Сообщение о рисунках билибина

Обновлено: 03.07.2024

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Во время революции 1905 года художник создаёт революционные карикатуры.

С 1907 г. Билибин преподает класс графического искусства в школе Общества поощрения художеств, продолжая преподавание до 1917 г. Среди его учеников в школе были Г.И. Нарбут, К.С Елисеев, Л.Я. Хортик, А. Розилехт (August Roosileht), Н.В.Кузьмин, Рене О’Коннель, К.Д.Воронец-Попова.

В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси наряду со многими другими художниками своего времени. После Октябрьской революции Билибин уезжает в Крым в Батилиман, где живёт до сентября. До декабря 1919 г. он находился в Ростове-на-Дону, затем с отступлением белой армии попадает в Новороссийск.

В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии. В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж.

В 1936 году художник возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.

Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.

ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БИЛИБИНА

Иван-Царевич и Жар-Птица Иван-Царевич и Василиса Прекрасная Иван Царевич и Царевна-лягушка

После Февральской революции Билибин нарисовал рисунок двуглавого орла, который использовался в качестве герба Временного правительства, а с 1992 г. этот орёл располагается на монетах Банка России.

Двуглавый орел

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессональной жизни Билибина.

Русь ведическая

Есть у Билибина и работы, связанные с церковной живописью. В ней он остается самим собой, сохраняет индивидуальный стиль. После отъезда из Петербурга Билибин некоторое время жил в Каире и активно участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма.

Есть его след и в Праге – он выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.

БИЛИБИНСКИЙ СТИЛЬ

Для билибинского рисунка характерно графическое представление. Начиная работу над рисунком, Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии чётко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками чёрно-белого графического рисунка только подчёркивают заданные линии. Для обрамления рисунков Билибин щедро использует орнамент.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ИВАНА БИЛИБИНА

Иван Яковлевич Билибин собирался стать юристом, прилежно учился на юридическом факультете Петербургского университета и успешно окончил полный курс в 1900 году.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Судьба этого удивительного мастера и его изысканное наследие в искусстве неизменно остаются в центре внимания современного культурного человека.

Время, в которое довелось жить Билибину, было трудное и противоречивое: Первая мировая война, революции, эмиграция, возвращение, а с картинок художника встает незамутненная, прекраснодушная и бесконфликтная Русь. Эти работы восхищают прозрачностью красок, красотой узорного рисунка, изысканной декоративностью цветовых сочетаний и яркой сказочностью.

Петербургский эстет, страстный коллекционер предметов старины и искусства, любимец женщин, человек артистичный по натуре, общительный и остроумный, Иван Яковлевич обрел славу книжного иллюстратора не только у взыскательной художественной элиты, но и у не очень разбирающегося в тонкостях живописи обывателя. Зритель был покорен эффектной подачей образов и красочной мощью художника.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Билибин был молод, хорош собой и изобретателен на всяческие проделки, впрочем вполне безобидные. Во время учебы в Петербургском университете он познакомился с Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым. Компания сложилась превеселая. Писали ядовитые стишки, отрабатывали технику рисунка, размышляли над способами оформления сцены и, судя по дневнику Бенуа, регулярно устраивали застолья с крепкими напитками.

Иван Яковлевич родился в Петербурге 4 (16) августа 1876 года. Мать - Варвара Александровна урожденная Бубнова, из семьи морского инженера Балтийского флота, ученица композитора А. Г. Рубинштейна.

Азы изобразительного мастерства юный художник постигал в Рисовальной школе поощрения художеств, которую начал посещать в 1895 году. Но законченного художественного образования не получил. После гимназии он, по настоянию отца, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, прилежно учился и успешно окончил полный курс в 1900 году.

Впрочем, со временем взгляды Ивана Билибина начинали меняться. Не последнюю роль сыграла поездка в Германию и Швейцарию летом 1898 года. В Мюнхене он посещал художественную студию А.Ашбе, по происхождению словенца, через которую в свое время прошли многие русские — Игорь Грабарь, Мстислав Добужинский, Дмитрий Кардовский.

Вернувшись в Петербург, Билибин поступил в Тенишевскую мастерскую, где преподавал Илья Ефимович Репин. Путь к новому искусству не был прямым и легким. Следует, однако, признать, что школу, техническую сторону мастерства учеба у Репина давала превосходную.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Но люди, которые руководили Экспедицией заготовления государственных бумаг, — ее управляющий — князь Борис Борисович Голицын, известный ученый, академик, инженер и изобретатель Георгий Николаевич Скамони устали от однообразия официальной продукции и пригласили Билибина для оформления книг по русским народным сказкам.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Книги, изданные Экспедицией заготовления государственных бумаг, разошлись по всей России, имели колоссальный успех и сделали имя художника знаменитым.

Обычных читателей и знающих искусствоведов восхищают работы Билибина, книги, иллюстрированные художником, похожи на расписанные шкатулки, художник придумывает не только рисунки, но и все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Но Билибин в своих сказочных сюжетах тщательно прорабатывал каждую деталь, стремясь к правдоподобию. Если Иван изображал избу, значит, это была именно та изба, в которой взаправду жили крестьяне — с резным фасадом, кровельным декором и кружевным узором на крыльце.

В 1902 году Билибин женится на Марии Чемберс. Девушка тоже была художницей и оформляла книги: они вместе ходили в мастерскую на занятия к Репину. В браке родилось двое детей.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Иван Билибин повторил свою экспедицию в 1903 и 1904 году, но уже с заданием от Русского музея: собрать для этнографической коллекции старинные вещи и национальную одежду.

Одновременно выполнял небольшие заказы от частных издательств: рисовал открытки с видами Архангельской губернии, русских князей, девушек в национальных костюмах.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Сумрачный лес для художника символизировал темную, иррациональную силу. Этот образ стал лейтмотивом его работ:

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Василиса и белый всадник

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Сказочный лес.

Книжная, журнальная и газетная иллюстрация составляли лишь часть профессиональной жизни Билибина. С 1904 г. он заявил о себе и как о высокоодаренном театральном художнике, знатоке старинных костюмов разных народов, прежде всего русского.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Билибин создавал театральные афиши, эскизы для почтовых марок, бланки меню, открытки и другое.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Его работы с удовольствием печатали, продукция с картинками Билибина была нарасхват. Завод братьев Корниловых начал выпуск посуды по мотивам работ Билибина. Затем посуду с рисунками Билибина стал Выпускать ЛФЗ.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Иван Яковлевич успешно совмещал работу над иллюстрациями и занятия с учениками, преподавал графику в Рисовальной школе поощрения художеств, в которой когда-то сам учился. Учениками были художники Константин Елисеев, Николай Кузьмин, Георгий Нарбут, а также две его будущие супруги.

Во время расцвета популярности Билибина в стране назревала революция. Художник начинает рисовать карикатуры на революционную тематику.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Дальше – странствия, хождение за тридевять земель. Случайные заказы восточных купцов. Египет с его древностями. В 1923 г. к нему в Каир приехала художница по фарфору Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая, его бывшая ученица.

Портрет Билибина создан Шурочкой в период влюбленности, начала совместной жизни, радости освобождения от голода и холода в Петрограде. Билибин изображен в виде восточного факира, который волшебно изменил жизнь Шурочки и ее маленького сына.

Александра Васильевна – третья жена И.Я. Билибина. Так случилось, что все его жены — художницы. От первого супружества с М.Я. Чемберс у Билибина два сына: Александр и Иван, отношения с которыми он поддерживал, особенно с Александром, будущим художником театра и кино. Гражданский брак со второй женой, красавицей Р.Р. О’Коннель, также оказался непрочным. А вот с А.В. Щекатихиной-Потоцкой художник не расставался до конца жизни.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Здесь художник проявил свой непревзойдённый талант не только декоратора, но и либреттиста.

Но после петербургской славы он чувствовал себя в экзотических странах бесприютно. В 1925 году Билибин с семьей переезжает из Египта во Францию, где работает художником-оформителем,

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Афиша русского балета в Монте-Карло, Библиотека Австрали На фото: Иван Билибин в мастерской скульптора Поповой среди художников и портных, выполнивших по его эскизам костюмы и маски к балету Игоря Стравинского "Жар-птица".

Это сразу заинтересовало зарубежных издателей: вскоре иллюстратор подписал контракты на выпуск французских и немецких народных сказок.

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Иллюстрации к сказке "Аладдин и волшебная лампа"

ХУДОЖНИК ИВАН БИЛИБИН Сотворитель сказочной Руси

Иллюстрации к сказке "Тысяча и одна ночь"

Французские друзья даже упрашивали иллюстратора взять в качестве псевдонима аристократическую фамилию, но Билибин только отшучивался.

И, когда до него дошли слухи о том, что в СССР литература и театр - в почете, что там помнят и ценят его графику – Билибин стал думать о возвращении.

Приняли его в Ленинграде радушно. В Советском Союзе Билибин оказался чрезвычайно востребован. Все его ипостаси как художника нашли себе применение: это и педагогическая деятельность, и книжные иллюстрации, и работа в театре.

Иван Яковлевич стал профессором и всё последнее десятилетие жизни преподавал во Всероссийской Академии художеств. Параллельно Иван Билибин сотрудничал с театрами: он создаёт и костюмы декорации для Театра оперы и балета им. Кирова и Театра драмы им. Пушкина.

Однако театр не отвлек художника от работы в области книжной графики. Иван Яковлевич Билибин продолжает иллюстрировать книги классиков мировой литературы, своих современников, много работает для журналов, оформляет учебники и книги по архитектуре. Параллельно с этим художник работал в сфере рекламы. И.Я. Билибин создавал рекламные плакаты, бланки меню, афиши, эскизы почтовых марок и открытки.

Вспоминаем прекрасные иллюстрации художника Ивана Яковлевича Билибина

Феерический, фантастический Иван Яковлевич Билибин - истинно русский художник, судьба его была сложной и насыщенной, но всю свою жизнь художник посвятил сказке, он создал свой, неповторимый стиль графики.

Через созданные кистью Билибина образы и взрослым людям и детям открывался таинственный, заманчивый мир сказки. Одновременно реалистичные и сказочные, жесткие, откровенные и источающие добро иллюстрации увлекали за собой, вдохновляли, становились самым благодатным топливом для воображения. .

Трудно ожидать подобного от современных детей, воображение и творческое мышление которых убивается ущербными, уродливыми смешариками, всякими губками бобами. Вряд вся эта графическая халтура способна побудить в ребенке фантазию и тягу к творчеству, познанию, экспериментам.

Думаю, что великие прорывы в науке и технике в 20 веке совершили люди, чей живой ум воспитывался в том числе на русских сказках, проиллюстрированных Иваном Яковлевичем.

Творчество Ивана Яковлевича Билибина сыграло значительную роль в формировании интереса к русскому наследию. Его иллюстрации к былинам и сказкам, благодаря полиграфии получили широкое распространение, открыли многим в начале ХХ века красоту русской старины и продолжают удивлять и радовать наших современников сегодня.

5 АЛЕКСАНДР ПОЛЯКОВ Иван Билибин. Жажда сказки

7 Голынец Г. В. И. Я. Билибин. М., Изобразительное искусство. 1972. С.

8 Иван Яковлевич Билибин, 1876—1942 (Альбом) / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2002.

9 И. Я. Билибин в Египте (1920—1925): Письма, документы и материалы Русский путь 2009.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Иван Яковлевич Билибин (Ivan Yakovlevich Bilibin; родился 4 августа 1876 года — умер 7 февраля 1942 года) — великий русский художник конца XIX — первой половины XX века, книжный иллюстратор и театральный декоратор, великолепный мастер графических образов и монументальной живописи. Творчество Ивана Билибина обширно и многогранно. Наполненное яркими цветами и безукоризненно чёткими линиями, оно погружает зрителя в волшебный мир русских сказок и былин, отечественной старины и фольклора с удивительным своеобразием и вековой красотой. Биография художника отражает множество славных, интересных эпизодов. Его картины поныне восхищают современников продуманностью деталей и красочностью.

Иван Билибин. Фотография художника Ивана Билибина, дата неизвестна

Биография Ивана Билибина

Иван Билибин появился на свет 4 августа 1876 года в селе Тарховка Санкт-Петербургской губернии. Будучи из уважаемой семьи дворянского сословия, он имел хорошие возможности для образования и прилежно учился. В 1896 году закончил гимназию с серебряной медалью, а спустя ещё четыре года — юридический факультет Петербургского университета, куда поступил по настоянию отца.

По возвращении в Россию вплоть до 1904 года молодой живописец обучается у Ильи Репина. Под руководством опытного наставника его художественные взгляды быстро эволюционируют. Овладевая мастерством, Иван Билибин подходит к пониманию насущных задач искусства, вдохновляется творчеством Виктора Васнецова и определяет свой путь — иллюстративный жанр, верность которому сохраняет до конца жизни.

После Октябрьской революции в феврале 1920 года Иван Яковлевич покидает страну и оказывается в Египте. Восток его буквально ошеломляет видами, красками и традициями. В Каире художник открывает мастерскую. Не найдя любимой работы с иллюстрациями, он пишет портреты, выполняет декоративные панно в византийском стиле. Увлекается египтологией, изучает древние мусульманские и коптские искусства, много путешествует по странам Ближнего Востока.

В 1925 году Иван Яковлевич переезжает в Париж, где возобновляет работу как иллюстратор и театральный декоратор. После мирового финансового кризиса, ставшего трагедией для мигрантов, некогда востребованный художник остаётся без заказов и возвращается на Родину.

Самые известные картины Ивана Билибина

Большая часть наследия мастера собрана и представлена в музее Ивангорода Ленинградской области. Некоторые из наиболее известных картин Ивана Билибина:

Картины Ивана Билибина, сочетающие лаконичные формы с философской концепцией, вобрали в себя опыт былых веков. Его самобытное творчество отразило разумность и красоту родной земли, оставило яркий след в русском и мировом искусстве.

Портрет И.Я. Билибина. Художник: Б. Кустодиев, 1901

Портрет И.Я. Билибина. Художник: Б. Кустодиев, 1901

Помнятся вечера моего детства: приедешь с родителями на деревенский приход, в глухие кирилловские снега, где служил тогда в старинной церкви мой отец. Набегаешься по сугробам, пока мёрзлые катышки не налипнут на штаны и пальтишко. А когда стемнеет, придёшь домой и заберёшься на старую русскую печь. Не одна, а с книжкой. И открываешь её, будто в волшебный мир дверь открываешь.

Нет, разбирать буквы я тогда ещё не умела. Но хорошо читались прихотливые орнаменты, окружавшие текст; затейливые буквицы манили в сказку; цветистая вязь заставок мягко светилась изнутри.

А ещё там были иллюстрации – их можно было разглядывать часами! Погружаться, как в воду, в студёные сумерки зимнего вечера, ограниченного бледно-оранжевой полосой заката; и, словно бы откликаясь этому пламени, светятся окошки горницы – но уже уютно, совсем не холодно: там за прялками сидят три девицы, а царь подсматривает, подслушивает на стылом дворе.

Там были иллюстрации – их можно было разглядывать часами

А вот белая уточка плывёт по глади воды. И стоят перед ней три братца, три сына, оставленных без матери. Темна глубокая спокойная заводь, а над ней, за границами сказочного мира, за простой охристой рамкой, цветёт орнамент из нежных голубых ирисов.

А ещё вот, стоит Иван-Царевич перед государем далёкого тридевятого царства рука об руку с Василисой. По её красному сарафану разбежались жёлто-золотые цветики, коса цвета воронова крыла из-под короны, выбилась из неё непослушная прядь. Хитро смотрит Василиса в сторону, а ты думаешь: не зря она от царя взгляд отводит, ведь не девица это вовсе, а серый волк…

Прошло с тех пор больше двух десятков лет, и вот две пшеничные головки склонились над этой книгой в мягком круге лампового света: водят пальчиком по орнаментам, по царским-боярским одеяниям, по царевниным косам, жемчугом перевитым. Молча смотрят, заворожённо, впитывая эту таинственную, мрачноватую красоту.

Так было и раньше, и столетие назад дети созерцали и впитывали эту книгу. И ещё через века, если мир этот стоять будет, не перестанут. Потому что художнику удалось передать всю суть сказок – и русских народных, и созданных Пушкиным. А ещё – удивительным образом вместить нечто трудноуловимое, но близкое каждому из нас – русское. То, что в чёрном зубчатом силуэте елового леса, в глубокой синей воде, в шитье одежд и резьбе теремов. А звали художника Иван Билибин: благодаря рассказам родителей это запомнилось с детства.

Говорить о плюсах и минусах разных иллюстраций к сказкам можно долго: талантливых художников много, и выбираем мы, ориентируясь на свой вкус, на предпочтения ребёнка. Сейчас существует немало изданий и переизданий. Однако Билибин в этом ряду стоит особняком: мир его работ – особенный, он имеет свою чёткую концепцию и свою историю, без которой, пожалуй, мы сегодня знали бы гораздо меньше об искусстве допетровской Руси.

Сейчас много говорят о национальной идентичности, о том, что мы с катастрофической скоростью её теряем. Мы не знаем своих корней, песен, которые пели наши предки, а те, которые знаем, по большей части – лубок, грубая поздняя подделка. Подлинный фольклор сегодня – удел избранных, специалистов и энтузиастов. И, кажется, все пути-дороги назад заросли, все заветные тропочки пропали в тумане…

Он сумел почувствовать и поймать трудноуловимый колорит, атмосферу и народных, и пушкинских сказок

Самое удивительное, что художник не просто изучал этот забытый мир: он сумел почувствовать и, как ту самую жар-птицу за хвост, поймать этот трудноуловимый колорит, атмосферу и народных, и пушкинских сказок.

Иллюстрации Билибина – это не просто красивые картинки. Это высокое искусство книжной графики, целостные ансамбли. В сказках, оформленных художником, всё стилистически едино – буквицы и орнаменты, прихотливые рамки и сами рисунки. И всё это служит одной цели – показать сказки такими, какими они являются на самом деле: древними, символичными, наполненными глубоким смыслом.

Иван-железная рука

Иллюстрация к

Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина

Иллюстрируя сказки, Билибин разработал собственную художественную технику, которой строго придерживался всю жизнь. Сначала он создавал эскиз на бумаге, потом на кальке тщательно детализировал свою работу. После этого он переносил её на ватман, обводил, словно резцом, тонкой, с обрезанным концом, кистью, создавая тушью чёткий контур. После этого уже работал акварелью.

Что давала художнику такая сложная технология? А вот она-то как раз и создавала ту самую неповторимую атмосферу – сказочную, но не слащавую, мрачноватую, но не страшную, прихотливо изукрашенную, но не пёструю, лишённую намёка на вульгарность. Чёрные орнаментальные линии рождали чёткую границу между цветами, появлялся особенный, невсамделишный объём в плоскости листа – то, что нужно для народной сказки, где так зыбка граница миров, где волшебное соседствует с реальным.

Иллюстрация к сказке

Иллюстрация к сказке "Золотая рыбка"

Билибин вообще был не чужд церковного искусства. Он оформлял домовую церковь русской клиники в Каире, он трудился над эскизами фресок и иконостаса русского храма на Ольшанском кладбище в Праге. В свои работы он вкладывал всю любовь и преданность древнерусскому искусству – тому, которое извлекал из небытия в своих многочисленных экспедициях в северные деревни.

Почему дети любят иллюстрации Билибина?

Художник не кокетничает, не старается составить впечатление. Он рисует сказочный мир, каким его видит, каким он, собственно говоря, являлся (я имею в виду народный фольклор). Это волшебные, но порой мрачные и жестокие истории, которые несут в себе и обыденную житейскую мудрость, и представления о добре и зле, и видение мира как места действия самых разных сил. Причём со стороны художника это не столько работа фантазии, сколько глубокое знание крестьянского народного творчества, костюма, архитектуры и быта, почерпнутое из этнографических экспедиций по Русскому Северу.

Ребёнок чувствует честность и серьёзное отношение художника к предмету изображения. Чувствует, что для художника это не игрушки, что он хочет сказать что-то важное. И верит ему. И принимает сердцем.

Когда читаешь детям книгу с этими иллюстрациями, не нужно бояться, что они заскучают – даже если на развороте нет картинок, можно рассматривать прихотливую линию орнамента: вот глухой еловый лес, вот пастбище, вот избы, вот море с кораблями. Да и сами иллюстрации перекликаются с рамками: в сказке про Василису Прекрасную всадник День обрамлён цветами клевера и чертополоха, ночь – мифическими птицами.

Зачем это всё?

Иллюстрация к сказке

Иллюстрация к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Иллюстрации Билибина важны тем, что они обращают взгляд смотрящего от современности к прошлому. К тому самому, архаичному, кондовому, из глубины которого и пришли к нам эти невероятные истории об Иван-Царевиче и Василисе Премудрой, о белой уточке и сестрице Алёнушке, о Финисте Ясном Соколе и его верной Марьюшке. Да и сказки Пушкина не так далеко ушли от тех первоисточников, которыми пользовался поэт, создавая свои дивные, певучие строки.

Читайте также: