставят). (Отв.: 2 бит.)

Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 1 бит.)

Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок.

(В четвертом варианте учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда события не равновероятны).

Действительно, далеко не все ситуации имеют одинаковые вероятности реализации. Существует много таких ситуаций, у которых вероятности реализации различаются. Например, если бросают несимметричную монету или "правило бутерброда".

СЛАЙД 2. Как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока? А цель?( исходя из выше обозначенной проблемы учащиеся сами формулируют тему и цель урока)

I I . Объяснение нового материала.

I=log2(1/p), где

I – это количество информации,

р – вероятность события.

Вероятность события выражается в долях единицы и вычисляется по формуле:

р=K/N, где

К – величина, показывающая сколько раз произошло интересующее нас событие,

N – общее число возможных исходов какого-то процесса.

СЛАЙД 4. Вернемся к нашей задаче.

К1 – это количество пирожков с повидлом, К1=24

К2 – количество пирожков с капустой, К2=8

N – общее количество пирожков, N = К12, N =24+8=32

Вычислим вероятность выбора пирожка с разной начинкой и количество информации, которое при этом было получено.

Вероятность выбора пирожка с повидлом: р1=24/32=3/4=0,75.

Вероятность выбора пирожка с капустой: р2=8/32=1/4=0,25.

Обращаем внимание учащихся на то, что в сумме все вероятности дают 1.

I 1 =log 2 (1/p 1 ), I 1 = log 2 (1/0,75)= log 2 1,3=1,15470 бит .

I 2 =log 2 (1/p 2 ), I 2 = log 2 (1/0,25)= log 2 4=2 бит .

При сравнении результатов вычислений получается следующая ситуация:

вероятность выбора пирожка с повидлом больше, чем с капустой, а информации при этом получилось меньше. Это не случайность, а закономерность.

Вернемся к нашей задаче с пирожками. Мы еще не ответили на вопрос: сколько получим информации при выборе пирожка любого вида?

СЛАЙД 5. Ответить на этот вопрос нам поможет формула вычисления количества информации для событий с различными вероятностями, которую предложил в 1948 г. американский инженер и математик Клод Элвуд Шеннон.

Если I-количество информации,

N-количество возможных событий,

рi - вероятности отдельных событий, где i принимает значения от 1 до N, то количество информации для событий с различными вероятностями можно определить по формуле:


СЛАЙД 6. можно расписать формулу в таком виде:


Рассмотрим формулу на нашем примере:

В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; (Отв.: 3 бит.)

Вася получил за экзамен 3 балла (по 5-бальной системе единицы не ставят). (Отв.: 2 бит.)

Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 1 бит.)

Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок. (Отв.: 0,815 бит.)

Обратите внимание на 3 и 4 задачу. Сравните количество информации.

Мы видим, что количество информации достигает максимального значения, если события равновероятны.

Можно ли применить формулу К. Шеннона для равновероятных событий?


Мы видим, что формула Хартли является частным случаем формулы Шеннона.

III . Закрепление изучаемого материала.

Задача №1: (объясняет учитель)

В корзине лежат 32 клубка красной и черной шерсти. Среди них 4 клубка красной шерсти.

Найдем количество клубков черной шерсти:

Найдем вероятность доставания клубка каждого вида:


Ответ: Iк=3 бит; I=0,547 бит

(Задачи 2-4 учащиеся решают в парах с дальнейшей защитой решения у доски).

Задача №4: В коробке лежат кубики: 10 красных, 8 зеленых, 5 желтых, 12 синих. Вычислите вероятность доставания кубика каждого цвета и количество информации, которое при этом будет получено.

VI. Подведение итогов урока.

СЛАЙД 9. Ответьте на вопросы:

Объясните на конкретных примерах отличие равновероятного события от неравновероятного?

С помощью какой формулы вычисляется вероятность события?

В каких случаях применяется формула Шеннона для измерения количества информации?

В каком случае количество информации о событии достигает максимального значения?

V . Домашнее задание.

СЛАЙД 10. §2.4 стр.111-113. Устно №2.3 стр.114-115. Письменно №2.3 стр.115

  • В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу;
  • Вася получил за экзамен оценку 4;
  • Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок;
  • Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок.

Company Logo

I – количество информации

p – вероятность события

K – сколько раз произошло интересующее нас событие

N – общее число возможных исходов какого-то процесса

Company Logo

Вернемся к задаче №4:

Количество пирожков с повидлом: К 1 = 24 N = K 1 + K 2

Количество пирожков с капустой: К 2 = 8 N = 24 + 8 = 32

Вероятность выбора пирожка с повидлом: р 1 = 24/32 = 0,75

Вероятность выбора пирожка с капустой: р 2 = 8/32 = 0,25

об этом событии

Company Logo

Формула Шеннона I – количество информации, N – количество возможных событий p i – вероятности отдельных событий Клод Элвуд Шеннон , 1916 – 2001 г.г. Американский математик и инженер Company Logo

I – количество информации,

N – количество возможных событий

p i – вероятности отдельных событий

Клод Элвуд Шеннон ,

Company Logo

Формула Шеннона Тогда, для нашей задачи: I = - (р 1 ∙log 2 p 1 + р 2 ∙log 2 p 2 ), I = - (0,25∙ log 2 0,25+0,75∙ log 2 0,75)≈ -(0,25∙(-2)+0,75∙(-0,42))=0,815 бит Company Logo

Тогда, для нашей задачи:

I = - (р 1 ∙log 2 p 1 + р 2 ∙log 2 p 2 ),

I = - (0,25∙ log 2 0,25+0,75∙ log 2 0,75)≈ -(0,25∙(-2)+0,75∙(-0,42))=0,815 бит

Company Logo

Кол-во информации

В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-ем шкафу.

3 бита

Вася получил за экзамен 3 балла.

2 бита

Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок.

1 бит

Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 24 пирожка с повидлом. Маша съела один пирожок.

0,815 бит

Количество информации достигает

максимального значения, если события равновероятны .

Вероятностный подход к определению количества информации. Формула Шеннона

  • В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; ( Отв.: 3 бит.)
  • Вася получил за экзамен оценку 4 (по 5-бальной системе единицы не ставят). ( Отв.: 2 бит.)
  • Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. ( Отв.: 1 бит.)
  • Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 16 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок.

Первые три варианта учащиеся решают без затруднения. События равновероятны, поэтому можно применить для решения формулу Хартли. Но третье задание вызывает затруднение. Делаются различные предположения. Роль учителя: подвести учащихся к осмыслению, что в четвертом варианте мы сталкиваемся с ситуацией, когда события неравновероятны. Не все ситуации имеют одинаковые вероятности реализации. Существует много таких ситуаций, у которых вероятности реализации различаются. Например, если бросают несимметричную монету или "правило бутерброда".

IV. Объяснение нового материала.

где I – это количество информации, р – вероятность события.

Вероятность события выражается в долях единицы и вычисляется по формуле: р=K/N,

где К – величина, показывающая сколько раз произошло интересующее нас событие, N – общее число возможных исходов какого-то процесса.

Вернемся к нашей задаче.

Пусть К1 – это количество пирожков с повидлом, К1=24

К2 – количество пирожков с капустой, К2=8

N – общее количество пирожков, N = К12=24+8=32

Вычислим вероятность выбора пирожка с разной начинкой и количество информации, которое при этом было получено.

Вероятность выбора пирожка с повидлом: р1=24/32=3/4=0,75.

Вероятность выбора пирожка с капустой: р2=8/32=1/4=0,25.

Обращаем внимание учащихся на то, что в сумме все вероятности дают 1.

Пояснение: если учащиеся не умеют вычислять значение логарифмической функции, то можно использовать при решении задач этого урока следующие приемы:

При сравнении результатов вычислений получается следующая ситуация: вероятность выбора пирожка с повидлом больше, чем с капустой, а информации при этом получилось меньше. Это не случайность, а закономерность.

Вернемся к нашей задаче с пирожками. Мы еще не ответили на вопрос: сколько получим информации при выборе пирожка любого вида?

Ответить на этот вопрос нам поможет формула вычисления количества информации для событий с различными вероятностями, которую предложил в 1948 г. американский инженер и математик К.Шеннон.

Если I-количество информации, N-количество возможных событий, рi - вероятности отдельных событий, где i принимает значения от 1 до N, то количество информации для событий с различными вероятностями можно определить по формуле:

можно расписать формулу в таком виде:

Рассмотрим формулу на нашем примере:

  1. В библиотеке 8 шкафов. Книга нашлась в 3-м шкафу; ( Отв.: 3 бит.)
  2. Вася получил за экзамен 3 балла (по 5-бальной системе единицы не ставят). ( Отв.: 2 бит.)
  3. Бабушка испекла 12 пирожков с капустой, 12 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. ( Отв.: 1 бит.)
  4. Бабушка испекла 8 пирожков с капустой, 16 пирожков с повидлом. Маша съела один пирожок. ( Отв.: 0,815 бит.)

Обратите внимание на 3 и 4 задачу. Сравните количество информации.

Мы видим, что количество информации достигает максимального значения, если события равновероятны.

Можно ли применить формулу К. Шеннона для равновероятных событий?

Мы видим, что формула Хартли является частным случаем формулы Шеннона.

V. Закрепление изучаемого материала.

Задача: В корзине лежат 32 клубка красной и черной шерсти. Среди них 4 клубка красной шерсти.

Читайте также: