Социальная инфраструктура россии сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Научные публикации (статьи и монографии) с ключевым словом социальная инфраструктура, выпущенные в Издательстве Креативная экономика (найдено: 15 за период c 2007 по 2019 год).

1. Смирнова Т.Л.
Тенденции бюджетного финансирования инфраструктуры в России // Экономические отношения. (№ 3 / 2019).
В статье рассматриваются тенденции государственного бюджетного финансирования российской инфраструктуры в 2007-2017 годы. Выявлена положительная взаимосвязь между динамикой государственных инвестиций в социальную инфраструктуру и цепным индексом бюджетных расходов на программы развития сельского хозяйства в российской экономике, цепным индексом производительности труда на основе экономико-математического моделирования. Отмечено, что социальная инфраструктура выполняет доминирующую системообразующую функцию для социально-демографической, инновационно-технологической и экономической подсистем в регионе. Определены инвестиционные риски, которые сдерживают развитие бизнеса и формируют гетерогенность инновационно-технологических процессов в регионах страны. Показаны положительные экстерналии, возникающие в результате государственного инвестирования в социальную инфраструктуру регионов. Результаты исследования могут использоваться для оценки эффективности государственных инвестиций и социально-экономического развития регионов России.

Смирнова Т.Л. Тенденции бюджетного финансирования инфраструктуры в России // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 2093-2106. – doi: 10.18334/eo.9.3.40658.

2. Назаренко В.С.
Анализ тенденций комплексного социально-экономического развития городов Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. (№ 1 / 2018).
устойчивое развитие региональной экономики предполагает сокращение асимметричности уровня социально-экономического состояния муниципальных образований области, что придает особую актуальность исследованию малых и средних городов, по показателям, характеризующим уровень дифференциации положения региональных территорий. Проведенный анализ свидетельствует о наличии по всем выбранным показателям асимметричности развития городов Липецкой области, обуславливающей неравенство уровня жизни населения и существенно ограничивающей социально-экономическое развитие региона.

Назаренко В.С. Анализ тенденций комплексного социально-экономического развития городов Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. – 2018. – Том 8. – № 1. – с. 51-63. – doi: 10.18334/epp.8.1.38729.

Гуляева Н.П. Дифференциация условий жизни населения как фактор миграционных процессов на территории Сибири // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 1. – с. 213-232. – doi: 10.18334/et.5.1.38910.

Воронина В.С. Особенности финансирования социальной инфраструктуры // Государственно-частное партнерство. – 2016. – Том 3. – № 4. – с. 235-246. – doi: 10.18334/ppp.3.4.37415.

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

Строительство социальных объектов – одна из стратегических задач государства. Рост жилищного строительства спровоцировал активизацию спроса на социальную инфраструктуру. Создание социальной инфраструктуры – дело дорогостоящее, и бюджетных средств не хватает на решение этих проблем. Застройщикам невыгодно строить социальные объекты за счет собственных средств. Решение проблемы возможно при помощи использования механизма государственно-частного партнерства. Предложенные результаты исследования представляют интерес для органов государственной власти в целях создания правовой и организационной основы привлечения частного бизнеса в реализацию социально-значимых проектов на взаимовыгодной основе.

Боровских О.Н. Особенности строительства объектов социальной инфраструктуры на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 20. – с. 3559-3568. – doi: 10.18334/rp.16.20.2001.

В статье обоснован авторский концептуальный подход к формированию механизма эффективного управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий.

Сформулированы особенности и принципы предлагаемой концепции. Предложена структура механизма управления развитием социальной инфраструктуры села. Обоснованы основные приоритеты при управлении развитием социальной инфраструктуры, предложен подход к оценке результативности системы управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий.

Брыжко И.В. Концепция формирования механизма эффективного управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 3. – с. 395-406. – doi: 10.18334/ce.9.3.171.

7. Баландин Д.А.
Реализация социально-экономической политики в отношении сельских территорий // Российское предпринимательство. (№ 15 / 2012).
В статье рассматривается современное состояние социально-экономического развития сельских территорий России и Пермского края. Сделан вывод о невозможности устойчивого развития агропромышленного комплекса без развития социальной инфраструктуры. Даются рекомендации по формированию региональной социально-экономической политики, обеспечивающей устойчивое развитие сельских поселений.

8. Малыхина И.Н.
Социальная инфраструктура региона и его экономика // Российское предпринимательство. (№ 5 / 2011).
Статья посвящена проблеме развития социальной инфраструктуры в регионе. Автор проводит идею о том, что инфраструктура в рыночной экономической системе не обслуживает, а обеспечивает нормальное функционирование всей экономики. Приводятся данные о социальной инфраструктуре Республики Бурятия.

9. Загребова Л.Е.
Система индикаторов стратегического развития социальной инфраструктуры Cамарского региона // Российское предпринимательство. (№ 4 / 2011).
В статье рассмотрены вопросы развития социальной инфраструктуры как составной и неотъемлемой части стратегии устойчивого развития региона. Предложены социальные индикаторы, отражающие уровень развития социальной инфраструктуры.

10. Грабар А.А.
Роль частно-государственного партнерства в развитии социальной инфраструктуры региона // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2009).
На уровне региона частно-государственное партнерство является эффективным инструментом для развития социальной инфраструктуры. Это связано с новыми возможностями, которые появляются при слиянии ресурсов бизнеса в виде финансов, менеджмента, предпринимательского опыта, инноваций и ресурсов государства в виде основных фондов (собственности), законодательной и информационной поддержки.

11. Данилова С.В.
Проблемы финансового обеспечения социальной инфраструктуры нефтегазодобывающих монопоселений // Российское предпринимательство. (№ 11 / 2009).
Стабильность территорий, экономическое развитие компаний во многом зависят от продуманной и эффективной социальной политики. Результативность социальных программ зависит от их финансового обеспечения, привлекаемого как из уже существующих источников, так и новых.

12. Аракелов Г.П.
Новые стандарты социальной политики предприятий // Российское предпринимательство. (№ 10 / 2009).
В статье обосновывается необходимость развития социальной политики предприятий, ориентированной на потребности общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях финансового кризиса, когда возникает потребность в дополнительных мерах социальной защиты работников в связи с ухудшающимися условиями производственной конъюнктуры. Опыт, наработанный в этой области в западных странах, может составить основу для разработки социальных стандартов, необходимых для поддержания социально ответственной политики предприятий.

13. Филатов А.В.
Совершенствование форм государственно-частного партнерства в России // Российское предпринимательство. (№ 1 / 2009).
Необходимым и достаточным условием устойчивого развития экономики России является применение механизмов взаимодействия государства и бизнеса, обеспечивающее формирование эффективной экономической политики, повышение инвестиционной и инновационной активности, рост конкурентоспособности страны, а также развитие производственной и социальной инфраструктуры.

14. Ященко С.О.
Инвестиции институциональных инвесторов в социальную инфраструктуру // Российское предпринимательство. (№ 11 / 2008).
Повышение инвестиционной активности экономических субъектов российской экономики является вопросом, широко и оживленно обсуждаемым в кругу ученых. Это обусловлено значительным потенциалом частных инвесторов в решении социально значимых проблем. Привлечение дополнительных частных и государственных финансовых ресурсов в социальную сферу позволило бы вывести ее из кризиса и создать условия для активного воспроизводства человеческого капитала.

15. Шмидт Ю.Д., Иванов А.Б.
Оценка уровня развития социальной инфраструктуры города // Российское предпринимательство. (№ 10 / 2007).
В настоящее время сформировалось устойчивое представление о структуре национального хозяйства, в состав которого принято включать три крупных сектора: первичный, вторичный и третичный. Последний из них – сфера услуг – приобретает особое значение в процессе индустриализации современного мира.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Приглашаем в группу в Фейсбук:

Новейшие рекомендации по проведению исследований и оформлению статей, анонсы вебинаров и обучающих программ для авторов статей в журналах РИНЦ, ВАК, Scopus и Web of Science.


В статье рассмотрено значение социальной инфраструктуры для региональной экономики и страны в целом. Определены основные составляющие социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, человеческие ресурсы, социальный капитал.

Инфраструктура представляется как совокупность социальных и экономических условий, обеспечивающих развитие как всего производственного процесса, так и определенного территориально-экономического образования [1–2].

Развитие социальной инфраструктуры оказывает прямое воздействие на экономические результаты деятельности человека. В системе факторов, влияющих на результативность производства, следует учитывать условия, определяемые социальной инфраструктурой. Институты социальной инфраструктуры создают предпосылки для расширенного воспроизводства рабочей силы, привлечения и закрепления квалифицированных специалистов [3–5].

В некоторых источниках социальная инфраструктура определяется как комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.

Можно выделить главные признаки выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса:

- общие условия процесса общественного воспроизводства (это ее функциональное назначение);

- сложное внутреннее строение — в ней различают части, звена, объекты.

Основа разделения социальной инфраструктуры на части и звенья — общее функциональное назначение составляющих в процессе общественного воспроизводства, т. е. направленность объектов на создание условий для удовлетворения определенного круга потребностей общества, населения, производства.

В самом общем виде социальную инфраструктуру разделяют на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения его потребностей в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.

В составе социально-бытовой инфраструктуры различают следующие компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т. д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационное хозяйство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т. д.

Социальная инфраструктура до недавнего времени выполняла второстепенную роль относительно базовых отраслей сферы материального производства. Возникновение элементов социальной инфраструктуры связано с развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда, когда природные условия производственной деятельности дополнялись искусственно созданными, обусловленными необходимостью в подготовительно-заключительных процессах и организации оборота произведенного продукта.

Однако сегодня социальная инфраструктура превращается в наукоемкую сферу экономики, а ряд ее составляющих — инфраструктура торговли и ресторанного хозяйства, инфраструктура связи, телевидения и радио, информационная инфраструктура — по уровню технической оснащенности превышают уровень этого показателя в обрабатывающей промышленности. Одновременно можно сказать, что образовательно-духовная составляющая социальной инфраструктуры становится производителем знаний, которые затем распространяются на все сегменты экономики, открывая перед ней новые перспективы роста, повышения качества и эффективности. Образование выступает существенным фактором, который влияет на развитие национальной экономики, обеспечивает ее конкурентоспособность.

Особенно большое значение социальной инфраструктуры в накоплении нематериальных активов (человеческих, организационных, управленческих), которые значительно дополняя инвестиции в материальный капитал, играют роль стратегического ресурса социально-экономического прогресса и конкурентоспособности. Функционирования социальной инфраструктуры способствует активизации человеческого фактора, а на этой основе — повышению эффективности общественного производства. Практика свидетельствует, что в населенных пунктах, где хорошо развита социальная инфраструктура, текучесть кадров, как правило, ниже, чем в тех поселениях, где она отсутствует [3, 6–8]. Материалы исследований указывают, что наличие социальной инфраструктуры может свести до минимума влияние негативных факторов на социально-экономическое развитие в целом, а также на состояние миграционных процессов. Духовная инфраструктура, инфраструктура культуры, информационная инфраструктура, инфраструктура быта, торговли и ресторанного хозяйства способствует рациональному использованию свободного времени, обеспечивая экономию труда, способствует восстановлению работоспособности. Жилищно-коммунальная инфраструктура существенно способствует росту эффективности производства [6].

В связи с этим, по мнению зарубежных исследователей, региональная экономическая политика должна концентрироваться вокруг финансовой помощи социальной инфраструктуре. Значительная часть таких мероприятий является чрезвычайно капиталоемкой, обеспечивает окупаемость средств в течение длительного времени, поэтому доля государственного участия в инфраструктурных программах развитых стран мира традиционно высока. Например, именно развитие социальной инфраструктуры было определено важнейшей целью основного плана экономического и социального развития Японии на 1973–77 гг. Вопросы состояния и развития социальной инфраструктуры периодически рассматриваются на заседаниях Конгресса США. По данным слушаний 99-го Конгресса США (1986 г.), в состав социальной инфраструктуры относят дороги, мосты, порты, транспорт, искусственные водоемы и водные рекреационные системы, природоохранные объекты, парки, рекреационные объекты, школы, тюрьмы, объекты здравоохранения и психиатрической помощи, здания общественного назначения и правительственных учреждений.

Как экономическая категория, социальная инфраструктура отражает производственные отношения по поводу деятельности различных объектов, направленной на создание комплекса общих условий для обеспечения экономического роста и жизнедеятельности населения страны, то есть процесса общественного воспроизводства.

Возможности социальной инфраструктуры в создании этих условий зависят от мощности ее экономического потенциала, который определяется ее современным состоянием и динамичностью, имеющимися объемами резервов и ресурсов.

1. Коварда, В. В. Роль и значение транспортной инфраструктуры для социально-экономического развития Курской области [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 2 (Ч. 1). — С.110–113.

2. Безуглая Е. В. Значение транспортной инфраструктуры в обеспечении устойчивого развития Курской области [Текст] / Е. В. Безуглая // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 152–154.

3. Коварда, В. В. Региональный агропромышленный комплекс: структура, ресурсное обеспечение и пути перехода к долгосрочному устойчивому развитию [Текст] / В. В. Коварда // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 29 (260). — С. 59–64.

4. Коварда В. В. Влияние инфраструктуры на развитие АПК России [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 194–197.

5. Коварда, В. В. Реабилитация инвалидов как фактор реализации социальных функций государства и преодоления дефицита трудовых ресурсов: инфраструктурный аспект [Текст] / В. В. Коварда, Е. В. Безуглая // European social science journal (Европейский журнал социальных наук). — 2013. — № 2. — С. 285–290.

6. Коварда, В. В. Ресурсное обеспечение регионального развития (на примере центрального федерального округа) [Текст] / В. В. Коварда // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 4(2), 2011. — С. 50–55.

7. Минакова, И. В. Ресурсное обеспечение устойчивого развития России [Текст] / И. В. Минакова, В. В. Коварда // Интеллект. Инновации. Инвестиции. № 1, 2012. — С. 88–97.

8. Минакова, И. В. Проблемы ресурсного обеспечения экономического роста в регионах ЦФО [Текст] / И. В. Минакова, В. В. Коварда // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. Т. 37. — № 2, 2010. — 57–61.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная инфраструктура, общественное воспроизводство, информационная инфраструктура, общественное производство, рабочая сила, развитие, ресторанное хозяйство, создание условий, социально-бытовая инфраструктура, социально-культурная инфраструктура.

Социальная инфраструктура — совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения. Сюда относятся: жилье, его строительство, объекты социально-культурного назначения, вся сфера жилищно-коммунального хозяйства, предприятия и организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания; предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом; розничная торговля, общественное питание, сфера услуг, спортивно-оздоровительные учреждения; пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения; система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера (юридические консультации, нотариальные конторы, сберегательные кассы, банки) и др.

Начиная с середины XX в., во всех странах с развитой рыночной экономикой резко ускорился процесс развития социальной инфраструктуры. Развертывание научно-технической революции, во-первых, потребовало резкого повышения качества рабочей силы за счет развития интеллекта, укрепления здоровья, изменения трудовых мотиваций, что стимулировало развитие различных сфер социальной инфраструктуры. Во-вторых, была создана качественно новая в технологическом плане материально-техническая база в отраслях и сферах социальной инфраструктуры, что обеспечивало высокую эффективность ее функционирования. В-третьих, развертывание научно-технической революции в отраслях материального производства сопровождалось значительным сокращением численности занятых, что создало возможность существенного перераспределения рабочей силы в сферу услуг, в том числе в отрасли социальной инфраструктуры.

Развитие и эффективное функционирование объектов, входящих в социальную инфраструктуру, их доступность населению — важное условие повышения уровня и качества жизни основной массы населения страны.

Социальная инфраструктура – комплекс объектов (предприятий, учреждений, организаций и сооружений), которые обеспечивают условия функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения, формирование физически и интеллектуально развитого, общественно активного индивида.
Главный признак выделения социальной инфраструктуры в отдельную подсистему хозяйственного комплекса, что означает:

• общие условия процесса общественного воспроизводства, – это ее функциональное назначение;
• имеет сложное внутреннее строение – в ней различают части, звена, объекты.

Основа разделения социальной инфраструктуры на части и звенья – общее функциональное назначение составляющих в процессе общественного воспроизводства, т.е. направленность объектов на создание условий для удовлетворения определенного круга потребностей общества, населения, производства.
В самом общем виде социальную инфраструктуру разделяют на социально-бытовую и социально-культурную части. Социально-бытовая инфраструктура направлена на создание условий для воспроизводства человека как биологического существа (через бытовую среду), удовлетворения ее потребностей в надлежащих условиях жизни. Социально-культурная инфраструктура способствует воспроизводству духовных, интеллектуальных (через культурно-образовательную среду) и в значительной степени физических свойств индивида, формированию его как экономически активной личности, которая отвечает определенным требованиям общества к качеству рабочей силы.
В составе социально-бытовой инфраструктуры различают следующие компоненты: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля и общественное питание, пассажирский транспорт и связь для обслуживания населения и т.д. Социально-культурная инфраструктура охватывает здравоохранение, рекреационное хозяйство, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, культовые сооружения и т.д.
Социальная инфраструктура играет второстепенную роль относительно базовых отраслей сферы материального производства. Возникновение элементов социальной инфраструктуры связано с развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда, когда природные условия производственной деятельности дополнялись искусственно созданными, обусловленными необходимостью в подготовительно-заключительных процессах и организации оборота произведенного продукта.

Как экономическая категория, социальная инфраструктура отражает производственные отношения по поводу деятельности различных объектов, направленной на создание комплекса общих условий для обеспечения экономического роста и жизнедеятельности населения страны, то есть процесса общественного воспроизводства.
Возможности социальной инфраструктуры в создании этих условий зависят от мощности ее экономического потенциала, который определяется ее современным состоянием и динамичностью, имеющимися объемами резервов и ресурсов.
Социальная инфраструктура – структурный элемент хозяйственного комплекса, составная его функциональной и территориальной структур. Исходя из понятия социальной инфраструктуры, которую образуют предприятия, учреждения, организации и сооружения, составляющие материально-вещественную основу социальных общественных процессов, финансовые, трудовые и природные ресурсы влияют на развитие социальной инфраструктуры, но не являются ее экономическим потенциалом.
Главный составляющий элемент экономического потенциала социальной инфраструктуры – основные фонды (здания и сооружения, коммуникации (дороги, линии связи и т.п.)), техническое оснащение зданий, сооружений и коммуникаций. Социальная инфраструктура является структурным элементом хозяйственного комплекса, составляющей его функциональной и территориальной структур. Функциональная структура отражает состав и соотношение групп объектов, выполняющих определенные функции в хозяйственном комплексе. Территориальная структура представлена различными формами пространственного сосредоточения объектов и их территориальных сочетаний (комплексов, центров и т.д.). Поскольку развитие социальной инфраструктуры, прежде всего, имеет территориальный аспект, создавая условия для обеспечения потребностей населения и производства на определенной территории, эта категория получила широкое распространение в региональной экономике.

Читайте также: