Можно ли отправлять сообщение ночью

Обновлено: 23.04.2024

Если с этикетом в офлайн все более или менее понятно (будь вежлив, не приходи в гости поздно вечером и без предупреждения, не чавкай за столом, в конце концов), то цифровому этикету (нетикету) нас никто с детства не учил. Может быть, поэтому многие считают, что собеседник стерпит всё, и ведут себя соответственно? Между тем, мы проводим значительную часть своего времени онлайн, особенно сейчас, когда все сферы жизни, включая работу, общение с друзьями и даже шопинг переместились в интернет. И да, негласный свод норм сетевого поведения все-таки существует — конечно, вы не обязаны их соблюдать, но тогда рискуете прослыть неудобным собеседником или вообще попасть в черный список. Вместе с редакцией ZOOM.CNews разбираемся, какие правила стоит соблюдать, чтобы приятно, безопасно и с пользой общаться в Сети.

Вежливость никто не отменял

● Не забывайте приветствовать собеседника в рабочей и частной переписке.

Личные границы — не миф

О личных границах в последнее время очень много пишут и говорят. В сети они тоже существуют!

Например, сейчас практически с каждым человеком можно связаться в режиме 24/7, но это совсем не означает, что так нужно поступать. Если не хотите, чтобы коллеги и близкие блокировали вас в мессенджерах и соцсетях, то:

Уважайте комфорт и ресурсы собеседника

При общении в сети важно не доставлять собеседнику неудобств и не тратить впустую его ресурсы (время, внимание и трафик). Вот что диктует нам цифровой этикет:

● Об опозданиях на видеоконференции лучше предупреждать, а еще лучше — не тратить время других участников, прерывая спикера своими объяснениями. Также стоит заранее подготовиться ко встрече — зарядить ноутбук/смартфон, чтобы он не сел в процессе, проверить качество связи, настроить камеру и микрофон.

● Если запланирована встреча по видеосвязи, постарайтесь сделать так, чтобы на заднем фоне не мелькали члены семьи в нижнем белье, никто не кричал и не включал музыку. В конце концов, в Zoom можно установить виртуальный фон, который скроет не только супруга, детей и домашних животных, но и беспорядок в комнате.

● Когда отвлекают ведущего конференции или вебинара от темы, то фактически тратят время других его участников — обычно люди собираются и платят деньги не за то, чтобы слушать ваши истории из жизни (если, конечно, о них отдельно не спрашивают). В конце мероприятия традиционно отводится время на вопросы — вот им и стоит воспользоваться. Кстати, очень рекомендуем отключать на видеовстречах микрофон, если не собираетесь говорить.

Как не подставить себя в соцсетях

Увы, нам не выпадает второй шанс произвести первое впечатление. В век интернета его зачастую составляют по нашим страницам в соцсетях и даже по нику электронной почты. А работодатели все чаще просматривают интернет-профили потенциальных сотрудников перед собеседованием.

Помните: что попало в интернет, останется в нем навсегда (танцующая Бейонсе подтверждает). Поэтому не публикуйте компрометирующие вас материалы и не выкладывайте в открытые профили слишком личный контент — неизвестно, где и как это всплывет. Также обращайте внимание, кого вы добавляете в друзья, в какие сообщества вступаете и на каких фотографиях вас отмечают. Если профиль открыт, а вы заботитесь о деловой репутации, указывать там близких родственников и друзей — не всегда хорошая идея, если только вы уверены, что у ваших близких на страницах точно нет компрометирующих или странных снимков.

Дурным тоном (а порой и преступлением) считается выдавать чужой контент за свой. Следите за тем, что вы репостите — как минимум, вы можете оскорбить кого-то, максимум — получить штраф и быть привлеченным к ответственности.

Также рекомендуем взять за правило использовать для рабочих контактов отдельные аккаунты, потому что e-mail уважаемого юриста с ником superkiller88 или скайп психолога vikusya_boginya не просто странно смотрятся — они заставляют усомниться в профессионализме и даже в какой-то степени компрометируют своих обладателей.

Зато письма на электронную почту можно отправлять в любое время. Несмотря на то, что иногда уведомления о письмах приходят со звуком. Дело в том, что пользователь может отключить их одной кнопкой. А если вы впервые пишете человеку в мессенджер и у него на смартфоне не выключен звук, вы точно отвлечете его от дел.

А можно ли сразу звонить, не предупредив, в мессенджере?

Любой разговор должен начинаться с приветствия и уточнения, удобно ли собеседнику выслушать вас. Вроде: "Здравствуйте, Мария Ивановна. Удобно ли вам сейчас говорить?"

Вообще, эти выскакивающие уведомления, по некоторым мнениям, заметно портят нам жизнь. Вот здесь можно почитать подробно, как они "затягивают" нас в онлайн, заставляя забывать о реальных делах.

Можно использовать смайлики и эмодзи в переписке?

Не стоит, но это правило однозначно применимо к малознакомым собеседникам. Тем более если вы решили использовать смайлики и эмодзи, чтобы понравиться человеку. Не факт, что это сработает.

Любопытно, что люди разделяют смайлики и эмодзи. И те и другие не вызывают восторга у большинства, но смайлы нравятся меньше.

Если, согласно вышеупомянутому уже опросу CMS Magazine & "Рейтинг Рунета", 19,1% респондентов говорят, что им нравятся эмодзи, то 66,1% относятся к ним нейтрально, а 14,8% с раздражением. А смайлики могут вызвать раздражение у 35,2%, 51,9% — все равно, а 12,9% они нравятся.

По правилам этикета, вы можете напомнить о себе только на следующий день. Но если вопрос срочный и важный для обеих сторон, правила можно нарушить и написать еще раз через пару часов.

Похожее правило касается и звонков. Не стоит звонить дважды, если вам не ответили с первого раза.

Когда можно перейти на "ты" с заказчиком? Кто это должен делать?

"В деловой среде переход на "ты" инициирует только вышестоящий, — говорит Альбина Холгова. — Если ранги равны — тот, кто старше по возрасту. В светской переписке между мужчиной и женщиной — женщина".

Можно ли отвлекаться на мессенджеры во время совещаний? А на деловом обеде с коллегой?

Казалось бы, фаббинг (это когда мы отвлекаемся на смартфон во время разговоров с кем-то. Термин образован от слов phone — телефон и snubbing — пренебрежительное отношение) стал повседневным явлением. Но привыкли ли мы к этому? Нет, необходимость конкурировать за внимание собеседника со смартфоном злит 53% пользователей.

"Когда вы говорите со мной, а я сижу в мессенджере, я даю понять: "У меня есть более важные дела", — говорит Алена Гиль, специалист по деловому этикету и протоколу. — Телефон не должен находиться на столе, когда вы ведете переговоры или находитесь на деловом обеде, если только его присутствие не оговорено заранее. Вы можете дать понять: "У меня есть 20 минут" — но все это время уделить собеседнику. Насчет совещаний: есть компании, например, технологические, где принято всегда быть на связи. Поэтому люди сидят на совещаниях со смартфонами. Но даже в случае, когда вы держите смартфон рядом, общаясь в оффлайне, — преимущество должно быть у реального собеседника”.

Что еще нельзя делать при общении в мессенджере по делу?

"Этикет — это не уголовный кодекс, — говорит Альбина Холгова. — Правила можно нарушать, но если вы понимаете, зачем так делаете. Чтобы быть приятным собеседником, не забывайте ставить себя на место другого человека и руководствуйтесь здравым смыслом".

Согласно этикету, это ночь. Если быть точнее, то не рекомендуется беспокоить людей по телефону раньше 8 часов утра в будние дни и раньше 10 часов - в выходные, заканчиваться телефонные звонки должны не позже 10 часов вечера. Думаю, мало кого порадовало бы смс от незнакомца посреди ночи, когда утром рано вставать по делам\на работу\на учёбу.

Еще важно учитывать какие-либо иные обстоятельства, если они известны. Например, маленькие дети, которых Ваше смс может разбудить, что создаст уйму дополнительных проблем их родителям.

Так же этикет содержит три основных правила на счет телефонных звонков, которые относятся и к смс: "Прежде всего, еще до того, как вы наберете номер, следует подумать: 1) Будет ли ваш звонок приятен? 2)Не побеспокоите ли вы того, кому звоните? 3) Заслуживает ли дело, по которому вы звоните, того, чтобы ради него кого-то беспокоить?"

Есть люди-жаворонки и люди-совы. Есть трудоголики, засиживающиеся в офисе допоздна, и те, кто в шесть вечера выключает компьютер и вместе с ним все мысли о работе до утра следующего дня. Как этим людям строить деловую коммуникацию друг с другом, чтобы их жизнь не превратилась в ад из-за несовпадения жизненных циклов?

Главное правило – уважать личные границы друг друга.

Или если, пишете в Телеграме, воспользуйтесь функцией отложенной отправки : напишите сейчас а время отправления поставьте на девять утра. Этим вы проявите своё уважение к личным границам человека.

Мессенджеры – асинхронное средство коммуникации. Они не предполагают сиюминутного ответа. Вам он сейчас и не нужен, просто захотелось немедленно поделиться идеей, дать поручение или попросить совета. Пусть прочитает утром, ок.

И кстати то же самое касается электронной почты – у многих она установлена и на телефоне тоже. И уведомления отключают не все. Так что электронная почта сегодня фактически такой же мессенджер.

Если не пожар, наводнение или еще какой-то экстренный случай, то ночью мессенджеры должны спать. А на работу выходить с утра, как и все нормальные люди.

Если вам нравятся мои материалы, подпишитесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации на эту и другие интересные темы.

Фото: Света Муллари

Технологии и коммуникации

Прилично ли в наше время звонить?

Главный вопрос десятилетия. Пора запомнить: по состоянию на 2019 год телефонный звонок без предварительной договоренности — грубое нарушение границ личного пространства. Понятно, что на том конце провода может оказаться вполне терпимый к звонкам человек, который и сам предпочитает голосовое общение, но это как предположить, что женщине точно понравится, если малознакомый мужчина обнимет ее за талию. Кому-то, может, и понравится, но это не делает исключение правилом.

Можно ли писать человеку в мессенджеры по работе?

Но сотрудники более, скажем так, традиционных компаний и корпораций, как правило, довольно ревностно охраняют свое личное пространство, к которому относится и фейсбук. У них все четко: здесь работа, там личная жизнь, и ни начальнику, ни подчиненным совершенно не обязательно видеть их фотографии из баров или с крестин. Понятно, что если устанавливаются дружеские отношения, все меняется. Но до тех пор лучше не врываться к человеку в мессенджер с рабочими вопросами.

Фото: Света Муллари


Можно ли смотреть видео на громкой связи в общественных местах?

Нет, потому что до окружающих звук, доносящийся из телефона, доходит в искаженном виде и звучит крайне неприятно, примерно как скрип пальца по стеклу.

Надо ли фолловить людей в инстаграме, если они зафолловили вас?

Симпатичный, но малознакомый человек добавляет вас в инстаграме, и вы обнаруживаете, что у него там сплошь фотосессии месячного младенца или что он — мотивационный спикер с сотней подписчиков. Видеть это в ленте постоянно не хочется, но раз человек и правда приятный, подпишитесь, вежливо лайкните пару постов, а если контент совсем уж невыносимый, скройте его посты из ленты — в Instagram и Facebook уже давно предусмотрены такие функции. Никаких уведомлений об этом человек не получит, и никого таким образом вы не обидите.

Постить ли мемы и стикеры в групповом чате?

Знакомство, рабочий этикет, small talk

Фото: Света Муллари

Надо ли обмениваться визитками?

В некоторых странах, особенно в Азии, явиться на встречу без визитки — абсолютное табу. Причем в большинстве восточных стран визитки по-прежнему принято подавать двумя руками с церемонным поклоном. В западных странах в последние годы обмен визитками перестал быть железным правилом, причем даже в корпоративной среде: в конце концов, большинство карточек действительно сразу выбрасывают, а деревья, которые пошли на бумагу, могли пойти на что-то более полезное. Контакты людей, участвовавших в деловой встрече, всегда можно найти в электронном приглашении, так что и практической необходимости носить с собой визитки нет.

Может ли работодатель ограничивать поведение сотрудников в соцсетях?

Корпоративная этика — монстр, порожденный новым временем, — утверждает, что может. Другой вопрос — поведение в целом или только высказывания, так или иначе затрагивающие сферу интересов компании. Со вторым бороться легко: достаточно попросить сотрудника подписать NDA, соглашение о неразглашении, в котором прямым текстом запрещается обсуждать внутренние дела компании в публичном пространстве. В этом случае под запретом оказываются и многие смежные темы.

Можно ли запретить сотруднику постить рискованные мемы и ругать власть?

Для этого существуют инструкции, циркуляры, регламенты и прочие social media policy, которые рассылает отдел кадров. В том числе в экстренном порядке, когда происходит какой-нибудь PR-скандал или событие, требующее официальной позиции компании. Все подобные документы имеют рекомендательный характер, и в них почти никогда не бывают прописаны санкции. Как правило, такие документы касаются деятельности компании, но иногда в них просят помнить, что ваш образ в социальных сетях могут связать с имиджем компании.

Имеют ли они на это право? Зависит исключительно от того, как составлен документ, который подписал сотрудник. Если вы уверены, что выдержите атаку службы безопасности и HR и сможете аргументированно доказать, что они неправы, — делайте что хотите.

Прилично ли предлагать на бизнес-встрече добавиться в фейсбук?


Ася Соскова
Коуч, эмбодимент-фасилитатор, экс-директор по управлению талантами и организационному развитию Ketchum

Мир меняется с головокружительной скоростью, и компании вынуждены очень быстро вырабатывать новые подходы к общению. На формирование актуального рабочего этикета влияет и развитие технологий, и смена поколений — так, для миллениалов и поколения Z работа и карьера не представляют такой ценности, как для их родителей. Компаниям приходится с этим считаться.

Еще один фактор — доступность информации. Те же соцсети: любой сотрудник может вольно или невольно стать источником инсайда о компании. Поэтому работодатели обращают все больше внимания на прозрачность коммуникаций. Они понимают, что утаивание и обман уже не будут работать. Правда выйдет наружу, и нет никаких гарантий, что информация не утечет дальше в публичное пространство, а это репутационные потери. Подобная ситуация, с одной стороны, помогает выстраивать более доверительные отношения между работодателями и сотрудниками, но с другой, приводит к тому, что появляются специальные кодексы, регулирующие поведение в соцсетях.

Молодые сотрудники — люди того поколения, которое ценит свое свободное время и возможность разносторонне развиваться, знает, что такое эмоциональная гигиена и здоровый образ жизни. Если еще несколько лет назад ЗОЖ — это было только про спорт и питание, сейчас это понятие включает и эмоциональное здоровье: все больше людей понимает, насколько это важно. И работодатели поддерживают стремление к work-life balance, балансу работы и личной жизни: например, в некоторых компаниях договариваются о том, что в выходные и после окончания рабочего дня не пишут письма, а если пишут, то не ждут на них ответа.

Конечно, в таких сферах, как новостные медиа, PR и маркетинг, объективно надо быть на связи 24 часа в сутки, и у людей быстро происходит выгорание. В Великобритании в крупных PR-компаниях недавно начали учить сотрудников распознавать у коллег признаки ментальных проблем. В целом все больше компаний понимают важность эмоционального интеллекта и эмпатии, стараются выстраивать общение исходя из этого принципа. Если раньше, чтобы сохранить рабочее место, люди были готовы терпеть плохое отношение со стороны коллег и боссов, то сейчас половина или даже больше сотрудников — те самые требовательные молодые люди, многие из которых не станут с таким мириться.

Компании начинают понимать, что штатная единица и человек как личность — не два отдельных понятия. Поэтому HR-службы все больше внимания уделяют тому, чтобы налаживать межличностные отношения внутри команд, между руководителями и подчиненными, например, учат правильно давать и принимать обратную связь. Мы не роботы и не функции, и при помощи эмпатии можно создать более качественное общение. В конечном итоге оно положительно влияет и на результаты, так что работодателям это выгодно.

Стоит ли в светской беседе обсуждать диеты и системы питания?

Какое правило тут ни пропиши, поток уже не остановить: обсуждение безглютеновой и кетодиеты, правильного соотношения жиров, белков и углеводов, потери килограммов, режима тренировок — одна из самых популярных застольных тем даже в малознакомых компаниях, даже на деловых ужинах. Популярнее, чем кино, политика, погода и другие спасительные в прошлом темы светских бесед.

Гендер, равенство, семья

Фото: Света Муллари

Прилично ли задавать вопросы о семейном положении?

Надо ли пожимать руку женщинам?

Да, потому что аргументы, почему этого делать не надо, в наше время звучат сексистски — все без исключения. Лучше вовсе отказаться от привычки обходить всех мужчин с рукопожатием — в некоторых офисах это до сих пор ежеутренний ритуал. Ваших коллег женского пола эта привычка может раздражать, а иногда и обижать.

Обязательно ли употреблять феминитивы?

Как обращаться к трансгендерам, транссексуалам и людям, живущим вне бинарной гендерной системы?

Как ни странно, здесь все очень просто: если не уверены, как обращаться к человеку с незнакомой вам гендерной идентичностью, просто вежливо спросите, как он или она предпочитает себя называть.

Надо ли открывать дверь перед женщинами?

Если вы выбираете другой путь, это тоже полностью ваше право, но постарайтесь не швырять женщинам в лицо тяжелые двери и не толкать их в тот момент, когда они самостоятельно пытаются засунуть тяжелый чемодан на багажную полку. На самом деле, если женщине действительно понадобится помощь в силу физиологических особенностей, она ее попросит.


Предмет гендерных исследований — социальные явления, которые выстроены на основании наших представлений о различиях между полами. Этикет в социологии может пониматься как попытка общества создать нормы, правила, которые призваны хотя бы в какой-то степени регулировать отношения между людьми. Но когда следишь за дискуссиями на эту тему, которые сейчас разворачиваются в обществе, возникает ощущение, что универсальное правило современного гендерного этикета — это критичное и рефлексивное отношение к готовым правилам.

Все эти новые движения, критика, конфликты, обиды связаны с тем, что люди постоянно пересматривают вопрос, нужны ли нам вообще правила, насколько мы хотим, чтобы эта сфера и отношения как-то регулировались. То, что отлично подойдет одному человеку, другому не подойдет совсем, с одним человеком можно шутить какие-то шутки, а с другим — нет.

Самый безопасный путь — в каждой ситуации взаимодействия выяснять у вашего партнера, собеседника, коллеги, по каким правилам он в данный момент готов играть. Даже в семейной жизни мы сейчас наблюдаем сдвиг: партнерские отношения теперь регулируются не стереотипами — условно, что женщина должна в 25 выйти замуж и родить первого ребенка и что мужчина должен обеспечивать семью, — а как раз переговорами, договоренностями и обсуждениями.

Читайте также: