Состав алфавита и принцип русской графики сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Графика – это раздел лингвистики, который рассматривает технику письма. Основным предметом графики является совокупность, система букв и их значений. Графика изучает и другие письменные знаки – знаки пунктуации, ударения, апостроф. Графика рассматривает отношения между звуками и буквами. Русская графика отвечает на вопросы: а) каков принцип русского письма; б) как обозначается мягкость на письме; 3) как обозначается звук [j]. Графика обозначает письменную речь, но при этом она тесно связана с фонетикой, т.е. с устной речью. Основной единицей устной речи является звук, письменно речи - буква.

Совокупность букв, встраиваемая вне речи в определенном традиционном порядке, называется алфавитомили азбукой (алфавит – альфа и бета (греч.), азбука – аз и буки (слав)). Современный русский алфавит существует на Руси с 988 г. авторами алфавита были братья Кирилл и Мефодий. Они жили в 19 веке. Азбука была создана для славянских народов (отсюда и название азбука и кириллица).

В широком смысле алфавит – это совокупность графических знаков - букв, которыми пользуются при письме на определенном этапе существования языка. Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Каждая русская буква имеет две разновидности по семантической функции – прописная, или заглавная, буква и строчная, или маленькая, а так же несколько таких разновидностей, которые можно условно назвать стилистическими, - печатные и письменные буквы, причем те и другие имеют вариации, например, современные печатные буквы могут стилизоваться под кириллицу в первоначальном виде, письменные буквы могут быть каллиграфическими. За исключением букв алфавит имеет очень строгую последовательность. Этот строгий порядок следования букв имеет практическую задачу, т.к. все типы справочников создаются по алфавиту. Причем учитываются не только первая буква, но и последующие.

Современный русский алфавит имеет своей основой кириллическую азбуку, буквами которой писались старославянские и древнерусские книги и грамоты (документы). На протяжении веков часть кириллических букв была утрачена, например юс малый и юс большой, ять и десятиричное, ижица и др., часть же букв несколько изменила прежние очертания. В разные времена дополнительно к модификациям знаков кириллической азбуки были введены лишь три буквы и, э, е.

Буквы русского алфавита разделяются на согласные и гласные и такие, которые не входят в эти два разряда. Две буквы (ь, ъ) не являются ни согласными, ни гласными, так как они не обозначают вообще никаких звуков, а лишь уточняют звуковое значение рядом стоящих букв.

Вопрос 31. Фонематический принцип русской графики. Позиционный принцип русской графики

Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

Русская графика опирается на два основных принципа - фонематический и позиционный.

Суть фонематического принципа русской графики сводится к тому, что буква обозначает не звук, а фонему. Но фонем в русском языке больше, чем букв. Сгладить такое несоответствие помогает другой принцип - позиционный (слоговой, буквосочетательный), который позволяет уточнить звуковое значение буквы посредством другой, следующей за ней.

Позиционный принцип русской графики является ее большим достоинством, так как благодаря ему вдвое сокращается на письме передача твердых и мягких согласных (например, в сербскохорватском языке имеются специальные буквы для обозначения мягких согласных: ж — мягкий л, ш — мягкий н). Позиционный принцип применяется для передачи твердости / мягкости согласных фонем и для обозначения lt;jgt.

Позиционный принцип для передачи твердости / мягкости согласных фонем реализуется следующим способом:

на конце слова мягкость согласного обозначается мягким согласным, а твердость - пробелом: уголь_- угол_;

мягкость согласного перед твердым согласным передается мягким знаком: вольна - волна;

мягкость и твердость согласного перед гласными различается с помощью этих гласных: однозначные буквы указывают на твердость согласной фонемы, а многозначные гласные - на мягкость: мэр, мор, лук, лак, лыко, но мел, мёл, мил, мял.

Вопрос 32,33. Обозначение на письме фонемы (j)

Например: ель [jэл’], моешь [моjьш], объезд [абjэст], ёж [jош], твоё [mвajo], старьё [cmap’jo], юла [jула], мою [Mojy], бью [бjy], ясень [j ас’ьн’], маяк [маjак], дьяк [д’jак], воробьи [въраб 'juj.

Например: май - майка, чай - чайка.

• Отступления от слогового принципа: ЙОд, маЙОр, булЪОн

Парные твердые и мягкие обозначаются одной и той же буквой. Твердость обозначается гласными а, о, у, ы, э. Мягкость согласной перед гласной обозначается буквами я, ё, ю, и. Буква е может обозначать и твердые, и мягкие предшествующие согласные. На конце слова мягкость передается с помощью ь. Перед согласной мягкость согласной фонемы обозначается ь, а твердость – второй согласной: банька - банка. После согласных перед пишутся разделительные ъ, ь, которые служат для уточнения значения следующих за ними букв я, ю, е, ё, и, но не указывают на твердость/мягкость предшествующей согласной

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Русская графика. Состав русского алфавита. Буквы и звуки. Основные принципы русской графики. Русская орфография, ее принципы. Слитные, дефисные и раздельные написания в русском языке. Правила переноса слов. Правила употребления прописных и строчных букв.

Русская графика

Графикойназывается совокупность средств, используемых для письменной фиксации речи. Главными средствами рус­ской графики являются буквы, объединенные в алфавит. Буква — это письменный или печатный графический знак, служащий для передачи звуков на письме. Графика определя­ет способы обозначения звуков на письме и звуковое значение каждой буквы.

Кроме букв, используются также небуквенные графи­ческие средства: пробелы между словами, черточка (дефис), знак ударения, апостроф, знак параграфа и некоторые дру­гие.

Состав русского алфавита

Гласными буквами обозначаются на письме гласные звуки Гласных букв в русском алфавите 10: а, о, у, э, и, ы, а также е, ё, ю, я.

Буквы ъ и ь, которые никаких звуков не обозначают, назы­ваются безгласными. Они используются как раздели­тельные знаки, отделяющие йотированную букву от согласно­го. Кроме того, буква ь используется для обозначения мягкости предшествующего согласного (молмоль), а также в правописании для разли­чения типов склонения (мышь — 3-е склонение, ср.: шалаш — 2-е склонение) и некоторых грамматических форм (идёшь — 2-е л. ед. ч. изъявительного наклонения; ешь — повелительное наклонение).

Буквы и звуки

В составе современной русской графики лежит алфавит, изобретенный для славянской письменности и тщательно разработанный для старославянского языка, который около тысячи лет назад являлся литературным языком всех славянских народов. Вполне естественно, что старославянский алфавит не мог полностью соответствовать тогдашней звуковой системе русского языка. В частности, в старославянском алфавите были буквы для обозначения таких звуков, каких не было в русском языке, например: [юс большой], [юс малый]. Так возникло расхождение между устным языком и письменным.

За тысячелетний период своего существования русская графика подвергалась лишь частичным усовершенствованиям, в то время как звуковая система живого русского языка непрерывно, хотя не всегда заметно, изменялась. Вследствие этого взаимоотношения между русской графикой и звуковой системой русского языка к нашему времени оказались лишенными полного соответствия: не все произносимые в различных фонетических положениях звуки обозначаются на письме особыми буквами.

Звук и буква

Звук — это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. Буква является графическим обозначением звука на письме, то есть некоторой совокупностью линий, рисунком.

В отличие от других языковых единиц (морфемы, слова, словосочетания, предложения) звук сам по себе не имеет значения. В то же время существование звуков неразрывно связано со значимыми единицами. Функция звуков в языке нацелена на обеспечение возможности общения между людьми и сводится к формированию и различению морфем и слов.

Определяя различительную способность звуков, важно понять, в каких позициях они встречаются. Позицией называются условия произношения звуков, задаваемые их положением по отношению к соседним звукам, к ударному слогу, к началу/концу слова. Различать слова (морфемы) могут лишь те звуки, которые обладают способностью встречаться в одной позиции. Разница в произношении таких звуков замечается носителями языка в отличие от остальных звуковых особенностей.

Русский алфавит называется кириллическим и насчитывает 33 буквы. Для обозначения согласных звуков используется 21 буква: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. 10 букв служат для обозначения гласных звуков: а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е. Существуют еще 2 буквы, которые не обозначают звуков: ъ, ь.

Между фонетическим и графическим обликом слова может быть зеркальное соответствие: [том] том. Однако такое соответствие необязательно: в слове [п’ат’] три звука, а записывается оно четырьмя буквами – пять.

Основные принципы русской графики

Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад), 2) [с'] (сюда, сядь), 3) [з] (сдача, сбор), 4) [з'] (косьба, сделка), 5) [ш] (сшить), 6) [ж] (сжать).

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении.

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук.

Ко второй группе относятся буквы: я [ja], ю [jy], е [jэ], ё [jo].

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч'], а буква ц - твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее.Слоговой принцип русской графики (это название, несмотря на довольно частое его использование, следует признать условным, т. к. при определении способа обозначения звука или звукового значения буквы прежде всего учитывается ближайшее окружение, а не весь слог, др. название - буквосочетательный) заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. Например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Объектом изучения является графика, алфавит и принципы русской
графики.
Предметом является соотношение между фонемами и графемами, передача на письме фонемного состава слов и морфем и каким образом передается на письме твердость и мягкость согласных.

Содержание

1 Введение. 3
2 Графика. Алфавит………………………………………………………4
3 Качественные и количественные отношения между буквами и звука-ми…………………………………………………………………………..5
4 Принципы русской графики…………………………………………. 6
5 Заключение……………………………………………………………. 8
5 Список литературы……………………………………………………..9

Прикрепленные файлы: 1 файл

графика.Алфавит. docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего

профессионального образования

"Алтайская государственная педагогическая академия"

ФГБОУ ВПО "АлтГПА"

Кафедра дошкольного и дополнительного образования

Реферат

по дисциплине "Практический курс русского языка"

Графика. Алфавит. Принципы русской графики

Выполнила студентка

группы з732ПД Гутяр Анна________

Научный руководитель

кандидат филологических

наук доцент

Утробина Татьяна

Георгиевна____________

Содержание

1 Введение. . . . 3

2 Графика. Алфавит………………………………………………………4

3 Качественные и количественные отношения между буквами и звуками…………………………………………………………… ……………..5

4 Принципы русской графики…………………………………………. 6

5 Заключение…………………………………………………… ………. 8

5 Список литературы…………………………………………………… ..9

Введение

Объектом изучения является графика, алфавит и принципы русской

графики.

Предметом является соотношение между фонемами и графемами, передача на письме фонемного состава слов и морфем и каким образом передается на письме твердость и мягкость согласных.

С помощью графики мы передаем звуковые единицы во всех словах и морфемах, независимо от положения в слове. Графика описывает соотношение между буквами и фонемами в тексте. Фонема является минимально звуковой единицей языка. Каждый звук является представителем фонемы.

Буквы на письме обозначают фонему, а не звук. То есть буква - это всего лишь графическое средство. Таким образом, алфавит - это совокупность графических знаков, которые расположены в определенном порядке. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. В алфавите существуют гласные, согласные и безгласные (буквы не имеющие звука). Гласные можно разделить на два типа: 1) Буквы называются тем звуком, который они обозначают а, и, о, у, ы, э. 2) названия букв состоят из гласного звука и предшествующего ему согласного [j]: это буквы е /jе/, ё /jо/, ю /jу/, я /jа/ - их еще называют йотированными гласными буквами;

Согласные подразделяются на четыре типа: 1) названия букв б,в г,д, ж,з,п,т,ц,ч состоят из твердого согласного звука и следующего за ним [э]: [бэ], [вэ] и т.д.; 2) названия букв л,м,н,р,с,ф состоят из соответствующего звука и предшествующего [э]: [элʼ], [эм] и т.д.; мягкость согласного в названии буквы л, объясняется тем, что в латинице ей соответствует l, а в названии русской буквы "полумягкий" l заменился мягким [лʼ]; 3) названия букв к,х,ш,щ, состоят из согласного звука соответствующего букве и последующего звука [а]: [ка], [ха], [ша], [ща]; 4) буква й называется "и краткое" и обозначает фонему /j/.

На письме фонема /j/ обозначается тремя способами, в зависимости от той позиции, которую она занимает в слове. Если она стоит в начале слова перед гласной, то фонема /j/ с последующей гласной фонемой /а/, /у/, /э/, /о/обозначается буквами я, ю, е, ё.

После согласной перед гласной фонема /j/ вместе с последующей гласной обозначается буквами я,ю,е,ё перед которыми пишется разделительный ь или ъ.

После гласной перед согласной и на конце слова /j/ обозначается буквой й: например в словах стройка, сарай, чайник, мой.

В заимствованных словах й может обозначать /j/ и перед гласной, в таких словах, как йод, йогурт, майор. Так передается /j/ в начале слова и после гласной. После согласной сочетание фонем /jо/ передается буквами ьо: бульон, почтальон.

Обозначение твердости/мягкости согласных на письме

Парные твердые и мягкие фонемы на письме обозначаются одной и той же буквой, кроме фонем /ц/ и /чʼ/.

Твердость и мягкость согласных определяется на письме с помощью гласных, стоящих после них. Твердость определяется буквами а,о,у,ы,э,. Мягкость согласной перед гласной определяется буквами я, ё,ю,и. На конце слова мягкость обозначается буквой ь.

После согласных перед /j/пишутся разделительные ъ и ь , они служат для уточнения значения следующих за ними бука.

Также при письме мы используем небуквенные графические средства, к ним относятся: знак ударения, дефис, знаки препинания и пробелы между словами.

Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются качественные и количественные отношения.

Одна и та же буква может обозначать различные звуки, это связано, например, с изменением произношения гласных в безударных слогах или с уподоблением согласных по разным признакам. Один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами. Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

1. Одна буква может обозначать один звук: шов [шоф]. Это происходит тогда, когда гласный стоит после непарного по твёрдости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буква о в слове стол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о], но и твёрдость согласного [т].

2. Одна буква может обозначать два звука: яма [й’́ама] (буквы я, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков).

3. Буква может не иметь звукового значения: местный [м’́эсный’] (непроизносимый согласный), мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твёрдости / мягкости согласных).

4. Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [б́ан’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова).

5. Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буква яобозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

6. Две буквы могут обозначать один звук: моется [м́оица], нёсся [н’́ос’а].

Принципы русской графики

Графическая система языка - это сложное системное явление, которое основывается на нескольких основных принципах.

Фонематический принцип заключается в том, что одна и та же буква обозначает фонему в различных позициях. Этот принцип проявляется, когда слабую позицию фонемы, можно проверить сильной позицией в той же морфеме. Так же этот принцип определяет передачу мягких согласных на письме, но буква ь определяет не мягкость звука, а мягкость фонемы.

Морфематический принцип, заключается в соблюдении единого написания морфем. Это имеет значение при передачи фонемного состава слова, когда одна и та же морфема имеет разный фонемный состав в разных словах. Суть этого принципа заключается в том, что для сохранения графического единообразия одних и тех же морфем фонетические чередования не передаются.

Позиционный принцип связан с тем, как обозначаются фонемы на письме. Смысл позиционного принципа графики в том, что фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции. Этот принцип проявляется только тогда, когда буква многозначна. Этот принцип связан с обозначение фонемы /j/ и обозначением твердости/мягкости согласных фонем.

Понятие о графике. Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом.

Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, то есть письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. На следующем этапе развития письма – в идеографии – рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак – иероглиф. При таком письме начертания передают не слова, а значения слов. Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь расчленяется на звуки, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков – букв. Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями – буквами, называется звуковым или речевым. Русское письмо – звуковое. Однако в нем есть элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, пиктографические знаки (+, - , Х, D и т.д.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы межу словами, кавычки, вопросительный знак и др. Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения слов. Краткие сведения по истории русской письменности. Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом или азбукой. Алфавит – это система букв, передающих звуки или фонемы языка. Почти все известные алфавитные системы письма имеют общее происхождение: они восходят к семитскому письму Финикии, Сирии, Палестины II тысячелетия до нашей эры.

ПИСЬМЕННОСТЬ. Но сначала напомним об одном феномене, который всё же дает право на объединение орфографии и пунктуации. Речь идёт о феномене письменности, письменной речи.Основной формой бытования языка и в плане синхроническом, и в плане диахроническом является устная речь. Письменная форма появляется гораздо позднее, на уровне сравнительно высокого развития цивилизации. Но именно благодаря письменности цивилизация и получает огромный толчок в развитии, приобретая возможность фиксации и передачи опыта, сохранения информации - а значит, её обработки и совершенствования. Она соответствует развитым формам социальной дифференциации - поэтому есть и бесписьменные языки у этносов, живущих замкнутой жизнью вне современных цивилизационных форм.

ИСТОРИЯ ПИСЬМА. Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Современное письмо на различных этапах развития имело различные формы и виды и по-разному соотносилось со звуковым языком.

Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков - букв.

Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями - буквами, называется звуковым или речевым.

Русское письмо - звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, математические знаки (+, - , ×, : , Δ и т.п.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.




Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм литературного языка. Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической системой языка, так и орфографической.

Основная единица - графема (буква). Она – не обязательно звук. Может быть два звука, может быть лишь признак звука. Основу графики составляет алфавит - совокупность расположенных в определённом порядке графических знаков. Современный русский алфавит есть модификация кириллицы.

ЗНАЧЕНИЕ БУКВ. Значение буквы - это её соотношение с передаваемой ею фонемой и к реальной семантике, понятно, отношения не имеет. Типы значений классифицируются по разным основаниям. Первая классификация связана с количеством фонем, сочетаний фонем, которые передаёт та или иная буква. Буквы бывают однозначными и неоднозначными.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ. Однозначные - А Э О У Ы. Многозначные - Е Ё Ю И Я. СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ Однозначные - Ж Ш Ч Щ Ц Й Многозначные - Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х.
Ъ - однозначная. Ь - многозначная.

В свою очередь, на фонетику опирается другая классификация букв по типам значений. А.Н. Гвоздев говорит о том, что, когда О обозначает [ А ] в словах типа БОЛЬШОЙ, ВОДА, это значение будет ВТОРОСТЕПЕННЫМ. Получается, что фонематически О всё же остаётся однозначной, а фонетически приобретает еще одно, второстепенное значение. Точно так же, скажем, для Б - двузначность, так как означает /Б/ и /Б‘/, но при этом - на фоне основных двух значений присутствуют еще и два второстепенных - /П/ и /П ‘/. Таким образом рассуждает и А.И. Моисеев, который объединяет две классификации в одну; первое основное значение он называет алфавитным (как буква называется в алфавите - ЙА), второе основное значение он называет графическим, так как оно зависит лишь от буквосочетаний, то есть от слогового принципа русской графики, а третье, второстепенное, фонетическое, - он называет орфографическим, поскольку оно возникает уже лишь в орфографии, а не в графике.

В более строгой классификации второстепенные значения делятся на системные и асистемные (обязательные фонетические процессы или всего лишь орфоэпические варианты типа ЖЫЛЕТЬ - ЖАЛЬ). Р. И. Аванесов говорил также о нулевых значениях типа СОЖНЦЕ.

Теория звуковых значений букв привлекательна тем, что связывает воедино, с одной стороны, фонетику и фонологию, а с другой стороны - графику и орфографию.

СЛОГОВОЙ ПРИНЦИП. Ведущим для русской графики считается так называемый слоговойпринцип. Его суть в том, что в русской графике в качестве единицы чтения и письма выступает не отдельная буква, а целый слог, называемый силлабема. Действительно, оставаясь в пределах отдельно взятой буквы, невозможно выявить её значение - М может обозначать и /М/ и /М'/; Я - аналогично и /ЙА/ и /*А/, что выясняется лишь в пределах слога. В русском языке представлены две разновидности слогового принципа.

Первая разновидность связана с обозначением дифференциального признака твёрдости/мягкости согласных фонем. В русском языке отсутствуют специальные буквы для обозначения мягких фонем, а дифференцировать их надо. Это и осуществляет идущая за ним гласная. ПЕНА- ПЕНЯ.Кстати, еще Л.В. Щерба отмечал, что в русском языке удобнее обозначать и твёрдый, и мягкий согласный одной буквой, потому что они часто чередуются друг с другом в разных формах одного и того же слова: СОСЕДА - СОСЕДЯМ,


Согласная буква не обозначает ни твёрдости. Ни мягкости, последние признаки обозначены гласной буквой: их соединение похоже на соединение в пазах.

Слоговой принцип, будучи основным, всё же имеет ряд отступлений, связанных с историческими. Традиционными особенностями русского письма, а также с фонетическими причинами. Именно тогда в графику, чтобы преодолеть её бессилие в устранении нежелательной вариантности, вмешивается орфография.

А) В частности, непарные по мягкости согласные не нуждаются в специальном обозначении мягкости на письме. Поэтому при Щ возможны и А,

и Я - грубо говоря, нет разницы, которую букву выбрать. Поэтому у нас есть и смягчающие варианты - ЖИ/ШИ, и несмягчающие варианты ЧА/ЩА.

B) Отражение йота в заимствованных словах - ЙОД, ЙОГ, но, напротив, БУЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН (в сравнении с ЛЬЁШЬ).

C) Колебания Е и Э в заимствованных словах - ТЕНДЕНЦИЯ -отвердение произношения согласного перед Е. Но это, по сути, не графическая, а орфоэпическая проблема.

Его недостатки -, затемнение морфемной структуры слова при передаче йота: САРАЙ - САРАЯ (вместо логичного САРАИ-А, или - ЗАЗЕМЛЕНИ-Е, вместо ЗАЗЕМЛЕНИЙ-Э).

ЛЕКЦИЯ 1. Графическая система русского языка.

История письма.

Понятие графемы.

Значение букв. Фонемный принцип графики.

Слоговой (позиционный) принцип русской графики

ПИСЬМЕННОСТЬ. Но сначала напомним об одном феномене, который всё же дает право на объединение орфографии и пунктуации. Речь идёт о феномене письменности, письменной речи.Основной формой бытования языка и в плане синхроническом, и в плане диахроническом является устная речь. Письменная форма появляется гораздо позднее, на уровне сравнительно высокого развития цивилизации. Но именно благодаря письменности цивилизация и получает огромный толчок в развитии, приобретая возможность фиксации и передачи опыта, сохранения информации - а значит, её обработки и совершенствования. Она соответствует развитым формам социальной дифференциации - поэтому есть и бесписьменные языки у этносов, живущих замкнутой жизнью вне современных цивилизационных форм.

ИСТОРИЯ ПИСЬМА. Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Современное письмо на различных этапах развития имело различные формы и виды и по-разному соотносилось со звуковым языком.

Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков - букв.

Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями - буквами, называется звуковым или речевым.

Русское письмо - звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, математические знаки (+, - , ×, : , Δ и т.п.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.

Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм литературного языка. Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической системой языка, так и орфографической.

Основная единица - графема (буква). Она – не обязательно звук. Может быть два звука, может быть лишь признак звука. Основу графики составляет алфавит - совокупность расположенных в определённом порядке графических знаков. Современный русский алфавит есть модификация кириллицы.

ЗНАЧЕНИЕ БУКВ. Значение буквы - это её соотношение с передаваемой ею фонемой и к реальной семантике, понятно, отношения не имеет. Типы значений классифицируются по разным основаниям. Первая классификация связана с количеством фонем, сочетаний фонем, которые передаёт та или иная буква. Буквы бывают однозначными и неоднозначными.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ. Однозначные - А Э О У Ы. Многозначные - Е Ё Ю И Я. СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ Однозначные - Ж Ш Ч Щ Ц Й Многозначные - Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х.
Ъ - однозначная. Ь - многозначная.

В свою очередь, на фонетику опирается другая классификация букв по типам значений. А.Н. Гвоздев говорит о том, что, когда О обозначает [ А ] в словах типа БОЛЬШОЙ, ВОДА, это значение будет ВТОРОСТЕПЕННЫМ. Получается, что фонематически О всё же остаётся однозначной, а фонетически приобретает еще одно, второстепенное значение. Точно так же, скажем, для Б - двузначность, так как означает /Б/ и /Б‘/, но при этом - на фоне основных двух значений присутствуют еще и два второстепенных - /П/ и /П ‘/. Таким образом рассуждает и А.И. Моисеев, который объединяет две классификации в одну; первое основное значение он называет алфавитным (как буква называется в алфавите - ЙА), второе основное значение он называет графическим, так как оно зависит лишь от буквосочетаний, то есть от слогового принципа русской графики, а третье, второстепенное, фонетическое, - он называет орфографическим, поскольку оно возникает уже лишь в орфографии, а не в графике.

В более строгой классификации второстепенные значения делятся на системные и асистемные (обязательные фонетические процессы или всего лишь орфоэпические варианты типа ЖЫЛЕТЬ - ЖАЛЬ). Р. И. Аванесов говорил также о нулевых значениях типа СОЖНЦЕ.

Теория звуковых значений букв привлекательна тем, что связывает воедино, с одной стороны, фонетику и фонологию, а с другой стороны - графику и орфографию.

СЛОГОВОЙ ПРИНЦИП. Ведущим для русской графики считается так называемый слоговойпринцип. Его суть в том, что в русской графике в качестве единицы чтения и письма выступает не отдельная буква, а целый слог, называемый силлабема. Действительно, оставаясь в пределах отдельно взятой буквы, невозможно выявить её значение - М может обозначать и /М/ и /М'/; Я - аналогично и /ЙА/ и /*А/, что выясняется лишь в пределах слога. В русском языке представлены две разновидности слогового принципа.

Первая разновидность связана с обозначением дифференциального признака твёрдости/мягкости согласных фонем. В русском языке отсутствуют специальные буквы для обозначения мягких фонем, а дифференцировать их надо. Это и осуществляет идущая за ним гласная. ПЕНА- ПЕНЯ.Кстати, еще Л.В. Щерба отмечал, что в русском языке удобнее обозначать и твёрдый, и мягкий согласный одной буквой, потому что они часто чередуются друг с другом в разных формах одного и того же слова: СОСЕДА - СОСЕДЯМ,


Согласная буква не обозначает ни твёрдости. Ни мягкости, последние признаки обозначены гласной буквой: их соединение похоже на соединение в пазах.

Слоговой принцип, будучи основным, всё же имеет ряд отступлений, связанных с историческими. Традиционными особенностями русского письма, а также с фонетическими причинами. Именно тогда в графику, чтобы преодолеть её бессилие в устранении нежелательной вариантности, вмешивается орфография.

А) В частности, непарные по мягкости согласные не нуждаются в специальном обозначении мягкости на письме. Поэтому при Щ возможны и А,

и Я - грубо говоря, нет разницы, которую букву выбрать. Поэтому у нас есть и смягчающие варианты - ЖИ/ШИ, и несмягчающие варианты ЧА/ЩА.

B) Отражение йота в заимствованных словах - ЙОД, ЙОГ, но, напротив, БУЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН (в сравнении с ЛЬЁШЬ).

C) Колебания Е и Э в заимствованных словах - ТЕНДЕНЦИЯ -отвердение произношения согласного перед Е. Но это, по сути, не графическая, а орфоэпическая проблема.

Его недостатки -, затемнение морфемной структуры слова при передаче йота: САРАЙ - САРАЯ (вместо логичного САРАИ-А, или - ЗАЗЕМЛЕНИ-Е, вместо ЗАЗЕМЛЕНИЙ-Э).

Читайте также: