Деятельность елизаветы федоровны романовой в сестринском деле сообщение

Обновлено: 05.07.2024

О ней все говорили, как об ослепительной красавице, а в Европе считали, что есть только две красавицы на Европейском Олимпе, и та и другая - Елизаветы. Елизавета Австрийская, супруга императора Франца Иосифа, и Елизавета Федоровна.

Елизавета Федоровна, старшая сестра Александры Федоровны, будущей русской императрицы, была вторым ребенком в семьегерцога Гессен-Дармштадского Людовига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Еще одна дочь этой четы - Алиса - стала впоследствии императрицей российской Александрой Федоровной.

В двадцать лет принцесса Елизавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II. До этого все претенденты на ее руку получали категорический отказ. Венчались в церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, и, конечно, на принцессу не могла не произвести впечатлениявеличественность события. Красота и древность обряда венчания, русская церковная служба словно ангельское прикосновение поразили Елизавету, и она уже не смогла забыть этого чувства всю свою жизнь.

У нее возникло неодолимое желание познавать эту загадочную страну, ее культуру, ее веру. И облик ее стал меняться: из холодноватой немецкой красавицы великая княгиня постепенно превращалась в одухотворенную, всю как будтосветящуюся внутренним светом женщину.

Древняя Москва, ее уклад, ее старинный патриархальный быт и ее монастыри и церкви очаровали великую княгиню. Сергей Александрович был человеком глубоко религиозным, соблюдал посты и церковные праздники, ходил на богослужения, ездил в монастыри. И вместе с ним всюду бывала великая княгиня, выстаивающая все службы.

Сергей Александрович после этой поездки сталпредседателем Палестинского общества. А Елизавета Федоровна после посещения Святой земли приняла твердое решение перейти в православие. Это было нелегко. 1 января 1891 года она написала отцу о принятом решении с просьбой благословить её, отец не благословил дочь на этот шаг. Тем не менее накануне Пасхи 1891 года в Лазареву субботу был совершен чин принятия в Православие.

В 1891 году императорназначил великого князя Сергея Александровича московским генерал-губернатором. Москвичи скоро узнали великую княгиню как защитницу сирых и убогих, больных и бедных, она ездила в больницы, богадельни, приюты, помогала многим, облегчала страдания, раздавала помощь.

Когда началась Русско-японская война, Елизавета Федоровна сразу же занялась организацией помощи фронту, во всех залах Кремлевского дворца былиустроены мастерские для помощи солдатам. Медикаменты, продовольствие, обмундирование, теплые вещи для солдат, пожертвования и средства, - все это было собрано и отправлено великой княгиней на фронт. Она сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, в котором часто бывала, организовала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших на фронте. Но особеннотрогательно солдату было получить от великой княгини иконки и образа, молитвенники и Евангелия. Она особенно заботилась об отправке походных православных храмов со всем необходимым для совершения богослужения.

В стране в это время бесчинствовали революционные группы, и Сергей Александрович, считавший необходимым принять более жесткие меры по отношению к ним и не нашедший поддержки, подал в отставку.Государь отставку принял. Но все было напрасно. Тем временем боевая организация эсеров уже приговорила великого князя Сергея Александровича к смерти. Власти знали о готовившемся покушении и пытались его предотвратить. Елизавета Федоровна получала анонимные письма, в которых ее предупреждали, что если она не хочет разделить участь мужа, пусть не сопровождает.

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна (память 18 июля) была реформатором милосердного служения в России. Какие новые виды социального служения она начала?

Елизавета Фёдоровна в облачении сестры милосердия. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Деятельность прмц. великой княгини Елизаветы Федоровны, Гессен-дармштатдской принцессы, принявшей Православие и основавшей в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, была многообразна. Отличала ее всегда личная вовлеченность.

Уже после расстрела, когда вел. кн. Елизавету, раненую, сбросили в шахту, она, получив переломы, травму головы, перевязывала раны другим пострадавшим и утешала их.

Написала устав принципиально новой обители милосердия. Прмц. Елизавета Федоровна с большим уважением относилась к русским православным монашеским традициям.

Но в монастыре она, прежде всего, видела уход от мира, от деятельной жизни ради молитвы.

В большом городе, таком, как вторая столица Российской империи, Москва, по мнению вел. кн. Елизаветы Федоровны, нужна была обитель, которая откликается на самые разные нужды людей, где человеку могут помочь и словом, и делом. И куда мог бы прийти любой нуждающийся, независимо от вероисповедания и национальности.

Поэтому она стала создавать новые институты сестер. В Марфо-Мариинской обители могли жить как сестры, принявшие обет послушания, девства и нестяжания на время их служения в обители, так и сестры, принявшие или готовящиеся к монашескому постригу.

E_F_03

Крестовая сестра Евдокия Сухобокова. 1910-е годы. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Создавая Марфо-Мариинскую обитель, вл. кн. Елизавета руководствовалась древними монашескими уставами и советами духовных авторитетов, которых едва ли можно было назвать модернистами — Московского митрополита, свщм. Владимира (Богоявленского), епископа Трифона (Туркестанова), старцев подмосковной Зосимовой пустыни.

Хотела возродить институт диаконис. В Древней церкви существовали диакониссы — женщины, помогавшие епископу в миссионерском служении и делах милосердия, а также при совершении Таинства Крещения над взрослыми женщинами.

Так, известны диаконисса Фива, ученица апостола Павла, и св. Олимпиада, собеседница Златоуста. В Средние века институт диаконисс был забыт, но на рубеже XIX-XX вв. в Церкви стали раздаваться голоса в пользу его возрождения.

Одним из громких был голос прмц. Елизаветы, для обители которой диаконисы должны были не столько помогать епископу при совершении Таинств и богослужении, сколько заниматься социальным служением (диаконией).

Усилия вел. кн. Елизаветы Федоровны вызвали поддержку одних иерархов (свщмч. Владимир Богоявленский) и неприятие других (свщмч. Питирим Тобольский).

Прмц. Елизавету упрекали в том, что за основу она взяла немецкие лютеранские общины диаконис пастора Флиднера.

Однако св. Елизавета Федоровна обращалась к практике именно Древней церкви, в некоторых вопросах основательно позабытой.

E_F_01

Группа раненых солдат Первой мировой войны в Марфо-Мариинской обители. В центре Елизавета Федоровна и сестра Варвара. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Открыла санаторий для раненных солдат. Госпитали для раненных солдат открывали многие, в том числе и прмц. Елизавета. Реже встречаются примеры создания реабилитационных центров. Санаторий, оборудованный по последнему слову тогдашней медицинской техники, был организован вл. кн. Елизаветой Федоровной под Новороссийском во время Русско-японской войны (1904-1905 гг).

Организовала пункт сбора помощи фронту во дворце. В залах Большого кремлевского дворца во время Русско-японской войны по инициативе вл. кн. Елизаветы работали мастерские, где шили обмундирование для солдат. Здесь же принимались пожертвования деньгами и вещами.
Сама Елизавета Федоровна ежедневно смотрела за общей организацией и ходом работ.

Создала лучшую хирургическую больницу в Москве. Первая операция в клинике при Марфо-Мариинской обители была сделана самой великой княгине Елизавете. Впоследствии сюда привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах.

Прмц. Елизавета не только лично помогала при операциях, но лично выхаживала самых тяжелых больных. Сидела у постели, меняла повязки, кормила, утешала.

Известен случай, когда она выходила женщину с тяжелейшими ожогами всего тела, которую врачи считали обреченной.


Хирургический кабинет больницы при Обители. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Построила здание с дешевыми квартирами для работающих женщин.
Новым для России видом помощи стали дешевые квартиры (общежитие) для работающих женщин, открытое в обители. Это было веяние времени, поскольку все больше молодых женщин начинало работать на фабриках.

Обитель помогала им выбраться из мира рабочих поселков и окраин с их пьянством и развратом.

Ориентировала обитель на миссию среди бедняков. В доме священника при Марфо-Мариинской обители находились общественная библиотека. В ней было собрано 1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы.

Была и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Если в клинике обители умирал пациент, монахини московских монастырей и незанятые служением больным сестры читали по нему Псалтирь. Настоятельница обители тоже участвовала в молитве. Ее ставили в очередь в ночное время, потому что днем она была занята.

До революции же с существованием Хитровки власти мирились. Считалось, что приток безработных, бездомных и опустившихся людей не остановить, а в центре города район ночлежек будет под большим контролем полиции, чем на окраине. Хитровку посещали различные благотворители. Так известно, что епископ Арсений (Жадановский) вызволил с Хитровки многих бывших певчих. Пропивших все до нитки людей одевали в новую одежду и давали им шанс вновь устроиться на работу в храмы.

Из хитровских певчих даже был составлен особый хор, певший при богослужениях епископа. Московский старец, праведный Алексий Мечев, ходил на Хитровку проповедовать.

Особенностью служения св. Елизаветы Федоровны было то, что она забирала из ночлежек детей и отправляла их в специальную школу при обители. Так она спасала их от неминуемой участи — для мальчиков воровства, для девочек — панели, а в итоге каторги или ранней смерти. Если семья еще не совсем опустилась, то дети могли остаться с родителями и только посещали занятия в обители, получать там одежду и еду.

E_F_05

Билет на благотворительный спектакль в помощь погорельцам. Фото из музея Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Боялась ли она идти в притоны? Св. Елизавета шла к бедным с готовностью. Так, во время революционных беспорядков в Москве (1905 г.) она вечерами лишь с одним провожатым ходила в госпиталь к солдатам, раненым в боях с японцами. И всегда отказывалась от охраны и помощи полиции.

Россия — это больной ребенок…
В одном из писем после революции прмц. Елизавета Федоровна писала: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

День Сестринского дела. Великая княгиня Елизавета Федоровна

Сегодня во всем мире отмечается день сестринского дела - в день рождения Florence Nightingale,основательницы сестринского дела в том виде, в каком оно дошло до наших дней. О Флоренс написано очень много. Я сама писала о ней вот здесь

Но сегодня я хочу вспомнить о совсем другом человеке - о Великой княгине Елизавете Федоровне. Именно ее можно считать основательницей сестринского дела в России. Елизавета Федоровна и Флоренс обе работали на фронтах Первой Мировой. Но еще до этого Великая княгиня Елизавета приложила множество усилий для того, чтобы создать институт медицинских сестер.


Великая княгиня Елизавета в 1909 году , через 4 года после гибели мужа , Великого князя Сергея Александровича , от рук террориста Ивана Каляева, продала все своё имущество и драгоценности и на вырученные деньги купила в Москве усадьбу на Большой Ордынке и основала там Марфо -Мариинскую Обитель Милосердия.

Сестры Обители занимались благотворительностью и ухаживали за больными.

К 1911 году при обители действовали больница для неимущих женщин с детьми, аптека с бесплатной выдачей лекарств , приют для бедных дом для бедных женщин с чахоткой ( в отдельном помещении).

В больнице Марфо -Мариинской обители неимущие люди могли получить помощь известнейших московских врачей. Там же была школа обучения сестринскому делу. Причём сестры проходили особую подготовку по уходу за смертельно больными. Именно с легкой руки Великой Княгини Елизаветы появилась такая отрасль как сестринское паллиативное дело.

Елизавета Федоровна вели подвижнический образ жизни, сама ухаживала за больными, посещала трущобы Хитрова рынка, помогала беднейшим из бедных. Елизавета Фёдоровна не боялась этого откровенно криминального места, посещала рынок в сопровождении сестры обители княжны Марии Оболенской или своей келейницы Варвары Яковлевой, и больше всего сил уделяла спасению детей, живущих на Хитровке.

Благодаря этим двум женщинам - Флоренс Найтингейл и Великой княгине Елизавете -сестринское дело сегодня существует в том виде, в котором мы привыкли его видеть.


22:34 / 7 февраля 2017



Предлагаем вниманию читателей сайта ИППО первый материал, подготовленный Мариной Овчинниковой, которая много лет работает в старейшем лечебном учреждении страны - Главном военном клиническом госпитале имени академика Н.Н.Бурденко.

В этом году известному госпиталю исполняется 310 лет. Здесь действует Музей истории Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н. Бурденко и представлены материалы, рассказывающие о выдающейся подвижнице – Великой княгине Елизаветы Федоровне, которая более четверти века была тесно связана с Московским госпиталем в Лефортово.


Духовное служение для Великой княгини Елизаветы Фёдоровны было неразрывно связано с традицией самоотверженного служения Отечеству, которым всегда отличалось российское воинство. Её супруг, Великий князь Сергий Александрович, как известно был генерал-губернатором Москвы и командующим Московским военным округом.

Вид госпиталя в Лефортово. Ф.Алексеев 1802 год

Вид госпиталя в Лефортово. Ф.Алексеев 1802 год. Фото Музея истории ГВКГ имени академика Н.Н. Бурденко

По воинскому Уставу, Московский генерал-губернатор являлся шефом Московского госпиталя в Лефортово, поэтому Великая княгиня Елизавета Фёдоровна и ее супруг, Великий князь Сергий Александрович всегда уделяли первенцу российской медицины большое внимание. На протяжении десятилетий верными помощницами госпитального персонала были сестры Иверской общины милосердия, находившейся под постоянной опекой Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. После трагической гибели супруга Великая княгиня Елизавета Фёдоровна не оставила Московский госпиталь своими заботами: в течение всех лет русско-японской войны и до 1917 года сестры Иверской общины милосердия ухаживали в госпитале за ранеными воинами, помогая больным обрести силы крепость духа.

Великая княгиня Елизавета Федоровна в Иверской обители милосердия. 18 мая 1911 года

Великая княгиня Елизавета Федоровна в Иверской обители милосердия. 18 мая 1911 года. Фото Музея истории ГВКГ имени академика Н.Н. Бурденко

Главный врач Московского военного госпиталя Н.И. Якимов и сестры милосердия 1907 год

Главный врач Московского военного госпиталя Н.И. Якимов и сестры милосердия 1907 год. Фото Музея истории ГВКГ имени академика Н.Н. Бурденко

Всегда были верны доблестным армейским традициям и российские военные пастыри: на полях горячих сражений они влияли на свою паству личным примером, твердостью духа, стойкостью в исполнении воинского долга. Думается, не случайно духовником Марфо-Мариинской обители милосердия по настоянию Великой княгини Елизаветы Фёдоровны становится полковой священник отец Митрофан Серебрянский, разделивший с русскими воинами тяготы русско-японской войны, а первым духовником Гефсиманской обители – архимандрит Серафим (в миру штабс-ротмистр Николай Седов), служивший в Крымском полку Императрицы Александры Фёдоровны и лично знавший Великую Княгиню Елизавету Фёдоровну; на смену ему заступает игумен Стефан, в прошлом царский солдат.

Чтимая икона святой Елизаветы в ГВКГ 2008 год

Митрополит Илия – великий молитвенник за Россию. Услышав его искреннюю горячую молитву, Господь в тяжкие дни Второй мировой войны, когда враг уже подступал к Москве, открыл ему пути спасения России – удела Пресвятой Богородицы – от фашистского ига.

Чудотворная икона была установлена рядом с мощами святых преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и инокини Варвары. На следующий день, в пятницу шестой недели Великого поста, произошло ее чудесное просветление. Именно в эти дни, много лет назад, окончательно просветлилась душа преподобномученицы Елизаветы Федоровны, 12 (25) апреля 1891 года в Лазареву Субботу принявшей православную веру.


Икона Одигитрия в Гефсиманском монастыре. Фотография 1996 г.

С 1939 года минул не один десяток лет. Множество православных людей со всего мира, приехавших Гефсиманскую обитель, приникают к чудесной Иконе, молят ее о помощи и получают утешение. Общеизвестно вспоможение от чудотворного образа при онкологических заболеваниях.

Неисповедимы пути Твои, Господи, и неисчислимы чудеса, от Тебя истекающие!

Сегодня чудотворную икону Пресвятой Богородицы ждут, прежде всего, тяжелые больные – взрослые и дети – в больницах и военных госпиталях.

Ждут ее и пациенты Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н.Бурденко. В нелегком деле исцеления тяжелобольных и раненых воинов сегодня здесь, как и в былые годы, на помощь госпитальным докторам пришли духовные пастыри: одним из первых военных лечебных учреждений в России Главный военный клинический госпиталь стал возрождать многовековые традиции духовного служения. C 2002 года возобновлено служение в старинном госпитальном храме во имя Cвятых первоверховных апостолов Петра и Павла, престол которого был освящен 300 лет назад. И вновь, после долгих лет молчания, под сводами храма звучит православное слово помощи и утешения. Каждый день сюда со своей болью, со своим горем идут больные и раненые, их родные, сотрудники госпиталя; нередко происходит значительное улучшение состояния здоровья тяжелых пациентов после принятия Церковных Таинств.

Дважды в госпиталь привозили благодатную икону Святого великомученика и целителя Пантелеимона, пребывающую в Москве на подворье Свято-Преображенского Валаам­ского монастыря. Образ этот был написан по благословению русско-афон­ского подвижника и мос­ковского чудотворца св. старца Аристоклия с целью – возить к страждущим.

Старец Аристоклий был одним из духовных руководителей инокини Варвары (в миру – Валентины Николаевны Цветковой). Также духовным Валентины был оптинский старец Анатолий (Потапов), а духовным отцом – епископ Московский Арсений (Жадановский).

Родилась Валентина 2 января 1889 года в семье директора банка Николая Алексеевича Цветкова и Лидии Александровны (урожд. Трубниковой). В 1922 году вся ее семья была выслана в Германию, откуда через два месяца они переехали в Ниццу. В 1929 году прибыла в Иерусалим, где вскоре приняла рясофор и была назначена митрополитом Анастасием (Грибановским) заведовать русским Гефсиманским участком.

После смерти игуменьи Марии на место игуменьи Гефсиманской обители Архиерейский Синод определил инокиню Варвару (Цветкову), ближайшего друга и сподвижницу упокоенной. Инокиня Варвара становится второй настоятельницей Гефсиманской обители.

Вы спрашиваете о нашей Чудотворной иконе. Вот, вкратце, ее история.

Но икона эта — чудотворная!

Я осталась. Мастер поставил икону ребром, приставил долото и уже соби­рался ударить по нему топором. Я была в ужасе, так как дерево иконы старое, древнее: а вдруг расколется или рассыплется? Ужас!

Сестра-иконописица рассказывала, что она уже думала как-нибудь почистить и каким-нибудь химическим составом укрепить обратную сторону доски, чтобы сохранить ее. Но теперь, увидев чудо, она отбросила всякую мысль об этом. Как можно? Царица Небесная Сама проявила свою силу.

В Гефсиманию мы перевезли святую икону, перед Пасхой. Здесь в ночь со Страстной Пятницы на Субботу икона совершенно восстановила черты и краски образа, и такой остается по сей день, как вы сами видели. Потом икона снова была взята в Вифанию на некоторое время. Дети слушали утренние и вечерние молитвы в пещерной часовне. Горячие молитвы творили чудеса исцелений таким же образом, как в случае с парализованным мальчиком.

Мы начали более и более чувствовать Божественную силу, исходящую от на­шей святой иконы. Мы заметили, что выражение в лике Пресвятой Девы иногда менялось: в какие-то дни оно бывало очень печальным, в другие — строгим. По временам оно выражало почти материнскую нежность. В настоящее время Вла­дычица выглядит так, будто напряжённо вглядывается в каждого, светло и строго. Она укрепляет молящихся. Мы называем Ее Царицей Небесных Сил.

Но в один день Митрополит приехал и увез эту икону из Гефсимании. Больше ни­чего о ней мы не знаем.

Наша же святая икона оставалась с нами. Некоторое время она пребывала в Вифании, а позднее была перевезена в Гефсиманский храм, где и находится по сей день.

Когда Архиепископ Илия был назначен Митрополитом Ливана, он объехал свою митрополию и, конечно, заехал в Риханию. Митрополит Илия особенно глу­боко почитал Пресвятую Матерь Божию и, где бы ни увидел Её святые иконы, служил молебны, горячо молясь перед ними. И здесь, в Рихании, прихожане, видя его благоговение перед их святыней, решили подарить святую икону ему. Владыка был ошеломлен и тронут, видя, что они готовы расстаться со своим сокрови­щем. Но они настаивали, говоря, что такова воля Самой Приснодевы, прося только, чтобы он не забывал их в своих молитвах перед ней. Тогда Владыка при­нял икону с величайшей радостью и благодарностью. С тех пор, каждый день он служил перед ней молебен с акафистом.

Вдруг открывается дверь и входит Митрополит Илия. Мы все очень рады видеть его. Он немедленно идет к иконе, кладёт множество поклонов и в величайшем волнении прикладывается к ней со слезами на глазах. Он читает тропарь по-арабски, снова кладет поклоны, и при всем этом слезы льются по его лицу.

Нако­нец он благословил нас, говоря: «Я понимаю теперь, почему Пресвятая Владычи­ца пожелала пребывать с вами, сестры. Она видит вашу любовь к Ней, вашу веру и ваши молитвы, и воздыхания. И теперь я расскажу вам то, чего раньше не рас­сказывал. Когда эта святая икона была еще у меня, в митрополии, я пел ака­фист перед ней и ежедневно молился, прося подать мне мудрость и помочь в раз­ных обстоятельствах. Я очень привязался к этой иконе и дорожил ею, как вели­ким сокровищем. Но вот что произошло. Однажды я задремал после вечерней молитвы и увидел сон, как некое видение. Явились две великомученицы, Екатерина и Варвара, назвав свои имена, и сказали мне, что Пресвятая Матерь Божия просит меня отдать Её святую икону игумений Марии в Палестину и что там она долж­на оставаться. Я немедленно проснулся и стал думать об этом сне и о стран­ном приказании Пресвятой Девы.

На следующее же утро я стал расспрашивать, не знает ли кто игумению Ма­рию в Палестине? И вот, близкий друг, глубоко верующий человек, говорит, что знает игумению Марию очень хорошо. Я поручил ему связаться с ней и попросить приехать и принять святую икону Пресвятой Владычицы.

Игумения Варвара, настоятельница Гефсиманской обители в 1970-1983 гг.

Читайте также: