Сообщение о прошлом родины

Обновлено: 30.06.2024

Отечество, Отчизна, Родина… в корнях этих слов близкие для каждого взрослого и, особенно для ребенка образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу.

В современном образовании все больше внимания уделяется проблеме воспитания гражданственности подрастающего поколения.

Дошкольный возраст обладает огромными потенциальными возможностями для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине. Основой воспитания у детей дошкольного возраста гражданских чувств является усвоение принятых в обществе норм поведения, накопления социального опыта жизни в своем Отечестве, развитие интереса к его истории, культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе каждого ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств.

Прежде чем ответить на вопрос, как знакомить дошкольников с историей родной страны, важно понять, зачем знакомить их с историей своей страны.

Приобщая дошкольников к истории России, педагог пробуждает у них интерес к родной стране, воспитывает гордость за ее достижения, победы, уважение к традициям прошлого.

Знакомство с прошлым родной страны позволяет развивать у детей интерес к жизни и достижениям предков, уважение к культуре своего и других народов.

Рассказывая детям о героях родной страны, воспитатель должен обратить внимание на их нравственные качества, позволившие добиться результата, несмотря на все подстерегающие трудности.

Знакомство с историей родной страны позволяет сформировать у детей пространственно- временные представления. Но именно особенности восприятия времени дошкольниками затрудняют понимание исторических фактов.

Ребенок не может воспринять прошлое родной страны иначе, чем через воспоминания родных, знакомство с историческими реликвиями, предметами старины, а позже – через фильмы, картины, книги.

Интерес детей к событиям военного прошлого России поддерживается хранящимися в семьях реликвиями: медалями и орденами, письмами, фотографиями. Бабушки и дедушки некоторых детей пережили военные события и рассказали об этом своим внукам, поэтому события прошлого не просто поняты, но и прочувствованы дошкольниками.

Дети будут знать, и помнить прошлое своей страны при соблюдении следующих условий:

-хорошее знание исторических событий взрослыми (педагогами, родными дошкольников) и их эмоциональное отношение к ним;

-знакомство с историческими событиями на основе конкретных фактов, доступных пониманию дошкольников;

-использование наглядности, максимально вводящей ребёнка в ситуацию конкретного исторического события (семейных реликвий, писем, фотографий, кино, книг).

Знакомя дошкольников с историей родной страны, воспитатель не должен стремиться к тому, чтобы они запомнили последовательность исторических событий, имена исторических деятелей и тем более даты. Необходимо показать детям многообразие событий прошлого нашей Родины : яркие победы, праздники, события, открытия и изобретения, сражения за независимость и единство родной страны и их героев. Важно затронуть чувства дошкольников, воспитывать гордость за подвиги защитников Отечества, достижения учёных и изобретателей, самоотверженный труд жителей страны по возведению новых городов, заводов и восстановлению разрушенного после войн.

Дошкольников, прежде всего, нужно знакомить с теми историческими личностями и событиями, которые близки и хорошо известны педагогу.

Педагогов дошкольных учреждений необходимо готовить к реализации задачи приобщения дошкольников к истории родной страны.

Очень важно, чтобы педагоги не игнорировали детские вопросы о событиях прошлого, стремились делиться своими чувствами, связанными историческими деятелями, победами и поражениями России, пробуждали у детей интерес к прошлому своей Родины.

Самое сложное в работе воспитателя по знакомству детей с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

- сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. ;

- обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому ( можно спросить: Что может означать название нашего города, Кто был основателем нашего города);

- не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- очень- очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;

- используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь, старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными терминами.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Соприкосновение с прошлым России духовно обогащает дошкольника, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре.

Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края Обеспечение духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной.

Духовно-нравственное воспитание как основа для ознакомления дошкольников с культурно-историческим наследием

Духовно-нравственное воспитание как основа для ознакомления дошкольников с культурно-историческим наследием О важности духовно — нравственного воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение.

Знакомство дошкольников с историей страны. Герб, флаг, гимн России. Тема: История России. Символика страны - герб, флаг, гимн. Цель: Познакомить детей с историей возникновения страны, ее символикой. Задачи:.

Началом Смутного Времени принято считать смерть последнего представителя рода Рюриковичей, имеющих право в законном порядке претендовать на российский престол. Из-за этого началась ожесточенная борьба за власть, которая велась преимущественно посредством интриг.

Указ об открытии университета был подписан 24 января 1755 года. До этого 23 января, в день, когда православная церковь отмечает день святой мученицы Татьяны, был одобрен проект об учреждении Московского Университета, благодаря чему Татьянин День по сей день празднуется в России как День студента. Сама же святая считается покровительницей всех учащихся в высших учебных заведениях.

Начальный этап войны с Наполеоном ознаменовался отступлением русских войск от западных границ Российской Империи.

Завершилась война практически абсолютным уничтожением армии Наполеона и отступлением французских войск с российских земель.

Эта война на тот момент считалась самой разрушительной и кровопролитной. Здесь впервые Германия использовала против войска противника химическое оружие.

Первая Мировая война не только унесла жизни миллионам человек, но также стала причиной распада четырёх империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской и Османской.

В войне против СССР германским правительством преследовалась цель уничтожить государство противника, завладеть его территорией, подвергнуть физическому истреблению большую часть населения, а тех, кто останется в живых планировалось использовать в качестве бесплатной рабочей силы.

В итоге СССР нанёс самый большой вклад в победу над фашистской Германией, в сравнении со всеми остальными странами-членами антигитлеровской коалиции. Советский Союз вытеснил агрессора со своей территории и освободил от оккупации страны Центральной и Восточной Европы.

На следующий день самое большое государство мира, СССР, перестало существовать, а на его месте возникло Содружество Независимых Государств.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Отечество – земля наших отцов, отчий дом – дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок.

Семья – самое главное для каждого из нас. Это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Мне посчастливилось родиться в замечательной семье: мои родители с детства прививали нам уважение к людям старшего поколения, любовь к своей семье, к своему роду.

Великая Отечественная война… Миллионы унесенных человеческих жизней, искалеченные судьбы, колоссальные разрушения городов и сел. Не обошла она стороной и нашу семью.

Проблематика: Я не знаю подробностей о том, как члены нашей большой семьи участвовали в событиях военных лет на фронте и в тылу, поэтому решил провести исследование и узнать как можно больше об этом. Собирать историю семьи – трудная, но интересная работа. Чтобы достичь определённых результатов, очень важно поставить перед собой цель и наметить конкретные задачи.

Цель: через исследование биографии предков осознать роль нашей семьи в истории страны и восстановить некоторые утерянные семейные связи.

Для достижения этой цели надо было решить следующие задачи:

· взять интервью у близких родственников, которых я знаю, и связь с которыми поддерживаю;

· с помощью родителей найти адреса дальних родственников, наладить с ними связь и обратиться за помощью;

· изучить документы из семейного архива;

· проанализировать и систематизировать полученный материал;

на основе полученных материалов составить своё генеалогическое древо, в котором будет прослеживаться связь с моими предками;

изучить историю происхождения фамилии Демидов;

· подвести итоги исследовательской работы.

Актуальность исследования: получение знаний об истоках семьи помогает чувствовать себя звеном большой исторической цепи.

В работу над проектом были вовлечены мои родители, сестра, бабушка, родственники, которые могут воссоздать историю нашей семьи. Эта работа объединила нас всех – представителей разных поколений, разных родов: Демидовых, Луканиных, Ефановых, Припадчевых, Мананниковых, Гришиных.

Я считаю, что семейная история определяет жизнь отдельных людей. Изучив события в жизни предков своей семьи, можно лучше понять себя.

Гипотеза: история моей семьи и история России – одно целое. Я уверен, что если я соберу и изучу информацию о своих предках, то узнаю историю своей семьи, смогу оценить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов и передать эти сведения следующим поколениям.

Основными источниками информации станут воспоминания родственников, фотографии из семейных архивов, материалы школьной и сельской библиотек, школьной музейной комнаты, поисковые сайты Интернета.

Местом проведения исследования является Петровский район Тамбовской области. Время исследования: сентябрь – декабрь 2018 года.

Характеристика района исследования:

2. Методика исследования

Предмет исследования: участие родственников обучающегося 7 класса МБОУ Волчковской СОШ Демидова Максима в событиях, связанных с Великой Отечественной войной.

Методы исследования:

- поиск информации; - знакомство с документами; - интервьюирование;

- сравнительно – сопоставительный анализ полученной информации.

Ожидаемый результат:

в результате исследовательской деятельности я восстановлю историю моей семьи, узнаю её роль в истории Великой Отечественной войны, создам фотоальбом, с которым познакомлю своих родственников на ближайшем семейном празднике, составлю генеалогическое древо.

3. Результаты исследования и их анализ.

На фронтах Великой Отечественной войны сражались два моих прадедушки и прабабушка: Мананников Николай Васильевич, Демидов Иван Васильевич и Луканина Мария Георгиевна. В нашей семье знают и передают по наследству рассказы о военном времени, о героизме и мужестве моих прадедов и прабабушки.

Дедушка моей мамы - Мананников Николай Васильевич- настоящий герой. Я всегда знал, что прадедушка воевал на фронтах Великой Отечественной войны, был тяжело ранен и после ранения больше не участвовал в военных действиях.

К сожалению, я почти ничего не знаю о моем втором прадедушке Демидове Иване Васильевиче (1903-00.11(12).1942). В сентябре 1941 года он был призван в армию Волчковским РВК Тамбовской области. Из донесения Волчковского РВК послевоенного времени от 9.04.1947 года следует, что Демидов Иван Васильевич, 1903 года рождения, пропал без вести. Другой информации найти не удалось. Папа говорит, что они всегда знали, что он защищал нашу Родину в Великой Отечественной войне и пропал без вести12 .

Особенно меня удивила история моей прабабушки Луканиной Марии Георгиевны (03.08.1923-26.02.2010).

О подвигах женщин в Великой Отечественной войне написано много. Кто сегодня скажет, сколько их, известных и безымянных героинь, прошло тяжкими дорогами войны? Сколько их не вернулось? Мужество и отвага наших женщин, не желавших терпеть на своей земле оккупантов, стали полной неожиданностью для гитлеровцев.

Полк состоял в основном из молоденьких девушек. Эти девушки прошли страшную войну и победили. Мама говорила, что прабабушка мало рассказывала о себе, не любила, когда её приглашали на встречи со школьниками, но от близких никогда не скрывала, что было очень страшно.

В 1946 году она была демобилизована и вернулась в село Волчки Петровского района (ранее Волчковский район). Мария Георгиевна была членом партии, после войны работала в Волчковском райкоме ВКП(б).

Она награждена орденом Великой Отечественной войны II степени10 .

После войны командир полка организовывал встречи однополчан (Приложение 4). В 80-е годы Украина приветливо встречала и чествовала освободителей от фашистского ига (Приложение 8). На одну из встреч в 1985 году с прабабушкой ездила и моя мама. Она вспоминает, что простые женщины со слезами обнимались, радовались встрече. Они мало вспоминали о войне, интересовались детьми, внуками…

К моему огромному сожалению, мне не удалось увидеть её в живых. Она умерла в 2010 году и похоронена в г. Мичуринске. Вечная ей память!

С начала войны областное руководство периодически осуществляло мобилизацию граждан, преимущественно женщин и подростков, на трудовой фронт: на строительство оборонительных линий, дорог, заготовку топлива и другое. Вслед за воинскими эшелонами на запад шли поезда с тысячами рабочих, колхозников, студентов, служащих. Наши земляки строили укрепленные рубежи в ближайшем тылу Центрального, Западного, Брянского фронтов. Днем и ночью, часто под бомбёжкой, они копали противотанковые рвы и окопы под Смоленском, Орлом и Брянском.

В составе трудового фронта трудилась и моя вторая прабабушка Мананникова Лидия Константиновна, 1923 года рождения. Двигаясь вслед за нашими войсками, она участвовала в восстановлении железных дорог в Бессарабии и Венгрии. Лидия Константиновна отмечала, что жители европейских стран встречали их доброжелательно, они подкармливали их, дарили вещи, предметы обихода. День Победы она встретила в Германии.

Умерла бабушка Лида в 2003 году и похоронена в селе Петровское.

У истоков Великого почина 6, 2 были мои родственники: прапрадед Константин Яковлевич Припадчев (03.12.1891-19.09.1974) и прапрабабушка Мария Игнатьевна Припадчева (22.11.1890-07.10.1980) -мать десятерых детей. Она сдала в фонд обороны 2000 рублей (Приложение 5,6) 1 .

Трудно было людям отрывать от детей последний кусок хлеба, но они шли на эти жертвы, лишь бы прогнать фашистов с родной земли. Потом они и на строительство самолетов почти 30 тысяч рублей внесли. Ничего не жалели.

Хочу упомянуть о моем втором прадедушке Луканине Трофиме Ивановиче (25.09.1922-15.07.1977). По рассказам родственников, в 1940 году он был призван в ряды Советской Армии. С 1940 по 1947 год он охранял российско – японскую границу. Он не был непосредственным участником Великой Отечественной войны, но он тоже был защитником Отечества.

4. Составление генеалогического (родословного) древа.

Получив и изучив информацию о своих предках, я решил начать составлять родословное древо. Для этого, во-первых, изучил теорию.

4.1. Что такое родословие, генеалогия?

Генеалогия – историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Родословная, или, как говорили раньше, родословие, – это последовательный перечень поколений людей твоего рода.

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.

4.2. Генеалогическое древо

Родословное древо – условная схема, описывающая родственные связи в пределах одной семьи. Оно достаточно часто изображается в виде реального дерева. Рядом с корнями обычно располагается родоначальник или же последний потомок, для которого составляется схема, а на ветвях различные линии рода.

Знать свое генеалогическое древо всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Виды генеалогического древа.

Есть несколько методов составления родословного древа:

Восходящее. Здесь цепочка строится по направлению от потомка к предкам. В качестве начального элемента выступает составитель схемы. Способ удобен тем, кто только начал изучение своей семьи. Составитель располагает информацией в основном о своих ближайших родственниках: родителях, дедушках, бабушках и т. д. – и постепенно углубляется в прошлое.

Нисходящее. В этом случае цепочка имеет противоположное направление. В качестве начала выступает один предок (или супруги). Для такого построения нужно обладать достаточно обширными сведениями о своих родственниках.

Составляя родословное дерево нужно учитывать линии наследования. Они бывают двух видов:

Прямая ветвь. Цепочка включает, Вас, Ваших родителей, их родителей и т. д.

Боковая ветвь. Она учитывает Ваших братьев и племянников, братьев и сестер дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек и т. д.

Эти схемы – восходящую и нисходящую с прямыми и боковыми ветвями – можно составлять, как смешанную: одновременно для мужчин и женщин своего рода, – так и для отслеживания наследования только по роду отца или матери.

4.3. Какие документы использовать для построения семейного древа.

1. Ищите информацию сначала дома – в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет. Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними заставит вас по-новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет перед вами мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Обращайте внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.

2. Следующим важным этапом является опрос родственников. И поскольку родные не вечны, затягивать с ним не стоит. Чтобы не переутомить пожилых людей и не запутаться самому, важно заранее очертить круг вопросов. К примеру, когда мы составляем генеалогическое древо семьи, стоит интересоваться информацией:

Когда и где родились те или иные родственники.

Где и когда работали.

Время и место учебы.

На ком и когда женились.

Сколько у них было детей, их имена и даты рождения.

Если родственники умерли, стоит знать, когда и где это произошло.

Как Вы видите, с точки зрения дальнейших поисков, из перечня самая важная информация – это место и время тех или иных событий. Зная их, можно обращаться в архивы за документами.

Но с точки зрения семьи намного важнее услышать рассказы о жизни своих родных. Каждая семья хранит свои предания, в каждой происходило что-то, достойное памяти поколений. Поэтому не пренебрегайте долгими разговорами о прошлом.

3.Используйте официальные документы

Родословие может быть оформлено в виде древа, где стволом обозначены, к примеру, вы, разветвлением ствола - ваши родители, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее древо внешне похоже, но в основании его будет ваш предок, а в кроне окажетесь вы.

4.4. Родословное древо Демидова Максима.

Для составления своего родословного древа я использовал перевернутую восходящую смешанную схему: одновременно для мужчин и женщин своего рода. В качестве начального элемента – Я, составитель схемы Демидов Максим (рядом моя родная сестра Демидова Валентина). Я только начал изучение своей семьи, поэтому эта схема показалась мне наиболее удобной. Я располагаю информацией в основном о своих ближайших родственниках: родителях, дедушках, бабушках и т. д. – и постепенно углубляюсь в прошлое. В дальнейшем планирую продолжить свою родословную, постепенно углубляя знания о своих родных по прямой и непрямой линии. Сбор информации о родственниках достаточно трудное дело. Просто потому, что с каждым поколением количество людей, о которых нужно собрать сведения, будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Даже при использовании восходящей схемы с учетом только прямых ветвей к седьмому поколению можно насчитывать 126 человек предков.

Родословное древо Демидова Максима

5. Происхождение фамилии Демидов.

Фамилия — наследственное родовое имя, указывающее, на то, что человек принадлежит к одному роду, ведущему начало от одного общего предка.

Обладатель фамилии Демидов по праву может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

После 988 г. каждый славянин во время официальной церемонии крещения получал от священника крестильное имя, которое служило только одной цели — обеспечить человека личным именем. Крестильные имена соответствовали именам святых и были, следовательно, обычными христианскими именами. А покровительство святых переходило на весь род в целом.

Известно, что многих идолопоклонников святой Диомид обратил к вере во Христа благодаря своему искусству врачевания, а также своим учением. Когда император Диоклетиан, бывший в то время в странах восточных, узнал об этом, то послал воинов убить Диомида. Воины отсекли мученику голову, но сразу, же лишились зрения.

Скорее всего, основатель рода Демидовых был человеком из простого сословия. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени, имела в основном социальная верхушка, знать или семьи, пользовавшиеся в определенной местности большим авторитетом. Их представителей уважительно звали полным именем, в отличие от представителей других сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными, обиходными именами.

Известно о существовании нескольких дворянских родов Демидовых, один из которых ведет свое начало от Никиты Демидовича. Известно, что в 1873 г. Никита Демидович унаследовал в лице генерал-майора Николая Петровича Демидова имя и титул светлейших князей Лопухиных. Этот род Демидовых внесен в I, II, III части родословных книг Московской, Нижегородской и Санкт-Петербургской губернии.

О точном месте и времени возникновения фамилии Демидова в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Демидов представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Список источников и использованной литературы:

Акулов И. Да, были люди в наше время…// Сельские зори, – 2014. – 13 авг.

Гульшин И. Так начиналось. // Сельские зори,- 2002. – 5 июля.

Гульшин И.Ф. У истоков великого почина // Тамб. Жизнь, - 2002. -11 окт.

Демидов М. Защитник Отечества. // Сельские зори, -2016. – 11 мая.

Патриотический почин тамбовских колхозников в годы Великой

Отечественной войны. 1941-1945 гг.: Сб. документов. - Тамбов, 1961.

Толстова Т. Подвиг тыла. // Сельские зори, – 2018. – 14 нояб.

Семейный архив Демидовых - Гришиных – Луканиных - Ефановых – Припадчевых - Мананниковых.

Мананников Николай 1943 г. Польша

1 Белорусский фронт 65 армия 143 гв. аминп.

В боях за Европейские страны Мананников Николай (в третьем ряду первый справа) был тяжело ранен и проходил лечение в госпитале.

Луканина (Ефанова) Мария (слева) с фронтовой подругой воевала в составе 1 Украинского фронта 1423 зенитного артиллерийского полка

Встреча ветеранов 1423 зенитного артиллерийского полка

Май 1983 г., г. Киев

1 ряд: справа третья Луканина Мария; 2 ряд справа вторая Соболева Клава (Уроженка Избердеевского района, проживала в с.Петровское)

в славянском поселке

Страна, в которой мы родились и живём. Это наша родина. В ней жили и трудились наши деды и прадеды. В ней живут и работают наши родители. Их общим трудом построены города и сёла, заводы и колхозы, школы, театры и стадионы, создано всё, чем мы пользуемся в жизни.

Народы СССР сами хозяева своей страны. У нас всё принадлежит народу: земля, леса, моря и реки, фабрики и заводы. На заводах делают машины. Это наши заводы и наши машины. На пашне гудит трактор. Это наш трактор. Комбайн на поле убирает урожай. Это наш комбайн, наш урожай, наше поле.

Но не всегда так было. Не всегда трудовой народ был хозяином своей страны. Не всегда люди жили так, как живём мы.

Люди населяют нашу страну очень давно. Наши предки жили в ней тысячи лет назад. Жизнь людей в прошлом изучают учёные-историки. Они узнают, как люди жили раньше, как изменялась их жизнь.

Как же учёные-историки узнают о жизни людей в прошлом?

Тайна Красного холма. На Кавказе, близ города Еревана, столицы советской Армении, возвышается большой Красный холм. Окрестные жители добывали здесь камень. Нередко в земле находили черепки от старинной посуды, железные и бронзовые наконечники стрел, кости животных. Как всё это попало в землю?

На Красный холм приехали учёные. Они решили узнать его тайну. Для этого нужно было холм раскопать.

Учёные нашли ответ и на этот вопрос: одни из ворот крепости оказались разрушенными. Здесь в стене застряло много стрел. Город был взят и разрушен напавшими на него врагами. Прошли тысячи лет. Заброшенную крепость затянуло землёй. Люди забыли о ней. Но учёные раскопали Красный холм и узнали его тайну.

В песках Средней Азии. В Средней Азии мало воды. Там, где течёт вода, живут люди, цветут сады, белеет хлопок. Там, где почему-либо исчезает вода, жизнь замирает. Во многих местах Средней Азии простираются безжизненные песчаные пустыни. Советские учёные проникли в недоступные пустыни на самолётах. Они нашли среди песков развалины древних городов и селений, остатки пересохших каналов. Историки провели раскопки этих городов. Они многое узнали о тех государствах, которые создали народы Средней Азии более двух тысяч лет назад.

учебник истории

Берестяные грамоты. Более тысячи лет древнему русскому городу Новгороду. Советские учёные начали в нём раскопки. В болотистой земле нашли остатки деревянных домов. Открыли мощёные брёвнами мостовые, по которым ходили древние новгородцы. Среди многочисленных находок попадались обрывки бересты. На них заметили начертанные чем-то острым надписи. На бересте оказались письма. Письма людей, живших 600-800 лет назад! Много интересного удалось прочесть об их жизни в берестяных грамотах.

В то время крестьяне принадлежали помещикам и работали на них. Помещики торговали людьми, как рабочим скотом.

О жизни народов нашей родины в прошлом, об их труде, об их борьбе с врагами, о том, как они завоевали свободную и счастливую жизнь, к чему они стремятся в будущем, вы узнаете на уроках истории.

Послесловие

Вы узнали (-наете) о том огромном пути, который прошли народы нашей страны, о том, как они жили в далёком-далёком прошлом, как трудились, как оборонялись от внешних врагов. Вы узнали (-наете) о том, как народы нашей родины боролись за лучшую жизнь, как они сбросили власть царя, помещиков и капиталистов, приступили к созданию нового общества.

Наступают каникулы. У вас будет много свободного времени. Достаньте книги по истории нашей родины. Почитайте их. Они вам расскажут ещё много нового и интересного. Поговорите со взрослыми. Некоторые из них ещё помнят о том, как жили рабочие и крестьяне до революции. Большинство из них принимало участие в строительстве социалистического общества. Тысячи взрослых людей, е которыми вы встречаетесь каждый день, участвовали в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков, били врагов на фронте и ковали победу в тылу. Много увлекательного смогут рассказать вам взрослые о прошедших годах!

Помните, что то счастливое время, в которое вы живёте, не пришло само собой. Оно было завоёвано вашими дедами и отцами в упорной борьбе. Тысячи людей боролись за ваше счастье. На казнь и в ссылку пошли декабристы.

Не забывайте, что тысячи мужественных советских людей, тысячи коммунистов и комсомольцев отдали свои жизни за ваше счастье. В борьбе с врагами погибли Сергей Лазо и Василий Чапаев, Зоя Космодемьянская и герои-панфиловцы.

Читайте также: