Сообщение на тему народное творчество 5 класс изо

Обновлено: 06.07.2024

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигурка, дишу ковинное дерево, лучистые круги. Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная— воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Шли века — крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.


Глиняный сосуд и рисунок с него.


Шайка бондарная. Русский Север, 18 в.



Прялка с росписью. Русский Север, 19 в.


Сундук с символами солнца. Архангельская губ., 19 в.


Фрагмент подзора. Вышивка. Тверская губ., 19 в.


Символы солнца, земли, плодородия и воды в народной резьбе и росписи по дереву, в вышивке.


Двойное солнце в окружении солярных знаков и растительных мотивов. Конец полотенца. Орловская губ., 19 в.


Сундук с символами солнца. Вологодская губ., начало 20 в.


Сундук с символами дождя. Горьковская губ., начало 20 в.

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура — это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине — продолжательнице рода.

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба — древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.


И. и Е. Дружинины. Баба с птицами. Глина. 1947 г.


Богиня с предстоящими птицами. Фрагмент вышивки на полотенце. Архангельская губ., 19 в.

Посмотри, как перекликается этот образ в вышивке с образом глиняной бабы,— тот же жест поднятых к небу рук. На подолах таких глиняных фигур изображались символы солнца, побегов зерен. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.


Древо жизни. Вышивка на полотенце. Псковская губ., 19 в.


Древо жизни. Роспись в избе. 19 в.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор — разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

Конь — один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.



Пряничные доски. Птица. Конь. 19 в.


Ковш-наливка. Вологодская губ., 18 в.


Ковш-черпак. Поволжье, 19 в. (внизу).


Птица-лава. Фрагмент полотенца. Вышивка. Архангельская область, 1950 г.


Пряник. Нижегородская область, 1926 г.


Полотенце с птицей. Вышивка. Ярославская губ., 19 в.

В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.

Взгляни, какие разные птицы. До чего же хороши собой! Словно все светом наполнили вокруг себя. Вот торжественно нарядная, важная птица-пава с пышным хвостом, поднятым крылом на вышитом полотенце. Она напоминает волшебную жар-птицу, вся будто проросла весенними веточками. Настоящая птица света!

Как видишь, все эти образы связаны с восприятием мира крестьянином, для которого засеянная хлебом пашня была как продолжение его жизни, как благо, подаренное землей и небом.


Детские работы. Мешковина, гуашь

Задание

Выполни рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. Работая над образами древа жизни, матери-земли, птиц, коней, солнца, постарайся сохранить в рисунке обобщенную форму, исключая ненужные подробности. Смело украшай, фантазируй.

Создавая образ в вышивке или росписи, активно включай в работу цвет. Использовать можно гуашь, восковые мелки и акварель, цветные мелки и фломастеры. Создавая образ в резьбе, воспользуйся сангиной и углем. Эти материалы помогут передать теплоту дерева.

Народное творчество – это коллективная творческая деятельность людей. Творчество зародилось еще в глубокой древности. В нем отражались взгляды человека на мир.

Фольклор – обширная часть русской культуры. Устное народное творчество включает в себя сказки, былины, предания, легенды, песни, пословицы и т.д.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство включает в себя ковку, ткачество, роспись (например, знаменитая хохлома), гравирование и многое другое. Важную роль в создании предметов декоративно-прикладного искусства играет орнамент. Он может изменяться в зависимости от региона.

Народный танец носил обрядовую функцию, был неотъемлемой частью народных гуляний. Самым известным народным танцем считается хоровод – движение людей по кругу под музыкальный аккомпанемент.

Пример русской архитектуры – деревянная изба. В основе русской архитектурной традиции находятся две конструктивные системы: сруб и каркас.

Народная музыка зачастую создавалась сельским населением. Музыкальные традиции передавались из поколения в поколение. Традиционными русскими инструментами считаются гусли, балалайка, гармонь, бубен, трещотка, деревянные ложки.

Важное место в народном творчестве занимает театр. Элементы театра встречались в различных обрядах (например, свадьбах). Были распространены кукольные театры. Внимание уделялось не декорациям и игре актеров, а занимательному сюжету.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старину не вспоминаем,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Народное и декоративно - прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. В широком значении народное искусство (фольклор) – это создаваемые народом поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драма, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно - прикладное искусство.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно –прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

В народных промыслах отражена культура страны, ее прошлое, причем так, как ни в каком другом виде искусства. Здесь раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Русское народное искусство создавалось руками крестьян, ремесленников.

II. Народные промыслы России

Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

Кубки, чашки, ложки,

Русские матрешки,

Вся посуда расписная

И почти как золотая!

Знает это целый мир:

Это - русский сувенир.

Вся - старинного письма –

Золотая хохлома!

Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива!

Ты, как и люди служишь России!

Хохлома, хохлома!

Весь народ с ума свела!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют ……
(Хохлома)

Удаль молодецкая –

Роспись городецкая!

Подходи, торопись,

Покупай живопись!

Роспись в Городецком промысле появилась примерно в 60-е годы прошлого века. Росписью в конце прошлого века городецкие умельцы старались украсить прялочные донца, детскую мебель и резную игрушку. На донцах в окружении пышных розанов и перистых листьев писали сценки из городской и сельской жизни – чаепитие, гуляние, посиделки, охоту и др. Сюжеты из городской жизни можно было распознать по интерьерам с богатой мебелью, картинами и часами на стенах, с самоварами или графинами на круглых столах, а также по костюмам персонажей.
Стремясь к большей декоративности, мастера придавали изображениям некоторую условность. С той же целью всех своих героев они старались представить в наиболее выразительных позах: человека в фас или в три четверти поворота; коня собаку или домашнюю птицу в профиль, птицу в полёте в фас с развернутыми крыльями.
В начале XX века тематика сюжетных изображений расширилась за счёт появления сцен, связанных проводами новобранцев и повествующих о сражениях.

До середины 30-х гг. городецкие мастера выполняли роспись клеевыми красками ярких локальных тонов - красной, зелёной, жёлтой, синей и чёрной. Современная городецкая роспись выполняется на цветном или на светлом естественного цветы древесины фоне. Характерные для неё мотивы чёрные кони со всадником или без него, птицы типа павлинов, пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки и ягодки с листочками.
Птичку типа павлина городецкие мастера начинают писать с крыла.

В растительных гирляндах ягодки, бутоны, многолепестковые розетки, пышные купавки и даже листочки пишут в два три – цвета.

Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись ………
(Городца)

Дымковская игрушка – едва ли не единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий.

Среди дымковских игрушек лишь шары и свистульки обладали непосредственной игровой функцией. Фигурки же и композиции служили украшением подоконников и горок с посудой, заменяя собой дорогие фарфоровые статуэтки.

Есть в Подмосковье такое местечко:

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлее вода родниковая

И дыхание ветра свежей –

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель.

Рядом с осинками в синих рябинках,

Синие гроздья на синих рябинках,

Синие зори и синие птицы

С этой красой нечто не сравнится.

Звонкими волнами кружатся краски,

Чтобы блистали анютины глазки.

Льётся узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не смог повториться.

Сине-голубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.

Это называется
Просто роспись…
(Гжель)

Народный мастер или художник декоративно – прикладного искусства в своём творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: дерева, текстиля, металла, керамики, стекла, бумаги, кожи, кости, камня.
Декоративность в народном и декоративно – прикладном искусстве является главным средством выражения красоты, одновременно она является качественной особенностью произведений других видов искусства.
Народное и профессиональное декоративно – прикладное искусство – это искусства, которые обслуживают нужды человека и одновременно удовлетворяющие его эстетические потребности, несущие красоту в жизнь.
Однако надо знать и о существенных различиях между этими видами искусств. Народное искусство, преображающее действительность, рассматривается современными искусствоведами как особый тип художественного творчества, отличительными признаки которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного всем народам мира, человечность духовных ценностей.

Ремёсел очень много на земле на русской есть.

И всех ремёсел нам сейчас не перечесть!

Сколько сказочных мест у России.

Городов у России не счесть.

Может, где – то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Где бы, нас не ждали, перекрёстки судеб,

Никакие дали память не осудят.

И сегодня увидели внуки.

То, что дедам не снилось вчера.

Золотые российские руки.

В каждом доме живут мастера.

IV. Список литературы.

Народные промыслы являются важной частью русской художественной культуры. В произведениях народного искусства отражается история нашей страны, её прошлое и настоящее. Потому что на протяжении веков их создавали простые русские ремесленники и крестьяне, вкладывая туда свою душу. Именно поэтому они обладают как материальной, так и духовной ценностью для всего общества.

Хохлома

https://pp.userapi.com/c849220/v849220886/17d9fa/3pzOaNhGTK8.jpg

Хохломская роспись появилась в XVII веке в одноименном селе в Нижегородской области. Хохлома представляет собой рисунок красными, золотыми и зелеными красками на чёрном фоне. Подобным образом принято было расписывать декоративные деревянные изделия, например, посуду или мебель. Рисуют, в основном, природные элементы: веточки растений, цветы, ягоды земляники или рябины. Иногда встречаются также изображения животных, птиц и рыб. Традиционными цветами для хохломской росписи являются красный, жёлтый, оранжевый, золотой, в меньших количествах используются зелёный и голубой.

Гжель

https://pp.userapi.com/c854020/v854020593/291c2/N0qOxXLsImo.jpg

Гжель также является традиционным русским промыслом. Это роспись по керамике, выполняемая в голубом и белом цветах. Деревня Гжель под Москвой, где этот промысел зародился, с давних пор была известна добычей различных сортов глин, которая велась в данной местности ещё с XVII века. Позже здесь было построено несколько керамических заводов, где научились изготавливать фарфор и тонкий белый фаянс, которые потом расписывали голубой краской.

Дымковская игрушка

Жостово

https://pp.userapi.com/c845323/v845323886/1f91c7/AriTWBwQlxo.jpg

Жостовской росписью обычно украшают металлические подносы. Самым распространенным узором являются цветочные композиции на чёрном фоне, хотя иногда мастера выбирают другие оттенки: зелёный, красный или серебристый. Жостовская роспись появилась в 1825 году в деревне Жостово Московской области и с тех пор приобрела широкую известность как вид народного творчества.

Городецкая роспись

https://pp.userapi.com/c847016/v847016886/1ef19a/r2mGR-RbEus.jpg

Художественный народный промысел, который появился ещё в XIX веке в Городце (это город в Нижегородской области). Городецкой росписью украшали мебель, предметы обихода, двери, окна и т.д. В основе этой пышной росписи лежат сценки из жизни простых людей — крестьян или купцов. Также, наряду с подобными реалистичными картинами, встречаются изображения экзотических животных и птиц. Цвета для городецкой росписи используют самые разнообразные — от ярко красного до зелёного, синего и чёрного.

Для создания своих произведений мастера используют самые разные материалы: дерево, фарфор, стекло и ткани. С помощью этого они стремятся выразить свои идеи красоты так, чтобы они были понятны всем вокруг. Кроме того, промыслы, как часть народной культуры, отражают ценности и традиции тех мест, в которых они зародились.

Данная презентация редназначена для урока ИЗО в 5 классе по теме "Народные промыслы России", как в качестве вводного урока в тему, так и качестве закючительного.В презентации дана основная информация по народным промыслам: Гжель, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово,; Каргопольская, Дымковская, Филимоновская,Богородская игрушки; Скопинская керамика,Каслинское чугунное литьё.

ВложениеРазмер
narodnye_promysly_rossii.ppt 2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Гжельская керамика В селе Гжель в нескольких десятках километров от Москвы издавна жили искусные гончары. С середины 18 века гжельские мастера освоили производство майолики с росписью по белому фону. Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц. С 19 века роспись (цветочный узор) стали делать, в основном, синим кобальтом по белому. Иногда кроме цветочных гирлянд гжельские художники изображают сказочных птиц, пейзажи, картинки из народной жизни

Городецкая роспись Этот художественный промысел сложился к середине 19 века в старинном волжском городе Городце. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни, ворота резьбой, росписью и инкрустацией сложился очень давно. Позднее стали расписывать сундуки, мебель, посуду и деревянные игрушки. Особенности городецкой росписи – чистые яркие краски, четкий контур, белые штрихи, придающие условный объем и живописность. Городецкие мастера изображали не только растительный орнамент (цветы, листья, траву, древо жизни), но и сказочных персонажей, жанровые сценки: чаепития, катания на лодках и каруселях…

Хохломская роспись Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображают растения, ягоды, плоды, птицы и рыбы. Узор заполняет практически всю поверхность. Фон может быть золотым, красным, черным

Жостовские подносы Уже в 17 веке в селе Хохлома проходили ярмарки, где торговали деревянной расписной посудой, изготовленной в селах и деревнях Нижегородского края. Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображают растения, ягоды, плоды, птицы и рыбы. Узор заполняет практически всю поверхность. Фон может быть золотым, красным, черным

Дымковская игрушка Название промысла связано с Дымковской слободой близ города Вятки (сейчас Дымково – окраина Кирова). Изображаются всадники, дамы в красивых нарядах с цветными оборками, кавалеры, сказочные персонажи, животные, бытовые сценки. Позы и сами фигурки несколько условны, упрощены. В росписи используются яркие краски, как правило, по белому фону, позолота. В орнаменте используются круги, волнистые линии, полоски, клеточки.

Богородская резная игрушка Подмосковное село Богородское расположено недалеко от г. Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник в 16-17 веках. Можно выделить два вида игрушек: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца. Как правило, игрушку не расписывали, сохраняя натуральный теплый цвет дерева, но иногда делали раскрашенные игрушки. Тематика разнообразна: крестьяне, охотники, военные, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Скопинская керамика Археологические исследования показали, что уже в 17 веке в районе города Скопина, Рязанской области, уже существовал гончарный промысел. Особенность скопинской керамики в том, что изделия ручной работы дополнялись лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Иногда само издели было в форме зверя или птицы. Кроме этого посуда (горшки, крынки, кувшины, миски, кружки, подсвечники) украшалась растительным орнаментом и покрывалась глазурью коричневого, зеленого или желтого цвета. Внешне изделия напоминают ветви старого дерева, покрытого толстой рельефной корой.

Каслинское чугунное литье Плавильный и сталелитейный завод в городе Касли, Челябинской области работает с середины 18 века. На заводе изготовляли ограды, решетки, посуду и даже мебель. Каслинские литейщики создавали не только монументальные сооружения, но и мелкие скульптуры, декоративные предметы. Чугунные скульптуры получались изящными: мягко струится одежда, перекатываются упругие мышцы – чугун словно оживает.

Читайте также: