Сообщение о музыкальной культуре мордовского народа
Обновлено: 05.07.2024
Выполнила ученица 4А класса МОУ "СОШ №13" Зверкова Анастасия. 2012г.
Объект исследования: мордовская народная песня.
Предмет исследования: жанры мордовской песни, её виды, особенности.
· проанализировать мордовские песни разных поколений, изучив разные источники;
· описать классификацию мордовских народных песен;
· рассмотреть значение мордовской песни в жизни моих земляков;
· провести эксперимент и анкетирование одноклассников и учащихся старшей школы;
· обобщить полученные результаты;
· предложить результат моей исследовательской работы для ознакомления одноклассникам с целью пополнения знаний в области культуры мордовского народа.
Результаты исследования: У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным, родным. Около 2000 лет существует на земле мордовский народ, говорящий на двух языках, мокша и эрзя. Фольклор мордвы богат, высокохудожественен и имеет свою специфику.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Специфика мордовского музыкального творчества
Музыкальный фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно-угорской группы, славян и др. Однако при общих для многих народов чертах в песнях, в инструментальной музыке мордвы проявились характерные особенности.
В песенном творчестве мордовского народа ярко проявилась его способность к поэтическому воспроизведению действительности, к глубокому выражению своих чаяний и надежд. Мордовская народная песня представляет обильный и исключительно ценный материал не только для изучения художественной культуры мордовского народа, но и для исследователей истории мордвы.
В песенном репертуаре мордовского народа наряду с лирическими песнями большое место занимают песни-мифы, песни-сказки, песни-легенды, песни-предания, песни-баллады. Эти произведения показывают широту жанров мордовской песенной поэзии. Вероятно, наиболее древними из этих песен являются песни-мифы космогонического содержания и песни-сказки с чудесно-фантастическими сюжетами. В них отражены представления людей далекого прошлого о мироздании, запечатлены картины социально-бытовой и хозяйственной жизни народа в его далеком прошлом, выражены стремления человека объяснить значение предметов, явлений окружающего мира.
Самое большое место в мордовском песенном репертуаре занимают семейно-бытовые песни и особенно песни лирического, а также балладного характера. Эти песни многосторонне и ярко рассказывают о семейно-бытовой, хозяйственной и трудовой жизни народа, о его правовых и эстетических требованиях. Песни эти являются самыми разнообразными и в жанровом отношении. В них представлен широкий круг произведений, начиная от песен-сказок чудесно-фантастического содержания и кончая лирическими песнями различной эмоциональной интонации - грустной и веселой, шуточной и сатирической.
В семейно-бытовых песнях большое место занимают песни о родителях и детях, в них осуждаются несправедливые отцы и матери, но поддерживается безусловный авторитет родителей, терпеливо воспитывающих в своих детях любовь к труду и уважение к старшим.
Среди мордовских лирических песен весьма своеобразными являются песни о любви, в которых приглушенно, но с большим лиризмом выражаются чувства неудовлетворенной любви, большого, часто непонятного сердца и невысказанного открыто искреннего увлечения.
Отметим исторические песни, которые, кроме художественной ценности, имеют огромное познавательное значение как памятники художественного творчества, в которых народ осмысливал важнейшие этапы своего исторического развития. Некоторые песенные сюжеты и мотивы этого раздела рассказывают о древнейших событиях истории мордвы, которые ещё совершенно недостаточно выяснены историками и этнографами (песни-предания о Мордане, песни-сказки, песни-легенды о мордовском князе Тюштяне).
На протяжении многих веков мордовский народ оттачивал свои песни, углублял их идейное содержание, совершенствовал в словесно-художественном и музыкальном отношении. Композиционная стройность, стилистическая и метрическая отработанность, умелый отбор изобразительных средств, наличие ярких поэтических образов, метафор, сравнений, эпитетов - все это есть результат высокого словесно-музыкального мастерства народа, художественный гений которого неиссякаем.
Народ в своих песнях создал яркие образы, обладающие большой силой идейно-художественного обобщения. В круг песенных персонажей входят не только люди, но и птицы, животные, растения, мифологические существа, выступающие часто как образы, возникшие на основе древнейших представлений народа о природе и окружающей жизни.
Мордовские песни в подавляющем большинстве своем исполняются без инструментального сопровождения; по музыкальной структуре большей частью они двухголосные, но немало песен и трехголосного сложения. Одноголосно исполняются главным образом песни повествовательного характера. Мордовская песня отличается богатством и разнообразием мелодики: она то величаво-повествовательная, то скорбно-патетическая, то живая и подвижная.
Несмотря на многочисленные черты общности, роднящие русский и мордовский музыкальный фольклор, искусство любого народа имеет свои специфические черты. Поэтому на этническое своеобразие (проявляющееся как в образах, жанрах народных песен, так и в музыкальном языке) мордовской музыки необходимо постоянно указывать детям.
Конечно, формирование целостного представления о мордовской музыкальной культуре невозможно без изучения профессионального искусства Мордовии, поэтому большое внимание на уроках музыки в начальной школе уделяется изучению творчества известных композиторов Мордовии: Л. П. Кирюкова, Л. И. Воинова, Г. И. Сураева-Королева, Г. И. Вдовина, Н. В. Кошелевой и др.
Итак, мордовский и русский музыкальный фольклор имеют достаточно много общего между собой в образном и жанровом плане из-за близких географических условий проживания двух народов, религиозной ориентации. Однако в песнях, в инструментальной музыке мордвы, а также в профессиональном искусстве Мордовии , проявились характерные особенности, позволяющие определить специфику мордовского музыкального творчества.
Этническое своеобразие музыкальной культуры, обусловленное социальной историей того или иного этноса, имеет большую устойчивость. Веками в культурах удерживаются одни и те же концептуальные представления о сущности музыки, ее значении и соотношении с другими видами искусства. Этническая музыкальная культура обусловлена общностью происхождения людей (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Специфика музыкальной культуры мордовского народа состоит в том, что ее важной частью является традиционная обрядность. Основным занятием мордвы издревле было земледелие, поэтому главное место занимали обряды земледельческого цикла.
Этническое своеобразие музыки мордвы заключается в ладовости (ангемитоника и гемитоника), мелодике (выразительность, специфичность) и интонационности (особо построенные интервальные попевки в объеме кварты, квинты, сексты). Мордовские песни многоголосны и исполняются в открытой певческой манере. Важным средством выразительности является ритм, который акцентируется притоптыванием и прихлопыванием. Исполнение мордовских песен включает в себя элементы театрализации. Большое значение имеет народный мордовский костюм, состоящий из различных ярких специфических деталей: несколько одетых друг на друга платьев, шейных (монисты) и поясных (пу-лай с колокольчиками) украшений, сапогов из грубой кожи. Такой громоздкий наряд утяжеляет пение, но не лишает его своеобразия.
Этническая специфика музыкальной культуры мордвы состоит еще и в том, что музыка имеет эстетическое, а также практическое значение. Этнический характер искусства — это традиция, создаваемая народом и его видными представителями, традиция, в которой отражается мышление, мироощущение и характер этноса.
Расселение мордвы-эрзи и мордвы-мокши на территории РМ. Жанровая классификация мордовских народных песен. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен. Бытование русской песни в мордовских деревнях. Своеобразие переработки русских песен в мордовских деревнях.
Рубрика | Музыка |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.12.2009 |
Размер файла | 224,4 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Мордовский государственный университет
имени Н.П. Огарёва
Факультет национальной культуры
Кафедра народной музыки
Курсовая работа
Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт
Автор курсовой работы
Кутаева Е.О.
Саранск 2008
Содержание
1. Расселение мордвы- эрзи и мордвы- мокши на территории РМ
2. Жанровая классификация мордовских народных песен
3. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен
4 Бытование русской песни в мордовских деревнях
Заключение
Литература
Приложения
Введение
К 1226 году относятся походы русских князей на буртасов, союз аланов и мокшан. В 1226--1232 Юрий Всеволодович провёл ряд удачных походов в земли буртасов. Татарское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом монгол, и большая часть мужского населения в составе войска Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу. В 1237 эрзянская земля была полностью разорена Батыем.
В 1377 году эрзяне под начальством ордынского царевича Арапши, разбила нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Ивановича на реке Пьяне. Этот погром не остановил русской колонизации, и подчинение эрзян нижегородским, рязанским и московским князьям шло постепенно начиная с конца XIV века.
В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещёрой. После походов на Казань Ивана IV в 1540-е мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Московскому князю. После завоевания Казани часть эрзянских земель была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения местного населения в христианство. Рядом с русскими помещиками владели землями мещёрские и мокшанские знатные роды, перешедшие в христианство и сохранившие свой титул (например князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и многие другие). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате у земель и в обложении местного нерусского населения тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мокшан и эрзян во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства на Восток. Эрзяне принимали активное участие в восстании Стеньки Разина, а позже, как мокшане так и эрзяне - в восстании Емельяна Пугачёва.
Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году.
Читайте также: