Современные орфографические словари сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Словарь российской орфографии или правописания. М., 1813. (Один из первых маленьких словариков.)

Орфографический словарь с присоединением повторительного курса русской орфографии / Сост. А. Спицын. М., 1883. (Первый школьный орфографический словарь.)

Ган И. К. Полный словарь буквы ять. Собрание всех слов русского языка, коренных и производных, которые пишутся через ять. С предварительными правилами и объяснениями относительно употребления этой буквы. С прибавленим полного списка городов, сёл, местечек и почтовых станций, в название которых входитбуква ять. 6-е изд.,вновь пересм. и испр. Вльна, 1896.

Сеславин Д. Н. Карманный орфографический словарь, содержащий более 30000 слов / Сост. Сеславин Д. Н. СПб., 1897.

Руч С. Г. Орфографический словарь с обозначением ударений и указанием корней слов русского происхождения. Сост. по новейшим источникам С. Г. Руч. СПб., 1900.

Чудинов А. Н. Справочный словарь. Орфографический, этимологический и толковый русского литературного языка. СПб.,1901.

Разыграев В. Справочный указатель русского правописания, с приложением всех орфографических правил и корнеслова, сост. по Рейфу, Шимкевичу и др. СПб., 1884.

Владимирский И. Орфографический словарь. С приложением правил правописания. Пособие при изучении русского правописания. М., 1903.

Новый орфографический словарь. Сост. группою корректоров по Я. К. Гроту и другим, под общей редакцией В. Гречанинова. 100 000 слов. М., 1911.

Орфографический словарик-спутник. Правописание 15000 более употребительных слов с ударениями на них и приложением кратких грамматических сведений. Сост. по Я. К. Гроту и друг. группой педагогов под общей редакцией М. Алтабаева. М., 1913.

Зелинский В. Подробный орфографический словарь. Заключает в себе: правильное начертание слов, объяснение малопонятных слов, указание ударений в словах. Для учащихся. Сост. В. Зелинский. Изд. 2-е, испр. и значительно увеличенное. М., 1914.

Никитин А. И. Маленький словарь и краткие правила правописания. Для начальных училищ. По Гроту и другим источникам. Сост. А. И. Никитин. М., 1914.

Мой словарик: Краткий справочник по новому правописанию с приложением правил: Для учащихся / Сост. В. Флеров. М., 1918; 9-е изд. М.; Л., 1928.

Шапошников И. Н. Орфографический словарик с приложением заданий для письменных упражнений по словарю. М.-Л., 1927

Орфографический словарик: Для учащихся / Сост. И. Н. Шапошников. 3-е изд. М.; Пг., 1923; 14-е изд. М.-Л., 1929.

Устинов И. В. Новый орфографический справочник. С кратким толкованием малопонятных слов и сборником задач для самостоятельных орфографических упражнений. Пособие для школ и самообразования. 5-е изд., испр. М.-Л., 1927.

Шапиро А. Б., Уваров М. И. Орфография, пунктуация и техника корректуры: Для работников печати. М., 1933.

Ушаков Д. Н. Орфографический словарь. Для начальной, неполной средней и средней школы. Изд. 2-е. М., 1935; изд.3-е М., 1936; изд. 4-е М., 1938; изд.5-е М., 1939.

Орфографический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова, С. И. Ожегова, А. Б. Шапиро. М., 1956. (Под редакцией этих лингвистов выходили последующие издания данного словаря вплоть до 12-го включительно).

Былинский К. И., Никольский Н. Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М., 1949; 4-е изд., перераб. и доп. М., 1970.

Орфографический словарь русского языка / Под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко, Л. И. Скворцова. 13-е изд. М., 1974; 33-е изд. М., 1998.

Букчина Б. З. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника) Около 43000 слов / Под ред. Д. Э. Розенталя. М., 1972; 2-е изд. М., 1976; Под названием: Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). 3-е изд., испр. и доп. М., 1982; 6-е изд., стереотип. М., 1987.

Грушников П. А. Орфографический словарик. Пособие для учащихся начальных классов. Изд. 9-е. М., 1974.

Текучев А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы: Пособие для учителя. М., 1976.

Текучев А. В., Панов Б. Т. Грамматико-орфографический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., 1976.

Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка: Пособие для учащихся. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1985.

Розенталь Д. Э. Прописная или строчная?: Опыт словаря-справочника. Ок. 8500 слов и словосочетаний. М., 1984; 2-е изд., стереотип. М., 1986; 5-е изд., испр. М., 1989; 3-е изд., испр. под названием: Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999.

Введенская Л. А., Колесников Н. П. Новый орфографический словарь русского языка: Для учащихся средних учебных заведений. М., 1995.

Введенская Л. А., Колесников Н. П. Современный орфографический словарь русского языка. Ростов-на-Дону, 1995.

Соловьёв Н. В. Русское правописание: Орфографический справочник (словарь, комментарий, правила). 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1997; под названием: Орфографический словарь: Комментарий. Правила: Справочник: 90000 слов. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2000.

Букчина Б. З. Слитно? Раздельно? Через дефис?: Орфографический словарь русского языка: Впервые с грамматическими формами, толкованиями и примерами употребления. М., 1998. Словарь содержит около 60000 слов. Здесь собраны все трудные случаи их слитного, раздельного или дефисного написания. Впервые в словаре этого типа при всех словах даются грамматические формы, пояснения, сопоставления с другими, похожими, словами, примеры правильного употребления. Словарь рассчитан прежде всего на школьников, учителей, а также на самые широкие круги читателей.

Сазонова И. К. Орфографический словарь русского языка: Одно или два Н? М., 1999. Словарь содержит около 25000 слов и их грамматических форм, в которых может встретиться неправильное написание одного н вместо двух и наоборот. В него включены слова всех частей речи, а также имена собственные. При словах даны грамматические пометы, разного рода пояснения, примеры употребления. Приложения содержат правила и рекомендации написания одного или двух н в словах разных частей речи, а также некоторые группы слов, объединённых по одинаковым суффиксам и окончаниям.

Лопатин В. В., Чельцова Л. К., Нечаева И. В. Прописная или строчная?: Орфографический словарь русского языка. М., 1999. Словарь посвящён употреблению прописных букв. Словарь опирается на новую, публикуемую здесь же редакцию правил употребления прописной буквы, которые учтены в новом нормативном академическом орфографическом словаре русского языка. Включает около 15000 слов и словосочетаний.

Тихонов А. Н., Тихонова Е. Н., Тихонов С. А. Словарь-справочник по русскому языку: Ок. 26000 слов / Под ред. А. Н. Тихонова. 4-е изд., стереотип. М., 1999.

Русский орфографический словарь: Около 160 000 слов / Отв. ред. В. В. Лопатин. М., 1999. Словарь содержит приложения: 1. Основные общепринятые графические сокращения; 2. Традиционные сокращения названий канонических книг Библии; 3. Список личных имён.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. ред. В. В. Бурцева. М., 2000.Словарь содержит свыше 107 000 слов. В книге дана дополнительная информация о слове: 1) большое количество кратких толкований, уточняющих значение слова; 2) управление в виде падежных вопросов при глаголах и предлогах, помогающее читателю правильно конструировать словосочетание; 3) различные пояснения или отдельные правила правописания в рамке на каждой странице. Приложения: 1. Список некоторых слов, пишущихся с прописной буквы; 2. Русские личные имена.

Словарь-справочник: этимологический тайны русской орфографии: Современное правописание сквозь призму истории языка: О путешествии корней и слов по разным языкам. / Авт.-сост. Л. А. Глинкина. Оренбург, 2001.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение

Велик и разнообразен русский язык, и также многообразны его словари. Словарный состав любого живого языка находится в непрерывном изменении и дополнении. Появляются новые слова, отражающие развитие современной науки, культуры, искусства, устаревшими помечаются неиспользуемые слова. Словари являются элементом национальной культуры, ведь в слове запечатлены многие стороны народной жизни. Словарями и справочниками пользуются многие: переводчики, ученики и студенты, специалисты, работающие в различных сферах деятельности. Словари выполняют множество функций. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

Выбранная тема исследована многими лингвистами в разное время (Р.И. Аванесов и С.И. Ожегов, Л.А. Введенская, Д.Е. Розенталь, Д.Н. Ушаков, а также современные ученые – Н.Е. Валгина, К.С. Горбачевич, М.В. Зарва и др.), которые подчеркивают важность и актуальность работы со словарями.

Объект исследования – содержание и структура орфографических и орфоэпических словарей. Предмет исследования – орфографические и орфоэпические словари.

Цель работы – изучить специфику орфографических и орфоэпических словарей в русском языке и их роль в формировании грамотной устной и письменной речи, а также в общем образовании и культуре личности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить историю возникновения первых орфографических и орфоэпических словарей.

2. Проанализировать основные современные словари.

3. Определить виды данных словарей и сделать сравнительный анализ.

4. Рассмотреть содержание и структуру изучаемых словарей, их функции.

5. Выявить основную роль орфографических и орфоэпических словарей в обучении русскому языку и в общем образовании человека

Глава 1. Орфографический словарь

Орфографический словарь – словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в аспекте его правописания. Является показателем современной ему орфографии [3, с. 14].

Словник орфографического словаря, как правило, включает не только сложные для написания случаи, поскольку задача отграничения последних от не представляющих орфографических трудностей не имеет очевидного решения. Также составители словарей обычно не ограничиваются общелитературной лексикой, включая в словники специальную, терминологическую и иную лексику, не относящуюся к межстилевой.

1.1. Виды орфографических словарей

Выделяют следующие разновидности орфографических словарей:

1) школьные – различаются по объёму в зависимости от того, для начальных классов или средней школы они предназначены; часто сопровождаются изложением орфографических правил в объёме школьной программы;

2) словари-справочники для работников печати – включают трудные случаи написания нарицательных и собственных имён, а также подробное изложение орфографических правил и сведений, требуемых для корректорской и редакторской работы;

3) общие (в том числе посвящённые отдельным орфографическим проблемам: употреблению букв до реформы русской орфографии, Ё, прописных и строчных букв, правописанию одной или двух Н, слитным, дефисным и раздельным написаниям) – рассчитаны на всех пишущих;

4) отраслевые – посвящены специальной терминологии.

Школьные орфографические словари созданы специально для учеников начальных, средних и старших классов.

Приведем список основных современных школьных орфографических словарей и краткие характеристики к ним:

Это не просто орфографический словарь – в нем указаны склонения имен существительных и спряжения глаголов, что значительно облегчит процесс обучения для школьников.

В этой книге все словарные статьи подобраны в соответствии с программой начальных классов.

Словарь отражает наиболее активную часть лексики современного русского языка – слова, грамматические формы слов, обороты речи, вызывающие орфографические трудности.

Орфографический словарь включает около 35 000 слов и охватывает большую часть общеупотребительной лексики современного русского языка. Адресован школьникам старших классов, а также абитуриентам.

1.2. Роль использования орфографических словарей на уроках
русского языка

Цель обучения орфографии: на основе сознательного усвоения языковых понятий сформировать у учащихся прочные орфографические умения и навыки. Задача формирования прочных орфографических навыков у подрастающего поколения нашей страны возлагается на среднюю школу.

В русской орфографии выделяются следующие разделы:

- правописание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок,

- слитное, раздельное или дефисное написание;

- употребление строчных и прописных букв;

- правила переноса слов;

- графические сокращения слов.

Орфография изучается в 5-7 классах по сквозному принципу на фонетико-грамматической основе в процессе усвоения понятий фонетики, морфемики и морфологии. Орфографический словарь должен стать настольной книгой ученика при выполнении всех письменных работ: подборе слов с определенной орфограммой, подборе однокоренных слов, подборе одноструктурных слов и др. Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частного обращения к словарю у учащихся формируется зрительная и двигательная память.

В орфографическом словаре помещен алфавит и названия букв. В приложении дан список мужских и женских имен, употребляемых в современном языке и частично в литературных произведениях прошлого. Имена даются в их официально-светской форме. Например: Александр, Алексей, Мария, Светлана (а не Саша, Алеша, Маша, Света). В начале словаря дан краткий свод важнейших правил правописания (всего 112 параграфов).

В основном корпусе словаря зафиксировано около 13000 слов. В некоторых случаях в скобках после заглавного слова даются необходимые объяснения. Например, для того, чтобы учащиеся не смешивали два однокоренных, или близких по звучанию разных, или частично совпадающих по значению слова, в словаре кратко поясняется лексическое значение, дается грамматическая форма слова. Например: абонент (кто абонирует), австралиец (житель Австралии), австриец (житель Австрии), адресант (кто посылает), адресат (кто получает) и т.д.

Уже с первых лет обучения необходимо приучать школьников пользоваться орфографическим словарем в качестве справочника. Первые упражнения должны быть связаны с тем, чтобы учащиеся поняли сущность алфавитного принципа расположения слов в словарях с учетом не только первой, но и последующих букв. Для этого необходимо в первую очередь добиться твердого усвоения алфавита русского языка [10, с. 154].

Особенно важно использовать словарь в качестве эффективного пособия на уроках русского языка и при выполнении домашних заданий. При этом задания должны быть максимально конкретны: необходимо четко и точно указать определенную букву или страницы словаря, откуда учащиеся должны выписать заданные слова. Это повысит эффективность работы учащихся и избавит их от необходимости непрерывно перелистывать страницы словаря. Широкую возможность для использования словаря могут дать задания на правописание приставок. Например: выпишите из словаря по 10 слов с приставками пре- и при-, в которых можно четко разграничить значения этих приставок.

Правильно организованная словарно – орфографическая работа обязательно предполагает систематическую, каждодневную работу со словарями.

При выполнении самостоятельных работ учащимся предоставляется возможность пользоваться учебником, таблицами, орфографическим словарем.

В методической литературе по русскому языку неоднократно подчеркивалась мысль о необходимости использовать в качестве справочного материала на уроках русского языка различного вида словари и справочники.

Искоренение ошибок, которые можно ликвидировать обращением к словарю, намного повысит грамотность учащихся, поэтому встает вопрос о необходимости приучать детей пользоваться словарем во всех нужных случаях.

Возникает вопрос об эффективности словарей. Отвечая на него, нельзя не учитывать психологические факторы, а именно: ученик, отыскавший в словаре нужное слово, увидел его правильно написанным, написал правильно. В процессе познания и запоминания зрительная память играет не меньшую роль, чем слуховая, поэтому знания, полученные путем самостоятельной работы со словарем, устойчивы.

В дальнейшей работе навыки, умения работать со словарем необходимо закреплять практически, то есть включать такие виды работ: 1. Найдите в словаре слово, с помощью которого можно проверить трудную орфограмму в словах: ссыльный, совещание, поселение, обратил, ссылка. 2. Найдите орфограммы, которые нельзя проверить с помощью словаря: в столице, на Волге, был на совещании, из соседнего села, озеро притаилось, в ветхом сарайчике и др.

Работа со словарем – один из вопросов, требующих своего решения, необходимо продолжать поиски новых методов работы со словарем, выяснять новые пути его использования. По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтобы урок был подчинен главной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Глава 2. Орфоэпический словарь

Какое же произношение считается образцовым? Это произношение, соответствующее орфоэпическим нормам современного русского литературного языка. Ответы на конкретные вопросы о правильном произношении отдельных слов и грамматических форм дают орфоэпические словари русского языка. Произносительные нормы фиксируются этими словарями. При установлении произносительных норм обычно учитывается соотношение фонетических и фонематических вариантов. Последние отражаются и в орфографии (ср.: ноль и нуль, валериана и валерьяна и др.).

Нормы произношения, как и другие языковые нормы, с одной стороны консервативны и соответствуют орфоэпическим традициям наиболее образованной части общества, но, с другой стороны, произносительные нормы динамичны и изменяются в силу ряда внешних (социальных) факторов и внутренних тенденций развития языковой системы [4, с. 65]. Поэтому пользоваться следует только последними изданиями словарей нормативного произношения.

2.1. История возникновения и виды орфографических словарей

2.2. Сопоставительная таблица материалов из орфоэпических словарей

Словарь под редакцией Аванесова содержит 65 000 слов. В словарь Зарва вошло немного меньше. Он включает в себя 50 000 слов. Меньше всего слов содержит словарь под редакцией Горбачевича – 12 000 слов. В словарях Горбачевича и Аванесова для некоторых слов даны два равноправных варианта произнесения. В некоторых случаях приводятся примеры допустимых вариантов произнесения слова и постановки в нем ударения. В словаре Зарва даны самые современные варианты произношения. Это один из последних словарей русской орфоэпии. Поэтому он вобрал в себя все лучшие от предыдущих словарей. Ниже представлена сопоставительная таблица, разработанная на основе анализа трех данных орфоэпических словарей.

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке.12 000.-СПб.:Норинт,2000.-304с.

Зарва М. В.:Русское словесное ударение.Словарь.Около 50 000 слов.М.:изд-воНЦ ЭНАС,2001.-600с.

1. Общая характеристика современных существующих орфографических словарей и справочников по орфографии и пунктуации.

Орфографический словарь-словарь, содержащий алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографический словарь является объективным показателем современной ему орфографии (см.). С 19 в., когда началось издание орфографического словаря, наметились три типа таких словарей в соответствии с их направленностью: словари школьные, словари-справочники для работников пе­чати и общие словари (с подтипом словарей, посвящённых отдельным орфографическим проблемам). Такая дифферен­циация орфографического словаря принята и в современной лексикографической практике.




Орфографические словари и справочники (1 час)

1. Общая характеристика современных существующих орфографических словарей и справочников по орфографии и пунктуации.

Орфографический словарь-словарь, содержащий алфавитный перечень слов в их нормативном написании. Орфографический словарь является объективным показателем современной ему орфографии (см.). С 19 в., когда началось издание орфографического словаря, наметились три типа таких словарей в соответствии с их направленностью: словари школьные, словари-справочники для работников пе­чати и общие словари (с подтипом словарей, посвящённых отдельным орфографическим проблемам). Такая дифферен­циация орфографического словаря принята и в современной лексикографической практике.


Существует огромное количество различных словарей. Одни объясняют значения слов, другие содержат в себе список крылатых фраз и выражений, третьи объясняют термины и т. д. Что такое орфографический словарь и для чего он используется? Это тема нашего рассуждения. Почему орфографический словарь — это залог грамотной речи? Начнем разбираться со всем по порядку.

Определение

Орфографический словарь – это словарь, содержащий конкретный перечень слов и определяющий их нормативное написание.

Содержащий определенный перечень слов

Нормативное, т. е. соответствующее правилам использования языковых средств. Орфографический словарь отличается от толкового тем, что не раскрывает смысл и значение слова. Он существует для того, чтобы ответить на вопросы, связанные с правописанием слов, т. е. с их орфографией. Орфография – это один из разделов в языкознании. В некотором роде это свод правил, согласно которым слово передается на письме. Поэтому орфографические словари имеют достаточно большое значение. Можно сказать, что это закон, который нужно соблюдать, чтобы не прослыть безграмотным человеком.

Виды орфографических словарей

Орфографические словари могут различаться по своему объему и содержанию.

Словари могут различаться

Все это зависит от аудитории, для которой они предназначены. Существуют школьные орфографические словари. Помимо того, что они содержат нормы написания слов, в них часто еще указывают различные орфографические правила, которым подчиняются данные слова. Это хорошая помощь в освоении школьной программы.

Существуют также словари-справочники. Часто в них разбираются слова, при написании которых могут возникнуть одинаковые орфографические сложности. Например, выбор слитного или раздельного написания.

Также есть отраслевые орфографические словари. Отраслевой орфографический словарь — это тот, который содержит термины, используемые в определенных сферах и специальностях.

И еще множество других орфографических словарей на разные темы, которые объединяет то, что в них в любом случае раскрывается нормативное использование слов.

Морфемно-орфографический словарь А.Н. Тихонова

Чтобы лучше понять, что такое орфографический словарь, стоит познакомиться с самыми известными из них. Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – одно из самых популярных и востребованных изданий. Полезно с ним познакомиться школьниками и студентам. В этом словаре можно не только проверить правописание какого-либо слова, но и узнать о его морфемном строении. Именно этим так ценно издание. Это первый в своем роде труд, в котором подробно разбирается строение слов.

Орфографический словарь Д. Н. Ушакова

Русский орфографический словарь Д. Н. Ушакова – это еще одно издание, которое может быть очень полезно школьникам, особенно при подготовке к экзаменам, когда проводится проверка знания нормативного написания слов.

Издание полезное школьникам

Д. Н. Ушаков – известный талантливый лингвист, который внес огромный вклад в развитие русского языка. Его словарь содержит около пятнадцати тысяч слов. Он регулярно дополняется и редактируется, поэтому содержит в себе актуальную информацию и соответствует всем изменениям, которые происходят в языке. Более того, словарь полезен еще и тем, что содержит информацию о нормативном ударении в словах, что также очень пригодится школьникам. Пользоваться словарем удобно и просто, рассчитан он на широкую аудиторию, поэтому быстро и легко найти в нем необходимую информацию о правописании того или иного слова сможет каждый.

Первый орфографический словарь

У описываемых изданий долгая и богатая история развития. Знания, хранящиеся в них, долго собирались и систематизировались. До сих пор они регулярно дополняются. Знакомство с ними будет полезно каждому человеку.

Полезно каждому человеку

Соблюдение орфографических норм — свидетельство речи грамотной, приятной и понятной всем. Но, как известно, знать все — просто невозможно, а сомневаться — нормально. Поэтому при возникновении неуверенности в правильности написания слова стоит обращаться к орфографическим словарям.

Читайте также: