Сообщение о истории создания оперы золотой петушок н а римского корсакова рождество

Обновлено: 18.05.2024

Помимо четырёх главных персонажей сказки (царь, звездочёт, царица и петушок) в опере появились ещё двое: воевода и ключница, а два царевича обрели имена: Гвидон (из другого произведения Пушкина) и Афрон. Опера делится на три акта, действие которых разворачивается в палатах Додона, в стане Шемаханской царицы и в предместье Додоновой столицы соответственно. Также в опере есть пролог и эпилог, единственное действующее лицо которых — звездочёт.

Действующие лица

Персонаж Голос Исполнитель на премьере в Оперном театре Сергея Зимина
24 сентября 1909
(Дирижёр: Эмиль Купер)
Исполнитель на премьере в Большом театре
6 ноября 1909
(Дирижёр: Вячеслав Сук)
Царь Додон бас Николай Сперанский Василий Осипов
Царевич Гвидон тенор Фёдор Эрнст Семён Гарденин
Царевич Афрон баритон Андрей Диков Николай Чистяков
Воевода Полкан бас Капитон Запорожец
Ключница Амелфа контральто Александра Ростовцева Серафима Синицина
Звездочёт тенор-альтино Владимир Пикок Антон Боначич
Шемаханская царица сопрано Аврелия-Цецилия Добровольская Антонина Нежданова
Золотой петушок сопрано Вера Клопотовская Евгения Попелло-Давыдова

Постановки



Первая постановка прошла 24 сентября 1909 в Оперном театре Сергея Зимина в Москве. Премьеру предварял анонс:

Постановку осуществил режиссер Пётр Оленин, художник Иван Билибин, дирижёр Эмиль Купер; Шемаханская царица — Аврелия-Цецилия Добровольская, Додон — Николай Сперанский, Звездочёт — Владимир Пикок, Амелфа — Александра Ростовцева, Полкан — Капитон Запорожец, Гвидон — Фёдор Эрнст, Афрон — Андрей Диков, Золотой петушок — Вера Клопотовская.

Тут же после первой постановки, 6 ноября того же 1909 года опера была поставлена в Большом театре — режиссер Василий Шкафер, художник Константин Коровин; дирижёр Вячеслав Сук, Шемаханская царица — Антонина Нежданова, Додон — Василий Осипов, Звездочёт — Антон Боначич.

За рубежом опера впервые поставлена 15 апреля 1914, Лондон (на русском языке); вскоре — в Париже, 1914 (как опера-балет, на русском языке, постановка Фокина); Нью-Йорк (Metropolitan Opera, 1918), Берлин (1923), Вроцлав (1950), Лондон (1954) и др.

Дискография

Исполнители: Додон — Алексей Королёв, Гвидон — Юрий Ельников, Афрон — А.Поляков, Полкан — Леонид Ктиторов, Звездочёт — Геннадий Пищаев, Шемаханская царица — Клара Кадинская, Петушок — Н.Полякова, Амелфа — Антонина Клещёва, хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижёр — Евгений Акулов, 1962 год.

Исполнители: Додон — Артур Эйзен, Гвидон — Аркадий Мишенькин, Афрон — Владимир Редькин, Полкан — Николай Низиенко, Звездочет — Олег Биктимиров, Шемаханская царица — Елена Брылёва, Петушок — Ирина Удалова, Амелфа — Нина Гапонова, хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер — Евгений Светланов, 1988 год.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Оперы по алфавиту
  • Оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова
  • Оперы на русском языке
  • Оперы по произведениям Пушкина
  • Оперы 1908 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Золотой петушок (опера)" в других словарях:

"Золотой петушок" — ЗОЛОТÓЙ ПЕТУШÓК ( Le coq d or ), опера балет (по A. C. Пушкину) на муз. H. A. Римского Корсакова, сцен. В. И. Бельский, переработка А. Н. Бенуа. 21.5.1914, Русский балет Дягилева, парижская Опера, балетм. М. М. Фокин, худ. Н. С. Гончарова,… … Балет. Энциклопедия

Опера Зимина — Сергей Зимин Дата рождения: 20 июня (3 июля) 1875 Место рождения: селo Зуево, Богородский уезд, Московская губерния Дата смерти: 26 августа 1942 … Википедия

Опера С. Зимина — Сергей Зимин Дата рождения: 20 июня (3 июля) 1875 Место рождения: селo Зуево, Богородский уезд, Московская губерния Дата смерти: 26 августа 1942 … Википедия

Опера — (итал. opera, букв. труд, дело, сочинение) род муз. драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится… … Музыкальная энциклопедия

ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Опера — (итал. opera, буквально сочинение, от лат. opera труд, изделие, произведение) жанр музыкально драматического искусства. Литературная основа О. (Либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной … Большая советская энциклопедия

Опера — термин, используемый в европ. муз. традиции для обозначения сценич. муз. представлений (с 1639 употребляется в Италии, с 70 х гг. 17 в. во Франции и Англии, с нач. 18 в. в Германии и России). Утверждению термина О. предшествовали иные обозначения … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Как все появилось на свет из крика петуха

Тогда же он сообщил о своем замысле Владимиру Бельскому:

1 вариант:
Горестная наша доля,
Скучная девичья воля,
Незачем на свете жить,
Некого совсем любить.

окончательный вариант:
Ах, увянет скоро младость,
Унесет с собою радость.
Смертный, каждый миг лови,
Каждый час отдай любви.

Увидеть свое последнее оперное творение на сцене Н. А. Римскому-Корсакову при жизни так и не пришлось.

Спектакль выпускали режиссер Петр Оленин, художник Иван Билибин, дирижер Эмиль Купер. В главных партиях выступили: Шемаханская царица – Цецилия Добровольская, Додон – Николай Сперанский, Звездочет – Владимир Пикок, Амелфа – Александра Ростовцева, Полкан – Капитон Запорожец, Гвидон – Федор Эрнст, Афрон – Андрей Диков, Золотой петушок – Вера Клопотовская.

Александр Глазунов и Максимилиан Штейнберг (зять Римского-Корсакова) составили сюиту из четырех музыкальных картин по мотивам оперы. Римский-Корсаков задумывал сюиту как отдельное произведение, в таком виде она исполняется в концертах и записывается в студиях.

Неприкрытые политические намеки, содержащиеся в произведении, не могли не взволновать блюстителей правопорядка:

И музыка Римского-Корсакова, и живопись Коровина в декорациях Большого театра были исполнены в одном стилистическом ключе, что рождало цельный образ спектакля. Сложная драматургия света усиливала впечатление от декораций и костюмов, созданных по эскизам Коровина.

В январе следующего, 1910 года, эта опера, сыгранная антрепризным театром на сцене Петербургской консерватории, покорит Петербург, а в мае 1914 года это произведение будет выбрано С.П. Дягилевым для Парижских сезонов. Новшеством этой постановки, по замыслу А.Н. Бенуа, станет сочетание балетных и оперных партий.

Премьера постановки на сцене Московского Художественного академического театра, состоявшаяся 4 мая 1932 года, благодаря К.С. Станиславскому приобрела иное — драматическое — воплощение. В представлении режиссера действие должно было перенестись из сказочного дворца в простую деревню, где совещание со своими придворными царь проводит на пикнике под забором с бузиной на фоне башни А.В. Лентулова. Художественное оформление спектакля было поручено Н.П. Крымову и М.С. Сарьяну. Как следует из рабочих записей Станиславского, костюмы героев следовало исполнить из дорогих тканей, но придать им общий поношенный и небрежный вид, а плащ Звездочета решено было вышить красными советскими звездами! Истинный сатирический подтекст произведения и вовсе в силу обстоятельств и характера времени обнаруживать было опасно, и смысл произведения трактовали как альтруизм.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Н.А. Римский - Корсаков Учитель музыки Гавкина О.В.

Н.А. Римский - Корсаков Учитель музыки Гавкина О.В.

Интересные факты жизни композитора В детстве ненавидел занятия музыки. Учил у.

Интересные факты жизни композитора В детстве ненавидел занятия музыки. Учил уроки он неохотно. Выучил всего лишь музыкальную грамоту, его совсем не интересовали интересные факты жизни композиторов, ни история музыки. Профессор без музыкального образования. Римский-Корсаков закончил Морской кадетский корпус. Отсутствие официального музыкального образования не помешало ему стать профессором консерватории в Петербурге ,которая ныне носит его имя.

Сказочником Римского-Корсакова прозвали из-за нескольких произведений: «Сказк.


Римский-Корсаков придумал собственную гамму. Композитор изобрел симметричный.

Публика слушала стоя произведения композитора. Несмотря на запреты исполнять.

Сатира (лат) – смесь, всякая всячина – вид комического, наиболее беспощадно в.

Сатира (лат) – смесь, всякая всячина – вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки Способ проявления комического в искусстве, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочным. Произведение искусства, в котором резко, язвительно обличаются, осмеиваются отрицательные явления действительности. Язвительная, злая насмешка, резкое обличение. Смешное искажённое подобие чего-либо.

Юмор - наиболее жизнеутверждающая и сложная форма комического, в которой серь.

Юмор - наиболее жизнеутверждающая и сложная форма комического, в которой серьёзное высмеивается с усмешкой 1. Добродушно-насмешливое отношение к кому-, чему-либо, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде. 2. Изображение в художественном произведении каких-либо явлений действительности в комическом, смешном виде, когда при этом насмешка, внешне комическая трактовка сочетаются с внутренней серьёзностью, сочувственным отношением к предмету смеха.

Персонажи: Царь Додон, Звездочет, петушок, Шемаханская царица, воевода Полкан

Персонажи: Царь Додон, Звездочет, петушок, Шемаханская царица, воевода Полкан

Определите по музыкальным интонациям-характеристикам героев оперы и назовите.

Определите по музыкальным интонациям-характеристикам героев оперы и назовите их. Царь Додон

Читайте также: