Русская эмигрантская сатира сообщение
Обновлено: 06.07.2024
Эстетическое значение эмигрантской литературы.
Борис Ланин
Русская литературная эмиграция сохранила традиционный гуманистический пафос русской литературы. Это было особенно важно в двадцатом веке, после великих литературных прозрений и достижений века XIX.
Эмигранты смогли противопоставить государственной монополии на литературу единственно возможную альтернативу — эстетическую. Настоящая литературная критика сохранилась лишь в эмиграции. Именно в эмиграции смогли выжить такие неприемлемые для метрополии жанры, как антиутопия, памфлет и эссе. Выдающиеся сатирические произведения Войновича тоже могли быть опубликованы только за рубежом, и это позволило сохранить русскую сатиру. Ироничный Довлатов стал культовым писателем конца ХХ в. только благодаря эмигрантским публикациям.
Первое направление, представленное творчеством Демьяна Бедного и рабочих поэтов, продолжало традиции политической сатиры и служило целям революционной борьбы.
Объектом осмеяния в его поэзии оказываются дураки, пьяницы, представители некоторых течений в искусстве и т. д. Поэт высмеивает быт и идеалы русского обывателя, пустоту жизни людей, считающихся интеллигентами. Сборники: "Всем нищим духом" (1909) "Сатиры" (1910) и "Сатира и лирика" (1913), а также сборник прозы "Несерьёзные рассказы" (1928). Юмор в поэзии Саши Черного всегда сочетается с горькой иронией и скепсисом.
После революции эмигрировал, приобрёл участок земли на юге Франции. Скончался от сердечного приступа.
Крупнейший прозаик-сатирик начала 20 века - уроженец Севастополя, сын купца Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881 – 1925). Литературный дебют писателя состоялся в 1903 году: в харьковской газете "Южный край" был опубликован его рассказ "Как мне пришлось застраховать жизнь", хотя сам он вёл отсчёт своего творчества от рассказа "Праведник" (1904). В январе 1908 года переезжает из Харькова в Петербург и оказывается редактором нового сатирического журнала "Сатирикон", который основали сотрудники утратившего подписчиков известного журнала "Стрекоза". В 1918 году в связи с закрытием журнала "Новый Сатирикон" и неприятием власти большевиков возвращается в родной Севастополь, занятый белыми войсками, работает в газете "Юг". За несколько дней до взятия Севастополя красными Аверченко на пароходе отправляется в Константинополь. С 1922 года жил в Праге. Скончался, не дожив нескольких дней до 45-летия, от склероза почек и ослабления сердечной мышцы.
Особую популярность как писатель-сатирик приобретает дочь санкт-петербургского адвоката, первая русская юмористка Надежда Александровна Тэффи, она же Лохвицкая, она же Бучинская (1872 – 1952). Литературный дебют - публикация стихотворения "Мне снился сон, безумный и прекрасный. " - состоялся в 1901 году против воли писательницы: дело в том, что её сестра, Мирра Лохвицкая, уже давно была известной поэтессой, и Надежда Александровна считала неправильным, если вся семья "полезет в литературу". Однако, по её собственным словам, всё решил принесённый гонорар за первую публикацию. Она стала публиковаться в журнале "Нива", в газете "Речь", а затем в аверченковскихжурналах "Сатирикон" и "Новый Сатирикон". В эмиграции с 1919 года.
Юмор Тэффи более психологичен, чем у Аверченко. Если Аверченко был склонен к буффонаде, то Тэффи свойственна элегическая ирония.
1.Жанрово-тематическое своеобразие сатиры А.Т. Аверченко.
2.Природа смеха в творчестве Надежды Тэффи. Каламбур и его разновидности в рассказах писательницы.
3.Сатирическая поэзия Саши Черного.
4.Литературная и журналистская деятельность Дон-Аминадо.
Файлы: 1 файл
lektsia_satira_emigratsii.doc
Тема : Сатира в литературе русской эмиграции
1.Жанрово-тематическое своеобразие сатиры А.Т. Аверченко.
2.Природа смеха в творчестве Надежды Тэффи. Каламбур и его разновидности в рассказах писательницы.
3.Сатирическая поэзия Саши Черного.
4.Литературная и журналистская деятельность Дон-Аминадо.
Предчувствуя социальные перемены в России, Аверченко выражал позицию интеллигента- гуманиста, не принимая диктатуру, попрание личной свободы. После февральской революции 1917 г. писатель в своих произведениях высказывал мысли о необходимости решительных мер, направленных против нарастающего влияния большевизма, предупреждал об опасности, связанной с разрушительными тенденциями в общественном сознании.
Цель урока: развитие ценностно – смысловой компетенции через осмысление роли человека как творца собственной жизни и судьбы.
Оснастить учащихся знаниями о роли сатиры в художественном произведении;
Развивать умение определять жанровые особенности сатирических произведений, находить средства создания сатиры;
Осознать роль человека в построении собственной жизни и жизни людей вокруг;
Тип урока: урок – поиск и отработка через учебный диалог и диалог с автором
Вступительное слово учителя
Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня необычный урок : к нам пришли гости. Повернитесь, пожалуйста , к ним и поприветствуйте их. Они пришли со своей проблемой, и мы можем помочь им. Могу я на вас рассчитывать? Сели, приступим к уроку.
Что вы видите? (я правильно тебя поняла, что ты увидел…?). Это всегда так, человек поставлен перед выбором: добро или зло и тем самым творит свою жизнь и судьбу. (второй слайд)Если я подчиняюсь внешним обстоятельствам, то я пожинаю свою судьбу, если же в сложных обстоятельствах я пытаюсь сделать выбор, то я творю жизнь, в итоге пожинаю счастье жизни. А хотите ли вы, как люди мудрые, поработать над литературным материалом, который научит вас этому?
- Как вы понимаете слова Владимира Набокова, известного писателя – эмигранта:
- А теперь переходим к Аркадию Аверченко. Краткую биографическую справку нам предоставит Косенкова Валерия. Внимательно выслушав ее, мы легко сможем ответить на вопрос, который прозвучит в конце . ( четвертый слайд)
-Какие проблемы поднимает в своих рассказах Аверченко?
Задание 1** (обсуждение в группах)
Задание 1.Возможные формулировки проблем:
Новый хозяин новой России
Жалкое положение России в мире
Истинное лицо руководителей страны
Тоска по родине
Дураки у власти
Неразгаданная душа русского человека
Почему одним все, другим – ничего?
1 задание. Приведите аргументы из текстов к данным тезисам
(работа в группах)
Средства создания сатиры
Гротеск - причудливое сочетание и контраст фантастического и реального, ужасного и смешного, прекрасного и безобразного , трагического и комического
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Фантастическое заострение жизненных ситуаций
Средства создания сатиры :
Гротеск - причудливое сочетание и контраст фантастического и реального, ужасного и смешного, прекрасного и безобразного , трагического и комического
Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении
Фантастическое заострение жизненных ситуаций
Повернуть историю обратно – это..
Пули вылетают обратно из тел –это..
Троцкий –муж, а Ленин –его жена –это…
Сенатор, разгружающий снаряды, это…
Россия - в образе нищей старушки – это…
« Лежали, обессиленные, с полузакрытыми глазами « - это…
Ситуация, когда голодные по очереди рассказывают о еде – это…
Девочка, разбирающаяся в снарядах – это…
Речь героини – это…
Ситуция, описанная в произведении, - это…
- Попробуем определить жанр произведений
Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция.
Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей.
Пародия – произведение, подражающее другому произведению, автору или течению с целью их осмеяния.
Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей.
Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения.
Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения.
Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция.
Памфлет – произведение обличительного характера, которое бичует пороки современной политической, общественной, культурной жизни, прямо называет ее конкретных представителей.
Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
Фельетон – малый жанр художественно-публицистической литературы, в основе которого лежат факты реальной действительности. В фельетоне отчетливо ощущается личность фельетониста и его позиция.
Очерк – документальный жанр, посвященный современной автору жизни, фактам и людям и в то же время сохраняющий особенности образного изображения.
Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
( сравнить ответы с текстом) ( 6 слайд)
Это – книжка озлобленного почти до умопомрачения белогвардейца Аркадия Аверченко. Интересно наблюдать, как до кипения дошедшая ненависть вызвала и замечательно сильные, и замечательно слабые места этой высокоталантливой книжки. Когда автор свои рассказы посвящает теме, ему неизвестной, выходит нехудожественно. Например, рассказ, изображающий Ленина и Троцкого в домашней обстановке. Злобы много, но только непохоже, любезный гражданин Аверченко! Уверяю вас, что недостатков у Ленина и Троцкого много, во всякой, в том числе, домашней жизни. Только, чтобы о них талантливо писать, надо их знать. А вы их не знаете.
Как бы вы ответили на вопрос:
- Это жизнь его или судьба? Кто он: творец жизни или раб обстоятельств?
Читайте также: