Народный костюм русского севера сообщение с презентацией

Обновлено: 03.07.2024

Добрый день! в этой презентации рассказано об одежде коренных жителей крайнего севера, зимой - это малица, летом - паница. Малица шьется из оленьей шкуры шерстью внутрь, а паница шьется из сукна. Оба вида украшаются красивыми узорами. Орнаменты узоров напоминают нам все то, что располагается вокруг - оленьи рога, животные севера,птицы, рыбы, чум и т. д. Так же оленеводы и чумработницы носят пояса, которые отдельно предназначены для женщин и мужчин. У них есть большие отличия,которые представлены в этой презентации. коренные жители севера зимой носят тобоки - это высокие сшитые из камусов (оленьи шкуры) сапоги, как бродни.

Прикреплённые файлы:

Актуальность темы: В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов севера. Проблема: Люди родившиеся и проживающие на территории родного края не знают историю создания, традиции, культуру. В современном ритме жизни очень тяжело донести до детей актуальность данной темы.

Разнообразны были хозяйственные постройки, бытовали культовые сооружения. Предметы домашнего обихода изготавливали из местных материалов: дерево, береста, корень кедра и т.д.

Одежда коренных народов крайнего севера.

Одежда хантов и манси существенно отличалась по группам: у северных преобладала глухая (без разреза, надеваемая через голову), у южных и восточных – распашная. Богат и разнообразен орнамент.

Природные условия Ханты Мансийского автономного округа суровы. Они даже сложнее, чем почти во всех других северных регионах Земли. Поэтому для жителей округа хорошая одежда всегда представляла большую ценность. Зимой она должна защищать от сильных морозов, летом – от мошкары и комаров.

Цвет и цветовая символика. Для изготовления того или иного изделия нужно уметь не только подбирать материал, но и работать с цветом. Белый цвет у народов Севера обозначает добро, удачу, чистоту и благополучие. Черный ассоциируется с болезнями, смертью, подземным миром. Красный цвет – цвет огня и тепла.

Мужская и женская одежда народов крайнего севера. .

Мужская одежда обязательно включала малицу и совик . Это самая совершенная для условий Севера одежда, закрывавшая человека с головой. Ее носили зимой и летом, на улице и в жилище. Женская одежда была более сложной. Это распашная шуба – паны. Головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. Украшали одежду орнаментом.

Мужская одежда. Малица – нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами. Она очень теплая и хорошо защищает тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь, к телу. Малица украшается меховым кантом. Малица имеет капюшон – сава, рукавицы – нгоба (их шьют из любых шкурок мехом наружу). Малица подпоясывается поясом – ни (его делают из кожи) обшивают сукном и украшают медными пуговицами, подвесками, подвешивают на цепочке ножны с ножом. Зимой на малицу могут еще надевать парку, глухую одежду (ее шьют из тонких шкурок телят мехом наружу). В мужской одежде – малице – украшают орнаментом рукава и подол.

Женская одежда. Верхняя часть шубы в женской одежде делается из шкур с верхней части оленьих ног – камусов черного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из собачьего или песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Украшают паны меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Полы шубы завязываются ровдужными шнурками. Русские раньше называли этот тип женской одежды на хантыйский манер – яга или ягушка. Поверх паны надевают чехол из сукна с орнаментом. Верхнюю одежду подпоясывают длинным поясом из ткани Богато украшенными медью и кисточками. Женский головной убор – меховой капор сава шьется отдельно. В отличие от мужской одежды он не скрепляется с шубой. Украшали одежду орнаментом из мозаики (изображение, составленное из кусочков различного материала или из одного материала разных цветов). Летнюю одежду ненцы, селькупы и ханты шьют из сукна и х/б ткани, украшали аппликацией

Оформление одежды. Во многообразных узорах, выполненных руками женщины Севера, вся тундра и ее жители видятся как на ладони. Основным видом оформления одежды и предметов домашнего обихода является орнамент. Орнамент – украшение – это узор из одинаковых повторяющихся элементов. Орнаменты различают в зависимости от составляющих их узоров. Орнамент из линий и геометрических фигур называют геометрическим (существовал у всех народов). Орнамент из растительных узоров называется растительным. В этих узорах человек стремился запечатлеть увиденную красоту окружающей природы. Рассмотрев внимательно различные орнаменты на одежде или утвари ненцев, селькупов, ханты и манси – у всех можно увидеть общие мотивы.

Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор называется зооморфным орнаментом. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, изображает его условно. Фигурки рисовали обобщенно и упрощенно, так что их удобно использовать в орнаменте. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом. Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором.

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава, подол, т.е. все отверстия, через которые все болезни и злые силы могут проникнуть внутрь. В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога. Орнамент выполняют из кожи, меха и сукна; украшают бисером, тесьмой.

Оформление одежды народов крайнего севера (применение орнамента).

Устное народное творчество.

Игры народов крайнего севера.

Традиционное жилье хантов и манси.

Бисероплетение, мозаика из меха.

литература Бахлыков П.С, Юганские ханты: история, быти культура.-Тюмень: «СофтДизайн, 1996.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж.

Диагностика по программе ознакомления с ДПИ народов Севера

Группа была разновозрастная, поэтому диагностика представлена по возрастным подгруппам.

Промыслы коренных народов севера

НОД с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром "Промыслы коренных народов севера".

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными традициями народов Севера.

Изготовление животных севера с помощью конструктра "Кукуруктора".


Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО.


Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Национальный костюм северных народов России . Подготовила Учитель начальных к.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Национальный костюм северных народов России . Подготовила Учитель начальных к.

Национальный костюм северных народов России . Подготовила Учитель начальных классов: Шиманович Елена Евгеньевна

Цели и задачи. Ознакомление с северным народным костюмом - юбкой.

Цели и задачи. Ознакомление с северным народным костюмом - юбкой.

Традиционный костюм народов Сибири и Дальнего Востока имел ярко выраженную эт.

Традиционный костюм народов Сибири и Дальнего Востока имел ярко выраженную этническую специфику, которая проявлялась в особенностях покроя, материале, украшениях, расположении декора и напрямую зависела от природно-климатических условий и особенностей хозяйственной деятельности.

У народов Сибири, основными занятиями занятиями являлись оленеводство, охота.

У народов Сибири, основными занятиями занятиями являлись оленеводство, охота, рыболовство, морской зверобойный промысел и скотоводство, материалом для пошива одежды служили шкуры промысловых животных — оленя, лося, нерпы, а также овчина, шкурки птиц, рыб, кишки морских животных. Наряду с этим главным образом народы Южной Сибири и народы Амура, использовали покупные ткани, а шорцы и южные группы хантов и манси — холст собственного изготовления из волокон крапивы и дикой конопли. В настоящее время национальную одежду или ее отдельные элементы (обувь, головные уборы) продолжают носить в тех районах, где коренное население занято в традиционных отраслях, в основном в оленеводстве и охоте. Ее используют в качестве промысловой и зимней одежды, надевая поверх платьев и костюмов фабричного производства.

Для северян олень - не только основное ездовое животное и источник еды, но и.

Для северян олень - не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный "поставщик" материалов для одежды . Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю – из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных наро.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

 По данным Евдокии Боковой - "не так давно мужская и женская одежда эвенов.

По данным Евдокии Боковой - "не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений". Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

 Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатс.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

 Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые деко.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение - считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

По функциональному назначению традиционная одежда народов Сибири подразделяла.

По функциональному назначению традиционная одежда народов Сибири подразделялась на : повседневную празднично-обрядовую культовую промысловую дорожную

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Краткое описание документа:

Презентацию можно использовать как наглядное пособие при проведении урока "окружающий мир" в 4 классе. Россия является многонациональной страной. В презентации рассказывается о традиционном костюме народов Сибири и Дальнего Востока, особенности которого зависят от их обычаев, культуре и характерных особенностях быта.


Женский будничный костюм Традиционный костюм иногда дополняла нижняя юбка. Как самостоятельная часть одежды юбка входила в сенокосный костюм. Тяжелый браный узор покрывал всю поверхность нижней части юбки (подолицы) Завершали отделку юбки махры из цветных разноцветных нитей Женский костюм. XX век. Каргополье. Архангельский гос. музей деревянного зодчества и народного искусства



Женский будничный костюм На Севере Карелии женская рубаха сохраняла традиционный покрой и состояла из стана и воротушки. Нижняя часть рубахи шилась из ткани домашнего обихода. В нач. XX века отделке подолицы появились : оборка из яркого ситца, кумачевая прошва. Нижняя часть рубахи. Нач. XX века. Пудожский историко –краеведческий музей им. А. Ф. Кораблева Женский жатвенный костюм. Олонецкая губерня. Архангельский гос. музей Деревянного зодчества и народного искусства Автор : Обухова Ю.А, учитель технологии МКОУ СОШ №3 города Пудожа РК


Женский костюм. Вологодская губерня. Архангельский гос. музей Деревянного зодчества и народного искусства Женский будничный костюм Сарафан – дольник. Узор сарафана полихромный, состоящий из продольных полос различной ширины. Рисунок получался за счет применения широких берд на ткацком стане. Распашная кофта до талии – рукава. Шилась из шерстяных тканей. Узор имел ярко выраженную рельефную структуру и состоял из мелких клеток. В дополнение костюму служил передник. преимущественно сшитый из покупных тканей. Автор : Обухова Ю.А, учитель технологии МКОУ СОШ №3 города Пудожа РК

Читайте также: