Традиции пришвина в современной прозе сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Свиридова Татьяна Михайловна

Населенный пункт: ЛНР, г. Луганск

Цель урока:

- проанализировать, какие художественные средства использует писатель, показывая духовный путь лирического героя поэмы;

- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения.

- развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое и ассоциативное мышление, устную и письменную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение;

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к русскому языку; бережное отношение к слову, добросовестность, самостоятельность, любознательность, умение видеть и слышать прекрасное в природе.

2. Инструктивный блок (инструкции и методические рекомендации)

3). Ответить на вопросы.

3.Информационный блок (система информационного наполнения)

Теоретический материал:

Произведения М. Пришвина чрезвычайно современны, больше того, они тесно связаны с проблемами научно-технической революции: в них автор утверждает мысль о том, какими должны быть отношения человека и природы. Он как художник стремился познать природу, открыть средствами искусства сложные и многообразные законы её развития. Писатель хотел постичь закономерные связи между процессами, происходящими в природе и в общественной жизни. Ныне, когда пытливый разум человека проник в глубины материи, когда в небывалых масштабах используются материалы и энергия природы, как никогда остро встал вопрос об отношениях человека и естественной среды.



Книга была опубликована женой писателя Верой Дмитриевной в 1957 году.

История создания

4. Контрольный блок (система тестирования и контроля)

Письменно ответить на вопросы:

- В чем особенности композиции поэмы?

5. Коммуникативный и консультативный блок

Срок сдачи:

Форма отчета: фото выполненных заданий присылать ВКонтакте или на электронную почту

Когда думаешь об искусстве Михаила Пришвина, то сразу охватывает ощущение свежести.

Его прозу как бы вдыхаешь, точно густой сосновый, настой. Его природа приближена к человеку и органически сливается с его плотным, земным, физически ощутимым, подлинно народным словом.

Пришвин как, писатель - новатор - не потому, что он экспериментирует и сознательно ищет новых путей словесного изображения действительности, а потому, что ново его видение мира. Он соединяет в себе первозданную свежесть восприятия ребенка, для которого всё - чудо и тайна, четкость охотника с точным прицелом и аналитическую зоркость исследования. Но главная его новизна - в раскрытии творческого взаимодействия человека с природой.

Михаил Михайлович Пришвин (1873—1954) — русский советский писатель

Для новаторского отношения Пришвина к природе очень важно, что он говорят не только о встрече со зверем, но о встречах с рекой, долиной, лесными оврагами. Он душевно вникает в сущность край. Он вступает в общение с деревьями и ручьями, открывая них всё новые и новые черты, и в то же время, не переставая открывать новое в самом себе, применяя свои открытия к жизни человека.

Каждое знакомство Пришвина с зверем, птицей, деревом глубоко лично, неповторимо. Это всегда открытие. Пришвин решительно требует индивидуализации и характера в каждом образе, взятом из мира природы. Ни одно дерево не похоже у него на другое, ни одна птица, ни один жуй.

Из этого постоянного пристального внимания к мельчайшим личным проявлениям жизни природы вытекает очень важный для писателя творческий принцип. Именно потому, что ни одно существо не похоже на другое и ничто в мире не повторяется ни одно утро, ни один день ни один год, ни одна весна - Пришвин считает своим писательским долгом беспрестанно возвращаться к одному и тому же материалу, каждый раз освещая его по-новому.

Закрепляя свои постоянные открытия и наблюдения в природе, Пришвин одновременно пользуется как бы двумя принципами: изучая природу, устанавливая законы ее жизни, он узнает себя и свой внутренний мир, авто же время свои личные мысли, свое душевное состояние переносит на все попутные открытия в мире природы.

Секрет этого искусства Пришвина в том, что природа для него не статическая картина, которую он созерцает и описывает, природа - непрекращающийся, динамический процесс творчества, жизнетворящий процесс. Жизнетворящая природа и мыслетворящий человек в природе даны у Пришвина в их диалектическом взаимодействии. Для него естественно непрестанное сопоставление и противопоставление всех живых существ, творящих в природе свое жизненное дело.

И в конкретных записях о поразивших его в природе прекрасных мгновениях Пришвин настаивает на личном соучастии человека в красоте открывающегося ему мира:

Не пассивное растворение в природе, но активное сотворение красоты, каждый раз заново открываемой человеком, находим мы у Пришвина. Для него соучастие – значит включение своей творческой мысля в происходящий на его глазах процесс жизни. Это мысль, на ходу, ассоциативно переходящая от явления, увиденного им к догадке о причинах явления и к думам о самом себе, о человеческих судьбах и путях. Пришвин воплощает не только процессы жизни, но и процесс ищущей мысли во всех ее звеньях.

Никто так глубоко и тонко не понимал себя и не говорил о характере своего таланта, как сам Пришвин. Особенно это заметно в его зрелую пору, когда он не только растет, но каждый раз уже подводит итоги. Творчество его автобиографично не в поверхностно-анкетном, а в самом глубоком смысле этого слова - в том, как вся его душевная жизнь развивается и отражается в цепи неистощимых открытий и находок.

Пришвин справедливо считал, что все его книги - это как бы единственная книга о Родине и своем жизненном пути. Каждая маленькая вещь, имеющая законченную самостоятельную ценность, попадая в цикл, становился как бы вехой единого творческого пути. Отдельные конкретные записи и зарисовки обогащаются глубоким философским и психологическим подтекстом.

Для Пришвина любая синтезирующая мысль о природе и действительности - это прежде всего осмысление себя, каждого звена своего творческого процесса, каждого периода своего душевного роста. Пришвин, обостренно чувствующий движение всей своей творческой жизни как единого пути, достигнув какой-то крайней точки, пытается проанализировать и осмыслить все пройденные этапы. Вот почему во многих своих сборниках Пришвин размещает материал в хронологическом порядке и становится своеобразным путеводителем по собственному творчеству.

Но, столкнув своего героя с природой, Пришвин подводит его к самому порогу творчества и здесь останавливается. Ощущение неудачности конца романа, его незавершенности не оставляло Пришвина.

Пришвин неоднократно говорит о том жизнеутверждающем и творческом начале, которое находит в мире природы, о том, как обогащает, очищает и укрепляет человека прикосновение к земле. Не удивительно, что Пришвину так близок миф об Антее. Соприкосновение с природой, с Землей для него освобождение от всего узколичного, мелочного. Оно помогает подлинному раскрытию творческих сил для общего дела.

Большой долгий творческий путь пройден Пришвиным в светлую сторону. Но, он не только сам так прошел; Он проложил этот путь и неведомым друзьям - любимым своим читателям и последователям - новым писательским поколениям. Всем своим творчеством Пришвин доказал, что природа - не узкая, а неисчерпаемая и всеобъемлющая тема, которую каждый талант решает по-новому. Подлинным и достойным продолжением завещанного Пришвиным дела и будет каждый раз неизведанное постижение и воплощение жизни человека в природе.

“Ни у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас, – писал Горький о Пришвине. – Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами”. В самом деле, это один из своеобразнейших русских писателей.

Он ни на кого не похож – ни у нас, ни в мировой литературе. Однако жизнь Пришвина была типична для русского человека, который пережил три войны и революцию. Судьба

его – характерная судьба русского человека именно потому, что почти всегда истинная жизнь его проходит в тени. Она никогда о себе не заявляет громко и в то же время присутствует каждое мгновение в слове писательском.

Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе. В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден – я тебя накормлю, ты одинок – я тебя полюблю.

Все у писателя – мир, природа, человек – в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо

отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль “Кладовая солнца”. В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом.

И в то же время – это повесть, которая расширяет наши знания о жизни.

Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота. Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления.

“Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, – писал Пришвин. – Вот возьми, например, слово “Родина”, Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание…”

Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе, хотя кажется, что творчество его довольно благополучно: писал он о природе и известен как ее певец, но думать так – то же самое, что, входя в лес, быть уверенным, что он только для отдыха и предназначен. А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Творчество Пришвина – негромкое, голос его произведений тихий, но настойчивый. В тяжелые времена, когда зачастую утрачивается сама вера в человека, когда нелепость жизни заставляет терять точку опоры, Пришвин разворачивает перед читателем картины природы как неизменного мерила добра и красоты, рисует портреты людей, ничем особенным не примечательных, но сохранивших главное – доброту и человечность, говорит о вечном.

Закрепив в сознании читателя образ как символический, писатель отправляет его в свободное плавание. Движение образа в тексте сопровождается накоплением дополнительных смыслов. Чаще всего это традиционные образы-символы, активно функционирующие в устном народном творчестве. Прежде всего, образы воды и суши. Вода у Пришвина приобретает множество понятий, каждое из которых имеет свою локальную сферу бытования и свой диапазон смыслов. Это получившие авторское осмысление образы падуна и океана (людское единство), ручьёв, рек (отдельные личности), озёр (глаза земли), паводка (библейский потоп), талой воды (рождающее начало). Приведены лишь наиболее часто встречающиеся значения. В самом широком смысле символ воды связан у Пришвина со следующими понятиями: очищение, обновление, материнское начало, жизнь, творчество, просвещение. Два последних значения - авторские.

Образы, отрываясь от жёсткой метафорической структуры и начиная свободную жизнь символа, максимально расширяют сферы своего функционирования. Так образ корня женьшеня, получив статус символического, становится активным композиционным элементом повести, организует ритм повествования, во второй части образ лишь изредка встречается как опознавательный знак идеи, но время появления его глубоко продумано и он отмечает в тексте точки, в которых сконцентрирована философская мысль автора.

Достаточно часто параллели или развёрнутому сравнению предшествует пейзажная зарисовка, где образы, которым предстоит дальнейшее движение, даны без подтекста. Практически каждый из этих образов у Пришвина символичен. И это не только устойчивые, легко узнаваемые символы (ручей, камень, корень, болото, солнце и т.д.), но и индивидуально-авторские (земляника, торф, павлин, выстрел, сундук, фотовспышка и т.д.). Их накопление, подобно весеннему паводку, идёт по нарастающей. За этим угадывается стремление автора уловить многочисленные аналогии бытия, связать воедино явления мира, разглядеть в частном общее, в культурном природное, в индивидуальном общечеловеческое. Сотканное им полотно текста смотрится как гармоничное целое. Оно действительно напоминает дерево, нижние ветки которого достаточно различимы и располагаются вполне симметрично по отношению к стволу и друг к другу, а далее их сплетение образует единую крону и её уже невозможно разъять на составляющие.

И, наконец, выходя в большое пространство - всё творчество писателя, - назовём образы-символы, организующие этот метатекст: дерево, солнце, океан, ребёнок, старец и некоторые другие. Именно они и составят фундамент пришвинской модели мира.

Пришвин как-то говорил, что семена, посеянные его книгами в душу читателя, живые и всхожие. Попав на благодатную почву, они способны развиваться и расти, долго приковывать к себе внимание. Наблюдение это с полным правом можно отнести к автору работы о Пришвине, поскольку перед нами не просто читатель, а читатель-исследователь. Открыв для себя необычайно своеобразный пришвинский мир, он уже не хочет с ним расстаться. И нет ничего удивительного в том, что литературовед из Карелии М. Пахомова, в 1960 году опубликовавшая исследование о связях Пришвина с северной своей республикой, нынче выступает с новой книгой об этом писателе, на этот раз охватывающей творческий путь художника в целом.

Внутреннюю биографию художника, осмысленную творчески и широко, – вот что хочется видеть в работе более масштабно, цельно, сильно. О Пришвине – мыслителе, моралисте, философе М. Пахомова говорит не раз, но чаще всего справочно, номинативно, неразвернуто. Меж тем Пришвин безусловно заслуживает большего внимания как интересное явление социально-этической и художественной мысли.

Повесть-сказка и роман-сказка эстетически отвечали новому качеству пришвинского сознания, вобравшего в себя основные черты миросозерцания цельной личности строителя нового общества, какими в произведениях художника выведены Маша Уланова, сержант Веселкин.

Читайте также: