Сообщение о московском метро интересные факты

Обновлено: 08.07.2024

Центральный вокзал метрополитена на Васильевском спуске. Москворецкий мост. 1902 год. Рисунок Н. Н. Каразина по проекту инженеров П. А. Балинский и Е. К. Кнорре.

В 1923 году при Управлении московских городских железных дорог был учрежден подотдел по проектированию метрополитена в составе одного человека. Через семь лет — в 1930 году — проект был готов: семь станций в духе советского конструктивизма, из которых нереализованной осталась лишь одна — на Красной площади, под мавзолеем.

Строительство метро развернулось в ноябре 1931 года, когда в мерзлую землю у дома №13 на улице Русаковской вошли первые лопаты, частично позаимствованные у дворников. Через два месяца, в январе 1932 года Москва уже превратилась в одну большую стройку. Копали везде, во дворах и на площадях, копали прямо под домами, подпирая их домкратами. Тогда метро еще предполагалось наземным, вроде городской электрички. Под землей должен был пролегать лишь короткий отрезок трассы в самом центре.

В рекордно короткие сроки была выполнена огромная работа. Если 20 км подземки в Нью-Йорке строились 7 лет, в Лондоне 10 км строились 4 года, то в Москве 16,8 км тоннеля были построены за время чуть более двух лет. Чтобы найти рабочие руки, была развернута массовая агитация — к делу привлекли тысячи комсомольцев-добровольцев.

Мы собрали для вас новую порцию занимательных фактов и наблюдений о Московском метрополитене.

Если Вам попадется человек в этом переходе, считайте, что невероятно повезло :)

Судьба пропавших букв неизвестна.

Сейчас же Бирюлевская линия зайдет в район совершенно с другой стороны света - с севера:

Помните, что метрополитен - транспортное средство, связанное с повышенной опасностью.

9. Никогда не задавались вопросом, сколько стоят элементы навигации Московского метрополитена, по которым мы ориентируемся в подземке каждый день?

Стоимость красной буквы "М", которую мы видим при входе на каждую станцию - 100 тыс. руб, указатели (навигационные лайтбоксы) стоят 70 тыс. руб., а закупочная цена схемы метро ("круглый" лайтбокс) - 100 тыс. руб.

В этом году Московский метрополитен отмечает 85 лет. Практически целый век пассажиры могут без проблем и без пробок быстро передвигаться из одного конца столицы в другой. При этом из года в год границы метрополитена расширяются: появляются новые линии и станции, наземное метро и диаметры. Большие достижения в развития метрополитена видят многие. Но мало кто знает все секреты столичной подземки. Рассказываем самые интересные и необычные факты о московском метро.

Свыше 2,5 млрд поездок


Фото: Москва 24/Евгения Смолянская

Московский метрополитен – самая большая транспортная сеть в России и одна из крупнейших в мире. Подземка работала беспрерывно, даже в самые тяжелые времена. И периодически она ставит собственные рекорды.

Например, в 2019 году в московском метро пассажиры совершили свыше 2,5 млрд поездок. Только вдумайтесь в эту цифру! Кроме того, московское метро занимает первое место в мире среди других метрополитенов по точности соблюдения расписания.

Голоса метро


Фото: Москва 24/Антон Великжанин

Самые интересные факты – это те, с которыми сталкиваешься каждый день, но никогда не задумываешься о них. Один из таких – это голоса, озвуичвающие остановки в метро. Если проехать по ветке от конечной до конечной, озвучка поменяется – с мужской на женскую.

Такое решение было принято для ориентации слепых и слабовидящих пассажиров. Мужской голос объявляет станции при движении к центру, женский – в сторону области. На Кольцевой система работает иначе: мужской голос называет станции при движении по часовой стрелке, женский – в обратную сторону.

Кстати, голоса, которые вы слышите ежедневно, принадлежат сегодня Юлии Романовой-Кутьиной и Алексею Россошанскому. Объявления на английском языке записали дикторы Светлана Екименко и Павел Новичков.

Метро в цифрах


Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Мишин

Не менее интересно выглядит метро в цифрах. Столичная подземка – это 15 линий метро длинной 780 километров и 333 станции, с учетом метро, МЦК, ММТС, МЦД.

Также метрополитен насчитывает 370 вестибюлей, 20 депо, более 6 тысяч вагонов поездов, 3,7 тысяч турникетов, 5,7 тысяч светофоров, 900 эскалаторов общей длинной в 37 километров и 14 тысяч камер наблюдения.

В сутки по подземке проходят более 12,5 тысяч поездов. На них москвичи и гости столицы совершают более 9,5 миллионов поездок по будням с учетом МЦК и МЦД.

Дубляж


Фото: Москва 24/Александр Авилов

Две "Арбатские" и две "Смоленские" станции на Арбатско-Покровской и Филевской линиях вряд ли еще кого-то удивляют. Хотя на деле такой выбор названий выглядит странным. Но у всего, как и у этого факта, есть история.

"Арбатская" и "Смоленская", которые сейчас относятся к Филевской линии, были построены в 1935 году. Во время Великой Отечественной войны возле "Смоленской" бомба пробила перекрытие тоннеля, упала внутрь, но не взорвалась. Перекрытие залатали, но случай взяли на заметку.

После войны, с началом эпохи ядерного оружия, метро стали рассматривать как бомбоубежище на случай атомной войны. Старые линии решили продублировать тоннелем глубокого заложения. Так в начале 50-х появились станции "Арбатская", "Смоленская" и "Киевская" Арбатско-Покровской линии.

Однако позже "расконсервировали" и станции Филевской линии – ради строительства подземки в спальных районах. Так "Арбатских" и "Смоленских" стало по две, а название "Киевская" носят целых три станции.

Строительство метро придумали черви


Фото: портал мэра и правительства Москвы/Максим Мишин

В далекие 30-е годы строительство тоннелей метрополитена доставляло куда больше проблем, чем сегодня: первые станции строились вручную – киркой и лопатой. Сегодня силы метростроителей экономят передовые технологии. Для прокладки тоннелей используют полностью автоматизированную сверхпрочную конструкцию под названием "проходческий щит".

Уже догадались, причем тут черви? По легенде изобретатель первого в мире "проходческого щита" англичанин Марк Брунель придумал такую конструкцию после того, как пригляделся к "работе" обыкновенного корабельного червя. Бурунель заметил, что голова моллюска покрыта жесткой раковиной с зазубренными краями. С помощью нее червь буравил дерево, оставляя за собой на стенках хода гладкий защитный слой извести. Идея превратилась в конструкцию в 1817 году, а уже в 1825 году с помощью первой модели "щита" началось строительство тоннеля под рекой Темзой в Англии.

Кстати, московские строители первыми в мире с помощью тоннелепроходческих щитов стали прокладывать наклонные тоннели для эскалаторных зон. Специальный комплекс разработали в Канаде по заказу Мосметростроя. С его помощью впервые совершили щитовую проходку тоннеля для эскалаторов – на станции "Марьина роща" Люблинско-Дмитровской линии метро.

"Холодильники" в метро


Фото: Москва 24/Владимир Яроцкий

Еще один интересный факт из строительства подземки. В Москве, которую по всюду пересекают река, каналы и различные заводи, самой распространенной проблемой для прокладки тоннелей метро стали плывуны – массы почти пылеобразного песка с примесью 10–15% глины, пропитанные водой.

А самый простой способ бороться с ними придумали еще в прошлом веке при строительстве первых линий метрополитена в Москве. Это заморозка грунта. Способов несколько – расскажем о самом старинном.

Его еще называют "рассольный". Грунт вокруг места работ замораживают с помощью специальных холодильных машин. Они с помощью специальных труб, помещенных в проблемный грунт, создают циркуляцию незамерзающего рабочего рассола хлористого кальция. Примерно спустя месяц трудов "подземных холодильников" грунт смерзается в монолитную массу, которая защищающает место работ от проникновения грунтовых вод и осыпания стенок тоннелей.

Правда, сейчас такой способ, как и заморозку почвы азотом, используют редко. Сегодня существует более совершенная и достаточно экономичная альтернатива – цементация грунтов.

Астрологический смысл кольцевой линии


Фото: ТАСС/Татьяна Макеева

Кольцевой линии столичного метрополитена приписывают множество легенд и тайных смыслов. Один вариант принадлежит астрологам. По мнению некоторых из них, Москва разделена на 12 секторов, каждому из которых приписан определенный знак зодиака.

В неслучайном порядке расположились и остановки на Кольцевой. Началу сектора Овна соответствует станция метро "Курская", следующая за ней "Таганская" соответствует Тельцу. Принцип понятен: "Павелецкая" – Близнецам, "Добрынинская" – Раку, "Октябрьская" – Льву, "Парк культуры" – Деве, "Киевская" – Весам, "Краснопресненская" – Скорпиону, "Белорусская" – Стрельцу, "Новослободская" – Козерогу, "Проспект Мира" – Водолею и, наконец, "Комсомольская" – Рыбам.

Правда, не очень понятно, какие бонусы положены носителю определенного знака на соответствующей станции. Хотя столичных студентов это не интересует – у них свое суеверие. В узких учебных кругах считается, что проезд по полному кругу Кольцевой способствует сдаче экзаменов.

Чашка кофе – лучший проектировщик


Фото: Москва 24/Никита Симонов

Еще одна легенда – о происхождении Кольцевой. Изначально тоннель такой формы не планировался. Вместо кольца город должны были пересекать диаметры, имеющие пересадки в центре.

Все изменилось во время доклада Иосифу Сталину о планах по строительству. Существует миф, что он, выслушав проектировщиков, очень удачно поставил кружку с кофе прямо на схему. Чашка оставила пятно в форме кольца на идеальном месте – как раз вокруг центра Москвы. Сталину незапланированные изменения понравились, и тогда он якобы настоял на появлении Кольцевой линии. Кстати, согласно этой же легенде коричневый цвет ветки на карте выбран не просто так – это отсылка к кофейному "прошлому".

Кстати, не обошлось без мифов и в диаметре ветки. Изначально Кольцевая должна была быть больше и проходить через Савеловский и Рижский вокзалы – крупные столичные транспортные узлы. Как гласит легенда, план изменили по указанию Георгия Попова, возглавлявшего тогда Министерство городского строительства СССР. Причной якобы стало то, что мать чиновника жила на улице Новослободской, через которую в итоге и пустили кольцо.

Тайна в названии

Фото: Москва 24/Евгения Смолянская

На буквах "Б" в названии станции "Библиотека имени Ленина" есть два странных одинаковых отверстия, вокруг происхождения которых ходит сразу несколько легенд.

Первая гласит, что дыры – это боевые ранения. Их оставили когда-то полицейские во время перестрелки с бандитами. Вторая – что отверстия появились после работы пьяных ремонтников. Они пытались на спор вогнать дюбели в букву. Какая из них правдивая – уже не узнать.

Как строилось метро в Москве, или История подземного города

Идея о запуске в Москве подземной железной дороги появилась на полвека раньше, чем проект стали воплощать в жизнь. С 1875 по 1930 год было представлено как минимум пять проектов строительства метрополитена. Но к работам приступили лишь в начале 1930-х годов, когда стало совершенно очевидно, что общественный транспорт (представленный в основном трамваями) не справлялся с пассажирскими перевозками. После пробки 6 января 1931 года, когда в городе на день встал весь транспорт — от трамваев до извозчиков, в Москве началось строительство метро.

1931–1940 годы: дворец для народа

На строительстве московского метро. Автор Н. Грановский. 1930-е годы

Первый поезд метро. 1934 год. Снимок предоставлен Московским метрополитеном

Всего за первое десятилетие было проложено 24,25 километра линий и построено 22 станции.

1941–1950 годы: спасение в военное время

Но однажды метро чуть было не уничтожили. Такой приказ поступил от Кагановича 15 октября 1941 года, когда враг подступал к Москве. Метро планировалось частично затопить, частично — заминировать. Утром 16 октября метрополитен первый раз за всю историю не работал. К вечеру приказ об уничтожении был отменен.

За годы военного лихолетья было проложено более 13 километров линий и открыто семь станций. А всего с 1941 по 1950 год московское метро увеличилось на 19,66 километра и 13 станций.

1951–1960 годы: от роскоши к простоте

После войны началось строительство четвертой очереди метрополитена — Кольцевой и Арбатской линий. Работы завершились уже в 1950-х годах.





Прокладка Арбатской линии совпала с началом холодной войны. До 1952 года о новой ветке не упоминалось в прессе, так как в случае ядерной угрозы эти станции должны были стать бомбоубежищами.

Всего в 1951–1960 годах было построено 33,5 километра линий и 21 станция.

За это десятилетие проложено 58 километров подземки и открыта 31 станция.

1971–1980 годы: связывая ветки



В 1970-х годах было проложено 52,8 километра пути и введено в строй 30 станций.

1981–1990 годы: обмен метроподарками

Всего за 1980-е годы проложено 46,5 километра пути и открыто 28 станций.

1991–2000 годы: первые станции новой страны




В это сложное десятилетие в государственной казне почти не было средств, поэтому многие станции метрополитену пришлось прокладывать за свой счет. Но несмотря на тяжелое финансовое положение, их оформление выглядит вполне достойно.

Во время последнего десятилетия прошлого века подземка увеличилась 32,8 километра и 19 станций.

2001–2010 годы: за пределы Москвы




За первое десятилетие нового века построено 37,5 километра пути и 21 станция. А с учетом монорельса москвичи получили за 10 лет 42 километра линий и 27 станций.







Ярким событием в жизни города стал запуск в 2016 году Московского центрального кольца — городской железной дороги, интегрированной в структуру метрополитена. 31 станция, расположенная на линии, позволяет горожанам быстро пересаживаться, минуя центр.

Сегодня метро продолжает распространяться по столице. Менее чем за последние семь лет в Москве открыто для пассажирского движения, считая МЦК, 55 станций и 101 километр линий — намного больше, чем в любой другой период строительства метрополитена. С вводом пяти первых станций Третьего пересадочного контура это уже будет 111,5 километра и 60 станций.

Всего за 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве будет проложено около 200 километров линий и открыто свыше 100 станций метро, считая МЦК. Примерно столько же было построено с 1965 по 2010 год, то есть за 45 лет.

Читайте также: