Сообщение о татьяне мавриной

Обновлено: 02.07.2024



Не одно поколение детишек советской эпохи выросло на иллюстрированных книжках известной российской художницы Татьяны Мавриной , которую эксперты ставят в один ряд с Васнецовым, Билибиным и Поленовой. Ей единственной из русских художников-иллюстраторов детских книг была присуждена престижная международная премия Андерсена, которой с 1956 года награждаются лучшие иллюстраторы всего мира.

Книжная графика Татьяны Мавриной.

Татьяна Маврина — знаменитый иллюстратор и мастер графики, обладатель Госпремии СССР (1975) и звания Заслуженного художника РСФСР (1981), а также самой главной награды — премии Андерсена (1976)- считалась художником неформальным. Поэтому, невзирая на талант и признание, работы художницы не попали в официальные каталоги советской живописи. Вероятно, чиновники посчитали, что стилистика наивного искусства Мавриной была слишком яркой и эйфорийной для серой советской действительности.

Книжная графика Татьяны Мавриной.

За всю свою творческую карьеру художница, чьи рисунки знакомы многим чуть ли не с пеленок, проиллюстрировала больше 200 детских книг и вошла в отечественную историю как ярчайший мастер ХХ века, проживший сложную, но счастливую жизнь.

О художнице

Татьяна Лебедева (Маврина) - знаменитый иллюстратор и мастер графики

Книжная графика Татьяны Мавриной.

Книжная графика Татьяны Мавриной.

Ее учителями и наставниками во ВХУТЕМАСе были мастера, сформировавшие русскую художественную культуру первых десятилетий ХХ столетия: авангардисты Николай Синезубов и Роберт Фальк. Эти мастера смогли не только научить профессии своих учеников, но и сохранить их собственный почерк, развить индивидуальный стиль.

Творчество

Живопись Татьяны Мавриной.

В 1930-х Татьяна Маврина начинает работать над иллюстрациями к детским изданиям в лубочном народном стиле. Именно в то время она начала использовать в качестве псевдонима девичью фамилию матери — Маврина. Художница не побоялась взять дворянскую фамилию своих предков в лихие 30-е, тем самым, кинув вызов не только системе, но и выразив протест соцреализму своим неординарным творчеством.

Рогачевское шоссе. Живопись Татьяны Мавриной.

Невзирая на все передряги и гонения, Татьяна Алексеевна продолжала писать в свойственной ей манере - яркой и открытой, близкой примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Ее графика всегда была сказочной, затейливо-узорной, фольклорной, насыщенной эйфорией. Окружающий мир вызывал у Мавриной неподдельный интерес, с которым она щедро делилась со своим зрителем. А вся народность, так знакомая ей по Нижегородскому детству: с прялками, сундуками и расписными коромыслами, воплотилась в ее рисунках.

Стеклянный пруд. Живопись Татьяны Мавриной.

Живопись Татьяны Мавриной.

Создавая целые альбомы в творческих поездках, Маврина запечатлевала не только архитектуру малых городов и старорусских сел, но и судьбы их обитателей - людей и животных. Измученных бытом женщин, пьянчуг, меняющих стеклотару на пиво, синих ворон и фиолетовых сорок, кричащих над всем этим провинциальным безобразием - одним словом безысходную жизнь простого люда. К слову сказать, рисунки, сделанные во время путешествий по русским городам, вызывали большой интерес и по праву считались частью отечественного искусства 70—80-х годов.

Признание

Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина.

Сейчас Маврину знают и ценят как художницу, воплотившую в своем творчестве множество принципов народного русского искусства, которое она так прекрасно знала и любила. Русская иконопись, лубок, вышивка, глиняные игрушки представляли для нее интерес не только как предметы коллекционирования, но и как образцы высокой художественной народной культуры, живого языка, к которому она обращалась в своем творчестве.

Иллюстрации Татьяны Мавриной к сказкам Пушкина.



Маврина Татьяна Алексеевна является единственным советским художником, удостоенным премии Ганса Христиана Андерсена за вклад в иллюстрирование детской литературы. В эти предновогодние дни ей исполнилось бы 116 лет. По сохранившимся сведениям, девочка, впоследствии ставшая известным живописцем, родилась 20 декабря (по-старому 7-го) 1900 года. Будучи взрослой, при случае неизменно убавляла себе пару лет. Вероятно, отсюда даты рождения 1901, 1902. Веселый улыбчивый человек, мастер колоссальной работоспособности, – так характеризуют ее современники.

маврина татьяна

70 лет творчества

Когда-то впечатления от посещения Крещенской ярмарки в Нижнем Новгороде запали в сердце девочки. Будучи зрелым человеком, Лебедева вспоминала, как любовалась игрушками: груженые обозы шли из-за Волги. Она восхищалась видом покрытых иголочками инея распряженных лошадей, на которых привозили ее любимые семеновские и городецкие игрушки.

маврина татьяна алексеевна

Мечты сбываются

Или грациозного ученого кота на златой цепи у раскидистого дуба. Художником создан особый мир: трепетный, пробуждающий фантазию, подталкивающий к размышлению. Он – частичка нашего детства. Есть сведения, что Маврина Татьяна Алексеевна иллюстрации к сказкам Пушкина мечтала писать еще в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на военную разруху, сказочные образы виделись ей повсюду.

Из Нижнего в Москву

С младых ногтей знакомая с творчеством классика, на старинных шпилях загорских розовых зданий (Загорском с 1930 по 1991 годы называли Сергиев Посад) художница мысленно выводила Золотого петушка из одноименной сказки. Однако всерьез заняться иллюстрацией пушкинских произведений живописец-график решилась только после Великой Победы.

иллюстрации к сказкам

Кто же она такая, Татьяна Маврина? Биография представительницы когорты русской советской интеллигенции не является тайной. Родилась в Нижнем Новгороде. Отца звали Алексей Иванович Лебедев. Учитель и литератор дал дочке свою фамилию. Но в 1930 году она взяла псевдоним - девичью фамилию матери.

Потомственная дворянка Анастасия Петровна Маврина, как и муж, занималась преподавательством (была директором нижегородского училища имени Гацисского для девочек из бедных семей). У Алексея и Анастасии было четверо детей – три дочери и сын. Их воспитывали разносторонне развитыми, прививали любовь к литературе, искусству, музыке.

Жизнь в столице

Татьяна – самая прославленная из своих сестер. Ее младший брат Сергей вошел в советскую историю как ученый, стоявший у истоков компьютерной промышленности. Из Нижнего в Москву благородное семейство переехало в 1920 году. Девушка училась в известной творческой школе Вхутемас-Вхутеин (высшие художественно-технические мастерские и институт). Изучала творчество французских художников.

маврина татьяна алексеевна иллюстрации к сказкам пушкина

Сущностное состояние жизни

В искусстве 1930 годов фигурировал камерный и парадный реализм. Из-за строгой цензуры и идеологического давления многие художники (в том числе Маврина и Кузьмин) обратились к камерности, отображающей пейзажи, преисполненные любовью к родной земле, сценки семейного быта (все, что находилось вне литературных и идеологических рамок).

Коллекционер и создатель чудес

художник татьяна маврина

Вместе с мужем она расписывала прялки, небольшие берестяные короба (туески), бутылки, делала копии лубков, словно создавая иллюстрации к сказкам наяву. Так, от предмета к предмету, украшенному в декоративной лихой манере, рождался мастер народного творчества. В 1950-1960 годы художник с большой буквы увлеклась изображением природы. Ездила по русским населенным пунктам, летопись которых ведется с древних времен.

Голубые огни васильков

В каком месте подсмотрела Татьяна Маврина васильки на окне - неважно. Главное, изображение появилось и живет даже после смерти автора. Глядя на одноименную картину, бывшие советские школьники вспоминают учебник по русскому языку, который штудировали в начальных классах. На основе этой светлой картины у ребят развивали (и развивают) интерес к произведениям изобразительного искусства.

татьяна маврина биография

Чудо-азбука

Букварь считают одним из шедевров, которых в детском книгоиздании не так много. Те, кто глубоко изучал и изучает наследие русского живописца-графика, утверждают: сверкающая всеми гранями вершина творчества практически недостижима.

Неповторимое сплетение чудес

живопись татьяны мавриной

Учимся, играя

Образы, населяющие каждую буковку, живут и действуют в одном ключе со своими сказочными прототипами. Мастерство высшего класса - сделать так, что на постижение грамоты работает каждая черточка, каждая загогулинка. Можно весь вечер напролет рассматривать, как летят гуси-лебеди (а Баба-яга против), как растет гриб-боровик, движется флот царя Салтана, вынимает из мешка Золотого петушка Дадон.

Здесь живет мудрость

Какое счастье, что жила-была на свете Маврина Татьяна Алексеевна! Картины мастера, словно пришедшие из сказки. Сказочные иллюстрации, как фантастические картины. Одухотворенность, которой так не хватает современным детям. Веселая подсказка, где искать проверенную веками суть жизни. Есть мнение, что воспитанные на наследии русского графика-живописца детишки чувствуют тоньше, глубже, возвышенней.

маврина татьяна алексеевна сказочная азбука

Наша гордость и краса


Музыкальный момент: R.E.M. - Losing My R 09.09.2017 --> Смотрели: 8 (2)

-Музыка

-Стена

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

Татьяна Маврина - Лебедева (Tatyana Mavrina-Lebedeva) - волшебница детских сказок
Маврина Татьяна Алексеевна - волшебница детских сказок — русская художница и иллюстратор (Tatyana Mavrina-Lebedeva )

http://ljplus.ru//img/r/e/remochka/Mavrina_53.jpg

Т атьяна Алексеевна Маврина прожила долгую жизнь, и более семи десятилетий не прекращала работать.

Современники вспоминали веселый нрав и улыбку, с которой она начинала любое дело. Ее трудолюбие восхищало окружающих, но сама Маврина никогда не понимала этого восхищения: рисовать, заниматься живописью для нее было так же естественно и необходимо, как дышать.
Татьяна Алексеевна Маврина щедро проявила свое дарование в различных творческих направлениях.

Она создала циклы зарисовок, посвященные старинным русским городам, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, ряд мультфильмов.

Особое место в ее творчестве заняло иллюстрирование книг для детей. Наиболее известно оформление сказок А. С. Пушкина: "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях ", "Руслан и Людмила", "Сказки", а также сборники "По щучьему велению", "Русские сказки", " За тридевять земель". Т. А. Маврина выступала и как иллюстратор собственных книг: "Сказочные звери", "Пряники пекутся, коту в лапы не даются", "Сказочная азбука".


Это стихотворение – вроде волшебного ларца, из которого вылезают и город, и войско, и народ.

Есть еще подходя­щий сказочный образ для этого стиха – зо­лотое яичко, в которое сворачивается целое царство.

http://maminaraduga.ru/wp-content/uploads/2012/01/IMGP4372-1024x682.jpg

http://maminaraduga.ru/wp-content/uploads/2012/01/IMGP4375.jpg

 photo Pushkin_Mavrina_1977_2.jpg

 photo Pushkin_Mavrina_1977_3.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/geneura/40097416/45777/45777_original.jpg

"Где это Лукоморье? Мне думается искать его надо не на каком-нибудь географическом море, а где-то на "синем море" сказок, на "море Окияне, на острове Буяне". Это земля, что стоит на трех китах, может даже вся вселенная, "наивной космографии" старинных книг."


Иллюстрация "Там королевич мимоходом пленяет грозного царя"
к книге: А.С. Пушкин "Лукоморье". 1970. Бумага, гуашь, тушь



фабрика Москворецкого райпромтреста, 1949 год, илл.Т.Мавриной

Путь Татьяны Мавриной в детской иллюстрации начался со сказок А. С. Пушкина. Первой книгой художницы стала "Сказка о мёртвой царевне", вышедшая в 1949 году. Почти через десять лет была издана её "Сказка о царе Салтане". С тех пор эти книги не переиздавались.
Сама художница говорила: чтобы делать рисунки к Пушкину, "надо пожить и подумать, поездить и порыться в своих записках, зарисовках, вернуться в своё детство". Сказки любимого поэта Татьяна Маврина иллюстрировала всю жизнь. Именно А. С. Пушкин определил её художественное лицо и место в искусстве.




http://img3.imgbb.ru/9/3/2/932d6ec5f8e25e5c5e989cba8d0425ae.jpg
http://img3.imgbb.ru/5/6/a/56a9addc6df8f11e4b77f2db9d34db72.jpg


http://artinvestment.ru/temp/cache/20110326_Mavrina.jpg

"Оформляя свои первые книги, Маврина создавала гораздо более традиционные композиции. Её ранние иллюстрации всегда повествовательны, реалистичны, в них чётко продумана каждая сцена, подробно прорисованы пейзажные фоны и мел ьчайшие детали, особое внимание уделено передаче колористических оттенков. Брать краски "в полную силу" художница с прирождённым чувством цвета решилась не сразу. "




"Сначала был Пушкин, потом уже сказки. Леший в лесу - по Пушкину, русалка над водой - по Пушкину, Баба-яга - тоже по Пушкину. И конец: „И там я был, и мёд я пил“, конечно, придумал первым Пушкин, а потом взяли в сказки эти интересные слова. Рисовать эти темы я начала вскоре после войны, а закончила в 1968 году, да и всё ли ещё закончила - не знаю-" Нет, не закончила. В 1974 году Татьяна Маврина в очередной раз заново проиллюстрирует все сказки А. С. Пушкина, которые выйдут одной книгой.

http://www.fairyroom.ru/wp-content/uploads/2012/04/0021.jpg

Кажется, сам А. С. Пушкин, в чьих устах серьёзным укором звучали строки: "Художник-варвар кистью сонной-", не смог бы упрекнуть Татьяну Маврину в небрежном или вялом толковании его сказок.

Художница видела образы Пушкина буквально во всём: в московских улицах, в провинциальных городах, в русском пейзаже, "по которому и ступа с Бабою-ягой пойдёт-побредёт сама собой-".

"Если в словах такие чудеса, то какие же должны быть иллюстрации?" - саму себя спрашивала Татьяна Маврина. Всю жизнь она отвечала на этот вопрос рисункам и, воссоздавая мир, который ей нашептал пушкинский учёный кот.

 photo Pushkin_Mavrina_1977_4.jpg

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Рисунки "зрелой" Мавриной - это необыкновенно сказочные композиции, в которых много от народного искусства: городецкой росписи, русского лубка, народной игрушки. На этих иллюстрациях главенствует цветовое пятно.

С помощью цвета Маврина строит композицию, обрисовывает пространство, выделяет детали. А нарочито небрежная, "живая" линия превращает рисунок в узорное целое. Именно поздние иллюстрации Татьяны Мавриной, очень созвучные детскому (светлому, радостному) восприятию сказки, принесут ей мировое признание.

Она до сих пор остаётся единственным российским художником, удостоенным Международной премии имени Г. Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.

 photo Pushkin_Mavrina_1977_5.jpg

"Сказка о Золотом Петушке"

http://family-values.ru/files/p1993/mavrina1_jpg_5674.jpg

"Возвращение Руслана в Киев". Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". 1964. Картон, гуашь, темпера





Иллюстрации Татьяны Мавриной, безусловно, создают новое измерение сказки.

Как-то так получается, что сказочные события разворачиваются в стилизованной Древней Руси.




165.79 КБ

http://www.art-urok.ru/foto_skript/mavrina/11.jpg

Удивительные цвета выбрала художница для рисунков! Шестёрка зеленоватых от лунного света лошадей въезжает в расписные ворота прекрасного дворца.

За воротами в синей ночи только светят звёзды да темнеет таинственный лес вдали, и поэтому ночь разливается по листу бумаги лиловым цветом. Контрастом синей таинственной ночи выступают красные палаты дворца, где уже собрались гости и белой скатертью накрыт стол.

Маврина не только рисует иллюстрации к сказкам, но и пересказывает текст сказки, находит народную пословицу, которая отражает её главную идею, и пишет пословицу кистью над заглавием сказки.

Начало сказки, её концовку и некоторые слова, которые говорят её герои, художница также пишет кистью, тонко сочетая шрифт с текстом сказки и живописным рисунком.



Закройте на минуту глаза и представьте, например, Лукоморье, или убранство боярских палат. Непросто, правда? Без специальной подготовки тут не обойтись.

Народное творчество было ее настоящей крепкой любовью, а не мимолетным увлечением. Татьяна Маврина собрала внушительную коллекцию предметов прикладного искусства, картин и икон, большую часть которой передала в дар Русскому музею. Там же сегодня хранятся живописные и графические работы Мавриной.



http://i809.photobucket.com/albums/zz11/bukvoed/136743/img008.jpg

Ее чудо-звери явились из языческих правремен, из волшебного далека, где волк служил человеку и взлетал с ним под облака. О, Татьяна Маврина, как никто другой, ощущала волшебную природу Зверя, его тайну, его связь со Вселенной.




"Заинька в садочке", 1963


"Лиса Патрикеевна", 1963



"Волк волчище", 1963



"Мишка косолапый", 1963


//s45.radikal.ru/i108/1108/8b/cb63051c68cf.jpg



В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.






















В творческой манере Мавриной – уникальное сочетание высочайшей европейской живописной культуры, основанной на достижениях импрессионизма и парижской школы, и стихии русского народного творчества (иконопись, лубок, глиняная игрушка).
Мировую известность ей принесли иллюстрации к русским народным сказкам и сказкам
А.С. Пушкина.

За свою деятельность в области книжной графики она была награждена серебряными медалями на Международной выставке искусства книги в Лейпциге (1960, 1965, 1977), первой премией на Международной выставке книжной графики в Брно (1966), дипломом имени Ивана Федорова, в 1975 году стала лауреатом Государственной премии СССР. Одной из немногих российских художников, ей была присуждена Международная премия
Г.‑Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг (1976).

Золотая медаль Х.К.Андерсена

1976
"Золотая медаль Х.К.Андерсена"
впервые вручена представителю России -
Мавриной Татьяне Алексеевне
(1902-1996) -
художнику-иллюстратору детской книги

Татьяна Маврина

Татьяна Алексеевна Маврина — художник-живописец, график, иллюстратор, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Содержание

Татьяна Маврина / Биография

Татьяна Маврина родилась 20 декабря 1902 г. (по другим сведениям год рождения художницы — 1900) в Нижнем Новгороде, там же провела детство и раннюю юность. Её отец, Алексей Иванович Лебедев, был учителем, дослужился до должности заведующего отделом народного образования Нижегородского губернского земства, после Октябрьской революции работал в Наркомпросе. Мать, Анастасия Петровна Лебедева (в девичестве Маврина), также занималась преподавательской деятельностью. Она была учительницей в нижегородском училище имени А. С. Гациского для девочек из бедных семей. Позже стала директором этого учебного заведения. Всего в семье Лебедевых было четверо детей.


Песнь о стройке / А. Барто ; худож. Т. Маврина, 1932


Песнь о стройке / А. Барто ; худож. Т. Маврина


Песнь о стройке / А. Барто ; худож. Т. Маврина


Песнь о стройке / А. Барто ; худож. Т. Маврина


Песнь о стройке / А. Барто ; худож. Т. Маврина

В годы Великой Отечественной войны Татьяна Маврина создавала антифашистские лубки и плакаты. С этого же периода художница начала работать над графическими сериями пейзажей старой Москвы и Загорска (ныне Сергиев Посад). В последующие годы Т. А. Маврина увлеклась рисованием ландшафтов и старинных городов средней полосы России. Путешествуя по русским городам, художница вновь открывала для себя мир народного творчества, с которым она была знакома с детства. Т. А. Маврина делала копии лубков, прялок, игрушек, расписывала туески, старинной формы бутылки и подносы.


Москва военная / Татьяна Маврина


Москва военная / Татьяна Маврина


Москва военная / Татьяна Маврина


Москва военная / Татьяна Маврина


Москва военная / Татьяна Маврина


Москва военная / Татьяна Маврина

В 1959 г. в Москве состоялась первая персональная выставка художницы.


Татьяна Маврина. Морозко, Детгиз, 1956 год


Татьяна Маврина. Морозко, Детгиз, 1956 год


Татьяна Маврина. Морозко, Детгиз, 1956 год


Автограф Татьяны Мавриной


За тридевять земель / художник Т. Маврина, 1970


За тридевять земель / художник Т. Маврина, 1970


За тридевять земель / художник Т. Маврина, 1970


За тридевять земель / художник Т. Маврина, 1970


Татьяна Маврина / Юрий Коваль. Снег. 1985 год


Татьяна Маврина, 1963 год


Татьяна Маврина, 1974 год


Татьяна Маврина, 1960 год


Татьяна Маврина / Юрий Коваль. Журавли. 1983 год

За свои труды Татьяна Алексеевна Маврина удостоилась звания заслуженного художника РСФСР (1981).

В конце 1980-х и в 1990-е гг. главной темой в творчестве Т. А. Мавриной стали цветы. Чаще всего художница создавала натюрморты с цветами на окне.

Собранную ею (вместе с мужем, Н. В. Кузьминым) коллекцию икон и предметов декоративно-прикладного искусства передала в Отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и в Музей А. С. Пушкина (Москва).

В 2019 году Нижегородской государственной областной детской библиотеке (г. Нижний Новгород, ул. Звездинка, дом 5) присвоено имя Татьяны Алексеевны Мавриной.

Читайте также: