Народные промыслы башкирии сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Древние промыслы башкирского народа.

В современных башкирских паласах крупные, разноцветные розетки и другие геометрические фигуры, объединенные общей каймой, дают ощущение торжественности и значительности вещи, выразительно подчеркивают плоскостность и статичность предмета (стены, лежанки, которые покрывает ковер).

В современной башкирской деревне безворсовое ковроткачество, как и прежде связана с укладом жизни: разведением овец, их стрижкой весной и летом, обработкой шерсти, прядением ниток и окрашиванием пряжи. На юге, юго-востоке республики предпочтение до сих пор отдается красителям природного происхождения. В центральных и восточных районах активно внедряются анилиновые красители. Таким образом, в колористике современных башкирских паласов свободно сосуществуют две тенденции: сочетание сдержанных, гармоничных, порой монохромных цветов с применением некрашеной пряжи (черной, серой, белой), а также природных красителей и, более всего, обращение к другим, ярким, насыщенным, звонким цветам анилиновых красителей, дающих соответственно противоположный результат.

Время наложило свой отпечаток на художественные особенности современных ковров, и, сравнивая их с коврами даже недавнего прошлого, легко увидеть изменения и новшества. При рассмотрении башкирского ковроткачества наших дней выявляется несколько наиболее характерных типов паласов, отличающихся декоративным решением.

При заготовке лозы следует срезать по возможности более прямые побеги (длиной не менее 60 - 70 см), без болезненных наростов, повреждений и сучков.

Каждый человек по-своему любить свою родину, и по-своему его уважает. А почему я всей душой люблю свой Башкортостан? Ответ на этот вопрос невозможно написать просто в тетради. Потому я считаю, что каждый человек должен показывать свою любовь к родине не только на словах, но и на деле. Ведь люди такие существа, которые где бы только не находились, они возвращаются на родину, в свой родной дом.

Наша страна является уникальной. Уникальность не в том, что она занимает одну восьмую часть суши и находиться в десяти часовых поясах. А в том, что более ста народов сохранили свою культуру и самобытность. Эту свою самобытность они сохранили в отечественную войну против французов. В Европе эта самобытная культура стёрлась. Башкортостан многонациональная республика. Коренные жители башкиры относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. И у них сохранились древние промыслы. Я хочу рассказать о нескольких из них.

Место, где я родилась и живу называется – Саитбаба. Саитбаба – самая большая башкирская деревня не только в Республике, но и во всем мире. В настоящее время она стремительно растет и преображается и в ней много башкирских традиций.

В сельской среде, где еще три-четыре десятилетия назад были сосредоточены сохранившиеся творческие силы народа, с периода оттепели начинаются процессы некоторого оживления в деятельности индивидуально, для себя работающих народных мастеров, наблюдается попытка их обращения (или возвращения) к прежней традиционной национальной культуре.

Лозу, срезанную поздней осенью или ранней весной, до работы с ней следует в течение 3-4 часов вымочить, а затем (0,5 ч) - пропарить для облегчения снятия коры (так называемой лупки или окорки). Делать это удобно, сворачивая длинные прутья по одному (или небольшими пучками) в виде кольца вдоль боковых стенок кастрюли подходящей ёмкости - см. и лл.

Я остановилась в трех древних ремеслах. Можно рассказать еще о резбе по дереву, о кованных изделиях, шорные изделия и о многом другом. В своей работе я хотела показать о роли древних промыслов для сохранения самобытности культуры. Н ародное искусство и сложившиеся на его основе художественные промыслы являются частью целостной системы художественно-духовной культуры общества и в новейшее время, сохраняя в современном национальном искусстве черты традиционности.

Мастера ткут также ковровые изделия малых форм: дорожки, коврики для сундуков, маленькие постилки на стулья и табуретки, близкие по цвету и орнаменту к паласу. Между ними прослеживается тесная художественная взаимосвязь. Выполненные в единой технике, из хех же материалов, на общей орнаментальной и цветовой основе, эти небольшие домотканые предметы сообща формируют художественный ансамбль интерьера деревенского дома и придают ему черты национального своеобразия.

На то время незаметно и тихо существовавшее народное искусство развивалось в виде домашних ремесел исключительно, без какой-либо поддержки, оказания помощи со стороны государства или общественных организаций. Занимались отдельные мастера , набирая узоры на домашнем ткацком стане в изготовлении праздничных скатертей, паласов и т.д.

Орнаментально-декоративное решение современных башкирских паласов, так же как и технология их исполнения, сохраняет традиционный характер. В нынешних паласах наблюдается прямая связь со старинными ковровыми изделиями. Многие мастера до сих пор ткут паласы на крестьянских станках, на которых ткали испокон веков. Они дают ширину ковровой ткани не более 70-80см. Чтобы получился полноценный ковер, сшивают две-три узорные полосы согласно задуманной композиции ковра. Прикроватный ковер сшивают из двух палас, а предназначенный для покрытия и застилания просторной деревянной лежанки в избе – урын из 4-5 полос.

Первый, простейший. в техническом и художественном исполнении, тип ковра - буй балаҫ – полосатые безворсовые ковры, декор которых образуется за счет чередования вертикальных, разной ширины цветных палас. Они получили распространение у многих народов, древнейших времен знакомых с ткачеством.

Следует подчеркнуть, что изготовление паласов в Башкортостане до сих пор сохраняет характер домашнего ремесла. Паласы в 60-80-е годы мастера ткали не только для продажи, сколько для себя, в подарок детям, родным или по заказу близких. На деревенских свадьбах домотканые паласы придавали особую праздничность ритуалу, сохраняя свою обрядовую функцию в качестве традиционного приданного.


Башкиры — тюркоязычный народ, занимающий территорию Южного Урала. Республика Башкортостан, является основной территорией их расселения. Башкиры самобытный народ, с очень сложной историей формирования, они издавна являются объектом изучения и пристального внимания ученых антропологов и археологов.

Занятия башкир были очень разнообразными: коневодство, бортничество, земледелие и конечно, особую часть их быта занимала охота, а именно звероловство, птицеловство, рыболовство. Богатая фауна местности, на которой издревле проживали башкирские племена, способствовала развитию данного вида занятия. Так же нужно учитывать тот факт, что башкирские племена были отличными заготовителями меха пушных зверей, и этот особый продукт занимал немалое место в экономике башкир, и вполне естественно, что звериный промысел с течение времени только развивался и увеличивался в объемах. Промысловыми зверями были следующие: бобер, выдра, куница, лисица, волк, рысь, соболь, горностай, норка, ласка, белка, заяц и суслик. Охотились так же на медведей, лосей и диких коз [1].

Со второй половины XIX века начали появляться железные тарелочные капканы, различной величины. Стреляли башкиры из лука и ружья. До начала XIX века стрелы и лук считались наиболее распространенным снаряжением башкирского охотника. Луки, которые употреблялись для охоты, были двух типов, простые изготавливались из березового или вязового дерева, и сложные, они были сделаны из двух половин березы или сосны, обклеенных снаружи берестой. Тетива делалась из крепкой нити конопли или из сухожилий животных. Башкирские луки были небольшие до полутора метров длины, и не сильно выгнутые. Охотничьи стрелы были различных типов, классифицировались они по типу наконечников, распространены были, как и широкие, так и узкие, все зависело от того, на какой тип зверя и охоты они предназначались.

Что касается огнестрельного оружия, ружья в старину у башкир были кремниевые, со второй половины XIX века, их вытеснили пистонные ружья, появились и берданки. Из ружей башкиры стреляли выслеженных зимой пушных зверей и лосей, но имелись специальные ружейные охоты, наиболее интересными из них считается охота на медведя с лобаза, так же охотились на волков. При некоторых видах охоты башкиры пользовались лошадьми и собаками [2]. С собаками типа лаек охотились на норку, на барсуков на куницу. Не меньшее значение по сравнению со звериной ловлей, и имеющее большое значение в хозяйстве и быте башкир имело и птицеловство. Охотились на глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток, гусей и уток. Распространеннее всего была ловля птиц петлями, так называемыми тозак. Ловили на такие петли тетеревов и других крупных птиц. Весной начинали ловить уток и гусей перевесами, вырубался лес, натягивалась сеть, и уже охотник ждал и поджидал добычу в стороне. При ловле перевесом с поддоном сеть с птицей падала в большие ячеи поддона, образовывая несколько мешков или карманов, из которых птице невозможно было выбраться, к тому же сеть не рвалась и не пачкалась. Из лука стреляли, преимущественно в водоплавающих птиц, стрелы были специальные, с вильчатыми наконечниками, это было сделано для того что бы сильно не повреждать тушу. Еще у башкир была распространена соколиная охота. Охота с ловчими птицами — древнее занятие башкир. Известно, что еще в эпоху средневековья башкиры обеспечивали ловчими птицами правящую элиту Золотой Орды. Об этой традиции есть упоминания в различных источниках XVIII–XIX вв. Ловчие птицы упоминаются в источниках с XVII века. Охотились исключительно на уток и гусей. Обучение ловчих птиц, соколов, ястребов, заключалось в том, чтобы приучить их по первому зову садиться на руку охотника. На ноги птице надевались коротенькие ремешки — ногавки (ҡайыш, тышау). Не редко охотников сопровождали собаки, которые спугивали и поднимали птицу в воздух, вдогонку поднявшимся птицам пускался сокол, который стелясь над землей, подбивал стайку все выше и выше. Тем временем ранее выпущенные соколы, разгонялись и камнем падали на уток, убивая их задними когтями лап. Подъехавший охотник снимал сокола и брал добычу.

Таким образом, охота с помощью ловчих птиц является одним из древнейших занятий башкир. Занимаясь этим промыслом, они освоили сложную систему приемов приручения и способов охоты на диких зверей и птиц. Отлов и дрессировка охотничьих беркутов у башкир. Однако, начиная с конца XVIII в., в силу ряда факторов указанный промысел приходит в упадок. Башкирские охотники стали специализироваться в дрессировке и обучении этих птиц с целью их реализации на крупных ярмарках и торговых точках. Впоследствии данное занятие стало своего рода узкой специализацией некоторых групп башкир горнолесной и степной зон Южного Урала. Еще не так давно распространенная по всей степи Башкирии соколиная охота к началу XX исчезает из степей.

Во всех записях башкир XVII- XVIII вв. на припуск в свои вотчинные земли или поводья повсюду наряду со звериными и птичьими ловлями упоминается и рыбные ловли. Были известны все основные приемы рыбной ловли и притом уже с совершенными рыболовными снастями. Ловили рыбу и в реках и озера. Более или менее существенную роль в жизни башкир рыболовство играло в озерной области за Уралом. Башкиры не проявляли особой тяготы к этому промыслу. Рыболовство, которое чаще всего наблюдалось в это время, было запорным. В стоячих водах использовались котцы (ыйсук, йиды). Распространены были и сети и вязанные сетчатые коробки (битәл), как и вентель он делался из густой сетки [1]. Из рыболовных сетей чаще всего пользовались плавными или ставными сетями(ау), которые бывали в одно полотнище в два и три. Судя по башкирскому названию поплавков (ау туҙы) и грузил (ау ташы), ученые предполагают, что сделаны поплавки рыболовных сетей были из бересты, а грузила были каменными. Самой распространенной рыболовной сетью был невод (йылым). Башкирский невод ничем не отличался от общераспространенного в Приуралье русского невода. И сами племена не изготовляли неводы, они приобретались у русского населения. Активное рыболовство, при котором рыбак отыскивал рыбу и бил ее, у башкир практиковалось в двух видах: глушение и лучение. До снегопада рыбу глушили подо льдом. Это происходило поздней осенью. Лучением рыбы занимались во всех районах проживания башкирских племен, хотя приемы этого вида рыболовства, ровно, как и орудия которыми производилось лучение рыбы, били разные.

Башкиры, жившие у озер, особенно в северо-западном Зауралье, били острогами рыбу ранней весной, когда она метала икру. Иногда стреляли рыбу из ружей, при метании ею икры у берегов озер в камышах, башкиры стреляли в рыбу из луков, для чего использовались деревянные наконечники стрел, которые представляли из себя вогнутую лопаточку. Из крючковых снастей, употребляли обыкновенные удочки (ҡармаҡ), блесны. жерлицы (суртанлыҡ). Удочками ловили повсеместно. Удилища бывали длинные и короткие, зимний вариант удилища, для ловли рыбы зимой из проруби, был 40 сантиметров в длину. Леска (ҡыл) свивалась из белого конского волоса. Грузила были свинцовые. Крючки чаще всего покупались, но были и самодельные. На зауральских озерах зимой в прорубях ловили рыбу удочкой на мормышей (мормош). Блеснами ловили редко и притом только щук или крупных окуней. В качестве насадки брали мелких окуней.

На приемах охоты и рыболовства, охоты на птиц не могли, не отразиться как чрезвычайно разнообразные природные условия страны, так и соприкосновения с различными соседними культурами и племенами. Оригинальные приемы в данных промыслах у башкир тоже встречаются. Возможно, что ко времени собирания сведений об этих занятиях многое оригинальное было уже утрачено. Известные нам приемы и орудия охоты могут быть подразделены на три группы.

Наиболее многочисленную, таежную, группу составляют приемы и орудия охоты, широко распространенные в лесной полосе, далеких от горных хребтов Южного Урала, и характерные для северной и лесной части. Можно причислить такие методы охоты как, преследование на лыжах по насту или по снегу крупных зверей, ловлю зверей ударными капканами или ловушками, стрельбу в зверя и птицу из лука, ловлю птиц перевесами. Сюда же следует отнести и охоту на медведя у берлоги с рогатиной. Все перечисленные виды охоты были известны и русскому населению, татарам, чувашам, марийцам и другим, а так же населению средней Оби.

Вторая степная группа охотничьих приемов, типичная не только для башкир, но и для азиатских кочевников скотоводов, заключалась в преследовании зверей верхом на лошадях, с собаками, в соколиной охоте. Преследование зверей на лошадях было широко распространено и в лесостепной Башкирии, оно не применялось только в северной и горной лесной области.

Третья группа приемов и орудий охоты, была распространена среди всех башкир. Сюда относится и ловля зверей и птиц петлями, зверей железными тарелочными капканами, которые относительно редки для жителей севера России, но хорошо известны в европейской части, ловля птиц западнями на хлебах, покрытие их шатрами, охота на тетеревов с подъезда и на чучела и другие виды ружейной охоты.

Рыболовство и преимущественно охота играли крупную роль в хозяйстве башкир в древности и даже после присоединения к русскому государству вплоть до конца XVIII в, и позднее, особенно при более тесных взаимоотношениях с русской земледельческой культурой и одновременно истреблением промысловых животных, значение их постепенно падало, уступая место более производительным видам хозяйства — скотоводству и в особенности земледелию.

1. Руденко, С. И. Башкиры. Историко- этнографические очерки.- Уфа: Китап 2006.- 376с.

2. Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа, 1956. Т. I, ч. 1. 238с.

3. Муллагулов, М. Г. Соколиная охота // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья: межрегион. и науч.-практ. конф. / отв. ред. Ф. Г. Галиева. Уфа, 2008. С. 48–63.

4. Янгузин Р. 3., Хисамитдинова Ф. Г. Коренные народы России. Башкиры. — Уфа: Китап, 2007. — 352 с.

5. Коллектив авторов. История Башкортостана с древнейших времен до 1917 Учебное пособие/Башкирский государственный университет.— Уфа, 1991.—349с.

Основные термины (генерируются автоматически): башкир, птица, охота, быль, зверь, орудие охоты, прием, Южный Урал, ловля птиц, русское население.

\u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u043c \u0437\u0430\u043d\u044f\u0442\u0438\u0435\u043c \u0431\u0430\u0448\u043a\u0438\u0440 \u044f\u0432\u043b\u044f\u043b\u043e\u0441\u044c \u043f\u043e\u043b\u0443\u043a\u043e\u0447\u0435\u0432\u043e\u0435 \u0441\u043a\u043e\u0442\u043e\u0432\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e. \u0421\u0442\u0430\u0434\u043e \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043b\u043e \u0438\u0437 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u0435\u0439, \u043e\u0432\u0435\u0446, \u043a\u043e\u0437 \u0438 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u043e\u0433\u0430\u0442\u043e\u0433\u043e \u0441\u043a\u043e\u0442\u0430. \u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u0443\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c \u0432 \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0438\u0433\u0440\u0430\u043b\u0430 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u044c. \u041a\u043e\u043d\u0438\u043d\u0430 \u0438 \u0436\u0438\u0440, \u043a\u0443\u043c\u044b\u0441 \u0438\u0437 \u043a\u043e\u0431\u044b\u043b\u044c\u0435\u0433\u043e \u043c\u043e\u043b\u043e\u043a\u0430 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0438 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u0443\u044e \u043f\u0438\u0449\u0443 \u0431\u0430\u0448\u043a\u0438\u0440. \u0418\u0437 \u043a\u043e\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0448\u043a\u0443\u0440\u044b \u0438\u0437\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043b\u044f\u043b\u0438 \u043a\u043e\u043b\u0447\u0430\u043d\u044b, \u0449\u0438\u0442\u044b, \u0441\u0431\u0440\u0443\u044e. \u041a\u043e\u043d\u044c \u0431\u044b\u043b \u0438 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u0439 \u0441\u0438\u043b\u043e\u0439 \u0438 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e\u043c \u043f\u0435\u0440\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0435\u043d\u0438\u044f. \r\n

\u041a\u0440\u0443\u043f\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u043e\u0433\u0430\u0442\u043e\u0433\u043e \u0441\u043a\u043e\u0442\u0430 \u0431\u044b\u043b\u043e \u043c\u0430\u043b\u043e, \u0442\u0430\u043a \u043a\u0430\u043a \u044d\u0442\u0438 \u0436\u0438\u0432\u043e\u0442\u043d\u044b\u0435 \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0433\u043b\u0438 \u0441\u0430\u043c\u0438 \u0437\u0438\u043c\u043e\u0439 \u0434\u043e\u0431\u044b\u0432\u0430\u0442\u044c \u043f\u0438\u0449\u0443, \u043a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u043b\u0438 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u0438, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u0440\u0430\u0437\u0431\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0441\u043d\u0435\u0433 \u0441\u0432\u043e\u0438\u043c\u0438 \u043a\u043e\u043f\u044b\u0442\u0430\u043c\u0438, \u043e\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0436\u0434\u0430\u044f \u0442\u0440\u0430\u0432\u0443 \u043e\u0442 \u0441\u043d\u0435\u0436\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0430. \u0418 \u0432\u0441\u0451 \u0436\u0435 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0447\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u044b \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u043b\u0438 \u0437\u0430\u043c\u0435\u0442\u043d\u043e\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0432 \u043a\u0443\u0445\u043d\u0435 \u0431\u0430\u0448\u043a\u0438\u0440. \u0422\u043e\u043f\u043b\u0451\u043d\u043e\u0435 \u043c\u0430\u0441\u043b\u043e, \u0441\u044b\u0440, \u043a\u0440\u0430\u0441\u043d\u044b\u0439 \u0442\u0432\u043e\u0440\u043e\u0433 \u0437\u0430\u0433\u043e\u0442\u0430\u0432\u043b\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u043d\u0430 \u0437\u0438\u043c\u0443, \u0438\u0437 \u043a\u0438\u0441\u043b\u043e\u0433\u043e \u043c\u043e\u043b\u043e\u043a\u0430 \u0434\u0435\u043b\u0430\u043b\u0438 \u043d\u0430\u043f\u0438\u0442\u043e\u043a \u0430\u0439\u0440\u0430\u043d.
\u0412\u0430\u0436\u043d\u043e\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0431\u0430\u0448\u043a\u0438\u0440 \u0438\u043c\u0435\u043b\u0438 \u043e\u0432\u0446\u044b. \u0411\u0430\u0440\u0430\u043d\u0438\u043d\u0430 \u0448\u043b\u0430 \u0438 \u0432 \u043f\u0438\u0449\u0443, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0448\u0438\u0432 \u043e\u0434\u0435\u0436\u0434\u044b. \u041e\u0432\u0435\u0447\u044c\u044f \u0448\u0435\u0440\u0441\u0442\u044c \u0448\u043b\u0430 \u043d\u0430 \u0438\u0437\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432\u043e\u0439\u043b\u043e\u043a\u043e\u0432, \u043f\u0430\u043b\u0430\u0441\u043e\u0432, \u0441\u0443\u043a\u043d\u0430. \r\n

\u041e\u0425\u041e\u0422\u0410 \u0418 \u0420\u042b\u0411\u041e\u041b\u041e\u0412\u0421\u0422\u0412\u041e \r\n

\u0411\u043e\u0433\u0430\u0442\u044b\u0435 \u0441\u0442\u0435\u043f\u0438 \u0438 \u043b\u0435\u0441\u0430 \u043f\u043e\u0437\u0432\u043e\u043b\u044f\u043b\u0438 \u0432\u0434\u043e\u0432\u043e\u043b\u044c \u043b\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u0438 \u0441\u0442\u0440\u0435\u043b\u044f\u0442\u044c \u0434\u0438\u0447\u044c \u0438 \u0437\u0432\u0435\u0440\u044f, \u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0442\u044c \u043b\u043e\u0432\u0447\u0438\u0445 \u043f\u0442\u0438\u0446, \u043b\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u0440\u044b\u0431\u0443 \u0440\u0430\u0437\u043b\u0438\u0447\u043d\u044b\u043c\u0438 \u0441\u043d\u0430\u0441\u0442\u044f\u043c\u0438. \u041e\u0431\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u043e\u0445\u043e\u0442\u0430 \u0432\u0435\u0440\u0445\u043e\u043c \u043d\u0430 \u043b\u043e\u0448\u0430\u0434\u044f\u0445 \u0443\u0441\u0442\u0440\u0430\u0438\u0432\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435\u0439 \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c\u044e \u0432 \u043e\u0441\u0435\u043d\u043d\u0435\u0435 \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f. \u0413\u0440\u0443\u043f\u043f\u044b \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439, \u043e\u0445\u0432\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044f \u0448\u0438\u0440\u043e\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0441\u0442\u0432\u0430, \u0432\u044b\u0438\u0441\u043a\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u0432\u043e\u043b\u043a\u043e\u0432, \u043b\u0438\u0441\u0438\u0446 \u0438 \u0437\u0430\u0439\u0446\u0435\u0432, \u0441\u0442\u0440\u0435\u043b\u044f\u043b\u0438 \u0432 \u043d\u0438\u0445 \u0438\u0437 \u043b\u0443\u043a\u0430, \u0438\u043b\u0438, \u0434\u043e\u0433\u043d\u0430\u0432 \u043d\u0430 \u043a\u043e\u043d\u0435, \u0443\u0431\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0430\u043b\u0438\u0446\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u043a\u0438\u0441\u0442\u0435\u043d\u044f\u043c\u0438.
\u041a\u043e\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u0430\u044f \u043e\u0445\u043e\u0442\u0430 \u0438\u0433\u0440\u0430\u043b\u0430 \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0443\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c \u0432 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0438 \u043c\u043e\u043b\u043e\u0434\u0451\u0436\u0438 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0443 — \u0441\u0442\u0440\u0435\u043b\u044c\u0431\u0435 \u0438\u0437 \u043b\u0443\u043a\u0430, \u043d\u0430\u0432\u044b\u043a\u0430\u043c \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u043a\u043e\u043f\u044c\u0451\u043c \u0438 \u043a\u0438\u0441\u0442\u0435\u043d\u0451\u043c, \u0434\u0436\u0438\u0433\u0438\u0442\u043e\u0432\u043a\u0435.
\u0420\u044b\u0431\u043e\u043b\u043e\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e \u043d\u0435 \u0442\u0430\u043a \u0440\u0430\u0441\u043f\u0440\u043e\u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u043e \u043a\u0430\u043a \u043e\u0445\u043e\u0442\u0430. \u0422\u0435\u043c \u043d\u0435 \u043c\u0435\u043d\u0435\u0435 \u0432 \u043b\u0435\u0441\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0433\u043e\u0440\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0430\u0445 \u0440\u044b\u0431\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u043c\u044b\u0441\u0435\u043b \u0438\u0433\u0440\u0430\u043b \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c. \u0412 \u0437\u0430\u0441\u0443\u0448\u043b\u0438\u0432\u044b\u0435 \u0433\u043e\u0434\u044b, \u0430 \u0442\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0438\u043e\u0434\u044b \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0440\u0430\u0437\u043e\u0440\u0430, \u0438 \u0432 \u0441\u0442\u0435\u043f\u043d\u043e\u0439 \u0437\u043e\u043d\u0435 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0438\u0431\u0435\u0433\u0430\u043b\u043e \u043a \u0440\u044b\u0431\u043e\u043b\u043e\u0432\u0441\u0442\u0432\u0443. \r\n

\u0412 \u043b\u0435\u0441\u043d\u044b\u0445 \u0438 \u0433\u043e\u0440\u043d\u043e-\u043b\u0435\u0441\u043d\u044b\u0445 \u0440\u0430\u0439\u043e\u043d\u0430\u0445 \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e\u0435 \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u0435 \u0431\u0430\u0448\u043a\u0438\u0440 \u0438\u043c\u0435\u043b\u043e \u0431\u043e\u0440\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e, \u0432\u043e\u0441\u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u043e\u0435, \u0432\u0438\u0434\u0438\u043c\u043e, \u043e\u0442 \u0431\u0443\u043b\u0433\u0430\u0440 \u0438 \u0444\u0438\u043d\u043d\u043e-\u0443\u0433\u043e\u0440\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0440\u0435\u0433\u0438\u043e\u043d\u0430.
\u0411\u043e\u0440\u0442\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b\u043e \u0443 \u0431\u0430\u0448\u043a\u0438\u0440 \u0432 \u0434\u0432\u0443\u0445 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0445. \u041f\u0435\u0440\u0432\u0430\u044f \u0441\u0432\u043e\u0434\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u043a \u0442\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u0431\u043e\u0440\u0442\u043d\u0438\u043a \u0440\u0430\u0437\u044b\u0441\u043a\u0438\u0432\u0430\u043b \u0432 \u043b\u0435\u0441\u0443 \u0434\u0443\u043f\u043b\u0438\u0441\u0442\u043e\u0435 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e, \u0432 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u043f\u043e\u0441\u0435\u043b\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0434\u0438\u043a\u0438\u0435 \u043f\u0447\u0435\u043b\u044b, \u0432\u044b\u0441\u0435\u043a\u0430\u043b \u043d\u0430 \u043d\u0435\u0439 \u0441\u0432\u043e\u044e \u0440\u043e\u0434\u043e\u0432\u0443\u044e \u0438\u043b\u0438 \u0444\u0430\u043c\u0438\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0442\u0430\u043c\u0433\u0443, \u0440\u0430\u0441\u0448\u0438\u0440\u044f\u043b \u043e\u0442\u0432\u0435\u0440\u0441\u0442\u0438\u0435, \u0432\u0435\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435 \u0432 \u0434\u0443\u043f\u043b\u0435\u043d\u0438\u0446\u0443 \u0438 \u0432\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b \u0432 \u043d\u0435\u0451 \u043a\u043e\u043b\u043e\u0434\u043a\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0431\u043e\u0440\u0430 \u043c\u0435\u0434\u0430. \u0411\u043e\u0440\u0442\u0435\u0432\u043e\u0435 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e \u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u0438\u043b\u043e\u0441\u044c \u0435\u0433\u043e \u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e. \r\n

\u0414\u0440\u0443\u0433\u0430\u044f \u0444\u043e\u0440\u043c\u0430 \u0441\u0432\u044f\u0437\u0430\u043d\u0430 \u0441 \u0432\u044b\u0434\u0435\u043b\u043a\u043e\u0439 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0431\u043e\u0440\u0442\u0438. \u0414\u043b\u044f \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u0432 \u043b\u0435\u0441\u0443 \u0432\u044b\u0431\u0438\u0440\u0430\u043b\u0438 \u043f\u0440\u044f\u043c\u043e\u0435 \u0434\u0435\u0440\u0435\u0432\u043e \u0442\u043e\u043b\u0449\u0438\u043d\u043e\u0439 \u043d\u0435 \u043c\u0435\u043d\u0435\u0435 60 \u0441\u0430\u043d\u0442\u0438\u043c\u0435\u0442\u0440\u043e\u0432 \u0438 \u043d\u0430 \u0432\u044b\u0441\u043e\u0442\u0435 6-8 \u043c\u0435\u0442\u0440\u043e\u0432 \u0432\u044b\u0434\u0430\u043b\u0431\u043b\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438 \u043e\u0431\u044a\u0451\u043c\u0438\u0441\u0442\u043e\u0435 \u0434\u0443\u043f\u043b\u043e \u0441 \u043e\u0442\u0432\u0435\u0440\u0441\u0442\u0438\u044f\u043c\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0445\u043e\u0434\u0430 \u043f\u0447\u0451\u043b.
\u041f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u0438\u043c\u0447\u0438\u0432\u044b\u0435 \u043f\u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u043e\u0434\u044b \u0437\u0430 \u043f\u0435\u0440\u0432\u0443\u044e \u043f\u043e\u043b\u043e\u0432\u0438\u043d\u0443 \u043b\u0435\u0442\u0430 \u0441\u0442\u0430\u0440\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0438\u0437\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u0438\u0442\u044c \u043a\u0430\u043a \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u0431\u043e\u0440\u0442\u0435\u0439 \u0432 \u043f\u0440\u0438\u0432\u043b\u0435\u043a\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0447\u0451\u043b \u043c\u0435\u0441\u0442\u0430\u0445.
\u0412 \u0441\u0435\u0440\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435 \u043b\u0435\u0442\u0430 \u0432\u043e \u0432\u0440\u0435\u043c\u044f \u0440\u043e\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e\u0447\u0442\u0438 \u0432\u043e \u0432\u0441\u0435 \u0431\u043e\u0440\u0442\u0438 \u0432\u0441\u0435\u043b\u044f\u043b\u0438\u0441\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0441\u0435\u043c\u044c\u0438 \u043f\u0447\u0451\u043b. \u041f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0430 \u0438\u0437\u0433\u043e\u0442\u043e\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0431\u043e\u0440\u0442\u0435\u0439 \u0434\u0430\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0440\u0435\u0433\u0443\u043b\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u0441\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0447\u0435\u043b\u043e\u0441\u0435\u043c\u0435\u0439 \u0438 \u0441\u043e\u0441\u0440\u0435\u0434\u043e\u0442\u043e\u0447\u0438\u0442\u044c \u0431\u043e\u0440\u0442\u0435\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0442\u0434\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0438 \u0440\u043e\u0434\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0449\u0438\u043d \u043d\u0430 \u043e\u0433\u0440\u0430\u043d\u0438\u0447\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0443\u0447\u0430\u0441\u0442\u043a\u0430\u0445, \u043d\u0430\u0438\u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u0431\u043b\u0430\u0433\u043e\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u043d\u044b\u0445 \u0434\u043b\u044f \u0441\u0431\u043e\u0440\u0430 \u043c\u0435\u0434\u0430 \u0438 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u044b \u0431\u043e\u0440\u0442\u0435\u0439 \u043e\u0442 \u043c\u0435\u0434\u0432\u0435\u0434\u0435\u0439.


В Республике Башкортостан более 50 тыс. человек занимаются ремесленной деятельностью, а это сфера бытовых услуг, изготовление изделий народных промыслов и ремесел, а также изделий, используемых как в повседневной жизни, так и для украшений. В различных уголках Башкортостана можно встретить уникальные изделия народного промысла, изготовленные руками людей, бережно хранящих историю и традиции своего народа.

Возрождение этнических и культурных традиций в Республике Башкортостан во многом происходит благодаря работе предпринимателей, творческих людей, которые с энтузиазмом и интересом подхватывают идеи по их восстановлению.

Новые знания не только приносят удовлетворение и радость, но дают дополнительный заработок. Наш коллектив высокопрофессиональных Мастеров осуществляет эту мечту о достатке и получении удовлетворения от работы.

Особенно это важно для членов сельских семей, проживающих в отдаленных населенных пунктах республики, местах традиционного бытования народных промыслов и ремесел, местах прохождения туристических маршрутов, где люди после обучения смогут производить и реализовывать сувенирную и подарочную продукцию.

С первой встречи мы ориентируем слушателей на использование полученных знаний в дальнейшей жизни. Высокий уровень преподавания, хорошая техническая оснащенность проекта делают наши занятия, особенно продолжительные курсы (по несколько недель и даже месяцев), привлекательными для людей с серьезными намерениями работать в избранном направлении самостоятельно и использовать полученные знания и навыки для дополнительного дохода.

Среди слушателей жители Архангельского, Иглинского, Кармаскалинского, Нуримановского, Уфимского, Салаватского районов, г.г.Уфа, Бирск. Многие из обучившихся слушателей участвуют в выставках, сами организуют обучение детей, создают клубы, приобщают к творчеству членов своих семей, становятся предпринимателями.

Общение с коллегами из других регионов показало – подобного опыта популяризации ремесел нет нигде. Именно такие меры позволяют выявлять новые таланты, новые направления развития ремесел на территории муниципальных образований.

Выставка проходит при поддержке Национальной библиотеки им. А.-З. Валиди в двух залах бывшего исторического особняка купца Чижова до 30 декабря.

Во время встречи возможны договоренности о проведении обучающих и других мероприятий по развитию ремесленничества на территориях в 2021 году.

Читайте также: