Сообщение о новосибирском метрополитене

Обновлено: 19.05.2024

Начало строительства Новосибирского метрополитена пришлось на 12 мая 1979 года. Строительным работам не были помехой ни суровые сибирские зимы, ни временные неудобства, связанные с закрытием центра города. Население преодолевало все трудности в ожидании метрополитена.

Для перехода через Обь было решено построить мостовой переход. Строительные работы начались летом 1980 года. Общая длина сооружения составила 2,1 километра. Впервые в истории отечественного метростроения в Новосибирске применили конструкцию пролётных строений и метод надвижки. Испытание конструкций метрополитена было проведено в ночь с 19 на 20 декабря 1985 года. И только после успешных испытаний комиссией было дано разрешение на эксплуатацию подземки. Акт о приёме в эксплуатацию пускового комплекса Новосибирского метрополитена был подписан 28 декабря 1985 года. А 7 января 1986 года двери метрополитена были открыты первым горожанам. Жители Новосибирска отметили, что город вздохнул свободнее.

Больше интересного на сайте Это Сибирь

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( палецвверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Новосибирский метрополитен — самый восточный метрополитен в России, единственный в Сибири и за Уралом. После торжественного запуска 7 января 1986 года стал одиннадцатым в СССР.

Метро Новосибирска

Круглосуточное обслуживание новосибирского метрополитена обеспечивает более 1 500 человек.

По количеству пассажиров Новосибирский метрополитен уступает только Московскому и Санкт-Петербургскому. В год он обслуживает 84,5 млн. пассажиров (2019). При этом пассажиропоток продолжает расти. В настоящий момент в среднем метро пользуются 227 тысяч пассажиров в стуки.

По количеству станций метро Новосибирска занимает 4-е место в России после Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода (15 станций).

Частью системы новосибирской подземки является самый длинный в мире метромост, протянувшийся с правого на левый берег Оби. Его длина — 2 145 метров, русловая часть — 968 метров.

Схема метро Новосибирска 2022

Метро Новосибирска

Самая восточная подземка России состоит из двух линий — Ленинской (красной) и Дзержинской (зеленой).

На схеме Новосибирского метрополитена изображены действующие линии и станции, планируемые линии и станции, а также географические объекты (реки), объекты культуры (музеи, театры), парки и скверы.

В целом ориентироваться по ней довольно просто.

Русские названия дублированы на английский язык.

На официальном сайте метрополитена можно скачать схему в форматах .jpg и.jpg.

Для расчета времени в пути предлагаем воспользоваться интерактивной схемой от Яндекс. Метро. Укажите станцию отправления и станцию прибытия — маршрут будет проложен автоматически.

Линии метро Новосибирска

По состоянию на 2022 год в метрополитен состоит из двух линий — Ленинской (красной) и Дзержинской (зеленой).

Первый участок был введен в эксплуатацию в конце 1985 года, открыт для пассажиров — в начале 1986-го. Последняя станция была открыта в 1992 году. Поездка туда-обратно по Ленинской линии занимает 28 минут.

  • Заельцовская
  • Гагаринская
  • Красный проспект
  • Площадь Ленина
  • Октябрьская
  • Речной вокзал
  • Студенческая
  • Площадь Маркса

Первый участок был введен в эксплуатацию в 1987 году. Последняя станция была открыта в 2011 году. Поездка туда-обратно по Дзержинской линии занимает 18 минут.

  • Площадь Гарина-Михайловского
  • Сибирская
  • Маршала Покрышкина
  • Берёзовая роща
  • Золотая Нива

Станции метро Новосибирска

Протяженность пассажирской платформы на каждой станции — 102 метра, что позволяет использовать поезда из пяти вагонов, однако в Новосибирском метрополитене ходят составы из четырех вагонов.

Станции красной Ленинской линии

В нашем большом обзоре, посвященном достопримечательностям Новосибирска, вы найдете карту города и нанесенные на нее интересные места, в том числе вблизи станций метрополитена.

Станции зеленой Дзержинской линии

Проезд в метро Новосибирска

Оплатить проезд в метрополитене можно несколькими способами — жетоном, бесконтактной банковской картой, смартфоном, а также транспортной картой.

Проезд при покупке жетона в кассе или терминале — 26 рублей.

При оплате банковской картой, смартфоном — 26 рублей.

При оплате транспортной картой — 25 рублей.

При оплате картой школьника или студента — 13 рублей.

Дети до 7 лет — бесплатно. Если возникнут сомнения в возрасте детей, например, ребенок выглядит старше своих лет, контролер вправе потребовать у родителей документ, подтверждающий возраст, — свидетельство о рождении.

Без дополнительной платы можно провозить детские коляски, инвалидные коляски, а также две единицы багажа (не более 120 см в сумме по длине, ширине и высоте либо не более 150 см в длину). В противном случае багаж оплачивается отдельно согласно тарифу (26 рублей). Кроме того, количество багажа не должно превышать двух мест на одного пассажира.

Жетоны

Метро Новосибирска

В настоящее время в обороте новосибирской подземки находится примерно 230 тысяч жетонов. Причем жетонами оплачивается почти половина всех поездок.

Apple Pay и Google Pay

Оплата проезда возможна мобильным устройством, в том числе смартфоном, смарт-часами и пр., оснащенным технологией NFC. Чтобы пройти в метро, нужно поднести устройство с активированной функцией бесконтактной оплаты к терминалу турникета. После того, как на терминале загорится зеленая стрелка, проход разрешен.

Бесконтактные банковские карты

К оплате принимаются бесконтактные банковские карты MasterCard и Visa. Нужно приложить такую карту к валидатору турникета и дождаться, когда загорится разрешающий сигнал. Зеленая стрелка означает, что проход разрешен. Обратите внимание, что на карте должно быть достаточное количество средств. Если списание средств не произошло, карта попадает в стоп-лист до погашения задолженности. Погасить ее можно в личном кабинете.

Единая транспортная карта

Метро Новосибирска

Стоимость ЕТК — 85 рублей.

Приобрести ЕТК можно в кассах метро, а также в центрах обслуживания транспортных карт.

Если не использовать, не пополнять ЕТК в течение 8 месяцев, она будет заблокирована. Чтобы ее восстановить, нужно осуществить пополнение на любую сумму не позднее 110 дней с момента окончания 8 месяцев.

Единая транспортная карта онлайн

Разновидность транспортной карты — ЕТК-Онлайн. Через нее можно отслеживать баланс и количество поездок.

  • Пластиковая карта — 150 рублей (баланс 65 рублей)
  • Брелок AIRTAG — 200 рублей (баланс 95 рублей).

Приобрести можно в кассах метро, у кондукторов в новосибирских троллейбусах и трамваях.

Когда на балансе карты становится менее 24 рублей, она помещается в стоп-лист.

Карта школьника

Скидка на проезд — 50%.

Стоимость подключения — 85 рублей.

При подключении и оплате проезда необходима справка из школы и фотография ребенка.

Карта студента

Социальная карта

Режим работы метро Новосибирска

Вестибюли станций Новосибирского метрополитена открываются в 05:45 и закрываются в 00:00 ежедневно. Первый состав отправляется от конечной станции в 06:00. Переход пассажиров с одной линии на другую в 00:00 прекращается. В течение 10 минут после закрытия станции на вход пассажир обязан покинуть ее.

Интервалы движения поездов в часы-пик — 2–3 минуты. Максимально возможный интервал — 12 минут.

По некоторым праздникам (обычно это Новый год, 9 мая, День города и т. п.) метро в Новосибирске работает до 01:00—03:00. График работы в праздничные дни устанавливается дополнительно, о чем можно узнать из средств массовой информации, а также на официальном сайте городской подземки.

 Метро Новосибирска

Строительство метро в Новосибирске

Доступная среда

Для транспортировки маломобильных пассажиров используются гусеничные лестничные подъемники, способные поднять до 130 кг.

Безопасность в метро Новосибирска

Система видеонаблюдения охватывает все станции новосибирской подземки. Видеокамеры установлены во всех помещениях, куда пассажиры имеют доступ. Данные поступают в режиме реального времени в ситуационный центр, где дежурят сотрудники отдела полиции по охране метрополитена. Благодаря непрерывно поступающей информации сотрудники могут оперативно реагировать на различные ситуации, возникающие на платформах станций или в вагонах поездов.

Также комплекс безопасности включает информационные мониторы и кнопки вызова экстренных служб. Подобные комплексы установлены на 9 станциях.

В 2019 году на некоторых станциях в тестовом режиме установлена система интеллектуального видеонаблюдения для распознавания лиц.

Как вернуть оставленные вещи

Однако если вещи еще не переданы в комнату, а пока находятся у дежурного по станции, есть возможность забрать их в тот же день, предварительно написав заявление о пропаже.

Новосибирский Метрополитен — Внеуличная, транспортная и преимущественно подземная система города Новосибирск, Российская Федерация. Открыт 7-го Января 1986-го года в составе участка Логотип метрополитена, официально опубликованный на сайте метрополитена. Схема метрополитена, с железной дорогой. SVG версия

Описание

Страна

Город Расположения

Дата открытия

Эксплуатант

Маршрутная сеть

Число линий

Число станций

Длина сети

Технические данные

Дневной Пассажиропоток

Годовой Пассажиропоток


Коллаж из станций метрополитена. Авторы указаны внизу по ссылке)

Содержание

История

Архитектура

Новосибирская организация Союза архитекторов СССР и исполнительный комитет городского совета народных депутатов объявляли открытый конкурс на проектные предложения по оформлению станций первой очереди. Объявленный конкурс, на оригинальный архитектурно-художественный облик станций, проходил с 1 марта по 31 мая 1980 года. Согласно условиям, для каждой станции оговаривалось соответствующее тематическое содержание.

В качестве отделочных материалов для оформления первых, построенных в 1985 году, станций применялись: гранит и мрамор, стекло, цветные цементы, художественная и облицовочная керамика. Для следующих станций применили Петенёвский мрамор (серо-кремовый) из Маслянинского района, а также минералы, добытые на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Средней Азии и в Грузинской ССР.

Линии

С 31-го Декабря 1987-го года метрополитен состоит из 2-ух линий - Ленинской и Дзержинской . [1] [2] .

Станции

Новосибирский метрополитен на 2020-ый год насчитывает 13 станций, из которых 8 - на Количество станций в районах города. Районы. Количество станций. Станции. Центральный 4

В первоначальных планах авторы проекта предлагали построить станции под шестивагонные составы — с платформами длиной 120 метров. И у этой идеи нашлись сторонники, в том числе в союзных и республиканских органах власти. Но затем было решено уменьшить протяжённость — по финансовым соображениям. В конечном итоге решили вначале запустить четырёхвагонные составы, а длину платформ сделать под пять вагонов, чтобы в дальнейшем перейти на метропоезда с увеличенным количеством вагонов. Так длина всех станций стала 102 метра, а длина посадочных платформ — 100 метров (5 вагонов) — это стандарт де-факто, действующий ещё с момента строительства метрополитена. Ширина платформы — 10 м.

Спуск на подземные станции метрополитена и подъём на надземные осуществляется при помощи эскалаторов и лестничных маршей. В большинстве случаев эскалаторы двух- или трёхленточные. Эскалаторами оборудованы семь станций, а всего в ведении метрополитена находится 32 эскалатора.

Статистика

Новосибирский Метромост

Между станцией "Речной вокзал" и "Студенческая", длина метромоста вместе с береговыми эстакадами составляет 2145 метров (из них 968 метров — русловая часть). На левом берегу на метромосту находится закрытая станция "Спортивная".

Строительство моста было продиктовано серьёзной транспортной проблемой Новосибирска, заключающейся в связи левого и правого берегов Оби. Изначально рассматривалось два варианта — подводный тоннель, либо метромост. Также предлагался и третий — протянуть метро по второму ярусу существующего Октябрьского моста, но резко против этого проекта выступили авторы и проектировщики этого моста.

Подвижной состав и Депо

Электродепо

Обе линии метрополитена обслуживаются электродепо , съезды в которое расположены после станции " Подвижной состав

Новосибирский Метрополитен, как и другие метрополитены, открытые после 1970-го года эксплуатируют составы типа 81-717/714, построенные на Мытищинском и Ленинградском вагоностроительных Заводах. После развала СССР, с 2013-го года в метрополитене эксплуатируются составы типа Именные поезда.

За всю историю, в Новосибирском метрополитене эксплуатировалось 8 именных поездов, связанных с разной тематикой:

Перспективы

Ленинская линия.

В настоящее время планируется расширение Ленинской Линии дальше на запад, к площади Станиславского, а дальнее - на 2 станции в том же направлении - "Пермская" и "Южная" [5] . Также есть планы продлить линию на 3 станции на север, к аэропорту "Новосибирск-Северный" [6] [7] . Также, к 2022-ому году между " [8] .

Дзержинская линия.

В ближайшее время планируется сооружение двух станций - "Гусинообродская" и "Волочаевская" в восточном направлении с электродепо [9] [10] . Также согласно генплану 1996-го и 2000-го годов [1] [2] линия должна пересечь Обь и пройти через Речной Порт до севера Ленинского Района.

Новые линии и генеральные планы.

Кировская Линия

По генпланам 1996-го года [1] и 2000-го года [2] планируется строительство трёх новых линий - Кировской с 8 станциями и электродепо, которая будет связывать южную часть Кировского района, рядом с микрорайоном "Южно-Чемским" с Ленинской линией, железнодорожной станцией "Новосибирск-Западный" и севером Ленинского района.

Октябрьская линия.

Октябрьская линия по генпланам должна связать остановочный пункт "Камышенская" с Дзержинской Линией и аэропортом "Новосибирск-Северный", где также планируется пересадочный узел с Ленинской линией

Первомайская линия.

Первомайская Линия по генплану шла от остановочного пункта "Первомайская" до "Дунайской", далее доходила до станции " Примечания


История строительства метрополитена в Новосибирске в чем-то типична для городов-миллионников России, в чем-то отлична от них. Новосибирск имеет титул столицы Сибири. Основанный на месте поселка мостостроителей он в течение уже первой четверти ХХ века стал крупнейшим центром за Уралом. Сейчас это третий по численности город в России. Динамизм его роста характеризуют такие факты: с момента основания до достижения миллионного уровня прошло всего 69 лет! Для сравнения – Чикаго для этого потребовалось 89 лет, Нью-Йорку – 250 лет, Москве – 700!



Выемка грунта из разрабатываемого тоннеля.

В августе 1972 года в Новосибирске побывал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Во время заседания областного партийно-хозяйственного актива возник вопрос о строительстве метро. Генеральный секретарь пообещал, что этот вопрос рассмотрит вместе с правительством. Лишь 17 марта 1975 года увидело свет Постановление Совета Министров СССР № 582-Р. А 24 апреля 1975 года Совет Министров РСФСР утверждает технико-экономические обоснования проектирования и строительства в Новосибирске первой очереди метрополитена.

С самого начала прорабатывались два варианта трассировки пускового участка. Первый – практически полностью повторял существующую трассу. Второй вариант на правом берегу предусматривал строительство станции у железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный. Предполагалось, что от площади Ленина трасса проходила бы под Вокзальной магистралью в направлении железнодорожного вокзала, а затем поворачивала на северо-восток в направлении современной станции "Гагаринская" и далее к площади Калинина (нынешняя станция "Заельцовская") по линии существующей трассы. Между станциями "Вокзальная" (впоследствии здесь построена станция "Площадь Гарина-Михайловского" Дзержинской линии) и "Гагаринская" планировалось сооружение станции "Нарымская". Пересадочным узлом между Ленинской и Дзержинской линиями должна была стать "Вокзальная", а не "Красный проспект" как сейчас.


Схема двух вариантов трассировки первой очереди.

Таким образом, второй вариант трассировки линии подразумевал её прохождение через все основные городские транспортные узлы. Изначально приоритетным проектом был именно второй вариант, однако, при дальнейшем проектировании, этот вариант оказался слишком дорогим. В итоге, в целях экономии средств было решено остановиться на первом варианте. Проект первого пускового участка состоящего из 9 станций (включая не построенную станцию "Спортивная") был утверждён приказом Совета Министров СССР от 12 декабря 1978 года.

Новосибирский метрополитен запроектирован с неглубоким заложением станций с совмещением входов с городскими подземными переходами. Неглубокое заложение диктовалось относительно благоприятными геологическими условиями, удобством эксплуатации и значительным удешевлением стоимости строительства. Для станций были приняты два типа конструктивных схем – сводчатые и колонные. Каждая из станций имеет четыре входа-выхода, а часть входов должна быть встроена в стоящие рядом здания. Проектировщики предлагали несколько вариантов перехода через Обь. Рассматривались варианты подводного тоннеля, привязки трассы к опорам существующего Коммунального моста, отсыпки дамбы. Однако был принят вариант мостового перехода в 80 метрах южнее Коммунального моста.


12 мая 1979 года, на месте будущей станции "Октябрьская", была забита первая свая Новосибирского метро.


Строительство совмещённый тоннелей в районе станции "Речной вокзал".


Прокладка тоннеля прямоугольного сечения в пойме Каменки между станциями "Октябрьская" и "Площадь Ленина".



Вид со стройплощадки станции "Октябрьская" в сторону "Площади Ленина". 1980-е.


Тоннелепроходческий щит в районе современной станции "Площадь Ленина".


Монтаж щита на строительстве перегонных тоннелей между станциями "Площадь Ленина" и "Октябрьская".


Некоторые крепкие породы поддавались только взрыву. Применение буро-взрывного метода на строительстве метро.

Помимо будущих станций, работы были развернуты и на вспомогательных объектах: инженерном корпусе и метродепо. В июле 1979 года начался замыв поймы реки 1-я Ельцовка под метродепо. Для чего предстояло снести около 1200 частных домов, построить бетонный коллектор для речки Ельцовка и намыть более 400 тысяч кубометров песка, а также вывести более одного миллиона кубометров грунта с бортов оврага.


Работы нулевого цикла, начало устройства котлована станции "Сибирская". Начало 1980-х годов.


Строительство метромоста подходит к концу.

Опоры метромоста расположены по осям опор Коммунального моста. Поскольку первый автодорожный мост через Обь строился еще до возведения Новосибирской ГЭС, его опоры были рассчитаны на тяжелый ледовый режим, в отличие от них V -образные опоры метромоста легкие и изящные. Наибольшую сложность для строителей представляло сооружение эстакад, особенно левобережной (32 пролета по 33 метра каждый). Правобережная эстакада состоит всего из четырех пролетов. Для изготовления 33-метровых преднапряженных железобетонных балок пришлось на промышленной площадке мостоотряда № 38 построить специальный цех. Выпуск таких же балок освоил и Буготакский завод. Совместными усилиями все 210 балок были изготовлены. Их монтаж провела бригада А.Мельникова.


Конструкции метромоста в разобранном виде.


Правобережная часть эстакады.

Конструкция пролетных строений и метод надвижки впервые применялся в истории отечественного метростроения. Работы велись на берегу Оби и в жару, и в лютые морозы. Однажды из-за низкой температуры не выдержал металл аванбека – опережающей монтажной консоли. Пришлось его менять в экстренном порядке.


Происшествие во время надвижки конструкций метромоста: деформация аванбека.

Надвижка металлической части метромоста была завершена 31 января 1985 года. Пролетное строение весом 6 200 тонн легло точно на место, в соответствие с проектными решениями.


Строительство левобережной эстакады.

В июне 1984 года началось устройство верхнего строения пути. В Новосибирском метрополитене уложены рельсы Р-65 длиной 25 метров. Использование такого типа рельсов позволяет уменьшить шум и вибрацию в тоннелях, снизить их износ. За короткий срок было сварено, перевезено и смонтировано порядка двух тысяч тонн рельсов.


Торжественная сварка последнего стыка пускового участка.

Строительство первого пускового участка, состоявшего из пяти станций, протяженностью 8,5 км длилось шесть с половиной лет. 28 декабря 1985 года Государственной комиссией был подписан акт о приеме в эксплуатацию пускового комплекса Новосибирского метрополитена. Но двери для пассажиров новосибирская подземка открыла только 7 января 1986 года.


Пробная габаритная обкатка метровагона под мотовозом по строящемуся метрополитену.


Торжественное прибытие сцепа из мотовоза и вагона на станцию "Октябрьская".


Первый поезд Новосибирской подземки.


Станция "Заельцовская". Перед открытием.


Завершение строительства первой очереди позволило метрополитену стать важнейшим звеном городской транспортной системы. Объем перевозок все эти годы динамично рос. В первый год работы метрополитеном воспользовалось 42 млн пассажиров, а в 1993-м - уже 117,5 млн, что составило более 15% всего объема внутригородских перевозок. Среднесуточный пассажиропоток составлял 250-300 тысяч пассажиров. Максимальная интенсивность движения – 17 пар поездов в час. По объемам перевозок Новосибирский метрополитен занял третье место в стране.



Самый высокопоставленный пассажир Новосибирского метро - первый президент России Борис Ельцин в вагоне Новосибирского метро.

Не решило проблему финансирования строительства метро и обращение напрямую к руководству страны. В 1996 году Президент России Борис Ельцин во время предвыборной поездки по Сибирскому региону посетил Новосибирск. Его обещание помочь Новосибирску так и осталось обещанием. При практически прекратившемся федеральном финансировании метростроения региональный и городской бюджеты также были не в состоянии выделять требуемых средств на продолжение строительства метро. В результате сроки сдачи отодвигались на неопределенное время. Более того, из-за отсутствия финансирования и в связи с этим ненадлежащего обслуживания в водонесущих грунтах застрял тоннелепроходческий щит, после чего строительство полностью остановилось, тем самым более чем на десятилетие закупорив одну из основных транспортных магистралей - улицу Гоголя.



Выход на "поверхность" тоннелепроходческого щита "Ловат".


Станция "Золотая Нива" в процессе строительства.

В мае 2007 года были возобновлено возведение третьей станции, входившей во вторую очередь Дзержинской линии, которое началось в 1993 году и спустя несколько лет было заморожено. На тот момент успели пройти всего 44 метра левого тоннеля и 7 метров - правого. Также как и "Берёзовую рощу", станцию строили не очень активно, но более-менее стабильно и 7 октября 2010 года на торжественном митинге по случаю открытия очередной станции метро губернатор Новосибирской области Василий Юрченко перерезал символическую красную ленточку. Однако, 26 октября 2010 по решению суда она была снова закрыта на достройку и повторно открыта 9 февраля 2011 года.

Строительство метро в городе, несмотря на отсутствие федерального софинансирования будет продолжено. Государственной экспертизой одобрен и получил положительное заключение проект продления Дзержинской линии.


Пассажиры первого "горячего" поезда до станции "Золотая Нива".


Прибытие первого поезда на станцию "Золотая Нива". До официального открытия осталось 7 дней.

Ежедневно Новосибирским метрополитеном пользуются порядка 200 тысяч пассажиров. Конкуренцию подземке составляют многочисленные частные автобусы, маршруты которых дублируют линии метро. Это сказывается на объемах перевозок, сократившихся более чем в полтора раза в сравнении с серединой 90-х годов. Но, несмотря на это Новосибирский метрополитен прочно удерживает третье место по объемам перевозок пассажиров среди метрополитенов в РФ. История продолжается.

Строительство Новосибирского метрополитена началось в 1979 году. Открытие состоялось спустя шесть лет. Все фото: РБК Новосибирск

Новосибирский метрополитен — единственный за Уралом. Длина двух действующих веток — Ленинской и Дзержинской — равна 15,9 км. Метрополитен обслуживает 13 действующих станций. Среднесуточный пассажиропоток составляет 227 тыс. человек. В год в метро Новосибирска бывает 83 млн пассажиров.

Ленинская ветка



В этом году в Новосибирском метрополитене повысилась стоимость проезда — с 22 до 25 руб. Но по-прежнему тариф в новосибирской подземке является самым низким среди отечественных метрополитенов.





Особенностью станции является глубина ее заложения — между проезжей частью Красного проспекта на площади Ленина и самой верхней точкой станции всего 50 см. Ежедневно станцией пользуется 27,2 тыс. человек.

На Ленинской линии расположен метромост через Обь — самый длинный крытый метромост в мире.



Дзержинская ветка



Новосибирский метрополитен совершенствует систему безопасности. Так, руководство метрополитена анонсировало внедрение системы видеонаблюдения с распознаванием лиц. Кроме того, станции оснащены рамками металлоискателей.




Читайте также: