Сообщение о театре оперы и балета

Обновлено: 30.06.2024

Государственный академический Большой театр России (ГАБТ).

Один из самых значительных театров оперы и балета в России и мире. Основан в 1776 году. Расположен на Театральной площади в Москве.

Первое здание театра было построено в 1780 году на берегу р. Неглинки и выходило на улицу Петровку, поэтому носило название Петровского. Оно стало первым в Москве публичным зданием такой величины и удобства.

Вскоре за долги театр перешел в ведение Опекунского совета. В 1804 году им был назначен директор на жалованье князь М. Волконский. В 1806 году театр получил статус императорского и перешел в ведение Дирекции императорских театров. Само здание Петровского театра сгорело в 1805 году и труппе приходилось выступать на частных сценах вплоть до 1825 года. 6 января этого года произошло торжественное открытие нового Большого Петровского театра, построенного за 5 лет под руководством архитектора Осипа Ивановича Бове и превзошедшего в размерах Большой каменный театр в Петербурге. Зрительный зал его вмещал свыше двух тысяч человек.

28 февраля 1917 года состоялся последний спектакль Императорского Большого театра. 13 марта открылся Государственный Большой театр (в 1919 году ему присвоено звание академического). С его сцены было провозглашено создание СССР.

Неоднократно (в 1921 году, 1938 году, 1941 году, 1942 году, 1975 году и 1987 году) в театре производились ремонтные и восстановительные работы.

Художественные достижения Большого театра огромны, велик его вклад в развитие русской музыкальной культуры.


Государственный академический Большой театр давно стал одной из главных достопримечательностей Москвы, символом культурной жизни столицы и всей страны. Он находится в самом центре столицы, недалеко от Кремля. Сегодня это место, где показывают лучшие оперные и балетные классические произведения.

По указу императрицы

В марте 1776 года Екатерина Великая подписала "привилегию" в отношении князя Петра Урусова. Ему предоставлялось право на содержание и проведение спектаклей, увеселительных мероприятий, театральных постановок, маскарадов и балов сроком на десять лет. Официальной датой возникновения Большого театра считается 28 марта 1776 г.

Позже свои права князь передал английскому предпринимателю Майклу Меддоксу, который, тем не менее, не справился с руководством. В результате за долги театр был передан в ведение Общественного попечительского совета.

За время своего существования здание театра неоднократно уничтожалось пожаром, но восстанавливалось. Статус театральной труппы также менялся. С 1862 года она попадала под юрисдикцию Дирекции императорского дома, потом была передана в ведение Московского генерал-губернатора. Смена принципов управления проходила до 1917 года, когда театр был национализирован и разделен на Большой и Малый.

На фото вы можете видеть интерьер Большого театра оперы и балета в Москве.

театр начинается с вешалки

Загадка названия: почему "Большой"?

Первое здание театра было построено на деньги Меддокса на правой стороне Неглинки и выходило на улицу Петровка. Поэтому и название у него изначально было Петровский.

Трехэтажное здание из кирпича с белыми деталями возвышалось на пять метров и обошлось в 130 тысяч серебряных рублей. В 1805 году оно сгорело. В 1812 во время Отечественной войны сгорело вторично Арбатское деревянное здание театра по проекту К. Россини.

В 1820 году началось строительство нового здания по проекту Осипа Бове. Новое здание театра возвышалось над Театральной площадью на 32 метра. Здание было величественным и красивым, превосходило знаменитую Петербургскую оперу и получило название Большой Петровский театр. Вот, что писал по поводу открытия нового здания театра С. Аксаков:

Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин, изумил и восхитил меня. Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение.

Сцена и зрительный зал

Оно прослужило культуре 30 лет, но в 1853 году его постигла прежняя печальная участь – пожар.

Конкурс на восстановление выиграл архитектор Альберт Кавос, который специализировался на создании театров и отлично разбирался в тонкостях таких помещений. Ему удалось создать исключительное сооружение театра оперы и балета в Москве.

  1. Высота здания была увеличена с 32 до 36 м.
  2. К портикам с колоннами Бове добавился второй фронтон.
  3. Знаменитая алебастровая тройка Аполлона заменена на квадригу из бронзы.
  4. Алебастровые барельефы с летящими гениями с лирой украсили внутреннее пространство фронтона.
  5. Изменились капители колонн. Боковые фасады украшали наклонные козырьки на чугунных столбах.

Ниже вы можете видеть старинное фото 1883 года, на котором изображен Большой театр оперы и балета в Москве.

Большой театр по проекту Альберта Кавоса

Вот, что говорил об этом архитектор Кавос:

Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала — большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров — все это заслужило всеобщее одобрение.

В связи с открытием нового здания Большого театра оперы и балета было принято решение впредь праздновать коронацию императора в Москве. В честь этого события на сцене был дан особый спектакль, а над царской ложей размещен вензель императора Александра Второго.

На фото ниже – большой акустический зал (Бетховен холл) театра оперы и балета в Москве. Можно встать в центре зала и говорить обычным голосом, а слышно будет во всех уголках. Когда-то император произносил здесь свои речи перед собравшимися гостями.

Красный акустический зал или Бетховен холл

Органная музыка была не всегда

Сегодня Большой по праву считается одним из лучших театров мира, особенно после реконструкции 2011 года, которая значительно увеличила его возможности. Здесь три сцены:

  • историческая;
  • новая;
  • зал Бетховена.

Новая сцена построена в 2002 году и расположена в здании слева от Большого театра. Зал Бетховена отстроен после последней реконструкции и находится на первом этаже исторического здания. Здесь проводят концерты и спектакли для детей.

Нашлось место и для органа, ведь все ведущие театры мира гордятся своими залами органной музыки. Первый инструмент немецкой фирмы "Эберхард Фридрих Валькер" был установлен в театре оперы Москвы в 1913 году. Но он, к сожалению, был демонтирован. А в 2013 году установили новый орган немецкой фирмы "Глаттер-Гец" с гала-презентацией и участием органистов и музыкантов Большого театра.

Инструмент расположен с левой стороны сцены, на высоте 10 метров на специальной галерее. Трубки скрыты в деревянном корпусе, есть дополнительные раздвижные жалюзи. Орган оснащен передвижным пультом, что позволяет исполнителю находиться в оркестровой яме или даже на сцене.

Опера в Москве (Большой театр), например "Тоска", увертюра к "Волшебной флейте" Моцарта проходит с включением органной музыки, что придает особую торжественность постановке. На фото ниже вы можете видеть исполнение в четыре руки танца феи Драже из "Щелкунчика", переложенного на органную музыку.

орган Большого

Это седьмой по количеству труб орган в Москве. У него два мануала, педальная клавиатура, 32 регистра, 1819 труб металлических и сто деревянных. Вес нового органа около восьмидесяти тонн.

Постановочные сезоны

Тот, кто хочет увидеть не только балет, но и оперу в Москве в Большом театре, а также рассмотреть и восхититься обустройством и убранством здания театра, должен предпочесть спектакли, постановки которых проходят на исторической сцене.

Следует помнить, что выставки, которые организуются здесь, доступны только для тех посетителей, которые приобрели билеты на постановку или экскурсию.

музей костюмов театра

Кроме того, Большой организует сезонные постановки. Например, зимой, со второй половины декабря, иногда и в рождественскую неделю, проходит постановка "Щелкунчика". А восхитительное "Лебединое озеро" обычно проводится в сентябре и в январе.

Билеты в основной и новый залы реализуются за три месяца до начала представления. В Бетховенский зал – за два месяца. Особым спросом пользуются знаменитые и культовые представления, и билеты могут быть проданы во время предпродажи в кассах театра.

Организуются и туры в Большой театр оперы и балета в Москве. Во время ознакомления посетители могут сделать фотографии. Но чтобы посмотреть экспозицию музея, надо приобрести билет на спектакль.

Посетителям разрешено фотографировать все, кроме сценических репетиций. У театра есть собственный музей, но вы не можете посетить его отдельно. Музейные выставки проходят в выставочном и хоровом залах.

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НГАТОиБ)

Театр оперы и балета в Новосибирске – одна из наиболее знаменитых сцен в стране. Его труппа принадлежит к элите российской культуры. Здание театра, которое часто называют Сибирским Колизеем, прославилось тем, что является крупнейшим и самым необычным театральным сооружением России. По уровню технического оснащения главный новосибирский храм культуры превосходит прославленные Большой и Мариинский театры. В его репертуаре – 26 оперных постановок, 23 балетных спектакля и 29 концертных программ. Как правило, все выступления артистов сопровождаются аншлагами.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Театр оперы и балета в Новосибирске

Основные моменты

Грандиозное здание театра оперы и балета в Новосибирске – уникальная постройка, имеющая историко-культурную ценность. Конструктивистская архитектура сооружения несет на себе отпечаток самых смелых, нестандартных идей инженеров и зодчих, работавших над его проектом в первой половине прошлого столетия.

Театр впечатляет своими монументальными формами, просторными функциональными интерьерами, оригинальными деталями оформления, а его технические характеристики поразительны. Здание занимает площадь в 11 500 м² при общей кубатуре 216 000 м³. Рабочая площадь сцены охватывает 1044 м², на ней может разместиться до тысячи исполнителей.

Главный зрительный зал рассчитан на 1762 места. В его роскошных декорациях проходят основные представления – эталонные классические оперные и балетные постановки, авангардные спектакли. Здесь же можно увидеть премьеры.

Детские спектакли ставятся, в основном, на малой сцене – в концертном зале, вмещающем 321 место. На верхнем уровне здания расположен репетиционный зал, где могут разместиться 130 зрителей. На всех трех сценах театра оперы и балета Новосибирска регулярно проводятся гала-концерты солистов труппы, экспериментальные балетные постановки, вечера русского романса.

История Новосибирского театра

При необходимости движущаяся сцена должна была превращаться в проезжую часть городской улицы или в цирковую арену, зрительный зал на 2600 мест – в площадь для торжественных шествий, закулисье – в картинную галерею. Предполагалось подвести к сцене пандусы для того, чтобы на нее мог въехать грузовик с транспарантами и даже бронированный танк. Кроме того, планировалась научно-техническая выставка, в партере можно было устроить бассейн, а купол предполагалось использовать в качестве сферического экрана для демонстрации кинофильмов.

Для таких невероятных метаморфоз требовались смелые инженерные решения, мощные механизмы. Но большинству революционных идей суждено было остаться на бумаге. Существовавшие в ту пору промышленные предприятия не имели возможности создать столь фантастические машины, а стоимость возведения театра многократно превышала допустимый бюджет.

К 1935 году здание все еще стояло в строительных лесах. Тогда и решили вернуться к концепции традиционного оперного театра. Архитектурный проект подвергся критической переработке. Уже возведенные конструкции, не соответствовавшие упрощенному варианту сооружения, снесли. Руководителей стройки обвинили в срыве сроков сдачи театра в эксплуатацию, объявили врагами народа и репрессировали.

К началу Великой Отечественной войны здание театра оперы и балета Новосибирска было практически достроено. Завершение работ пришлось как раз на военные годы. В тот же период здесь хранились произведения искусств, вывезенных из Эрмитажа, Третьяковской галереи, Пушкинского и других музеев Москвы, Ленинграда. Полотна Рембрандта, Боттичелли, Рубенса, русских мастеров, коллекция скрипок Страдивари на время превратили зауральскую новостройку в богатейшее собрание мировых шедевров. Именно тогда поползли слухи о том, что и Янтарную комнату перевезли в Новосибирск.

Театр оперы и балета сегодня

В театре оперы и балета Новосибирска системные реставрационные работы не проводились до начала нашего века. Приступили к ним в 2001 году, а закончили масштабный ремонт в 2005 г., когда зрителей встретил обновленный театр с самым современным оборудованием. При этом специалисты неуклонно соблюдали критерии сохранения подлинности или, в крайнем случае, достоверности, учитывая авангардистскую концепцию внешнего облика здания и его интерьеров.

В 2015 году в театре вновь началась реставрация, которую оценили не все. Ряд архитекторов и общественность возмутились привнесенными элементами неоклассицизма, вычурной роскошью в экстерьере и внутреннем оформлении театра, закамуфлировавшими его конструктивистские черты.

Впрочем, никакие новшества не изменили грандиозности первоначального проекта. Перед спектаклем можно прогуляться в сквере и осмотреть знаменитое авангардное здание. Огромный портал составлен из 24 квадратных колонн, размещенных в два ряда. Эти опоры поддерживают резной фриз, опоясывающий внешние фасады. Прямоугольный вестибюль пристроен к круглому основному объему, увенчанному куполом. Внешний свод окружает изящная кольцевая колоннада.

Фасад Новосибирского театра оперы и балета ритмично расчленен полуколоннами, нарядными карнизами, глубокими нишами оконных проемов. Облик сооружения завершает узкая высокая пристройка к тыльному фасаду, где располагаются механизмы управления сменой декораций сцены. Глухая терракотовая стена этого элемента служит визуальным фоном купола, контрастируя с его серебристой полусферой. К слову, купол диаметром в 60 м после реконструкции свой аутентичный облик не утратил. Трудно поверить, что толщина оболочки колоссального сферического свода не превышает ширину ладони. Чтобы визуализировать соотношение этих показателей, можно представить себе куриное яйцо со скорлупой, которая втрое тоньше привычной. Металлическое покрытие купола укрывают тысячи декоративных серебристых чешуек пирамидальной формы.

Гостей встречает просторный вестибюль с кассовым залом, гардеробом. Здесь же демонстрируются костюмы, использовавшиеся в различных театральных постановках. Парадное кольцевое фойе, окружающее зрительный зал, впечатляет своим масштабом, напоминая о глобальности замыслов авторов проекта. Роскошный главный зрительный зал окаймлен поверху колоннадой. В ее нишах, отделанных бархатом, установлены 16 копий знаменитых античных скульптур. Огромный потолочный плафон искусно декорирован росписью, в его центре – потрясающая хрустальная люстра. Ее диаметр составляет почти 6 метров, а вес – около двух тонн.

Техническое оснащение театра оперы и балета Новосибирска считается лучшим в России. Здесь превосходная акустика, что достигается различными способами. Оркестровая яма, к примеру, способна легко опускаться на необходимую для оптимальной емкости звука глубину или же подниматься до уровня подмостков сцены. Боковые кулисы оснащены акустическими шторами, аккумулирующими и обогащающими звук, направляемый в зрительный зал.

Практическая информация

Касса Новосибирского театра оперы и балета работает ежедневно с 10:00 до 21:00. Цена билетов варьируется в пределах 500-3000 рублей. Есть возможность приобрести абонемент, что позволит сэкономить более 30% стоимости билета. При этом в качестве бонуса предлагается экскурсия по зданию. Виды абонементов различны. С детальной информацией можно ознакомиться на сайте театра. Здесь же удобно сформировать собственный абонемент, указав спектакли, которые хотелось бы посмотреть.

В театре разработана удобная система скидок для студентов, пенсионеров. Правда, распространяется она только на репертуарные постановки. Как правило, здесь дают около 40 спектаклей в месяц.

В театральном фойе работают зрительский бар, буфет. В ассортименте – бутерброды с колбасой и икрой, мороженое, пирожные, десерты, а также шампанское, виски. К оплате принимают банковские карты. Посидеть можно на мягких диванах или в креслах.

Как добраться

Новосибирский театр располагает автопаркингом. Здесь можно оставить машину, предъявив охране билет на спектакль. Въезд на стоянку – со стороны Депутатской улицы.

Екатеринбургский театр оперы и балета нельзя назвать самым старым (в том же Екатеринбурге первый театр появился значительно раньше). Тем не менее, он является одним из наиболее известных оперных театров страны и занимает значительное место среди театров Урала, как своими постановками, так и красотой самого здания.

Оперный театр, г. Екатеринбург

История Оперного театра

Торжественный молебен в честь закладки здания состоялся 20 июля 1910 года на Дровяной площади – на месте деревянного здания цирка, существовавшего с 1896 года.

Рабочее проектирование театра возглавил архитектор Константин Бабыкин. Именно он придумал разместить на самой высокой точке фасада фигуры трех муз искусств: одна муза с нотной книгой, другая с лирой, а по центру – муза с горящим факелом в поднятой руке.

Строительными работами руководил Г.А. Голландский. Лепными работами занималась фирма Вейнберга. Строили здание театра по последнему слову техники, в том числе использовался еще только появлявшийся в то время на Урале железобетон.

Строительство Нового городского театра Екатеринбурга

Театр был построен на Дровяной площади, как тогда она называлась, всего лишь за два года. Он обошелся казне в огромную по тому времени сумму - 300 тысяч рублей (треть годового бюджета!). Не все были довольны такими тратами, особенно если учесть, что Екатеринбург в ту пору был совершенно неблагоустроен: в городе не было ни водопровода, ни канализации, твердое покрытие имели лишь несколько улиц.

Богато декорированное здание сразу же превратилось в одну из главных достопримечательностей Екатеринбурга. Оно не утратило своей привлекательности и поныне - это самый красивый театр города. Здание театра оперы и балета непременно привлекает взгляды всех туристов и гостей города, оказывающихся в этой точке Екатеринбурга.

Оперный театр Екатеринбурга. 1913 год

Новый городской театр. 1913 г.

Открытие пришлось на субботу. Епископ Митрофан требовал перенести дату торжественного открытия театра - мол негоже давать спектакли накануне воскресных и праздничных дней. Но организаторы не отступились, и театр был открыт, как и было запланировано. В тот день театр был полон людей, свободных мест не было.

Первым главным режиссером театра стал Александр Альтшуллер, а главным дирижером - известный итальянец Сильвио Барбини. К сожалению, через год - 18 октября 1913 года - Барбини умер от остановки сердца и был похоронен на екатеринбургском кладбище. Интересно, что свою трудовую деятельность на должности рассыльного оперного театра начинал 9-летний Григорий Александров - будущий режиссер известных советских музыкальных комедий.

Первый театральный сезон продлился 5 месяцев. За это время поставлено 37 опер и дано 143 спектакля. При этом в репертуаре преобладали постановки по произведениям П.И. Чайковского. И если оперные постановки театра воспринимались зрителями на "ура", то балет в первые годы был не вполне удачен.

Театр с западной стороны у служебного входа

Театр не прекращал работу даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Часть коллектива ушла на фронт, а остальные работали без выходных. За пять военных лет они дали более 4 тысяч спектаклей: в городе, на фронтах, в госпиталях. На заработанные выступлениями деньги коллектив театра купил для фронта три танка, а также совершал перечисления в фонд обороны.

В 1946 и 1987 году театр удостаивался Государственной премии СССР. В 1962 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1966 году театр стал академическим. В конце 1970-х была выполнена реконструкция театра. Он был значительно расширен за счет заднего пристроя.

Здесь начинали свой творческий путь певцы Сергей Лемешев и Иван Козловский, некоторое время работали выдающиеся артисты Ирина Архипова, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Евгения Алтухова, артисты балета Нина Млодзинская, Владимир Преображенский, Александр Томский, Нина Меновщикова. В оперном театре начинал свою трудовую деятельность будущий кинорежиссёр Григорий Александров (Мормоненко) - сначала рассыльным, а затем помощником реквизитора и электротехника.

Театр оперы и балета. Свердловск, 1970-е годы

Театр оперы и балета. Свердловск, 1970-е годы

Театр в наши дни

Еще недавно Оперный театр Екатеринбурга переживал тяжелые времена. Зал во время выступлений часто был полупустой. Изменения к лучшему произошли после назначения директором театра в 2006 году Андрея Шишкина, возглавлявшего до этого Башкирский театр оперы и балета.

К юбилею Оперного театра в 2011-12 гг. была проведена реконструкция, в ходе которой строители постарались вернуть театру его исторический облик.

Сейчас зал театра вмещает 914 человек (что, между прочим, меньше, чем при открытии). Стоимость билетов в Оперный театр зависит от мест и колеблется от 50 до 1500 рублей.

В зале театра оперы и балета, Екатеринбург

В зале театра оперы и балета. Фото с сайта театра.

Памятник Якову Свердлову перед Оперным театром

Памятник Якову Свердлову перед Оперным театром

В сквере у самого Оперного театра стоит обратить внимание на скульптуры Льва и Львицы (если стоять лицом к театру, они будут справа), а также на установленную недавно прямо за театром уменьшенную копию Эйфелевой башни.

Цитаты об открытии театра и его первых годах

М.Г. Ростовская:

Нас ждали приятные сюрпризы. Мы увидели то, чего не встречали в других провинциальных театрах (исключение составляли Киев, Одесса, Тифлис). Тут были новые, по последней технике, эффектные усовершенствования. Просто умиляли нас гардеробные комнаты для артистов – высокие, просторные, прекрасно обставленные. Это было совсем необычно для неизбалованного заботой провинциального артиста того далекого времени. Все говорило о том, что организаторы позаботились об удобствах артистов…

А.Н. Ульянов:

Балетмейстер С.Н. Сергеев (1927 г.):

И.И. Келлер:

Музы на фасаде Оперного театра

Музы на фасаде Оперного театра

Это интересно

Как найти Театр оперы и балета Екатеринбурга?

Академический театр оперы и балета знает каждый житель Екатеринбурга. Гости города также смогут найти его без каких-либо трудностей.










Project Pitchfork - Beholder (2010) 06.04.2013 --> Смотрели: 15 (0) Anthrax - Indians 04.04.2013 --> Смотрели: 48 (0) UDO - The Wrong side of Midnight 04.04.2013 --> Смотрели: 26 (0) Amorphis - Alone 04.04.2013 --> Смотрели: 10 (0) Amorphis - Against Widows 04.04.2013 --> Смотрели: 16 (0)

-Поиск по дневнику

-Сообщества

-Статистика

БОЛЬШОЙ ТЕАТР.МОСКВА

В продолжение серии рассказов об оперных театрах мира хочу рассказать о Большом оперном театре Москвы. Государственный академический театр оперы и балета России, или просто Большой театр — один из крупнейших в России и один из самых больших в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной площади. Большой театр – одно из главных достояний города Москвы

bolshopern

Зарождение театра относится к марту 1776 г. В этом году Гроти уступил свои права и обязанности князю Урусову, обязавшемуся построить каменный публичный театр в Москве. При содействии известного М. Е. Медокса было выбрано место в Петровской ул., в приходе церкви Спаса, что в Копье. Неусыпными трудами Медокса за пять месяцев был построен Большой театр, согласно плану архитектора Розберга стоивший 130000 руб. Петровский театр Медокса простоял 25 лет — 8 октября 1805 года, во время очередного московского пожара, здание театра сгорело. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади. Но и оно, будучи деревянным, сгорело в 1812 г., во время нашествия Наполеона. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте по проекту О. Бове и А. Михайлова.

ca53dc96e144b74d6fb0da3e0381ecb0

btold2L

2441005


Над фронтоном Большого театра находится скульптура Аполлона, покровителя искусств, в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Все фигуры композиции полые, выполненные из листовой меди. Изготовлена композиция русскими мастерами в XVIII столетии по модели скульптора Степана Пименова


Театр включает в себя балетную и оперную труппу, Оркестр Большого театра и Сценно-духовой оркестр. На момент создания театра труппа включала в себя всего тринадцать музыкантов и около тридцати артистов. При этом в труппе первоначально не было специализации: драматические актёры принимали участие в операх, а певцы и танцовщики — в драматических спектаклях. Так, в состав труппы в разное время входили Михаил Щепкин и Павел Мочалов, которые пели в операх Керубини, Верстовского и других композиторов

За всю историю Большого театра Москвы его артисты, не считая восхищения и благодарности со стороны публики, многократно удостаивались различных знаков признания со стороны государства. В советский период более 80 из них получили звание Народных артистов СССР, Сталинские и Ленинские премии, восьмерым присвоено звание Героев Социалистического труда. Среди солистов театра такие выдающиеся русские певцы, как Сандунова, Жемчугова, Е. Семёнова, Хохлов, Корсов, Дейша-Сионицкая, Салина, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Збруева, Алчевский, Е. Степанова, В. Петров, братья Пироговы, Катульская, Обухова, Держинская, Барсова, Л. Савранский, Озеров, Лемешев, Козловский, Рейзен, Максакова, Ханаев, М. Д. Михайлов, Шпиллер, А. П. Иванов, Кривченя, П. Лисициан, И. Петров, Огнивцев, Архипова, Анджапаридзе, Олейниченко, Мазурок, Ведерников, Эйзен, Е. Кибкало, Вишневская, Милашкина, Синявская, Касрашвили, Атлантов, Нестеренко, Образцова и другие.
Из певцов более молодого поколения, выдвинувшихся в 80-90-х годах необходимо отметить И. Морозова, П. Глубокого, Калинину, Маторина, Шемчук, Раутио, Таращенко, Н. Терентьеву. В Большом театре работали крупные дирижёры Альтани, Сук, Купер, Самосуд, Пазовский, Голованов, Мелик-Пашаев, Небольсин, Хайкин, Кондрашин, Светланов, Рождественский, Ростропович. Выступал здесь в качестве дирижёра Рахманинов (1904-06). Среди лучших режиссёров театра Барцал, Смолич, Баратов, Б. Мордвинов, Покровский. На сцене Большого театра проходили гастроли ведущих мировых оперных театров: Ла Скала (1964, 1974, 1989), Венской государственной оперы (1971), берлинской "Комише-опер" (1965)

1010302-I40008PR

Репертуар Большого театра

1254743602_gostinaja-teatr3

За время существования театра здесь было поставлено более 800 произведений. В репертуаре Большого театра такие оперы, как "Роберт-Дьявол" Мейербера (1834), "Пират" Беллини (1837), "Ганс Гейлинг" Маршнера, "Почтальон из Лонжюмо" Адана (1839), "Фаворитка" Доницетти (1841), "Немая из Портичи" Обера (1849), "Травиата" Верди (1858), "Трубадур", "Риголетто" Верди (1859), "Фауст" Гуно (1866), "Миньон" Тома (1879), "Бал-маскарад" Верди (1880), "Зигфрид" Вагнера (1894), "Троянцы в Карфагене" Берлиоза (1899), "Летучий голландец" Вагнера (1902), "Дон Карлос" Верди (1917), "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1964), "Замок герцога Синяя Борода" Бартока, "Испанский час" Равеля (1978), "Ифигения в Авлиде" Глюка (1983) и другие.

big_theatre

В Большом театре прошли мировые премьеры опер Чайковского "Воевода" (1869), "Мазепа" (1884), "Черевички" (1887); опер Рахманинова "Алеко" (1893), "Франческа да Римини" и "Скупой рыцарь" (1906), Прокофьева "Игрок" (1974), ряда опер Кюи, Аренского и многих других.

shalyapin

На фото Федор Шаляпин

В этот период с театром сотрудничает Сергей Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания пылкого темперамента с тонкой оркестровой отделкой. Рахманинов совершенствует организацию работы дирижёра — так, благодаря Рахманинову переносится на свое современное место дирижёрский пульт, прежде находившийся за оркестром (лицом к сцене).

На фото Сергей Васильевич Рахманинов

rahmaninov

0_1e727_8dd550c3_XL

stalinbt1

1982_5341

big7476

Читайте также: