Сообщение на тему интонация

Обновлено: 05.07.2024

Всякое высказывание, независимо от его длины, должно быть оформлено как некое целое; и это называют интонацией высказывания или предложения. Интонация - это характеристика речи, которая создается единством взаимосвязанных компонентов: мелодики, тона (высотой голоса, темпа речи, ее интенсивности (громкости, силы произнесения, тембра, а также пауз.

Интонация всегда присутствует в речи, без интонации устная речь невозможна. Нередко интонация во фразе служит единственным средством выражения определенных элементов значения.

Интонация речи, или голосовое поведение, — это форма несловесного общения. Несловесное общение на уровне интонаций голоса означает отделение голосовой информации от информации словесной. Конечно же, между этими двумя типами информации существует разница. Голосовая информация — та часть значения послания, которая теряется, когда речь записывается, а не произносится. Словесная и голосовая части посланий не всегда передают один и тот же смысл или чувство.

Дополнительные сведения могут быть извлечены из чужих слов и добавлены простым изменением интонаций. Такие перемены характеристик голоса могут полностью изменить значение или эмоциональный смысл одной и той же группы слов.

Некоторые люди говорят медленно, громко или отчетливо от природы. Когда эти люди изменяют свои обычные голосовые характеристики, они передают какую-то дополнительную информацию.

Вот основные голосовые характеристики:

2. Ритм — течение, темп и движение голоса. В основе ритмики человеческой речи лежит его природный ритм, который характеризует деятельность организма и в частности дыхание. Насколько процесс дыхания ритмичен, настолько ритмична и человеческая речь.

3. Высота тона — натяжение или расслабление голосовых связок (например, нервный смех); высокий или низкий звук.

4. Громкость — степень громкости или интенсивности голоса.

5. Чистота — четкость артикуляции и выговаривания слов (дикции).

Высота, громкость голоса, его тембр - общие ритмико-интонационные стороны речи.

Экстралингвистикой называют включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

Такими средствами регулируется интенсивность речи, ими заменяются языковые средства общения, они дополняют, замещают, подтверждают или противоречат речевым высказываниям, выражают эмоциональные состояния говорящего. Различные ученые в оценке точных цифр расходятся, но более или менее можно утверждать, что с помощью вербальных средств общения передается около 7 % информации, звуковых средств и интонации - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Поэтому, не столько важно, что говорится, а то, как это делается.

Сам голос содержит в себе много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, местность проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Что несет в себе интонация?

В разных ситуациях мы говорим по-разному (скороговорка — это одно, а чтение доклада — другое, но помимо этого, интонация каждого человека индивидуальна, почти как отпечаток пальца. Благодаря этому, а не только тембру, мы мгновенно узнаем в телефонной трубке голос позвонившего нам знакомого.

Но хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. То, как человек что-то произносит, может иметь большое влияние на то, какой смысл он вкладывает в слова. В качестве примера можно привести сарказм — прием, когда информация, передаваемая интонациями голоса, имеет далеко не тот смысл, который несут слова.

Очень тесная связь, которая существует между интонацией и смыслом предложения, делает ее одним из важнейших элементов коммуникации. Для понимания предложения не обязательно точное узнавание всех его слов. Контекст зачастую помогает восстановить в уме нерасслышанное слово, и если даже это "восстановление" не происходит, все равно понять предложение в целом вполне возможно. Безусловно, интонация играет в этом непоследнюю роль.

В интонации различаются два аспекта: первый можно определить как коммуникативный, поскольку интонация нам показывает, является ли высказывание, например, законченным или незаконченным, содержит ли оно вопрос, восклицание и т. д. Второй можно назвать эмоциональным, оно состоит в том, что в интонации заключено определенное чувство, которое отражает эмоциональное состояние говорящего, намерение определенным образом воздействовать на собеседника и т. п.

То, как в беседах человек изменяет любую из голосовых характеристик, может значительно изменять чувства или эмоциональный план послания. Далее приводится примерный анализ чувств и эмоций, которые могут передаваться простыми изменениями голосовых характеристик.

Раздражение — большая громкость, порывистость речи, неравномерная интонация. Скука — средняя или низкая громкость, тягучесть, немного замедленный темп, нисходящая интонация, отсутствие четкости. Нетерпение — повышенный тон, оживленность речи, быстрый темп. Радость — большая громкость, быстрый темп, восходящая интонация. Изумление — восходящая интонация. Печаль — малая громкость, плавность, небыстрый темп, нисходящая интонация, нечеткость, мягкий и приглушенный голос. Недоверие — высокий тон, протяжная речь.

Таким образом, интонация несет в себе огромную смысловую нагрузку, беря во внимание оба вышеизложенных аспекта. Чтобы распознавать значение интонаций собеседника чаще всего человек не прикладывает особых усилий, однако если тщательней прислушаться к ним, можно услышать изменения в голосе, на которые влияют психофизическое состояние человека и точнее понять его настроение, самочувствие, присутствие волнения и др.

Проблемы в исследовании интонации

Среди ученых-лингвистов распространено мнение, что интонация - вещь субъективная, потому что у каждого человека во время речи она разная. Например, один и тот же текст различные актеры или артисты читают совершенно по-разному, и эта разница в прочтении может быть весьма существенной. Однако различное чтение оказывает влияние на осмысление текста. Различия в интонировании одного и того же текста является следствием различного понимания его различными людьми. Одно и то же предложение может быть произнесено с абсолютно разной интонацией. И при этом оно каждый раз будет менять свое эмоциональное и смысловое содержание.

Некоторые исследования говорят о том, что формы и виды выражения эмоций являются общими для всех людей. Однако существуют факты, свидетельствующие о том, что интонация одних и тех же чувств может различаться у народов с разными языками. Когда мы слышим иноязычную речь (даже при хорошем знании нужного языка, от нас могут ускользать тонкие оттенки смысла, которые передаются нам незнакомыми интонационными средствами. Общеизвестно, как иногда бывает трудно, например, понять на чужом языке шутку или иронию, а также выразить оттенки таких чувств как удивление, раздражение, или же доверие, недоверие и т. д., которые чаще всего передаются только интонацией. Ни для кого не секрет, что труднее всего иностранцы улавливают именно интонацию.

Исследуя интонацию, противопоставляя ей лексико-грамматические средства, лингвисты приходят к весьма интересным выводам.

Кроме этих трудностей, неизбежно встающих при исследовании интонации, нужно упомянуть еще и такие, как зависимость интонационных характеристик высказывания от индивидуальных особенностей говорящего, таких как его настроения, состояния здоровья, от того, в какой ситуации происходит разговор, какой тип речи — монолог или диалог — реализуется в данной конкретной ситуации.

Поэтому, принимая во внимание все эти проблемы, трудно классифицировать огромное количество голосовых колебаний и тонкостей в интонации, учитывая, что в каждой языковой среде они могут восприниматься по-разному, и трудно, чтобы все люди воспринимали одну и ту же интонацию однозначно.

Интонация – способ управления людьми?

Самое важное в искусстве речи - это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение.

Когда мы общаемся с людьми, чтобы передать им свое отношение к ним или к обсуждаемому вопросу, существует множество способов. Например, выразить свою признательность или неприязнь партнеру мы можем мимикой лица, жестом руки, позой, молчанием, словом, действием и, конечно, интонацией. Когда нам необходимо передать человеку свое настроение, мы не задумываемся, какой из этих способов выбрать. Подсознательно мы сами выбираем всегда понятное собеседнику действие. А когда мы говорим, наши слова сопровождает определенная интонация, которая способна выполнять последовательно или одновременно несколько функций. Например, интонацией можно выразить свою готовность к активным поступкам, можно продемонстрировать свое превосходство, а можно усыпить бдительность партнера.

Интересно, что нас с детства учат ходить, говорить, петь и рисовать, но совсем не учат управлять своими интонациями. Умение это как-то само приходит к нам, поэтому, возможно, мы не пытаемся его развивать и улучшать. Скорее всего, зря, ведь интонацию сегодня специалисты считают мощным коммуникативным средством.

Попадая под влияние интонаций коварного партнера, мы можем выполнять вопреки своему желанию чужую волю. Опытные переговорщики, интеллектуальные мошенники давно уже сделали интонацию своим стратегическим оружием.

Немногим нравится, когда другие люди на них кричат или унижают, говоря с ними соответствующим тоном. Резкость, раздражительность и обращение свысока — вот лишь некоторые из видов отношений, крайне легко передающиеся с помощью интонаций, и которые помимо нашей воли легко овладевают нами. Интонации вашего голоса должны быть приятными, радостными, дружескими и открытыми без каких-либо попыток подчинения или убеждения. Часто они оказывают большее воздействие, чем произнесенные вами слова. Хорошим примером является общение с животными. Животное примет пренебрежительное замечание, если оно произнесено дружественным тоном, но прореагирует отрицательно, если положительные замечания высказать недовольным тоном. Как ни удивительно, но люди мало отличаются в этом смысле от животных.

Чтобы добиться внимания слушателей и иметь убедительную силу в своих высказываниях, безусловно, нужно уметь говорить уверенным голосом. Для этого необходимо добиться сильного, глубокого голоса, говорить ясно и отчетливо, проявлять энтузиазм, выбрав соответствующие высоту тона, громкость и модуляцию, менять голосовые характеристики, делая так, чтобы слушать было интересно, то есть не говорить монотонным голосом, а также говорить в естественной манере и свободно.

Из этого можно сделать вывод, что многие, кто рассчитывает повлиять на чье-то решение или же отношение, думают в первую очередь о словах, которые они скажут. Однако, прежде всего, нужно подумать о том, как их произнести и какими действиями их необходимо сопровождать. Поэтому результат влияния зачастую зависит от того, насколько умело использованы субъектом соответствующие средства - как невербальные, так и вербальные.

Заключение

Речь без интонации абсолютно невозможна, интонация выражает психо-эмоциональный фон человека в момент произнесения слов и является незаменимым средством самовыражения, ибо даже некоторые средства словесности (такие как ирония например) потеряли всякий шанс на существование. Коммуникативность и эмоциональность интонации делает ее незаменимым инструментом в невербальном общении, оправдывая поговорку о том, что важно не то, что ты произнес, а то, как ты это сделал.

Речевая интонация являет собой очень сложную структуру различных голосовых инструментов, сочетающихся между собой во время произнесения словесных конструкций, которые человек сам субъективно и чаще всего неосознанно выбирает, выражая тем самым своё внутреннее отношение к произносимым словам или же к собеседнику, поэтому ее роль в системе коммуникаций между людьми очень велика, однако трудна в изучении. Интонационные колебания сложно классифицировать, ее особенности различны в разных языковых средах, однако люди без труда распознают по ней психические состояния собеседников, будто в подсознании у них есть невидимые подсказки. Безусловно, это помогает посылать и получать колоссальные потоки информации, значимость которых можно оценить, сравнив устную речь с той же, но записанной на бумаге. Из этого можно сделать вывод, что управляя интонацией голоса, возможно контролировать треть доносимой вами информации до слушателей, что не может не пригодиться в жизни каждого человека.


Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения синтаксических значений и эмоциональной окраски. Данное фонетическое средство языковой выразительности позволяет выражать настроение говорящего и его отношение к собственному высказыванию.

Место интонации в речи

Интонация играет важную роль в устной форме языка. Интонация отличает устную форму от письменной своей выразительностью и неповторимостью.

В письменной форме речи интонация передается с помощью знаков препинания.

С помощью интонации человек может выражать конкретные эмоции, а также воздействовать на слушателя.

Во многом интонация характеризует самого говорящего. С помощью интонации в различных ситуациях общения можно определить отношение говорящего к высказыванию, обозначить его настроение.

Одно и то же выражение с помощью интонации можно произнести по-разному: с настроением грусти, радости, неудовлетворенности и др.

Основные элементы

Ударение (выделение слога в слове и слова в предложении), пауза (перерыв в звучании голоса), тембр (звуковая окраска) и темп речи (скорость произнесения) – основные компоненты интонации, способные придать высказыванию разнообразие, яркость и выразительность. Именно эти элементы позволяют с наибольшей точностью сказать, что такое интонация.

Типы интонации

Существует несколько типологий интонации:

Что мы узнали?

Интонация

Тема нашего нового урока – интонация. Мы уже имеем достаточную базу знаний, чтобы разобраться в ней. На предыдущих уроках мы поняли, как работает голос и как влиять на его основные характеристики. А также достаточно подробно изучили различные аспекты правильной дикции и артикуляции.

Цель урока – научиться интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в своей речи, обозначать окончание одной мысли и переход к следующей.

Мы изучим различные виды интонирования и научимся применять их на практике.

Содержание:

Цель занятия понятна, поэтому переходим к уроку.

Виды и функции интонации

Для начала разберемся, что же такое интонация. С теоретической точки зрения это некий комплекс просодических характеристик произнесения, которые помогают влиять на смысл речи. Просодия – это наука, которая изучает модификации характеристик голоса во время речи, а именно тон, громкость, темп, ритм и тембр голоса. Напомним, что характеристики голоса мы изучили на прошлых занятиях.

С практической точки зрения интонация – это гораздо более сложное взаимодействие взаимосвязанных компонентов, когда тон, громкость, темп, паузы и тембр реализуются в речевых конструкциях и несут смысловую и эмоциональную нагрузку. Таким образом, интонация – это комплексная характеристика, включающая в себя множество элементов, которые мы разберем чуть позже.

Уточним, что просодия как раздел фонетики изучает, помимо всего прочего, такие особенности произношения как придыхание, глоттализация (сужение/закрытие голосового отверстия), палатализация (смягчение согласных поднятием спинки языка), тип примыкания согласного к гласному (слоги), прочие дополнительные аспекты звукоизвлечения. Конечно, они влияют на интонирование, однако интонация – намного более широкое понятие, чем результат применения того или иного приема артикуляции.

Ввиду того, что наш курс носит прикладной характер, мы сделаем упор на практику. Теорию расскажем вкратце, чтобы у нас с вами было единое понимание используемых в курсе терминов. Начнем с интонем, т.е. типов интонационных средств.

Типы интонем:

Тем, кто захочет вникнуть в тему интонирования поглубже, следует иметь представление о классификации интонем, принятой в науке.

Разновидности интонем:


Все это многообразие конструкций можно свести к трем простым средствам организации речи при помощи интонации.

Базовые виды интонации:

  • повествовательная;
  • вопросительная;
  • восклицательная.

Ключевое слово – базовые, потому что, как мы уже видим, восклицание может означать согласие или несогласие, вопрос может нести в себе отрицание, а уж количество оттенков интонаций в повествовательных предложениях и вовсе не поддается исчислению. Это позитивные и негативные эмоции, радость и грусть, счастье и печаль, и многое другое. Так, у интонации очень много функций.

Функции интонации:

  • Синтаксическая – формулировка мыслей с их оформлением в интонационные группы. Так мы говорим большую часть времени в обычном режиме.
  • Семантическая – коммуникативная организация фразы, членение фразы интонацией на смысловые части.
  • Экспрессивная – выражение собственных эмоций и их силы, воздействие на эмоциональную сферу слушателей.
  • Эвфоническая – обеспечение благозвучия фразы путем деления на соразмерные фрагменты, баланса более громких и тихих отрезков фразы.
  • Стилистическая – приведение речи к тому или иному стилю.

Стилистическую функцию в отдельную категорию выделяют весьма условно, потому что она, так или иначе, является синтаксической, т.е. предназначена для передачи неких сведений или информации. Однако, согласитесь, что диктор в телевизионных новостях подает информацию несколько иначе, чем преподаватель в университете. А сказку на ночь 3-летнему малышу вы будете читать совсем по-другому, нежели рассказывать какой-нибудь случай из жизни 10-12-летнему ребенку.

Есть и другие определения интонации. Например, подразделение на интонацию завершения, выделения, перечисления, предупреждения, пояснения и разделения, а также звательную интонацию. Думается, из этих названий вполне понятно, о чем идет речь.


Другими словами, разные виды и функции интонации реализуются разными способами. Поэтому рассмотрим основные элементы интонирования подробнее.

Основные элементы интонирования

Мы уже начали говорить о способах реализации различных видов и функций интонации, кода рассматривали разновидности интонем. Как вы поняли, добиться того или иного эффекта можно за счет корректировки того или иного элемента интонирования. Далее мы продолжим тему интонационных конструкций и рассмотрим ее отдельные элементы.

Высота или тон звука (выше-ниже)

Итак, повествовательной речи свойственно ровное и спокойное произношение слов и фраз. Речь течет плавно, голос иногда чуть повышается, иногда слегка снижается, однако в целом впечатление от такой речи ровное.

Для вопросительных фрагментов речи характерно повышение тона голоса в начале и понижение к окончанию вопроса. Для восклицания все строго наоборот: тон повышается ближе к окончанию фразы. Если вопрос или восклицание вставить между смысловыми фрагментами речи, удерживать внимание аудитории можно практически до бесконечности. Точнее, до звонка с урока или лекции, т.к. на конференциях и прочих мероприятиях доклады длиннее 30 минут уже давно не практикуются.

Поэтому, если вы научитесь управлять интонацией и удерживать внимание зрителей полчаса – считайте, что эту тему вы освоили. Предвидим вопрос по поводу модных нынче онлайн-стримов, длящихся, как правило, заметно дольше часа.

Так что костяк доклада вписывается в те же полчаса, которые, конечно же, должны быть отработаны, отрепетированы или, как минимум, хорошо продуманы. Тогда, если вы уже справились с постановкой голоса, этого будет достаточно для успешного стрима. В общем, вы поняли, что нам одинаково нужен и высокий, и низкий голос.

Темп (быстрее-медленнее)

Для каждого типа и вида интонемы, каждого вида и функции интонации важно подобрать адекватный темп речи. Студенты не будут понимать преподавателя, если он возьмет ровный повествовательный тон без скачков вверх-вниз, но начнет говорить очень быстро. А если речь будет слишком медленной, они и вовсе уснут.

Сила звука (тише-громче)

Как вы заметили, к данной характеристики речи даже нет парной противоположности. А все потому, что ритмичность имеет важнейшее значение для восприятия речи. Это с громкостью и высотой можно поэкспериментировать, а вот если вы постоянно сбиваетесь с ритма, вам никакие ухищрения не помогут сделать речь красивой и хорошо воспринимаемой.

Под ритмом подразумевается регулируемая последовательность каких-либо характеристик речи. Например, длинных и коротких предложений, логических ударений и безударных конструкций. Так, 5-6 длинных запутанных предложений подряд способны убить интерес аудитории даже к самой интересной теме. Слова-паразиты и неуместные паузы делают речь рваной и тяжело воспринимаемой, даже если оратор говорит дельные вещи.

Тембр

Тембр – важнейшая физическая характеристика голоса. Многие даже сравнивают тембр с отпечатками пальцев в том смысле, что тембральная окраска голоса каждого человека уникальна и индивидуальна. Тембр важен для адекватного интонирования не меньше, чем все остальные голосовые характеристики.

Значит ли это, что возможности интонирования при помощи тембра ограничены природной данностью? Вовсе нет! Ранее мы рассмотрели тему раскрытия резонаторов: грудного, головного, носового, ротового. Так вот, если продолжить работу над резонаторами и их соединением на постоянной основе, можно добиться впечатляющих успехов в управлении собственным тембром. Напомним, что нам дает соединение резонаторов:

1 объемное и мощное звучание голоса;
2 отличную слышимость в аудитории любого размера;
3 возможность перенастраивать голос по ходу выступления;
4 возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.;
5 больше возможностей для интонирования и выразительности речи;
6 больше возможностей для обогащения индивидуального тембра;
7 возможность сгладить переходные ноты (для певцов).

Напоминаем также, что весь пройденный материал подлежит регулярному повторению вплоть до полного усвоения, а упражнения следует делать ежедневно, пока не увидите результат. Впрочем, некоторые элементы не требуют особых усилий, но способны добавить выразительности вашему интонированию.

Паузы

Даже если вы далеки от актерской профессии, вы вполне можете позволить себе короткие паузы и короткие мимические жесты – движения бровями, поворот головы, взгляд вверх или вниз. Не делайте паузу длиннее, чем та, которую вы в состоянии заполнить. Это дается тренировками, и со временем вы сможете запланировать нужное количество пауз для собственного отдыха без потери внимания аудитории.

Ударения

Использование логических ударений также не требует супер навыков. Единственное ограничение: их не должно быть сильно много, иначе слушатели не поймут, что же самое главное в вашем выступлении. Хотя изредка можно пользоваться и таким приемом как логическое ударение на каждом слове в предложении.

Интенсивность

Эмфатическая долгота

Мелодика

И, наконец, мелодика речи. С научной точки зрения под мелодикой следует понимать изменения во времени частоты основного тона. Другими словами, нужно не просто вовремя сделать то или иное слово или высказывание выше или ниже, но и постараться, чтобы такие подъемы и спуски сливались в единую гармонию звучания. Это также нарабатывается тренировками, а о том, как это тренировать и нарабатывать, мы поговорим дальше.

Как тренировать способность к интонированию

Тренировать способность к интонированию можно с помощью специальных упражнений, которые широко практикуются на актерских курсах и факультетах. К слову, очень многие навыки актера нам могут пригодиться в обычной повседневной жизни. Самая простая тренировка на интонирование – это чтение вслух стихов с выражением. Просто это потому, что стихотворение всегда имеет свой ритм, поэтому вам будет легче контролировать интонацию.

Чтение стихов

Обязательно делайте глубокий вдох в нижнюю часть легких, следите, чтобы не поднимались плечи, а бока и живот оставались раздутыми на протяжении всей строчки. Не выпускайте резко весь воздух на первых же словах строчки – это навредит четкости речи. К тому же вам может не хватить дыхания на всю строчку, а пауза в нелогичном месте для добора воздуха испортит мелодику речи и общее впечатление от вашего чтения стихотворения вслух.

После Есенина и Маяковского можно перейти к любимым авторам или тем стихотворениям, которые вы изучаете в школьном курсе русской литературы и должны будете сдавать (читать вслух) на оценку. Такая тренировка улучшит не только вашу речь, но и успеваемость.

Тот же совет можно дать людям, которые работают над развитием голоса с целью научиться петь. Каждый разбор новой песни следует начинать с того, что просто прочитать песню, как стихотворение, т.е. без музыки, не пытаясь петь. В принципе, любая песня – это стихи, положенные на музыку, так что затруднений быть не должно.

Следующим шагом будет отбивание ритма при чтении стихотворения. Это позволит работать над интонированием комплексно, тренируя все его аспекты, включая темп и ритм. Можно хлопать в ладоши, можно отбивать ритм по столу. Главное, чтобы вы поймали ощущение ритма и больше его не теряли.

Далее нужно усложнить задачу и попробовать сохранить найденный темп, ритм и прочие компоненты интонации, читая стихотворение с карандашом в зубах. Не напрягайте челюсть, не стискивайте зубы – просто расслабьте мышцы челюсти, положите между верхними и нижними зубами карандаш и начинайте читать стихотворение.

Чтение текстов

Чтение текстов вслух следует начинать тренировать после того как вы стали понемногу справляться со стихами. Дело в том, что в стандартном тексте у вас не будет подсказки в виде рифмы, позволяющей быстро вписаться в темп и ритм и найти нужную интонацию. Интонацию вам предстоит задать самостоятельно, и в этом, собственно, и есть смысл упражнения.

Кстати, насчет учебника – это очень хороший лайфхак для молодых родителей, еще не закончивших вуз. Вы вполне можете читать с выражением своему малышу перед сном любой учебник, который вам нужно одолеть к сессии. Смысл совсем маленькие детки пока не понимают, а вот интонацию улавливают отлично. Так что и ребенка успокоите, если он вдруг взялся плакать, и сами не отстанете от учебной программы из-за пополнения в семье и возросшего количества связанных с этим хлопот.

Имитация эмоций

И, наконец, когда у вас начали получаться все предыдущие упражнения, можно взять любой хорошо знакомый вам текст, с которым вы успели плотно поработать, и читать его вслух с выражением разных эмоций. Это может быть стихотворение или песня, рассказ или учебник по сопромату, да даже любая из скороговорок, ранее отработанных вами.

Ваша задача – при чтении изобразить поочередно все базовые эмоции, такие как радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, волнение и прочие. Для контроля записывайте себя на видео. У людей, далеких от актерской профессии, изображаемые эмоции, к их удивлению, оказываются на удивление похожими, и отличить в их исполнении отвращение от гнева практически невозможно.

Если это ваш случай, попробуйте более активно артикулировать звуки. Если окажется, что вы не вполне себе представляете, как изображать ту или иную не свойственную лично вам эмоцию, можно лишь посоветовать внимательно смотреть фильмы, чаще ходить в театр и обращать внимание на соотношение мимики и изображаемых актерами эмоций. Со временем вы накопите хороший багаж знаний и без труда сможете воспроизвести нужную вам эмоцию.

К слову, такой же подход можно попробовать, если у вас вызвал затруднение совет имитировать интонации персонажей из классической литературы. Если вы будете больше читать, то быстрее сориентируетесь, чьи интонации вы хотели бы освоить и научиться имитировать. А если вы будете чаще бывать в театре, вы наглядно увидите и услышите, как это делать.

Желающим поработать над английским произношением можно посоветовать книгу Intonation of colloquial English [J. O’Connor, G. Arnold, 1978]. Заметим, что в русском и английском языках интонирование имеет определенные отличия, даже когда фраза переведена точь-в-точь и другие толкования невозможны:


Сет Риггс ставил голос многим известным звездам шоу-бизнеса: Мадонне, Хулио Иглесиасу, Стиви Вандеру, Майклу Джексону и другим. И если вы тщательно проработали все ранее рекомендованные в нашем курсе упражнения, вам будут по силам те упражнения повышенной сложности, которые Сет Риггс давал своим звездным ученикам, покорившим весь мир.

Подведем итоги. На сегодняшнем уроке мы изучили различные виды интонирования и поняли, как применять их на практике. Кроме того, мы разобрались, как правильно интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в нашей речи. Осталось проверить, как вы поняли урок, и можно переходить к следующему!

Тест на усвоение материала урока

Что такое интонация? Как расшифровывается и что обозначает данное понятие?

Интонация — это совокупность речевых элементов для придания высказыванию смысловой нагрузки и эмоциональной окраски. Ее называют музыкой речи. И неслучайно. Трудна для восприятия монотонно звучащая, не разделенная паузами, речь.

Как мерный стук дождя за окном, она убаюкивает. Чтобы донести до слушателя смысл высказывания, речь должна содержать все богатство интонации, ее мелодию.

Что такое интонация в русском языке

Как видно из определения, интонация речи состоит из элементов.

Основные элементы интонации

Мелодика речи

Мелодика речи

Повышением и понижением голоса одной и той же фразе можно придать разный смысл: утверждение, вопрос, восклицание. Сравните типы интонаций:

  • Тебе понравилось его выступление. Ровный тон снижается к концу предложения. Это — утверждение.
  • Тебе понравилось его выступление? Вопрос звучит более высоким тоном в начале и пониженным — в конце.
  • Тебе понравилось его выступление! В восклицании перепад тона не такой явный, как у вопроса, но это и не повествовательная манера.

Повышением тона можно выделить отдельное слово в восклицательном или вопросительном предложении, например, для уточнения информации:

  • Тебе понравилось выступление?
  • Тебе понравилось выступление! (для более яркой констатации факта).

Из примера видно, что акцент на разных словах меняет смысл всего предложения.

Ритм речи

Паузы и чередование ударных и неакцентированных слов создают ритм. Это хорошо видно в поэзии.

Ритм речи в стихах

Ритм — это также выделение голосом ударных слогов в словах, когда они произносятся протяжно или более громко. Например, команды “налЕЕЕво, крУУУгом”.

Владея ритмом речи, можно создавать определенное настроение у своего слушателя. Достаточно сравнить бравурные марши и задушевные колыбельные, чтобы понять это.

Увеличивая ритмичность речи, мы активизируем нервную систему и:

  • побуждаем к действию;
  • приводим в тонус;
  • более убедительно подаем важную информацию;
  • отдаем команды.

При снижении ритма, наша речь становится мягкой, плавной благодаря эмоциональной составляющей. И тогда мы:

  • без труда устанавливаем душевную близость;
  • создаем лирическое настроение;
  • читаем сказки и поем колыбельные;
  • снижаем напряжение у аудитории.

Тембр речи

Тембр речи

Речь, не согретая чувством, не затронет слушателя, не коснется струн его души. Это касается даже сугубо деловых выступлений, когда докладчик, периодически отступая от темы, общается с аудиторией.

По тембру речи угадывается отношение человека к предмету разговора, его компетентность, настроение.

С помощью слов, насыщенных эмоциональным содержанием, можно легко донести не только свои мысли, но и выявить подтекст сказанной фразы.

Интонация выявляет подтекст

Таким образом, основные элементы позволяют интонации выполнять следующие функции в русском языке:

Функции интонации в русском языке

Темп речи

Темп во многом зависит от свойств личности. Характер, темперамент человека сказывается на его манере говорить. Быстрая, энергичная или медленная, обстоятельная — у каждого оратора своя манера и своя аудитория. Но умение использовать разную скорость произнесения слов и фраз относится к основным навыкам ораторского мастерства.

Темп речи

Интенсивность речи

Интенсивность, или сила звучания, определяется работой мышц речевого аппарата. Громкость голоса может быть разной, например, при выступлении на митинге и на школьном уроке. Варьируя силой голоса, используя умение говорить и громко, и тихо, можно выделять наиболее важные моменты в своей речи.

Развитие силы голоса

Логическое ударение и паузы

Ударения необходимы для подчеркивания главных по смыслу слов. Сделать это можно изменением тона, силы звучания, ослаблением темпа или же паузой. Ударение делает речь понятной и облегчает восприятие.

Логическое ударение

Паузы делят речевой поток на отдельные смысловые фразы. Чрезмерное количество пауз, как и их отсутствие, делает непонятной мысль, которую хотят донести до слушателя.

Виды интонаций в русском языке

Какие интонации бывают? Она может быть повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Для повествования характерен выдержанный тон, произношение с легким повышением и понижением голоса в процессе повествования.

При вопросе голос повышается в начале фразы и снижается по завершении, либо делается акцент на одном слове независимо от его местоположения в предложении.

Восклицание определяется повышением тона в конце высказывания и яркостью эмоциональной окраски.

Виды интонации

Интонация в музыке

Посредством музыкальных звуков, используя тон, силу звучания, темп, ударения, паузы, ритм, можно образно передать всю гамму чувств и переживаний героев. И не только. Самые разные движения — тоже. Например, спотыкающийся шаг, крадущаяся походка. А стук дождя или порывы ветра! Это все музыкальная интонация!

Значение слова “интонация” в музыке отличается от понятия “интонирование”.

Интонация в музыке

Интонирование — это верное воспроизведение тона при пении или игре на музыкальном инструменте.

В более общем понимании интонирование — это производная, обозначающая использование интонации в своей речи или при исполнении чего-либо.

Интонация в литературе

Интонация в литературе — это умение выразить в словах чувства и переживания героя.

Интонация в литературе

Интонация — это язык чувств и наше отношение к окружающим, это мажор и минор нашего настроения, это разноцветная палитра нашего восприятия, переданная в речи, музыке, литературе.

Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.

Шепот

Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.

Интонация – это.

Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.

Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.

Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.

Определение

Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.

Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Виды

Какие бывают предложения по интонации

Вместо заключения

Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.

Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.

Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.

То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Без интонации даже самая умная речь будет казаться монотонной и скучной, да человек и не может говорить без интонаций, хотя читать с выражением стихи не каждому дано.

С помощью интонации можно передать даже больше информации, чем через слова. Но, важно чтоб собеседник был расположен воспринять посыл.

У родителей часто в общении с детьми и дома, и на улице одна интонация — крик. Это очень печально. Я вот вспоминаю, как повышала голос на сына, и мне стыдно(((

Чтобы интонация была, нужно точно понимать суть того о чем говоришь, ну и верить в то о чем говоришь.

Читайте также: