Подготовьте сообщение о творчестве питера брейгеля старшего выскажите суждение почему произведения

Обновлено: 06.07.2024

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

Похоть 1558 Гордыня 1556 Лень 1557

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

Возвращение стада (Осень) 1565

Сорока на виселице 1568

Избиение младенцев 1566

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

ТВОРЧЕСТВО

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица.

Притча о слепых 1568 Страна лентяев 1567 Мизантроп 1568

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ

Найти художественные средства для изображения того, что происходило на его родине, помогли художнику фантастические полотна Иеронима Босха.

Поклонение волхвов 1564

В Поклонении волхвов художник в иносказательной форме показал, что рождение ребенка не вызывает радости, если в мире царят война и смерть композиционным центром картины, полностью заполненной людьми, служит печальная фигура Девы Марии с Младенцем на коленях. Она закутана в голубой плащ, и ее лица почти не видно. Ее фигура, написанная в холодных тонах, контрастирует с окружением, решенным в теплых тонах, и потому невольно притягивает к себе внимание зрителя. За ее спиной светлым силуэтом возвышается фигура Иосифа, внимательно слушающего нашептывание случайного прохожего. Перед Марией — трое волхвов. Двое, коленопреклоненные, протягивают Младенцу-Христу свои дары.

Выражения их старческих лиц похожи на гримасы. По левую сторону от Мадонны Валтасар. Его темное негритянское лицо резко контрастирует с белыми одеждами. У входа, внутри и вокруг хлева, где Мария произвела на свет Младенца-Христа, толпятся насмехающиеся над событием люди, выражения их лиц крайне жестоко. Среди них много солдат с пиками, острия которых устремлены к небу. Тем самым художник как бы переносит Рождение Христа в современные ему, объятые войной Нидерланды. Художественные образы Брейгеля перегружены смысловым содержанием: намеки на злободневность, библейское иносказание, игра воображения самого художника — все это включается в тесные рамки одного произведения.

Творения Брейгеля требуют от зрителя напряженного внимания, тревожат своей неоднозначностью, будят воображение.

Все это придает и его хранящейся в Лондонской Национальной галерее картине Поклонение волхвов глубочайший смысл.

ЖАТВА

Жатва 1565

Привольно раскинувшийся пейзаж — золотое море пшеницы, деревня и желтые поля вдали — уходит в туманную дымку, к далекому озеру. Это пространство обжито людьми, которые жнут, вяжут снопы, везут огромный воз пшеницы, едят и спят под деревом и там, в деревне, тоже занимаются хозяйственными делами. Брейгель часто бывал в сельской местности и хорошо знал крестьянскую жизнь. Она была для него постоянным источником вдохновения.

Умевший беспощадно обнажать дурные стороны человеческой природы, Брейгель изображал крестьян с симпатией и любованием их трудом и отдыхом.

Здесь, как и в остальных произведениях цикла, подчеркнуто то равновесие природы и человека, которое достигается только достойной жизнью. К выводу о том, на каком договоре между человеком и природой — читай Богом — держится мир, Брейгель ненавязчиво подводит своей картиной.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Голова крестьянки 1564

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Творчество Питера Брейгеля Старшего (около 1525/1530–1569), прозванного Мужицким, – итог сложной эволюции нидерландского искусства 15–16 веков. Оно определило новый, последний, самый значительный этап его развития, раскрывшего особенности трагического гуманизма.

Брейгель Охотники на снегу


Охотники на снегу, 1565
Музей истории искусства, Вена

Брейгель Нидерландские пословицы


Фламандские пословицы, 1559
Картинная галерея, Берлин

Брейгель Битва Масленицы и Поста


Битва Масленицы и Поста, 1559
Музей истории искусства, Вена

Питер Брейгель был просвещенным человеком. Дружеские узы связывали его с писателями-гуманистами и учеными Нидерландов и Италии. Высокая образованность Брейгеля сочеталась со здравым смыслом, независимостью ума, мудростью, юмором, знанием людей и жизни. Формирование его как художника протекало в Антверпене – центре культуры и политической жизни Нидерландов 16 века. Брейгель учился здесь у романиста Кука ван Альста, в 1551–1552 годах совершил путешествие в Италию, после чего поселился в Антверпене, затем в Брюсселе.

Уже в ранних, исполненных с натуры работах (1552–1553),– грандиозных панорамах Тироля, Альп, родины (рисунки, акварель) – Брейгель проявил себя как новатор пейзажа, обнаружил целостное, органическое чувство жизни природы в единстве и бесконечном разнообразии ее проявлений. Запечатлевая с высокой точки зрения цепи скал, долины, морские просторы, горные потоки, он достиг впечатления грандиозности, показывая огромную протяженность пространства.

Брейгель – яркий, своеобразный живописец. Сюжеты реальной жизни сатирического содержания претворяются у него в богатое красочное зрелище. Резко обрисовывая и упрощая формы, он гиперболизирует характерные черты предмета, подчеркивает их интенсивным плотным цветовым пятном (красным, синим, зеленым, фиолетовым, коричневым) на светлом или коричневом фоне, умело используя колористические контрасты. Ощущения глубины он достигает с помощью бледных смешанных тонов пейзажа на дальнем плане, богатых теплыми и мягкими переходами. Полные света и воздуха, его пейзажи обычно контрастируют с пестрой мозаикой человеческих фигур, охарактеризованных главным образом остро схваченной позой, поворотом фигуры, социально типичной одеждой.

Своим творчеством Брейгель завершил искания нидерландских живописцев 15-16 столетий. Вместе с тем Питер Брейгель проложил путь искусству 17 века, искусству Рубенса и Рембрандта. Поколение художников, выступивших в период нидерландской революции, не поднялось до того социального обобщения и пафоса, которым было отмечено творчество Брейгеля, сложившееся в пору большого подъема стихийного народного движения.

Мастер пейзажа и жанровых сцен.


Охотники на снегу

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Его картины – это еще и образы народного сатирического эпоса.
Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы.



Притча о слепых


Питер Брейгель-старший создал свой колоритный стиль письма, которым существенно отличался о других живописцев эпохи Возрождения. Некоторые работы завораживают своей композицией – на них хочется смотреть и смотреть, рассуждая о том, что именно хотел донести до зрителя художник. Особенность письма и видения мира Брейгеля напоминают творчество раннего сюрреалиста Иеронима Босха.

Брейгель Питер

Биография мастера

Точное время, так же как и точное место рождения этого художника неизвестны. Исследователи его творчества называют период между 1525 и 1530-м годами, а местом рождения считают город Бреда или деревушку Брёгел близ Брабанта.

Брейгель Питер (Старший)

Он появился на свет в простой крестьянской семье и свое прозвище получил, как тогда и было принято, от названия поселка, но его сыновья получили его уже как полноценную фамилию.

Каким образом и при каких обстоятельствах он попал в Антверпен неизвестно, но достоверно известно, что он учился живописи в мастерской у Питера Кука ван Альста, известного живописца того времени, который пользовался расположением самого короля и писал для королевской галереи.

В 1551 году появилась первая запись, упоминающая о вступлении Питера Брейгеля в гильдию живописцев имени Святого Луки. В это же время он поступил на работу к граверу и живописцу Иерониму Коку, занимавшемуся печатанием и распространением гравюр.

Через год молодой живописец отправился в Италию, поскольку, только посетив эту страну и прослушав курс лекций у итальянских художников можно было считаться полноценным мастером. Там он должен был создать серию гравюр, посвященных итальянским пейзажам и античным памятникам.

Но на юного живописца красоты Италии не произвели особого впечатления, он практически не встречался с художниками, кроме Джулио Кловио, известного миниатюриста, поразившего Питера своими работами, и уже через год вернулся в Нидерланды.

Падение Икара

Падение Икара

На картине Брейгеля стоят и смотрят на падение героя пастух, рыбак и крестьянин. Но они не восхищаются смелостью и удалью мифологического персонажа, они полностью поглощены своими делами.

Большие рыбы поедают малых

Большие рыбы поедают малых

В 1563 году Питер сочетается браком по самой страстной любви с дочерью своего учителя ван Альста — Марии или Майкен, как ее называли, и с молодой женой они переселяются в Брюссель.

Здесь в 1565 году Питер нарисовал серию картин для календаря, посвященных разным месяцам года. От этой серии до наших дней сохранилось только пять полотен, на которых запечатлены пейзажи, посвященные разным временам года.

Питер Брейгель был уже состоявшимся художником, когда в Нидерланды вошла армия под управлением герцога Альбы, и на его Родине воцарился террор и страх перед властью и жестокими иноземцами. Альба за время своего правления приговорил к позорной казни через повешение более сорока тысяч еретиков. Все приговоры суда строились на слухах и доносах.

Умер живописец, не дожив до старости, в 1569 году там же, где и жил, в Брюсселе, там он и похоронен в церкви Нотр Дам де ла Шапель.

Более трети сохранившихся полотен Питера Брейгеля Старшего находятся в музеях Вены. В нашей стране полотен этого художника нет.

Этапы творчества

Практически все дошедшие до наших дней картины Брейгеля изображают представителей крестьянства. Лица крестьян скрыты, художник не работал как портретист, но жанровые цены прописаны до мельчайших подробностей.

Кроме этого в своих произведениях художник обращался и к античным сюжетам, и к христианской тематике.

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов

В центре полотна Дева Мария, ее лицо почти скрыто от зрителей капюшоном плаща, но вся фигура скорее скорбная, чем радостная. Лица волхвов напоминают жестокие маски, а люди, столпившиеся вокруг Мадонны, смотрят на нее жестокими или равнодушными глазами. Солдаты с острыми пиками, устремленными в небо, словно напоминают о той войне, что в 16 веке раздирала Родину мастера.

НА произведения Брейгеля нельзя просто смотреть или любоваться ими, они требуют глубокого осмысления и напряженной работы мысли, они, написанные пять столетий назад, актуальны и в наше неспокойное время.

Золотое пшеничное поле, уходящее вдаль, снопы, как результат труда, на переднем плане крестьяне, усердно выполняющие свою работу. Со всем присущим только ему мастерством художник изображает повседневную жизнь крестьян, которая известна ему с детства. Он явно симпатизирует своим героям. При этом художник дает зрителям понять, что только при полном порядке вещей, установленных Высшей властью, то есть Богом, можно добиться полного равновесия между природой и людьми.

Охотники на снегу

Охотники на снегу

Охотники на снегу

Именно в Нидерландах люди умели жить и работать в полной гармонии с природой, не насилуя и не вредя ей. И Брегель, как настоящий сын своей страны и с детства приученный к крестьянскому труду, умел отразить в своих полотнах мирный труд крестьян и чудесные пейзажи.

Битва между Масленицей и Постом

Битва между Масленицей и Постом

Сюжет картины посвящен народному празднику – проводам зимы. Битва, разыгрываемая между Постом и Масленицей, обычно представлялась комедиантами во время праздников. Здесь же шуты спускаются с подмостков к публике и их яркие карнавальные костюмы контрастируют с будничными костюмами спешащих по своим делам прохожих. Художник на своем полотне умудрился показать картину жизни во всем ее многообразии: кто-то пляшет и поет, кто-то затеял уборку перед праздником, кто-то играет в кости, а где-то траурная процессия отправляется на погост.

И название, и сюжет картины многозначительно указывают на то, что в жизни так часто рядом идут радость и горе, смех и плач, Великий пост и развеселая Масленица.

В самом центре полотна двое путников в черной одежде пилигримов идут вслед за карликом, который зажжённым факелом указывает им дорогу. Не напоминание ли это об античных философах — стоиках, которые искали человека с фонарем среди белого дня?

Несение креста

Картина, написанная в 1564 году, посвящена самому известному библейскому сюжету – пути Иисуса на Голгофу. Но, нарушая все христианские каноны, художник в центре изображает не Иисуса, а Деву Марию, Святого Иоанна и плачущую Магдалину. И только присмотревшись можно увидеть в толпе серо-коричневых людей падающего под тяжестью своей ноши Мессию.

Толпу горожан окружают стражники в красных, как капельки крови на дороге, мундирах и с острыми пиками. Время, в которое писалась картина, было очень сложным для страны. Именно в это время обострилась борьба между католиками и гугенотами, было разрушено много храмов и уничтожены бесценные произведения искусства.

Исследователи творчества Брейгеля считают, что мастер специально изобразил Иисуса в толпе вместе со слепыми людьми, не умеющего разглядеть своего Бога, он хочет нести свой крест, как и любой человек при жизни несет свою ношу.

Обращение Савла

Обращение Савла

Обращение Савла

Картина создана в 1567 году, уже после введения в Нидерланды войск герцога Альбы и уничтожения инакомыслящих и непокорных.

На картине мы видим небольшой отряд людей, освещенных закатным солнцем и их командир, упавший с коня и обративший свое лицо к небу. Его черты невольно напоминают лицо жестоко воителя – герцога Альбу.

Возможно, в груди у художника тщетно тлела надежда на обращение завоевателей и прощение мятежным Нидерландам. Но надежда оказалась напрасной.

Крестьянская свадьба

Крестьянская свадьба

Крестьянская свадьба

Крестьянский танец

Крестьянский танец

В центре полотна невеста — пышущая здоровьем красавица. Но, что очень символично, нет изображения жениха, это также вызвало множество споров среди исследователей. Многие считают, что невеста олицетворяет Церковь, ожидающую своего нареченного жениха – Иисуса Христа и его возвращения на землю и Страшного суда.

Тщательно выписаны все гости. Дело в том, что указом испанского короля было запрещено приглашаться крестьянам более двадцати человек на торжественные мероприятия. Но обычно на такие мероприятия собиралась вся деревня, хотя и тайно. НА большом полотне мы может подробно изучить выражение лиц и чувств у каждого приглашённого, а большинство людей толпится в дверях, только мечтая попасть за столы.

Во второй же картине изображено свободное веселье крестьян, отдающихся без долгих мыслей, веселому танцу под незамысловатую музыку деревенских музыкантов. От картины веет настоящей свободой и искренним весельем. Простодушные поселяне не задумываются о горьких временах, в тот момент они только радуются жизни.

Притча о слепых

Притча о слепых

Притча о слепых

Картина написана в 1568 году и поражает своим натурализмом. Из глубины полотна, прямо на зрителя идет вереница безобразных калек, лишенных и глаз и зрячего поводыря. Они, не зная сами, идут к своему несчастью, поскольку перед ними простирается овраг. Вот первый из слепцов уже падает, а за ним неизбежно упадут все. Страшны их лица, безобразные и гримасничающие, страшны и тела, безжизненные и угловатые.

Конечно, Господь не говорил о физическом недостатке, он проповедовал о слепых духом, не способных увидеть свет истинной веры. Наверное, поэтому в глубине картины изображена церковь, но путь к ней заказан тем, кто не знает, куда идти и где найти спасение и утешение.

Фламандские пословицы

Фламандские пословицы

Фламандские пословицы

Это сравнительно небольшое полотно, в котором художник сумел изобразить более ста (некоторые исследователи считают, что до двухсот) народных пословиц.

Что интересно, но некоторые пословицы и без разъяснений понятны и нам: кто-то ведет за нос своего соседа, кто-то старается уместиться между двух стульев, некто бьется о стену головой, а кто-то завис над землей.

Но все пословицы объединены одной общей темой: бесполезных , бесцельных и даже вредных занятий. Кто-то кроет крышу дома печеными блинами, кто-то стреляет из лука в воздух, а кто-то пытается стричь свинью.

Символичные две центральные фигуры полотна: юноша, что вертит на пальце земной шар, который считает, что в мире все свершается по его велению. И старик, согнувшийся в три погибели, пытающийся влезть внутрь подобия земного шара. Этими символами художник пытается сказать, что мир сошел с ума, что все перевернулось вверх дном.

К сожалению, до наших дней дошло не более трети произведений, созданных великолепным и глубоким нидерландским художником Питером Брейгель (Старшим), но даже те, что дошли до наших дней заставляют о многом задумать и по –новому взглянуть на смысл жизни и место человека на земле.

Читайте также: