Сообщение о народном творчестве котласа

Обновлено: 02.07.2024

История Котласа неразрывна с историей страны. Все события, происшедшие в стране, находили свое отражение в художественной литературе. История города, его жителей, также нашла отображение в художественной прозе. Чаще всего в советской. Котлас притягивал внимание многих авторов. Все писатели, посетившие город, увозили с собой неоднозначные впечатления о нем, о которых рассказали в своих произведениях. Кто-то оставил о городе путевые заметки, другие – мемуары, были и такие, кто избрал Котлас местом действия своих книг.

С Котласом дореволюционным можно познакомиться в основном по путевым запискам писателей, путешествующих по Северу России. Котлас в ту пору был селом и относился к Вологодской губернии.

Купцы Строгановы организовали в Сольвычегодске мастерские, в которых работали первоклассные живописцы и серебряники. Искусство Сольвычегодских мастеров было широко известно за пределами уезда. Художественные ремесла в вотчинах Строгановых развивались не только потому что в это вкладывали деньги, но и потому, что Строгановы вели разработку рудников на Урале, где добывали олово, медь, свинец, железо и другие металлы.


На хороших мастеров купцы не скупились: выписывали умельцев из Москвы и Ярославля. Были и заграничные мастера из Германии, Голландии.

Сольвычегодские мастера славились своими эмалями. В эмалях по скани использовались три основных цвета: синий, голубой, зеленый. Для сольвычегодских изделий конца XVI века характерен орнамент из трав с широкими, плавно вьющимися стеблями синей эмали, с фигурными листьями голубой и зеленой эмали в сканных обрамлениях. Эти приемы часто встречались в убранстве предметов церковного обихода.


В деревне Куимиха Котласского района живет золотых рук мастер-берестянщик, народный мастер России Александр Шутихин. Он возрождает северные берестяные традиции.

Самым распространенным предметом берестяного промысла в Архангельской области были туеса. Александра Владимировича делает больше восьмисот туесов в год. В способах заготовки бересты, обработки материала Александр Шутихин использует традиционные приемы. Ему свойственны профессионализм и понимание народных традиций.

В деревне Куимиха Котласского района живет золотых рук мастер-берестянщик, народный мастер России Александр Шутихин. Он возрождает северные берестяные традиции.

В деревне Куимиха Котласского района живет золотых рук мастер-берестянщик, народный мастер России Александр Шутихин. Он возрождает северные берестяные традиции.

Прогнозы на футбол

Основание города

Памятник паровозу установили в ночь с 12 на 13 июля 2007 года

Речной вокзал и Стефановская церковь панорама с Северной Двины

Современный Котлас

Город расположен в 600 км от Архангельска, в районе впадения Вычегды в Северную Двину. Численность население на 2013 год составляет 60,5 тысяч человек

На территории современного Котласского района сохранились памятники истории и культуры, которых насчитывается около сорока, целительные источники, святые места, прекрасные природные ландшафты, народные традиции и ремесла. Сочетание старины Русского Севера и динамичной жизни развивающейся территории определяет самобытность района.

В месте слияния двух известных рек – Вычегды и Малой Северной Двины – расположился Котлас, город с 60-тысячным населением, промышленный центр и крупный транспортный узел Архангельской области. Прибрежное положение определило его статус как речного порта. Сегодня Котлас возглавляет одноименной район Архангельской области, хотя административно выведен из его состава. Разберем детально самые интересные его достопримечательности.

Самые интересные места Котласа – ТОП-5

Котласский краеведческий музей

Котласский краеведческий музей

Знакомство с городом многие туристы начинают с посещения главного городского музея, в его экспозициях, как правило, отражены разные стороны жизни поселения, что позволяет составить общее впечатление о его истории и особенностях. В Котласе это учреждение разместилось в деревянном двухэтажном строении по улице Виноградова, здание само по себе имеет историческое значение.

Дом начал свою историю в 1906 году как культурно-просветительский центр при железной дороге, в революционные годы перешел в ведение Котласского Совета, став местом провозглашения советской власти в поселении. В советское время здание продолжало выполнять культурно-просветительские функции, а в 1978 году здесь был учрежден историко-революционный музей, с 1990 г. именуемый краеведческим.

Двинопарк

Двинопарк

В 2017 году возле речных берегов в Котласе появился новый парк. Популярная прогулочная зона и место для отдыха с детьми быстро вошла в число визитных карточек города. В названии налицо игра слов.

С одной стороны, будто бы обыгрывается водная артерия – Двина, с другой – объект посвящен научной деятельности Владимира Прохоровича Амалицкого. Парк украшают фигуры ящеров, крупнейшее захоронение которых было обнаружено в этих землях палеонтологом.

Памятник героям Северо-Двинской речной флотилии

Памятник героям Северо-Двинской речной флотилии

  • Адрес: Кооперативный переулок/улица Виноградова.

История города неразрывно связана с речным флотом. Один из главных городских памятников обращен к трагичному периоду истории – Гражданской войне и воспроизводит облик героев-моряков, оборонявших земли Архангельской губернии от иностранных интервентов.

Скульптурная композиция, установленная в 1987 году, создана известными мастерами, заслуженным художником РСФСР В.А. Михалевым и архитектором И.А. Шадриным. Она состоит из четырех фигур. Одна из них – реальная историческая личность – Павлин Виноградов, героически погибший в 1918 году в боях у деревни Шидрово.

Свято-Стефановский храм

Свято-Стефановский храм

Действующий православный храм, образец церковной архитектуры барочного стиля связан с важными вехами религиозной истории города. Посвящен он святому Стефанию Пермскому – проповеднику XIV века. Он известен как религиозный первопроходец, принесший христианство народу коми, населявшему эти земли. Дело было в 1379 г. К этой дате относят строительство деревянной часовенки, от которой принято начинать историю Собора Святого Стефания.

Считается, что часовня была заложена самим святым. Позже, в связи с увеличением количества прихожан часовня была перестроена в деревянную церковь, это строение погибло в пожаре в 1770-е годы. Почти сразу же было решено возводить каменный храм: он строился с 1785 по 1788 годы. В некоторых источниках датой завершения строительства указывается то 1805, то 1825 год.

Вероятно, церковь достраивалась и перестраивалось в первой четверти позапрошлого века, также она, очевидно, меняла свои названия. Сегодняшний Свято-Стефановский собор – это реконструкция исторического храма, выполненная по фотографиям в 1995 году. В советское время собор XIX века пришел в ветхое состояние и рухнул в 1988 году. Колокольня сохранилась и сегодня является частью архитектурного ансамбля возрожденного храма.

Исторические и архитектурные достопримечательности

Важное значение в облике города Котлас играют объекты архитектуры, которые были основаны достаточно давно.

Место палеонтологических раскопок

Место палеонтологических раскопок

Палеонтологические древности и раскопки Владимира Прохоровича Амалицкого – одна из главных исторических тем в городе. С ней можно познакомиться не только в музее и Двинопарке, но и посетить достопримечательное место, где проводил свои раскопки ученый в далеком 1898 году, обнаруживший пиктозавтра и других обитателей планеты, возраст которых насчитывает 125 миллионов лет. В 2004 году на этом месте был установлен памятный знак.

Здание Печорского Управления железной дороги

Здание Печорского Управления железной дороги

Здание железнодорожного вокзала

Здание железнодорожного вокзала

Здание Управления ГУЛАГа

Здание Управления ГУЛАГа

Управление лагерями находилось в двухэтажном деревянном здании 1938 года постройки. В последующие исторические периоды помещение приняло в своих стенах юных дарований. Здесь разместилась музыкальная школа.

Кладбище Макариха

Кладбище Макариха

О трагичных страницах истории ГУЛАГа напоминает мемориальный объект, расположенный на северной окраине города – в микрорайоне Макариха. Это созданное в 1929 году кладбище, на котором хоронили умерших узников. Часто погребения проходили в братских могилах.

На территории расположилось несколько мемориальных объектов. Жертвам ГУЛАГа польской национальности посвящен католический крест из лиственницы, появившийся в 1995 г., его авторами выступили А. Коптяев и В. Дубровин. Текст памятной таблички составлен при участии польского посла.

Музеи Котласа и учреждения культуры

Развлечения в Котласе тоже нетрудно найти. Прежде всего речь идет о городских музеях, театра и доме культуры.

Открывшаяся в 1997 году выставочная площадка, располагающаяся на проспекте Мира, относится к Городскому краеведческому музею. Здесь представлены работы местных мастеров – произведения живописи, графики, декоративно прикладного искусства.

Котласский городской дом культуры

Котласский городской дом культуры

Концертной площадкой и важным центром культурной жизни Котласа является городской дом культуры, размещенный в характерном здании с колоннами, выстроенном в архитектурном стиле неоклассицизма в 1959 году.

На базе Дворца культуры работают самодеятельные коллективы, в его залах проходят праздники, представления, торжественные мероприятия.

Мото-музей

Мото-музей

Котласский драматический театр

Котласский драматический театр

Традиции классического русского театра в Котласе воплощает учреждение, занимающее видное место в числе провинциальных драмтеатров России. Датой основания считается 28 декабря 1935 года.

Храмы и церкви в Котласе и окрестностях

Не обошлось в этом городке Архангельской области и без религиозных достопримечательностей, которые, как правило, расположены в окрестностях.

Церковь Троицы Живоначальной в Вондокурье

Церковь Троицы Живоначальной в Вондокурье

В поселении Вондокурье в окрестностях Котласа расположилась каменная трех-престольная церковь в один этаж – это старинное сооружение, относящееся к XVIII веку. Дата постройки – 1777 год.

Храмовый комплекс села Туровец

Храмовый комплекс села Туровец

На карте Архангельской области есть такое поселение Туровец, среди верующих оно почитается как святое место. Считается, что здесь в начале XVII века случилось явление Пресвятой Богородицы. Административно село относится к Котласскому району, да и Котлас является ближайшим городом, откуда удобно сюда добраться.

Сохранившимся материальным наследием религиозной культуры является храмовый комплекс, стоящий у берегов Северной Двины. Он состоит из двух церквей. Старейший храм, Богоявленский, относится к 1780 году, в 1815 г. ансамбль дополнила Успенская церковь. Рядом располагается благоустроенный святой источник.

Часовня Луки, святителя Крымского

Часовня Луки, святителя Крымского

Небольшая нарядная часовенка, выстроенная из красного и белого кирпича, расположилось возле здания городской больницы. Объект, освященный в честь святителя Крымского Луки, основан в 2014 году.

Расположение часовни не случайно, ведь Лука известен не только как религиозный деятель, но и как врач-хирург. Он был профессором, оставил после себя медицинские труды, подвергся репрессиям. В 1995 и 2000 годах причислен к лику святых Украинской и Русской православными церквями соответственно.

Что посмотреть в городе Котлас из памятников

Сделать запоминающиеся фотографии гости Котласа смогут на фоне городских памятников, монументов и скульптурных композиций.

Памятник Н.Г. Кузнецову

Памятник Н.Г. Кузнецову

Николай Кузнецов – адмирал флота, участник Великой Отечественной войны, родился в Котласском районе, в селе Медведка. Вклад флотоводца в победу долгое время был недооценен, во многом из-за его скептического отношения к режиму. В 2004 году по случаю столетия со дня рождения знаменитого земляка ему был установлен памятник в виде бюста работы скульптора Петра Абарина.

Слава труду

Слава труду

Памятник Василию Шулю, или Северному богатырю

Памятник Василию Шулю

Советский циркач-атлет Василий Шульгин, известный под псевдонимом Шуль, часть своей жизни прожил в Котласе, где и скончался в 1958 году. В его честь в городе появился символичный памятник в виде четырех-тонного камня, на котором установлен молот. Установлен валун на вымощенной площадке, обозначающей цирковую арену.

Памятник В.И. Ленину

Памятник В.И. Ленину

Изваяние вождя мирового пролетариата, установленное на Привокзальной площади города Котласа в 1958 году, создано скульптором Д.П. Шварцем. Трехметровый Ленин водружен на постамент высотой в семь метров.

Памятник-торпеда

Памятник-торпеда

Паровоз-памятник

Паровоз-памятник

В городе Котласе есть целый комплекс памятников разнообразным транспортным средствам. Один из них – паровоз, установленный на привокзальной площади в честь 90-й годовщины с момента присвоение Котласу городского статуса. Это реальный объект подвижного состава 1950-го года производства.

Автомобиль ЗиС-5

Автомобиль ЗиС-5

Городским памятником стал грузовик Марки ЗИС-5, произведенный на заводе в городе Миасе и исправно служивший в порту на правах пожарной машины. Автомобиль списали и передали автоколонне, которая установила его на своей территории. Реставрацией транспортного средства занималась бригада мастеров под руководством С. Толстопятова.

Самолет Як-40

Самолет Як-40

Памятник котлашанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Памятник котлашанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Работа скульптора А. Королькова, представляющая собой изваяние советского солдата в плащ- палатке, стала центральным объектом воинского мемориала, созданного в 1975 году. Железобетонная фигура имеет светлый оттенок и контрастирует с темным постаментом, на котором изображен Орден Победы и даты 1941-1945, за памятником – несколько ниш. В них помещена земля с братских могил. Памятник посвящен павшим землякам.

Скульптуры на бульваре Искусств

Скульптуры на бульваре Искусств

Скульптурная композиция из металлических лент

Скульптурная композиция из металлических лент

Памятник Домохозяйке

Памятник Домохозяйке

Места для отдыха и развлечений

Прогуляться или отдохнуть от познавательных достопримечательностей в Котласе можно, посетив парк аттракционов или загляну в боулинг-клуб.

Городской парк аттракционов

Городской парк аттракционов

Популярное место отдыха котлашан и туристов, городской парк, в 2008 году зажил новой жизнью. Произошло это благодаря Олегу Зильбергу, известному в городе предпринимателю в сфере развлечения и досуга.

Теперь это современный парк аттракционов с большим ассортиментом активаций, как для детей, так и для взрослых. Здесь есть и спортивные игры, и боулинг, и биллиард, аэрохоккей, тир, для ценителей виртуального мира есть зал компьютерных игр, виртуальные симуляторы, игровые автоматы. Парк аттракционов регулярно пополняется. На территории есть несколько точек питания.

Смотрите также достопримечательности других городов Архангельской области — Северодвинска, Архангельска, Каргополя и Соловецкий островов

Режиссер - Евгения Заргарьян
Участники: театральная студия "СОЛНЫША" (руководитель - Хабарова Екатерина Александровна), фольклорный коллектив "ПОСОЛОНЬ" (руководитель - Горбунова Анна Александровна)
Фото Алексея Шехонина

НОВОГОДНИЙ АРТ-БАЗАР 2021

Наталья Глинская

Евгения Заргарьян

Галя Быкова

Лариса Хохлова

Екатерина Хабарова

Центр народного творчества знакомит с праздниками народного календаря Русского Севера.

Участники программ узнают о традициях и обычаях и празднования Рождества Христова, Масленицы, Пасхи, Сороки-встречи весны, Кузьминках, покровских и капустных посиделок;
Показать полностью. народных играх на Троицу, на Покров; праздниках, посвященных рукоделию: Федотов день и Параскева Пятница.

Программы по народному календарю включают в себя мастер-классы по художественным промыслам (традиционная северная роспись по дереву, ткачество поясов, набойка, войлоковаляние, народная кукла, керамика, обработка бересты).

Курочка зерновушка

Ремёсла

Солнечные качели

Пасхальное яйцо

Записаться

Центр народного творчества г. Котлас

Центр народного творчества г. Котлас запись закреплена

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ!

Приглашаем к участию талантливых участников в возрасте от 5 до 25 лет!
условия участия в Положении ДПИ- в прикреплённом файле

Центр народного творчества г. Котлас

Центр народного творчества г. Котлас запись закреплена

☀

Начало масленичной недели

У этого праздника, на самом деле, названий много.
И все, что интересно, с разными смыслами. В дохристианские времена на Руси он назывался комоедицей – в честь первого блина, который, как известно, всегда комом. И отмечали его в день весеннего солнцестояния, примерно 22 марта. Он символизировал наступление весны.
Показать полностью.

Уже после крещения Руси у праздника появилось новое название: масленица.
Потому что, по уставу, в последнюю неделю перед Великим постом нельзя есть мясо. Но можно молочные – то есть "масляные" - продукты.

Масленица - языческий праздник или православный?
Этим вопросом задаются постоянно на протяжении веков. С одной стороны, в нем немало языческих обычаев.
А с другой, он привязан к церковному календарю.
Священнослужители Русской церкви поясняют этот момент так: если человек исповедует православие, то ему следует отказаться от участия в языческих обрядах.

Корнями масленица уходит в дохристианские времена. Ее отмечали многие восточнославянские народы. Перекликается она с аналогичными праздниками некоторых индоевропейских народов, посвященных наступлению весны.
Праздник был посвящен богу Велесу, покровителю скота. По другой – смерти богини Зимы.
Поэтому ученые спорят о том, зимний или весенний это праздник.

С установлением христианства масленица больше не связана с днем весеннего равноденствия. Она становится частью церковного календаря и по уставу приходится на последнюю неделю перед Великим постом, именуемой Сырной седмицей

Первая довольно очевидна: именно этот день становится стартом предстоящей бурной недели. В понедельник Масленицу встречают, заготавливая продукты для будущих 6 дней и определяя рецепты блюд, которые могут быть приготовлены.

Вторая причина названия кроется в древних обычаях: на Руси в понедельник невестка уходила к родителям с самого утра, а ближе к вечеру ее встречали родители мужа, забирая обратно и условливаясь о том, где будут проводиться общие встречи и гулянья.
Однако встречались не только сваты: в этот день родственники, друзья и знакомые ходили друг к другу в гости, принося символические подарки.

Центр народного творчества г. Котлас

Центр народного творчества г. Котлас запись закреплена

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"МАСЛЕНИЦА К НАМ ПРИШЛА!"

5 МАРТА (суббота), начало в 14.00 часов

Показать полностью.
Эй, веселей, собирайся, народ!
Нынче Масленица в гости идет!
К нам скорее вы спешите
И друзей своих зовите!

Предложение для семейной аудитории.
Стоимость: 200 ₽ с человека,
300 ₽ семейный билет (1 взрослый+1 ребёнок) .

📜

режим работы ВТ.-ПТ. с 9.00 - 17.00; СБ.:10.00-16.00.

Центр народного творчества г. Котлас

Центр народного творчества г. Котлас запись закреплена

По народному календарю 15 февраля отмечается Сретение Господне, православная церковь вспоминает день, когда произошла встреча младенца Иисуса Христа со святыми Симеоном и Анной.

В старину именно этот день было принято считать днем первой встречи весны. А еще морозы в Сретение Господне считались последними. Этот день являлся одним из самых важных праздников весны.

Считается, что вода в Сретение обладает почти такими же свойствами, как и на Крещение, то есть является целебной. Водой в этот день снимали физические хвори, использовали для снятия порчи и сглаза, давали пить домашним животным, птице и скотине, чтобы отвести от них болезни.

📍

По народным приметам, если 15 февраля метет снег — будет поздняя весна. Какая погода на Сретение, такая и весна будет.

Оттепель — весна будет ранняя и тёплая, лето также не заставит себя ждать.
Если свирепствуют морозы — то и весна будет холодная и затяжная. Много больших сосулек — к богатому урожаю летом.
Много звёзд на ночном небе — к поздней весне.
Ясный закат или перед самым закатом выглянуло солнце — морозов больше не будет.

Центр народного творчества г. Котлас

Центр народного творчества г. Котлас запись закреплена

Внимание! открыта запись на программу
"МАСЛЕНИЧНАЯ КАРУСЕЛЬ"
24,25,26 февраля, 01, 02, 03, 04 марта

Приглашаем в гости Вас!
Показать полностью.
Веселиться, играть,
Песни звонкие петь,
Секреты раскрывать,
Силу, удаль показать.

В программе:
традиции и обычаи масленичной недели
Хороводные игры
Молодецкие забавы

Стоимость билета - 200 руб./чел.

режим работы ВТ.-ПТ. с 9.00 - 17.00; СБ.:10.00-16.00.

Светлана Илецкая

Спасибо большое вам за такую интересную, насыщенную программу. Девочки- артисты, БРАВО. Детям ооочень понравилось,эмоций много, пересказывают наперебой, что понравилось, будем рекомендовать. Я рада, что у нас получилось вас посетить наконец. Спасибо

Центр народного творчества г. Котлас

Центр народного творчества г. Котлас

Центр народного творчества г. Котлас запись закреплена

📢

Приглашаем на мастер-классы

режим работы ВТ.-ПТ. с 9.00 - 17.00; СБ.:10.00-16.00.

Центр народного творчества г. Котлас

Центр народного творчества г. Котлас запись закреплена

❗

Важная информация для участников мастерской
"ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ" (16+)

По итогам организационного собрания было определено следующее расписание занятий:

Показать полностью.
1 группа СРЕДА с 14.00 до 16.00
2 группа ЧЕТВЕРГ с 17.30 до 19.00

📍

что необходимо на занятия:
тетрадь, ручка, карандаш, линейка
ножницы, булавки
ткань х/б (любую)
картон

Центр народного творчества г. Котлас

Центр народного творчества г. Котлас запись закреплена

🤓

Что умел мальчик, живущий в селе век назад:

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков…
Показать полностью.

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

С 6-7 лет у ребёнка появлялись устойчивые хозяйственные обязанности, при этом труд приобретал половое разделение: мальчик постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу, его привлекали к мужским занятиям, девочку - к женским. Например, в Симбирской губернии в 6 лет мальчикам поручали таскать во время молотьбы снопы, в 8 - пасти лошадей, в 9-10 - бороновать (боронить), в 12 - пахать, а в 16-17 - косить.

Привлечение мальчиков к работе на земле было одним из наиболее важных моментов в передаче трудовых навыков, необходимых для самостоятельной жизни. Не владея ими, подросток не смог бы стать полноправным членом деревенского сообщества. В русской традиции занятие землепашеством воспринималось как основа полноценного мужского статуса.

Становясь помощником отца, мальчик участвовал во всех его работах. При унавоживании земли: отец привозил навоз и раскидывал его большими кучами, сын растаскивал его по всему полю, а затем во время пахоты следил, чтобы комья земли и навоза не затрудняли работу плуга и не засыпали борозду.

С 11-13 лет отец приучал мальчика к пахоте. "За недосугом" он редко объяснял сыну как нужно пахать, да и в этом не было особой необходимости, поскольку тот, следуя за отцом неотступно, перенимал все необходимые приемы работы. Отец доверял сыну провести пару борозд или предоставлял возможность потренироваться, выделив для самостоятельной обработки небольшой участок пашни. Подросток осваивал пахоту обычно к 14-15 годам - на пороге совершеннолетия.

Важным этапом в социо-хозяйственном становлении подростка в промысловых районах было членство во взрослой промысловой артели, включавшей всех мужчин села от подростков до стариков.

С этого момента профессиональное и жизненное воспитание подростка сосредотачивалось в артели. Подрастая, мальчики переходили в разряд юнг и прибрежных ловцов, которые уже имели свой пай и вносили значимую долю в семейный бюджет. Взрослые относились к ним с уважением и ласково называли "кормильцами".

К 15 годам подросток перенимал все хозяйственные навыки, считался годным ко всякой мужской работе и если нанимался в работники, получал плату равную взрослой. Он считался правой рукой отца, заменой его в отлучках и болезнях. В промысловых районах взрослые сыновья брали на себя все весенние полевые работы. Пока отец был на промысле, подросток самостоятельно вспахивал и заборанивал участок, а затем отправлялся на помощь к отцу. Имея заработок, такой подросток частично тратил его на себя, подготавливая возрастной наряд для гуляний, без которого он не мог бы считаться завидным женихом.

Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.

Читайте также: