Безопасность в социальных сетях для детей сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Правила, памятки, контакты по безопасности детей в социальных сетях.

ВложениеРазмер
bezopasnost_detey_sotsialnyh_setyah.docx 586.33 КБ

Предварительный просмотр:

Безопасность детей социальных сетях.

Эта тема сегодня стала актуальна не только среди родителей детей-подростков, но уже и у родителей младших школьников. Актуальность этой темы крайне важна. Она рано, или поздно касается каждого родителя. И обсудить с ребенком правила безопасности не только пользования интернетом, но в бОльшей степени, общения в социальных сетях - обязанность каждого родителя. Именно там на наших детей могут продуманно и целенаправленно влиять в своих извращённых целях скрытые личности. Точно так же, как вы учили переходить дорогу, или вообще любой другой безопасности в социуме, вы должны научить ребенка пользоваться интернетом, и в частности, общению в соцсетях. Важно помнить каждому родителю: если вы заметили странные хештеги, высказывания, или группы на которые подписан ребенок, не медлите, не думайте, что само всё как нибудь наладится, действуйте! Не знаете как? Есть специальные службы помощи в таких ситуациях. Например, в ГППЦ г.Москвы есть отдел Неотложной психологической помощи. https://gppc.ru/work/emergency/ Специалисты помогут вам правильно реагировать и действовать в трудной ситуации! Они сами свяжутся с нужными органами надзора, чтобы ликвидировать агрессивный контент. Кстати, обратиться по поводу асоциального контента можете и вы. На сайте Роскомнадзора можно оставить заявку, или связаться со специалистами.
Детям нужно донести, что они не одиноки в своих проблемах, и что если они хотят поговорить с кем-то, но родителям довериться не могут, то есть тел. доверия, где их выслушают и подскажут как быть в любой трудной ситуации.
Недавно был создан доверительный контент Твоятерритория.онлайн. http://www.xn--b1agja1acmacmce7nj.xn--80asehdb/ Он пользуется огромным спросом у подростков. Очень грамотные специалисты по проблемам психологич. помощи консультируют детей со всей страны. Не бросайте своих детей "на оживленной трассе в центре города"

Девять правил для подростков в помощь родителям

1. Говори в сети только то, что скажешь, глядя в глаза.

2. Не показывай информацию о себе никому, кроме близких друзей.

3. Не трави других.

4. Травят тебя — закрывай аккаунт.

5. Не рассказывай о себе незнакомцам.

7. Троллинг — не повод для нервных потрясений.

8. У шутки могут быть далеко идущие последствия.

9. За экраном такие же люди, как ты, помни об этом всегда.

Общие правила безопасности ребёнка в социальных сетях.

Залог безопасности ребенка в социальных сетях - доверительные отношения с родителями и исполнение некоторых правил. Эти правила нужно разобрать вместе с ребенком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Берегите детей от социальных сетей

Начался учебный год. Дети после уроков дома. Компьютер рядом. А в нем социальные сети – такие соблазнительные и такие опасные.

Родительское собрание по теме: "Дети и социальные сети"

Тип мероприятия: выступление на родительском собрании. ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме регистрации детей в соцсетях ЗАДАЧИ: 1. Расширить знания родите.


Дети и социальные сети

Значение социальных сетей в жизни ребенка.


Безопасное пользование детьми социальными сетями

Памятка для родителей.

Беседа "Дети и социальные сети"

Беседа предназначена для учащихся 3-4 классов.



Дети и социальные сети

Сегодня социальные сети занимают в жизни человека немаленькую ячейку. Это касается и наших детей. Можно даже сказать, что ребенок больше подвержен влиянию социальных сетей, нежели взрослый. В да.

Дети и соцсети: безопасность и правила поведения. Что говорят исследователи

Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.


Как практики общения и саморепрезентации в интернете влияют на эмоциональное состояние ребёнка, в чём кроется конфликт между родительским контролем и стремлением детей к независимости, а также какие риски приходят в жизнь детей вместе с социальными сетями — выяснили с сотрудницей Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.


Александра Бочавер,

доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподавательница Высшей школы экономики

Безопасность детей в соцсетях

Основные родительские тревоги вокруг интернет-безопасности детей связаны с кибербуллингом, киберагрессией, а также сексуализированной агрессией в отношении их ребёнка. Родители также боятся, что дети скомпрометируют себя через откровенную переписку с партнёром или публикации в соцсетях, станут жертвами шантажа, откроют незнакомцам своё местоположение. Другой круг тревог относится к интернет-зависимости и злоупотреблению цифровыми технологиями — чем плотнее соцсети входят в повседневность ребёнка, тем больше у родителей страха, что пострадают учёба и социализация. Беспокойство также вызывает неподконтрольность поведения ребёнка в соцсетях.

Контроль родителей за поведением ребёнка в социальных сетях

Воспитательный процесс подразумевает поиск золотой середины между контролем для обеспечения безопасности ребёнка и поддержанием условий для развития самостоятельности.

Поведение ребёнка в соцсетях не становится исключением. Родители выбирают разные тактики в отношении активности своих детей в интернете, это зависит от ряда факторов: возраста ребёнка, характера отношений между ребёнком и родителями, опыта использования информационных технологий.


С появлением социальных сетей в жизни ребёнка появляются риски, которые стоит обсудить заранее на примере гипотетических ситуаций: что ты сделаешь, если под твоим постом напишут оскорбительный комментарий или тебя попросят прислать фотографию в обнажённом виде. Шантаж, кибербуллинг и другие неприятности в интернете — во всех этих случаях ребёнку нужна поддержка, он не должен оставаться один на один с такими проблемами. Поэтому полное игнорирование со стороны родителей детского опыта использования соцсетей недопустимо.

Другая крайность — избыточный контроль и гиперопека. Проверка истории запросов в браузере и специальные программы родительского контроля ситуативно помогают снизить тревогу, но негативно сказываются на доверии в отношениях с детьми. Особенно высок риск разрушить отношения с ребёнком, если подобные программы устанавливаются тайно от него. Из каких бы побуждений они ни совершались, подобные действия родителей говорят ребёнку об отсутствии уважения в семье, доверия, нарушают границы субъектности ребёнка, означают отсутствие личного пространства.

Конечно, даже в таких условиях дети чему-то учатся. В условиях жёсткого контроля ребёнок чаще всего учится быть покорным внешнему контролю — это вредный психологический опыт, ведь у человека теряется ощущение уверенности в себе и своих компетенциях, падает самооценка, в будущем он чувствует, что ничего не может сделать самостоятельно. Некоторые же дети в такой ситуации учатся обходить родительские запреты и слежку — они начинают обманывать, скрываться, заводить секретные аккаунты.

Социальные сети как пространство автономии и саморепрезентации

Интернет предоставляет как новые риски, так и новые возможности: к последним относятся прежде всего новые способы достижения ребёнком автономии. Эмансипационный потенциал интернета для детей стал особенно заметен в период пандемии и самоизоляции. Но даже вне подобных кризисных ситуаций соцсети расширяют горизонт возможностей для творчества и общения. Многие дети и подростки используют свои аккаунты в социальных сетях для того, чтобы делиться своей деятельностью с аудиторией, которая может состоять из близких друзей, одноклассников, друзей по переписке, сообщества людей со схожими интересами (самый яркий пример — фандомы произведений популярной культуры).

Для большинства пользователей, и детей в том числе, интернет функционирует как территория исследований. Расширение информационного поля за счёт доступности различных источников знаний о мире, безусловно, способствует интеллектуальной автономии подростка. Множество научно-популярных ресурсов позволяет подросткам выбрать наиболее удобный для себя формат получения знаний — для кого-то это подкасты, для кого-то статьи, для кого-то короткие видео на ютьюбе.


Другой фактор, который нужно учитывать, размышляя об автономии подростка в интернете, — выстраивание идентичности, то есть попытка рефлексировать на тему самого себя. Идентичность неразрывно связана с независимостью — только самостоятельный субъект может осознавать себя целостным.

В соцсетях можно пробовать новые модели поведения, отличающиеся от принятых в семье, ведь в интернете легче делать что-то, скрытое от родительского глаза. Часто такие эксперименты оказываются полезными для подростков, хотя и тревожны для родителей. Дети экспериментируют с образами и моделями общения в интернете, а отсутствие наблюдения снимает с них давление и стеснение. На каждой интернет-площадке — в онлайн-игре, фандоме, сообществе блогеров — есть свои ценности и сложившиеся правила общения: у детей появляется возможность для сопоставления социальных моделей из семьи и школы с чем-то новым. Это важный этап взросления, который реализуется в разных сферах жизни, одной из которых может выступать интернет-общение.

Влияние соцсетей на коммуникативные навыки

Существуют четыре равно подтверждённые и принятые гипотезы по поводу влияния социальных сетей на коммуникативные навыки ребёнка.

Социальные сети и здоровье подростков

Согласно данным исследователей, наблюдается связь между низким эмоциональным благополучием ребёнка и чрезмерным использованием интернета. По результатам теста PISA — Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — за 2015 год, 88% школьников пятнадцатилетнего возраста воспринимают интернет как важнейший информационный ресурс, 84% считают, что обладание аккаунтами в соцсетях полезно. Однако при использовании соцсетей более шести часов в будни у детей снижается удовлетворённость жизнью и самооценка, такие дети чаще становятся жертвами буллинга и агрессии.

В современных условиях пандемии, а также в зависимости от условий жизни конкретного ребёнка, оптимальное количество часов использования интернета в сутки может меняться, и оно растёт с каждым годом в связи с переходом на онлайн-образование. Важный показатель — самочувствие ребёнка в ситуациях, когда интернет и цифровые устройства недоступны.

Основные негативные последствия того, что ребёнок слишком долго сидит в интернете, и как с ними справляться

  • Снижение физической активности. Этого можно избежать, например, составляя план на день, в котором онлайн-занятиям будут отведены определённые промежутки между делами, которые требуют движения;
  • Нарушения сна. Для профилактики важно учить ребёнка ограничивать использование цифровых девайсов за пару часов до сна и тем более в ночное время;
  • Набор веса и переедание в связи со сбитым режимом отдыха и активности. Желательно разграничивать в квартире зоны приёмы пищи и досуга, приучать ребёнка к полноценным приёмам пищи вместо перекусов за компьютером;
  • Проблемы с концентрацией и вниманием. Для профилактики важно, чтобы ребёнок умел получать удовольствие от вещей, которые требуют сосредоточенности на протяжение длительного времени, например, от чтения.

Вероятно, общение и досуг в соцсетях сами по себе не влияют на ухудшение эмоционального состояния ребёнка. Однако резкое увеличение времени, проводимого онлайн, скорее всего, будет сигнализировать об имеющейся проблеме в жизни ребёнка. Чрезмерное использование интернета может усугублять или даже вызывать проблемы с психологическим и физическим здоровьем, но чаще всего избыточное времяпрепровождение онлайн — это не причина, а симптом серьёзной неудовлетворённости жизнью. Для детей, которые сталкиваются с депрессией, одиночеством, стигматизацией, нездоровой обстановкой дома, соцсети становятся формой эскапизма от неблагополучной среды.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ПОДРОСТКИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема безопасности подростков в сети интернет важна и актуальна, потому что стремительное развитие компьютерных технологий, наряду с глобальной информатизацией общества, качественно меняет окружающую нас жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

На данный момент в мире возникло устойчивое понимание того, что проблема безопасности детей в интернете — это проблема, требующая срочного вмешательства специалистов. Новым и самым эффективным механизмом решения этой проблемы может и должно стать формирование информационной культуры личности — родителей и детей, а также профессиональной информационной культуры учителей.

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования.Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования.

По данным Госкомстата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения:

в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет;

25% пятилетних детей используют Интернет;

порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;

две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно

По оценке европейских исследователей самую большую угрозу представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных старшеклассников часто дают в интернете номер своего домашнего телефона (79%), номер мобильного (65%), номер школы или класса (60%), свои фотографии и фотографии родственников (58%), адрес своей электронной почты (51%).

Таким образом, ученые констатируют недостаточный уровень информированности детей о безопасности в Интернетепри высоком уровне рисков, которым подвергает себя ребенок. К тому же совершенно недостаточным является уровень вовлеченности учителей в процесс воспитания культуры безопасного пользования Интернетом среди детей, в том числе из-за проблемы осведомленности.

Для того, чтобы обеспечить безопасность использования подростками социальных сетей важно выявить основные проблемы связанные с их использованием.

Это определило цель нашего исследования: выявить основные риски взаимодействия подростков в социальных сетях.

В качестве основных задач мы определили:

Изучение источников литературы, отражающих состояние проблемы на современном этапе.

Проведение анкетирования среди учащихся старших классов, для выявления особенностей поведения подростков в социальных сетях.

Объектом нашего исследования является взаимодействие подростков в социальных сетях. Предмет – безопасность взаимодействия в социальных сетях.

Согласно нашей гипотезе, подростки недостаточно осведомлены об опасностях социальных сетей, не задумываются о возможных последствиях необдуманного поведения в социальных сетях и не реализуют безопасного поведения в них.

Глава 1.Проблемы безопасности в социальных сетях

1.1. Общая характеристика социальных сетей, как средства взаимодействия подростков

Однако многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, бывшие или настоящие жены или мужья, сборщики долгов, преступники, правоохранительные органы и так далее.

1.2.Социальные сети как угроза безопасности жизнедеятельности подростка

Информация, которая появляется в интернете в отношении подростка, может очень повлиять на него сейчас и в будущем. Например, подросток может показывать, что ты лентяй или может быть очень вульгарным в общении в социальной сети, что характеризует тебя с плохой стороны. Именно такой вывод сделает менеджер по персоналу, который будет принимать решение о приеме на работу.

Подросток может заинтересовать не только кибер, но и других преступников. Например, размещая информацию о своей квартире, благосостоянии своей семьи, сообщая куда он с семьей поедет на каникулы, ребенок может заинтересовать воров.

Подросток может спровоцировать травлю себя со стороны пользователей сети.

Также через социальные сети возможно заражение его компьютера.

Стоит отдельно рассказать про взлом профайла, и о том, как злоумышленники получают доступ к аккаунту. Вот некоторые самые популярные методы получения пароля:

Метод обмана – очень распространенный метод доступа к личным данным. Сюда входят различие предложения, которые кажутся очень интересными.

Программные методы. Этот метод взлома доступен знающим людям и состоит в поиске ошибок в коде сайтов, позволяющих получить доступ к базе данных с паролями. В таком случае данные могут восстановить только администраторы.

В интернет-кафе, а также у друзей, которые хотели бы получить чужой пароль. Киберпреступники могут использовать программы, называемые KeyLogger-ами – это клавиатурные шпионы, перехватывающие нажатия на клавиатуру и записывающие их в файл, таким образом, злоумышленник сможет получить любой пароль. Такая программа может быть установлена на любом общественном компьютере, в том числе в интернет-кафе.

Путем прямого контакта с жертвой и выяснения, что может быть паролем. Метод очень опасен для подростка, если применяется опытным человеком. Не надо никому сообщать свои личные данные, даже если этот человек будет представляться сотрудником техподдержки или администрации.

Посредством перебора пароля по словарю или ручного подбора самых часто используемых простых паролей.

Взлом твоего компьютера, где киберпреступники находят пароли. Это очень сложный способ и очень часто антивирусные программы замечают подобную деятельность. Обычно используются троянские программы.

Правила безопасного поведения в социальных сетях

Только проблема в том, что своей личной жизнью мы делимся не лично с человеком, а с его аккаунтом. Наивно полагать, что его аккаунт полностью защищён. Он может быть взломан.

А возможно, ваш друг не сильно заботится о конфиденциальности своего общения в сети и у него все время активно подключение к социальным сетям или включено автозаполнение паролей, дабы экономить время, а вход в операционную систему без пароля. Чем и не преминул воспользоваться только что вышедший на волю жуткий троюродный брат по двоюродной тётке вашего друга, зашедший к нему в гости.

Многие люди любят оповещать о своём местонахождении в социальных сетях. Особенно, если в этом месте потрясающая архитектура или песок, солнце и океан. Тем, кто имеет доступ к вашей странице не нужно знать, где Вы находитесь в режиме 24/7.

Касательно вашего месторасположения нужно использовать только прошедшее время, а не настоящее и будущее.Не размещайте в социальных сетях ту информацию, разглашение которой нежелательно для Вас, даже если Вы на сто процентов уверенны, что она будет доступна только определённым людям.

Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни.

Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.

Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.

В мире цифровых технологий может быть непросто сформировать свой новый образ. Даже если ты не хочешь, чтобы о твоих старых приятелях стало известно, эта информация остается в Интернете, и любой сможет ее найти. Свидетельства неприличного поведения тоже будет невозможно скрыть.

То, что когда-то казалось подходящим для публикации, в один прекрасный день может всплыть на поверхности и причинить тебе различные неприятности.

Если ты хочешь узнать, что о тебе можно узнать, то набери свое имя и фамилию в поисковую систему и посмотри, какая информация выдается. Если что-то тебе не понравится, то постарайся удалить это.

Но у всего есть и хорошая сторона. Если ты формируешь свой положительный образ, то ты делаешь все правильно. Например, это может быть размещение информации об участии в каком-то конкурсе, ссылка на твою статью в школьной газете или просто грамота. Также это позволяет продемонстрировать сферу твоих достижений, что пригодится в будущем при обучении и продвижении по карьерной лестнице, а также позволит установить связи с людьми, имеющими схожие интересы. Важно, что это должно быть правдой.

Около 85% сотрудников отделов кадров говорят, что учитывают цифровую репутацию, решая, принять ли человека на работу. Поэтому твоя цифровая репутация очень важна, а думать над этим лучше уже сейчас.

Секстинг выглядит как забава или какая-то игра до тех пор, пока кто-нибудь не пострадает, а скорее всего, пострадаешь именно ты. Проблема секстинга заключается в том, что конфиденциальные фотки могут быстро стать достоянием общественности. Смелая фотка, отправленная сегодня твоему другу или подруге, завтра может начать бесконтрольно распространяться, в результате чего автор станет посмешищем в школе, на него выльется много грязи и сплетен. Когда фотография становится доступной в Интернете, то практически невозможно удалить все ее копии.

В некоторых странах, в частности в Российской Федерации, секстинг является уголовным преступлением, а если на интимных фотографиях изображен несовершеннолетний, то это считается детской порнографией. Причём виновными могут быть признаны оба: как человек, отправивший фотографии, так и получивший их — это классифицируется как производство и хранение детской порнографии соответственно. Кроме того, лицу, пославшему свои фотографии в обнажённом виде, могут быть предъявлены обвинения в сексуальном домогательстве.

Глава 2. Поведение подростков в социальных сетях

2.1. Исследование особенностей поведения подростков в социальных сетях

В целях выявления поведения подростков в социальных сетях мы провели анонимное анкетирование учащихся седьмого, восьмого и девятого классов в соответствии с составленной нами анкетой (Приложение 1).

В исследовании приняли участие 49 подростков, обучающихся в МБОУ Николо-Урюпинская ООШ.

В результате опроса были получены следующие данные (рис.1).

Ответы на третий вопрос анкеты позволяют сделать вывод о том, что подавляющее большинство старшеклассников пользуются социальными сетями.

Рис. 2. Цели использования социальных сетей.

Интересную информацию предоставило сопоставление данных вопросов 6 и 7. В анкете мы попросили указать количество друзей на странице в социальной сети (рис.3). Следующий вопрос был направлен на выявление количества реальных контактов (рис.4).

Рис. 4.Количество общения с друзьями из соцсетей.

Для выявления осведомленности школьников о возможных опасностях использования социальных сетей, был задан вопрос об угрозах от социальных сетей. Были получены следующие результаты (рис.5).

Рис. 5. Реальность угроз соцсетей.

Сравнение данных показывает, ни одна из выделяемых специалистами наиболее распространенных угроз не оценивается подавляющим большинством подростков как реальная. Это указывает на недооценку подростками опасностей со стороны соцсетей.

Следующая группа вопросов была призвана выявить особенности соблюдения правил безопасности в сети подростками.

Получены следующие данные:

– 12 школьников размещают в соцсетях личную информацию: номер домашнего телефона, школы и класса, личные данные и фотографии, что может спровоцировать опасные для них ситуации;

– 6 учащихся вступают в сетях в переписку с незнакомыми людьми, а 4 обмениваются с ними фотографиями.

Из этого можно сделать вывод о том, что многие школьники ведут себя в социальных сетях небезопасно, что подтверждает нашу гипотезу.

Заключение

Целью научно-исследовательской работы Подростки в социальных сетях: безопасное поведение являлось выявление основных рисков поведения подростков в социальных сетях.

В качестве рабочей гипотезы мы предположили, что главными рисками являются:

недостаточная осведомленность об опасностях социальных сетей,

недостаточное внимание подростков к соблюдению безопасного поведения в социальных сетях и, как следствие,

небезопасное реальное поведение в социальных сетях.

Нами было проведено исследование учащихся 7-9 классов нашей школы с помощью специально разработанной анкеты.

Полученные данные позволили сделать следующие выводы:

подростки недооценивают и игнорируют опасности, которые могут угрожать им при взаимодействии в социальных сетях;

поведение подростков в социальных сетях небезопасно.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Литература

Болотина, Т,В. и др. Методические рекомендации по рганизации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей /Болотина Т.В., Павлова С.А., Прутченков А.С. - ФГАОУ АПК и ППРО, - М., 2016.

Дубовер, Д. Медиаграмотность - Донской государственный технический университет. – Ростов-на-Дону, - 2015.


1. Ребенок опубликовал в соцсетях телефон и адрес

Когда дети только начинают использовать гаджеты, то часто не понимают, какой информацией можно делиться, а какой — нет.


Часто выкладывают личные данные. Например, место жительства или номер телефона, имена и контакты родителей, места, в которых вы часто бываете, любая информация, на первый взгляд незначительная, может быть использована злоумышленниками.

Социальные сети предлагают пользователям оставлять большое количество информации о себе: свои увлечения, комментарии, геопозиции и многое другое. Добавив другого пользователя в друзья, ребенок дает ему доступ к этой информации.

Научить ребенка оберегать личные данные. Мы ведь учим их с малых лет, что нельзя разговаривать с незнакомцами на улицах. Если кто-то подойдет и начинает спрашивать у тебя номер телефона или где ты живешь, то говорить нельзя. В интернете — то же самое.

2. Дом или личные вещи попали на фото

Дети публикуют в социальных сетях фотографии и видеоролики, которые сделали дома или в своем дворе. Это может быть опасно.

Поговорить с ребенком о том, какие фотографии нельзя размещать. Примеры:

— виден монитор компьютера, на котором можно прочитать переписку с кем-то, о которой через несколько дней все узнают;

— логин и пароль, на бумажке приклеенные у компьютера;

— по фото из двора можно узнать домашний адрес (видна табличка с номером дома и улицей);

— в кадре — обстановка квартиры и дорогие вещи.

3. Переслал снимок другу — его опубликует кто угодно

Объясните детям, что ни под каким предлогом не нужно отправлять свои личные фотографии даже хорошо знакомым людям. Это может быть все что угодно — начиная от комичных ситуаций и заканчивая кадрами, предназначенными только для семьи или узкого круга друзей .

Если пользователь отправляет кому-то фото через интернет, мессенджер или почту, то оно ему уже не принадлежит. Отношения с человеком, который получил снимок, хорошие. Но через некоторое время они могут испортиться. И в его силах будет использовать кадры для шантажа. К тому же человека, которому ребенок отправил фото, могут взломать. И вместе с учетными записями к злоумышленнику попадут все фото и переписка.

Научить ребенка, что делиться в соцсетях можно только теми фото, которые ты готов показать вообще всем.

Или, например, напечатать на футболке и прийти в ней в класс. Это касается и выражений из личной переписки — она тоже может стать достоянием общественности, есть такая опасность.

4. Ребенка травят в интернете

Кибербуллинг — это травля в интернете. Пользователь подвержен ей 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Нет никакой привязки к локации. Часто бывает, что нет привязки к какой-то группе людей. Это может возникнуть совершенно стихийно.


Незнакомые люди могут стать хейтерами — писать ребенку что-то плохое в комментариях, оскорблять и угрожать, мало что зная о нем самом или о ситуации, в которой он оказался. Их цель — выплеснуть эмоции. И это все сказывается на пользователе.

Научить ребенка, чтобы он сообщал вам о негативе в соцсетях. А также обсудить с ним алгоритм действий в случае кибербуллинга:

Во-первых, ни в коем случае ничего не комментировать в ответ.

Во-вторых, не отвечать на вопросы хейтеров.

В-третьих, заблокировать человека, если он начинает грубить или использовать какие-то нецензурные выражения.

Важно! Если хейтеры применяют угрозы жизни и здоровью, нужно обращаться в полицию. Заявление вы можете подкрепить скриншотами, даже сохраненными страницами, где ребенку или вам явно угрожают.

Возьмем ситуацию, если взрослый добавляет к себе ребенка и начинает общаться. В таких ситуациях чаще всего дети понимают — что-то пошло не так. Но иногда они могут поддерживать такое общение.

Потому что в этих социальных сетях пользователи оставляют кусочек своей жизни, цифровой след — в каких местах они бывают или куда ездят отдыхать, какие комментарии им оставляют и прочее. Когда вы доверяете эту информацию совершенно незнакомому человеку, это опасно.

Важно, чтобы ребенок мог прийти к родителям, если чувствует, что что-то не то в этой переписке или в тех вопросах, которые ему задает совершенно незнакомый ему человек. Чтобы спросил маму и папу, когда не знает, как поступить. Это такой уровень доверия, который, конечно же, должен быть в семье.


В программе родительского контроля есть функция, которая позволяет родителям знать о том, кто пишет ребенку. Он видит, что это аккаунт человека, который идентифицирует себя как взрослый, с фотографиями и прочим. И он почему-то начинает писать моему ребенку.

Стоит проверить, что это за человек. Одно дело, когда это руководитель кружка по спорту или моделированию, который напоминает вашему ребенку о расписании занятий или задании — это нормальная ситуация. Другое дело, когда ребенок этого человека не знает, а он пытается как-то втереться в доверие.

Нужно еще раз напомнить о том, что личные данные неприкосновенны, их нужно беречь.

Стоит ли проверять соцсети ребенка?

Читать переписку точно не нужно. Во-первых, это нарушение личных границ. Во-вторых, ребенок, зная о том, что его переписку будут просматривать, может быть не до конца откровенным, соответственно, это еще больше запутает родителя и ухудшит отношения в семье.

Лучше использовать гибкие программы родительского контроля. Они могут оградить детей от нежелательного контента.

Например, ребенок переходит в поисковик, ищет какие-то сайты, которые ему интересны. Если они попадают в категорию, которую в силу возраста ему смотреть еще рано — насилие, материалы для взрослых, нецензурные выражения, азартные игры, алкоголь и так далее — ребенок туда просто не зайдет. Программа даже не покажет ему такую возможность.


Родитель в этот момент получает уведомление. Он может смотреть отчеты, не забирая телефон. Алгоритм фиксирует переходы по сайтам и поисковые запросы. Если ребенка интересует какая-то тема, то родители получат об этом информацию, смогут поговорить об этом с ним.

Но не стоит бить тревогу каждый раз, когда ребенок пытается найти что-то неподходящее. Часто дети ищут информацию, потому что интересуются окружающим миром. Если вы видите, что ребенок ищет что-то запрещенное очень настойчиво — тогда появляется повод поговорить, а также подробно настроить категории ресурсов, к которым будет доступ с устройства ребенка.

Программа также позволяет контролировать поисковые запросы не только на сайтах, но и на YouTube. Нежелательные ролики будут блокироваться.

Иногда дети обходят родительский контроль, подбирают проводки, снимают все пароли с блокировки wi-fi. Что делать родителям?

Во-первых, перед тем, как давать устройство ребенку, нужно ему объяснить правила безопасности и самостоятельно настроить гаджет. Поставить программу родительского контроля, сделать так, чтобы установка всех программ была невозможна без вашего согласия. Дать ребенку доступ, но не сообщать пароли. Если он знает административный пароль от телефона для установки приложений, то сможет и удалить то приложение, которое ему не нравится.

Во-вторых, не нужно устанавливать приложения для родительского контроля втайне от ребенка.

Нужно объяснить, что вы устанавливаете программу, которая не контролирует, а позволяет изучать интернет безопасно для него самого.

Чтобы он случайно не перешел к какому-нибудь видео для взрослых или не попал на фишинговый сайт. По нашим исследованиям, очень много детей переходят на такие ресурсы совершенно случайно. Кликнули на баннер, хотели футбол посмотреть, а там не футбол.

Где больше узнать о кибербезопасности?

Детям мы объясняем, какие настройки нужно использовать, чтобы защитить данные и общаться безопасно в мессенджере, Discord или других популярных сервисах. Родителям рассказываем, почему дети проводят так много времени в интернете, что они там делают, в какие игры играют. Это позволит родителям и детям сблизиться, найти общие интересы, поиграть вместе.


Нежелательный контент. Интернет-хищники. Опасные вирусы и вредоносное ПО. Это лишь малая часть причин, по которым родители во всем мире озабочены безопасностью детей в интернете. Безопасность в киберпространстве ставится во главе угла, когда речь заходит о знакомстве детей с цифровыми устройствами: смартфонами, планшетами и компьютерами. Всем известно, что интернет полон пугающей информацией, и некоторые родители, чтобы оградить детей от подобного контента, запрещают им пользоваться интернетом, до тех пор, пока они не достигнут определенного возраста. Однако существует целый ряд различных программ, установив которые, можно обеспечить безопасность несовершеннолетних в сети. Данная статья рассматривает различные рекомендаций и инструменты, позволяющие решить проблему детской безопасности в интернете.

Содержание

Закон об информационной безопасности

Сейчас, когда информационные технологии общедоступны, со стороны правительства принимаются серьёзные меры по обеспечению безопасности всех граждан, обращающихся к ресурсам всемирной паутины – включая несовершеннолетних. Законодательство в сфере интернет-безопасности в разных странах мира может незначительно отличаться, но проблемы, с которыми оно борется, имеют сходное происхождение. С 2000 года в США действует закон о защите конфиденциальности детей в Интернете (COPPA), призванный защитить лица младше 13 лет от раскрытия личной информации в сети. Закон направлен на регулирование работы вебсайтов – особенно таких социальных сетей, как Facebook и Instagram. После внедрения закона, регистрация на данных платформах возможна только пользователями старше 13 лет. Одной из основных причин возникновения такого правового акта стала уязвимость детей дошкольного и младшего школьного возраста в сети интернет – ведь именно дети этих возрастных категорий становятся легкой добычей для интернет-хищников (лиц, которые посредством сети совершают сексуальные домогательства по отношению к несовершеннолетним), а также подвергаются унижению и онлайн-груммингу (процесс общения в сети, во время которого в доверие к ребёнку втирается незнакомый человек для использования его в своих целях). В настоящее время в Великобритании разрабатывается закон, предписывающий компаниям, включая социальные сети, нести прямую ответственность за безопасность всех пользователей их платформ.

Опасности и угрозы в интернете для детей

Опасности и угрозы в интернете для детей

Наряду с тем, что интернет предоставляет детям быстрый и удобный доступ к полезной информации, а также к развлекательным материалам, все же пользование интернетом сопряжено с огромными рисками. Ниже представлены некоторые из опасностей, которые подстерегают ребёнка онлайн.

Нежелательный контент

Сидя в интернете, ребёнок может с легкостью натолкнуться на нежелательный контент – особенно если на устройстве не установлены специальные, ограничивающие данные материалы, программы. Нежелательный контент, такой как, например, сцены насилия, порнографии и другие материалы, вызывающие страх, ужас, панику и т.д. у ребёнка, может нанести вред здоровью и развитию.Если ребёнок продолжительное время подвергается воздействию таких материалов, его психическое здоровье серьёзно страдает.

Интернет-Хищники

Интернет-Хищники

Одной из самых больших опасностей в сети является встреча ребёнка с интернет-хищником. В качестве своих жертв эти преступники намеренно выбирают наиболее уязвимые слои населения – в том числе детей. Особая опасность состоит в том, что преступники способны без особого труда скрыть свою подлинную личность – это затрудняет их поиски в реальной жизни. Спрятавшись за фальшивой личиной, интернет-хищники, с помощью онлайн платформ – особенно часто это происходит в социальных сетях – склоняют детей к незаконным действиям, в том числе и сексуального характера.

Киберпреступность

Киберпреступность

За годы существования интернета проблема киберпреступности становится только острее. Лишь за январь 2019 года в результате деятельности киберпреступников по всему миру произошло 1,7 миллионов случаев утечки информации. Находясь в сети, ребёнок может стать жертвой преступника, даже не догадываясь об этом. Все это может привести к краже личной информации пользователя, включая имя, адрес, дату рождения, текущее местоположение и т. д. Но самое страшное, если для выхода в интернет ребёнок использует одно из устройств родителей, например, ноутбук – в этом случае может произойти похищение личных данных, которые в дальнейшем могут быть легко скомпрометированы.

Кибербуллинг (киберзапугивание)

Кибербуллинг

Кибербуллинг — остро-социальная проблема. Исследования показывают, что в настоящее время более половины подростков становятся жертвами травли в интернете; еще столько же выступает в качестве преследователей. Социальные сети образуют благоприятную среду для киберхулиганов, чье онлайн поведение несет в себе опасность. Риск подвергнуться травле в интернете сейчас очень высок, поэтому родителям нужно следить за тем, что происходит с их ребёнком в социальных сетях, а также объяснять, что он может поделиться с родителями любой проблемой, какой бы она ни была, особенно если ребёнок становится жертвой кибербуллинга.

Инструменты защиты в интернете

Инструменты защиты в интернете

Для обеспечения безопасности детей в интернете существует множество разнообразных инструментов: антивирусное программное обеспечение, VPNs (виртуальные частные сети) и приложения для реализации родительского контроля. Благодаря этим инструментам родители получают возможность контролировать деятельность их детей в сети, что обеспечивает разумное использование интернета ребёнком.

Антивирусное программное обеспечение

Родительский контроль от ESET

Пренебрегая антивирусными программами, вы подвергаете устройство вашего ребёнка риску. Данные программы предназначены для предотвращения совершаемыми киберпреступниками попыток взлома цифровых устройств – ноутбуков, планшетов, смартфонов и т. д. Рынок предлагает широкий ряд антивирусного программного обеспечения, которое включает в себя инструменты для защиты детей от угроз в сети. Ниже представлены некоторые из основных поставщиков антивирусных программ:

  • Dr.Web Security Space 11
  • Kaspersky Internet Security
  • ESET NOD32 Smart Security
  • McAfee
  • TrendMicro
  • Symantec (Norton)

Большинство платформ антивирусного программного обеспечения предоставляют собой эффективные инструменты, блокирующие доступ ребёнка к сайтам, содержащим вредоносное ПО. Используя антивирусESETNOD32 SmartSecurity родители сами выбирают те категории сайтов, к которым несовершеннолетний будет иметь доступ. Переход на все остальные ресурсы, не попадающие под данные категории, будет заблокирован.

VPNs (виртуальные частные сети)

  • ExpressVPN;
  • Hotspot Shield;
  • Windscribe;
  • TunnelBear;
  • Hide.me.

Многие из тех антивирусных программ, перечисленных ранее, уже включают в себя VPN технологию, что позволяет пользоваться всеми преимуществами комплексной защиты, оберегая как свой компьютер от вредоносных программ, так и ребенка от угроз киберпреступников.

Приложения для реализации родительского контроля

Приложения родительского контроля – это незаменимый инструмент, позволяющий родителям отслеживать активность ребёнка в Интернете. Используя данные сервисы, можно узнать, какие веб-сайты посещал ребёнок, какой контент он просматривал и какие приложения использовал.

Приложения, реализующие родительский контроль, становятся действительным залогом безопасности для всех, кто стремится обеспечить благополучие своих детей в эпоху Интернета.

Ниже представлены лучшие приложения родительского контроля:

  • Где мои дети;
  • Norton Family Parental Control;
  • Screen Time;
  • KidControl;
  • mSpy;
  • KidLogger;
  • K9 Web Protection.

С их помощью можно ограничить время нахождения ребёнка в интернете, что увеличит количество времени для общения с друзьями и семьей, прогулок на свежем воздухе и занятий спортом. Кроме того, данные программы предоставляют родителям возможность блокировки определенных веб-сайтов, еще до того, как ребёнок обратится к ним – в том числе сайтов с играми и сайтов, содержащих порнографические материалы.

Советы для родителей по детской интернет-безопасности

детская интернет безопасность

В данном разделе представлены советы, которые можно легко применить для обеспечения безопасности ребёнка в Интернете.

Расскажите ребёнку об опасностях, с которыми он может столкнуться в сети

Это исключительно важный момент. Родители не только должны досконально изучить вопрос безопасности детей в интернете, но и обучить самих детей правильному поведению в сети, чтобы исключить возможность возникновения опасных ситуаций. Обязательно обсудите с ребёнком все проблемы, затронутые в этой статье, расскажите о существовании онлайн-хищников, киберпреступности, вредоносных программ, кибербуллинга. Мало того, что нужно научить ребёнка правильно переходить улицу и не разговаривать с незнакомцами, также требуется объяснить, что при неправильном использовании интернет может быть очень опасен.

Покажите ребёнку, что готовы всегда его выслушать

мама и ребенок

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал – родители открыты для разговора, когда речь идет о безопасности в интернете. Если у ребёнка появляются проблемы, связанные со всемирной паутиной, он должен осознавать, что в любой момент может поделиться ими с родителями.

Если ребёнок становится жертвой травли в интернете, родителям следует дать понять, что они всегда готовы помочь ему советом и поддержкой.

Используйте инструменты для реализации родительского контроля

Kids360


Благодаря трекеру приложений, родители всегда будут в курсе сколько времени ребёнок проводит в смартфоне. Важный момент: у приложения есть круглосуточная служба поддержки, доступная с любого носителя по электронной почте.

Цена: приложение бесплатное, имеет платный контент стоимость от 169 до 1490 руб., в зависимости от содержания.

Приложение доступно пока только пользователям, работающим на Android.

Ограничьте время использования устройств

ограничение времени

Создается ощущение, что люди сутки напролёт готовы пользоваться услугами сети Интернет. Несмотря на то, что всемирная паутина – это отличный инструмент для детей, особенно с точки зрения доступа к образовательным ресурсам и развлечениям, при чрезмерном использовании интернет может затормозить развитие ребёнка. Чтобы избежать злоупотребления нахождения ребёнка в сети, важно ограничить время пользования цифровых устройств. Данная мера заставит ребёнка проводить больше времени в реальном мире с семьей и друзьями.

Используйте надежные пароли

Объясните ребёнку, что надёжные пароли способны повысить информационную безопасность в сети.

Поясните, что при регистрации на веб-сайте требуется придумать запоминающийся, но в то же время сложный пароль – это поможет снизить риск взлома учетной записи в Интернете.

Пользуйтесь лучшими инструментами для обеспечения интернет-безопасности

Как уже говорилось ранее, существует множество инструментов, обеспечивающих безопасное использование интернета несовершеннолетними. Применяя такие инструменты, как VPN (виртуальные частные сети) и антивирусное программное обеспечение, родители могут быть уверены, что их дети защищены от угроз и вредоносных программ, которыми мошенники пользуются для кражи личных данных в преступных целях.

Научите ребёнка, что общение в сети с незнакомцем, так же опасно, как и в реальности

Мошенничество в Интернете

Покажите ребёнку отличительные признаки вредоносных программ, чтобы при встрече с ними в интернете он смог избежать проблем.

Контролируйте ребёнка в сети и обучайте его информационной грамотности

Дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, не должны оставаться наедине со всемирной паутиной. Находитесь рядом с ребёнком в момент использования сети. Таким образом вы сможете узнать какие сайты он посещает, и в то же время объяснить, как нужно правильно вести себя онлайн.

Дети и социальные сети

дети и социальные сети

Социальная сеть, без сомнения, является одной из самых революционных технологий XXI века. Миллионы пользователей по всему миру выбирают социальные сети, такие как Facebook и ВКонтакте. Эти ресурсы показали себя эффективным инструментом для общения, создания онлайн-сообществ и продвижения бизнеса. Тем не менее, когда речь заходит о детях в социальных сетях, особенно если они только начинают знакомится с ними, данные технологии таят в себе ловушки, о которых следует знать заранее.

Проблемы в социальных сетях

Как уже говорилось ранее, кибербуллинг получил широкое распространение в эру развития социальных сетей. Так как число случаев кибербуллинга в сети продолжает расти, нужно быть готовым, что любой ребёнок в Интернете может столкнуться с угрозой психологического насилия.

Помимо этого, нахождение ребёнка в социальных сетях в разы увеличивает риск атаки интернет-хищника. Преступные личности в целях маскировки очень часто используют фальшивые профили, напоминающие профиль ребёнка. Именно поэтому в момент знакомства с социальными сетями ребёнок должен быть предупрежден об опасности встречи с интернет-хищниками.

Ограничения по возрастным категориям

ученицы младших классов за планшетом

Родители должны сами решить в каком возрасте их ребёнок начнет пользоваться социальными сетями. У большинства социальных сетей для лиц младше 13 лет доступ к платформам и регистрация на них запрещены. Однако, некоторые родители, предпочитают дождаться пока их ребёнок достигнет определенного уровня зрелости, прежде чем ему разрешат ему пользоваться социальными сетями (Facebook, Twitter, ВКонтакте и т.д.).

Контролируйте деятельность ребёнка онлайн

Интернет и дети подросткового возраста

Интернет и дети подросткового возраста

Когда дети достигают определённого возраста – в частности речь идёт о подростках – их интересы довольно часто вступают в противоречие с установленными родителями правилами безопасности. Подростки стремятся быть более независимыми от родителей. Тем не менее, неограниченный доступ к сети интернет может стать настоящей проблемой.

Такой нежелательный контент, как видео со сценами насилия, жестокие компьютерные игры, материалы с рейтингом 18+, порнографические изображения – притягивает подростков как магнит.

Поэтому, даже предоставляя несовершеннолетним свободу действия в интернете, родители все равно могут и дальше использовать приложения, ограждающие их ребёнка от материалов нежелательного содержания. В этом случае по-прежнему уместно использование различных инструментов, о которых говорилось ранее – в частности приложений и сервисов, реализующих родительский контроль. Данная мера позволит родителям обеспечить детям ту приватность в сети интернет, к которой они стремятся, и одновременно с этим избавит их от страха, что ребёнок натолкнется на нежелательный контент.

Безопасность детей в интернете: основные положения

мама учит маленькую девочку безопасности в сети

Всемирная паутина – это удивительный источник информации. Жизнь современного человека немыслима без интернета. Так как его платформы подвергаются постоянному развитию, никуда не деться от того, что большая часть детей будут взрослеть, используя интернет для обучения и развлечения. Именно поэтому с раннего возраста нужно обучить ребёнка правилам интернет-безопасности.

Разрешив ребёнку пользоваться интернетом, родители подвергают его множественным рискам.

Тем не менее, существует множество инструментов (VPN, родительский контроль, антивирусное программное обеспечение) и приложений, которые можно установить на устройство – например, приложение, ограничивающее по времени нахождение в сети – чтобы обезопасить ребёнка при работе в сети. Помните, чтоб безопасность ребёнка в интернете на 90% зависит от его родителей.

Читайте также: