Герои былых времен сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Бывает иногда в нашем поисковом ремесле ситуация, когда та или иная находка, извлеченная из земли, всколыхнет глубины времени. И сразу вокруг тебя перестает действовать классическая теория Ньютона, работающая лишь при досветовых скоростях, потому что эта находка станет новой системой отсчета временны́х координат, свет погасшей звезды дойдет до потомков и заставит их задуматься.

Так произошло и в этом случае. В 2019 году у аэродрома Чкаловский вблизи города Щёлково Московской области было найдено два ордена Красного Знамени (Фото 1).

Глубина находки – около 10 сантиметров. Разброс – около 30 сантиметров. Номера орденов: 25929 и 32854. Оба ордена с винтовым креплением, которое свидетельствует о их выдаче не позднее 1943 года.

Сразу после их обнаружения закипела работа в архивах по установлению личности кавалера. Первоначально показалось, что оба ордена могут принадлежать одному человеку, об этом свидетельствовала и их одновременная потеря, и одинаково укороченные кустарным способом штифты орденов, на которые накручивается прижимная гайка.

И сразу удача: найдена учетная карточка (Фото 2) о награждении данным орденом штурмана звена 215-й отдельной дальней разведывательной авиационной эскадрильи лейтенанта Короленко Вячеслава Григорьевича. Орден был вручен кавалеру 23 марта 1942 года за участие в боевых действиях летом и осенью 1941 года.

Вот скупые строки из наградного листа (Фото 3), которые характеризуют представляемого к награде (стилистика и орфография сохранены):

«Год рождения – 1920. Партийность – член ВЛКСМ с 1936 года. Социальное положение и происхождение – рабочий из рабочих.

За период Отечественной войны против германского фашизма лейтенант Короленко проявил себя как дисциплинированный командир, отличный штурман, не имеющий ни одной потери ориентирования. Выполняя боевые задания лейтенант Короленко точно приводил свое звено к цели и метким бомбометанием поражал противника. При выполнении задания по разгрому группировки противника в районе Пеклино с 30.08 по 2.09.41 г. метким бомбометанием уничтожил автомашин и танков, много живой силы противника. 2.09.41 г. выполняя задание в составе группы, бомбил танковую колонну на дороге Крупец-Сеща. Прямым попаданием уничтожено 8 танков противника, в тот же день лейтенант Короленко, выполняя задание по разведке одиночным самолетом, бомбардировкой уничтожил 4 танка.

8.10.41 года двумя самолетами бомбил скопление танков и автомашин по дороге Юхнов-Рыляны. После бомбометания лейтенант Короленко перешел к штурмовке. Бомбометанием и штурмовым действием лейтенант Короленко уничтожил 5 автомашин с пехотой. За период военных действий лейтенант Короленко произвел 33 эффективных боевых вылета, после 20 августа лейтенант Короленко произвел 14 эффективных боевых вылетов, уничтожив около 20 танков и автомашин с пехотой. Все вылеты лейтенанта Короленко подтверждены фото-снимками и разведданными.

Из наградного листа также видно, как часто в начальном периоде войны происходило переформирование авиационных частей. Такие организационно-штатные мероприятия зачастую были связаны с трагическими событиями начала войны, когда целые авиационные полки оставались без самолетов.

Так, лейтенанта Короленко в декабре 1941 года представляло к награде командование 16 ближнебомбардировочного авиационного полка. За тот недолгий срок, пока наградной документ дошел до вышестоящей инстанции – штаба ВВС Красной Армии, - Короленко перевели в 40 авиационный полк дальней разведки Главного командования Красной Армии. На документе имеется соответствующая корректировка, внесенная рукописным способом. А награждение кавалера состоялось 23 марта 1942 года, когда он проходил службу уже в 215-й отдельной дальней разведывательной авиационной эскадрилье.

26 апреля 1942 года на базе 215 эскадрильи был сформирован 4-й отдельный авиационный полк дальних разведчиков, в котором и продолжил службу лейтенант Короленко. Пунктом постоянной дислокации полка был подмосковный аэродром Монино, а в январе 1943 года полк передислоцировался на аэродром Чкаловский. При этом эскадрильи полка в зависимости от решаемых ими задач базировались в разное время на других аэродромах. Основной задачей полка являлось обеспечение командования Красной Армии разведывательной информацией, получаемой путем ведения воздушной разведки.

Воевал штурман Короленко на самолете Пе-3бис, специально оборудованном под выполнение задач фоторазведки.

Однако вернуться с войны ему не довелось. Как следует из донесения 4 оапдр за октябрь месяц 1942 года (Фото 4), 6 октября штурман авиационной эскадрильи старший лейтенант Короленко Вячеслав Григорьевич сбит истребительной авиацией противника. При этом место его захоронения не указано, в документе стоит прочерк.

Этот вопрос долго не давал мне покоя. Ведь если истребительной авиацией противника наш самолет был сбит, то что случилось с пилотом самолета? Экипаж самолета Пе-3бис – 2 человека, а в донесении о потерях в этот день один погибший? Если же пилот остался живым, какие трудности могли быть с установлением места падения самолета и захоронения штурмана? В случае, если штурман был убит в воздушном бою, а самолет вернулся на аэродром, вопросов с местом его захоронения вообще не должно было быть. Ответ нашелся только через полгода поисков.

«…4 октября 1942 года трем экипажам полка, где командирами были капитан С. Колодяжный, старший лейтенант И. Суворов и капитан И. Шурыгин, лично генерал Д. Грендаль (начальник разведки ВВС КА) поставил задачу: произвести разведку войск противника вдоль побережья Рижского залива.

Задачи, которые поставил перед воздушными разведчиками генерал Грендаль, были не из легких. Так, экипажу И. Суворова надлежало в первую очередь проверить под Ленинградом южный участок блокадного фронта противника, где, по данным наземной разведки, он расположил дальнобойную артиллерию. Кроме того, от экипажа требовалось сфотографировать все замеченные по трассе полета новые полевые аэродромы и скопления бронетанковой техники врага.

Через десять минут штурман дистанционной гранатой сбил третий истребитель. А потом сильный взрыв рядом с самолетом затряс его, завалил на бок. У Суворова потемнело в глазах, и он потерял сознание. Когда пришел в себя, увидел, что штурман Короленко убит (кстати, это был правнук русского писателя), правый мотор не работает, и вся плоскость охвачена огнем. Самолет разворачивало вправо, и он стал неуправляем. Он уже приготовился покинуть самолет с парашютом, как вдруг новый взрыв опять лишил его сознания. Очнулся Суворов от пронзительного свиста в ушах. Понял, что летит в воздухе, и судорожно дернул кольцо парашюта. Только когда над головой раскрылся белый купол, он огляделся: до земли оставалось совсем немного, рядом с ним падали унты, планшет, кобура с пистолетом, а чуть подальше — бронеспинка.

Приземлился посередине бескрайнего болота…

8 мая 1975 года пионерский отряд со знаменем встретил Суворова на платформе звуками горна. Даже пассажиры высыпали из вагонов, чтобы посмотреть на ритуал встречи фронтовика. А сам Иван Васильевич был тронут до слез.

Для всех ныне живущих так и останется старший лейтенант Короленко навеки двадцатидвухлетним парнем (Фото 5), ушедшим в свой вечный полет.

Старший лейтенант Короленко Вячеслав Григорьевич кавалер ордена Отечественной войны I степении и ордена Красного Знамени

Старший лейтенант Короленко Вячеслав Григорьевич кавалер ордена Отечественной войны I степении и ордена Красного Знамени

Отправляясь в тот последний полет, свой орден Красного Знамени Короленко, по всей видимости, оставил на аэродроме базирования. А те должностные лица, которым было доверено хранение наград погибших летчиков, по какой-то причине не смогли их сохранить. Однако нас, ныне живущих, находка орденов заставила окунуться в глубины истории и заново пережить события, произошедшие почти 80 лет назад.

Людмила Валерьевна Скосырская

Скосырская Людмила Валерьевна, учитель русского языка и литературы.

Баргузин - Монголия 2019

Не забывайте о солдатах,

Что бились из последних сил,

В бинтах стонали в медсанбатах

И так надеялись на мир!

Война…Тяжелое слово и тяжелое время. Любой может сказать определение этого слова, но только тот, кто видел собственными глазами войну и ее последствие, сможет сказать, что же такое настоящая война.

Все дальше и дальше от нас уходят страшные годы Великой Отечественной войны. Я принадлежу к поколению, которое не испытало на себе ни ужасов прошедших войн, ни других глобальных потрясений. Это хорошо? Конечно же, это здорово, что над нами мирное небо, нет гула летящих фашистских самолетов, земля не содрогается от беспрерывных взрывов, не слышны пулеметные и автоматные очереди. Об уходящих все дальше и дальше годах войны я знаю только по фильмам, прочитанным книгам да рассказам тех, кто через свое сердце пропустил эти безмерно тяжелые годы, унесшие многие миллионы жизней. Мы – поколение двадцать первого века – знаем о подвигах наших предков не понаслышке, ведь нет в нашей стране такой семьи, где бы ни чтилась память о погибших в годы Великой Отечественной войны.Много испытаний выпало на долю живших в эти годы. Но они выстояли! Победили! Потому что в страшной мясорубке войны оставались прежде всего людьми… И боролись ради ради мира на земле.Я безмерно восхищаюсь нашими защитниками! Ведь они сделали практически невозможное. Враг превосходил нас во всем: в количестве людей, количестве и качестве оружия и боевой техники, в обеспеченности войска продуктами питания и одежды. Также на стороне армии Гитлера была неожиданность. Наша страна была не готова к войне. Но мы все-таки победил. Почему?

Я считаю, что победа пришла к нам благодаря глубокому патриотизму бойцов. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдать свою Родину во власть врагам. Именно благодаря духовному сплочению всех людей мы победили, не только отстояли родную страну, но и полностью разгромили вражескую армию Гитлера.С тех пор прошло более полувека. За эти годы вступила в жизнь несколько новых поколений людей. Для них Великая Отечественная война - далекая история, славное прошлое их отцов, дедов и прадедов. Нужно никогда не забывать, что память о минувшей войне с ее поражениями и победами, о ратной доблести тех, кто отстоял в трудный час земли родной честь, свободу и независимость Отечества, является нашим национальным достоянием, бесценным богатством.

Подвиг танкистов Козулиных не забыт. В Баргузинской средней общеобразовательной школе, где они учились, собран богатый материал об их жизни, их фронтовые письма. Именем братьев Козулиных названа одна из улиц Баргузина, в октябре 2004 года прошел в Баргузине праздник улицы имени братьев Козулиных, где была установлена стела и танк Т-62 установлен в качестве монумента в память о воинах-фронтовиках, уроженцев Баргузинской долины.

Великой Победе уже 74 года . Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Но как бы то ни было, это эпоха, напрямую связанная с нашими дедушками, бабушками – в большинстве своем пока еще живыми свидетелями и участниками тех героических событий.Всё это вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и в бронзе памятников, мемориалов Славы. Поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Вечно в благодарной памяти потомков.

Никто не забыт, ничто не забыто!

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Предварительный просмотр:

Люди! Покуда сердца стучатся, помните! Какой ценой завоевано счастье,-

Семьдесят четыре года. Ровно столько времени прошло со дня Великой Победы.

С малых лет дети знают, что 9 мая – это весенний праздник, наполненный весельем, массовыми праздниками и концертами, но в глазах ветеранов 9 мая – это день, напоминающий о той боли, страхе, море пролитой крови в те ужасающие военные годы.

Осознают ли дети, какую цену пришлось заплатить нашим предкам за то, чтобы в этот и все последующие дни и годы над нашими головами сияло чистое и мирное небо?

С самого детства родители говорили мне, что у нас нет права забывать то, что именно благодаря нашим дедам, прадедам мы сейчас счастливо живём в свободной стране, радуясь каждому прожитому дню, без того страха, который испытали они за свою жизнь, пройдя дорогой войны.

Каждый год 9 мая собираясь всей семьей за большим столом, мои бабушка и дедушка со слезами на глазах вспоминают своих родителей и рассказывают о их жизни в военное время.

Настало моё время поделиться этими историями с вами.

Далее со слов деда: «Мой отец, Ваулин Иннокентий Викторович (26.11.1926 – 28.05.1975), всю войну проработал лоцманом. Много на его пути было различных препятствий и опасностей, фашисты всячески пытались помешать и разгромить судно, доставляющее продукты питания людям, нуждающимся в помощи (в их числе дети, женщины и тяжело раненые солдаты), находящиеся в укрытии и в постоянном страхе быть пойманными немцами. Но благодаря его стойкости, чёткому выполнению своей работы и умению хорошо ориентироваться в местности, он всегда вовремя доставлял груз. За всё время войны ни разу не дал врагу возможности захватить судно.

Также хочу рассказать о дедушке моей бабушки Цивилёве Алексее Николаевиче (30.03.1900 – 06.12.1967). В возрасте 43-х лет был тяжело ранен немцами. В свои 44 года стал инвалидом II степени. Имеет 2 ордена.

Кроме того, хочется отметить, что в те страшные, холодные годы очень тяжёлая ноша легла и на женщин. Многие работали без продыха. В том числе и моя прабабушка, Ваулина Екатерина Афанасьевна, пытаясь прокормить себя и свою семью и помочь солдатам, они работали на фермах днями и ночами, вязали тёплые вещи, но при этом сами нередко оставались зимой без обуви.

Больно осознавать, что с каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. Их истории захватывают душу каждого. Воспоминания от этих историй бросают в холодный пот. Они победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством! И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война всплывает в их памяти самым страшным , горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

Я уверена, что в будущем я с гордостью продолжу рассказывать своим детям о том, что какие муки и испытания выпали на долю наших предков, какой ценой завоевано счастье.

http://www.zsuo.ru/images/phocagallery/pobedaimg/vo998.jpg

На фотографии Цивилев Алексей Николаевич 1941 г.


Наделенные какими бы то ни было несомненными талантами появляются на свет не так уж часто. Те, кто выбирает свой путь еще в юности, и идет по нему до конца, используя этот талант — и того меньше. И уж вовсе по пальцам пересчитать тех, чей талант оказывается настолько специфическим, что не во всякое время им вряд ли удалось бы воспользоваться. Человек, о котором пойдет речь — из тех, кто с юности прекрасно знал, кем он желает стать. И стал. Принесло ли ему это счастье — Бог весть, но любовь подчиненных и соратников, несомненно, снискало.

Все началось с того, что гимназист 6 класса Николай Тимановский записался добровольцем в 11-ю роту 1-го Восточно-Сибирского стрелкового полка (ВССП) и в ее составе 17−18 марта 1904 года попал на Дальний Восток. В большинстве биографий этот эпизод превращается почти в легенду — историю о мальчишке, убежавшем на Русско-Японскую войну буквально со школьной скамьи, в 15 лет. Тем не менее, недавние исследования Д.К. Николаева и М.В. Абашиной не оставляют сомнений в том, что это — всего лишь сказка. На самом деле информация о его наградах и послужном списке позволяет предположить, что свою военную карьеру Н. С. Тимановский начал хоть и рано, но, тем не менее, был на момент зачисления в полк не моложе 17 лет, как и требовало Положение о вольноопределяющихся.

«Знал он муки голода и жажды,

Сон тревожный, бесконечный путь,

Но святой Георгий тронул дважды

Спустя десяток с лишним лет уж не эта ли мелодия вспомнится Тимановскому в столь же безнадежной ситуации? И не в память ли Мокшанского полка он примет столь же единственно верное решение — призвать в союзники музыку? Вот как эту историю рассказывал Всеволод Богенгардт:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Районный профессиональный конкурс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Авторы проекта:

ученики 4 –г класса

МОУ лицея №4

Руководитель:

учитель начальных классов

Хахалева Н. С.

hello_html_m4c501983.jpg

Цель и задачи. 5

Предполагаемый результат. 10

Приложение 1. 11

Приложение 2. 21

Приложение 3. 30

Приложение 4. 31

Приложение 5. 33

Приложение 6. 37

Приложение 7. 38

Приложение 8. 41

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Социокультурная ситуация современного общества обусловливает необходимость применять инновационные формы работы с дошкольниками.

Проводя воспитательно-образовательную программу, педагоги должны понимать, что любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.

Именно поэтому я сочла необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.

Тип проекта: социальный, информационно – исследовательский,

групповой, долгосрочный, открытый.

Время работы над проектом: январь - февраль 2018 года

Предмет исследования: семейные архивные и современные фотографии

Продукты проекта: создание страниц памяти в свои семейные архивы, рисунки, сочинения.

Методы работы над проектом: беседы, уроки–исследования, творческая мастерская

М ы использовали следующие методы и формы деятельности:

1. Поисковая деятельность и с бор информации: (записи на основе бесед с бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, родителями).

2. Уроки–исследования (р абота с домашними архивами военных лет - фотографиями, документами, письмами)

4 . Работа в творчес кой мастерской по созданию проекта :

– иллюстрирование , конкурс рисунков

– формирование краткой подписи к своей странице в проекте

-оформление электронного варианта проекта

5 . Знакомство с дополнительной литературой о Великой Отечественной войне в школьной и районной библиотеках, интернете .

(После того, как дети написали свои истории о войне, произошёл непроизвольный интерес, толчок к чтению книг о войне, так как детям хотелось узнать больше о битвах, где участвовали их родственники, узнать больше и о других людях, участниках Великой Отечественной войны).

6. Защита проекта в классе для учащихся и учителей начальной и средней школ ы.

Цель проекта

Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у детей уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину и свою семью.

Вовлечение детей и их родителей в педагогический процесс, в результате которого и дети, и взрослые смогут почувствовать себя сопричастными к событиям прошлого и стать не только наблюдателями, но и полноценными участниками происходящего.

Задачи проекта

Активизировать словарь детей, обогатить его путем уточнения понятий: Россия, Отечество, Отчизна; защищать, оборонять, гордиться, сражаться; справедливая, священная, народная, героическая война; пехота, танкисты, артиллеристы, летчики; таран, фашизм, блокада, окопы, траншеи; генералы, маршалы, военачальники.

Совместно с родителями и учителем подобрать наглядный материал: репродукции картин и плакатов, фотографий, посвященных войне; художественной литературы; аудиозаписи военных песен; составить план бесед о героях, оформить выставки.

Прививать навыки исследовательской деятельности для последующих лет обучения.

Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.

Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.

Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости и сопереживания за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.

Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.

Развитие любознательности, расширение кругозора детей, стремления узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного города.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Развитие мотивов внеучебной деятельности.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

План проекта

Чтение книг о Великой Отечественной войне, их иллюстрирование

Поиск информации о жизни родственников в годы войны:
- интервью с родителями, родственниками

Участие в конкурсе рисунков

Участие в акции ветеран живет рядом

Оформление страниц памяти в семейный архив (Приложение 7)

классный руководитель, родители

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный – мотивационный этап
Мои ученики имеют опыт исследовательской деятельности.

Ученики сами вышли на проблему и провели исследование-поиск по данной теме.

2. Основной этап – планирующий, информационно - операционный

Значит, правда, что у Великой Победы нашего народа и наши лица… Мы тоже часть той далёкой Победы. Для нас прадеды и деды защитили нашу Родину и весь мир от фашистских захватчиков! Ради нас они выжили в плену, выстояли в боях, продержались в оккупации, потом отстроили и подняли из руин нашу страну…

Но не смотря на весь энтузиазм некоторые ребята столкнулись с проблемой отсутствия информации. И тогда было принято решение те ребятам, которые не могут ничего рассказать о своих родственниках, могут найти информацию о героях той страшной войны и познакомить с ней всех участников проекта.

Вечная им Память и Слава.

Дети решили продолжить работу по созданию следующих страничек памяти и привлечь в этой работе ребят других классов.

Выставка наших работ не оставила равнодушными учащихся и учителей школы. Все, кто пришёл оценить наш проект, с грустью всматривались в фотографии фронтовиков. Они вспоминали своих дедов и прадедов, переживших самую беспощадную и жестокую войну…

Дети и их родители должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.

Спасибо им за Победу! Спасибо за Жизнь!

В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г. ,был в плену, добывал Победу в тылу;

- к аждый ребенок почувствовал свою сопричастность к празднованию Дня Победы, конкретными делами и поступками смог доставить другому человеку истинную радость;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возросло чувство патриотизма и уважения к ветеранам войны и труда;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Великая Отечественная война. Мы знаем о ней только из рассказов, кинофильмов. Но мы бережно храним в памяти подвиг людей, отстоявших нашу свободу и подаривших нам жизнь.

Мы гордимся нашей Родиной! Мы гордимся нашими предками! Память о подвиге этих людей вечно будет жить в наших сердцах.

Так было и будет всегда, ведь у Победы наши лица.

Предполагаемый результат проекта:

Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне. Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ. Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.).

Приложение 1

Беседы о войне:

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.
Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто 61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России).
Всего в войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой. В армиях всех стран участвовало 110 млн человек. Вторая мировая война продолжалась 6 лет - с 1 сентября 1939 г. по 9 мая 1945 г.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию Гитлер хотел превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России.
Долгие годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен.
Великая Победа, которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши дедушки и бабушки не имеет аналогов в истории.

Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
В 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945 году не только Европу, но и весь мир.
9 мая 1945 года для России навечно стало великой датой- ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.
Вопросы :
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Почему она так называется?
3. Какая страна развязала войну?
4. Что Гитлер хотел сделать с нашим народом?
5. Кто встал на защиту Отечества?

ДЕТИ И ВОЙНА
Трудные, голодные и холодные военные годы называют военным лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.
Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.
Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.
Война - не место для детей
Война — не место для детей!
Здесь нет ни книжек, ни игрушек.
Разрывы мин и грохот пушек,
И море крови и смертей.
Война — не место для детей!

Читайте также: