Сообщение о станции в арктике

Обновлено: 05.07.2024

Дрейфующие дома, жильё под куполом и несимметричные здания.

Арктика — это источник нефти, газа, других полезных ископаемых и потенциальное место для жизни. Но создать там инфраструктуру непросто: средняя зимняя температура в некоторых районах достигает -70 °C, вместо почвы — замерзшие ил и болота, обживать территорию мешают сильные метели и землетрясения.

Исторически Арктика — дом для эскимосов, саамов, ненцев и других коренных народов, которые приспособились к экстремальным природным условиям. Но жителям, которые занимаются привычной для средних широт работой, всё равно приходится нелегко: обычный восьмичасовой рабочий день может вызвать депрессию, что снизит производительность труда и качество жизни.

Неизвестно, к каким последствиям для экосистемы приведёт массовое заселение Арктики, как должен функционировать город в условиях таяния вечной мерзлоты, каким образом наладить систему переработки и утилизации.

Одна из главных проблем архитекторов и инженеров в Арктике — фундамент. Грунт тает, под землей образуются реки, вода разрушает постройки. Также негативно на них влияют сильные метели, которые со временем выбивают и истончают стены. В восточной части Арктики есть ещё и другая проблема — высокая сейсмичность.

Постепенно на территории советской Арктики появлялись временные и постоянные посёлки и города: Норильск, Воркута, Апатиты. Большинство из них застраивались специально для добычи полезных ископаемых и состояли из деревянных зданий без канализации, центрального отопления и водопровода. Такое жильё быстро портилось.

Чтобы отыскать решение проблемы, архитекторы и строители ездили в экспедиции на Крайний Север, составляли планы застройки. О нескольких интересных проектах написал Arzamas.

Архитектор Константин Агафонов предлагал проект посёлка из круглых пятиэтажных зданий, соединённых между собой крытыми переходами, чтобы было удобно ходить в сильный холод. Во внутреннем дворе, укрытом от ветра, располагались бы площадки для прогулок и сады.

Архитектор отмечал, что форма зданий позволяла бы сохранять тепло и избегать сильных снежных заносов у стен.

Проект Константина Агафонова ​

Центральный государственный архив научно-технической документации Санкт‑Петербурга

Станислав Одновалов и Майя Цимбал разрабатывали жилой комплекс из нескольких много­этажных башен цилиндрической формы, поднятых на три метра над землей. Так архитекторы предлагали сэкономить на установке свай и решить проблему скопления снега у стен и отдачи тепла в грунт.

Здания соединялись между собой и с обществен­ным центром галереями с искусственным микроклиматом. В них можно было бы гулять, ходить по магазинам и кафе.

Архитектор Александр Шипков предлагал проект с похожей инфраструктурой, но в виде пирамиды.

Проект Александра Шипкова, 1960-е годы

Из личного архива автора

Тему футуристичных арктических городов обсуждали в советских и зарубежных СМИ, она отразилась и в кино. Несколько модернистских проектов Госстрой СССР утвердил для строительства в Якут­ской АССР. Из них удалось реализовать крытую галерею в посёлке Удачный. В остальном города Крайнего Севера постепенно застраивались типовыми домами, как и в других регионах страны.

Идеи комплексов для арктических городов в СССР перекликались с замыслами иностранных коллег.

К примеру, американский инженер Ричард Фуллер в 1951 году разработал и запатентовал геодезический купол. Его идея стала популярной в том числе в застройке Севера.

Ричард Фуллер на национальной выставке в Сокольниках в 1959 году

В 1958 году в Канаде создали проект арктического города Фробишер-Бей. В центре под куполом размещались бы общественные и административные учреждения. В окружении — 12-этажные жилые здания. Отапливать город должна была атомная электростанция.

Фробишер-Бей не был практическим проектом. Создатели считали, что перед стройкой следует изучить социальные, физиологические и психологические аспекты жизни человека в условиях Крайнего Севера, в изоляции от остального мира.

К городам российской Арктики относятся: Мурманск, Норильск, Воркута, Апатиты, Салехард; зарубежной — Барроу, Фэрбенкс (США), Икалуит, Резольют (Канада), Туле, Эгедесминне, Сёндре-Стрёмфьорд и Местерс-Виг (Гренландия, Дания). Каждая страна обустраивает Арктику по-своему.

Основная часть населения в Арктике живёт в моногородах. Такие города существуют в основном за счёт градообразующих предприятий, где работает большинство горожан. Следующий тип поселения — поселковый, где распространены как двух- и трёхэтажные здания с коммунальной инфраструктурой, так и деревянные дома с печкой и баней.

Коренные народы Арктики и люди, приезжающие на заработки, живут преимущественно в тундре, в охотничьих избушках или традиционных переносных жилищах — чумах или ярангах.

Работающие в Арктике по контракту, на гидрометеостанции или месторождениях нефти, чаще живут в вахтовых посёлках, напоминающих общежития.

Современные архитекторы продолжают создавать футуристичные проекты для арктических городов.

Город под куполом рассчитан на 5000 жителей. В 2011 году стоимость проекта оценивалась в $6,5 млрд.

Дизайнеры из Канады опираются на опыт инуитов, коренного народа Севера. Их жилища построены из дерева и тюленьей кожи, с учётом особенностей местного ландшафта и климата.

Канадская высокогорная арктическая исследовательская станция CHARS (Canadian High Arctic Research Station) создана по проекту архитектора Алена Фурнье. Комплекс построен на окраине селения Кэмбридж-Бей в Канаде. Стоимость проекта — около $120 млн.

Проект канадской исследовательской станции CHARS в правом нижнем углу

На территории центра — пять зданий, главное похоже на традиционное иглу инуитов — калгик. Внутри него находится общественный центр, где, по задумке Фурнье, местные жители и исследователи могут собираться вместе, чтобы поговорить за чашкой чая. На станции используют солнечные батареи и компостные туалеты.

Зал для обсуждений дополнен элементами традиционного инуитского жилища, по периметру — колонны из клеенного бруса

Традиционные снежные дома инуитов строятся спирально из плотных снежных блоков. Современные архитекторы использовали этот приём в облицовке комплекса. Внешняя часть зданий по спирали покрыта металлическими панелями.

Здание общественного центра снаружи

Дизайнеры, ориентируясь на постройки местных жителей, рассматривают снег как часть здания: сугробы служат дополнительной опорой, противовесом лёгкой конструкции.

Центр состоит из двух зданий: входного и выставочного. В первом расположатся кафе, гардероб, производственные и технические помещения, во втором посетители смогут посмотреть на содержимое хранилища.

Обсерватория состоит из пяти зданий. Четыре из них соединены проходами. Здание гравиметра, который нужен для поиска полезных ископаемых, стоит отдельно.

Проектируя расположение комплекса и входы, архитекторы учли направление ветра. Поэтому сооружения несимметричны и фасады наклонены под разными углами, что улучшает аэродинамические свойства, а также приподняты на метр, чтобы не вредить местной флоре.

Станция будет состоять из нескольких куполообразных модулей и работать на возобновляемых источниках энергии: от ветра зимой и от солнца летом. Автор идеи, Институт арктических технологий МФТИ, рассчитывает, что реализовать проект можно будет к 2022 году. Стоимость строительства оценивается в €10–12 млн.

В 2013 году власти Швеции решили переместить город Кируна на три километра восточнее из-за необходимости расширить добычу полезных ископаемых на его территории.

Согласно плану обновлённого жилого комплекса на 90 квартир, он займёт 2000 м². Планировка предусматривает также экологически чистые системы отопления, охлаждения и другие современные решения.

Новые проекты не всегда связаны с научным исследованиями. В 2017 году в городе Кируна построили сауну Solar Egg по проекту дизайнеров Матса Бигерта и Ларса Бергстрема.

Дизайнеры вдохновились спецификой светового дня в Арктике: в середине лета солнце светит круглосуточно. Форма яйца служит символом возрождения и предстоящих трансформаций города.

Какие же у нас обристанные, уродливые, обоссанные города. Стыд и позор России. Будь моя воля - ввёл бы уголовную ответственность для архитекторов и строителей. Тупоголовые бездари возводят здания, которые будут отравлять жизнь людей многие десятилетия. И они продолжают это делать! Почему у нас такие хуёвые архитекторы и строители? Есть тут представители этих индустрий? Ответьте!

Не архитектор, но что-то мне подсказывает, что форма рождается не только из функции, но и из бюджета. Задача совков по всей видимости была нахерачить как можно больше дешевого жилья и переместить трудовые руки и ноги с бараков.

Совок канул в небытие, а совковые замашки до сих пор доминируют. До сих пор массово строят максимально уёбищные здания, не только жилые. Мне хочется узнать, что происходит в башке тех, кто проектирует эти здания, а так же тех, кто строит эти проекты из говённых материалов. Неужто так нравится ссать в колодец, из которого пьёшь? Это ведь наша окружающая реальность. Что за люди блять?

Архитекторы внутри строительных компаний - обычные наемники. (Хоть и с большой ответственностью.) Им прикажут "резать косты" - они режут.

Рыба гниёт с головы, оно понятно, это всегда так. Но что за бесхребетные упыри там режут косты? Они не могут позволить себе вякнуть лишний раз? Высказаться, что, мол, ну говно же проект, давайте красоту лучше делать будем. Звучит пиздец как сказочно, потому что в руководстве сидят жадные долбоёбы, а в исполнителях - безвольные и глупые бараны без чувства прекрасного и без всякого самоуважения.

По итогу основная масса россиян живёт в серой помойке и борется с унынием от такого вида.

На крайнем севере никто не заинтересован в дорогом жилье. Предприятиям хочется сэкономить, а жителям важнее получить высокую ЗП, сохранить деньги и купить жильё в нормальном регионе. Отсюда такой подход. Сравнивать с США и Норвегией не стоит. В Норвегии на севере живет постоянное население, оно готово вкладываться в свои дома за свой счёт. В США Аляска дотационный регион, поэтому могут тратить деньги более легко. В РФ север существует в другом контексте - постоянных жителей планирующих там жить мало, но экономика там прибыльная, поэтому главный критерий прибыльность, п не качество.

А я ВООБЩЕ не про север говорил. Меня просто бомбануло с этих фотографий. Этот дрист - бич всей России, от севера до юга.

К тому же, красивое здание - не обязательно дорогое. Просто у архитектора должен быть мозг внутри головной кости.

В целом согласен. Но дело в другом, практически вся застройка современная это многоэтажки которые строятся на деньги банков, банкам выгодна такая ситуация. Мало кто может из некрупного бизнеса построить что-то по собственному проекту.
В итоге почти все архитекторы обслуживают строительство многоэтажек. В Европах наоборот многоэтажное строительство это узкая ниша, а большинство архитекторов заняты в частном малоэтажном строительстве.
Всё потому что в Европе исторически много миллионеров, но мало миллиардеров. В РФ наоборот, мало миллионеров, но дофига миллиардеров.

Т.е. основные заказчики для хороших архитекторов это средний бизнес и миллионеры. Поэтому в Российской Империи умели строить шикарные здания, а в СССР и РФ строили и строят хрень.

звучит убедительно, но что делать-то.

Ай, что я говорю. Россию не изменишь. Just bitching around, короче.

В США Аляска дотационный регион
:facepalm:

из федерального бюджета Аляска получает больше чем отчисляет в него. после того как там наладили нефтедобычу баланс почти выравнялся, но всё равно не 1к1. каждый житель Аляски получает по 2к в месяц из фонда созданного федеральным правительством. известная тема же в США, хватит кормить Аляску типа нашего "хватит кормить Кавказ"

А куда она эта Аляска денется если её не кормить?

Если не кормить Аляску, то белые американцы оттуда разъедутся. Останется коренное население - алеуты, а они в основном настроены пророссийски - т.к. многие православные, некоторые даже русский язык до сих пор используют, плюс родственные им чукчи живут в РФ. При этом собственно американцев они не любят из-за политики дискриминации (после продажи Аляски американцы устроили там колониализм - запрещали религии, родной язык и т.д. - не только русский, но и алеутский).
Понятно что алеутов не много, и они мало на что влияют. Но для РФ это может быть предлогом типа "Крым наш". При этом США скорее всего не сможет начать войну с РФ, из-за того что большинству американцев Аляска мало интересна. Есть ещё географический нюанс что Аляска отрезана горными система от США и Канады, а ледокольный флот у США и Канады практически отсутствует. Так что им важно что бы там было много белого населения.

Прежде чем что-то называть уродливым и обосанным, советую хорошенько изучить историю, которая непрерывно связана с экономикой страны и её положением, задачами. Для особо одарённых эстетов (сюда можно отнести Лебедева и Варламова), которые считают, что их вкус и вера в высокое и красивое - это идеал, который криворукие дегенераты-архитекторы, почему-то не могли воспроизвести из-за своего слабого ума (ну, потому что тупее авторов этой темы), отвечаю:

В СССР были разработаны типовые дома, которые отвечали определённым экономическим и социальным потребностям в контексте определённой задачи. Задачи были разные, но основная: скорое обеспечение жильём растущее население, в том числе вокруг стратегически важных объектов (месторождений, заводов, портов и т.д.).

Для людей далёких от истории нашей страны поясняю: типовые дома - это дома, которые собираются как конструктор Лего. Если бы человеку в силу своей профессии во времена СССР пришлось бы участвовать в строительстве с самого начала, например, какого-нибудь завода по изготовлению атомных подлодок, в котором задействованы десятки тысяч людей, то он бы жил в рабочем бараке с множеством других людей. Затем по плану вокруг этого объекта разворачивают жилые кварталы, те собственно типовые дома: с кухней, туалетом, ванной. Стоит ли говорить, что человек был бы рад одной комнатке в таком доме после барака, а если семья образовалась бы? Жильё выделяли по необходимости в таковом по законам той страны.

Эти "кубики" Лего легко было производить, легко было собирать, легко подключать к центральному отоплению (которое возможно в красивых городах вообще отсутствует). Наверное, это лучше, чем если бы там построили один маловместительный не типовой дом в стиле Баухаус и спустя пять лет?

"Совковая" экономика была про другое немного и по другому устроена: да, она не отвечала эстетическим чувствам за частую, но на это были КОНКРЕТНЫЕ ПРИЧИНЫ, а не отсутствие вкуса. Иные же объекты строили профессиональные архитекторы и они в своё время были в ногу со временем.

Сейчас же нет никаких стратегических и промышленных объектов, собирают под продажу некрасивые кирпичные коробки, чисто из-за экономии материала, и я скажу они далеки от стандартов советских материалов, как земля и небо. Например, если будет война, старые литовки будут долго стоять под натиском снарядов, а то что сейчас возводят, будет сыпаться, словно собрано из понятной субстанции и палок.

Хотя мне самому нравятся красивые здания, но есть ещё здравый смысл и история.

воспоминания полярников о зимовках на полярных станциях Арктики и Антарктики


Арктическая полярная станция – научный наблюдательный пункт, созданный на побережье Северного Ледовитого океана, на островах, а также на дрейфующих льдах. Полярные арктические станции в большинстве случаев расположены севернее Полярного круга. Полярные станции ведут систематические метеорологические, геофизические, геомагнитные, гидрологические, а в отдельных случаях гляциологические, биологические и медицинские наблюдения. Часто проводятся геологические исследования. Население станций составляют обученные специалисты, иногда члены их семей. Широко используется вахтовый метод (заезд от 1-го года до 2-х лет на островную и до 3-х лет на материковую станцию).

С 1 сентября 1882 года по 3 сентября 1883 года по программе Первого международного полярного года в Малых Кармакулах начали проводиться непрерывные наблюдения по метеорологии и земному магнетизму. Работами полярной станции руководил гидрограф, лейтенант К.П.Андреев. В июле 1896 года в Малых Кармакулах была открыта метеорологическая станция. Следующие арктические полярные станции были созданы в середине 1910-х годов на северной оконечности острова Вайгач, северном побережье Югорского полуострова и мысе Марре-Сале полуострова Ямал. Регулярные наблюдения начались на Югорском Шаре (станция располагалась в нескольких десятках километров от современного посёлка Амдерма) в сентябре 1913 года. На Вайгаче и Ямале – в сентябре 1914 года. Официально станции именовались радиостанциями, но оборудовались как метеостанции второго разряда. Центральной являлась югорская станция, с которой объединённая информация дважды в день, в 7 и 13 часов, передавалась на Исакогорскую радиостанцию под Архангельском и затем в Главную физическую обсерваторию. В 1915 году была создана станция на острове Диксон. В 1923-1924 годах была построена станция в проливе Маточкин Шар, а в 1931-1932 годах на мысе Желания. 1930-е годы стали началом строительства целой сети полярных станций.

Создание Единой гидрометеорологической службы СССР

В период с 1921 по 1929 год шёл процесс создания метеорологических бюро в союзных республиках, краях и областях. Они стали прообразом созданных в будущем территориальных УГМС и ЦГМС. 7 августа 1929 года ЦИК и Совнаркомом СССР приняли постановление о создании Единой гидрометеорологической службы СССР. 9 февраля 1932 года произошло слияние гидрометеорологических комитетов СССР и РСФСР. 14 ноября 1936 г. ЦИК и СНК СССР приняли новое постановление об организации Главного управления Гидрометеорологической службы при Совете Народных Комиссаров СССР (ГУГМС при СНК СССР).

На июнь 1941 г. в ГУГМС функционировало 3947 метеорологических, 190 аэрологических, 240 авиационно-метеорологических станций, 4463 гидрологических станций и постов. В службе действовало научно-техническое издательство, было создано 4 завода по выпуску гидрометеорологических приборов и ряд других организаций. К этому времени в системе ГУГМС работало около 30 тысяч сотрудников, в том числе более 3,5 тысяч специалистов с высшим и средним специальным образованием.

Признанием возросшей роли Гидрометеослужбы в жизнеобеспечении страны явилось преобразование в 1978 г. ГУГМС в Государственный комитет по гидрометеорологии и контролю природной среды СССР (Госкомгидромет СССР), который был отнесен к общесоюзным государственным комитетам, а его председатель автоматически становился членом Правительства СССР.

Необходимо подчеркнуть, что послевоенные годы, вплоть до 1990-х годов, были лучшими периодами развития и расцвета Гидрометеослужбы за всю историю её существования. После распада СССР была образована Гидрометеорологическая служба России в составе Минэкологии России. В настоящее время, после ряда преобразований и не оправдавшихся попыток её переподчинения, Гидрометеослужба России функционирует как самостоятельная Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). В её состав входит 22 территориальных управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС).

Остров Диксон


Остров Диксон расположен в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, при выходе Енисейской губы в Северный Ледовитый океан. Площадь составляет около 25-ти квадратных километров. Остров открыт в начале семнадцатого века поморами и в разные времена назывался: Большой Северо-Восточный, Долгий и Кузькин. В 1894 году начальник Российской гидрографической экспедиции Андрей Ипполитович Вилькицкий официально присвоил острову нынешнее название Диксон. Расстояние до Северного полюса 1834 километра, а до Москвы – почти 3 тысячи.

Полярная станция мыс Челюскин


Челюскин (мыс Восточно-Северный, мыс Челюскина) – северная оконечность одноимённого полуострова, расположенного на севере полуострова Таймыр, самая северная материковая точка Евразии, Азии и России.

Полярная станция мыс Желания


Мыс представляет собой обрывистый утёс высотой до 28 метров. С северо-запада и юго-востока мыс Желания с дальнего расстояния кажется островом. Мыс сложен из светло-серого песчаника, подвергающегося постоянному, сильному выветриванию. Перешеек состоит из песчаника с примесью глины, крупного песка и гравия. К востоку-северо-востоку от мыса расположено несколько скалистых островков. От мыса Желания принято проводить границу между Баренцевым и Карским морями.


Автором идеи дрейфующих полярных станций в 1929 году стал Владимир Визе — исследователь из Петербургского арктического института. Визе придумал по-настоящему дешевый и эффективный способ исследования Арктики.

Его идея была проста: на специально подобранную арктическую льдину устанавливали станционные домики и оборудование, которое в конечном итоге стоило куда меньше, чем, к примеру, путешествие на ледоколе. Именно благодаря дрейфующим станциям российские, а позже и советские ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Фото: Яков Халип / ТАСС

Однако с середины XX века полярные дрейфы в СССР стали организовывать ежегодно.

Если первые дрейфующие экспедиции работали в основном ради мирного развития науки и подъема престижа СССР, то с началом холодной войны они резко стали оборонными объектами стратегического значения

Работа полярных станций помогала уточнять маршруты атомных субмарин: полярники контролировали гидроакустические установки, отвечавшие за обнаружение подлодок противника. Кроме того, дрейфы участвовали в подготовке возможных налетов советских стратегических бомбардировщиков на США через Северный полюс.

Исследования с перерывом на 90-е

Официальной причиной стала доктрина, согласно которой исследования Крайнего Севера без участия человека более эффективны.

Реальность, впрочем, была куда более прозаичной: у ученых просто не было денег на новые дрейфующие экспедиции

Одна из дрейфующих полярных станций

Одна из дрейфующих полярных станций

26 апреля 2003 года 12 участников проекта (в основном сотрудники Санкт-Петербургского арктического и антарктического НИИ) высадились на предварительно подобранной льдине толщиной 2,5 метра и размером 0,5 на 9 километров.

С началом экспедиции полярников по телефону поздравил лично президент России Владимир Путин

Члены экспедиции сразу связались с пограничниками и запросили экстренную помощь. 6 марта вертолет Ми-26 Архангельского авиаотряда переправил полярников на Шпицберген, откуда они вылетели на материк.

Фото: Сергей Мамонтов / ТАСС

Опасный лед

В последующие годы в Арктике дрейфующие полярные станции работали постоянно. При этом часть экспедиций заканчивалась спасательными операциями: льдины, на которых находились станции, начинали раскалываться. Конечно, полярники — люди героической профессии — изначально были готовы к таким ситуациям. Но все равно их жизни раз за разом оказывались в опасности.

Фото: Георгий Надеждин / ТАСС

Последний дрейф

Станция нового уровня

Кстати, из-за странной формы бортов ее [шхуну Fram] тоже обзывали, зато сейчас это легендарное судно, побывавшее в трех самых важных экспедициях столетия. Нашей платформе мы сулим не менее яркую карьеру

Большие перспективы

Мы сможем проводить наблюдения круглогодично. А технические характеристики позволят платформе два года дрейфовать в Арктике, не заходя в порты

Один из них 3 сентября 2021 года обозначил президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).

Арктическая наука: год на полярной станции

В последнее время во всем мире по определенным геополитическим причинам наблюдается значительное повышение интереса к Арктике. Во-первых, это ключевой регион в плане изучения глобальных изменений климата нашей планеты. Во-вторых, потенциально богатейший источник природных ресурсов, таких как нефть и газ. Потому данные, получаемые в результате выполнения различных научных программ изучения Арктики, трудно переоценить. Получить эту информацию дистанционно практически невозможно — ее приходится с трудом добывать в экстремальных условиях севера.

Существует множество способов изучения Арктики. Автоматические научные комплексы — метеорологические и океанографические станции, масс-балансовые буи, которые вмораживаются в лед и позволяют определять нарастание или изменение массы ледяного покрова (кстати, такой буй работает на СП-37), — значительно облегчают сбор данных, но имеют свои ограничения. Конечно, заманчиво было бы сидеть в офисе, пока данные поступают через спутниковую связь от системы, к примеру, автоматических гидрологических станций — якорных или дрейфующих буев. Но за год обычно теряется более 50% таких (весьма недешевых) буев — в этом регионе условия работы достаточно тяжелы даже для специально рассчитанной на это техники в связи с динамикой ледяных полей (торошением, сжатием).


Еще один способ получения научных данных — дистанционное зондирование Земли. Научные спутники (к сожалению, не российские) позволяют получать информацию о ледовой обстановке в видимом, ИК-, радиолокационном и микроволновом диапазонах. Эти данные в основном используются в прикладных целях: для проводки судов, для поиска подходящих для дрейфующих станций льдин; на самих дрейфующих станциях они помогают в работе — например, на СП-36 их использовали для обнаружения площадки, пригодной для построения взлетно-посадочной полосы. Однако спутниковую информацию необходимо проверять, сопоставляя ее с реальными наблюдениями — непосредственно измеренной толщиной льда, его возрастом (прямо измерить эти данные со спутника пока невозможно).


Читайте также: