Как сделать сообщение по биологии 6 параграфу 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

В пятом классе школьники приступают к изучению курса биологии. Темы этого года обучения преимущественно посвящены разделу ботаники – царству растений. А также внимание уделено изучению строения бактерий и её роли в жизни человека. Это интересный материал, но обилие новой информации вызывает у юных подростков затруднения в учебном процессе.

Систематизировать полученные на уроке знания поможет ГДЗ к учебнику по биологии для 5 класса В. В. Пасечника. В пособии даны правильные ответы ко всем заданиям книги – вопросам и упражнениям. Вся информация представлена в структурированном и детализированном виде, поэтому сборник пригодится каждому учащемуся. Решебник рекомендован для самостоятельной проверки выполненных заданий учениками, а также для подготовки домашней работы под контролем родителей.

Научные исследования проводят для того, чтобы изучить, описать или пояснить какое-то определенное явление, а также предложить новый метод в решении поставленной задачи (действий, ради которых и начинало проводиться это научное исследование).

№ 2. От чего зависит выбор методов в научном исследовании?

В работе все методы научного исследования органично дополняют друг друга и взаимосвязаны. Выбор какого-то определенного метода зависит, прежде всего, от специфики исследования, от плюсов и минусов самого метода, а также от того, какие результаты ожидается получить. Например, сравнительный анализ позволяет выделить причинно-наследственные связи, выстроить логическую цепочку.

Стр. 45. Вопросы после параграфа

№ 1. Какое значение имеют биологические исследования?

Биологические исследования являются основными методами анализа, которые применяются при исследовании живой материи. Они позволяют выяснить влияние разных факторов (температура, освещенность, влажность и т.д.) на живой организм.

№ 2. Какие этапы выделяют в научном исследовании?

В научном исследовании выделяют следующие этапы:

Наблюдение за изучаемым объектом или явлением;

Обобщение полученных результатов в результате наблюдения;

Разработка и проведение эксперимента;

Анализ и сравнение полученных результатов эксперимента;

№ 3. Что такое научный эксперимент? С какой целью он проводится?

Научный эксперимент – это наблюдение, которое производится в специально организованных и контролируемых условиях и позволяет установить, как все эти условия влияют на конкретный объект или явление. Он проводится для того, чтобы подтвердить или опровергнуть научные предположения, которые называются гипотезами.

№ 4. Почему в эксперименте проводят наблюдение как минимум за двумя группами объектов?

Две группы объектов выбирают, чтобы сравнить полученные результаты и сделать максимально точный вывод. Также наблюдение как минимум за двумя группами позволяет не только подтвердить предположения, но и опровергнуть их, подкрепляя надежной доказательной базой.

№ 5. Чем гипотеза отличается от закона или теории?

Гипотеза – это научное предположение, которое поясняет возможные причины определенных явлений и выдерживает проверку эмпирическими методами. В результате исследований она либо подтверждается и принимает статус закона, либо опровергается.

Закон является описанием неизменных регулярностей, которые происходят в природе постоянно (например, естественный закон или закон природы). Его свойства – необходимость возникновения при точно сформулированных условиях, периодичность.

Стр. 45. Подумайте

Чем эксперимент отличается от наблюдений?

Эксперимент является методом научного познания, для реализации которого объект погружается в искусственно созданные условия, а его поведение управляется экспериментатором. Цель его состоит в проверке гипотезы, в поиске новых фактов, которые бы смогли дать ответы на важные научные вопросы.

Наблюдение является методом познания, при котором наблюдающим изучаются и фиксируются свойства исследуемого объекта. При таком методе вмешательства в естественную среду минимальны, а выполнять наблюдение можно даже без специальных знаний и при отсутствии техники и оборудования.

Главным отличием эксперимента от наблюдений является способ взаимодействия с изучаемым объектом. Во время эксперимента происходит активное вмешательство в ход событий и их направление в нужное русло, тогда как при наблюдении наблюдатель стоит в стороне и только изучает объективные данные. Во время эксперимента подтверждается гипотеза, которая была сформулирована ранее. Во время наблюдения получают новые данные и собирают ранее неизвестную информацию.

Стр. 45. Задание

Цель данного эксперимента заключается в исследовании всех этапов процесса онтогенетического развития у органогенеза у гетеротрофных водных организмов в условиях космического полета. Также изучается и влияние микрогравитации на поведенческие реакции этих организмов. Все это необходимо для решения вопросов фундаментальной биологии, а именно для реализации в дальнейшем возможностей использовать водные организмы в качестве биологического звена, которое позволит обеспечить жизнедеятельность экипажей пилотируемых космических комплексов.

К основным научным задачам относят исследование поведения рыб в условии космического полета и изучение возможности продолжительного содержания их на борту орбитальной станции. Также во внимание берется разработка способов и методов культивирования водных организмов на борту космических аппаратов. В качестве объекта используются рыбы медака и личинки комара хирономиды.

Таблица 3. Влияние света на развитие листьев лука

Сделайте выводы о влиянии уровня освещённости на развитие листьев лука.

Луковицы в обеих баночках дали корни, которые практически ничем не отличаются. Листья же визуально значительно отличаются. У луковицы, которая прорастала в темноте, листья очень светлые, сильно вытянутые и слабые. Так произошло, потому что растению не хватало солнечного света, а значит, у него не было возможности полноценно фотосинтезировать. У луковицы, которая прорастала в месте, которое хорошо освещалось солнцем, крепкие, темно-зеленые и сочные листья. Благодаря тому, что всегда был доступ к свету, процесс фотосинтеза происходил активно без нарушений. При этом можно было наблюдать, что у лука, который рос в темноте, листья появились первыми и выросли быстрее.

Стр. 48. Задания для любознательных

План проведения эксперимента:

Внимательно изучить, что такое солевой раствор и каковы его свойства.

Соляной раствор должен быть насыщенным. Воды нужно брать из расчета 40 грамм соли на 100 грамм горячей воды.

Вода обязательно должна остыть, после чего ее нужно отфильтровать, процеживая через несколько слоев марли или фильтровальную бумагу.

Кристаллик соли, прикрепленный к леске, не должен касаться дна емкости.

Чтобы обеспечить рост кристаллов, нужно поставить емкость в темное место и соблюдать комнатную температуру.

Ни в коем случае нельзя передвигать или трясти емкость, так как можно нарушить естественный процесс образования кристаллов соли.

№ 2. Сформулируйте проблему исследования, интересную для вас. Предложите этапы этого исследования.

Мне интересно исследование дыхания растений. Как показывают наблюдения за растениями, они могут дышать. В процессе дыхания растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. Так же, как и все живые организмы на нашей планете, они получают энергию солнца, которая необходима для их жизнедеятельности. Интересно узнать, растение дышит определенными органами или нет? Этапы такого исследования могут выглядеть так:

Выдвижение гипотезы о том, что растения могут дышать отдельными органами, например, листьями, корнями или стеблями. Либо у них дышит только один орган.

Проведение эксперимента, для которого берется три прозрачные емкости. В первую емкость помещаются семена прорастающих растений, например, фасоли. Во вторую – корнеплоды моркови. В третью – свежесрезанные стебли растений с листьями. Емкости плотно закрываются и оставляются в темном месте. На следующий день нужно проверить изменения в составе воздуха во всех емкостях.

Анализ и сравнение результатов эксперимента. На стенках емкостей мы увидим пузырьки – конденсат, который образовался в результате дыхания растения.

Их применяют для того, чтобы лучше рассмотреть какой-нибудь объект, т.к. приборы содержат увеличительные стекла и увеличивают объект в несколько раз.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие увеличительные приборы вы знаете?

Ручная лупа, штативная лупа, оптический микроскоп, электронный микроскоп.

2. Что представляет собой лупа и какое увеличение она даёт?

Лупа — самый простой увеличительный прибор. Лупы бывают ручные и штативные.

Лупа состоит из ручки/штатива и увеличительного стекла, выпуклого с двух сторон и вставленного в оправу. Ручная лупа увеличивает предметы в 2—20 раз, штативная лупа в 10—25 раз.

3. Как устроен микроскоп?

Световой микроскоп состоит из тубуса, окуляра, одного или нескольких объективов, штатива, предметного стола с отверстием, винтов и зеркала. В зрительную трубку, или тубус, этого микроскопа вставлены увеличительные стекла (линзы). В верхнем конце тубуса находится окуляр, через который рассматривают различные объекты. Он состоит из оправы и двух увеличительных стёкол. На нижнем конце тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. К штативу. К штативу прикреплен тубус и предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Пользуясь световым микроскопом, можно видеть изображение объекта, освещенного с помощью этого зеркала.

4. Как узнать, какое увеличение дает микроскоп?

Чтобы узнать, насколько увеличивается изображение при использовании микроскопа, надо умножить число, указанное на окуляре, на число, указанное на используемом объекте.

Подумайте

Почему с помощью светового микроскопа нельзя изучать непрозрачные предметы?

В световом микроскопе присутствует предметный столик, в центре которого имеется отверстие и под ним зеркало. Такое строение микроскопа позволяет подсвечивать предмет снизу. Если поместить на предметный столик непрозрачный объект, то световой луч от зеркала не сможет пройти сквозь него, а значит мы не сможем изучить предмет.

Задания

Выучите правила работы с микроскопом.

Используя дополнительные источники информации, выясните, какие подробности строения живых организмов позволяют рассмотреть самые современные микроскопы.

Электронные микроскопы позволяют рассмотреть очень маленькие объекты. В них можно рассмотреть клетки живых организмов, строение клеток и их мельчайших частиц.

Иногда требуется не только увидеть в микроскоп строение поверхности предмета, но и узнать его пространственную форму. Как известно, для того, чтобы изображение предмета стало рельефным, т. е. объёмным, предмет нужно рассматривать одновременно двумя глазами. Для этой цели имеются специальные микроскопы с двумя объективами и двумя окулярами — так называемые бинокулярные микроскопы.

Большое и широкое развитие получила к настоящему времени и техника микроскопических исследований. Создано много различных вспомогательных приспособлений к микроскопу, которые позволяют более удобно его использовать и вместе с тем значительно расширяют возможности и области его применения.

К числу таких приспособлений относится препаратоводитель — устройство, с помощью которого можно плавно и непрерывно перемещать исследуемый объект в плоскости предметного столика микроскопа и получать тем самым возможность вводить в поле зрения микроскопа ту или другую интересующую исследователя часть изучаемого объекта.

К сожалению, как показали недавние исследования, растительная популяция очень сильно сократилась за последние триста лет. Причиной этого является безответственное и непростительное отношение людей к природе. Однако не стоит забывать, что продолжать своё существование на Земле без воздуха и кислорода мы не сможем. А ведь роль в выработке кислорода принадлежит именно растениям! Более того, атмосфера – воздушная оболочка Земли – образовалась в результате жизнедеятельности разительного мира.

Как известно, на нашей планете приблизительно пятьсот тысяч разновидностей растений. Самыми первыми одноклеточными растениями считаются простые водоросли и грибы, которые появились примерно два миллиарда лет назад. Наряду с водорослями и грибами появлялись и многоклеточные представители флоры. Развитие жизни на Земле, появление фауны и флоры, напрямую связаны с процессом фотосинтеза.

Растения меняются, тем самым объемы их тела перманентно увеличиваются. Клетки, существующие на стеблях и корневой системе, множатся без отдыха и функционируют в течение всего существования организма растения.

Многие виды растений имеют почти одинаковые способы питания. Они потребляют минералы из воды, в которой содержатся полезные элементы. Любопытен следующий факт: если у растения много корней, это означает, что они хорошо снабжают организм растения необходимыми веществами.

Чем же отличается любое растение от других живых организмов? Оно отличается возможностью фотосинтеза. В ходе фотосинтеза солнечный свет, вода и углекислый газ вступают в реакцию и образуют кислород, а также сложные органические вещества, такие, как белки и нуклеиновые кислоты. Процесс фотосинтеза происходит днём, когда светит солнце, в зелёных листьях и в водорослях. К фотосинтезу способны все организмы, у которых есть зеленый пигмент хлорофилл и желтые пигменты каротиноиды.

Более того, и после увядания растения участвуют в жизненных процессах. При разложении остатки растений выпускают углерод, который в виде углекислого газа растворяется в атмосфере. Кроме этого, при разложении формируется вода. Такие вещества важны для новых растений.

За всё существование флоры миллиарды растений отмирали и превращались в почву и ценные для человечества ископаемые. К ним можно отнести и каменный уголь, и торф, и нефть. В процессе эволюции образовалась фауна, которая живёт и развивается в связи с жизнедеятельностью растений.

Растения играют огромную роль в жизни человека и животного. Начнем с того, что в природе есть два известных всем газа. Это кислород и углекислый газ. Они находятся в своеобразном круговороте веществ. Люди и животные вдыхают кислород и выделяю углекислый газ. А растения наоборот. Помимо того, что с их помощью люди могут свободно дышать, зеленые поглощают лишнюю часть углекислого газа из атмосферы. Жизнь без растений не могла бы существовать. Поэтому люди стараются как можно больше сажать цветов, кустарников, деревьев и прочее. Они обустраивают парки и сады. Растения не только поддерживают определенный уровень здоровья, но и так сажем дают жизнь другим живым существам.

Мы должны заботиться о растениях и природе. Ведь они тоже заботятся о нас. Нужно ухаживать за ними, не забывать обогащать достаточным количеством воды и удобрений. Необходимо защищать их от выхлопных газов и других вредных веществ.

Помимо кислорода, растения дают нам продукты питания. Ведь люди питаются не только полуфабрикатами. Фрукты, овощи, зерновые культы и т.д. очень полезны для нашего организма.

Многие животные не могут питаться своими сородичами. Они кушают растения. Поэтому для зверюшек они также являются жизненно необходимым компонентом.

В последнее время общество все чаще и больше начинает вырубать леса и строить различные здания. В связи с этим происходит глобальное загрязнение воздуха. Поэтому люди, стараясь его восполнить, покупают комнатные растения и цветы, делают маленькие грядки на подоконниках и т.д. И немаловажным является то, что никто не считает это глупым или странным. А наоборот очень даже красивым.

Растения являются важным составляющим в жизни человека и животного. Кислород, продукты питания, сырье для промышленности. Все это дают нам зеленые. Очень важно заботиться об их охране. И самое главное не забывать какую огромную роль они играют в наших жизнях.

Вариант №3

Мы все знакомы с царством растений. Тяжело представить даже городскую жизнь без парков, зеленых деревьев, лесов и полей. Помимо красоты, которую нам дарят растения, они помогают в очищении загрязненного воздуха и в выращивании продуктов, пригодных для питания. В основном выделяют три формы растений: деревья, кустарники, а также травянистые растения.

Деревья, самые могучие растения. Дерево – это растение, принадлежащее к высшей категории. Оно имеет несколько частей и является одним из самых сложных представителей растительного мира. Длина ствола составляет несколько метров, а чтобы вырастить настоящее дерево потребуется не один десяток лет. Каждый год деревья немного вырастают, у них увеличивается диаметр ствола, вырастают новые побеги. Деревья в природе существуют совершенно разные, их форма зависит от вида, климата, и условий. К примеру, лиственные деревья имеют округлую форму, а хвойные форму конуса. Листья хвойных деревьев (иголки) испаряют намного меньше влаги, поэтому зимой остаются на деревьях. А лиственные же, напротив, регулярно теряют листья. Деревья необходимы для жизни. Из них производят мебель, создают музыкальные инструменты, используют при строительстве домов и коттеджей, а также для изготовления посуды, и всем необходимой бумаги.

Предполагают, что в целом на Земле около более 350-ти тысяч видов растений.

Различного рода растения используют и в фармацевтической деятельности. Раньше из целебной травы готовили отвары, сейчас же можно купить в аптеке высушенные листья ромашки, шалфея, и других целебных трав, заварить их кипятком и получить чайный напиток, богатый полезными веществами. Экстракты различных растений добавляют и в таблетки.

Растения

Нельзя не отметить, что растения играют огромную роль в питании человека. Мы привыкли, что получаем витамины из овощей и фруктов. Это действительно так. Овощи и фрукты являются рекордсменами по наличию полезных веществ, необходимых организму, для правильного роста и развития. Даже если возьмем авокадо, это настоящая сокровищница уникальных веществ, которые нужны организму. Для правильного роста крепких костей детям дают молоко, творог и продукты, богатые кальцием. Для производства молока необходима корова, которая питается травой, то есть продуктом растительной среды. Следовательно, делаем вывод, что без растений корова не сможет производить молоко, и выживать в мире. Если не будет коров, зайцев, коз и других животных, нечем будет питаться диким животным. Без животных и без растений человек не сможет питаться, и жить спокойной и здоровой жизнью. Поэтому растения играют начальную роль в жизни человека.

Некоторые растения являются настоящим богатством. К примеру, удивительная ягода Асаи, является самой полезной ягодой на планете. Это маленькая, круглая ягодка, а такому количеству витаминов, содержащихся в ней, можно позавидовать. Также все знают о невероятной пользе растения Алоэ Вера, которое может расти даже дома. Алоэ Вера помогает укрепить иммунитет, а ее сок и экстракт добавляют в средства для проблемной кожи. А нежареные какао бобы настолько удивительно влияют на человеческий организм, что помогают бороться с депрессией, а также содействуют для правильной работы мозга и вегетативной нервной системы.

Из всего сказанного, делаем вывод, что растения необходимы для здоровой, полной красок жизни. Растения помогают нашей планете развиваться, людям свободно дышать и питаться. Необходимо бережно относится к природе и растениям, ухаживать и не загрязнять растительную среду. Ведь наша планета, это наш дом, и мы должны ее оберегать.

2, 3, 5, 6 класс, по биологии

Растения

Растения

Давным-давно люди приметили, говоря о биологии, например, что если совместить два организма, то третий превзойдёт своих родителей. Оказывается, тот же принцип работает и в химии, поэтому историю появления сплавов можно считать незамысловатой.

Орел беркут – это хищная птица, которая является самой крупной среди всех орлов. Беркуты обитают в северном полушарии нашей планеты в горах. На открытых и полуоткрытых местностях эту птицу можно встретить, но очень в маленьком количестве.

Каштан относится к многолетним растениям, к семейству Буковые. Это декоративное цветущее дерево. Каштаны имеют красивую раскидистую крону, их используют для украшения скверов, парков и приусадебных участков.

Читайте также: