Сообщение о сказе медной горы хозяйка

Обновлено: 02.07.2024

Это зеленоглазая девушка небольшого роста, которая одевается в малахитовые наряды. Наряды сделаны из шелка, а назвали их так из сильной схожести с драгоценным камнем. На большом расстоянии вообще невозможно понять шелк это или камень. У нее сиза-черная красивая коса. Так же она очень красиво и мудро говорит. Своими речами Малахитница и завлекает к себе путников, а потом, как говорит народ, издевается над ними, пытает их, промывает им мозги.

Хозяйка очень веселая девушка. Может пошутить и посмеяться. Она всегда говорила с каким-то смехом, шутила во время разговора. Она очень подвижная и шустрая. Ей не сидится на месте. То вниз наклонится, то встанет и руки к верху потянет, маша ими, то влево повернется, то вправо, то встанет, то сядет, в общем не сидится ей на одном месте. Хозяйка может превращать любую руду в бесполезный кусок камня, не имеющий цены. Еще никогда не было такого, чтобы волшебница не исполняла свои обещания. Она всегда сдерживает слово. Малахитница не любит жадных, лживых, ленивых людей. Она любит работать с добрыми, честными людьми. У Хозяйки есть особенность: когда она плачет у нее вместо слез драгоценные камушки из глаз сыпятся.

Хозяйка любит заманивать своей красотой и речами к себе путников. Говорят, Малахитница ищет себе жениха. После того, как хозяйка заманит одного, она начинает давать разные испытания и смотрит на то, как люди их выполняют. Многих конечно сгубила, но многих одаривает всякими разными драгоценностями. Местные жители очень опасаются ее, стараются избегать встреч. Они боятся, что это может плохо кончиться. Хозяйка очень щедро одарила мастера Степана. Она дала ему шкатулку с дорогими кольцами, серьгами, браслетами и прочими украшениями, которые даже не у всех богатых девушек есть.

У хозяйки есть собственное маленькое войско – малахитовые ящерицы. Они беспрекословно выполняют все ее приказы.

Богатства у нее очень большие, не сосчитать. Она одаривает ими тех, кто ей нравится. Хозяйка может видеть будущее, предсказывать судьбу, она знает все про человека. Ведь Степан не говорил о своей невесте Насте, а Малахитница узнала.

Сочинение на тему Хозяйка Медной горы

Корни этого непоседливого существа идут из славянской мифологии. Это волшебное, несуществующее в жизни, существо, которое является охранником Уральских рудников. Хозяйничает она, если точнее в горах на Среднем Урале. Она напополам девушка и ящерица, в зависимости от ситуации, так сказать меняет головы. Волшебная зеленая, прыткая ящерица по желанию может превратиться в статную, молодую, красивую девушку небольшого роста с черной косой. Одежда на ней меняется в зависимости от настроения. То переливается, то блестит, а то и вовсе цвет сменяет.

Оттаивает ее сердце от любви к Степану. Простой парень помог, ей спасти Красногорские рудники и Хозяйка сдержав свое слово, дала ему вольную. Даже одарив его подарков для невесты Настеньки. Сама, понимая, что из этого ничего хорошего не получиться, она просит забыть ее Степана, но тот не может. Все-таки парень остается верен своей невесте, но не в силах забыть Главную героиню сказа умирает, там, где они впервые встретились, сжимая в руке ее подарок. А тем самым, после смерти мастера гордая и неприступная Хозяйка Медной горы оплакивает его, как обычная девушка.

Вариант 3

Мифическое существо, хозяйка Уральских гор – героиня горняцких историй. Она является горным духом, хранительницей природных сокровищ, который в сказках Бажова воплощается в образе зеленоглазой девушки с черной косой, украшенной позванивающими медными лентами. Одета Хозяйка в платье из малахита, сверкающее алмазной россыпью. Богатое убранство – олицетворение красоты владений: запасов руды и драгоценных камней.

Горная хозяйка не может быть доброй и нежной феей. Гора состоит из камня, а всякие камни, включая сверкающие драгоценные, отличаются твердостью. Такой же является и Хозяйка – прекрасная, суровая, но справедливая, словно руда, достающаяся только тем, кто потрудился.

Хозяйка Уральских гор – воплощение природной мудрости. Только упорный и трудолюбивый получит то, что ищет. Остальные останутся с пустыми руками или вовсе лишатся жизни. Она добра к тем, кого считает достойным отыскать сокровища, и беспощадна к жадным, стремящимся к наживе, готовым разгромить и разграбить гору.

В своих сказках Бажов представляет Хозяйку гордой и величественной, сохраняющей холодное спокойствие. Героиня отзывается о себе, как о каменной девке, подчеркивая безжизненность своей натуры. В то же время автор неоднократно намекает на ее чувствительность, способность к человеческим переживаниям. В образе Хозяйки пересекаются каменный холод и человеческое тепло.

Хозяйка влечет человека знанием секрета красоты. Открыть тайну она согласна лишь тому, кто умеет видеть в камне духовную сущность, ценит и создает красоту. Отсюда легенды о мастерах, которые живут в горе, но никто их не видел. Зато видели их изделия, отличающиеся волшебным совершенством. Посмотришь на них, и навсегда потеряешь покой.

Герои сказок часто соприкасаются с тайной силой. У Бажова такая сила не является нечистой, дьявольской. Скорее это неведомое проявление природной стихии. В образе горной Хозяйки показана естественная природная сила, владеющая несметными ресурсами, прославившими уральскую землю, а также надежда на ее защиту и покровительство. Уральская Хозяйка, как и природа, обладает способностью вдохновлять человека, подталкивать его к творческим достижениям.

Образ и характеристика Хозяйки Медной горы

Несколько интересных сочинений

Произведение по жанровой направленности относится к небольшой новелле, написанной в реалистическом стиле, затрагивающей проблематику проявления в человеке милосердных и добрых качеств, а также существования на земле людской жестокости и черствости.

Произведение относится к одному из наиболее значимых в творчестве писателя и по жанровой направленности представляет собой роман в драматическом стилевом оформлении.

Одежда - наш постоянный спутник, который неразрывно связан с такими понятиями как мода и стиль. Как известно, они настолько быстро меняются, что за ними почти невозможно уследить.

Может ли человек жить вне общества? Пожалуй, это сложный вопрос, который заставляет задуматься. Теоретические, если он будет удовлетворять свои физиологические потребности (поспать, покушать и т.д.), то это вполне возможно

Кайгородова Татьяна Васильевна

ВложениеРазмер
soobshchenie_o_bazhove.docx 27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Секция русского языка и литературы

Кайгородова Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и

Малахит считается уральским камнем. Здесь впервые он был найден и тут же впервые стали разрабатываться его месторождения.

Павел Петрович Бажов – коренной уралец, родился в 1879 году в городе Сысерти в семье потомственных горнозаводских рабочих. Его отец был хорошим мастером.

1). Почему это произведение называется сказ, а не сказка?

2). Почему Хозяйка Медной горы испытывала жалость к рудокопам, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать?

3). Почему она прониклась к Степану уважением и любовью?

4). В чём сила Хозяйки?

5). Какие главные черты её характера?

Сказ- жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды.

Сказка – рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.

Фантастика- то, что основано на творческом воображении, на фантазии.

События, описанные в произведении, происходят на Урале. В образе Хозяйки Медной горы воплощена сама природа.

Как хранительница природных богатств, она наказывает, гневается за варварское отношение людей к природе.

В сказке действуют фантастические персонажи: Баба –яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.

Герои сказа Бажова - рабочие на рудниках. О Хозяйке Медной горы Бажов слышал рассказы в своей семье и у заводских стариков.

Герои Бажова живут не в сказочном царстве, а на Урале , в конкретный исторический период (до отмены крепостного права).

Сказ похож на сказку тем, что в нём есть фантастическое:

1. Встреча с Хозяйкой Медной горы, её превращение в ящерицу.

2. Путешествие Степана в глубь горы.

3. Помощь в забое волшебных ящерок.

1) Главный герой – человек обыкновенный.

2) Фольклорная первооснова.

3) Присутствие рассказчика – человека из народа.

4) Волшебство и таинство – неотъемлемые части повествования.

П. П. Бажов – единственный из писателей, кто смог собрать великолепные сказы Урала. Мудрый сказочник Бажов показывает людям богатства нашей земли, призывает расходовать их бережно. Учит нас любить родную землю.

Я считаю, что Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, которая нас окружает.

В ходе проведенного исследования по теме я расширила представления об уральском писателе Бажове П.П., познакомилась с его произведениями.

Таким образом, поставленные перед собой цели я выполнила:

- во- вторых, узнала, почему произведения П. П. Бажова называются сказами;

- в- третьих, поняла, почему Хозяйка Медной горы испытывала жалость к рудокопам, милосердие, готова была помочь, а тех, кто варварски относился к людям и природным богатствам, могла и наказать?

Почему она прониклась к Степану уважением и любовью? (главные черты его характера: трудолюбие, честность, ответственность, верность, преданность, смелость, мужественность).

В чём сила Хозяйки? (в её могуществе. Ей подвластно все, но духовная сила хозяйки заключается в следующем: полюбив, она отпускает Степана, хотя и могла сделать так, чтобы он остался с нею навсегда. Но она уважает его волю, его решение и отпускает его, хотя и решение это дается ей нелегко).

Какие главные черты её характера? (душевные качества: справедливость, благородство, милосердие).

Провела исследование по сказу (чтение, анализ, игровые задания, иллюстрации с картинками).

1.Бажов П. П. Сочинения в трёх томах. — М.: Правда, 1976. — Т. 1. — 352 с.

Главные герои

Степан

Молодой крепостной рабочий, трудится на хозяина. Сильный, смелый, прямолинейный человек. Встретил хозяйку Медной горы, которая дала ему задание сказать приказчику, чтобы тот прекратил работать на Красногорке. Степан не испугался наказания приказчика, и выполнил просьбу хозяйки. Отказался взять ее в жены, так как у него была Настенька. Хозяйка подарила ему изумрудные камешки. Женился на Насте, ее и себя избавил от крепостничества, построил себе дом, но стал грустным и больным. Степан всю жизнь берег изумрудные камушки и помнил о Хозяйке.

Второстепенные персонажи

Хозяйка Медной горы

Владычица подземных богатств, является то в образе девушки, то превращается в ящерицу. Очень редко показывается людям. Сильная и властная, она сама распоряжается тем, кому показать подземные залежи природных богатств, а кому – нет. Не любит унижающих простых рабочих начальников, в основном, помогает бедным и добрым людям. Ей понравился Степан, его честность и прямодушие, она ему во всем помогает, одарила подарками Настю. Ее любовь не принесла Степану счастья, и он умер на руднике.

Приказчик

Настасья

Невеста, а после жена Степана. Хозяйка Медной горы подарила ей шкатулку с различными женскими украшениями. Об изумрудных камушках ничего не знает, Степан никогда не говорил ей о них.

2. Смысл названия. В горнорабочем фольклоре очень часто встречался образ Хозяйки Медной горы, олицетворяющий собой хранительницу богатств горных недр.

3. Жанр. Произведение написано в оригинальном жанре народного сказа. Стиль изложения в точности повторяет устное предание.

4. Главная тема произведения - обличение жадности. Встреча Степана с Хозяйкой Медной горы произошла не случайно. Она олицетворяет собой столкновение молодого человека со сказочным богатством. Горнорабочие в то время находились в очень тяжелом положении. Небольшой заработок совершенно не оправдывал быстро сгубленное здоровье и постоянную опасность оказаться заваленным в забое.

Лишь единицам улыбалась удача в виде найденных ценных самородков. Степан оказывается в числе таких счастливых избранников. Однако право на счастье надо еще заслужить. Согласно народным поверьям, случайно найденное богатство навлечет беду на недостойного человека. Хозяйка Медной горы испытывает Степана.

Сначала он должен проявить незаурядную смелость в разговоре с приказчиком и стойко вынести наказание. Другим испытанием становится искушение красотой и богатством подземной ящерицы. Степан с честью выходит из испытаний и заслуживает похвалу Хозяйки. Выкупив себя и жену из крепостной зависимости, он наконец-то обустраивает свою жизнь. Однако главное искушение ждет его впереди.

Коварная ящерица не зря оставляет Степану на память свои слезы - медные изумруды. Они постоянно напоминают ему о своем добровольном отказе от сказочной жизни. Грусть и тоска Степана, его неожиданное увлечение охотой, наконец, смерть на руднике - все это связано с несбыточными мечтами о Хозяйке Медной горы.

5. Проблематика. Центральная проблема сказа - негативное влияние нежданного богатства на человека. Сказ заканчивается следующим высказыванием в адрес главной героини: "Худому с ней встретится - горе, и доброму - радости мало". До встречи с волшебной ящерицей Степан был хорошим человеком. Впервые его стойкость поколебалась при расставании с ней. Хозяйку нельзя назвать отрицательным персонажем, любому гостю она предоставляет добровольный выбор. Просто алчный человек сразу же будет готов на все ради богатства, а в душу доброго могут закрасться сомнения.

6. Герои. Степан, Хозяйка Медной горы, Настя.

7. Композиция. Сказ представляет собой короткую историю о жизни простого горнорабочего Степана. Вмешательство волшебных сил делает его ненадолго богатым и счастливым, но расплатой за это становится смерть. 8. Чему учит автор У Бажова народные представления о соотношении между счастьем и богатством тесно переплетаются с советской идеологией. Степан, забыв об окружающих, начал мечтать о еще большем обогащении. Он никому (даже жене) не показывал бесценный дар Хозяйки, за что и понес заслуженное наказание.

Читайте также: