Чанза музыкальный инструмент сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Ча́нза или ша́нза - бурятский струнный щипковый инструмент. Близкородственный инструмент у монголов называется чанз.

Содержание

Строение

Оригинален внешний вид чанзы - очень длинная шейка с большими колками соединена с плоским овальным корпусом-резонатором, обтянутым, по традиции, змеиной кожей. Три шелковые или жильные струны (строй кварто-квинтовый) издают звук своеобразного тембра — дребезжащий, шуршащий, чуть стучащий.

Чанза в России была подвергнута реконструкции - в некоторых моделях была добавлена четвертая струна, разработано несколько разновидностей инструмента.

Роль чанзы в произведении

В оркестре чанзам чаще всего поручается роль аккомпанемента, но они выступают и с тематическим материалом, и с небольшим соло. В народной практике чанзой нередко сопровождается пение.

См. также

Литература

  • Куницын О. И. Бурятская музыкальная литература. Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство, 1986. Стр. 28, 29.
  • Музыкальные инструменты по алфавиту
  • Хордофоны
  • Щипковые музыкальные инструменты
  • Бурятская музыка
  • Монгольские музыкальные инструменты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Чанза" в других словарях:

Гвадиана река в Испании — (Guadiana, древний Анас) река в Испании; берет начало в провинции Сиудад Реаль, в болотистой местности на Кампо де Мантиаль; протекши немного на запад, ручей Гв. Альто теряется в обширной болотистой местности, но снова появляется дальше на 35 км… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Гвадиана, река — (Guadiana), древний Анас река в Испании; берет начало в провинции Сиудад Реаль, в болотистой местности на Кампо де Мантиаль; протекши немного на запад, ручей Гв. Альто теряется в обширной болотистой местности, но снова появляется дальше на 35 км… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бурятская музыка — Выступление группы Намгар. Бурятская музыка представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Б … Википедия

Музыка Бурятии — музыка (народная и профессиональная) народов, населяющих Бурятию. Содержание 1 Народная музыка 1.1 Бурятская народная музыка … Википедия

У каждого народа есть свои песни, танцы и народные инструменты для выражения своих чувств, душевного настроения. Культура Бурятии представляет собой соединение культур народов Европы и Азии. Свой вклад в культуру внесли многие племена и народы, на протяжении тысячелетий сменявшие друг друга на этой территории.

Раньше жизнь и быт разных народов были пронизаны родными напевами и наигрышами, во многих семьях были народные музыкальные инструменты. В настоящее время передача культурных национальных ценностей от поколения к поколению не такая как раньше. Радует, что во многих музыкальных школах республики, в частности, в которой занимаюсь я, есть отделение народных инструментов, где желающие дети могут в совершенстве освоить музыкальный инструмент, на котором когда-то играли их предки.

Я думаю, что о чанзе будет интересно узнать многим. В последнее время появился повышенный интерес к сохранению и возрождению национальных культур и традиций, общей культуры народа. Это обеспечивает каждому краю России свою самобытность и неповторимость, самоуважение народа, населяющего нашу огромную страну.

И именно чанзу мне хочется сравнить с балалайкой, потому что с балалайкой знакомы все. Мне хотелось бы, чтобы о чанзе знали, возможно не так как все о балалайке, но всё же. Как когда-то и я, придя в музыкальную школу три года назад, узнала об этом уникальном инструменте.

Объект исследования : музыкальные инструменты чанза и балалайка.

Предмет исследования : народные музыкальные инструменты: чанза и балалайка, их прошлое и настоящее.

Цель исследования : изучение особенностей национального бурятского инструмента чанзы в сравнении с балалайкой, их сходства и различия - сравнительная характеристика особенностей музыкальных инструментов.

  1. изучить и рассмотреть историю возникновения, развития и применение в современном мире.
  2. Исследовать строения инструментов, образование звука при игре.
  3. Сравнить инструменты.
  4. Проанализировать и обобщить полученные результаты .

Методы исследования : анализ, обобщение, классификация, сравнение, интервью .

История возникновения музыкальных инструментов и их развитие

Многие музыкальные инструменты могут иметь привычную и совсем необычную форму. Теоретики музыки умеют объяснить, почему национальные инструменты выглядит именно так. Более того, как и люди, инструменты тоже мигрируют и оказываются на соседних территориях. Формы инструментов позволяют понять, в каком родстве они находятся друг с другом, какие изменения они претерпели и почему.

История происхождения чанзы, остается малоизученным и спорным вопросом. Есть сведения, что чанза является заимствованным инструментом из Китая, но также существует сведения о монгольском происхождении. Помимо этого существуют сведения о традиционном тувинском происхождении инструмента и о том, что чанза является предшественником казахской домбры.

Музыкальный инструмент чанза

Внешний вид чанзы благороден и изящен – у нее длинная шейка, которая соединяется с резонатором, изготовленным из змеиной кожи. Мастера пытались изготовить чанзу из других материалов, но для оркестрового звучания они не подошли.

У шанзы три струны, строй кванто-квинтовый, а тембр шуршащий и дребезжащий, с чуть стучащим звуком. На сегодняшний день в России чанзу видоизменили и добавили еще одну струну.

В начале XX столетия чанза представляла из себя инструмент, корпус которого изготовлен из лиственницы, обтянутый кожей мелкого рогатого скота, с длинным грифом без ладов, неустойчивой интонацией и диапазоном в пределах октавы. Такой инструмент был пригоден только для воспроизведения народных песен. Когда-то и балалайка в силу доступности изготовления использовалась только для народных песен.

В 50-60-е годы помимо нового экспериментального инструмента были завезены фабричные инструменты из Монголии и Китая. Эти инструменты были включены в оркестр.

В конце 60-х начале 70-х годов инструмент перетерпел изменения путем укорочения грифа, появление ладов и изменения строя на квартовый. Данные работы были проведены в Москве.

В 70-80-х годах корпус инструмента видоизменен мастером Б. Ч. Гомбоевым под руководством первого тувинского композитора А. Б. Чыргал - оола на форму когээржика (сосуд для молочных жидких продуктов).

В 80-90-х годах чанза представляла уже несколько разновидностей: фольклорные с длинным грифом, формой когээржика и квинтоквартовым строем; оркестровые – малая, альтовая, басовая, контрабасовая и экспериментальная эстрадная чанза с 6-ю струнами с широким грифом наподобие гитары. И в таких разновидностях она существует и по сей день. Окончательная форма и размеры чанзы находятся в стадии дальнейшего усовершенствования.

История Бурятии рассказывает о частом использовании чанзы, как аккомпаниатора для народного пения. Современные музыканты играют в оркестре небольшие соло-партии, но в основном чанза используется, как сопровождающий инструмент. В бурятском симфоническом оркестре чанза нередкий гость, она придает музыке таинственности и полноты звучания.

Строение музыкальных инструментов и способы звукоизвлечения.

Модификация современной чанзы была связана с организацией оркестра бурятских народных инструментов в рамках проведения I Декады бурят-монгольского искусства в Москве (1940 г.); в связи с проведением декады был создан самый мощный оркестр бурятских инструментов (84 музыканта) в истории исполнительства. Для организации национального оркестра были изучены, усовершенствованы и систематизированы национальные инструменты бурят. В состав оркестра были включены струнные инструменты, в том числе чанза.

Усовершенствованный инструмент — чанза — имеет цилиндрический корпус. Мембрана изготавливается из змеиной кожи или из шкуры козы. На чанзе натянуты 4 металлические струны. Существует несколько оркестровых разновидностей этого инструмента: прима, альт, тенор, бас и контрабас.

Чанза состоит из трёх частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.


Её длина 32 см, ширина 21 см . Деревянный корпус резонатора обтянут с двух сторон змеиной кожей (высота обечайки около 11 см). В середину верхней части корпуса врезана шейка, заканчивающаяся слегка отогнутой назад головкой с тремя колками для крепления струн (длина шейки вместе с голо вкой 62 см). Корпус инструмента изготавливается из лиственницы, а шейка из берёзы, но иногда встречаются инструменты, корпус и шейка изготовлены из красного дерева. Дека изготавливается из змеиной кожи, но некоторыми мастерами изготавливаются из кожи мелкого рогатого скота. Над декой, около грифа, прикреплен навесной панцирь, защищающий деку от царапин. Декоративные колки – из берёзы; железные колки (гитарные) для закрепления и натяжения струн.

Звучание инструмента зависит от качества и комплектности струн. Для чанзы используются железные струны из высококачественной стали.

Струны имеют различную толщину. Две струны стальные без канители: первая-тонкая (0,30мм); вторая - чуть толще (0,40мм); третья струна обвита канителью с шелковыми нитями - из всех струн она самая толстая(0,56мм). Струны обозначаются цифрами в кружочках: первая (1), вторая-(2) и третья(3).

Каждая струна закрепляется на соответствующей ей кнопке, а другим концом - на валике колка.

Медиатор или плектор (от лат.mediator –посредник) служит для извлечения звука. Медиаторы могут быть сделаны из панциря морской черепахи, целлулоида, кожи и пластмассы.

Чанзы бывают следующих видов: чанза-прима, чанза-тенор, чанза-альт, чанза-бас. Их главное отличие между собой – это размеры.

В древности каждая бурятская семья стремилась иметь свой домашний инструмент — символ духовности, элемент причащения и защиты от неприятностей. Народные инструменты передают звуки окружающего мира — дуновение ветерка, шелест листьев, журчание ручья, пение птиц, тончайшие лады человеческих чувств, способные вызвать у слушателя восторг и грусть.


Внешний вид чанзы благороден и изящен – у нее длинная шейка, которая соединяется с резонатором, изготовленным из змеиной кожи. Мастера пытались изготовить чанзу из других материалов, но для оркестрового звучания они не подошли.

У шанзы три струны, строй кванто-квинтовый, а тембр шуршащий и дребезжащий, с чуть стучащим звуком. На сегодняшний день в России чанзу видоизменили и добавили еще одну струну.

История Бурятии рассказывает о частом использовании чанзы, как аккомпаниатора для народного пения. Современные музыканты играют в оркестре небольшие соло-партии, но в основном чанза используется, как сопровождающий инструмент. В бурятском симфоническом оркестре чанза нередкий гость, она придает музыке таинственности и полноты звучания.

Ча́нза (монг. шанза , бур. шаанза , тув. чанзы ) — монгольский, бурятский и тувинский струнный щипковый инструмент китайского происхождения [1] [2] .

Игра на монгольском чанзе

Чанза является аккомпанирующим инструментом, но также может применяться для солирующих партий, подобно банджо [3] . Чанза более популярна среди исполнителей-девушек [5] .

Музыкальный инструмент чанза

Музыкальный инструмент чанза

Внешний вид чанзы благороден и изящен – у нее длинная шейка, которая соединяется с резонатором, изготовленным из змеиной кожи. Мастера пытались изготовить чанзу из других материалов, но для оркестрового звучания они не подошли.

У шанзы три струны, строй кванто-квинтовый, а тембр шуршащий и дребезжащий, с чуть стучащим звуком. На сегодняшний день в России чанзу видоизменили и добавили еще одну струну.

История Бурятии рассказывает о частом использовании чанзы, как аккомпаниатора для народного пения. Современные музыканты играют в оркестре небольшие соло-партии, но в основном чанза используется, как сопровождающий инструмент. В бурятском симфоническом оркестре чанза нередкий гость, она придает музыке таинственности и полноты звучания.

Читайте также: