Развитие науки и техники сообщение

Обновлено: 05.07.2024

В XIX в. были достигнуты большие успехи в области образования, науки и техники. Научные открытия, сыпавшиеся как из рога изобилия, способствовали развитию современной промышленности. Под их влиянием менялись представления людей об окружающем мире и многовековой уклад их жизни. На протяжении одного столетия человек пересел из кареты в поезд, из поезда — в автомобиль, в 1903 г. поднялся в воздух на аэроплане.

Образование

Вплоть до XX в. население в мире в целом оставалось неграмотным. Большинство людей не умело даже читать и писать. Только в высокоразвитых странах Западной Европы, охваченных индустриализацией, наблюдался заметный прогресс. В XIX в., особенно во второй половине, началось широкое распространение образования. Это стало возможным благодаря тому, что общество стало богаче и возросло материальное благополучие людей. Кроме того, индустриальная цивилизация нуждалась в квалифицированных рабочих. Поэтому государство стало уделять больше внимания вопросам образования и начало переход ко всеобщему обязательному обучению. В Великобритании закон об обязательном образовании всех детей до 12 лет был принят в 1870 г., во Франции — в 1882 г.

Школа для бедных


Школа для бедных

В некоторых европейских странах переход ко всеобщему начальному образованию начался еще раньше. В лютеранской Швеции, например, в 1686 г. был принят закон, обязывавший главу семейства обучать грамоте своих детей и даже слуг. И закон этот выполнялся неукоснительно. Ведь важнейшей обязанностью лютеранина было самостоятельное чтение Библии. Даже жениться нельзя было до тех пор, пока молодые люди не овладевали чтением. Неудивительно, что к концу XVIII в. шведское население было самым грамотным в Европе. Однако закон об обязательном начальном обучении был принят лишь в 1880-х гг.

К концу XIX в. число грамотных среди мужчин в Западной Европе достигло 90 %. Во многих городах открывались университеты. Однако высшее образование было доступным не для всех. Оно по-прежнему оставалось элитарным. Для детей из богатых семей создавались средние школы, из которых открывалась прямая дорога в высшие учебные заведения.

Наука

XIX в. часто называют веком науки. Под влиянием ее бурного и стремительного развития менялись представления человека о строении материи, пространстве и времени, о путях развития растительного и животного мира, о происхождении человека и жизни на Земле.

В XIX в. ученые занимали важное место в обществе, пользовались большим влиянием. Их труд был окружен почетом и уважением. На них смотрели как на волшебников современности. Не то, что в предшествующие столетия, когда вести жизнь ученого было рискованно и опасно.

В XV — XVII вв. такая жизнь порой заканчивалась на костре инквизиции. Вспомните, как церковь подвергла сожжению Джордано Бруно. На костре едва не закончилась жизнь Галилео Галилея, утверждавшего, что Земля вращается вокруг Солнца. Столкновения науки с религией тогда были обычным явлением. Совершенно иной стала ситуация в XIX в. Ведь мир промышленности, машинного производства и транспорта зависел от науки. И от нее нельзя было отказаться. Наука наступала по всему фронту, меняя не только окружающую среду, но и внутренний мир человека.

Одно за другим следовали открытия в математике, химии, физике, биологии и общественных науках. Геометрическая теория Евклида, господствовавшая на протяжении двух тысячелетий, была дополнена неевклидовой геометрией Н. И. Лобачевского и немца Б. Римана. Закон сохранения энергии позволил обосновать единство материального мира и неуничтожаемость энергии. Открытие явления электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическую и наоборот. Дж. Максвелл установил электромагнитную природу света. А. Эйнштейн обнаружил, что при скоростях, близких к скорости света, не действуют законы ньютоновской механики.

Еще одно открытие гениального ученого — теория относительности — заставило по-новому взглянуть на время и пространство, признать существование тела в четырехмерном пространстве, координаты которого — длина, ширина, высота и время. Графически изобразить эту систему невозможно. Ее можно представить только с помощью воображения.

Одним из крупнейших открытий XIX в. было построение Д. И. Менделеевым периодической системы элементов. Она не только устанавливала зависимость между атомным весом и химическими свойствами элементов, но и позволяла предсказать открытие новых.

Французский ученый Луи Пастер основал науку о микробах, после чего началась успешная борьба с эпидемическими заболеваниями.

Ученые проникали не только в тайны атомного ядра, но и лучше узнавали Вселенную. Были открыты новые планеты Уран и Нептун.

Учение Дарвина и формирование новой картины мира

Важнейшим достижением науки XIX в. было создание теории эволюции видов путем естественного отбора. Свое завершенное воплощение она нашла в учении Чарльза Дарвина, оказавшего огромное влияние на формирование новой картины мира.

Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения


Ч. Дарвин. Начинал свою деятельность как естествоиспытатель, изучавший животных, птиц, растения.

То, что нам кажется вполне очевидным, не было столь очевидным в середине XIX в. Большинство людей в Европе и Северной Америке в то время верили в библейские рассказы о сотворении мира за четыре тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Верили в то, что Бог по отдельности создал каждое растение и животное, в том числе человека. Все это противоречило новейшим научным открытиям, было несовместимым с данными геологов, которые исчисляли возраст Земли миллионами лет. Рушилась привычная картина мира. Религия требовала, чтобы верили в одно, а разум подсказывал другое.

В этом нет ничего удивительного. Еще в VI в. до нашей эры один китайский философ и биолог пришел к тем же выводам, что и Дарвин. Его имя было Цзон Цзе. Он писал о том, что организмы приобретали различия путем постепенных изменений, поколение за поколением. Поразительно только то, что миру понадобилось две с половиной тысячи лет, чтобы прийти к такому же выводу.

Переворот в технике

Создание крупного машинного производства и машинной техники составляет основное содержание второго периода Новой истории.

Развитие транспорта

Решающие изменения в жизни Европы, Северной Америки, да и всего мира, внесло создание парового транспорта. Первым пароходом было речное судно, построенное в США в 1807 г. Пароходы постепенно вытеснили парусные суда. С 1822 г. их начали строить из железа, а с 80-х гг.— из стали. В начале XX в. русские конструкторы спустили на воду первый теплоход.

Настоящую революцию в транспорте произвело изобретение паровоза (1814) и строительство железных дорог, начавшееся в 1825 г. В 1830 г. общая длина железнодорожных линий в мире составляла всего 300 км. К 1917 г. она достигла 1 млн 146 тыс. км.



"Железная лошадь" английского инженера Стефенсона развила скорость около 10 км в час, 1814

На рубеже XIX — XX вв., после создания двигателя внутреннего сгорания, возникли новые виды транспорта — автомобильный и воздушный. Вначале самолеты имели чисто спортивное значение, затем их стали использовать в военном деле.

Большую роль в развитии транспорта сыграло строительство мостов, каналов и гидротехнических сооружений. В 1869 г. был открыт Суэцкий канал, сокративший морской путь из Европы в страны Юго-Восточной Азии почти на 13 тыс. км. В 1914 г. завершилось строительство Панамского канала, связавшего Атлантику с Тихим океаном.

Связь науки с практикой

Научные открытия и технические изобретения были тесно связаны между собой. Одни ученые разрабатывали идеи в какой-либо отрасли науки. Другие проверяли их в лабораториях при институтах и университетах. В ходе таких экспериментов выявлялись пути практического применения того или иного научного открытия. Так, например, произошло с изучением электричества.


Итальянский физик Алессандро Вольта — создатель первого химического источника света — вольтова столба, 1800.
Демонстрация батареи перед Наполеоном Бонапартом

Майкл Фарадей


Майкл Фарадей

Электрическая лампочка, изобретенная Томасом Эдисоном в 1879 г. Более дешевая и практичная, она заменила газовый рожок. Эдисон — автор свыше 1000 изобретений. Он усовершенствовал телеграф и телефон, изобрел фонограф (1882), построил первую в мире электростанцию общественного пользования (1882)

Новый вид энергии открывал новые горизонты перед европейскими странами. Но и она, подобно многим другим изобретениям, вскоре была использована в военных целях.

Средства связи

Во второй половине XIX в. произошла революция в средствах связи. На протяжении многих столетий люди связывались друг с другом с помощью писем. На флоте и в сухопутной армии — с помощью сигнальных флажков, световых или каких-либо других условных знаков. Развитие промышленности и торговли требовало более совершенных средств передачи информации. Научные открытия в области электричества и магнетизма сполна удовлетворили эту потребность.

В конце XIX в. благодаря техническому прогрессу появился кинематограф. Братья Люмьер изобрели в 1895 г. первый кинопроектор и основали в Париже первый в мире кинотеатр для демонстрации фильмов. Кино очень быстро превратилось в вид искусства и развлечений XX в.

Триумфальное шествие науки сильно изменило жизнь людей. Телеграф, телефон, железные дороги и пароходы, автомобили, а позднее и самолеты сократили расстояния, сделали мир внезапно тесным. Но человек дурно воспользовался дарами науки. Блестящие открытия ослепили его. С помощью науки разрабатывались самые совершенные методы уничтожения. Власть над природой вела к постепенному уничтожению окружающей среды. Правда, человек в то время еще не осознавал этого.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Всякое знание, будь то техникологическое или научное проходит через конкретные этапы. Существуют серьёзные причины, которые позволяют утверждать, что даже на начальных исторических этапах развития человечество применяло свои знания для развития технологий. Об этом ниже.

Хронология технических изобретений

В Вавилоне начали применять простейшие вычислительные устройства - счёты

В. Шиккард придумал и реализовал идею в жизнь по созданию первой счётной машинки

Очевидно, что данная хронология не является полной, а даёт лишь общее представление о развитии техники и технологий за четыре тысячи лет. Зачастую некоторые исследователи выделяют наиболее актуальные изобретения, например, 10 из 100. Подобная констатация представляется довольно сомнительной. Невозможно выделить из 20 технологических изобретений важность одной, поскольку это принижает достоинства других. А они все невероятно важны и нужны для человечества.

Подходы в изучении техники

Историю развития науки необходимо пояснять, иначе говоря концептуально истолковывать. Приводя примеры технических изобретений без всякого понимания недостаточно, их нужно осмысливать. В этом отношении нет никаких наиболее конкретных представлений, однако можно выделить четыре подхода:

  • Метод эволюционных рядов.
  • Понимание техники как составной части определённых исторических эпох.
  • Метод, который характеризует технику по мере созревания технологических наук.
  • Метод, который следует из теории концептуальных наук.

Первый метод предложил исследователь первобытной культуры Э. Тейлор. Он говорил об эволюционных рядах предметов, к примеру, оружия, утвари, инструментов. В качестве примера подобного перечисления можно перечислять средства передвижения: лодка – повозка – корабль – каравелла – велосипед – карета – автомобиль – мотоцикл – паровоз – пароход – аэростат – аэроплан - турбореактивный самолёт – вертолёт – космический корабль – орбитальная станция. Метод эволюционных рядов даёт возможность определить регулярность, а значит, знание становится весьма рациональным.

Метод эволюционных рядов даёт понятие о развитии, но не доводится до уровня науки.

Второй способ объяснения техники заключается в том, что она понимается как составная часть конкретных исторических эпох: древности, Античности, Средневековья, Нового времени, современности. Однако этот подход, подобно тому, как и предыдущий не достигает цели. Это происходит потому, что изначально постулируется существование исторических эпох, а после даётся объяснение техники. А между тем, совершенно невозможно не учитывать то, что сами эти эпохи должны быть охарактеризованы в соответствии с состоянием техники. Иными словами, характеристики эпохи, а они в большинстве своём являются политико-экономическими, недостаточно в теоретическом отношении для полной характеристики техники.

Следующий подход характеризует технику по мере становления техникологических наук. Говорят о четырёх стадиях развития техники:

  • От первобытнообщинного строя до начала XVIII в. – донаучный этап.
  • От начала XVIII в. до 1870-х гг. – этап становления технических наук.
  • 1870-е гг. до середины XX в. – классический этап,период, когда технические дисциплины функционируют в качестве сложившихся наук.
  • От середины XX в. до наших дней –неклассический этап, характерной чертой которого является комплексный синтез технического и естественнонаучного знания.

Этот подход видится как недостаточный, поскольку до сих пор существуют науки, к примеру, ядерная энергетика, которые сложились во второй половине XX в. Однако весьма опрометчиво полагать, что ядерная энергетика с самого своего основания была неклассической.

Сформулировав четвёртый способ интерпретации исторического пути развития техники, который органично исходит из теории концептуальных переходов. В данном случае необходимо исходить из основных проблемных и интерпретационных рядов техникологических теорий. Они могут брать начало в далёкой древности и доходить до настоящего времени. Очевидно, что самые развитые теории дают возможность диагностировать достижения и недочёты своих предшественниц.

Данный способ имеет преимущество как способа постижения истории техники в том, что его ядром является сама техникологическая наука и её этапы, число которых принято исчислять десятками. Касательно технических объектов, то они получают интерпретацию не в составе эволюционных предметных рядов, а в рамках наук. В случае, когда известна техникологическая теория, тогда известны и её предметные составляющие. Как пример снова можно упомянуть ядерную энергетику. Достаточно взять любой курс по этой дисциплине, как тут же обнаружится ряд ядерных реакторов, определяемый каким-то теплоносителем, который в частном порядке может быть водным, щелочным или твёрдометаллическим.

Таким образом можно говорить о том, что многовековая история развития техники состоит из множества открытий. Более того, существуют различные способы интерпретации истории развития техники. А ключом к постижению истории развития техники стали проблемный и интерпретационный ряды техникологических теорий.


За последние десятилетия развитие науки и техники набирает феноменальные обороты. Каждый год наука становится все более продвинутой, а техника может сделать намного больше, чем ее предшественники. Но пока что нельзя дать однозначный ответ, какую роль будет в себе нести данная тенденция стремительного развития — положительную или отрицательную. С одной стороны человечество пытается сделать на благо обществу каждое новое открытие, но с другой стороны вскрываются непредвиденные отрицательные события, от которых, в дальнейшем, не так уж легко избавиться.

Развитие науки итехники ивлияние ее на человечество

Уже давно произошла замена человеческого труда на машинный на производствах. С одной стороны это положительное событие: люди освободились от тяжелой рутинной работы, и процесс пошел в разы быстрее, что хорошо для предпринимателей, но с другой стороны люди, которые были заменены на машины были вынуждены искать себе новое место работы и естественно доля безработицы увеличилась. И скорее всего, такое будет происходить и дальше. Весь человеческий труд будет постепенно заменяться на технику, которая будет намного производительнее и точнее.

Не стоит забывать о современной проблеме 21 века. Появление компьютеров дало огромный толчок развитию науки и техники: все вычислительные процессы выполняются намного быстрее, теперь не нужно держать огромные кипы бумаг с данными, когда все это может хранить в себе небольшая электронная коробка, обмениваться информацией стало намного проще. Но с другой стороны, можно наблюдать огромный упадок в социальной составляющей. Люди все чаще предпочитают общение через компьютер и смартфон живому общению, потому что так легче и быстрее. Если компьютерные технологии будут развиваться и дальше, то это может привести к коренным изменениям в социуме. Люди будут полностью изолированы и общаться только через электронные носители, начало этому уже положено и его можно отлично наблюдать в наших повседневных буднях.

Развитие науки и техники позволяет все быстрее производить добычу полезных ископаемых, таких как: нефть, газ, руды и т. д. и в больших количествах. Под вопросом остается, насколько на земле хватит ресурсов, если темпы добычи постоянно растут, а ресурсы никак не восстанавливаются. Сколько осталось времени до полного опустошения Земли от полезных ресурсов, которые необходимы почти во все сферы деятельности человека? Поэтому ученые озаботились о том, что необходимо найти другое место, которое человечество сможет колонизировать в случае нехватки ресурсов на Земле.

Развитие науки и техники также привело к тому, что чистый воздух превратился в смесь выхлопов и дыма, а также к тому, что возможны глобальные природные катаклизмы такие как: изменение, климата, деградация биосферы, дисбаланс воды, водных источников, увеличение отходов, огромного количества неутилизируемого мусора (пластиковые пакеты и бутылки), загрязнение почвы, росту уровня загрязнения различными газами, твердыми частицами и туманообразными соединениями атмосферного воздуха.

По всем этим примерам можно сказать, что развитие науки и техники никогда не будет нести в себе только положительную или только отрицательную роль, это всегда будет смесь исходов. Человечеству необходимо такое развитие, но в то же время, оно является пагубным для определенных сфер деятельности.


Определение даты и места рождения науки – это вопрос открыто дискуссионный для сообщества профессиональных историков науки, здесь нет полного согласия. Можно выделить пять радикальных, достаточно ясно и резко противопоставленных друг другу мнений. 1. Наука отождествляется с опытом практической и познавательной деятельности вообще. Тогда отсчет времени надо вести и каменного века, с тех времен, когда человек в процессе непосредственной жизнедеятельности начинает накапливать и передавать другим знания о мире. 2. Наука как особый тип знания рождается примерно V в. до н.э. в Древней Греции. 3. Наука возникла в период расцвета поздней средневековой культуры Западной Европы (XII-XIV вв. 4. Большинство же историков науки считают, временем начала науки XVI-XVII вв. Это эпоха, когда появляются работы И. Кеплера, Х. Гюйгенса, Г. Галилея, Ньютона. 5. Наука возникла в конце 30-х гг. XIX в. Такого мнения придерживаются те, кто считают существенным признаком современной науки совмещение исследовательской деятельности и высшего образования.

Первый этап развития науки продолжается до конца 16 в. В это время происходило накопление знаний об окружающем мире. Второй этап начался с 17 в. и продолжался до середины 20 в. Это время соединения науки и техники. Техника не может дальше развиваться без научной основы, а наука требует практического приложения. Третий этап – этап развития науки как ведущего фактора материального производства, ориентированного на человекоразмерные объекты.

Первобытный человек создает сначала ударные, затем колющие, режущие инструменты. Дальнейшее развитие орудий происходило по принципу дополнения: палка увеличивала силу руки, нож обострил зубы и ногти. Затем паровой и электрический двигатели увеличили энергию организма человека в процессе труда. Техника моделирует естественные органы человека. Моделирование это носит функциональный, но не структурный характер. История техники – это история последовательной передачи трудовых функций человека техническим системам. Законом развития техники является замена человеческих сил силами природы. Техника в истории проходит ряд этапов, которые в основном совпадают с этапами развития науки. На первом этапе, который берет свое начало из глубокой древности, преобладают ручные средства труда, поэтому такой способ производства называют ручным. До конца 17 в., несмотря на изменения в производственном процессе, орудия остаются ручными. Даже техника мануфактуры не выходит за рамки ручного труда. На втором этапе происходит механизация производства. Этот этап совпадает со вторым этапом развития науки. Происходит перемещение трудовой функции непосредственного управления от человека к машине. На третьем этапе – автоматизации производства – начинается с передачи умственных функций человека машинам. Сама автоматика проходит в своем развитии три ступени: а) управление машинами; б) управление технологическим процессами; в) управление производством.

Таким образом, развитие науки и техники началось не одновременно и до 17 в. развивалось параллельно. Начиная с 17 в. наука становится фактором производственного процесса, а производственный процесс становится приложением науки. Начиная с 20в по настоящее время развитие техники определяет основные направления развития наки.

Список литературы

1. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2005. – 272 с.

2. Азизова А.А. О теоретико-философском анализе ипостасей науки [Текст] / А.А. Азизова. // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. Выпуск № 20. – С. 86-89.

3. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники – М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384 с.

4. Маркс К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 65-185.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе определены предмет истории науки и техники, выделены основные понятия и термины. Показан всеобщий характер науки и техники. Определены принципы периодизации науки и техники. Показаны модели взаимоотношения науки и техники: линейная модель, эволюционная модель, модель ориентации науки на технику, модель науки как основы техники и модель автономии и единства науки и техники.

2. Принципы периодизации науки и техники……………………………..7-8

3. Основные противоречия и закономерности развития науки

Список источников…. 12

Актуальность данной темы обусловлена всевозрастающей ролью науки и техники в жизни общества. Реалии таковы, что сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, политические, экономические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли и НТП.

Историография темы.

1. раскрыть историю развития науки и техники как сложное взаимодействие аккумуляции научных знаний и смен парадигм;

2. выделить основные этапы развития науки и техники и пояснить закономерности и особенности развития научных и технических знаний в конкретных исторических условиях.

3. выявить и обосновать основные противоречия и закономерности в развитии науки и техники.

Краткое содержание.

В данной работе определены предмет истории науки и техники, выделены основные понятия и термины. Показан всеобщий характер науки и техники. Определены принципы периодизации науки и техники. Показаны модели взаимоотношения науки и техники: линейная модель, эволюционная модель, модель ориентации науки на технику, модель науки как основы техники и модель автономии и единства науки и техники.

В результате исследования я пришёл к выводу, что взгляд на науку и технику в исторической перспективе позволит выявить и осмыслить динамику многих общественных и цивилизационных процессов, как в прошлом, так и в настоящем, а также выработать обоснованное представление о возможных направлениях их дальнейшего развития.

-комплексность (сочетание гуманитарной, естественной и технической составляющей);

- интегративность (объединение на новом уровне достижений отдельных научных направлений, не являющихся прямой суммой знаний);

- динамичная изменчивость (пополнение новыми знаниями, концепциями, фактами).


К предмету истории науки и техники относятся:

- информация о событиях и творцах истории науки и техники;

- материальные памятники истории науки и техники;

- процессы получения, обоснования научного и технического знания в различных культурно-исторических условиях (контекстах);

- структура и содержание научно-технического знания.

В широком смысле слова наука – это система объективного знания об окружающем мире и человеке, целью, которой является достижение истины и открытие объективных законов развития мира. В узком смысле науку рассматривают:

1) как особую форму общественного сознания, отражающую мир в форме понятий и теорий;

2) как отрасль духовного производства, в которой заняты миллионы людей;

3) как общественный институт со сложной структурой и многими функциями.

В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни познания. Первый уровень предполагает познание объектов как явлений, второй – проникновение в их сущность.

Современная наука выполняет ряд важных функций в жизни общества:

а) эвристическую (заключается в открытии законов развития мира);

б) культурно-мировоззренческую (состоит в формировании общих представлений о мире и человеке);

в) производительную (указывает на превращение науки в производительную силу общества, без которой невозможно современное производство);

г) науки как социальной силы (проявляется в том, что наука непосредственно включена в процессы общественного развития, а ее данные используются в социальном планировании и управлении).

Техника относится к группе искусственно преобразованных фрагментов природы в отличие от природных объектов, которые человек вовлекает в различные сферы жизнедеятельности. Техническая деятельность на основе природных процессов создает новые неприродные образования, удовлетворяющие потребности человека. Таким образом, техническими объектами являются материальные и искусственные явления.

К искусственным материальным образованиям относятся также произведения искусства, получающие материальное воплощение. Однако результаты художественной деятельности, как правило, не являются техникой. Следовательно, техника может пониматься как совокупность:

а) технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

б) различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

в) технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.

Кроме того, к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний, их приращение.

Принципы периодизации науки и техники.


При выделении периодов в истории науки и техники следует принимать во внимание, во-первых, относительную самостоятельность развития научно-технического знания, во-вторых, его обусловленность прогрессом естествознания и техники.


Доклассический период.

Охватывает длительный промежуток времени, начиная с первобытнообщинного строя и завершая эпохой Возрождения.

В этот период естественнонаучные и технические знания развивались параллельно, взаимодействуя лишь спорадически, без непосредственной и постоянной связи между ними.


Классический период.

Охватывает период с XVII века до середины XIX столетия.

Появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки.

Это тот этап в истории науки и производства, когда для решения практических задач начинают использовать научное знание.


Неклассический период.

Длится с конца XIX века до середины ХХ века.

Это время появления мощных научных теорий, например, теории относительности; становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента.

Именно в данный период сложились довольно устойчивые формы взаимосвязи естествознания и технических наук.


Постнеклассический период.

Начался в конце ХХ века.

Появляется синергетика, расширяется предметное поле познания, наука выходит за свои рамки и проникает в другие области.

Определяющим фактором здесь является развертывающаяся научно-техническая революция.

Происходит дальнейшая интеграция технического и естественнонаучного знания, к которому начинает подключаться и социально-гуманитарное знание.

Основные противоречия и закономерности в развитии науки и техники.

Существуют следующие основные подходы к решению проблемы изменения соотношения науки и техники:

1) техника рассматривается как прикладная наука (линейная модель), иными словами, технические науки не признаются самостоятельной областью научного знания, что проявляется в не расчленении наук на естественные и технические. Однако эта точка зрения в последние годы подверглась серьезной критике из-за своего сильного упрощения и неадекватности действительному положению дел. Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признается функция производства знания, а за техникой - лишь его применение, вводит в заблуждение, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом. В реальности же изобретательская и тем более проектно-конструкторская деятельность опираются непосредственно на технические науки, так как именно они осуществляют анализ структуры и функционирования технических средств труда, дают методы расчета и разработки технических устройств. Наукой занимается одно сообщество, техникой - другое, что и обеспечивает в современных условиях колоссальную эффективность научно-технического прогресса.

2) процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы (эволюционная модель). В этой модели выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство или в широком смысле практическое использование.

3) наука развивалась, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов. Данная модель отчасти адекватна действительной истории науки и техники, ибо прогресс науки зависел в значительной степени от изобретения соответствующих научных инструментов.

4) техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни. Данная модель схватила тот момент, что целый ряд технических устройств был сконструирован на основе естественнонаучных исследований, однако не обязательно, чтобы технологические инновации начинались с научного открытия.

5) в результате подробного анализа выше приведенных моделей В.С.Степин, В.Г.Горохов и М.А.Розов пришли к выводу, что наиболее реалистической и исторически обоснованной моделью является та, согласно которой вплоть до конца XIX столетия регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня.


Развитие науки и техники носит всеобщий характер без него само существование человеческого общества было бы просто невозможно. Иное дело, что развитие и науки, и техники всегда происходит в конкретных исторических и культурных условиях, детерминируемых, прежде всего производительными силами общества, способом производства. Одновременно с этим достижения науки и технический прогресс способствуют эволюции общества, генерируя, в свою очередь, уровень производительных сил и соответствующий социокультурный контекст. И хотя развитие науки и техники в истории человечества происходит неравномерно периоды быстрого прогресса сменялись периодами стагнации и даже упадка, - значимость этих сфер человеческой деятельности в целом постоянно возрастает, о чем свидетельствует современный научно-технический прогресс.

Читайте также: