Сообщение о народе челябинской области

Обновлено: 30.06.2024

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района Республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Капова (Шульган-Таш), расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Рисунки в Каповой пещере

Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.

Коренные народы Урала

Вогулы (манси)

Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе - в 1732, более позднее - в 1751.

После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.

Манси

Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.

Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.

Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.

С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.

Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.

Коми (зыряне)

Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.

Коми-зыряне

Коми-пермяки

Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.

Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.

Выделяется две обособленные группы коми-пермяков - язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская - зюздинская.

В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.

Коми-пермяки

Коми-язьвинцы

Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве (Красновишерский район Пермского края). Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.

Башкиры

Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала. Формирование современного башкирского народа (со своим самоназванием "баджгард", "башкурт") началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.

В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.

Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – город Уфа.

Башкирка. Фото С.М. Прокудина-Горского

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Марийцы

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они составляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки - Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар - укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов - чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы. Самая многочисленная - в Нагайбакском районе Челябинской области (около 10 тысяч человек). Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.

Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали в том числе село Париж. Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы

Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.


Хотя самый крупный этнос в Челябинской области - русские, этот народ не коренной: первые поселения русских возникли на Южном Урале только в конце XVII века в бассейне реки Теча.

А вот башкиры – это коренной народ, как и казахи. В Челябинской области несколько районов, где преобладает башкирское население: Аргаяшкий, Кунашакский, Каслинский, Кизильский. Казахи же появились раньше, чем русские, в степных районах Южного Урала. Там они присутствуют почти во всех населенных пунктах, но есть деревни в Кизильском и Нагайбакском районах, где они составляют большинство.

В десятку преобладающих на Южном Урале народов входят украинцы – потомки украинских переселенцев конца XIX – начала XX века, а также немцы, белорусы, армяне – они рассредоточены по всей территории. Довольно много и представителей мордвы. В Уйском районе есть мордовское село Гусары, также существует казачий мордовский населённый пункт – Кулевчи в Варненском районе, много их в Троицком, Чесменском и Верхнеуральском районах.

– Десятку наиболее крупных этносов замыкают нагайбаки – этот народ компактно проживает только в Челябинской области. В основном это Нагайбакский район – Фершампенуаз, Париж, часть в Чебаркульском районе, а также в Уйском: Варламово, Попово, Лягушино, Болотово, Краснокаменское. Они говорят на языке, который с точки зрения лингвистики считается татарским, хотя сами они предпочитают называть его нагайбакским. По вероисповеданию нагайбаки православные, и до революции были в составе оренбургсокго казачьего войска, – рассказал доцент, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко.

Каждый народ самобытен, люди помнят и чтят свои национальные обычаи и традиции.

ТЕМА : НАРОДЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ОБЫЧАИ.

Описание презентации ТЕМА : НАРОДЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ по слайдам

ТЕМА : НАРОДЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ОБЫЧАИ.

ТЕМА : НАРОДЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ИХ ОБЫЧАИ.

Сегодня в Челябинской области проживают люди 152 национальностей…. Все население 3603339

Сегодня в Челябинской области проживают люди 152 национальностей…. Все население 3603339 Русские 2965885 Татары 205087 Башкиры 166372 Украинцы 76994 Казахи 36219 Немцы 28457 Белорусы 20355 Мордва 18138 Чуваши 9483 Нагайбаки 9087 Армяне

 Русские Русский народ отличается богатой культурой,

Русские Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальные праздники: Новый год, Крещение, Масленица, Пасха, Святки. Национальные блюда: 1)горячее (щи, похлебка, уха); 2) холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина); 3) жаркое (мясо, птица); 4) тельное (отварная или обжаренная горячая рыба); 5) пироги (несладкие), кулебяка; 6) каша (иногда подавали со щами); 7) пирожное (сладкие пироги, пирожки); 8) заедки. • Особенности быта: Деревянный бревенчатый дом, русская печь, рушник, красный угол, балалайка, ухват, коромысло.

 Башкиры Башкирский народ обладает одной удивительной особенностью,

Башкиры Башкирский народ обладает одной удивительной особенностью, которая отличает его от многих других народностей. Создается такое ощущение, что каждый башкир с молоком матери учится чтить свои традиции. Национальные праздники: Курбан Байрам, Ураза Байрам, Каргатуй, Сабантуй. Национальные блюда: Бешбармак, каклаган, тукмас, тутырлган-таук, кумыс. Особенности быта: Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках была ещё распространена войлочная юрта ( тирмә ). В домах у башкир бала посуда из кожи животных, в ней было удобнее перевозить кумыс (кислое молоко лошади). Из дерева были кадки, скалки, лопаточки, чаши для масла и меда, круглые большие блюда для подачи картофеля или гуся. Корыто, в котором стирали белье или кормили животных. Из бересты изготавливали кузова для ягод. Посуда из железа нужна была для приготовления пищи на огне — это котел и самовар. Печь в доме была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом доме можно увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду, одежду. Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг которой садились гости. Башкирский народ известен своим гостеприимством.

 Казахи Национальные праздники: одним из самых крупных

Казахи Национальные праздники: одним из самых крупных был Наурыз или Новый Год (22 марта). Весной также отмечался праздник, связанный с перемещением аула с зимней стоянки на летнюю, а осенью отмечалась перекочевка на прежнюю стоянку. Праздник разговения (ураза айт), праздник жертвоприношения (курбан айт). Национальные блюда: сый-аяк — пиала почета, молочные сливки – каймак, самса — пирожки с мясом, пуктермет — пирожки с субпродуктами, каусырма — особого рода чебуреки, куырдак — горячее жирное жаркое из бараньих печени, почек, сердца, легких и курдючного жира, шубат из верблюжьего молока или кумыс из кобыльего молока , бесбармак , кой-бас — отварная баранья голова, лепешки ак-нан , бульон — сорпу , наурыз коже — каша из семи видов зерна и сумалак — варево из проросшей пшеницы. Особенности быта: Юрта, Степные зергеры, Пиала, Национальная одежда казахов, Тюбетейка, Саукеле, музыкальные инструменты: домбра, кобыз, названия для профессий и положения в обществе: Акын, Бий, Жырау, Каган, Хан, Батыр.

Наш край величавый, с петровских времён Ты светом великих побед озарён, Священным металлом, рукой

Наш край величавый, с петровских времён Ты светом великих побед озарён, Священным металлом, рукой трудовой, Веками ты служишь России родной. Озёр твоих синих, лесов и полей Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей. Надежда России, её часовой, Хранишь ты любимой Отчизны покой. Тобой мы гордимся, тебе мы верны, Наш Южный Урал – честь и слава страны. (В. Алюшкин)

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Народы Челябинской области и их обычаи. Оболдина Татьяна Валерьевна

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема : Народы Челябинской области и их обычаи. Оболдина Татьяна Валерьевна

Тема : Народы Челябинской области и их обычаи. Оболдина Татьяна Валерьевна

Сегодня в Челябинской области проживают люди 152 национальностей…. Все населе.

Сегодня в Челябинской области проживают люди 152 национальностей…. Все население 3603339 Русские 2965885 Татары 205087 Башкиры 166372 Украинцы 76994 Казахи 36219 Немцы 28457 Белорусы 20355 Мордва 18138 Чуваши 9483 Нагайбаки 9087 Армяне 8601

Русские Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями.

Русские Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Национальные праздники: Новый год, Крещение, Масленица, Пасха, Святки. Национальные блюда: 1)горячее (щи, похлебка, уха); 2) холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина); 3) жаркое (мясо, птица); 4) тельное (отварная или обжаренная горячая рыба); 5) пироги (несладкие), кулебяка; 6) каша (иногда подавали со щами); 7) пирожное (сладкие пироги, пирожки); 8) заедки. Особенности быта: Деревянный бревенчатый дом, русская печь, рушник, красный угол, балалайка, ухват, коромысло.

Татары Татары являются вторыми по численности народом в РФ после русских. На.

Башкиры Башкирский народ обладает одной удивительной особенностью, которая о.

Башкиры Башкирский народ обладает одной удивительной особенностью, которая отличает его от многих других народностей. Создается такое ощущение, что каждый башкир с молоком матери учится чтить свои традиции. Национальные праздники: Курбан Байрам, Ураза Байрам, Каргатуй, Сабантуй. Национальные блюда: Бешбармак, каклаган, тукмас, тутырлган-таук, кумыс. Особенности быта: Типы жилища у башкир разнообразны, преобладают срубные (деревянные), плетнёвые и саманные (глинобитные), у восточных башкир на летовках была ещё распространена войлочная юрта (тирмә). В домах у башкир бала посуда из кожи животных, в ней было удобнее перевозить кумыс (кислое молоко лошади). Из дерева были кадки, скалки, лопаточки, чаши для масла и меда, круглые большие блюда для подачи картофеля или гуся. Корыто, в котором стирали белье или кормили животных. Из бересты изготавливали кузова для ягод. Посуда из железа нужна была для приготовления пищи на огне — это котел и самовар. Печь в доме была для обогрева жилища и приготовления пищи. В каждом доме можно увидеть сундук на резной подставке, в нем хранили посуду, одежду. Пол выстилали коврами и паласами, на ковер стелили скатерть, вокруг которой садились гости. Башкирский народ известен своим гостеприимством.

Украинцы Национальные праздники: Колядки, Меланка, Крещение, праздник Сретен.

Казахи Национальные праздники: одним из самых крупных был Наурыз или Новый Г.

Казахи Национальные праздники: одним из самых крупных был Наурыз или Новый Год (22 марта). Весной также отмечался праздник, связанный с перемещением аула с зимней стоянки на летнюю, а осенью отмечалась перекочевка на прежнюю стоянку. Праздник разговения (ураза айт), праздник жертвоприношения (курбан айт). Национальные блюда: сый-аяк - пиала почета, молочные сливки – каймак, самса - пирожки с мясом, пуктермет - пирожки с субпродуктами, каусырма - особого рода чебуреки,куырдак - горячее жирное жаркое из бараньих печени, почек, сердца, легких и курдючного жира, шубат из верблюжьего молока или кумыс из кобыльего молока , бесбармак , кой-бас - отварная баранья голова, лепешки ак-нан, бульон - сорпу, наурыз коже - каша из семи видов зерна и сумалак - варево из проросшей пшеницы. Особенности быта: Юрта, Степные зергеры, Пиала, Национальная одежда казахов, Тюбетейка, Саукеле,музыкальные инструменты: домбра, кобыз, названия для профессий и положения в обществе: Акын, Бий, Жырау, Каган, Хан, Батыр.

Немцы Национальные праздники: Neujahr (новый год), Dreikonigstag или Heilig.

Немцы Национальные праздники: Neujahr (новый год), Dreikonigstag или Heilige Drei Konige (День святых королей), Valentinstag(день св. Валентина), Ostern (Пасха), Himmelfahrt (вознесение), день отца и день матери, Das Pfingstfest (троица), Oktoberfest Национальные блюда: пирог с по­сыпкой "ривелькухе , крученые булки "крепли", сладкие глазированные булочки "певернис", двойные булочки "цвибак", свадебное печенье "прецли", пирог с ягодами "плойзуд", пирог с капустой "крауткухе", пирог с вареньем "ривельплот,"кухе" — изделия из дрожжевого или пре­сного теста ,"нудльсуп" — домашняя куриная лапша, Праздничный стол украшают блюда из рубленого мяса, "шницель", колбасы, копченое мясо и сало, жаркое "проуде", рулет "штрудель". Особенности быта: С большой любовью и заботой немцы относятся к своему жилищу, экономно относятся к деньгам, очень пунктуальны, любят путешествовать, молодые люди самостоятельные и не зависят от родителей

Белорусы Национальные праздники: Новый год ,Рождество Христово (православное.

Мордовцы Национальные праздники: Мордовские народные праздники приурочены к.

Чуваши Национальные праздники: Новогодний праздник сурхури, Крещение – кашар.

Чуваши Национальные праздники: Новогодний праздник сурхури, Крещение – кашарни, Cаварни - веселый праздник проводов зимы, Калам – проводы старого года, Курак - время появления первой травы, Акатуй - начало земледельческий цикл празднеств чувашей (день проведения первой ритуальной борозды), Праздник-освящение нового урожая - Чyклеме Кeпе (выпадение первого снега) Национальные блюда:. Какай-шурпи (суп из субпродуктов), Окрошка чувашская, ШаркуШыртан (мясное изделие), Кавын игерчи (оладьи из тыквы), Сухан нимри (луковое пюре), хуплу со свининой и картофелем Особенности быта: Вся личная и общественная жизнь чувашей, их хозяйственная деятельность была связана с их языческими верованиями. Все живое в природе, все то, с чем сталкивались чуваши в жизни, имело своих божеств. В сонме чувашских богов в некоторых селениях насчитывалось до двухсот богов. Только жертвоприношения, молитвы, наговоры по поверьям чувашей могли предотвратить вредные действия этих божеств Языческое моление огню. Сельская обрядностьтаринная чувашская усадьба Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш — передний двор (т. е. собственно двор) и задний — анкарти. К жилому дому (сурт, пурт) пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.

Нагайбаки Национальные праздники: Нардуган — праздник в дни зимнего солнцест.

Армяне Национальные праздники: Рождество, Праздник Святого Саркиса, Очистка.

Армяне Национальные праздники: Рождество, Праздник Святого Саркиса, Очистка (Трндез), Великий Пост, Вербное воскресенье (Царзардар), Пасха, Вознесение Господне (Амбарцум, Преображение - Вардавар (праздник воды),день благословения винограда Национальные блюда: АЙЛАЗАН (овощное рагу, но с большим количеством приправ), КЯТА, ТОЛМА, МУСАКА , ВОСПНАПУР, КЧУЧ ИЗ БАРАНИНЫ. Особенности быта: Жилище представляет собой квадратную в плане постройку, с каменными стенами и земляной крышей, которая устанавливалась на деревянных столбах.Единственным источником света было окно или дымоход в крыше. В доме на большом возвышении помещался открытый очаг, в который был врыта глиняная печь. Использовался также и пристенный очаг – камин. Внутреннее убранство жилых помещений у армян долгое время оставалось неизменным.В традиционном армянском доме основное место занимали сундуки, полки с глиняной, медной и деревянной посудой, а также особого вида передвижной деревянный амбар на ножках с отделениями для зерна и муки. Сидели на полу, на подстилках. Ели за низким столиком или за расстеленной на полу скатертью. Ниши с дверцами заменяли шкафы. Вместо кроватей вдоль стен тянулись большие деревянные тахты. Традиционные элементы интерьера – ковры, стопка стеганых одеял и тюфяков, старинная утварь.

Наш край величавый, с петровских времён Ты светом великих побед озарён, Свящ.

Наш край величавый, с петровских времён Ты светом великих побед озарён, Священным металлом, рукой трудовой, Веками ты служишь России родной. Озёр твоих синих, лесов и полей Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей. Надежда России, её часовой, Хранишь ты любимой Отчизны покой. Тобой мы гордимся, тебе мы верны, Наш Южный Урал – честь и слава страны. (В. Алюшкин)


Живет на Южном Урале загадочный народ, который называется нагайбаки. Их осталось очень мало, около 10 тысяч, судя по последней переписи.

Нагайбаки — малочисленный народ, почти исключительно проживающий на территории Челябинской области (Нагайбакский, Чебаркульский, Уйский районы, сёла Кундравы, Попово, Фершампенуаз, Париж, поселков Остроленский и Кассельский). Их история и культура вызывает большой интерес.

Кто они? Откуда? Легенда о возникновении нагайбаков уходит корнями в 16 век.

Красавицу Сююмбике из Ногайской Орды сосватали за последнего Казанского хана Шигалея. В дальний путь гордая Сююмбике отправилась не одна: 600 самых знатных ногайских юношей из семей почтенных беков, составили ее личную гвардию.

Сююмбике в 12 лет стала Казанской царицей. Брак этот был неудачен. Царица даже жаловалась отцу, прося забрать ее на Родину.

А в Казани в результате переворота к власти пришел хан Сафа-Гирей, который сделал Сююмбике своей женой. После его смерти царица правила ханством при своем малолетнем сыне Утямыш-Гирее.

Вскоре Казань была взята Иваном Грозным, а Сююмбике была выдана Русскому царю,

позже ее личная гвардия ногайских беков, изменилась в названии до нагайбаков.

Пока татары-казаки, как еще называли нагайбаков жили среди носителей татарского языка в Закамье, они не выделялись так сильно, но в 1842 году их царским указом переселили на Юг: надо было осваивать Южный Урал и заселять его.

Так нагайбаки и оказались в Челябинской области. И ситуация поменялась: они оказались в окружении русскоязычного казачества и тюркоязычного населения Северного Казахстана.

Со второй половины 19 века, нагайбаки особенно старательно и трепетно оберегают и свою культуру, и свою непохожесть на другие народы, и свой богатейший песенный материал.

Традиционный мужской костюм. В качестве нижней одежды носили белую рубаху, домотканые брюки, косоворотку — рубаху с косым воротом. Считается что косым ворот был сделан для того, чтобы во время работы крестик не выпадал из-под одежды.

Женские рубашки оформлялись более оригинально. На талии и в области груди вышивали аппликацию в виде круговых композиций, использовали для этого яркие куски ткани.

Занятие нагайбаков — залежное земледелие, выращивают ячмень, пшеницу, овес, , рожь, лен. Занимаются животноводством, разводят крупный рогатый скот, лошадей, свиней, овец, домашнюю птицу.

Песенный фольклор народа очень богат. В каждом селе поют по-своему, везде песни разные. активно поют нагайбаки русские произведения.

Традиции нагайбакского народа тоже своеобразны.

В дни зимнего солнцестояния и начала нового года отмечается праздник Нардуган.

Сопровождается торжество молодежными играми, которые длятся две недели. На Нардуган все надевали лучшие украшения и наряды, девушки показывали свои способности в приготовлении угощений. Накануне Нового года или Крещения проводили гадания.

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Нагайбаки очень интересный народ, элементы своей культуры они внесли в культуру всех народов проживающих на территории Челябинской области.

Читайте также: