Соната 2 с прокофьева сообщение

Обновлено: 02.07.2024

2. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич [11.04.1891, село Сонцовка, Донецкая область Украины. - Русский советский

ПРОКОФЬЕВ Сергей
Сергеевич [11.04.1891,
село Сонцовка, Донецкая
область Украины.
- Русский советский композитор, пианист и дирижер, народный артист России (1947).
Ленинская премия (1957, посмертно),
Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947,
1951).

Прокофьев начал заниматься музыкой с пяти лет. В 1902-1903 брал частные
уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра. В 1904, тринадцати лет, он поступил в
Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. РимскогоКорсакова(инструментовка), А. К. Лядова(композиция), А. Н. Есиповой
(фортепиано); окончил консерваторию как композитор в 1909, как пианист - в
1914. Первые публичные выступления Прокофьева-пианиста с исполнением
собственных произведений относятся к 1908, первые нотные публикации - к
1911, первые зарубежные гастроли - к 1913.

Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых
распространенных жанров камерной музыки.
Сонатой называется многочастное циклическое произведение,
состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для
одного или двух инструментов.
Первая часть сонаты является наиболее острой и
напряженной . Обыкновенно она написана в форме сонатного
аллегро. На основе взаимодействия музыкальных тем и образов
происходит раскрытие драматического содержания. Темы:
главная и побочная.
Соната № 2 принадлежит к числу высших достижений молодого
композитора.

с
Премьера состоялась 5 февраля 1914 года в Москве
композитором в качестве исполнителя.
Прокофьев посвятил сонату своему другу и однокурснику по
Санкт-Петербургской консерватории, Максимилиану Шмидтгофу.

Прокофьев умер в один день со Сталиным. Его смерть почти не была
замечена советскими средствами массовой информации. Неуклюжей
попыткой советской власти сгладить вину перед композитором стало
посмертное присуждение ему Ленинской премии (1957).

Сергей Сергеевич Прокофьев, 1926. Портрет работы Зинаиды Серебряковой

Вторая соната, так же как и Первая, насыщена чертами романтической образности, но здесь они выявляются только во взволнованной устремленности, мечтательности и т. п., а не в самом языке произведения. От подражательности не остается и следа, и прежде всего, слышится собственный, уже вполне самостоятельный голос.

Эта соната — одно из самых непосредственных творений Прокофьева. Яркость, даже броскость образов, своеобразие и мастерство их воплощения обусловили особую привлекательность и популярность сочинения. Вторая соната представляет для нас особый интерес и потому, что в ней сконцентрировались лучшие черты раннего Прокофьева вообще. Ведь ко времени сочинения Второй сонаты Прокофьев уже был автором Первого концерта, ор. 10, Токкаты, ор. 11, цикла Десять пьес, ор. 12 и других произведений.

Первая часть — лирико-драматическая. Ее разнообразный тематический материал со строгой лаконичностью преимущественно лишь экспонируется, а не разрабатывается. Трехчастная тема главной партии устремленна, активна; это поступательное движение к вершине.



Мягкой элегической музыкой начинается побочная партия (Tempo primo). Как естественно и свежо звучит ее, по существу, неожиданный ми минор! Характерны здесь и мягкость плагальных отклонений и хроматическое обволакивание во втором проведении темы. Это мир прокофьевской лирики, представляющей наиболее национально-русскую сторону его творчества.


Несколько буффонадная заключительная партия цепью каденций своеобразно развивает интонации связующей, а затем на лирическом материале побочной партии начинается насыщенная контрастами разработка. Прокофьев обыгрывает предыдущие темы преимущественно театральными приемами контрастных сопоставлений. В центре разработки искусно сплетаются все основные темы, а дальнейшее развитие приводит к активной и мужественной кульминации. Настойчивое, моторное повторение одних и тех же интонаций (ритмически неизменной фигуры баса) создает волевой напор, как бы динамическое накопление энергии. Этот токкатный по своей природе прием нагнетания впоследствии используется композитором весьма часто, но в наиболее обнаженной, яркой и насыщенной форме он найдет выражение в финале Седьмой фортепианной сонаты.

Кода, утверждающая мужественный и устремленный образ главной партии, завершает сонатное аллегро.

Вторая часть — живое, стремительное, несколько токкатное скерцо. Интонационный материал скерцо воспринимается легко, несмотря на мелодическую и гармоническую новизну. Мускульная сила прямолинейного, четкого ритма восхищает в то же время своей игрушечностью и фантастичностью.


Здесь находит свое продолжение игрушечно-шуточная образность, намеченная еще в связующей партии первой части.

Крайние разделы с их колкой, чеканной музыкой, юношески задорной, энергичной и напористой, благодаря контрасту среднего раздела, воспринимаются еще острей.


В противоположность резко очерченным граням внутреннего строения скерцо здесь все несколько расплывчато, смутно и таинственно, как в былинном сказе слепца-гусляра.


Как далекий мираж появляется уже знакомая нам нежная и мечтательная тема из побочной партии первой части (Moderato, dolcissimo е molto espressivo). Она вносит долгожданный контраст в атмосферу напряженного, стремительного движения (этой темой начинается разработка финала) (В пяти из семи многочастных сонат Прокофьева композитор придерживается композиционного приема реминисценции тем.).

Эта реминисценция как бы с нарочитой грубостью перебивается фиглярством клоунадного танца. Зрительная конкретность буффонадного образа чрезвычайно выпукла. Создается впечатление скоморошьих гримас и ужимок с иронической ухмылкой. А затем вновь все уносится в вихре радостных, быстро мелькающих тем.

Реприза, казалось бы, повторяет материал экспозиции, но характер побочной партии в ней резко трансформирован. Она становится минорной, тоскливой.

В коде мастерски сочетаются главная и побочная партии финала, создавая ярко динамичный и виртуозный эпилог произведения. Это, в сущности, вторая разработка с очень острой гармонией. Она утверждает оптимистическую настроенность произведения.

Первое исполнение сонаты состоялось 5 февраля 1914 года в Москве в авторском концерте. В 1913 году она была впервые опубликована издательством Юргенсона. Из наиболее ярких исполнителей Второй сонаты необходимо назвать Эмиля Гилельса и Святослава Рихтера.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:



 Сонцовка мальчик Серёжа Ключевые слова:

Сонцовка мальчик Серёжа Ключевые слова:

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – композитор, пианист и дирижёр – н.

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – композитор, пианист и дирижёр – начал заниматься музыкой с 5 лет., а в 13, имея большой багаж написанных сочинений, поступил в Петербургскую консерваторию.

Соната № 2 принадлежит к числу высших достижений молодого композитора.

Соната № 2 принадлежит к числу высших достижений молодого композитора.

Соната № 2 Ре-минор для фортепиано была сочинена Прокофьевым в 1912 году в го.

Соната № 2 Ре-минор для фортепиано была сочинена Прокофьевым в 1912 году в городе Кисловодске.

Прокофьев Сергей Сергеевич 1891 - 1953 Соната № 2 ре-минор

Прокофьев Сергей Сергеевич 1891 - 1953 Соната № 2 ре-минор

Премьера состоялась 5 февраля 1914 года в Москве с композитором в качестве ис.

Премьера состоялась 5 февраля 1914 года в Москве с композитором в качестве исполнителя. Прокофьев посвятил сонату своему другу и однокурснику по Санкт-Петербургской консерватории, Максимилиану Шмидтгофу.


В Сонате № 2 чувствуется рука будущего музыкального драматурга, которому пред.

Во второй сонате сконцентрировались лучшие черты раннего Прокофьева. В Сонате.

Во второй сонате сконцентрировались лучшие черты раннего Прокофьева. В Сонате № 2 слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний : Жизнерадостных, полных задора и нежно-певучих , лирических. Это похоже на то, как в кинофильме быстро сменяются кадры.


Выполните задание Послушайте главную тему 1-ой части Сонаты № 2 С. Прокофьева.

Выполните задание Послушайте главную тему 1-ой части Сонаты № 2 С. Прокофьева. Спойте мелодию побочной партии 1-ой части и послушайте её в записи. Подберите словесные характеристики к основным темам 1-ой части.

Играет Плетнёв Михаил Васильевич Слушаем : Прокофьев. Соната № 2, 1-ая часть

Играет Плетнёв Михаил Васильевич Слушаем : Прокофьев. Соната № 2, 1-ая часть

ЗАДАНИЕ Послушайте 1-ю часть Сонаты № 2. Пользуясь условной схемой строения.

ЗАДАНИЕ Послушайте 1-ю часть Сонаты № 2. Пользуясь условной схемой строения сонатного аллегро, запишите свои впечатления в рабочую тетрадь. Какие приёмы развития образов Сонаты использует Прокофьев? Какие темы экспозиции получили развитие в разработке? Как звучит кульминация? Какая тема звучит в коде 1-ой части?

Представьте себя режиссёром театрального спектакля, в котором будет звучать.

Представьте себя режиссёром театрального спектакля, в котором будет звучать музыка 1-ой части Сонаты № 2 С.Прокофьева. Образы каких героев, по вашему мнению, рисует музыка?

Заключение:

Творчество С. Прокофьева – это образец новаторства. Фортепианные сочинения мо.

УРОК ОКОНЧЕН. Спасибо за работу.

УРОК ОКОНЧЕН. Спасибо за работу.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 258 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 26.04.2018 6998
  • PPTX 7.5 мбайт
  • 475 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Федосеева Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается разбор Второй сонаты Прокофьева.

ГБПОУ "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки"

Кожухова Ольга Валерьевна

Краткий разбор Второй фортепианной сонаты.

Проблемы тональности. Хроматическая тональность. Функциональность в хроматической тональности.

Список использованной литературы.

Прокофьев по-своему открыл мир, - настолько своеобразным предстал он в его произведениях. Вечно юное, выраженное и в характере энергии, и в непосредственности мироощущения, - знаменовало подлинную революцию в обновлении образного содержания искусства.

Творчество Прокофьева в широком смысле слова – это искусство светлого дня; вся его музыка наполнена радостным ощущением жизни.

Кроме того, В его творчестве отразились вполне сформировавшиеся черты нового музыкального мышления. Они проявились в различных элементах музыкальной композиции – прежде всего в области гармонии, также в ритме и метре, тембре, во взаимоотношениях между элементами.

Исследование того нового, что принесла с собой музыка XX века, - самая актуальная задача современного музыкознания. Особенно важным представляется изучение современной гармонии.

Богатый мир искусства Прокофьева запечатлен в его великолепном и разнообразном языке. Новизна содержания выразилась в новизне мелодики, ритмики, гармонии. Объем данной работы не позволяет осветить весь круг нововведений, поэтому в центре внимания будут находиться теоретические проблемы современной гармонии, возникающие в связи с творчеством Прокофьева.

Краткий разбор Второй фортепианной сонаты.

Фортепианные сонаты Прокофьева – одна из наиболее значительных сфер творчества великого композитора. Как и все выдающиеся композиторы – пианисты, новые идеи и образы Прокофьев нередко воплощал именно в фортепианной музыке, достигая в ней полноты выражения.

Вторая соната – одно из совершеннейших творений композитора. Несмотря на то, что она возникла на его творческого пути (1912 г.), соната поражает подлинно новаторским решением художественной задачи, глубиной и оригинальностью замысла, новизною музыкальных идей, совершенством и законченностью формы. В ней ощущается Прокофьев – непревзойденный драматург, умеющий запечатлеть в сонатной форме широкий круг художественных идей, не объединяя их и не лишая многообразия.

Во второй сонате впервые воплотились образы, найденные русскими композиторами в других жанрах музыки, преимущественно театральных – буффонада, гротеск, лесная фантастика.

В сонате объединены столь противоречивые образы, остро контрастные и независимые, что возникает ощущение своеобразного полиперсонализма. В быстром вихре проносятся мечтательные и гротескно изломанные образы. Парадоксальны сопоставления объективной лирики adagio и пикантного скерцо - колючего, острого и наконец в финале дан подлинный карнавал буффонных масок, мелькающих в водовороте тарантеллы. Образы второй сонаты не только контрастны, но и прямо-таки противоположны. Композитор и не стремится сблизить их, наоборот, резкие сопоставления подчеркивают их полярность, дразнят слушателя остротою образных сдвигов.

Четыре части сонаты – четыре разных мира, четыре взгляда на действительность. В калейдоскопической смене материала и настроений возникают нежномечтательные и комические образы, романтический порыв и гротескный излом. Быстро сменяются кадры, меняется и тонус музыки – неизменно лишь юношеское стремление познать жизнь и насладиться ее чувственной полнотою. Такова концепция молодого гения. Если первая и третья соната в известном смысле связаны с традициями романтической музыки, то во второй сонате перед нами уже типичный Прокофьев. В ней нет психологизма. Герой весь вовне, он всецело охвачен бурным потоком жизни. Лирика его объективна.

Экспозиция I части – сгусток противоречивых образов: решительное восхождение устремлений ре-минорной темы прерывается властно вторгающимся изломанно-гротесковым образом.

V7 ре минора усложнен двумя случайными звуками h и dis. В последующем в басах тщетно пытается утвердиться квинтовая ось f – c новой тональности F-dur. Политональность сочетается с полиритмией, что продолжается на протяжении двенадцати тактов.

Трехчастная партия в целом структурно завершена. Вслед за гротесковой темой следует новое проведение первой темы. Четкий каданс на доминанте внезапно сменяется долгим аккордом, предваряющим начало связующей партии.

Связующая партия – новый, совершенно иной образ. Несколько холодноватая уравновешенность этого момента – психологический противовес внутренне взрывчатой главной партии. Ироническое любование особенностями классического танца сказывается и в нарочитой квадратности структуры (по четыре такта g-moll, f-moll, es-moll, des-moll). В дальнейшем расходятся линии нижнего и верхнего голоса ведут к новому битональному комплексу; в верхнем явно слышится a-moll (представленный тоникой и VII ступенью лада), в нижнем же F-dur (D – T).

Побочная партия (e-moll) - застенчива, несколько сумрачна, как бы подернута легкой грустью. Своеобразна ее гармоническая структура, с наибольшей определенностью проявляющаяся в фигурациях левой руки: e – F, C –d, a – B и т. д. В каждой из этих пар плагальность отклонений обуславливает мягкость линий. В сущности это - излюбленная композитором лирика на белых клавишах. Прозрачно звучит она во втором проведении благодаря обволакивающим хроматическим фигурациям.

Объективная, созерцательная лирика побочной партии сменяется странными скачками буффонного образа (все время сохраняется тональность e-moll, несмотря на красочные отклонения в Des-dur). Экспозиция завершается полным кадансом.

Итак, пять совершенно разных образов экспозиции: стремительный взлет, сатирический излом, танец-экзерсис, лирика, буффонада – непринужденно и быстро сменяются, порою внезапно врываясь и перебивая друг друга. Одна из отличительных черт экспозиции – лаконичность. Композитор экспонирует материал, долго не задерживаясь на нем.

Во второй сонате уже откристаллизовался один из принципов прокофьевской разработки: образное остинато. Новое в разработке проявляется преимущественно путем сочетания тем, показанных в экспозиции раздельно. Гармоническая перекраска тем – один из частных моментов: новый колорит освещает в несколько ином плане, не меняя его радикально. И здесь каждый кадр внутренне завершен, и образы нигде не сливаются. Разработку открывает новое проведение побочной партии. Теперь она звучит на фоне аккордового сопровождения. Хроматическое движение верхних голосов аккорда при органном пункте С непрестанно меняет гармоническую функцию, сообщает несколько неподвижной фактуре большую гибкость, внутреннюю жизнь.

В теноровом же голосе по звукам хроматического звукоряда движется ниспадающий мотив (f, e, f, as, f, e, f). Он взят из темы-гримасы и подготовляет ее новое проведение. Действительно, на 57 такте разработки она появляется в соль-миноре и начинает спускаться вместе с мотивом (а) по хроматическому звукоряду вниз, накладываясь на остинатную гармонию нижнего голоса (е-а, а затем F-c). Политематический характер этого эпизода ясен тем более, что в крайнем верхнем голосе очертания побочной партии становятся все яснее и ближе к кульминации в Си-бемоль мажоре появляется и нисходящая фраза из побочной.

Голоса перебивают друг друга, каждый тщетно стремится вытеснить другой. Поэтому очень характерна и кульминация. Все голоса исчезают одновременно. Даже тональность кульминации наступает как-то неожиданно: до-диез минор, осложненный тритоновым звуком. Маленький ход к соль-диез и вот опять звучит главная партия.

Теперь она проходит в низком голосе. Она стала несколько сумрачнее, больше не появляется тема-гримаса, отпала необходимость и в трехчастности главной партии.

Изыскание по гармоническому рисунку стала побочная партия. Теперь она звучит в ре миноре, на тон ниже своей основной тональности. В этих маленьких изменениях сказывается инерция разработки. Возникает необходимость подчеркнуть главное, выделить основное. И вот после прыжков буффонного образа, после кадансового секстаккорда постепенно зарождается знакомое кружение аккорда главной партии. Главная партия энергично продвигается вверх. В этом разбеге коды – властно самоутверждающаяся воля, из хаоса земных голосов она устремляется в новые миры.

Вторая часть – миниатюрное скерцо. Лад а с тритоновым dis. Средний голос безостановочно движется. Внизу – выдержанные квинты и октавы. Новая тональность Соль мажор (9 такт) – опять, как и в первой части имеет секундовое соотношение. Теперь движется трезвучный комплекс компактных аккордов.

В средней части колорит внезапно смягчается. Легкое танцевальное движение, игривое и чуть фантастическое.

Третья часть – одно из замечательных прокофьевских adagio по глубине лирического настроения. Очень колоритен гармонический фон этого эпизода – скользящие по хроматическому звукоряду увеличенные кварты и уменьшенные квинты.

Форма третьей части – редко встречающаяся в литературе сложная репризная двухчастная (АВА1В). Своеобразен метр 7/8.

Гармонический фон зыбкий. Усложненный лад G, затем H.

Несколько секвенций на русский национальный мотив. Национальное начало подчеркнуто плагальностью мелодических оборотов.

После двукратного проведения этой темы (G – H) следует реприза: спокойный узор среднего голоса слегка варьируется (gis-moll). Это действительно G-dur, но насколько раздвинуты его границы: тут и остаточное влияние предыдущей тональности в качестве непрестанно возникающего gis, тут и постепенно сползающие вниз секстаккорды в правой руке, тут и пониженные VI и VII ступени, тут и мажорное трезвучие на III ступени.

Взбудораженность, юношеская пылкость проявляются в финале сонаты самым непосредственным образом. В сонатной форме финала (с эпизодом и разработкой обеих тем) обилие творческого материала сочетается с устремленностью развития, лаконизмом изложения. Композитор усиливает ощущение полиперсонализма резкой образной дифференциацией. Тарантелла и двухдольный танец-марш, лирика и буффонада, полетность темы вступления и рубленый ритм побочной партии – вот полюсы карнавальной суматохи.

Первые же такты вводят нас в мир карнавального веселья. Легкое кружение триолей сменяется волевыми скачками, устремляющимся мотивом пафосного возгласа. Достигнув крайнего регистра, он низвергается каскадом арпеджио. Вновь триоли стремительной тарантеллы подхватывают движение. А вот и тема, легкая и волевая. Неожиданные модуляционные сдвиги поворачивают тему, то в фа-минор, то обратно в ре-минор. Резкая смена фактуры: аккорды в правой руке, вклинившимися между ними звуками в b… a… c – новый образ, несколько грубый, угловатый. Не совсем определенен и лад: происходит перемещение тонального центра к До-мажору (тональность побочной партии). Появление побочной партии подчеркнуто характерным сжатием метра (2/4). До мажор, в котором все время понижаетсяVI ступень и повышается IV. В результате этого одна из фигур аккомпанемента (c, g , as, fis) приобретает тематическую рельефность. Этот характерный оборот в последующем становится относительно самостоятельным, непринужденно сочетаясь с другим тематическим комплексом.

Марш-танец подчеркнуто резкий. Весь он строится на опорных звуках лада, подчеркиваемых вторгающимися повышенной четвертой и пониженной шестой ступенями. Моменты синкопированного ритма и слабых окончаний, неожиданные тональные сдвиги в Ми-бемоль мажор с возвратом в До-мажор через as обуславливают его необычность.

Далее, в заключительной партии, происходит забавное соединение двух тем: аккордов связующей партии и аккомпанемента побочной партии. Каждая из них сохраняет и ритмический рисунок, и гармоническую структуру. Фигура из побочной вновь звучит в До мажоре, в то время как аккорды из связующей в первом проведении даны в Ре мажоре. Мощное остинато басовой фигуры оказывается более устойчивым. До конца экспозиции она сохраняет доминирующую роль и функцию гармонического стержня. Полный каданс в До-мажоре подчеркивает окончание первого раздела финала.

В правой руке характерные прыжки главной партии звучат также в До-мажоре (понижены VI и VII ступени, повышена IV). В дальнейшем она сменяется быстрым натиском побочной партии, а затем и связующей. Завершает разработку материал вступления каскадами пассажей и волевым натиском устремляющегося вверх мотива (ре-минор).

Кода – фактически вторая разработка с быстрой сменой образов, с неустойчивой, напряженной гармонией. Только лишь в конце знакомый каскад арпеджио из вступления спешит окончательно утвердить тональность ре-минор.

Соната ре-минор театрально конкретна в лучшем смысле этого слова. Жанровая определенность каждого из ее образов, ясность и целеустремленность драматургии, необыкновенная широта охвата жизненных явлений, юношеское мировосприятие, жизнерадостность – вот в чем надо искать ее специфичность. По форме она восходит к классическому циклу. Но особая ее привлекательность – в особом синтезе классической формы с новым образным содержанием, в особой роли динамики быстрых перевоплощений, и в быстрой смене настроений в сонате угадывается большая обобщающая сила художественного видения Прокофьева.

Соната № 2 Ре-минор для фортепиано была сочинена Прокофьевым в 1912 году. Премьера состоялась 5 февраля 1914 года в Москве с композитором в качестве исполнителя. Прокофьев посвятил сонату своему другу и однокурснику по Санкт-Петербургской консерватории, Максимилиану Шмитгофу, который покончил жизнь самоубийством в 1913 году.

Соната состоит из следующих частей:

  1. Allegro, ma non troppo — Più mosso — Tempo primo
  2. Scherzo. Allegro marcato
  3. Andante
  4. Vivace — Moderato — Vivace

Источники

  • Произведения Сергея Прокофьева
  • Сонаты для фортепиано
  • Музыкальные произведения 1912 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Соната № 2 для фортепиано (Прокофьев)" в других словарях:

Соната № 7 для фортепиано (Прокофьев) — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия

Соната № 8 для фортепиано (Прокофьев) — Содержание 1 Общие сведения 2 Части 3 Описание 4 Исполнение … Википедия

Соната № 9 для фортепиано (Прокофьев) — Общие сведения Фортепианная соната Сергея Сергеевича Прокофьева Ор.103 соната № 9. Тональность: До мажор. Год окончания работы над сонатой: 1947 По окончании Великой Отечественной войны Прокофьев завершает две свои самые масштабные… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Сергей Прокофьев приступил к сочинению Концерта № 1 Ре бемоль мажор для фортепиано с оркестром в 1911 году и закончил его в 1912 году. Концерт является… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Сергей Прокофьев начал работу над Концертом для фортепиано с оркестром № 2 в 1912 году и закончил в 1913 году, затем заново переделал в 1923 году.… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Сергей Прокофьев начал работу над Концертом для фортепиано с оркестром №3 До мажор еще в 1913 году, когда он пишет тему с вариациями, которую затем… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 5 (Прокофьев) — Последний завершенный фортепианный концерт Сергея Прокофьева Концерт № 5 Соль мажор для фортепиано с оркестром датируется 1932 годом. Спустя год после написания своего последнего концерта (Фортепианный концерт № 4) для левой руки Прокофьев решил… … Википедия

Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Прокофьев) — Концерт для фортепиано с оркестром № 4 си бемоль мажор для левой руки произведение Сергея Прокофьева. Концерт создавался для однорукого пианиста Пауля Витгенштейна и был завершен в 1931 году. Витгенштейн не понимал работу, но это не… … Википедия

Читайте также: