Сообщение о сюжете и героях повести выстрел

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Жанр, направление

Как уже было указано выше, данное произведение относится к жанру повести, литературное направление – реализм. Герой Сильвио поначалу предстает перед нами романтическим персонажем, но к концу произведения мы понимаем, что перед нами не такой простой персонаж, как могло бы показаться на первый взгляд. Смелость его поступков, живость и дерзость в принятии решений выдают пылкий нрав героя, что говорит о его принадлежности к реалистическому направлению.

Жанр произведения – повесть, на это указывает объем книги и количество сюжетных линий в ней.

Повествование сначала ведется от лица подполковника И. Л. П. , затем в роли рассказчика выступает отставной гусар Сильвио, а после – граф. И. Л. П. описывает нам жизнь армейского офицера, которая в своей цикличности не способна удивить простого солдата. Среди знакомых героя особо выделялся некий Сильвио, меткий стрелок, чья жизнь была в некоторой степени окутана тайной – никто не знал ни его доходов, ни состояния. При этом у него дома находилась богатая коллекция пистолетов, а стены были источены пулями, как соты. Он был щедрым хозяином – шампанское всегда лилось рекою в его доме, а обед состоял из двух-трех блюд. Однажды, во время одного из таких пиршеств, гости уговорили Сильвио прометать им банк, чего герой обыкновенно не любил. Нехотя он согласился. В какой-то момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.

И. Л. П. возмущен таким спокойным поведением друга, но в итоге выясняется, что Сильвио нужно свести счёты с одним человеком – будущим графом, который в свое время потеснил гусара, затмил своим очарованием, умом, красотой и, следовательно, стал его соперником. Сказав недругу плоскую грубость, Сильвио спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. В итоге был назначен поединок.

На дуэли графу достался первый выстрел, которым ему удалось пробить фуражку гусара. Но когда настал черед Сильвио, то граф вел себя бесцеремонно – ел черешни и выплевывал косточки. Эта беспечность возмутила Сильвио, и он отложил дуэль до другого раза. Продолжение этой истории И. Л. П. узнал позднее от самого графа, который оказался соседом рассказчика. Сильвио явился к графу во время медового месяца и грозился убить его. На самом деле, гусар хотел только напугать графа, показать ему свое превосходство и то, что необходимо почтительно относиться к условиям дуэли, и знать, что рано или поздно придется ответить за свою дерзость. Возможно, решающую роль тут сыграла просьба жены графа, Маши.

Мы видим глубинную трансформацию героя – из романтика он превращается в настоящего реалиста, готового трезво смотреть на вещи и не боящегося достичь своей цели – поставить обидчика на место. В конце повести мы узнаем, что Сильвио погиб смертью храбрых в сражении под Скулянами.

Главные герои и их характеристика

Трое главных персонажей данной повести — подполковник, граф, отставной гусар — одновременно являются ее рассказчиками. Центральной, безусловно, является фигура Сильвио. Выжидая удобный случай для того, чтобы отомстить графу за оскорбление и регулярно упражняясь в стрельбе, гусар прозревает только в момент, когда, оказавшись на территории поместья недруга, графу вновь достается первый выстрел, и тот пробил пулей висевшую над головой гостя картину.

По словам Г. Макогоненко, происходит нравственное обновление героя; он понимает, насколько пошлым и низким было его желание убить счастливого противника. Граф, в свою очередь, в этот момент, должно быть, оценил, насколько он был неправ, и что мщение – не главная цель в жизни. Подполковник выступает своеобразным наблюдателем за жизнью двух конкурирующих друг с другом людей.

Темы и проблемы

Автор затрагивает темы благородства, сострадания, отмщения. Основная тема – месть и ее преодоление через осознание важности человеческой жизни.

Повесть затрагивает важную проблему – отстаивания собственной чести, восстановления доброго имени в глазах окружающих ценой убийства. Стоит ли оно того? Автор отвечает однозначно: честь не стоит жизни человека.

Главная мысль

Смысл книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей совести.

Как утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и состоит главная мысль повести.

Чему учит?

Произведение учит благородству, хладнокровию в поступках, умению сдерживаться в сложных ситуациях, где всё может выйти из-под твоего контроля.

Давать волю своему честолюбию уместно во время сражения на поле битвы, но при общении с людьми – будь то твое ближайшее окружение или коллеги — необходимо во всем находить золотую середину.

Выстрел главные герои

История написания

Главные герои выстрел пушкин

Как говорил Александр Сергеевич, история, которая описана в произведении, является автобиографичной. Современники автора ее сравнивают с дуэлью Пушкина и офицера Зубова, куда писатель отправился со жменей черешни и демонстративно ее ел, пока соперник совершал выстрел. Сначала Александр Сергеевич не включил произведение в сборник, поскольку хотел опубликовать как отдельную повесть, но после передумал, и во время первого издания она находилась на четвертом месте из написанных пяти историй.

Смысл заглавия и жанр

Характеристика сильвио из повести выстрел

Заглавие само говорит о том, какова будет основная тема в повести. Непосредственно выстрел начинает преследовать читателя с первых строк произведения: стены в доме Сильвио продырявлены множественными пулями, он каждый день стрелял в картину, а разговор графа и рассказчика начался с того, что офицер увидел простреленный портрет. Так, заголовок связан не только с основным сюжетом (дуэлью), вокруг которого идет весь рассказ. Суть названия проходит через все произведение красной нитью.

Главные герои выстрел

Следующие события происходят через время. Рассказчик селится в деревне и решает познакомиться с соседями. Он заходит к графу и видит портрет с двумя пулями, соединенными в одной точке. Рассказчик вспоминает о Сильвио, и начинает о нем говорить. Граф хочет узнать, как звали меткого стрелка и практически теряет дар речи, когда услышал, как его зовут. Выяснилось, что граф и был соперником Сильвио. После рассказчику повествуют об окончании истории.

В один день граф у себя в доме видит Сильвио, который потребовал свой несделанный выстрел, но дал шанс выстрелить сопернику (первый стрелял граф). Он попал в портрет, в это время пришла графиня, которая кинулась в колени Сильвио, прося не убивать супруга.

Муж просит ее подождать в другой комнате, после потребовал стрелять. Гусар опустил оружие, он понял, что добился, чего хотел, получил требуемую эмоцию и, уходя, из дверей выстрелил в то же место, куда и граф.

Описание персонажей

Герои повести — это гусар в отставке Сильвио, рассказчик и граф. Охарактеризовать этих персонажей можно так:

Характеристика сильвио из повести выстрел

Раскрытие проблем

В этой повести затронуто много важных проблем. Этическая проблематика особо интересна и актуальна:

Выстрел главные герои пушкин

  1. Честь. Сильвио, как романтический образ, довольно остро воспринял проблему собственной чести и, увидев, что граф может угрожать его репутации, тут же пытается вернуть ее, организовать на дуэль. Но, опуская ствол пистолета в завершении рассказа, Сильвио как бы восстановил честь, осознавая, что с его стороны будет подло застрелить графа.
  2. Ценность жизни. Сначала граф ничем не дорожит, он с легкостью готов попрощаться с жизнью, потому спокойно стоит перед Сильвио, поедая черешню. Но когда у него появилась любящая жена, он осознал ценность своего существования, поскольку не хочет сделать больно девушке, расстаться со счастьем, которое недавно обрел. Такой мотив, вероятно, навеян тем, что писатель сам переосмыслил собственную жизнь (повесть была создана перед свадьбой Пушкина).
  3. Смысл мести. В этом случае Сильвио не хочет, чтобы граф погиб, он пытается заставить его унижаться, поскольку знает, что это для противника намного сложней. Главный герой жил, чтобы отомстить. Он посвятил этому всего себя. Но в конце даже неясно, кто выиграл, а кто проиграл. Если граф понял смысл своей жизни, то Сильвио его потерял, поскольку месть уже не была стимулом к существованию.

Тематика и идея

Писатель затронул в произведении темы великодушия и любви. Эти тематики можно описать следующим образом:

  1. Любовь. Это чувство показало графу значение жизни и спасло его, поскольку именно супруга сделала то, что хотел Сильвио — кинулась в ноги и просила пощады мужа.
  2. Великодушие. Герой понял, что не может убить человека, который по большому счету не сделал ему чего-то плохого. Помимо этого, он пожалел графиню, которая совершенно ни в чем не повинна, она просто станет жертвой его самосуда.

Смысл произведения состоит в том, чтобы описать значение гуманизма в человеческой жизни. Людям нужно выбирать не мщение, а прощение, поскольку лишь оно освободит душу. Сильвио потратил много времени, ожидая удобного случая для выстрела, но в эту важную минуту осознал истину — отмененный выстрел не может дать ему права застрелить графа. Его мщение — подлое убийство человека, который по закону чести не способен защитить себя.

Пушкин Александр Сергеевич

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Ценность человеческой жизни

Проблема: Собственную жизнь ценишь не всегда.

Я не считаю, что в момент дуэли граф не ценил собственную жизнь. Если он с легким сердцем ел черешни – это еще ни о чем не говорит. Судя по всему, Сильвио уже тогда был метким стрелком, а граф стрелял не особо хорошо. И графу важно было предъявить другой козырь – вот он и продемонстрировал абсолютное спокойствие. Такое поведение может сильно разозлить противника, и он промахнется. Я считаю, что спокойное поведение перед лицом опасности – прекрасный способ решить сложную задачу.

Я бы сказала, что граф всегда ценил свою жизнь. Об этом говорит тот факт, что он – счастливчик. Он имел благородные корни, богатство, успех у женщин, друзей, а в итоге удачно женился.

А вот Сильвио свою жизнь не ценил. Доказательством этому может служить описание его убогой мазанки с простреленными стенами и тем, какие у него интересы. В его жизни есть только одна важная тема – отомстить человеку, который в чем-то превосходит его. Лучше бы он думал о себе и своей жизни, чем вынашивал план мести.

В финале повести Сильвио меняет свое решение. Доброта и великодушие одержали над ненавистью верх. Возможно, он не убивает графа потому, что ощущает в этот момент, насколько ценна жизнь человека.

2. Тема: Тема чести и бесчестия.

Проблема: Вопрос чести и бесчестия в 19 веке решался своеобразно. Незначительная ссора могла тут же вспыхнуть и спровоцировать вызов на дуэль с тяжелейшими последствиями для обеих сторон. Мне не понятны эти поединки. Неужели, если два человека повздорили, то это карается смертью? Чудовищные законы, унесшие немало молодых жизней, включая и жизнь самого Пушкина.

3. Тема: Цели, которые ставит перед собой человек.

Не очень понятен и смысл мести. Что хотел увидеть Сильвио? Граф вел себя достойно, не унижался, не молил о пощаде. Кто в этом поединке победил? Неужели ради этого момента стоило так портить собственную жизнь?

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Сильвио находится в ярко выраженном противостоянии с образом графа. Со стороны самого графа противоборство начинается с момента оскорбления и ответной пощечины. Изначально граф даже желал подружиться с интересным и харизматичным Сильвио, но увидев, холодность в его отношении, отступил.

После того, как Сильвио посчитал себя отмщенным, противоборство образов завершается, хотя граф еще с волнением вспоминает данный инцидент, а Сильвио погибает на поле битвы. Думаю, что эта ситуация окончательно не была решена.

Образ графа и его жены Маши находится в ощутимом единстве. Возможно, именно Маша сыграла основную роль в прощении своего обидчика главным героем.

п.4. Литературные приёмы

На мой взгляд, это описание лучше всего отражает то состояние, которое испытывает главный герой. Внутри Сильвио – пустота. Он не чувствует радости и удовлетворения. Вместо этого Сильвио заполняет свою жизнь жаждой мести, которая придает ей смысл. Для Сильвио важно только сражение и признание себя победителем. Все остальное для него не имеет смысла. Разрешив ситуацию, исчерпав свою цель, главный герой погибает.

Этот же символ - простреленная картина, привлекает внимание рассказчика в гостях у графа. Если бы не она, то разговор о Сильвио мог бы никогда и не зайти.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – конфликт Сильвио с графом за право быть лучшим. Граф заставил Сильвио усомниться, что тот будет всегда первым. Это откровение, данное самой жизнью, главный герой был не в силах перенести. Он сражается всю свою жизнь за иллюзорное первенство во всем. Сильвио так и погибает на поле брани, не ощутив радости спокойной и счастливой жизни.

  • Анализ произведения
  • Описание героя и случай на обеде
  • История дуэли
  • Реванш Сильвио
  • Выводы из произведения
  • Отзывы

Выстрел краткое содержание

Анализ произведения

  • Сильвио — гусарский офицер в отставке;
  • Рассказчик — молодой армеец, от имени которого ведется повествование.

Также там имеются второстепенные персонажи. Автор дает им следующие характеристики:

  • Граф Б*** — мужчина в возрасте около 30 лет, привлекательный наружности, владелец большого имения. В молодости он был гусарский офицером, стрелялся с Сильвио на дуэли;
  • Графиня Б*** — жена графа, красивая женщина.

Описание героя и случай на обеде

Действие первой части в повести

Действие первой части происходит в захолустном городке, где был расквартирован гвардейский полк. Молодые офицеры скучали от размеренной гарнизонной жизни. Их развлекало лишь знакомство с проживающим там отставным гусаром Сильвио, который часто устраивал для них обеды. Это был угрюмый человек крутого нрава, обладающий злым языком. Он никому не рассказывал, почему получил отставку и зачем проживал в захолустье. Его доходы и состояние также были неизвестны.

Хотя обеды Сильвио не отличались роскошью, там всегда было много шампанского. Этот загадочный человек владел искусством необыкновенно меткой стрельбы. Несмотря на это, он никогда не принимал участия в разговорах офицеров о поединках. Когда его спрашивали, доводилось ли ему самому драться, он коротко отвечал, что доводилось. Молодые офицеры полагали, что этот великолепный стрелок убил кого-то на дуэли.

 на обеде у Сильвио произошел странный случай.

Однажды на обеде у Сильвио произошел странный случай. Подвыпившие гости устроили карточную игру, при этом банк метал сам хозяин. Как обычно во время игры, он молча исправлял ошибки понтеров в записях. Одному молодому прапорщику, недавно появившемуся в полку, не понравилось, что Сильвио исправил его ошибку. Он потребовал объяснений, но отставной гусар упорно молчал. Тогда разошедшийся прапорщик в бешенстве запустил в него шандалом, после чего хозяин попросил его удалиться.

Все полагали, что Сильвио отомстит за оскорбление и вызовет обидчика на дуэль. Зная его необыкновенную меткость, они считали его противника уже мертвым. Но вопреки ожиданиям, вызова на дуэль не последовало, Сильвио удовольствовался небрежным извинением. Это обстоятельство поначалу испортило репутацию отставного гусара. Но вскоре все забылось, и жизнь вернулась в прежнее русло. Однако один из офицеров, которому Сильвио больше всех симпатизировал, не мог смириться с его унижением.

История дуэли

История дуэли

Все разъяснилось в тот день, когда на имя отставного гусара пришел пакет в полковую канцелярию. Прочитав послание, Сильвио объявил офицерам, что вскоре уезжает, и созвал всех на прощальный обед. После его окончания, когда все расходились по квартирам, он попросил остаться симпатичного ему молодого человека, от лица которого ведется рассказ, и открыл ему обстоятельства своей жизни. Он объяснил, что не вызвал на дуэль оскорбившего его офицера, потому что не может рисковать.

Оказывается, несколько лет назад Сильвио служил в полку, где отличался буйным и веселым нравом. Его первенство среди офицеров было неоспоримым до тех пор, пока там не появился соперник, богатый и знатный молодой человек. Это был жизнерадостный повеса, которому всегда и во всем везло. Сначала юноша пытался подружиться с Сильвио, но ему не удалось этого сделать. Тогда он без сожаления удалился.

Сильвио бесило, что молодой граф превосходил его во всем. Он пытался писать на него эпиграммы, но тот отвечал на них весело и остроумно. В конце концов Сильвио возненавидел своего соперника. Однажды на балу у знакомого помещика Сильвио отпустил плоскую шутку о даме, с которой у графа был роман, за что тот ударил его.

Дуэль была назначена на утро. Противник пришел на нее с фуражкой, полной черешен. Ему опять повезло — он должен был стрелять первым. Граф выстрелил и прострелил Сильвио фуражку. Когда Сильвио целился, его враг спокойно постоял под дулом пистолета и ел черешни. Равнодушное поведение противника возмутило Сильвио, и он отказался стрелять. На это граф ответил, что он может сделать выстрел, когда ему будет угодно. После этого Сильвио недолго оставался в полку и вскоре подал в отставку.

Он желал отомстить своему оскорбителю, но понял, что молодой офицер не дорожит собственной жизнью. Поэтому он решил дождаться того времени, когда все изменится. И вот, наконец, этот час настал. Ему написали, что граф собирается жениться на молодой красивой девушке.

Сильвио решил посмотреть, так ли его противник будет равнодушно стоять под дулом пистолета перед собственной свадьбой, как тогда в полку, когда он ел черешни. Рассказав эту историю, он простился с другом и вскоре уехал.

Реванш Сильвио

Через несколько лет рассказчик подал в отставку и поселился в принадлежащей ему небогатой деревеньке. Там он скучал до тех пор, пока не стало известно, что в соседнее имение возвращается его владелец с молодой женой, которых автор в сокращении называет граф и графиня Б *** . Рассказчик сразу же отправился к ним с визитом.

Реванш Сильвио

По описанию автора, супруги оказались очень симпатичными людьми. Они радушно приняли соседа и произвели на него очень приятное впечатление. Внимание гостя привлекла картина, которая была пробита двумя пулями, всаженными одна в другую. Он сказал, что некогда был дружен с человеком, который мог сделать подобный выстрел. Граф поинтересовался, как звали этого меткого стрелка, и сосед рассказал, что его имя Сильвио.

Это имя привело молодую пару в смущение. Граф спросил, не сообщил ли его друг о произошедшей с ним странной истории. Тут рассказчик понял, что встретил давнего врага Сильвио. Граф рассказал ему о новой встрече со своим противником.

Она произошла 5 лет назад в этом имении, где супруги проводили медовый месяц. Однажды они возвращались с прогулки, и случилось так, что граф приехал первый, а его жена отстала. Когда он зашел в дом, ему сообщили, что его дожидается человек, который не назвал своего имени. В гостиной граф увидел Сильвио, и тот напомнил, что за ним остался выстрел.

Нежданный гость предложил опять тянуть жребий. Граф сильно волновался, ведь вот-вот должна была возвратиться его жена. Ему опять достался первый выстрел. Он выстрелил против всех правил и попал в картину. Через минуту в комнату вбежала испуганная женщина, и граф стал уверять ее, что они просто шутят со старым другом. Но все, что происходило, совсем не было похоже на шутку.

Женщина была на грани обморока, и граф закричал Сильвио, чтобы тот немедля стрелял. На это его противник серьезно ответил, что ему достаточно того, что он видел испуг своего врага, остальное пусть останется на его совести. Он пошел к двери, но по пути повернулся и выстрелил, почти не целясь. Пуля попала в то же самое место, куда стрелял граф. После этого случая Сильвио исчез. Вскоре стало известно, что он погиб, участвуя в греческом восстании Александра Ипсиланти против турецкого владычества.

Выводы из произведения

Выводы из произведения

Пушкин поднимает вопрос о том, как судьба влияет на жизнь героев, их решения и поступки. Он делится своими размышлениями с читателем и делает следующие выводы:

  • нельзя распоряжаться чужой жизнью лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции;
  • мелочные обиды и ущемленное честолюбие не стоят того, чтобы ради них убивать своего ближнего;
  • нельзя решать судьбу другого человека в угоду себе, какой бы сильной ни была обида.

Главный герой в конце повести поступил мудро. Он увидел в графе не злейшего врага, а обычного человека, который дорог своим близким. Сильвио простил нанесенное ему оскорбление и ушел не убийцей, а достойным человеком.

Отзывы

Во второй части повести главный герой выступает не как мститель, но как строгий судья. Его приговор: граф может жить, так как его жизнь теперь приобрела особый смысл.

В повести происходит сопоставление двух противоположных натур: мрачного и завистливого Сильвио и жизнелюбивого повесы графа.

Читайте также: