Сообщение о самом древнем храме подмосковья храм зачатия иоанна предтечи в городищах

Обновлено: 02.07.2024

Экскурсия в Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи – не только старейший памятник архитектуры Коломны, но и самое древнее каменное здание Подмосковья. Это место освоено еще в дославянские времена – тут существовало финно-угорское городище, которое сменилось вятичским поселением. В 1930-е годы была выдвинута гипотеза, что домонгольская Коломна находилась в Городищах, а после нашествия Батыя город перенесли на противоположный берег Коломенки. Бытовало также предание, что здесь располагалась загородная княжеская резиденция (в XII–XIII веках Коломна была уделом в составе Рязанского княжества). Однако археологически эти предположения не подтверждены. В архитектурном плане Иоанно-Предтеченский храм представляет собой необычайное явление: результатом многочисленных перестроек стало в целом гармоничное сочетание стилей разных эпох. Начало постройки каменной церкви в пригородном селе Городище, принадлежащем коломенским епископам, датируют 1307–1308 годами, т.е. временем правления Юрия Даниловича Московского. Есть гипотеза о существовании здесь монастырского комплекса 1330-х годов (времени правления Ивана Даниловича Калиты). Отсюда, возможно, и посвящение храма. По другой версии, дата постройки здания относится к середине или к концу XIV века. Однако в пользу ранней датировки говорит крайне архаичный облик памятника.

Достоверно известно, что Коломенская епархия была основана в 1353 году. Городищи первыми вошли в число кафедральных вотчин, тогда же здесь выстроили и загородную резиденцию владыки. В XVI веке основной объем Предтеченского храма был перестроен. К этому периоду относится возникновение изящного завершения всего здания церкви трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами. В XVII–XVIII веках были возведены шатровая колокольня и трапезная. Колокольня опирается на стены трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. В XIX веке трапезную значительно расширили. В результате многочисленных переделок в церкви оказалось три престола: центральный – во имя Зачатия святого Иоанна Предтечи, и два в трапезной – во имя святителя Николая Чудотворца и апостола Иакова, брата Господня.






Согласно многочисленным исследованиям, храм датируется началом XIV века. В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор. Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей.


Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм, при этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. Крещатый свод и техника кладки верха, сложенного из большемерного кирпича и хорошо вытесанных белокаменных блоков типичны для московской архитектуры начала XVI века, а кладка апсид и низа стен четверика из грубообработанных блоков местного известняка принадлежит более раннему времени.



Верхняя часть храма была перестроена в XVI веке из большемерного кирпича и гладкотесанного белого камня. При перестройке были упразднены угловые опоры внутри храма, помещение перекрыто крестчатым сводом, фасады сверху разделены лопатками по три прясла и завершены трифолями. Преобразования, произведенные в XVI веке, коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава — световая, две других, расположены на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах). Городищенская церковь имела на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству. Стены храма не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом.







К древней части храма с запада тогда же пристроена трапезная, церковь вновь перекрыли железом. Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII века, отличается упрощенностью форм и полным отсутствием декора. По традиции колокольня опирается на стену трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. В результате реконструкции храма в XIX веке трапезная была значительно расширена.









Теперь из трапезной перейдем в самую древнюю часть храма.









Предтеча представлен как человеко-ангел, с ангельскими крыльями, в облачении пустынника — звериной шкуре, как идеальный образец того самого аскетизма, которое стало распространяться преподобным Сергием Радонежским и его учениками. Примечательно, что в данном конкретном случае этот образ стоял пред лицом епископа в его загородном богомолье. На иконе святой Иоанн держит в левой руке свиток, который восходит к евангельским текстам об Иоанне, посланном в качестве предшественника Христа. Икона поступила в Третьяковскую галерею в 1935 году. До недавнего времени икона хранилась в запасниках ГТГ, а в настоящее время выставлена в основную экспозицию зала древнерусского искусства. В церкви, в трапезной, находится копия иконы.


Из деталей наружного убранства уцелел довольно большой (32 х 44 см) белый камень с рельефом, изображающим диковинного зверя, который был вставлен в северную стену храма налево от входа. Зверь изображен в движении вправо, одна из передних лап угрожающе поднята, что сообщает композиции определенную динамику. Раствор, на котором рельеф был вставлен в нишу стены, тождественен раствору кладки самой стены. Следовательно, он был вставлен при постройке храма. В настоящее время оригинал блока находится в Коломенском краеведческом музее, а на храме — гипсовая копия.




В советское время в конце 1930−х гг. храм был закрыт и разорен, Звонница, разрушена, колокола отправлены на переплавку. Старшее поколение села Городище до сих пор помнит те страшные дни, когда перед храмом комсомольские активисты разводили костры и жгли старинные иконы.



Реставрационные работы, проходившие в 1965—1969 гг. под руководством М.Б.Чернышева восстановили разрушенную в 30−х годах XX века звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Храм покрыт железом, главы — лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI века. В таком виде он представляет собой несколько усложненный вариант характерного для московского зодчества XVI века бесстолпного вотчинного и посадского храма.В 1993 г. храм возвращен верующим и до 1998 г. являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. В 1998 г. церковь св. Иоанна Предтечи получила статус приходской. В Светлое Христово Воскресение 2008 года окрестности огласил праздничный трезвон — на колокольню было поднято 5 колоколов, а к престольному празднику Зачатия Пророка и Крестителя Господня Иоанна в 2009 году на деньги благотворителей был отлит ещё один, самый большой колокол весом 25 пудов (более 400 кг).

Храм Иоанна Предтечи в Городищах (Коломна)4.jpg

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище (Иоанно-Предтеченская церковь) — православный храм в Коломне в районе Городище. Нижняя часть храма — самая древняя постройка, сохранившаяся на территории Московской области.

Содержание

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности.

От древней постройки XIV века до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика, не имеющие наружных лопаток и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка.

На стыке старой и более поздней кладок стен, из под штукатурки раскрываются белокаменные консоли, служившие ранее опорами для архивольтов закомар. Консоли по своему профилю и размерам совершенно аналогичны консольным блокам, найденным при исследовании Никольской церкви в селе Каменское Наро-Фоминского района.

В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор по форме аналогичных пилонам Никольской церкви села Каменское.

Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей и с аналогичной в плане церковью Николы в селе Каменское.

Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм, при этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее.

Верхняя часть храма была перестроена в XVI веке из большемерного кирпича и гладкотесанного белого камня. При перестройке были упразднены угловые опоры внутри храма, помещение перекрыто крестчатым сводом, фасады сверху разделены лопатками по три прясла и завершены трифолями.

Преобразования, произведенные в XVI веке, коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава — световая, две других, расположены на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах).

Организация внутреннего пространства древнего храма представляет интерес не только с точки зрения архитектурного решения, но и как образец средневекового мировоззрения и атмосферы, исполненной духовного аскетизма.

Из деталей наружного убранства уцелел довольно большой (32 х 44 см) белый камень с рельефом, изображающим диковинного зверя, который был вставлен в северную стену храма налево от входа. Зверь изображен в движении вправо, одна из передних лап угрожающе поднята, что сообщает композиции определенную динамику. Оригинал барельефа ныне находится в Коломенском краеведческом музее (инв. № 130), а на стене Предтеченского храма установлена его копия.

Учитывая всю полноту исследовательской работы и многообразие научных точек зрения в определении даты основания храма, можно выделить всю полноту концепций, основанных на изучении археологического, архитектурного и историко-культурногоконтекста.

В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором были раскрыты основания пристенных белокаменных опор (форма опор аналогична пилонам церкви села Каменского). Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI века подвергся перестройке более древний храм. Во время перестройки памятника большинство его консолей были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI века была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее.

Осенью 2008 г. исполняется 700 лет со дня его основания. Определение даты основания храма базируется на нескольких исследовательских концепциях. В этой области выделяются три направления, основанные на изучении археологического и историко-культурного контекста.

Следующее направление в вопросах датировки храма представлено в работах исследователя В.В.Кавельмахера. В 1978—1983 гг. ему удалось найти в Коломне архитектурные фрагменты собора, предшествовавшего храму, построенному св. Димитрием Донским (1379—1382 гг.).

Эта ситуация и военно-стратегический оборонный характер спешно возводимого сооружения во многом объясняют определенную спонтанность строительства, неправильность плана и грубую технику кладки, примененную мастерами при возведении храма.

С историей храма неотъемлемо связаны имена священников, сведения о которых частью дошли до наших дней. Известно, например, что в 1797 г. священником Предтеченской церкви был Петр Иванов. В приходе храма было 130 дворов. В 1887 г. священником был назначен Василий Платонович Покровский, которому на тот момент был 51 год. В том же году при храме была учреждена церковно-приходская школа, помещавшаяся в наемном доме. Заведующим школой вплоть до 1909 г. состоял сам священник — Василий Покровский. Последние 7 лет (с 1902 г.) попечительницей школы была жена коломенского купца А.Тембурская. Известно, что в школе к 1916 г. обучалось 46 мальчиков и 38 девочек, а в церковной библиотеке было 60 книг. С 1905 г. в Предтеченском храме служил протоиерей Родион Иванович Смирнов. В 1912 г. в священники храма села Городище был рукоположен Василий Сергеевич Соболев 29 лет. Он был не только настоятелем церкви, но и законоучителем в церковно-приходской школе.

В советское время в конце 1930−х гг. храм был закрыт и разорен, Звонница, разрушена, колокола отправлены на переплавку. Старшее поколение села Городище до сих пор помнит те страшные дни, когда перед храмом комсомольские активисты разводили костры и жгли старинные иконы.

В 1993 г. церковь Зачатия Иоанна Предтечи была передана верующим. 7 июня того же года, во время своего визита в Коломну, храм посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. До 1998 г. храм являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобрненева монастыря, а в 1998 г. – получил статус приходской церкви Коломенского благочиния. Ее настоятелем был назначен клирик Коломенского Успенского собора протоиерей Николай Никутин. Отец Николай прослужил в храме до 2008 г., а 15 января 2013 г. Господь призвал своего верного служителя в селения небесные. Погребен он за алтарем Иоанно-Предтеченского храма. В 2008 г. настоятелем храма становится священник Кирилл Сладков. В этом же году в церкви произошло долгожданное, радостное событие. После многолетнего молчания, в Светлое Христово Воскресенье над окрестностями снова разлился праздничный благовест. Новые колокола призывают прихожан на богослужение. В церкви стали проводиться специальные катехизаторские курсы для прихожан и паломнические поездки по святым местам.

За годы прошедшие с момента передачи здания храма Церкви очень многое удалось сделать его настоятелям, прихожанам и благотворителям. Храм, стоявший в запустении с 1936 г., ожил благодаря трудам очень многих неравнодушных православных христиан. Здание Церкви и территорию вокруг нее расчистили от завалов мусора и устаревших строительных лесов, стены внутри и снаружи обновили и покрасили. На средства общины и благотворителей приобреталась церковная утварь. А главное в стенах древнего храма снова зазвучала молитва верующих сердец ко Господу.

Работы по реставрации и благоустройству храма продолжались постоянно. Изготовлены резные иконостасы и напольные киоты. Коломенскими мастерами Муравлевым Б.Н. и Муравлевым Д.Б. были написаны иконы в традициях XIV в. Центральную часть храма украсили кованные подсвечники, бра, паникадило и аналой.

Устроены так же и необходимые бытовые условия: проведены газ, электричество, вода, канализация, отопление и телефонная линия. 6 октября 2008 г. в день Зачатия пророка Иоанна Предтечи состоялось торжественное празднование юбилейной даты — 700−летия со дня основания церкви. Торжества возглавил правящий архиерей Московской епархии – Владыка Ювеналий. А ровно через пять лет, 6 октября 2013 года, состоялось долгожданное Великое освящение отреставрированного храма. По благословению митрополита Ювеналия чин освящения и Божественную литургию совершил Преосвященнейший епископ Зарайский Константин.

С 2011 г. в храме уже два священника — помогает настоятелю клирик храма священник Андрей Андреев. В марте 2014 года указом Митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия священник Кирилл Сладков назначен на должность Благочинного Луховицкого церковного округа. А новым настоятелем древнего Иоанно-Предтеченского храма Владыка назначил священника Андрея Згонникова.

Храм живет и развивается. Своим чередом совершаются богослужения, возносятся молитвы под древними сводами.

Действует Воскресная школа для детей.

Устраиваютя паломничества по святым местам.

Древний храм, намоленный многими поколениями верующих людей, вдохновляет всех творить добрые дела во славу Божию, и на благо Его Святой Церкви.

Первоначально храм был одноглавым и имел угловые пилоны, на которых покоились подпружные арки. После перестройки верха (возведения крещатого свода) и демонтажа угловых пилонов здание фактически превратилось в бесстолпный посадский храм, типичный для московского зодчества XVI века. В настоящее время здание увенчано тремя барабанами и звонницей. Центральный барабан — световой, а два боковых — глухие. Колокольня имеет квадратное основание, восьмерик звона и шатёр со слухами. Трапезная — трёхчастная с крестовыми сводами.

Около северного входа в храм в стене на растворе XIV века закреплен резной белокаменный блок (по Н. Н. Воронину, на нём был изображен единорог, по С. В. Заграевскому — василиск). Характер резьбы на этом блоке восходит к стилю владимирских зодчих XII века. В настоящее время оригинал блока находится в Коломенском краеведческом музее, а на храме — гипсовая копия.

  • Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием, XIV век

Храм Иоанна Предтечи в Городищах (Коломна)0.jpg

В храме есть копия древней иконы.

Адрес: 140412 Московская обл., г. Коломна, ул. Городищенская д. 102а.

Храм в честь Зачатия Иоанна Предтечи открыт ежедневно с 8:00 до 17:00.

Расписание богослужений:

Богослужения совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням.

Вечернее богослужение начинается в 16:00, а Божественная литургия в 9:00.

Каждую пятницу в 16:00 в храме совершается молебен с акафистом Божией Матери и Святому Иоанну Предтече (кроме праздников и поминальных родительских суббот).

Молебны совершаются каждое воскресенье после окончания Божественной литургии (примерно в 10:30) по следующей схеме:

1-е воскресенье месяца – Благодарственный молебен.

2-е воскресенье месяца – Водосвятный молебен.

3-е воскресенье месяца – Молебен об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы.

4-е воскресенье месяца – Молебен об избавлении от недугов пьянства и наркомании.

Таинство Крещение и чинопоследование отпевания могут совершаться в любой день по договоренности.

Катехизаторские беседы перед совершением таинства Крещения проходят по субботам в 14:00.

Пресс-тур в Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь

Зосимова пустынь

Главные достопримечательности Серпухова, 3 часть

Виды городского округа Коломенское

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Контактная информация

Московская область, город Коломна, Городищенская улица, дом 102А.

55.100049, 38.725432
показать на карте

Один из древнейших храмов, сохранившихся на территории Московской области. От этого старинного сооружения до нас дошли стены четверика, алтарные апсиды и большой белый камень с изображением необычного животного, вопросы о происхождении которого обсуждаются по сей день.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Описание

Согласно исследованиям российского академика Сергея Заграевского, строительство храма датируется началом XIV века. А самые ранние письменные сведения о церкви содержатся в Писцовой книге 1577–1578 годов. Известно, что в XVIII веке храм был существенно перестроен.

В советское время в конце 1930−х годов храм был закрыт и разорен. После реставрации 1965–1969 годов зданию вернули предполагаемый облик XVI столетия. В 1993 году церковь была передана верующим.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище

Как проехать

На автомобиле по Новорязанскому шоссе до Коломны, при въезде с северной стороны возле стелы повернуть направо, затем налево, далее снова направо на Городищенскую улицу, далее прямо.

Читайте также: