Сообщение о орландо лассо

Обновлено: 05.07.2024

Орландо ди Лассо (также Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (около 1532, Монс — 14 июня 1594, Мюнхен), франко-фламандский композитор. Жил преимущественно в Баварии.

Орландо ди Лассо (также Ролан де Лассю, Roland de Lassus) (около 1532, Монс — 14 июня 1594, Мюнхен), франко-фламандский композитор. Жил преимущественно в Баварии.

Лассо — самый плодовитый композитор своего времени; из-за огромных объемов наследия художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца еще не оценена.

В современной музыковедческой литературе на сочинения Лассо принято ссылаться по каталогу Лейхтмана-Шмида (2001), с префиксом LV (Lasso Verzeichnis).

Орландо ди Лассо

Современник Палестрины О. Лассо - один из самых известных и плодовитых композиторов XVI в. Его творчество вызывало всеобщее восхищение во всей Европе. Родился Лассо во франко-фламандской провинции. О его родителях и раннем детстве не известно ничего определенного. Сохранилась только легенда о том, как Лассо, певшего тогда в хоре мальчиков церкви Св. Николая, трижды похищали за его замечательный голос. В возрасте двенадцати лет Лассо был принят на службу в свиту вице-короля Сицилии Фердинандо Гонзаги, и с этих пор жизнь молодого музыканта наполнена путешествиями в самые отдаленные уголки Европы. Сопровождая своего покровителя, Лассо совершает одно путешествие за другим: Париж, Мантуя, Сицилия, Палермо, Милан, Неаполь и, наконец, Рим, где он становится руководителем капеллы собора Св. Иоанна (примечательно, что спустя 2 года этот пост займет Палестрина). Для того чтобы занять эту ответственную должность, музыкант должен был обладать завидным авторитетом. Однако вскоре Лассо пришлось оставить Рим. Он решил возвратиться на родину, чтобы навестить родных, но по приезде туда уже не застал их в живых. В последующие годы Лассо посетил Францию. Англию (предп.) и Антверпен. Посещение Антверпена ознаменовалось выходом в свет первого сборника сочинений Лассо: это были пятиголосные и шестиголосные мотеты.

В 1556 г. в жизни Лассо наступает перелом: он получает приглашение присоединиться к двору герцога Альбрехта V Баварского. Сначала Лассо был принят в капеллу герцога в качестве тенора, но уже несколько лет спустя он становится фактическим руководителем капеллы. С этих пор Лассо постоянно живет в Мюнхене, где находилась резиденция герцога. В его обязанности входило обеспечение музыкой всех торжественных моментов жизни двора, начиная от утренней церковной службы (для которой Лассо писал полифонические мессы) и кончая разнообразными визитами, празднествами, охотой и т. п. Будучи руководителем капеллы, Лассо много времени уделял образованию певчих и нотной библиотеке. В эти годы его жизнь приняла спокойный и достаточно обеспеченный характер. Все же и в это время он совершает некоторые поездки (так, в 1560 г. по приказу герцога он отправился во Фландрию с целью набрать певчих в капеллу).

Известность Лассо росла и дома и далеко за его пределами. Он начал собирать и упорядочивать свои сочинения (творчество придворных музыкантов эпохи Лассо зависело от жизни двора и было во многом обусловлено требованиями писать "на случай"). В эти годы произведения Лассо выходят в Венеции, Париже, Мюнхене, Франкфурте. Лассо удостоился восторженных эпитетов "предводитель музыкантов, божественный Орландо". Его активное творчество продолжалось вплоть до самых последних лет жизни.

Творчество Лассо огромно как по количеству произведений, так и по охвату разнообразных жанров. Композитор объездил всю Европу и познакомился с музыкальными традициями многих европейских стран. Ему довелось встретиться со многими выдающимися музыкантами, художниками, поэтами эпохи Ренессанса. Но главное было в том, что Лассо легко усваивал и органично преломлял в своем творчестве мелодику и жанровые особенности музыки разных стран. Он был поистине интернациональным композитором не только из-за своей необыкновенной популярности, но и потому, что свободно чувствовал себя в рамках различных европейских языков (Лассо писал песни на итальянском, немецком, французском языках).

Творчество Лассо включает как культовые жанры (ок. 600 месс, пассионы, магнификаты), так и жанры светской музыки (мадригалы, песни). Особое место в его творчестве занимает мотет: Лассо написал ок. 1200 мотетов, чрезвычайно разнообразных по содержанию.

При всем сходстве жанров музыка Лассо ощутимо отличается от музыки Палестрины. Лассо более демократичен и экономичен в выборе средств: в отличие от несколько обобщенной мелодики Палестрины темы Лассо более кратки, характерны и индивидуальны. Искусству Лассо свойственна портретность, порой в духе ренессансных художников, отчетливые контрасты, конкретность и яркость образов. Лассо, особенно в песнях, иногда прямо заимствует сюжеты из окружающего быта, а вместе с сюжетами - и танцевальные ритмы того времени, ее интонации. Именно эти качества музыки Лассо сделали ее живым портретом своей эпохи.


Орландо ди Лассо , также известный как Орландус Лассус, Роланд де Лассус, Роланд Делатр или Орланд де Лассус ( Мон , 1532 — Мюнхен , 14 июня 1594 ) — французско - фламандский композитор позднего Возрождения . Наряду с Палестриной и Викторией он считается одним из самых влиятельных композиторов 16 века .

биография

Он родился в Монсе , в провинции Эно , на территории нынешней Бельгии . Информация о его юности скудна, хотя есть несколько плохо задокументированных историй. Самый известный из них гласит, что его трижды похищали из-за исключительной красоты его голоса. В возрасте 12 лет он покинул Нидерланды с Ферранте I Гонзагой и жил в Мантуе , Милане , Неаполе, Палермо и Риме. В Милане, где он жил между 1547 и 1549 годами, он останавливался в Hoste da Goo, месте рождения мадригалистов, и это влияние определяло его первоначальный музыкальный стиль. В начале 1550-х работал певцом и композитором в Неаполе . для Константино Кастриота , периода, к которому, как предполагается, относятся его первые сочинения. Затем он переехал в Рим , где работал на эрцгерцога Флорентийского , который держал там квартиру. В 1553 году он был назначен магистром капеллы базилики св. Иоанна Латеранского в Риме, очень престижной должности для 21-летнего музыканта, но оставался там всего один год (Палестрина занял его место годом позже). ).

Нет уверенности в его деятельности в 1554 году, но есть указания на то, что он путешествовал по Франции и Англии. В 1555 году он вернулся в Нидерланды, где опубликовал свои первые произведения в Антверпене . В 1556 году присоединился ко двору герцога Альберта Баварского , пытавшегося создать музыкальный центр, сравнимый с главными в Италии. Лассо был одним из фламинго, которые там работали. В 1558 году он женился на Регине Векингер, дочери фрейлины герцогини, от которой у него было двое детей. Оба стали композиторами во взрослом возрасте, следуя профессии своего отца. В 1563 году он был назначен магистром капеллы как преемник Людвига Дазера . Лассо оставался на службе у Альберто V и его преемника Гильермо V Баварского до конца своей жизни.

музыка и влияние

Он был одним из самых плодовитых, разносторонних и универсальных композиторов позднего Возрождения. Он написал более 2233 композиций, в том числе вокальную музыку с текстами на латыни, французском, итальянском и немецком языках во всех жанрах, известных в его время. Сюда входят 530 мотетов , 175 итальянских мадригалов и вилланелл , 150 французских шансонов и 90 немецких песен . Известно, что ни одна строго инструментальная музыка не сохранилась или даже не существовала. Это интересное упущение для такого плодовитого и разностороннего композитора в то время, когда инструментальная музыка становилась самым выдающимся средством выражения европейского искусства.

Святая музыка

Массы

Мотеты и другая духовная музыка

Светская музыка


Лассо писал во всех светских музыкальных формах своего времени и является одним из немногих композиторов эпохи Возрождения, использовавших для текстов четыре языка: латинский, французский, итальянский и немецкий. Многие из его произведений были очень популярны и широко распространялись в Европе.

Мадригалы

В его мадригалах, многие из которых он написал во время своего пребывания в Риме, жанр ясен и лаконичен, в том числе произведения легко запоминаются. Выбор стихов широко варьируется от Петрарки для его самых серьезных произведений до самых легких стихов его самых смешных канцонетт . Лассо часто предпочитал циклические мадригалы, то есть серии из нескольких стихотворений в группе связанных музыкальных произведений. Например, его четвертая книга мадригалов для пяти голосов начинается с полной сестины Петрарки, продолжается сонетом , состоящим из двух частей , и заканчивается еще одной сестиной. Точно так же всю книгу можно услышать как единое произведение, в котором каждый мадригал является вспомогательной частью.

Песни

Песни на немецком языке

Третьим типом светской композиции, созданной Лассо, были песни на немецком языке , написанные в его зрелости, когда он прочно обосновался в Мюнхене. Они не публиковались до 1567 года. Многие из этих песен посвящены религиозным темам, хотя в них есть и легкие и шуточные стихи.

Orlando di Lasso, 1532 — 14 июня 1594 • 62 года (490)

Франко-фламандский композитор и капельмейстер. Лассо — один из самых плодовитых композиторов во всей истории музыки. Он написал около 1350 (преимущественно вокальных) композиций в разных современных ему жанрах и формах, из которых около 1200 были опубликованы при жизни. Жил преимущественно в Баварии.

Биография

Родился в Монсе (совр. Бельгия), где, вероятно, пел в хоре церкви св. Николая (современная Saint-Nicolas-en-Havré). Благодаря красивому голосу попал в 1544 году на службу к кондотьеру Ферранте Гонзаге, за двором которого следовал последующие несколько лет: в 1545–49 жил в Палермо, Мантуе, Милане и других городах Италии. В этот период жизни начал сочинять музыку. Оставив Гонзагу, в 1549–51 служил (предположительно у маркиза делла Терца) в Неаполе. В 1551 переехал в Рим, где получил пост капельмейстера базилики Сан-Джованни ин Латерано, что свидетельствует о его признании (несмотря на молодой возраст) как композитора. Поскольку в то же самое время в Риме работал (примерно в такой же должности) Палестрина, считается, что Лассо и Палестрина знали друг друга.

В 1556 году Лассо был приглашён в Баварию ко двору прославившегося своим меценатством герцога Альбрехта V, сначала в качестве певчего (тенора), а с 1563 капельмейстера. В руках Лассо герцогская капелла стала высокопрофессиональным коллективом, а Мюнхен приобрёл репутацию одного из музыкальных центров Европы. Лассо также занимался преподаванием музыки. Среди его учеников были немецкие композиторы Леонард Лехнер и Иоганн Эккард, итальянец Джованни Габриели (в 1575-79 гг.).

В 1558 композитор женился на баварке Регине Векингер, от которой (среди других детей) у него были два сына Фердинанд и Рудольф, оба музыканты.

Несмотря на то что после смерти Альбрехта в 1579 году его набожный сын Вильгельм V сократил расходы на придворную музыку, Лассо не захотел менять полюбившийся ему бюргерский уклад (отказался от предложенного ему почётного поста капельмейстера при саксонском дворе) и остался в Мюнхене до конца жизни.

В 1570-х и 1580-х годах Лассо совершил несколько поездок в Италию, в том числе (в 1585 году) ко двору Эсте в Ферраре, который славился тогда как центр музыкального авангардизма. Несмотря на эти поездки и визиты в Мюнхен прославленных итальянцев, музыкальный стиль Лассо, полностью сформировавшийся в 1560-е годы, не претерпел с тех пор радикальных перемен.

Смерть, памятник, эпитафии

:: Orlandi cineres, eheu! modo dulce loquentes :: Nunc mutos, eheu! flebilis urna premit. :: Lassae sunt flendo Charites tua funere Lasse. :: Robora, saxa, feras Orpheus, at hic Orphea traxit :: Harmoniaeque duces perculit harmonia. :: Nunc quia complevit totum concentibus orbem, :: Victor cum superis certat apud superos.

Из других наибольшую известность приобрели две анонимные стихотворные эпитафии — латинская

:: Hic ille Orlandus, lassum qui recreat orbem :: Discordemque sua copulat harmonia.

:: Etant enfant, j'ai chanté le dessus, :: Adolescent, j'ai fait la contre taille, :: Homme parfait, j'ai raisonné la taille, :: Mais maintenant je suis mis au bassus, :: Priez, passant, que l'esprit soit là-sus.

Вследствие тотальной секуляризации в Баварии в 1800 г. францисканское кладбище было уничтожено. Почитатель Лассо, местный актёр Хайгель (Heigel) сохранил надгробие (см. на иллюстрации), поместив его в саду своего дома. Судьба памятника после 1830 г. неизвестна.

Творчество

Лассо — один из самых плодовитых композиторов во всей истории музыки. Ему принадлежат около 1350 композиций, из которых около 1200 были опубликованы при жизни и вскоре после его смерти. Из-за огромных объёмов наследия Лассо художественная значимость его сочинений (многие из которых были заказными) до конца ещё не оценена.

Читайте также: